Амфибии. Часть II
Подводная лодка инженерных войск. Часть 2
Часть вторая. Усовершенствование и развитие машины.
В конце 1970-х гг. стало понятно, что подводный разведчик получился слишком дорогим. Для его управления необходим был офицер, что выявилось непрактичным. Также система управления гидравликой была сложна. При этом РШМы в подводном положении давали очень много ложных срабатываний, а это один из основных приборов разведки. В общем, встал вопрос об упрощении, модернизации машины и, соответственно, о ее удешевлении. К тому же к этому времени появились эхолоты, которые позволяли определять плотность грунта с поверхности воды. То есть возможность переправы танков через водную преграду могла определяться и без погружения под воду.
Поэтому в ОГК-2 Крюковского завода был спроектирован новый разведчик - изделие «78А», который получил шифр «Беркут». Новая машина – это развитие разведчика ИПР, но, как сказано выше, в упрощенном варианте. «Беркут» не погружается под воду, а работает только на плаву. Как база машины был использован прочный корпус предшественника с дизельным двигателем, трансмиссией, приборами и навеской. «Беркут» отличался отсутствием балластных цистерн и резервуаров для сжатого воздуха, отсутствовала шлюзовая камера для выхода водолаза, устройство РДП и т. д.
Новый разведчик предназначался для ведения инженерной разведки – определения танкопроходов по пересеченной местности на суше и по неглубоким водным преградам, включая определение минных полей. Для этих целей установили современный на тот момент цифровой миноискатель «Колун» и два внешних индуктивных элемента на гидравлических раздвигаемых штангах. Они обеспечивали нахождение каждого индуктивного элемента в зоне колеи и на необходимой дистанции.
Свою работу разведчик может выполнять в зоне противодействия противника – корпус имеет защиту от стрелкового оружия, а во вращающейся башенке был установлен пулемет Калашникова с б/к в 1000 патронов. Кроме того, внутри отсеков управления и экипажа предусмотрена укладка для 3 автоматов АКМ-С и по 150 патронов к ним, сигнального 26-мм пистолета с двумя комплектами патронов, 10 ручных гранат и 15 кг ВВ. Сам корпус разведчика разделен на семь отсеков и герметичен, что обеспечивает плавучесть машины.
Машина имеет противоатомную, химическую и биологическую защиту, систему пожаротушения, водоотливное устройство и систему маскировки ТДА. Для наблюдения днем и ночью, а также ориентировании на местности на машине установлены: перископ ПИР-451, который позволяет наблюдать из машины как на суше, так и на воде; приборы наблюдения ТПНО-160; авиагоризонт АГИ (установлен перед механиком – воителем), показывающий продольные и поперечные углы наклона местности; навигационная аппаратура ТНА-3, включающая в себя гирокурсоуказтель, пульт управления, курсоуказатель и пр.Для ведения непосредственной разведки на машине имеются стационарные (миноискатель РШМ-2 и эхолот) и переносные приборы разведки (бусоль артиллерийская ПАБ-2М, ручные миноискатели ИМП и РВМ-2, перископ инженерной разведки ПИР, дальномер саперный ДСП-30 и пр.
Несколько слов об эхолоте. Он предназначен для измерения глубин, профиля дна водной преграды, обнаружения навигационных препятствий в толще воды с записью всей информации на электротермическую бумагу. Диапазон измеряемых глубин от 0,5 до 20 м. Одного рулона бумаги хватает для работы в течение 2 ч. при скорости машины на воде 5 км/ч. При работе эхолота машина должна выдерживать на воде постоянную скорость. При этом для определения горизонтального масштаба снятой батиграммы (рисунка профиля дна на бумаге) необходимо с помощью перископа (или др. приборов) определить ширину водной преграды.
Экипаж разведчика состоял из 6 человек:
1. Командир машины руководит действиями экипажа, составляет и передает разведдонесения через радиостанцию Р-123 и (или) письменно. Он непосредственно работает с навигационной аппаратурой, миноискателем РШМ-2, эхолотом и перископом ПИР-451.
