В.М. Мясищев
Владимир Михайлович Мясищев
Владимир Михайлович Мясищев.
Владимир Михайлович Мясищев это выдающийся советский авиаконструктор.
Он создал самолёты, которые во времена холодной войны оставили СССР в неприкосновенности!
В. М. Мясищев стал известен в середине 50-х годов 20-го века. Тогда его самолёты были, первый раз показаны широкой публике.
В.М. Мясищев прошёл все этапы становления главным конструктором, начиная с рядового чертёжника. Дело в том, что именно в начале 50-х годов, в СССР появилась необходимость в самолётах одновременно и с большой грузоподъёмностью и с большой дальностью полёта. Такая необходимость была вызвана появлением ядерного оружия, которое нужно было доставить за океан. Сталину подсказали про генерала Мясищева. Вот В.М. Мясищеву и поручили заняться созданием таких самолётов. Забегая немного вперёд, скажем, что если бы Н. С. Хрущёв был чуточку умнее, и повернулся бы к КБ В.М. Мясищева «лицом», а не «задом», то уже в 70-х годах 20-го века наша страна, а может быть и весь цивилизованный мир летали бы не на дозвуковых, а на сверхзвуковых лайнерах!
Род Мясищевых корнями врос в землю самой что ни на есть средней России, нашего с вами Ефремовского края. Владимир Михайлович Мясищев родился 28 сентября 1902 года в городе Ефремове Тульской губернии.
В то время в нашем городе проживало 10088 человек, имелось 7 церквей, мужская и женская прогимназии, реальное и духовное училище. Фабрик и заводов было 34, с 226 рабочими. К числу достопримечательностей Ефремова относились множество фруктовых садов по окраинам. Жили в Ефремове торговлей.
Родители авиаконструктора
Дед Володи Михаил Григорьевич держал гастрономический магазин на самой фешенебельной улице города – Московской. Женился М.Г. Мясищев на вдове Агафье Васильевне, урожденной Киндяковой. Пятнадцать лет брак оставался бездетным. Чего только не делала Агафья Васильевна - и травы заговорные пила, и на богомолье ходила, и советы знахарок выполняла. Так или иначе, в 1873 г. в семье Мясищевых появился долгожданный ребенок – сын, нареченный Михаилом.
Надо ли говорить, сколько лелеяли и холили родители единственного наследника, кутали его неимоверно, гулять выводили только в теплую погоду. Ну, а известно, у семи нянек дитя без глазу. Мишенька заболел воспалением легких. В отчаянии отец поехал в Москву и выписал профессора Захарьина. Заставить московскую знаменитость в такую даль могли только неподдельное родительское горе и большой гонорар. Мишеньку выходили.
По совету Захарьина, посчитавшего необходимым питать слабые легкие мальчика сосновым ароматом, Михаил Григорьевич надстроил второй этаж из смолистой сосны, где и поселил сына. Мало того, каждый вечер устилали улицу соломой, чтобы цокот копыт и скрип тележных осей не беспокоил юного Михаила.
Учеба в Ефремовской гимназии не оставили ярких следов в биографии будущего купца (именно на этой благополучной стезе видели его родители). По окончании гимназии Мишу отправили ни куда-нибудь, а в Париж. Пусть по-настоящему освоить прононс, научится вальсировать, вести живой светский разговор, приобретет хорошие манеры. И надо сказать, юный Михаил Мясищев немало преуспел в этих науках.
Во всяком случае, через несколько лет, в Ефремове не находилось ему конкурентов по части танцев и знания французского. А белая лошадь, купленная по возвращении из дальних странствий на которой Мясищев гарцевал по главной улице, стала предметом всеобщей зависти.
Здесь стоит сделать отступление и поведать о другой семье, так же жившей в городе. Глава ее, аптекарь, Евгений Власьевич Дудкевич, поляк по национальности, был вынужден уехать из Польши после восстания 1863 года, обосновался в Ефремове. Пан Дудкевич отличался приятной наружностью и несдержанностью, переходящей в самодурство. Жена Евгения Власьевича Валерия, напротив, слыла простой и деликатной особой. Две дочери Дудкевич тоже были антиподами.
