Начало Руси

4. Викинги и варяги-русь. Начало Руси

 

Термин «этнос» обозначает популяцию людей, говорящую на одном языке и имеющую продолжительную историю, определенный ареал обитания.

Территория Восточной Европы в течение многих тысячелетий была местом пересечения путей миграции популяций, населявших обширные территории от Западной Европы до Южной и Восточной Азии. Генетическая структура популяций на территории Восточной Европы остается загадкой. Например, анализ костных останков указывает на то, что основная зона контактов европеоидов с людьми монголоидного типа находилась на территории Западной Сибири, а до Восточной Европы докатывались только "отголоски" монголоидной волны. Вместе с тем в отдельные эпохи европеоиды проникали далеко на восток - вплоть до Тибета и Монголии.

Происхождение славян подвергается бурным обсуждениям. Установлено, что массовое переселение славян из Центральной Европы на восток происходило в VII–IX веках в двух направлениях – северо-восточном и юго-восточном. Миграция славян на северо-восток сопровождалась ассимиляцией различных прибалтийских и финно-угорских этносов.

На основании изучения вариаций Y-хромосомы внутри русского этноса было установлено, что самый многочисленный этнос, живущий на территории примерно одной трети Европейского субконтинента - русские - сформировался примерно между XIV и XVI веками нашей эры в центральной и северной области Восточной Европы. В популяции русских часто встречается «варяжская» гаплогруппа N3, широко распространённая в Финляндии и на севере Швеции, в то время как для славян характерна гаплогруппа R1a, распространенная среди этносов Центральной Европы. Следовательно, генетически русские славянами не являются, хотя язык и христианская религия несомненно пришли от славян.

Птолемей более 2 тыс. лет назад писал: «... у поворота реки Танаиса (Дона) живут офлоны и танаиты, за ними - осилы, а за ними далее к северу - роксоланы». Танаиты позже составили основу этноса наших казаков. Офлоны, вероятно, - этнос близкий или даже родственный танаитам. По свидетельству того же Птолемея – «между гамаксобиями и роксоланами живут ревканалы и эксобигиты; затем между певкинами и бастарнами обитают карпианы, выше (севернее) них - гевины, далее бодины. Между бастернами и роксоланами живут хуны». Роксоланы в то время контролировали земли почти от Дона до Карпат. Для того, чтобы контролировать такую большую территорию, населенную разными этносами, роксоланы должны были иметь государственность. Геродот в своих трудах упоминал о горе Будин у истоков Рубона (Западной Двины, Даугавы). Бастарн – по Иоакимовской летописи – это родич Словена. Бастарнов чаще локализуют в Карпатах. Здесь самое раннее упоминание о тюркском племени гуннов, которые в Западной Европе известны как страшные завоеватели. С неврами Геродота (IV: 17), вероятно связано наименованиеселения Наварум и Наварис на Дону.

Историки, по моему, очень уж верят Птолемею, Геродоту и другим античным авторам в их описаниях северных и восточных этносов. Дело в том, что название одного и того же этноса на разных языках у разных народов может звучать по-разному, например "русские", "русы", "урусы", "раша" - это все названия одного этноса. А совсем недавно в ходу было название "советский народ", можно услышать еще одно название - "россияне". На Украине русских вообще называют "кацапами", в Западной Европе в ходу словосочетание "русский медведь", которым называют тот же самый этнос. Думаю, что на каждом этапе истории среди массы соседствующих этносов выделялся один наиболее пассионарный. Он подчинял себе другие соседние этносы и формировал государство (империю), в которой как в большом котле отдельные этносы постепенно сливались в один большой суперэтнос. Этот суперэтнос чаще всего называли именем пассионарного этноса, объединившего непассионарные соседние племена.

Так куда же на самом деле "девались" скифы=сарматьг=аланы - многочисленный народ, который еще в IV-V вв. (свидетельство Аммиана Марцеллина) населял огромные просторы Великой Скифии от Дуная до берегов Ганга? Да никуда он не "исчез". Антропологические и популяционно-генетические исследования показали, что в формировании современного русского этноса важное значение имела именно "степная", скифская-сарматская компонента. Как утверждает академик В.П. Алексеев, "большая часть населения, проживавшего в южнорусских степях в середине 1 тыс. лет до н.э., является физическими предками восточнославянских племен эпохи средневековья", и "скифский" антропологический тип обнаруживает здесь преемственность по крайней мере со времен бронзового века (III-II тыс. лет до н.э.).

Этот вывод получен на основе современных научных методик, позволяющих различить антропологический тип не только двух разных народов, но и разных "племенных" групп внутри одного и того же народа. И все данные говорят об одном: современные южные русские - это прямые потомки раннесредневековых аланов, "античных" сарматов, скифов железного века, киммерийцев эпохи поздней бронзы, "ариев" Древнеямной культуры. А кто же северные русские?

В VIII веке новой эры на арену истории вышли викинги. Местом их происхождения и основного обитания является Скандинавия и полуостров Ютландия. Ныне на этой территории располагаются три государства: Норвегия, Швеция и Дания. Предками викингов были кельты и какой-то местный антропологический субстрат, населявший Скандинавию до прихода кельтов. Слияние двух культур и двух генотипов и привело к возникновению нового этноса норманов-викингов.

В VIII-XII веках (примерно 500 лет) пассионарные викинги были грозой Европы. Они подчинили себе Англию, Шотландию, север Франции, юг Аппенинского полуострова и Сицилию. Практически народы всего побережья Европы и северной Африки платили викингам дань.