2. Механик-водитель. Управляет машиной, работает с авиагоризонтом, замеряет скорость течения реки.
3. Стрелок-радист. Ведет наблюдение за местностью, отвечает за безопасность экипажа, уничтожает по решению командира обнаруженные цели, отвечает за работу радиостанции и ведет радиообмен по указаниям командира машины.
4. Старший сапер. Руководит действиями саперов при работе вне машины, следит за работой навигационной аппаратуры, принимает решение на уничтожение или обезвреживание обнаруженных мин.
5. Первый сапер. Отвечает за состояние миноискателей, вне машины осуществляет работу с миноискателями ИМП и РВМ-2, осуществляет подготовку и выполнение взрывных работ.
6. Второй сапер. Работает с прибором измерения расстояний (ДСТ-451) и прибором инженерной разведки ПИР.
В конце 1978 г. было принято решение о натурных испытаниях «Беркута» в различных климатических условиях. Зимний этап испытаний проводили на базе Тюменского высшего инженерного училища. С завода на испытания убыла группа в составе Юрия Артюшенко, Николая Лынника, Георгия Игнатова, Владимира Баздырева под руководством зам главного конструктора ОГК – 2 Александра Ехнича и представителя заказчика, майора инженерных войск Валерия Разомбеева.
Тюмень встретила тридцатиградусным морозом. С аэропорта, в холодных ПАЗиках, доехали до поселка военных на Андреевском озере, где находилась техническая база училища. На следующий день осмотрели технику. Никаких нарушений целостности корпуса и систем не обнаружили. Главным этапом испытаний была проверка работоспособности техники и экипажа при низких температурах (в день испытаний специальные датчики на машине показывали «-43 град.»). Для начала нужно было запустить двигатель остывшей машины. Подогреватель двигателя и трансмиссии машины ранее проходили подобные испытания на подводном разведчике, поэтому заработал без проблем. Через некоторое время штатно запустили двигатель, и машина со стоянки с экипажем и проверяющими двинулась на полигон.
Следующим этапом испытаний «Беркута» был путь по замкнутому маршруту, когда люки машины задраены, а движение производится по прибору навигации ТНА-3. Экипаж машины был такой: механик–водитель – сержант срочной службы, командир – представитель заказчика Валерий Разомбеев и третьим на испытаниях был член комиссии, военный врач, который должен был регистрировать параметры жизнедеятельности экипажа. Маршрут был сложный, пересеченная местность, поросшая кустами и редкими деревьями. Кругом глубокий снег. Обитаемый отсек машины имел подогреватель воздуха с ограниченной мощностью.
В обязанности командира входило определять координаты по индикаторам ТНА-3 и подавать необходимые команды механику–водителю для движения по заданному курсу. Командир и водитель могли осматривать местность перед собой только через триплекс и вести переговоры с «базой» по радиосвязи. Испытания проходили на протяжении 5 часов. Ошибка по приходу в указанную точку составила всего несколько метров после 30-килеметрового марша.
Но на маршруте случился казус! Доктор потерял сознание, и ему пришлось оказывать помощь. Фактически он был пассажиром, не видел дороги, и его просто укачало. Когда по приезду открыли люки, то увидели, что от дыхания экипажа все внутри заиндевело. Но люди и техника не подвели.
В ходе испытаний были проведены стрельбы из пулемета. В качестве мишеней использовали кусты на ограждающем стрельбище бруствере. Ветки кустов разлетались очень эффектно! После зимнего этапа подобные испытания были проведены в Белоруссии, на полигоне под Гродно, и в Туркмении, под Чарджоу.Следует отметить, что во время испытаний весной на корму ИРМ ставили твердотопливные ракетные движки от ЗУР 9М39 с целью самовытаскивания машины из заболоченных участков. Но на серийных машинах такая система в большинстве случаев не устанавливалась.
По результатам испытаний изделие 78А «Беркут» было принято на вооружение инженерных войск Советской Армии в 1980 г. под названием «инженерная разведывательная машина» ИРМ.