Янина – писаная красавица в польском стиле – во многом унаследовала характер отца, Марыля, пошла в мать. Янина училась в русской гимназии и дружила с племянницей Агафьи Васильевны Еленой Киндяковой. Однажды на одном из музыкальных вечеров она увидела, как танцует Михаил Мясищев, и была просто очарована им.
Симпатия оказалась взаимной. Барышне еще не исполнилось семнадцати, кавалеру шел двадцать пятый год. Долго таить своих чувства они не смогли, и вот настал момент, когда Михаил отправился просить руки Янины.
Средь бела дня малознакомый молодой человек, к тому же русский, вознамеривается открыть калитку, пройти по дорожке, по обе стороны которой разбиты цветочные клумбы, взойти на крыльцо и заикнуться, просить руки панны Янины! Евгений Васильевич вне себя от гнева спустил на Мясищева собаку.
В тот же вечер и родители Михаила заявили, что не примут на себя позора, коли их сын женится на полячке.
Не дождавшись благословения родителей, молодые сбежали, тайно обвенчались и уехали в Москву. Оба отца прокляли семьи друг друга. Через несколько месяцев после побега, когда страсти немного поутихли, Михаил и Янина вернулись в Ефремов. Здесь и родился их первенец Володя.
Он рос обычным ребёнком, без конкретной привязанности к технике. В возрасте 11-ти лет поступил в Ефремовское реальное училище с математическим уклоном.
Отличником там не был, но и отстающим тоже. Учился в основном на четвёрки. Впервые В.М. Мясищев заинтересовался авиацией во время учёбы в училище, но это не связано с самим училищем. Получилось так, что в Гражданскую войну через город Ефремов на Южный фронт перелетал отряд красных военных лётчиков.
До этого В.М. Мясищев видел самолёты только на картинках в журналах, а тут представилась возможность их потрогать! Позже в своих воспоминаниях Мясищев сам написал, что именно это событие произвело на него неизгладимое впечатление и определило его дальнейшую судьбу.
В 1918-м году В.М. Мясищев окончил реальное училище. После революции 1917-го года в нашей стране была разруха, и даже голод! В это же время в нашей стране шла Гражданская война. С учётом тяжёлого времени В.М. Мясищев брался за любую работу. Сначала был счётоводом в частной конторе, потом делопроизводителем в райвоенкомате, был даже актёром в театре в своём родном городе Ефремов. Тяжёлые годы вырабатывают сильный характер. Видимо в эти времена В.М. Мясищев приобрёл такой характер!
В 1920-м году В.М. Мясищев переехал в Москву и поступил в Московское Высшее Техническое училище на механический факультет. В то время студентам платили за учёбу не денежную стипендию, а выдавали продовольственный паёк, но прожить на него было невозможно.
Поэтому В.М. Мясищев устроился на подработку. Вечером он подрабатывал педагогом в Детском доме. Через некоторое время получил должность Председателя школьного Совета. Несмотря на должность, для дополнительного заработка приходилось иногда, и разгружать вагоны!
В Московском Высшем Техническом училище среди преподавателей были ученики и сподвижники основателя
российской аэродинамики профессора, Николая Егоровича Жуковского.
В то время вообще в нашей стране царил дух становления и развития авиации!!! Тем более авиационная тема существовала в техническом училище, где работали преподаватели ученики Жуковского. Всё это вместе с юношеской памятью о военных самолётах подстегнуло интерес В.М. Мясищева к авиации. На третьем курсе, когда пришло время выбирать специальность В.М. Мясищев выбрал аэродинамику.
Находясь на учёбе, он продолжал работать. В 1924-м году пришёл в НОА ВВС – Научно Опытный Аэродром Военно-Воздушных Сил. Сначала работал там чертёжником, потом получил должность конструктора. Там он получил бесценный опыт проектирования самолётов.
Учёба в училище подходила к концу, и пришло время выбирать тему дипломной работы. В.М. Мясищев выбрал тему «цельнометаллические истребители». Дело в том, что в тот момент это была совершенно новая тема. В тот момент цельнометаллические истребители были ещё только лишь В ЗАДУМКЕ. Причём сам В.М. Мясищев, будучи конструктором на Научно Опытном Аэродроме не занимался цельнометаллической авиацией совсем. В то время в СССР в 1925-м году существовал один единственный цельнометаллический самолёт разведчик АНТ 3 конструкции А. Н. Туполева.
