Двуглавый орёл — наследие предков
Но серьезная геральдическая реформа была проведена в царствование Александра II в 1855-1857 годах. По его велению специально для работы над гербами в Департаменте герольдии сената создали Гербовое отделение, которое возглавил барон Б. Кене. Он разработал целую систему российских государственных гербов (Большой, Средний и Малый), ориентируясь в их художественном воплощении на общепризнанные нормы европейской монархической геральдики. Также под руководством Кене был изменен рисунок орла и Святого Георгия, а государственный герб приведен в соответствие с международными правилами геральдики. 11 апреля 1857 года Александр II утвердил герб Российской империи — двуглавого орла. Также был утвержден весь комплект государственных гербов — Большой, Средний и Малый, которые должны были символизировать собой единство и могущество России. В мае 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления, которые без особых изменений просуществовали до 1917 года.
Наследие предков
Герб и цвет нации несут символическое и историческое значение. Необходимо помнить, что государственные символы (образное выражение государственности, нации, её идеологии) занимают в жизни народа чрезвычайно важное место, хотя в повседневной жизни это обычно и незаметно. Древнейшими русскими символами, которые происходят со времен индоевропейцев-ариев, были солнцеворот, сокол-рарог, двуглавый орел, красный цвет.
Одной из исторических эмблем Руси-России является двуглавый орёл. По своей древности и глубине значения он уступает разве, что всаднику поражающему дракона-змея, который в более позднем, уже христианском понимании, известен как Георгий Победоносец. Всадник символизирует громовержца (Перуна, Индру, Тора и т. д.), который поражает змея (символ Велесе-Волоса, владыки Нави). Это один из базовых мифов индоевропейцев-ариев.
Двуглавый орел (птица) отмечен в самых различных культурах. В частности, в шумерской и индийской мифологиях. Так, Гандаберунда — двуглавая птица в ведийской (индуистской) мифологии (II тыс. до н.э.). Имя этой птицы состоит из двух слов — ганда (сильный), берунда (двухголовый). В Вишну-пуране рассказывается, что бог-воин Вишну превращался в Гандаберунду, когда обычного оружия, которым он владел, оказывалось недостаточно и требовалось проявить фантастическую силу: двуглавый орёл легко мог поднять в каждой лапе и клюве по слону или льву. Такое изображение Гандаберунды сохранилось не только на средневековых монетах, но и на барельефе храма Рамешвар в индийском г. Келади, который построен в XVI веке, а также в гербе королевства (княжества) Майсур, где Гандаберунда держит в каждой лапе по слону. Гандаберунда известен и в качестве эмблемы династии королей Майсура — Водеяров, на ряде золотых и медных монет могущественной империи Виджаянагар (юг Индии) XIII—XVI вв.
Княжество Майсур (Индия)
Гандаберунда воспринимался индийцами не только как символ бога-воина Вишну, его высшей власти и военной силы, но и как аватар (воплощение) Вишну он символизировал также соблюдение принципов дхармы (дисциплины и порядка). Кроме того, в буддизме двуглавый орёл символизировал силу и власть Будды.
Активно использовали этот символ и в северных индоевропейских (арийских) культурах. Надо сказать, что многоголовость различных животных, мифических существ — это одна из особенностей славянской мифологии. Не зря ещё один из древнейших символов суперэтноса русов — это Триглав, триединый Бог следит за всеми царствами земли: Явью, Правью и Навью (в Индии известен, как Тримурти, в христианстве — Троица). Различные Двуглавы, Триглавы-Трояны, четырехголовые Святовиды-Свентовиды, Семиглавы и т. д. — это признак суперэтноса русов.
Особенно часто в древности встречается двуглавый орел в Малой Азии и на Балканском полуострове. В Малой Азии он встречается со времен могущественной державы II тыс. до н. э. — Хеттского царства. Её основателями были индоевропейцы-арии, прародиной которых предположительно был Балканский полуостров. Хеттская империя успешно соперничала с Египтом. Хетты одними из первых овладели тайной выплавки железа, контролировали всю Малую Азию и проливы из Средиземного в Чёрное море. Это был великий арийский (индоевропейский) народ, который поклонялся богам Пирве (Перуну) и Сивату (Свету). Гербом хеттов был двуглавый орёл, который сохранился не только на штандартах, каменных барельефах, но и печатях. Хеттский орёл — это важнейшее, вещественное доказательство преемственности индоевропейских культур, преемственности империй.