Позже, по результатам войны в Афганистане, машину модернизировали: была установлена вторая башня с пулеметом для обеспечения ведения огня в двух направлениях. Машина получила неофициальный индекс ИРМ-2. Позже в башенке (точнее, рубке) оставили только бойницу для стрельбы из личного оружия. На сегодня именно этот вариант ИРМ и стоит на вооружении инженерных войск бывших республик СССР. На момент распада СССР было выпущено около 80 разведчиков ИРМ.
К самым большим недостаткам машины можно отнести то, что ИРМ не обнаруживает мины в деревянном и пластмассовом корпусе. Необходима модернизация трала, хотя бы на ножевой. А также ИРМ плохо переносит подрыв на мине - лопается корпус по сварным швам и т. п. После Афганской войны ИРМам довелось немного повоевать в Таджикистане, но данных об эффективности применения машин в этом конфликте нет. Последний факт участия ИРМ в боевых действиях относится к войне на Востоке Украины.
В Муроме недавно совместно с МВТУ им. Баумана был разработан трал «Проход» (информация с сайта strangernn.livejournal.). За базовую машину был взят инженерный разведчик ИРМ-2. Это комплекс разминирования, состоящий из ударного трала, разработан для МЧС. Машина работает в режиме телеуправления, проводного или по радио. Конечно, в боевых условиях это неприменимо, радиоканал будет легко задавлен (да еще и в ответку по пеленгу может прилететь), а про надежность проводного канала на минном поле не стоит и говорить. А вот в мирных условиях или для "гуманитарного разминирования", – вполне нормально. Риск гибели водителя в случае встречи с нештатной мощности фугасом исключается полостью.
Применение машины
Инженерный разведчик ИРМ в разведке действует в составе инженерного разведывательного дозора, усиленного саперным отделением со средствами разведки и преодоления МВЗ. С выходом общевойсковой разведки на противоположный берег начинается разведка водной преграды. В соответствии с поставленной задачей, командир машины уточняет границы переправы. Одновременно саперы – разведчики проводят разведку прибрежной полосы на наличие МВЗ.
При использовании РШМ-2 надо учитывать, что ширина его поиска обеспечивает безопасность машины только при прямолинейном движении. Повороты допускается проводить не более чем на 9 град. и на участке не меньше 10 м. Угол поворота контролируется по курсоуказателю машины. С выходом машины к воде миноискатель переводится в походное положение. Пенетрометром определяется проходимость дна у уреза воды, уточняют направление створа движения машины по воде. Запись профиля дна производят на плаву эхолотом. Количество заездов определяется размерами участков переправ и на участке может составлять два-три и более. В одном из заездов определяется скорость течения реки. Машина останавливается, и механик–водитель, увеличивая (уменьшая) обороты, удерживает машину неподвижно относительно створных знаков на берегу. По количеству оборотов тахометра определяется скорость течения.
Так же в одном из мест входа в воду определяется ширина реки по сетке перископа ПИР-451 или прибора ДСП-30. При обнаружении мин в воде в зависимости от обстановки производится поиск нового участка или разминирование. Разминирование производиться только после удаления машины на берег. Результаты разведки водной преграды оформляются в виде карточки инженерной разведки, основу которой составляет профиль основного створа переправы. Применение ИРМ позволяет сократить время на разведку водной преграды в 1,5-2 раза.
Тактико-технические характеристики ИРМ-2 "Жук"
экипаж, человек – 6 (из них 3 сапера)
масса, т – 17,5
длина, м – 8,32
ширина, м – 3,15
высота, м – 2,42
клиренс, мм – 420
удельное давление на грунт, кг/см2 – 0,69
максимальная скорость, км/ч – 55 (на плаву – 10)
запас хода, км – до 550
бронирование противопульное, сталь - лоб корпуса – 20 мм, крыша башни и корпуса – по 3 мм
вооружение/боезапас – 7,62-мм пулемет ПКТ, 1 000 патронов к пулемету, 10 ручных гранат Ф-1, 15 кг ВВ
В завершение несколько фото: