" Уральский Дракон "
Виктор Петрович Макеев
Имя отца отечественной космической отрасли Сергея Павловича Королева известно всем еще со времен СССР. А вот имена его учеников, военных ракетных конструкторов, долгое время держались в строжайшем секрете. В ЦРУ называли Виктора Петровича Макеева "Уральским драконом", не зная его реальной, жутко засекреченной фамилии. Он родился и ушел из жизни в один и тот же календарный день, 25 октября. За 61 год он успел пройти через три эпохи морского ракетостроения.
Создатель отечественной школы морского ракетостроения, доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976, член-корр. АН СССР 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий (1968, 1978, 1983). Окончил МАИ (1948), Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана (1950).
Родился В.П. Макеев 25 октября 1924 г. в деревне Протопопово (впоследствии - пос. им. Кирова) Коломенского района Московской области (ныне - один из районов г. Коломны), в семье потомственного рабочего.
Василий Тимофеевич и Евдокия Васильевна Константиновы с дочерью Клавой - мамой Виктора Макеева.
С 1939 г., после окончания 7 классов школы, начал работать учеником чертежника на Московском авиационном заводе № 22, экстерном получил среднее образование. С 1941 г. - в Казани, куда был эвакуирован завод после начала войны, работает техником, конструктором. Уже здесь Виктор Макеев проявил способности умело решать конструкторские задачи в словиях напряженного серийного производства самолета Пе-2, за что был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
Совмещая работу с учебой, с 1942 г. учился на вечернем, а затем - на дневном отделении Казанского авиационного института. В 1944 г. его переводят в Московский авиационный институт.
В 1948 г. он окончил МАИ, а в 1950 г. Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н.Э. Баумана.
С 1947 (параллельно с учёбой) работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором (до 1955). Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ.
ТТХ Р-11ФМ
Основные характеристики |
|
Количество ступеней |
1 |
Длина |
10,3 м |
Диаметр |
88 см |
Стартовая масса |
5500 кг |
Забрасываемый вес |
975 кг |
Вид топлива |
керосин |
Максимальная дальность |
150 км |
Тип головной части |
ядерная, неотделяемая |
Количество боевых блоков |
1 |
Мощность заряда |
10 кт |
Система управления |
инерциальная |
Способ базирования |
В 1950—1952 годах работал инструктором ЦК ВЛКСМ.
В 1955 по предложению Сергея Королёва назначен главным конструктором СКБ-385. С 1963 — начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 — начальник предприятия, генеральный конструктор.
Под его руководством КБ стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвленная кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.
Результат деятельности Виктора Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий — три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-21 — первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 — первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 — первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р — первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 — первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ — БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства.
Ракетный комплекс Д-4 с баллистической ракетой Р-21 (4К55)
Принят на вооружение – 15.05.1963 г., снят с вооружения в 1989 г.
Носители – ПЛ пр. 629А (13 ед., 3 ПУ), пр. 629Б (1 ед., 3 ПУ) и пр. 658М (7 ед., 3 ПУ).
Параметры стрельбы: глубина – 40-60 м., скорость – 2-4 уз, волнение до 5 баллов.
Широта точки старта – до 85оN.
Баллистическая ракета Р-21 (индекс - 4К55).
Обозначение НАТО – SS-N-5 “ Sark ”.
Разработчик – ОКБ-1, затем СКБ-385. Главный конструктор – В.П. Макеев.
Разработка с 1958 г. Испытания с 24.02.1962 (27 пусков).
Изготовитель – завод № 385.
Дальность пуска – до 1420 км.
Скорость полета: максимальная – 3439 м/с., встречи с целью – 342 м/с. Время полета – до 385 сек.
Головная часть 4Г55 – отделяемая моноблочная с ядерным зарядом РА-3 (РА-3Г) мощностью 1 Мт (при дальности 1300 км) или 0,8 Мт (при дальности 1420 км), масса – 1179 кг.
Система управления – инерциальная.
КВО – 3000 м.
Стартовый вес – 19,65 (19,63, 18,653) т.
Длина – 12,9 (14,22) м. Диаметр – 1,4 м.
Число ступеней – 1. Двигатели – ЖРД С5.3 (тяга - 40 тс).
Пуск – подводный из шахтной пусковой установки СМ-87-1.
Вид предстартовой подготовки – ручная.
Тип амортизации БР – рычажно-пружинная.
Ракетный комплекс Д-5 с баллистической ракетой Р-27 (4К10)
Принят на вооружение 13.03.1968 г., в процессе эксплуатации заменялся комплексом Д-5У.
Носители – ПЛ пр.667А (34 ед., 16 ПУ), пр. 613Д-5 (испытания, 1 ед., 1 ПУ).
Предстартовая подготовка – 10 мин.
Залповая стрельба двумя 8-и ракетными залпами, темп стрельбы в залпе – 8 сек, интервал между пусками – 20-35 мин.
Параметры стрельбы: глубина – 40-50 м., скорость – 2-4 уз, волнение до 5 баллов.
Широта точки старта – до 85оN.
Баллистическая ракета Р-27 (индекс - 4К10).
Обозначение НАТО – SS-N-6 mod.1 “Serb”. Обозначение по ОСВ – РСМ-25.
Разработчик – СКБ-385. Главный конструктор – В.П. Макеев.
Разработка с 1962 г. Испытания с 24.02.1965.
Изготовитель – заводы № 385 и № 1001.
Дальность пуска – 2500 (2400) км. Высота траектории – до 620 км.
Скорость полета: максимальная – 4400 м/с., встречи с целью – 300 м/с.
Головная часть – моноблочная ядерная мощностью 1 Мт (0,6-1,2 Мт), масса – 650 кг.
Система управления – инерциальная с гиростабилизированной платформой.
КВО – 1900 (1100) м.
Стартовый вес – 14,2 т.
Длина – 8,89 м. Диаметр – 1,5 м.
Число ступеней – 1.
Двигатель – ЖРД 4Д10 с основным блоком с тягой 23 т и рулевым блоком тягой 3 т.
Окислитель – азотистый тетраксид. Горючее – НДМГ.
Время работы двигателя – 128,5 сек (до высоты 120 км).
Пуск – подводный из шахтной пусковой установки СМ-139 (4С10).
Вид предстартовой подготовки – автоматизированная.
Тип амортизации БР – резино-металлическая.
Ракета в пусковой установке (слева) и разрез изделия (справа). 1 - головная часть; 2 - приборный отсек; 3 - бак окислителя; 4 - амортизаторы; 5 - топливный бак; 6 - жидкостный ракетный двигатель; 7 - переходник для контакта со стартовым столом.
Ракетный комплекс Д-9Р с баллистической ракетой Р-29Р (3М40)
Принят на вооружение 25.08.1977 г.
Носители – ПЛ пр.667БДР (14 ед., по 16 ПУ).
Параметры стрельбы: глубина – до 50 м, скорость – до 5 уз, волнение - до 6 баллов.
Баллистическая ракета Р-29Р (индекс - 3М40).
Обозначение НАТО – SS-N-18 Mod.1 “Stingray”. Обозначение по ОСВ – РСМ-50.
Принята на вооружение 25.08.1977 г.
Разработчик – СКБ-385. Главный конструктор – В.П. Макеев.
Разработка с 1973 г. Испытания с ноября 1976 г по октябрь 1978 г.
Дальность пуска – 6500 км.
Головная часть – разделяющаяся с 3 боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 200 кТ, массой 1,65 т.
Система управления – автономная инерциальная с аппаратурой полной астрокоррекции «Сокол».
КВО – 900 м.
Стартовый вес – 35,3 т.
Длина – 14,1 м. Диаметр – 1,8 м.
Число ступеней – 2 и ступень разведения боевых блоков.
Двигатели: 1-я ступень – ЖРД 3Д40, 2-я ступень – ЖРД 3Д41, ступень разведения боевых блоков – 3Д43.
Окислитель – азотистый тетраксид. Горючее – НДМГ.
Пуск – «мокрый» подводный из шахтной пусковой установки 3С40.
Баллистическая ракета Р-29РЛ (индекс - 3М40Л).
Обозначение НАТО – SS-N-18 Mod.2 “Stingray”.
Принята на вооружение в июле 1979 г.
Дальность стрельбы – 8000 км.
Головная часть – моноблочная ядерная мощностью 0,45 Мт.
Баллистическая ракета Р-29РК (индекс - 3М40К).
Обозначение НАТО – SS-N-18 Mod.3 “Stingray”.
Принята на вооружение в сентябре 1982 г.
Дальность стрельбы – 6500 км.
Головная часть – разделяющаяся с 7 боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 50 кТ.
Баллистическая ракета Р-29РКУ (индекс - 3М40КУ).
Принята на вооружение в октябре 1987 г.
Разработка с 1984 г.
Д-19 ракетный комплекс с баллистической ракетой Р-39 (3М65)
Принят на вооружение 20.05.1983 г, модернизирован в 1989 г. Снят с вооружения в 2004 году.
Носители – ПЛ пр. 941 (6 ед., 20 ПУ), пр. 619 (1).
Глубина пуска – от 0 до 55 м., двумя залпами по 10 ракет.
Баллистическая ракета Р-39 (индекс - 3М65).
Обозначение США/НАТО – SS-N-20 “Sturgeon”. Обозначение по ОСВ – РСМ-52.
Разработка с 1971 г. ОКР «Вариант». Разработчик – КБ Машиностроения (г. Миасс). Главный конструктор – А.П. Гребнев.
Испытания с 1977 года (46 пусков).
Изготовитель – завод №385 (г. Миасс).
Дальность пуска – 8300 км.
Головная часть – разделяющаяся с 10 боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 100 кТ, забрасываемый вес– 2,55 т.
Система управления – инерциальная с использованием БЦВМ и системой астрокоррекции с оптико-электронным визированием навигационных звезд.
КВО – 500-600 м.
Вес: погрузочный – 90,1 т., начальный полетный – 84 т.
Длина – 17,1 (16,0) м. Диаметр – 2,4 м.
Число ступеней – 3.
Двигатели: 1-я ступень – РДТТ 3Д65, 2-я я ступень – РДТТ 3Д66, 3-я ступень – РДТТ 3Д67, ступень разведения ББ – РДТТ 3Д64.
Пуск – «сухой», подводный или надводный, из шахтной пусковой установки 3С65 за счет порохового аккумулятора давления.
Вид предстартовой подготовки – автоматизированная.
Тип амортизации БР – амортизационная ракетно-стартовая система.
Отечественная школа морского ракетостроения, сложившаяся в 60-х гг. как самостоятельная область отечественной науки и техники, создателем и руководителем которой стал В.П. Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам, обеспечила организацию и сопровождение серийного производства и эксплуатации стратегических морских ракетных комплексов на флотах.
К основным приоритетным решениям относятся:
- размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя;
- практически полное исключение объемов ракеты, не используемых под топливо;
- применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах;
- использование детонирующих удлиненных зарядов для разрушения жестких связей и отделения элементов ракеты в полете;
- использование поясной амортизации из эластомерных материалов, в том числе размещенной на ракете;
- заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков заваркой заправочно-дренажных клапанов;
- транспортировка ракет в заправленном состоянии с заводов-изготовителей.
В 1962 КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17 ( 8К72 “ Эльбрус “ ), стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО Скад.