Несмотря на новизну и сложность дипломной темы В.М. Мясищев
успешно защитил диплом!
В 1926-м году Мясищев окончил ВУЗ и был отправлен работать в ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический институт). Там он начал работать под руководством Владимира Михайловича Петлякова, возглавлявшего отдел крыла.
В числе первых работ В.М. Мясищева стала разработка крыла для тяжёлых бомбардировщиков ТБ 1 и ТБ 3. Так же он принимал участие в проектировании бомбовых отсеков для этих бомбардировщиков, что тоже было новым делом, требовавшим множества стендовых испытаний. В самом начале производственной карьеры В.М. Мясищев проявил себя талантливым конструктором. Причём он мог совмещать конструирование с научно-исследовательской работой!
Одновременно с трудовой деятельностью Мясищев увлекался планеризмом.
Он регулярно приезжал в Коктебель для участия во всесоюзных соревнованиях планеристов. Дело в том, что почти все знаменитые советские авиаконструкторы прошли школу планеризма. В то время самостоятельное создание планеров было наилучшим учителем в деле становления хорошим авиаконструктором! Летом 1929-го года во время отпуска в Крыму В.М. впервые встретился со своей будущей женой. На 3-й день знакомства они пошли в ЗАГС.
После возвращения из отпуска уже с женой Мясищев продолжил работать в ЦАГИ.
Вскоре А.Н. Туполев предложил трудолюбивому конструктору возглавить отдел экспериментальных самолётов. Будучи в этом отделе Мясищеву поручили спроектировать торпедоносец Т 1 (АНТ 41). Самолёт был спроектирован и даже прошёл испытания. Это был первый в СССР именно целевой самолёт, и именно торпедоносец, причём на нём было применено несколько оригинальных конструкторских решений. Но в одном из полётов Т 1 разбился и на этом существование этого самолёта закончилось.
В 30-х годах 20-го века СССР крайне нуждался в пассажирских и транспортных самолётах.
В тот момент советские авиаконструкторы не могли предложить надёжную конструкцию.
Тогда советское правительство договорилось о покупке в Америке передового пассажирского самолёта DC 3.
Американский самолёт DC 3
Модификация |
DC-3E |
Размах крыла, м |
28.96 |
Длина, м |
19.57 |
Высота, м |
5.16 |
Площадь крыла, м2 |
91.69 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7697 |
нормальная взлетная |
12700 |
Тип двигателя |
2 ПД Pratt Whitney R-1830-93 Twin Wasp |
Мощность, л.с. |
2 х 1200 |
Максимальная скорость , км/ч |
369 |
Крейсерская скорость , км/ч |
293 |
Практическая дальность, км |
2414 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
345 |
Практический потолок, м |
7071 |
Экипаж |
2-3 |
Полезная нагрузка: |
нормально - 21 пассажир, максимально - 28 пассажиров |
Этот самолёт как раз можно было использовать в обоих вариантах и в пассажирском и в транспортном. В.М. Мясищев вошёл в комиссию по получению самолёта и необходимой технической документации. После возвращения в СССР В.М. Мясищев досконально изучил чертежи, переделал дюймовые меры в метрические. Затем ему поручили организовать серийное производство DC 3 на заводе N 84 в Филях.
Здесь он впервые в СССР внедряет американскую новинку – плазово шаблонный метод производства самолётов. В дальнейшем такой метод позволял массово использовать взаимозаменяемость узлов и агрегатов самолётов.
Довести начатое дело Владимиру Михайловичу Мясищеву не дали. В 1938-м году он был арестован и отправлен в ЦКБ 29. Это закрытое конструкторское бюро. Оно являлось тюрьмой. Её официальное название ЦКБ 29 НКВД.
Там находились многие авиационные конструктора. Туполев со своим коллективом занимался конструированием самолёта под названием «103».
