МИГ-25 в Египте
Как один " МиГ " напугал весь Израиль
и заставил его отказаться от ядерного удара
13 октября 1973 года, когда на Ближнем Востоке шла Война Судного Дня, и руководство Израиля готовилось применить атомные бомбы против Каира и Дамаска, заместитель командира полка истребительной авиации майор Вертиевец ( по другим источникам лётчик-испытатель Александр Саввич Бежевец ) нес боевое дежурство на командном пункте военного аэродрома Ахтубинск в Астраханской области.
В 6 часов 15 минут нарочный из штаба округа вручил майору пакет с пометкой «Секретно. Вскрыть немедленно!»
Через 15 минут Вертиевец ( Бежевец ) в сопровождении нарочного и бригады техников вошел в ангар, где находились особо охраняемые новые боевые машины МиГ-25.
Как только майор сел в кабину, нарочный подал ему второй пакет с грифом высшей секретности «Особой важности. По прочтении уничтожить!».
В 8 часов 12 минут по малоазиатскому времени на экране локатора командного пункта противовоздушной обороны Тель-Авива появляется светящаяся точка. Автоматически включаются и надрывно воют сирены. Быстро перемещаясь из северо-восточного в юго-западный сектор, точка приближается к воздушным границам города, и дежурный офицер высылает на перехват нарушителя звено сверхзвуковых истребителей «Мираж».
Из динамика доносится голос командира звена, он приказывает нарушителю совершить посадку. В ответ тишина. Дважды требование звучит по-арабски. И вновь молчание. Командир переходит на английский. Никакого эффекта. Использование израильтянами ЗРК HAWK также оказалось бесполезным.
Вслед за этим на экране появляются белые полосы: «Миражи» стреляют ракетами класса «воздух–воздух», но ракеты исчезают в голубой бездне небосклона, так и не поразив цель, а она с немыслимой скоростью удаляется на высоте 69 тыс. футов. Нет! Возвращается вновь! Делает один, два, три... шесть кругов над городом – фантастика! И ведь не боится быть сбитым! Дежурный офицер высылает на помощь «Миражам» звено «Фантомов».
Задача одна: сбить нарушителя. Увы! Ни «Фантомы», ни их ракеты не могут добраться до неизвестного летательного аппарата.
Министр обороны Израиля Моше Даян, прибывший к премьеру Голде Меир с докладом об инциденте в небе над Тель-Авивом, застал ее за чтением письма-обращения советских ядерщиков, призывавших Израиль отказаться от применения ядерного оружия. Выслушав генерала, Голда Меир сразу поняла, что полёт таинственного самолёта это прозрачный намёк из Москвы.
Моше Даян и Голда Меир
Она обратилась к Генри Киссинджеру и другим высокопоставленным американским чиновникам с просьбой о дополнительной военной помощи. В результате массированного давления сионистского лобби с Капитолийского холма на президента Никсона между США и Тель-Авивом немедленно был создан «воздушный мост», и израильтяне получили новейшие модели боевой техники, включая самолеты, танки и ракеты. Американские корпорации, принадлежавшие евреям, в течение недели вложили в экономику Израиля 2,5 млрд. долл. В то же время израильские дипломаты начали «работать» с иорданским королем Хусейном и с королем Марокко Хасаном II, чтобы с их помощью склонить руководителей Египта и Сирии к заключению перемирия.
Рейд нашего МиГ-25 в небе над Тель-Авивом не только развеял миф о неуязвимости Израиля, но и фактически заставил Голду Меир отказаться от нанесения атомного удара по столицам Египта и Сирии. В этом полёте МиГ-25 «по данным израильских радаров» установил и свой неофициальный рекорд скорости в 3395 км/ч.
В апреле 1974 года Меир и Даян вынуждены были с позором уйти в отставку после поражения на выборах. Говорят, что 1973 году Александр Данилович Вертиевец за полет над Тель-Авивом был удостоен звания Героя Советского Союза. Однако в списке награждённых его фамилию найти не удалось. Скорее всего, представление не удовлетворили, и награда была менее высокой. Не удалось также найти и его фотографию.
P. S. За полёты над Тель-Авивом звания Герой СССР был удостоен Александр Саввич Бежевец.
О МИГ-25 в роли разведчика вспоминает участник событий - летчик-испытатель Владимир Гаврилович Гордиенко.
МИГ-25, рассказывает он, по своим летно-тактическим данным в то время настолько превосходил существующие в мире истребители, что оставалась лишь теоретическая возможность его перехвата. В этом мы убедились, приступив к выполнению конкретных боевых задач воздушной разведки.
Самолет успешно справлялся со всеми задачами. Выдержали проверку и бортовые средства радиоэлектронной борьбы, не раз спасавшие нам жизнь в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Система вооружения МИГов обеспечивала эффективную работу как по воздушным, так и по наземным целям. И при необходимости могла бы позволить пилоту нанести бомбовый удар по объектам или площадям с высоты в 20 тыс. метров на скорости 2.300 км/ ч. Однако этот и некоторые другие варианты боевого применения самолета не были востребованы обстановкой.
Как рассказывает Гордиенко, израильские пилоты на «Фантомах» пытались перехватывать их, как правило, из засад или из положения «дежурство в воздухе». Но тщетно. Однажды в районе Суэцкого канала охоту за нашим самолетом устроили сразу несколько десятков истребителей. Попавшему в облаву летчику пришлось выжимать из МИГа все, на что он был способен, чтобы уйти от погони. И это удалось. Кстати, в Египте нашими военными пилотами установлено несколько абсолютных рекордов высоты полета. К сожалению, регистрировать их было некому... После внезапной смерти Насера новое руководство страны ограничило разведывательные полеты. А вскоре последовал ультиматум в течение 24 часов вывести МИГи с территории Египта. Когда же все было готово к перелету, на взлетную полосу выехали египетские танки. Дипломатическим путем конфликт удалось уладить, и через сутки прилетевшие «Антеи» забрали технику и людей. Так завершилась первая боевая страница в истории МИГ-25.
К рассказу летчика-испытателя целесообразно сделать два дополнения. При вторжении в воздушное пространство Израиля МИГ-25, набиравшие высоту более 18.000 м над своей территорией, несколько раз обстреливались зенитными ракетами комплексов «Хок». Однако все разрывы фиксировались ниже траектории полета разведчика. Не могли также пересечься пути высотного МИГ-25 и совершенно не тяготевшего к «высоте» истребителя-бомбардировщика «Фантом».
В то время Анвар Садат пошел на переговоры с Генри Кисенджером, который предложил ему 3 миллиарда долларов ежегодно, чтобы убрать русских с территории Египта. 26 мая 1972 года СССР подписал договор с США об ограничении вооружений. И в это время Садат потребовал увеличение советского контингента войск и участия их в непосредственных боевых действиях. Однако Брежнев отказал ему. Это был предлог и Садат потребовал вывода Советских войск. Советские войска были сразу же выведены из Египта.
Война продолжалась без советских военных специалистов. К концу 1973 года, израильские войска практически полностью разгромили египетскую армию. В «Войне ссудного дня» танки Шарона совершили глубокий прорыв. Египетская армия была на краю разгрома.
Садат умолял Москву о помощи.
... Советский Союз ее оказал. Благодаря разведке МиГ-25 была разгромлена израильская линия обороны Барнео (при этом в воздушном налете принимали участие самолеты только арабских государств. В том числе Алжира и Сирии), раскрыта вся инфраструктура Израиля. Египетская армия была спасена, однако противостоять Израильской агрессии не могла. Практически последний полет в октябре 1973 года МиГ-25 и закончил эту войну и соответственно советскую военную помощь Египту. Этот полет показал, что израильские войска обладают значительным преимуществом… Советский Союз не желал ввязываться в войну. И Египет запросил перемирие.
Слева направо: президент Египта Анвар Садат, президент США Джимми Картер, премьер-министр Израиля Менахем Бегин.
“ Самаил” против ядерной угрозы.
…Израильские радиолокаторы известили силы ПВО и ВВС о приближении к Тель-Авиву объекта на высоте 26км со скоростью в М2,65. Генералы недоумевали – что же это может быть? Тем не менее, на перехват было поднято звено из четырёх “Фантомов”. Они шли навстречу МиГ-25 разбившись на две пары. МиГ открыл огонь первым, выпустив “по одной из целей” с 27км обе ракеты: радарную Р-40Р и тепловую Р-40Т. Несовершенный, созданный в 1965 году радиолокатор МиГа распознал две цели, как одну, что сыграло с израильскими “Фантомами” злую шутку. “Фантомы” выпустили по две “Спэрроу” с высоты 19км – выше подняться они не могли – ракеты с аэродинамическими рулями не были способны маневрировать в разряжённом воздухе по выработке топлива. В то же время Р-40ТД буквально “испарила” ведомый “Фантом” первой пары, а Р-40Р обдала стальным дождём тяжёлых осколков ведущего – пилоты второго самолёта сумели катапультироваться. Потеряв две машины, израильтяне предприняли ещё одну безуспешную атаку – ракеты “засыпались” не способные к маневру на большой высоте – и пошли на посадку.
В это время МиГ-25 взяли на сопровождение расчёты двух зенитных комплексов “Хок”.
В небо взмыли 6 ракет. Но полегчавший на 900кг и уменьшивший мидель МиГ поднялся на высоту в 28км и развил скорость до М2,8. На высоте в 26 км, на два километра ниже МиГа, один за другим сработали самоликвидаторы “Хоков” - 26км была их предельная досягаемость по высоте. В воздух поднялись четыре звена “Миражей” – предельно облегчённые, недозаправленные, они несли только по одной ракете под фюзеляжем, были способны подняться до 24км и атаковать МиГ ракетами М-530 с таким расчётом, чтобы перехват произошёл до выработки топлива. Одно звено стартовало сзади, два брали МиГ в клещи с флангов, четвёртое звено летело навстречу советской машине. Но пилот МиГа успел выполнить свою миссию до конца – на центральные кварталы Тель-Авива были сброшены две 500 литровые объёмно-детонирующие бомбы, стёршие с лица земли два квартала делового центра города.
МиГ “похудел” ещё более чем на тонну, к тому же, истратил немало топлива и не имел более никаких подвесок, увеличивающих мидель – истребитель на скорости поднялся до 30км и развил на форсаже горизонтальную скорость до М3,2 (что зафиксировали израильские радиолокаторы) Оторвавшись от трёх звеньев “Миражей”, МиГ-25 пролетел в 6 км над звеном, вылетевшим ему навстречу, и 3 ракеты “Матра-530”, как и 12“Сперроу” неуправляемо посыпались на землю. Только ведущий звена миражей сделал отчаянную “свечку” и выстрелил с 26 км по МиГу свою М-530. Однако, несмотря на то, что ракета достигла 30 км высоты, она не могла перехватить цель, летящую на скорости более М3, тем более, когда МиГ отвернул на 30° .
А судьба отчаянного израильского полковника сложилась трагически. Для радара одного из комплексов “Хок” радиотени “Миража” и МиГа совместились, и одна из трёх зенитных ракет прямым попаданием поразила “Мираж”, который, потеряв подъёмную силу на резком наборе высоты, перешёл в крутое пикирование. А МиГ-25, тем временем, приземлился на египетском аэродроме.
Израильские генералы были в смятении – потеряв три истребителя (один от собственной ЗУР), атаковав одиночную цель пятью звеньями истребителей, которые произвели пуск 16 ракет средней дальности, атаковав цель 9-ю самыми считавшимися в НАТО мощными зенитными ракетами, ни ПВО ни ВВС Израиля не смогли защитить центр своей столицы (фугасная волна ОДАБ как метлой смела пять 16-ти этажных зданий, погибло около 300 человек) от ВСЕГО ОДНОГО самолета.
Его не доставали ни по высоте, ни по скорости зенитные ракеты, его практический потолок был на такой высоте, где аэродинамические рули РВВ и ЗУР теряют свою эффективность. А на следующий день над Тель-Авивом появились ещё четыре МиГ-25 - каждый - с двумя ОДАБ-500 и двумя РВВ. Истребители летели на высоте 28км и скорости М2,8 – то есть, они заранее были недоступны ЗРК и истребителям. Израильтяне, всё равно подняли на перехват два звена “Фантомов” и четыре звена “Миражей”, которые “только палили ракетами в небо, да жгли керосин”. Ещё 8 бомб упали в центре Тель-Авива. В это же время, через американских дипломатов (СССР не поддерживал дипломатических отношений с Израилем) Тель-Авив получил ультиматум Москвы – в случае применения Израилем ядерного оружия новые МиГ-25 с территории Египта и Сирии сровняют с землёй все крупные израильские города, что обернётся стотысячными жертвами, и поставит под вопрос существование государства Израиль.
Модификация |
МиГ-25П |
Размах крыла, м |
14.06 |
Длина, м |
22.30 |
Высота, м |
6.50 |
Площадь крыла, м2 |
61.90 |
Масса, кг |
|
пустого |
18800 |
нормальная взлетная |
36720 |
максимальная взлетная |
41000 |
топлива |
14470 |
Тип двигателя |
2 ТРДФ Р-15Б-300 |
Тяга, кН |
|
максимальная |
2 х 73,5 |
форсажная |
2 х 109,8 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
3000 (М=2,83) |
у земли |
1200 |
Практическая дальность, км: |
|
на скорости М=2,35 |
1250 |
на дозвуковой скорости |
1730 |
Практический потолок, м |
20700 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
5 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
четыре УР средней дальности Р-40Т и Р-40Р |
Даже самые агрессивные израильские военные понимали – это не блеф – МиГ-25, прозванный ” Самаилом “ – Ангелом Смерти, Израилю просто нечем перехватить. Ядерная война была предотвращена.