Гандаберунда в храме Рмешвара в Келади, Индия
Двуглавый орёл — символ Хеттского царства
Однако и хетты переняли орла у более древней арийской культуры. В Анатолии есть и более древние поселения. В частности, раскоп у поселения Алача-Уюк (англоязычная форма — Аладжа-хююк»). Это поселение бронзового века — IV — III тыс. до н. э. И здесь наряду с многочисленными скульптурными и бронзовыми изображениями свастик-солнцеворотов и других арийско-индоевропейских традиционных символов, знаков-оберегов, были обнаружены рельефы двуглавого орла. Таким образом, мы наблюдаем древнейшую преемственность арийско-индоевропейской культуры: Алача IV тыс. до н. э. — Хаттуса II тыс. до н. э. — Византия I-II тыс. н. э. — Русь XV-XXI вв. н. э.
Русские геральдисты отмечали, что изображение двуглавого орла было известно в древней Птерии (город в Мидии). Оно относилось в периоду рубежа VII-VI вв. до н. э. По свидетельству Ксенофонта, у персов в примерно то же время символом верховной власти служил орёл. Символ двуглавого орла использовался персидскими шахами из династии Сасанидов. В древности орел и лев считались символом царственности. В Древнем Риме римские полководцы имели изображения орла на своих жезлах, это был символ главенства над войсками. Позднее орёл стал исключительно императорским знаком, символизирующим верховную власть.
Западные геральдисты XVII столетия рассказывали легенду, как двуглавый орёл стал государственной эмблемой Рима. При въезде Юлия Цезаря в Рим над ним носился в воздухе орёл, который напал на двух коршунов, убил их и бросил к ногам великого полководца. Удивлённый Юлий счёл это знаком, который предсказывает ему победу и приказал увековечить его, прибавив к римскому орлу вторую голову. Однако, скорее всего, появление второй головы должно быть отнесено к более позднему времени, когда произошло разделение империи на две части — Восточную и Западную Римские империи. Тело у орла было единым, что означало общие интересы и происхождение, но с двумя головами, обращёнными на запад и восток. Такой орёл и был принят как эмблема империи Константином Великим (272 — 337), или под другим источникам, Юстинианом I (483 — 565). Видимо, намного позднее такое же символическое значение придавалось двуглавому орлу Австро-Венгрии.
Но двуглавый орёл не был официальным символом Византийской империи, как многие считают. Он был эмблемой династии Палеологов, правившей в 1261 — 1453 гг., а не всей Византийской державы. В мусульманском мире, который воспринял древнюю индоевропейскую (арийскую) символику, двуглавый орел олицетворял высшую, в том числе военную, власть султана, который представлялся как богатырь-воин, отличавшийся храбростью, волей к победе и воинственностью. Двуглавый орёл был расположен на флаге турок-сельджуков. Его использовал Конийский султанат (Иконийский султанат, или Румский султанат, или Сельджукский султанат) — феодальное государство в Малой Азии, просуществовавшее с 1077 по 1307 годы. Двуглавый орел сохранился как символ Коньи.
Конья
Эмблема династии Палеологов
После начала крестовых походов, двуглавый орёл появляется в западноевропейской геральдике. Так, он отмечен на монетах Людвига Баварского и гербах бургграфов Вюрцбургских и графов Савойских. Германский король и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (1122 — 1190) первым начал использовать в своем гербе черного двуглавого орла. Фридрих видел этот символ в Византии. До 1180 года на государственных печатях, монетах и регалиях, как и на личных вещах императора, двуглавый орёл не отмечен. Ранее символом германских владык был одноглавый орел, но начиная с императора Фридриха Барбароссы, на гербе Священной Римской империи стали изображать оба символа. Только с XV столетия двуглавый орёл стал государственной эмблемой Священной Римской империи. Орёл изображался чёрным на золотом щите, с золотыми же клювами и когтями, головы окружались нимбами. В XIX — начале XX столетий двуглавый орел был гербом Австро-Венгрии. Кроме того, в Сербии двуглавый орёл стал гербом рода Неманичей. Это была правящая династия в XII-XIV вв.
Двуглавый орёл на гербе Священной Римской империи
Русь
На Руси двуглавый орёл отмечен в XIII столетии в Черниговском княжестве, а в XV веке — в Тверском и Московском княжествах. Имел некоторое хождение двуглавый орёл и в Золотой Орде. Сохранилось некоторое количество монет Золотой Орды с изображением двуглавого орла. Некоторые исследователи даже утверждают, что двуглавый орёл был государственным гербом Орды. Но большинство историков не поддерживают эту версию. На печати Ивана III Васильевича, которая досталась от Василия II Васильевича, был изображён лев, который терзал змею (лев был символом Владимирского княжества). В конце XV века появилось два новых символа: всадник (ездец), который использовали ещё в Древнерусском государстве и двуглавый орёл. Формальным поводом, чтобы использовать этот символ, был тот факт, что женой Ивана III была Софья Палеолог, для которой орёл был родовым знаком. Эмблема Палеологов представляла собой чёрный силуэт, вытканный чёрным шелком на золотом поле. Он был лишен пластики и внутреннего рисунка, фактически являясь плоской орнаментальной эмблемой.
Таким образом, двуглавый орёл был известен на Руси еще до приезда византийской принцессы. К примеру, «Хронике Констанцского собора» Ульриха фон Рихсенталя от 1416 года помещен герб Руси с изображением двуглавого орла. Двуглавый орёл не был символом Византийской империи, и великие русские князья приняли его, чтобы подчеркнуть свое равенство с западноевропейскими монархами, быть равными германскому императору.
Перемышльская земля (XIII в.)
Черниговское княжество
Государь Иван III воспринял появление этой эмблемы в Русском царстве очень серьёзно. Для современников великого князя родство византийской императорской династии с домом Рюрика была актом огромного значения. Фактически Русь оспаривала права сильнейшего государства Западной Европы — Священной Римской империи на данный символ. Московские великие князья стали полагаться преемниками римских и византийских императоров. Старец Филофей с первой половине XVI столетия сформулирует концепцию «Москва — третий Рим». Согласно этой концепции в истории было два Рима, третий стоит (Москва), а «четвертому не быти». Москва становилась наследницей христианских и мессианских традиций Рима и Константинополя. Иван III Великий принял этот герб не только как династический знак своей супруги, а как геральдический символ Русского государства в будущем. Первое достоверное употребление двуглавого орла в качестве государственного символа эмблемы относится к 1497 году, когда великокняжеская грамота на земельные владения удельных князей была скреплена печатью на красном воске. Лицевая и оборотная стороны печати несли изображения двуглавого орла и всадника, поражающего змея. Одновременно изображения позолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Грановитой палаты в Кремле.
Византийский орёл на русской земле приобрёл новые черты, «обрусел». На Руси, ранее упрощённый, безжизненный графический силуэт, наливается плотью, оживает, готов к полёту. Это могучая, грозная птица. Грудь орла прикрывает древнейший, исконный русский символ — Небесный Воин, Победитель зла, покровитель воинского начала Руси (Перун — Георгий Победоносец). Орла изображали золотым на красном поле.
В правление царя Ивана IV двуглавый орёл окончательно стал гербом России. Сначала герб Русского царства дополнялся единорогом, а затем всадником-змееборцем. Всадник традиционно воспринимался как изображение государя — «князь великий на коне, а имея копье в руце». То есть царь на Руси, по древнейшей арийской традиции, был воплощением Перуна — Георгия Победоносца — защитника Правды на Земле. До царствования Михаила Романова над головами орла находилось две короны. Между ними изображали русский восьмиконечный крест — символ православия. Только у большой печати Бориса Годунова у орла впервые появляется три короны, они обозначали Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Окончательно третья корона появилась в 1625 году, её ввели вместо креста. Три короны с этого времени означали Св. Троицу, в более позднее время, с конца XIX столетия стали считать символом триединства трех частей русского суперэтноса — великорусов, малороссов и белорусов. Со времени правления Алексея Михайловича русский орёл почти всегда держит в руках скипетр и державу.
С XV и до середины XVII века русский орёл всегда изображался с опущенными крыльями, что определялось восточной геральдической традицией. Только на некоторых печатях Лжедмитрия, очевидно под западным влиянием, крылья орла подняты. Кроме того, на одной из печатей Лжедмитрия I всадник-змееборец был повёрнут направо согласно западноевропейской геральдической традиции.
Во времена правления царя Петра Алексеевича, с утверждением в 1699 году ордена св. Андрея Первозванного, московский герб почти всегда окружён цепью ордена. Сам двуглавый орёл. Под влиянием западных традиций, становится чёрным. Всадника с 1727 года стали официально называть Святым Георгием. При императрице Анне Иоанновне специально приглашённый гравёр И. К. Гедлингер к 1740 году подготовил Государственную печать, которая с небольшими изменениями просуществует до 1856 года. Император Павел Петрович, ставший гроссмейстером Мальтийского ордена, в 1799 году введёт в российский герб мальтийский крест на груди, на котором будет помещён московский герб. При нём же будет сделана попытка разработать и ввести полный герб Российской империи. К 1800 году будет подготовлен сложный герб, на котором будет 43 герба. Но до гибели Павла этот герб не успеют принять.
Герб Московского княжества (XV в.)
Герб Царства Русского (XVII в.)
Государственный герб России (1730 г.)
Российский герб, предложенный императором Павлом I (1800 г.)
Государственный герб России (1825 г.)
Необходимо сказать, что до царствования Александра III, пропись русского двуглавого орла никогда не была точно установлена законом. Поэтому форма, детали, атрибуты и характер менялись в различные царствования весьма легко и часто значительно. Так на монетах XVIII столетия, видимо, под влиянием петровской антипатии к Москве, орел изображался без герба старой столицы. Скипетр и держава иногда заменялись лавровой ветвью, мечом и другими эмблемами. К концу правления Александра I орлу придали не геральдическую, а совершенно произвольную форму, которую заимствовали во Франции. Она была впервые помещена на изготовленной во Франции для императорского дома серебряной посуде. Этот двуглавый орёл имел широко распущенные крылья и держал в лапах перевитые лентами громовые стрелы, жезл и факел (в правой), лавровый венец (в левой). Исчезла династическая Андреевская цепь, на груди орла появился сердцевидный, заострённый кверху щит с московским гербом.
При Николае I было два типа герба. У упрощённого герба были только основные элементы. На втором на крыльях появились титульные гербы: Казанский, Астраханский, Сибирский (на правом), Польский, Таврический и Финляндский (на левом). Сам герб предельно монументален, гармонично входит в новый архитектурный стиль, известный как «Николаевский ампир». Крылья как бы распластаны над Россией, словно защищая её. Головы грозные и мощные.
При государе Александре II провели геральдическую реформу, её главным автором был барон Кёне. Появляется корона над московским гербом, причём св. Георгий изображен в образе средневекового рыцаря в серебряных латах. Форма орла подчёркнуто геральдическая. На малом государственном гербе также появились щиты с гербами территорий в составе Российского государства. 11 апреля 1857 года приняли целый комплект гербов — Большой, Средний и Малый государственные гербы и прочие, всего сто десять рисунков.
Большой государственный герб Российской империи (1857 г.)
Большой государственный герб Российской империи (1882 г.)
Малый государственный герб Российской империи (1883 г.)
В 1892 году, в правление Александра III, в Своде Законов Российской империи появляется точное описание государственного герба. На грудь орла вернётся Андреевская цепь. Чёрные перья будут густо осыпать грудь, шеи и широко распростертые крылья. Лапы несут скипетр и державу. Клювы орлов грозно раскрыты и языки выпростаны. Суровый взгляд огненных глаз обращён на восток и запад. Вид орла был торжественен, внушителен и грозен. На крыльях помещались гербы. На правом: Казанского, Польского, Херсонеса Таврического царств, соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского княжеств. На левом крыле: Астраханского, Сибирского, Грузинского царств, Великого Княжества Финляндского.
Как национальный символ русского народа и русской государственности двуглавый орёл прошёл три династии русских самодержцев — Рюриковичей, Годуновых и Романовых, не утратив значения верховной государственной эмблемы. Сохранился двуглавый орёл и в период Временного правительства, когда с ним конкурировала свастика — знак солнца и символ вечности. Временное правительство отложило решение вопроса о государственном гербе до созыва Учредительного собрания, а на своей печати поместило двуглавого орла, перерисованного с печати Ивана III, без корон, скипетра, державы, щитка с Георгием Победоносцем на груди орла и пр.
Герб Российской республики (1917 г.)
Для первого государственного герба Российской Советской Федеративной Социалистической Республики была избрана эмблема «серп и молот», предназначавшаяся первоначально для государственной печати. В вершине гербового щита располагались буквы РСФСР. Не считая этих букв в гербовом щите, первый советский государственный знак был составлен в соответствии с геральдическими канонами. Основное изображение — эмблема «серп и молот» в лучах восходящего солнца. Девиз подчёркивал политическую направленность отличительного знака социалистического государства. В 1978 году была добавлена красная звезда в верхней части герба.
2-й съезд Советов СССР 31 января 1924 г. утвердил конституцию, где было указано, что герб СССР состоит из серпа и молота на земном шаре, изображённом в лучах солнца и обрамлённом колосьями, перевитыми красной лентой с надписью на ней — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Надпись была на шести языках — русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюркско-татарском. Наверху — красная пятиконечная звезда. С изменением числа союзных республик надпись на ленте давалась в 1937-1946 гг. на 11 языках, в 1946-1956 гг. — на 16, с 1956 г. — на 15 языках.
Герб РСФСР использовался до 1993 года, была изменена только надпись на щите — «Российская Федерация». В 1993 году двуглавый орел вернулся на герб Российского государства. Предложенный проект государственного герба — двуглавый орёл без корон, скипетра, державы и других «царских» атрибутов — был отвергнут, оставшись на металлических деньгах как эмблема Центробанка. Гербом стал двуглавый орёл, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи — в иной цветовой гамме, без территориальных гербов на крыльях орла, без цепи ордена Св. Андрея Первозванного. Согласно Конституции РФ, государственный герб РФ, его описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Такой закон — «О Государственном гербе РФ» — принят 25 декабря 2000 г. Герб представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона. Допускается воспроизведение герба в одноцветном варианте, а также без геральдического щита.
Ныне двуглавый орёл символ вечности Русской государственности, её преемственности с великими империями древности. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для Руси-России оборонять рубежи на Западе и Востоке. Три короны над головами, скрепленные единой лентой, символизируют единство трех частей Руси (Русской цивилизации) — Великой России, Малой России и Белой Руси. Скипетр и держава обозначают незыблемость государственных устоев нашей Родины. Грудь орла, защищённая щитом с изображением всадника-змееборца, указывает на историческую миссию русского народа на Земле — борьба со злом во всех его проявлениях. Отступление от этой программы приводит к смуте и краху Российской государственности. Исторически Русь-Россия является защитницей Правды на Земле. В настоящее время, когда инволюция (упрощение) и деградация охватили человечество, и Запад распространил идею «золотого тельца» (материализм) на всю планету, что привело к глобальной смуте, это особенно важно. Падение русской цивилизации, которая является носителем этики совести на планете, приведет к глобальной катастрофе (разрушению нынешней человеческой цивилизации).
Двуглавый орел вернулся к нам. Этому древнему символу не менее шести-семи тысяч лет. Будем надеяться, что и другие незаслуженно забытые, а то и специально оскверненные родовые символы и знаки суперэтноса русов (как солнцеворот) в итоге будут полностью возвращены и займут со временем достойное место на Руси-России. Они хранили русов-славян на протяжении многих тысяч лет.
Современный государственный герб Российской Федерации