«Охранник разводит нас по „месту жительства“, как он это называет, по камерам, как думаем мы», — вспоминал авиаинженер Леонид Кербер свое появление в туполевской «шараге». — Дверь за нами замком не лязгает. Осматриваемся. По стенам 30 солдатских коек, покрытых байковыми одеялами, у каждой тумбочка, на ней пачка папирос «Дукат», окно в решетке, несколько стульев. Уже другой охранник произносит что-то вроде «пожалуйте ужинать». Человек полтораста, сидящих за столами, покрытыми белоснежными скатертями, одновременно поворачивают головы, кто-то вскрикивает, кто-то бежит навстречу, много знакомых, дружеских лиц, к нам тянутся руки. За разными столиками находим: А. Н. Туполева, В. М. Петлякова, В.М. Мясищева… одним словом, весь цвет русской национальной авиационной мысли".
Петляков создавал истребитель «100». В.М. Мясищев работал под руководством Петлякова, но самостоятельно сумел в тюремных условиях спроектировать эскиз дальнего высотного бомбардировщика.
Правительство страны заметило проект В.М. Мясищева и разрешило создать собственное авиационное конструкторское бюро. В том же 1938-м году он представил рабочий проект дальнего высотного бомбардировщика ДВБ 102.
Самолёт Владимира Михайловича Мясищева ДВБ102
Новизна этого самолёта состояла в том, что в нём была заложена герметичная кабина для 4-х пилотов, большой бомбовый отсек длиной 6 метров под бомбы крупного калибра, дистанционно управляемые пушки. В тюрьме В.М. Мясищев всегда думал о своей семье – жене и дочери.
Он всегда знал, что они ждут его возвращения. В тюрьме он регулярно получал от семьи письма. Только благодаря им, он не опускал руки.
В июле 1940-го года В.М. Мясищева перевели в Омск без права выезда. Семья переехала к нему. В Омске он продолжил работу над ДБВ 102. Первую опытную машину построили летом 1941-го года после начала войны.
На испытаниях она показала хорошие результаты скорости и высоты полёта.
Только дальность оказалась существенно меньше ожидаемой, поэтому самолёт в серию не пошёл. Но В.М. Мясищев получил за этот самолёт благодарность от правительства и государственную премию. Это был 1942 год и премию он отдал в фонд дальней авиации, хотя жизнь в это время была очень тяжёлой.
В 1942-м году в авиационной катастрофе погиб Владимир Михайлович Петляков. Естественно встал вопрос, кто его заменит. На тот момент в советской авиации пикирующий бомбардировщик В.М. Петлякова Пе-2
являлся основным бомбардировщиком, поэтому нельзя было допустить ни малейшего срыва в его производстве. Выбор пал на Владимира Михайловича Мясищева. В 1943-м году он с частью своего КБ был направлен на Казанский завод, где серийно выпускался Пе 2. В годы войны было создано около 10-ти модификаций этого самолёта.
Модификация |
Пе-2 |
Размах крыла, м |
17.60 |
Длина, м |
12.60 |
Высота, м |
3.42 |
Площадь крыла, м2 |
40.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
6200 |
нормальная взлетная |
7775 |
максимальная взлетная |
8715 |
Тип двигателя |
2 ПД М-105 |
Мощность, л.с. |
2 х 1100 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
на высоте |
540 |
у земли |
432 |
Крейсерская скорость , км/ч |
412 |
Практическая дальность, км |
1500 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
9000 |
Экипаж |
3 |
Вооружение: |
два носовых 12.7-мм пулемета УБК и до четырех 7.62-мм пулеметов ШКАС |
В 1944-м году Владимир Михайлович Мясищев получил звание генерал майора! В то время все авиационные конструктора получали воинские звания, однако это не означало получение воинской должности. В 1945-м Мясищева наградили орденом Суворова!
Несмотря на заслуги, в 1946-м году КБ Владимира Михайловича Мясищева расформировали. Сотрудников КБ Мясищева перевели работать в КБ Ильюшина. Сам Владимир Михайлович Мясищев был назначен деканом самолётостроительного факультета Московского Авиационного Института, где он начал читать курс «конструкция и проектирование самолётов». Работает добросовестно с полной отдачей. В МАИ Владимир Михайлович Мясищев 5 лет растил молодых инженеров. Его лекции были больше похожи на практическую подготовку авиационных конструкторов, чем на теоретический курс! Его учениками были выдающиеся авиаконструкторы Генрих Васильевич Новожилов, Алексей Андреевич Туполев. Кроме лекций Владимир Михайлович Мясищев продолжил заниматься своим привычным делом – конструированием самолётов.
В это время Владимир Михайлович Мясищев задумал спроектировать дальний РЕАКТИВНЫЙ стратегический бомбардировщик. В этом проекте он задействовал и студентов. Многие курсовые и дипломные работы, так или иначе, были связаны с этим самолётом! Получившийся проект Владимир Михайлович Мясищев направил в министерство авиационной промышленности. Там этот проект одобрили потому, что в условиях холодной войны СССР
нуждался в стратегическом бомбардировщике способном доставить ядерное оружие за океан!
В 1951-м году В.М. Мясищеву вновь поручают создать своё собственное КБ, для завершения работ по реактивному стратегическому бомбардировщику. Ему разрешили набирать людей из любых организаций. Естественно он вернул к себе тех конструкторов, с которыми он работал раньше. Так же конструкторскому бюро Владимира Михайловича Мясищева отдали в подчинение авиационный завод N 23 в Филях.
При создании реактивного стратегического бомбардировщика руководствовались принципиально новыми идеями по аэродинамике и компоновке самолёта. Например, шасси на этом самолёте сделали так называемое «велосипедное».
Это значит, что две основные стойки шасси располагались только на фюзеляже самолёта друг за другом, а на самых концах крыльев располагались только маленькие поддерживающие крылья стойки шасси. Меньше, чем за год с момента образования КБ Владимира Михайловича Мясищева на завод в филях было отправлено 55 000 чертежей! Грандиозная работа! Новизна этого проекта подняла завод на новый уровень технического развития. В ходе изготовления реактивного стратегического бомбардировщика создавались специальные лаборатории для испытаний отдельных агрегатов. Владимир Михайлович Мясищев придавал большое значение стендовым испытаниям. Он говорил, что лучше обнаруживать изъяны на земле.
В 1952-м году изготовили первый экземпляр самолёта. Он получил обозначение «М». В октябре по Москве реке его перевезли для испытаний на аэродром имени Жуковского. На первой стадии испытаний самолёт проходит наземные испытания. Самолёт Владимира Михайловича Мясищева был создан в фантастические сроки. От начала проектирования до первого взлёта прошло всего 22 месяца! Срок фантастический даже если бы он создавался с применением современной компьютерной техники! Для сравнения скажем, что американский «B-52» того же времени создавался 9 лет.
Великобританский “ Вулкан “ создавали 6 лет.
Единственным существенным недостатком самолёта был большой расход топлива, но это вина НЕ КБ Владимира Михайловича Мясищева, а КБ двигателей, в данном случае КБ Александра Александровича Микулина.
Первый советский реактивный стратегический бомбардировщик В.М. Мясищева впервые взлетел 20-го января 1953-го года. Испытывал машину Фёдор Фёдорович Опадчий.
По его словам самолёт оторвался от полосы легко! В 1954-м году 9-го мая самолёт показали на воздушном параде над Москвой. После завершения государственных испытаний самолёт был принят на вооружение. Ему присвоили название «М 4». Через 2 года было выпущено 19 штук М 4. По словам лётчиков летавших на этом самолёте М 4 был очень приятен в пилотировании и был очень «летучим»!
Так же он был удобен в эксплуатации для авиатехников.
Самолёт Владимира Михайловича Мясищева 3М
На достигнутом, Владимир Михайлович Мясищев не остановился. Далее он совершенствовал М 4. За несколько месяцев было разработано более 7 000 чертежей новой модификации самолёта! В декабре 1954-го года их передали на завод для создания первого опытного самолёта. Через год, в Жуковский был доставлен модифицированный экземпляр для испытаний. В марте 1956-го года лётчик-испытатель Марк Лазаревич Галлай поднял в воздух новый вариант самолёта.
В полёте сначала возникла проблема с управлением, потом случился отказ одного двигателя, но самолёт удалось посадить. На земле неполадки быстро нашли и устранили.
После всех испытаний самолёт Владимира Михайловича Мясищева запустили в серийное производство, обозначив его «3М». Самолёт 3М получил улучшенную аэродинамику и стал основным бомбардировщиком. Самолёты М 4 переделали в воздушные топливозаправщики, которые заправляли все типы самолётов дальней авиации без исключения.
Летно-технические характеристики |
||||
Характеристики |
М-4 |
3М |
3МС |
3МД |
Размах крыльев, м |
50,53 |
53,14 |
||
Длина фюзеляжа, м |
47,66 |
51,7 |
51,8 |
|
Высота, м |
N/A |
|||
Площадь крыла, кв.м |
N/A |
|||
Тип двигателя |
АМ-3А |
ВД-7 |
РД-3М-500А |
ВД-7Б |
Тяга двигателя статическая, кгс |
4 х 8700 |
4 х 11000 |
4 х 10500 |
4 х 9500 |
Масса пустого самолета, кг |
79700 |
74430 |
75740 |
76800 |
Масса нормальная взлетная, кг |
184000 |
202000 |
192000 |
|
Масса перегрузочная взлетная, кг |
N/A |
|||
Максимальная скорость, км/ч |
930 |
940 |
925 |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
N/A |
|||
Практический потолок, м |
N/A |
12150 |
N/A |
|
Дальность полета, км* |
8100 / - |
12000 / 15400 |
9400 / 12400 |
10950 / 13600 |
Разбег, м |
N/A |
|||
Пробег, м |
N/A |
Вооружение: 6 х 23-мм АМ-23, скорострельность 900 выстр./мин, размещены попарно в трех поворотных установках с дистанционным управлением на фюзеляже сверху, снизу и в кормовой установке (боекомплект верхней и нижней установок - по 1100 снарядов, кормовой - 2000 снарядов); бомбы свободного падения на внутренней подвеске в бомбоотсеке в фюзеляже 5000-24000 кг (у М-4 до 18000 кг) или 4 ракеты большой дальности на наружной подвеске.
Экипаж: 8 чел
Параллельно с созданием реактивного стратегического бомбардировщика КБ Владимира Михайловича Мясищева проектировало и реактивный пассажирский самолёт!
Проект сверхзвукового пассажирского самолёта В.М. Мясищева М53
К сожалению он не получил дальнейшего хода. В КБ Мясищева разрабатывался даже реактивный самолёт с ядерной силовой установкой!
Проект самолёта В.М. Мясищева. Самолёт с ядерной силовой установкой М60
К этой работе подключалась академия наук, десятки институтов! Кроме этого в мае 1954-го года правительство дало указание КБ Мясищева заняться конструированием крылатой ракеты «Буран».
К тому времени, когда у Мясищева был готовый стартовый образец, у С.П.
Королёва уже полетела ракета Р 7 с дальностью полёта около 12 000 км. Поэтому крылатую ракету Мясищева не приняли в производство.
Самолёт Владимира Михайловича Мясищева М50
Следующей разработкой КБ Владимира Михайловича Мясищева стал сверхзвуковой стратегический бомбардировщик «М 50». В Мире ничего подобного не просто не было, но и не намечалось! Для того, чтобы охарактеризовать новизну этого самолёта приведём такие цифры. Из 410-ти наименований агрегатов машины 242 являлись опытными, то есть которые раньше в авиации не применялись! На М 50 была внедрена большая степень автоматизации управления самолётом сократившая численность экипажа до 2-х пилотов! В советской авиации всегда СЛАБЫМ МЕСТОМ являлись ДВИГАТЕЛИ.
Самолёт Владимира Михайловича Мясищева М50. На заднем плане самолёт Т4
Советские авиадвигатели не редко не достигали необходимой мощности, не обладали достаточно длительным ресурсом и надёжностью и РАСХОДОВАЛИ слишком МНОГО ТОПЛИВА. Так и случилось с М 50 Владимира Михайловича Мясищева, для него не оказалось подходящих двигателей, хотя в остальном самолёт М 50 получился удачным. Первый раз М 50 взлетел в октябре 1959-го года. Из-за отсутствия для М 50 необходимых двигателей, самолёт так и не достиг сверхзвуковой скорости, упёршись в предел 0,99 Маха! По этой причине назначение самолёта изменилось на экспериментальное. На нём опробовали всевозможные новшества.
Проект самолёта Владимира Михайловича Мясищева М52К доработанный
Ещё один передовой проект КБ Владимира Михайловича Мясищева «М 52». Этот самолёт должен был стать основным сверхзвуковым бомбардировщиком СССР и превзойти характеристики М 50. При создании М 50 и М 52 широко использовался материал титан. Смогли построить планер М 52, но для него так же, не оказалось подходящих двигателей. М 52 так ни разу и не взлетел.
Авиационный музей в Монино
М 50 совершил свой последний полёт на воздушном параде в Тушино 9-го июля 1961-го года и после этого был передан в музей в Монино.
Оба передовых проекта Владимира Михайловича Мясищева были закрыты. Закрытыми они оказались и по причине того, что тогдашний руководитель СССР Н.С. Хрущёв решил, что дни военной авиации сочтены и будущее только за ракетами.
Проект самолёта Владимира Михайловича Мясищева М54
Кроме этого в 1960-м году КБ Владимира Михайловича Мясищева потеряло свою независимость и стало филиалом ракетного КБ В.Н. Челомея.
Сам Владимир Михайлович Мясищев получил должность начальника ЦАГИ в городе Жуковский. Поначалу в ЦАГИ его принимали с трудом – как это нами —учёными будет руководить человек далёкий от науки. Но постепенно Владимир Михайлович Мясищев смог в течение 2-х лет переубедить научное сообщество! Впоследствии все сотрудники ЦАГИ отзывались о нём исключительно положительно!
Проект сверхзвукового самолёта В.М. Мясищева В ЦАГИ
Проект сверхзвукового самолёта В.М. Мясищева
Мясищев в основном занимался разработкой схем летательных аппаратов с большой сверхзвуковой скоростью, причём как обычной формы, так и принципиально новой. В число таких машин входили самолёты с изменяемой стреловидностью крыла и с вертикальным взлётом и посадкой. За время правления ЦАГИ Мясищевым производственная база предприятия значительно увеличилась! Были построены новые корпуса для лабораторий, а так же новые стенды для наземных испытаний.
В.М. Мясищев преуспел и на поприще внедрения новых учебных заведений. Для него лозунг «кадры решают всё» был не простым звуком! Благодаря нему, в Жуковском филиале Московского Физико-Математического института появился факультет аэромеханики и летательной техники.
В 1967-м году Владимира Михайловича Мясищева переводят на должность начальника ЭМЗ — это экспериментальный машиностроительный завод в городе Жуковский. Там было небольшое КБ. Владимиру Михайловичу Мясищеву пришлось заново собирать конструкторский коллектив. За 5 лет это ему удалось!
Под его руководством были созданы новые лаборатории и стенды для испытаний агрегатов.
КБ Владимира Михайловича Мясищева взялось за проектирование многорежимного сверхзвукового стратегического бомбардировщика.
Одновременно подобное задание получили фирма П.О. Сухова и фирма А.Н. Туполева.
Самолёт Владимира Михайловича Мясищева с изменяемой стреловидностью крыла
В КБ Мясищева была принята схема с изменяемой стреловидностью крыла, причём раньше, чем в том числе и у американцев на их самолёте B-1B.
КБ Павла Осиповича Сухова предоставило такую же схему, но отклоняемая часть крыла была достаточно короткой, а КБ А.Н. Туполева предоставило просто модификацию Ту 144.
В результате победил проект КБ Владимира Михайловича Мясищева! Но тут вмешался авторитет и вес А.Н. Туполева, который был вхож в определённые правительственные круги и все наработки КБ Владимира Михайловича Мясищева по этому самолёту были переданы в КБ Туполева, которое фактически на базе самолёта Мясищева впоследствии выпустило самолёт Ту-160 .
Проект сверхзвукового самолёта Владимира Михайловича Мясищева
Коллектив Мясищева работал сразу по многим тематикам. Министр авиационной промышленности СССР П.В. Дементьев как-то раз сказал: «Проекты Владимира Михайловича Мясищева будут реализованы, когда будут забыты наши могилы!» Мало кто знает, что именно КБ В.М. Мясищева спроектировало аэродинамическую схему будущего многоразового космического корабля «Буран». Так же спроектировало кабину экипажа, систему жизнеобеспечения, систему спасения экипажа космического корабля «Буран».
На своём предприятии Владимир Михайлович Мясищев знал всё. Он замечал, в том числе и, например скрипящие двери или корявые плинтуса и ставил это на вид начальникам подразделений. Мясищев был умелым организатором работы. Он связывал воедино результаты работы таких подразделений как лабораторий, лётной службы, отделов, бригад.
Самолёт В.М. Мясищева М17 Полёт в стратосфере
Именно на ЭМЗ КБ Владимира Михайловича Мясищева спроектировало и построило такой самолёт как М 17. Он предназначался для уничтожения высотных аэростатов в стратосфере. Сложность создания М 17 заключалась в том, что этому самолёту предстояло летать на высотах до 22 000 м на скоростях до 700 км/ч и продолжительностью полёта около 3,5 часов. Первый экземпляр М 17 взлетел через 2 месяца уже после ухода из жизни главного конструктора Владимира Михайловича Мясищева. Полёт первого самолёта М 17 оказался неудачным, самолёт разбился вскоре после взлёта. Через 3 с половиной года был построен 2-й экземпляр М 17, в котором были устранены недостатки первой машины. Впоследствии 2-й экземпляр М 17 применялся эффективно с полной отдачей!
Продолжением развития М 17 стал самолёт М 55.
Самолёт КБ В.М. Мясищева М55. Высотный самолёт
Продолжением развития М 17 стал самолёт М 55.
Модификация |
М-55 |
Размах крыла, м |
37.46 |
Длина самолета, м |
22.67 |
Высота самолета, м |
4.83 |
Площадь крыла, м2 |
131.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
14000 |
нормальная взлетная |
23400 |
топлива |
7900 |
Тип двигателя |
2 ТРДД Д-30-10В |
Тяга, кгс |
2 х 9000 |
Максимальная скорость, км/ч |
743 |
Перегоночная дальность, км |
5000 |
Практическая дальность, км |
1315 |
Время барражирования, мин |
48 |
Практический потолок, м |
21550 |
Экипаж, чел |
1 |
Самолёт В.М. Мясищева ВМ-Т с топливным баком ракеты-носителя " Энергия "
Позже в КБ имени Владимира Михайловича Мясищева на базе самолёта 3М был создан транспортный вариант этой машины самолёт ВМ-Т, для перевозки крупногабаритных грузов.
Самолёт В.М. Мясищева ВМ-Т с многоразовым космическим кораблём “Буран “.
Впоследствии самолёт ВМ-Т доставлял элементы ракетно-космической системы «Энергия-Буран» с завода на космодром «Байконур»!
Всего ВМ-Т совершил 150 рейсов из Москвы и Куйбышева (сегодня Самара) на «Байконур».
Модификация |
ВМ-Т |
Размах крыла, м |
53.14 |
Длина самолета,м |
58.70 |
Высота самолета,м |
14.00 |
Площадь крыла,м2 |
320.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
74500 |
максимальная взлетная |
210000 |
Тип двигателя |
4 ТРД РД-3М-500 |
Тяга, кгс |
4 х 9500 |
Максимальная скорость, км/ч |
925 |
Практическая дальность, км |
9400 |
Практический потолок, м |
12000 |
Экипаж, чел |
8 |
Полезная нагрузка: |
32000 кг груза |
Проект сверхзвукового самолёта В.М. Мясищева М25
Летом 1977 года Мясищев 2 месяца провел в больнице, позднее чувствовал себя неважно. Бывшие сотрудники поздравили его с 75-летием, пожелали успехов. Следующий год авиаконструктор провел в работе. Но осенью у него случился приступ, и 14 октября 1978 года Владимир Михайлович скончался. Похоронили авиаконструктора на Новодевичьем кладбище. На могиле стоит памятник работы архитектора Н. Шебалина.