Цифрами обозначены:1 - Отражатель стартового стола 20 - Отсек экипажа / радиостанция
2 - Стартовый стол 9Н117 21 - Захваты подъемной рампы ракеты (открыты)
3 - Стабилизирующая опора СПУ 22 - Подъемная рампа ракеты (опущена)
4 - Контрольная панель системы стабилизации и запуска 23 - Кабина управления насосами
5 - Огнетушитель 24 - Бак окислителя
6 - Контрольная панель подъема/опускания стола 25 - Бак горючего
7 - Контейнер с инструментами 26 - Отсек приборов системы управления 1
8 - Места для персонала в кабине упраления 27 - Взрывчатое вещество БЧ
9 - Кабина управления предстартовой подготовкой 28 - БЧ 8Ф44Ф
10 - Решетка забора воздуха 29 - Контактный взрыватель
11 - Места экипажа 30 - Донный взрыватель
12 - Баллоны сжатого воздуха для запуска двигателя СПУ 31 - Отсек приборов системы управления 2
13 - Ступени для подъема в кабину 32 - Кабельный канал
14 - Место водителя 33 - Шланг подачи горючего к двигателю
15 - Фара 34 - Труба подачи окислителя
16 - Моторное отделение 35 - Турбокомпрессор двигателя
17 - Верхняя часть подъемной рампы 36 - Двигатель 9Д21
18 - Воздухозаборник двигателя 37 - Сжатый воздух для запуска топливной системы
19 - Антенна радиостанции
Пусковая установка:
- Р-17 / 8К14 - гусеничная СПУ 2П19 / 2П19-1 ("объект 810") на базе ИСУ-152 (ИС-2) разработана на Кировском заводе (г.Ленинград) под руководством К.Н. Ильина. Установка серийно выпускалась Кировским заводом. Выводится из состава ВС СССР с заменой на 9П117 и модификации начиная с 1967 г. по 1976 г. В двух ракетных бригадах оставалась на вооружении до 1989 г. как минимум (ракетная бригада на Кавказе и в п.ПинОзеро с ПТРБ в Кандалакше).
Экипаж - 8 чел
Длина СПУ - 7,05 м
Длина СПУ с ракетой - 12,6 м
Ширина - 3,24 м
Высота на марше - 3.3 м
Дорожный просвет - 48 см
Масса СПУ с ракетой - 42.5 т
Углы наведения по горизонтали - +-80 град.
Мощность двигателя (дизель А-308) - 520 л.с.
Скорость максимальная по шоссе - 40 км/ч
Скорость максимальная по грунту - 25 км/ч
Скорость движения с заправленной ракетой с БЧ или без БЧ:
- 40 км/ч (шоссе, до 500 км, по инструкции)
- 25 км/ч (грунт, до 500 км, по инструкции)
- 40-50 км/ч при погрузке СПУ 2П19 на трейлер МАЗ-5247Г (грунт и шоссе, соответственно, по инструкции)
Запас хода по шоссе - 500 км
Радиостанции - Р-113 и Р-108 (по 1 шт)
Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В. П. Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам.
Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объемов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекпии на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.
Автор 32 основополагающих изобретений, более 200 печатных работ, в том числе монографий.
В. П. Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 — профессор, зав. кафедрой ЛА в ЧПИ, к 1981—1985 — зав. кафедрой проблем энергомашиностроения МФТИ. Инициатор сотрудничества с АН СССР отраслей промышленности и высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет АН СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В. П. Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом АН СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981—1985 гг.
Под руководством и при непосредственном участии В. П. Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. Значителен его вклад в развитие Миасса.
При содействии В. П. Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового ж.-д. вокзала и других объектов.
Владимир Петрович был любящим сыном, прекрасным семьянином, заботливым мужем и отцом. Любил и ценил уральскую природу, увлекался рыбалкой и охотой. Любую свободную минуту старался провести с семьёй на лоне природы.
Дружная семья Виктора и Галины Макеевых
На зимней рыбалке с женой Галиной
Все споры о превосходстве того или другого вида ядерных вооружений не имеют особого значения. Ядерное оружие — как умножение на ноль. Вне зависимости от других множителей в результате получится ноль.
Пока есть ядерный паритет, соблазн применить ядерное оружие у наших «партнёров», уже единожды испытавших ядерное оружие на японцах, довольно низок. В том, что сегодня существует этот ядерный паритет мы во многом обязаны Виктору Петровичу Макееву — человеку с прекрасной открытой улыбкой, гениальному творцу ракет для нашего подводного флота, “ Уральскому Дракону “.
Награжден орденами Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984), Октябрьской Революции (1971), медалями. Виктор Петрович Макеев скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В 1991 имя акад. В. П. Макеева присвоено Государственному ракетному центру.
Его именем названы проспект в Миассе, улицы в Коломне и Челябинске, судно Северного флота. Установлены бюсты в Миассе, Коломне, Челябинске, северном морском полигоне ВМФ.
Учреждены стипендии его имени в ЮУрГУ, МАИ, МФТИ, ВМА им. Кузнецова. Федерация космонавтики страны учредила медаль им. академика В. П. Макеева.