Викинги не были многочисленным народом, но они были высоко пассионарны. Один воин викинг мог выдержать натиск десятков вражеских воинов и выйти победителем. Смелость, отвага, пренебрежение к смерти, алчность, хвастливость, предприимчивость, любознательность, умение переносить невзгоды и лишения, великолепное знание морского судостроения и судовождения сделали викингов хозяевами в Европе.

Это была эпоха потепления, и климат в Скандинавии тогда был много мягче современного. Поэтому викинги смогли сформировать колонии на северных островах - в Исландии и Гренландии - и добраться через Атлантический океан до Северной Америки.

По рекам викинги проникали глубоко внутрь континента и создавали здесь опорные пункты, в которых вели торговлю с местными племенами, порой просто грабили их и облагали данью.

Но в XIII веке пассионарность викингов резко снизилась, ухудшился климат, на арену истории вышли другие более пассионарные новые этносы. Викинги, рассеянные по факториям внутри континента, были либо перебиты восставшими аборигенами, либо смешались с ними и утратили свою этническую самобытность, растворившись в более многочисленных народах. Только в Исландии, Норвегии и Швеции и сегодня живут прямые потомки викингов, а из эпоса этих народов (из саг) мы можем узнать о героическом прошлом их далеких предков.

Обратите внимание на этой карте на самый северный путь походов викингов. Это путь в Бьярмию - страну бьярмов или медведей. Там на берегах Белого моря располагалась страна Бьярмия, она же Беломорская Русь, там жили мореходы варяги русь со столицей в Холмгарде и мощной крепостью на Соловецком острове.

Ребятишки из деревни Малино

Но гены викингов и сегодня проявляются вдалеке от Скандинавии и Ютландии. Например, среди русских встречаются особи с огненно-рыжими волосами, причем не на берегах Балтики, а на Северных Увалах в Вологодской и Ярославской областях.

Почти в каждом классе в Ярославской и Вологодской областях из 30-40 детей один оказывается огненно-рыжий. Как правило, рыжие и сегодня отличаются болеее высокой пассионарностью, они более темпераментны. Посмотрите на эти две физиономии из деревни Малино Ярославской области и скажите, который мальчик более пассионарный. Деревня Малино располагается на древнем волоке из реки Согожи и Ухтомы в реку Сухону и Соть вологодскую.

В деревне на моей родине родине есть род - Суровы. Почти все рыжие. Недавно я узнал, что фамилия "Суров" происходит не от слова "суровый", а от арийского слова "сурья" - Солнце. Так что Суровы, оказывается, - это дети Солнца. А ведь похожи...

Думаю, если посчитать процент рыжих в разных местах России, то повышенным он окажется как раз на волоках и водных путях, по которым викинги проникали в Восточную Европу. Разумеется, считать надо среди коренного сельского населения, а не в городах, где все уже давно перемешано, запад с востоком и юг с севером.

Любимым видом оружия у викингов были боевые топоры. Таким оружием можно было разрубить любой щит и кольчугу, а ударив обухом о шлем, можно было оглушить врага, а также (и это приходилось наверняка делать чаще) разрубить лесной завал на небольшой речке, срубить плот, а при необходимости изготовить и челн, а если придется зазимовать в пути, то и избу срубить и укрепить ее частоколом.

Далекий предок рыжего мальчика из деревни Малино был членом вот такой ватаги викингов или варягов. На водоразделе Ухтомы и Соти у него от местной красавицы родился ребенок. С тех пор гуляют "рыжие" гены в местной популяции, передаются из поколения в поколение вот уже тысячу лет.

Варяги русь - поморы с Белого моря - наибольшую пассионарность имели чуть позже викингов норвежцев и викингов шведов. Их высокую пассионарность ознаменовал приход в Ладогу Рюрика с братьями. Начиная с IX-X веков началась экспансия варягов руси на юг, в результате этой экспансии Беломорская Русь расширилась до размеров Северной Руси, а в XI веке варяги русь вытеснили викингов шведов из верховьев Днепра и, разбив хазар, продвинулись на юг и создали мощное государство, известное как Киевская Русь.

Викинги с боевыми топорами

Этносы Центральной и Восточной Европы

Экспансия варягов руси шла с севера на юг. Это были пассионарии, которые брали не числом, а умением, силой, агрессивностью и смелостью.

Примерно в это же время с юго-запада на северо-восток с территории Карпат, нынешней Словакии, Чехии и южной Польши началась миграция и экспансия славян.

По всей вероятности, экспансия славян была довольно мирной. Это были земледельцы - в основном мирные люди, разобщенные на немногочисленные общины, владеющие передовыми технологиями выращивания зерновых и овощных растений. Городов и мощных крепостей славяне не строили, в массе своей это были трудолюбивые мирные люди. Между славянскими племенами нередко возникали стычки за территорию, за плодородные земли.

Самой северной границей проникновения славян было озеро Ильмень, восточной - Днепр, южной - побережье Адриатического моря, на западе пределом расселения и влияния культуры славян был Одер.

Варяги русь в X-XI веках подчинили себе не только племена угро-финнов и некоторых балтов (кривичи, голядь), но и некоторые племена славян (вятичи, радимичи, дреговичи, древляне, поляне, бужане, уличи).

Киевская Русь мне представляется огромным "котлом", в котором многие этносы были объединены пассионарным воинственным этносом варягов руси. Языком межнационального общения в этом "котле" стал славянский язык, так как численность славян была значительно больше, чем численность прочих этносов, взятых по отдельности.

Летописец XI века (возможно, преподобный Нестор) написал следующее: «И от техъ словенъ разидошася по земле и прозвашася имены своими, где седше на котором месте. И тако разидеся словеньский языкъ, тем же и грамота прозвася словеньская. 
Поляномъ же жившимъ особе по горамъ сим, бе путь изъ Варягъ в Греки и изъ Грекъ по Днепру, и верхъ Днепра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Ылмерь озеро великое, из него же озера потечетъ Волховъ и вътечеть в озеро великое Нево, и того озера внидеть устье в море Варяжьское. И по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царю-городу, а от Царя-города прити в Понтъ море, в не же втечет Днепръ река. Днепръ бо потече из Оковьскаго леса, и потечеть на полъдне, а Двина ис того же леса потечет, а идеть на полунощье и внидеть в море Варяжьское. Ис того же леса потече Волга на въстокъ, и вътечеть семьюдесятъ жерелъ в море Хвалисьское. Тем же и из Руси можеть ити по Волзе в Болгары и въ Хвалисы, и на въстокъ доити въ жребий Симовъ, а по Двине въ Варяги, изъ Варягъ до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепръ втечеть в Понетьское море жереломъ, еже море словеть Руское, по нему же училъ святый Оньдрей, братъ Петровъ, яко же реша». 

Если мы посмотрим на карту, то увидим, что Западная Двина течет не на "полунощье" (т.е. на север), а на запад. На север же течет Северная Двина, которая впадает в Белое море. В Царь-город по морю можно попасть и из моря Балтийского, и из моря Белого. Беломорские поморы из Белого моря плавали в Англию и, возможно, в Средиземное море. Говоря о Волге (течет из Оковского леса), летописец точно указывает направление - на восток. А вот из Днепра волоком в Ловать не попасть. Сначала попадешь в Западную Двину и только пройдя по ней вверх, можно добраться до волока в реку Ловать. Что-то плоховато было у Нестора с географией. Поэтому доверять ему надо осторожно. Напутал в одном - мог напутать и в другом.

Так о какой же Двине писал летописец? А может, напутали переписчики, которые копировали летопись Нестора?

Надо быть очень внимательными при чтении древних летописей. Ошибки могли быть и от незнания географии и истории, и от желания исказить истину в угоду своему князю или отцу настоятелю монастыря.

Я бы не принимал информацию летописцев как абсолютно точную и не вызывающую возражений. Что вызывает сомнения? Вот один из непонятных моментов. На этой карте вятичи указаны для верховьев Оки, но сегодня город Вятка стоит на реке Вятке и находится между Волгой и Уралом, а древнее село Вятское находится в Ярославской области в 50 км к востоку от Ярославля. А в верховьях Оки никаких следов вятичей в топонимике и названиях сел и городов нет. Второе сомнение: в III-IV веках о славянах не было ничего известно, в это время в Европу было нашествие гуннов. Так как же за 200 лет этнос славян мог так широко разойтись и диффиренцироваться на множество субэтносов? А может, и не было массового расселения славян вовсе? Распространялись технологии, язык, культурные и религиозные традиции славян, все это накладывалось на уже существующие неславянские этносы, которые за 200 лет и стали чуть-чуть "славянами", при этом почти не изменившись генетически и фенетически. Так трансформировался, например, этнос балтийского племени кривичей из балтов в славян. Не были, наверное, изначально славянами и дреговичи.

Популяционно-генетические исследования этносов показали, что между генетической картой распространения генов-маркеров и этнической картой распространения языков не существует никакой корреляции. Это говорит о том, что популяционно-генетические процессы инвариантны культурно-этническим.

 

Русский князь Рюрик

А теперь обратимся к проблеме образования Русского государства. Рюрик был основателем династии Рюриковичей – династии русских князей, а затем и царей, правившей Русью 736 лет, с конца IX по XVI век. Последний из Рюриковичей – царь Федор Иоаннович – умер в 1598 году. По летописной легенде, Рюрик, руководитель варяжского племени "рос" или "русь" был призван ильменскими славянами на княжение в город Ладогу. Спустя год после его прибытия в Ладогу здесь произошло восстание некоего Вадима Храброго. Но Рюрик одержал победу и казнил Вадима и его сообщников. Одновременно Рюрик раздал знатным дружинникам разные города для управления и сбора дани. Не получившие городов дружинники Аскольд и Дир отправились в место, называемое Киевом, которым владели Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь.

Думаю, летописец лукавил, путая варягов русь со шведскими викингами. Аскольд и Дир были шведами или норвежцами и владели Киевом назависимо от Рюрика. Киев тогда платил дань хазарам, захватив его, Аскольд и Дир остановились в городке и стали в нем править. Так на территории славян и угрофинов возникли два государства: Северная Русь и Южная Русь.

Во время правления Рюрика к землям Руси были присоединены земли угрофинских племен мери, веси и муромы. Согласно летописи, Рюрик был женат на княжне Урманской (норвежской) Эфанде и имел сына Игоря. Считается, что Рюрик умер в Кореле в 879 году, передав правление государством и своего малолетнего сына Игоря на воспитание дальнему родственнику Хельге (в летописях это вещий Олег).

Князь Рюрик был полноправным правителем Руси и выходцем из «рода Русского». Таким образом, нашими предками были варяги, которые были русскими. Русь - это наше исконное родовое имя, а варягами называли древнерусских мореплавателей. Посол Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в начале XVI века, писал, что родина варягов - Вагрия. Думаю, что Вагрия, о которой писал Герберштейн, находилась в бассейне реки Вага (левый приток Северной Двины), а вовсе не в южной Балтике.

На этой картине художник изобразил внуков Ладожского князя Гостосмысла - Рюрика, Трувора и Синеуса. Они якобы были дети его дочери Умилы от варяжского русского князя, чье княжество, по всей вероятности, находилось на берегах Белого моря. Не исключаю, что все могло быть и не совсем так. Рюрик, Трувор и Синеус могли захватить власть насильственно. Ведь был же на нее претендент - некий Вадим Храбрый. Ну а позднее угодливые летописцы изобразили дело в угоду потомкам Рюрика, призвали, дескать, его словене и весь править ими сами. Очень я в этом сомневаюсь. Чтобы кто-то когда-то на себя добровольно повесил ярмо чужеземцев?... Могли пригласить варягов русь как наемников повоевать кого-то, но чтобы владеть нами...

Хорошо известно, что Иван Грозный и еще раньше его великий князь Иван III совершали паломничество на север в северные монастыри, считая их самыми святыми местами. Иван Грозный, например, любил бывать в городе Любим на севере Ярославской области, а Иван III делал раскопки могилы Синеуса на Белом озере в Вологодской области, считая его своим предком.

Художник изобразил русских князей как типичных поморов, приплывших на своих кораблях с севера. Русый Рюрик, рыжий Синеус и брюнет Трувор

С.С. Алексашин в своей статье о Шум-горе привел текст предания, записанного в середине 1890-х годов в селе Подгорье: “Была битва поздней осенью, на северном берегу реки Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзлая, тело его засыпали камнями. Остались 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку в местечке “Каменья” с огнями, на южный берег Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу, и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и с позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили 12 человек головами по кругу. На тот момент Рюрик оставался один. Дядя прислал на похороны Рюрика гроб, саблю, шлем и щит. От кургана к реке идет золотая цепь. Рюрика похоронили в сопке на берегу реки Луги, в 60 верстах от Новгорода на Ильмене и в 60 саженях от реки Луги”.

В этом предании сохранилась одна настораживающая деталь. Об умершем Рюрике сказано: “Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями”. Но так на Руси хоронили “заложных покойников”... И даже само это словосочетание по происхождению севернорусское, так называют не принятых землею мертвецов, которых присыпали сучьями, камнями и т.п. Такой сомнительной чести удостаивались “покойники, опасные для живых” – убитые, утопленники, самоубийцы... В общем, те, кто погибал “ до срока, предназначенного при рождении ”. Убитых старались похоронить на том месте, где случилась их гибель. Народные рассказы связывают с беспокойными мертвецами курганы в Псковской губернии, в Торопецком уезде и в Мезенском крае.

Интересную книгу «О древнейшей истории северных славян до времён Рюрика, и откуда пришёл Рюрик и его варяги» в 1858 году опубликовал Александр Васильев. Автор доказывал, что варяги, пришедшие княжить, пришли не из-за моря (Балтийского), а из-за озера Ильмень, куда переселились много ранее с Южной Прибалтики.

В "Бертинских Анналах" имеется запись о посольстве некоего народа рус, прибывшего в 839 г. вместе с византийскими послами в ставку императора Священной Римской Империи Людовика Немецкого в город Ингельгейм на Рейне. Император, выяснив причины их прибытия, установил, что "они принадлежали к народу свеонов" (т.е. скандинавскому племени свеев, одних из предков современных шведов), и высказал подозрение, не прибыли ли они скорее с разведывательными целями, чем для установления дружбы. Из этого следует, что раньше такого народа не знали, а истинных свеев, посольство которых было у императора за 10 лет до этого, в 829 г. уже знали. 
Подозрение императора вызвало не только то, что свеи по языку и обычаю назвались чужим и неизвестным дотоле именем русь (Rhos), но и то, что по утверждению русов, они не могли возвратиться домой из Константинополя обычной дорогой, захваченной варварами (возможно хазарами и их союзниками аланами, проникшими к тому времени в верховья Дона). Это письменное свидетельство даже более убедительно, чем гораздо более поздние письменные источники о государстве Рюрика, упоминавшиеся выше, поскольку составлено оно практически по следам этих событий, а не записано с устных преданий через 200 лет.

Река Волхов и селение Старая Ладога на его берегах. Согласно летописям и легендам, здесь находилась древняя столица Северной Руси город Ладога, куда и пришли Рюрик с братьями на княжение. Отсюда они начали экспансию на юг, запад и восток

На эту карту нанесены ареалы распространения генетических популяций. Интересно, что Рюрик и Синеус правили в землях генетических угрофинов, а вот Трувор, похоже, попал к балтам кривичам

 

Согласно другой легенде, Рюрик умер в Новгороде на Ильмене и здесь его могила, точнее курган, насыпанный на его могиле. Вот этот курган на фотографии, а в отдалении виден еще один курган. Интересно, чей?

 

Согласно третьей легенде, могила Рюрика находится в городе Приозерске в Ленинградской области на берегу Ладожского озера. Этот город в прежние времена назывался Корела. Но мы видим, что эта плита была установлена в 2004 г., явно для привлечения туристов. Исторической истиной тут и не пахнет.

Вещий Олег прощается с конем. В.М. Васнецов

Когда Рюрик умер, его сын Игорь был еще мал, и князем стал дядя Игоря - Олег ( Вещий Олег, т. е. знающий будущее, умер он в 912 г.). Олег перенес столицу в город Киев, предварительно захватив его. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства – Киевской Руси с центром в Киеве. Прозвище Олега - «вещий» - относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий.

Олег прославился победой над Византией, в знак чего он прибил свой щит на главных вратах Царьграда. Так русские тогда называли столицу Византии Константинополь. Византия тогда была самым сильным государством мира.

Известно, что дружинники князей Олега и Игоря (варяги-русь) при заключении договоров с Византией приносили клятву именами Перуна и Велеса, а не Одина или Тора (богов скандинавоских викингов). Следовательно, основатели древнерусского государства не были ни германцами, ни норвежцами, ни шведами.

"Кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертию: ... за голову боярина княжеского, тиуна огнищан, или граждан именитых, и тиуна конюшего - 80 гривен или двойную виру; за княжеского отрока или гридня, повара, конюха, купца, тиуна и мечника боярского, за всякого людина, то есть свободного человека (варяжского племени) или славянина - 40 гривен или виру, а за убиение жены полвиры." Так сказано в Русской правде Ярослава Мудрого.

Обратите внимание на то, что в своде законов XI века четко прописано, что варяги русь не славяне. Мало того, они здесь противопоставлены друг другу.

А кто же они, эти варяги? Летописец Нестор писал: "... славяне новгородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам-руси, сказать им: земля наша велика и обильна, а наряду в ней нет, идите княжить и владеть нами". Н.М. Карамзин писал: "Братья именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые родом и делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться".

Не думаю, что решение пригласить варягов русь править племенами было единогласным. Возможно, это было мнение проваряжской партии в Ладоге, а может быть, варяги захватили власть силой, а угодливые монахи все это извернули как мирное приглашение. Но так или иначе варяги русь удержали власть и создали династию, правившую Русью-Россией вплоть до начала XVII века.

На Белое озеро пришел княжить брат Рюртка Синеус. Из Белого озера вытекает река Шексна (Шехонь по старому), которая впадает в Волгу. В ее устье, вероятно, и находился Господин Великий Новгород, о котором сообщают древние летописи

Рюрик прибыл в Ладогу, Синеус на Белозеро в область народа веси, а Трувор в Изборск - город кривичей. К сожалению, Н.М. Карамзин не сообщает о том, чьим городом был тогда Новгород. Непонятно также и то, почему через 2 года умерли Синеус и Трувор, и единоправным князем стал Рюрик. Что произошло? Ведь Синеус и Трувор были младшими братьями Рюрика, а умерли раньше старшего брата. Конечно, так в жизни бывает, но ...

На фото слева - часовня близ города Белозерска. Видно, что она возведена на возвышении явно искусственного происхождения. Скорее всего, это древний курган. Над чьей могилой насыпан этот курган? Молчит история, молчит часовня. А ведь под таким курганом может быть похоронен древнерусский князь Синеус.

"Века, века! Их будет вспоминать больное хилое потомство"...

В 2000 г. для изучения Синеусова кургана в район г. Белозерска Вологодской области направилась 77-я экспедиция группы “Космопоиск”, исследующей аномальные явления на территории России. Руководитель “Космопоиска” В.А. Чернобров сообщил следующее: местные легенды рассказывают, что Синеус, как и Рюрик, был похоронен в золотом гробу. “Синеуса … народ любил, а когда Синеус умер, то русские еще долго чтили его могилу” (вплоть до 1917 года). В дореволюционном учебнике истории был изображен Синеусов Курган близ Белоозера. Князь Иоанн III в XV веке, “объезжая владения, провел первые археологические раскопки кургана Синеуса (по праву потомка). Он распорядился прорыть 4 шурфа, достать находки, а потом… засыпать, чтобы курган остался целым и невредимым ”.

После 1917 года одичавший русский народ и антирусские власти решили использовать песок из кургана для строительства. Половину холма срыли, а в оставшейся части выкопали погреб, укрепив его бревнами, – вышло картофелехранилище. Хотя в 1990-х годах Синеусова могила была, судя по количеству публикаций в прессе, одной из самых известных, но сегодня курганом никто не интересуется. Академические археологи неистово ведут раскопки в Новгороде на Ильмене, а в других не менее "исторических" местах академиков от истории нет.

Курган Синеуса - легендарное место захоронения древнерусского царя-варяга. Странно, но теперь о кургане Синеуса не интересуются и в самом Белозерске. А ведь это хороший бренд для развития туризма в крае. Только для этого надо посмотреть немного пошире, чем позволяют официальная история и православная церковь.

 

Этот ледниковый валун наверняка был свидетелем прихода варягов-руси на берега Белого озера. Но надпись на камне - несомненный новодел. В 862 году писали иначе, но то, что в этом году город уже был на берегах Белого озера, - это несомненно. Нужны обширные археологические раскопки, только они могут прояснить историю Руси IX века. Летописям, много раз переписсанным, при этом всякий раз перетолкованным на новый лад, верить нельзя. Их писали люди пристрастные - монахи, для которых истинной были только слова Христа, да еще настоятеля монастыря и правящего князя.

Город Белозерск

Разумеется, эти стены, башни и храмы построены не в IX веке, а значительно позднее, но преемственность с тем древним городом несомненно имеется. Это по-настоящему русский город. Русское государство начиналось здесь. К сожалению, официальная история напоминает очень кривое зеркало, в котором к тому же много разбитых вдребезги участков. Здесь, в Белозере, а не в Новгороде на Ильмене, не во Владимире и тем более не в Москве начиналась государственность Северной Руси.

 

Герб Белозерска

Вода и перекрещеные рыбы означают главное богатство этого города - водные пути, рыбное озеро. Равносторонний крест вверху - это крест кельтов, он символизирует солнце и годовой цикл из четырех времен года. Полумесяц внизу - это символ лунного цикла, который также играл большую роль в жизни людей, особенно земледельцев. Не исключаю, если в древности под крестом располагалась лодья - корабль варягов.

Согласно легенде, на этом холме был похоронен древнерусский князь варяг Трувор - брат Рюрика

Древняя крепость в Изборске (Псковская область). Сюда пришел княжить варяг-рус Трувор

А ведь Рюрик с братьями захватили три важнейших в те времена для торговли пункта, из которых можно было контролировать всю торговлю в северной и восточной Европе: путь "из варяг в персы", путь "из варяг в греки" и путь с Белого моря в моря Черное, Балтийское и Каспийское. Не думаю, что до Трувора здесь не было правителей. Скорее всего, до него в этих местах хозяйничали викинги из Швеции и Дании. А может, и сам он был шведом и не был братом Рюрика.

Труворов крест на Труворовом холме

На фото слева - крест кельтский, а не христианский. Возможно, его возвели на могиле Трувора, а возможно, какого-то другого знатного рыцаря, но несомненно в ту далекую эпоху начала становления Русского государства. Смею заметить, что основатели древнерусского государства не были христианами. Язычниками они тоже не были. Лгут летописи, что до принятия христианства Русь была языческой. Необходимо наконец разобраться в том, какой же была религия варягов руси.

Сомневаюсь я и в том, были ли Рюрик и Трувор братьями. Очень может быть, что Трувор был из шведских или датских викингов, но проиграл Рюрику, был убит и похоронен под этой плитой. Это мое предположение основано на том, что варяги русь хоронили своих покойников иначе, они крестов и плит не устанавливали.

 

На этом фото край надгробной плиты - той, что слева. Что обозначают выбитые на камне буквы? Скорее всего, это новодел, в то время писали совсем другими буквами. Но то, что плита очень древняя, это несомненно.

А это другая плита, которая находится возле Труворова креста. Что изображено на ней? Почему об этом месте молчит наша официальная история? А ведь оно - это место - не менее значимо для истории России, чем Красная площадь с храмом Василия Блаженного

Самое удивительное то, что на столь важном в истории Руси месте нет никаких табличек, нет никаких указателей. Это место - простое сельское кладбище. Но ведь так не должно быть! Соотечественники, очнитесь от исторического безразличия, придите сюда, посадите цветы, помяните тех, кто создавал наше государство.

Неважно кто они были - русские, славяне или скандинавы. Они жили здесь, трудились, возводили крепости и города, воевали, рожали детей. Мы - их потомки, мы чем-то похожи на них. Но и мы - лишь звено в эстафете жизни людской, малый штрих в истории человечества.

Применение методов многомерного шкалирования позволило разделить современных русских на две большие группы. Одна из них населяет центральные и южные районы древнего Московского княжества, а вторая базируется в северных землях.

Различия в генетической структуре Y-хромосомы северян и южан не могут быть объяснены только постепенным дрейфом генов ввиду изоляции небольших популяций из-за географических условий. Северяне и южане в ту эпоху активно общались друг с другом, торговали, воевали, захватывали женщин и делали их женами или наложницами.

Сравнение изменчивости мужской хромосомы русских с данными соседних народностей выявило большие сходства северян с финноязычными этносами, в то время как обитатели центра и юга России оказались генетически более близки к остальным народностям, общающимся на славянских наречиях. Если у первых часто встречается «варяжская» гаплогруппа N3, широко распространённая в Финляндии и на севере Швеции (впрочем, как и по всей Сибири), то для вторых характерна гаплогруппа R1a, характерная для славян Центральной Европы.

Не исключён и вариант их культурного и языкового «обрусения» без значительного генетического смешивания. Эту теорию подтверждают и данные лингвистических изысканий, описывающие финно-угорскую составляющую северного русского диалекта, практически не встречающуюся у южан.

Генетически ассимиляция выразилась в наличии в Y-хромосоме населения северных областей семейства N-гаплогрупп. Эти же гаплогруппы также являются общими для большинства народов Азии, однако русские северяне кроме этой гаплогруппы практически никогда не проявляют других генетических маркеров, широко распространенных у азиатов, например C и Q.

Церковь на вершине Труворова холма

 

Приглядитесь повнимательнее к этой церкви. Она стоит на кургане явно искусственного происхождения. Кресты на церкви не христианские, а более древние, такие кресты историками классифицируются как кельтские. Да и само здание церкви совсем не похоже на обычные христианские церкви в России. Когда и кем построен этот храм? Молчит история...

К сожалению, генетические исследования проводятся на очень гетерогенных выборках людей, в которых смешиваются северяне и южане, западные племена и восточные. Было бы неплохо изучить гаплогруппы у русских поморов, у жителей бассейна реки Ваги, жителей окрестностей Вологды, но не городских, а сельских старожилов.

"Карта" генетической близости народов Европы и отдельных популяций внутри этносов // ajhg.org/"Газета.Ru"

Украинцы, поляки и южные русские, а также не показанные на схеме белорусы демонстрируют большую близость как в генетической структуре мужской наследственной линии, так и в языке. При этом русские северяне оказываются значительно удалены от этой группы на диаграмме многомерного шкалирования.

Наиболее генетически однородными оказались турки, греки и шведы. А вот северные русские состоят как бы из трех генетически самостоятельных этносов. Финны тоже оказались весьма гетерогенны. Разнородны генетически оказались и немцы (германцы).

Авторы данного генетического анализа заключают, что несмотря на расхожие мнения о сильной татарской и монгольской примеси в крови русских, гаплогруппы тюркских народов и других азиатских этносов практически не оставили следа у населения современного северо-западного, центрального и южного регионов России. 

Полученные данные говорят о двух центрах формирования Древней Руси - южном и северном. Говорить о том, что русские на север пришли с юга, не приходится, так как очень уж они далеки генетически от всех южных славянских народов. Северные русские не произошли от шведов, равно как и от немцев. Только вот финская популяция F5 с популяцией северных русских R3 генетически весьма сходны. Вероятно, эти русские произошли от генетических вепсов (веси).

К сожалению, в этом анализе не участвовали балты. 

Генетический анализ популяций показал, что казаки - генетически обособленная группа, что они удалены от русских больше, чем русские удалены от украинцев.

Генетически русских казаков нельзя считать и субэтносом кумыков, марийцев или башкир. Далеки они и от этносов Северного Кавказа.

Так кто же такие русские казаки? По всей вероятности, генетически это самостоятельный этнос, который, оказавшись в Российской империи, перешел на русский язык, принял православную религию и стал полноправной частью Российской цивилизации, российского суперэтноса.

Говорят, что еще в начале XX века казачки дома разговаривали на каком-то нерусском языке. Интересно, что это был за язык? К какой языковой группе он принадлежал? Может, заинтересуются лингвисты этим феноменом, и мы узнаем наконец, кто были предки русского казачества.

Положение генофонда народов Западного Кавказа среди других народов по мультиаллельным аутосомным ДНК маркерам ( D 1 S 80, ApoB , DM )

(По Почешховой Эльвире Аслановне, 2008)

Положение генофонда народов Западного Кавказа среди других народов по семи диаллельным аутосомным ДНК маркерам (АСЕ, PV 92, TPA 25, ApoA 1, А25, В65, CCR 5 del 32 )

(По Почешховой Эльвире Аслановне, 2008)

На этой дендрограмме отражены те же данные, что и на предыдущей диаграмме.

Обратите внимание на то, что русские, украинцы, казаки, карачаевцы, балкарцы, народы дагестана, чеченцы, кумыки образуют группу, которая может быть сопоставлена с другой группой, в которую входят адыгейцы, кабардинцы, черкесы, абхазы, абазины и грузины. А вот кубанские ногайцы и караногайцы, хотя и образуют некую генетическую группу, но являются разными этносами.

Из этих двух схем видно, что генетическое сходство человеческих популяций и сходство языковое и культурологическое часто не совпадают. Часто "этносы" нарезаются вопреки генетической близости людей - генетической "нарезке".

Генетический анализ позволяет однако изучать историю этносов, видеть, из каких бывших этнических осколков собран новый молодой этнос. Этот анализ позволяет понять, насколько современная карта этносов не совпадает с прошлой этнической структурой континента.

Положение региональных генофондов Евразии по шести диаллельным аутосомным ДНК маркерам (АСЕ, PV 92, TPA 25, FXIIIB , ApoA 1, CCR 5 del 32 )

(По Почешховой Эльвире Аслановне, 2008)

Примечания: диаграмма двумерного шкалирования; число итераций–52; величина стресса S о=0,04; коэффициент алиенации Ко=0,06; кривая Шепарда удовлетворительна

 

На схеме слева мы видим, что этносы Европы, по сравнению с этносами Азии, представляют собой генетически нечто весьма целостное и относительно компактное.

Народы Западной Европы генетически довольно близки. Кавказ, передняя Азия и Балканы населены генетически довольно близкими этносами.

Этносы Закавказья и Южной Европы также довольно сходны генетически. Вместе с этносами Балкан и Западного Кавказа они несут в себе следы генетического перемешивания в рамках Римской империи

А вот этносы Зауралья представляют собой генетически весьма обособленную группу. Они далеки как от этносов Европы, так и от этносов Азии.

Удивительно, что Урал населен столь генетически разнообразными этносами. Генетическое разнообразие этносов Урала сопоставимо с разнообразием этносов всей остальной Европы.

Генетически очень разнообразно население Азии. К сожалению, исследованиями здесь были охвачены немногие популяции.

Имеется еще один письменный источник, подтверждающий, по крайней мере, существование народа русь – это "Баварский географ", составленный, согласно последним исследованиям, в первой четверти IX века не позднее 821 г., т.е. задолго до создания государства Рюрика и упоминающий русь (Ruzzi) как северного соседа хазар. Это значит, что Русь (вероятно, Русь беломорская) существовала задолго до призвания Рюрика с братьями в Ладогу.

Нельзя забывать, что от создания какого-либо государственного образования подобного Руси до того времени, когда такое государство начинает посылать посольства (посольства и являются первым признаком наличия такого государства) проходит, по крайней мере, несколько лет, т.е. дата образования первого русского государства несколько древнее 839 года. Но что это было за государство? Оно располагалось к северу от Хазарии, а северная граница Хазарии в то время проходила чуть южнее Северных Увалов и включала бассейны рек Дона, Камы, Вятки и, возможно, Оки.

Башня и стена в Изборске, где якобы правил Трувор

Курганное кладбище близ села Гнездово

В 12 км к западу от Смоленска, на правом берегу Днепра, расположена деревня Гнездово. На протяжении более ста лет здесь ведутся раскопки, проливающие свет на интереснейшие страницы истории раннесредневековой Восточной Европы и Русского государства.

Судя по находкам грубой лепной керамики, люди жили здесь еще в раннем железном веке - то есть в середине I тысячелетия до н. э. Около 900 года н. э. на невысоком мысу при впадении в Днепр ручья Свинец возникает поселение, окруженное валом и рвом. Площадь укрепленного городища невелика - всего около 1 га. Но по обоим берегам ручья Свинец расположены остатки неукрепленного селища большой площади - около 20 га. Рядом с поселением расположено огромное курганное кладбище IX–X вв., состоящее из 10 групп. Некогда здесь насчитывалось до 4000 курганов, сейчас - около 3000. Так называемый Гнездовский могильный комплекс является крупнейшим курганным могильником в мире. Его площадь составляет 37,5 га.

«Повесть временных лет» называет обитателей этих мест кривичами, «сидящих на верх Днепра, верх Волги и чей град был Смоленск». Долгое время считали, что кривичи это союз восточнославянских племен. Но появились сомнения. Археологическими памятниками кривичей считают так называемые длинные курганы. Область их распространения в основном совпадает с очерченным летописцем ареалом обитания кривичей. Свое название «длинные курганы» получили по характерной форме насыпи, длина которой более чем в два раза превышает ее ширину. Наиболее древние курганы подобного рода появились в VI веке у Чудского озера и по реке Великой.

Позднее выяснилось, что «длинные курганы» имеются также в верховьях Западной Двины и Днепра. Людей, погребенных в таких курганах, первые исследователи считали славянами. Но классик русской археологии А. А. Спицын (1858–1931) на основе анализа найденных в «длинных курганах» вещей отнес их к балтам, а точнее - к литовцам. В наши дни гипотеза о том, что кривичи являлись балтским племенем, родственным современным литовцам, получила ряд новых подтверждений. Некоторые историки считают, что само название «кривичи» происходит от имени балтского бога Креве (Криве).

Таким образом, коренным населением Смоленского Поднепровья были балты. Однако на последнем этапе своего развития смоленские кривичи испытали сильное влияние славян. В IX–X вв. в Верхнее Поднепровье устремился поток славянского населения, принесшего сюда обряд погребения в круглых курганах, сменивших «длинные курганы» восточных балтов. Византийский историк Константин Багрянородный в середине X в. называл кривичей данниками киевских князей. Может быть "ославянивание" кривичей происходило уже в составе Киевской Руси.

В X столетии в Гнездове появились варяги. Судя по археологическому материалу, они пришли сюда не из Скандинавии, а из Приладожья. Варяжские погребения в Гнездове определяются особенностями погребального обряда (захоронения в лодках, возложение железной гривны на урну), следами специфического костюма, вещами, типичными для варягов, в сочетании с другими признаками. Примерно треть гнездовских курганов насыпаны над погребениями варягов.

Серебряные подвески, найденные близ Гнездово

Вероятнее всего, возникновение Гнездова было напрямую связано с функцией контроля за днепровским торговым путем. Осевшая здесь варяжская дружина занималась сбором дани с проходящих купеческих караванов. В то же время лодки, шедшие по волокам, надо было ремонтировать, нужно было чинить и обновлять одежду и обувь путешественников, пополнять запасы вооружения. Находки сельскохозяйственных орудий здесь крайне редки, зато обнаружены археологические материалы, свидетельствующие о существовании здесь кузнечного, слесарного, ювелирного, стеклоделательного, керамического производств. Есть данные о ткачестве, обработке кости, изготовлении лодей для плавания по рекам.

Даждьбог - бог дающий

Как часто и сегодня мы восклицаем: "Дай бог!" или "Дай вам бог". Нищие просят тоже: "Подайте бога ради". Помню как в раннем детстве я возмутился, когда моя бабушка подала милостыню пьяной нищей, которая просила "Бога ради". Бабушка мне тогда сказала: "Мы не нищей подаем эту милостыню, а дарим ее богу, ведь она просит ради бога". Даждьбог был одной из ипостасей Бога-Солнца, он дарует тепло, свет, энергию биосфере, благодаря ему на Земле есть круговорот воды, есть жизнь. Наши далекие предки понимали это и потому поклонялись Даждьбогу.

Об интенсивности движения по торговому пути, пролегавшему через Гнездово, говорят находки тысяч арабских монет-дирхемов, которые в X–XI вв. являлись главным инструментом денежного обращения на Востоке. Одних только кладов с дирхемами в Гнездове обнаружено семь, причем в одном кладе насчитывалось 800 дирхемов. Наряду с арабскими при раскопках Гнездова изредка попадаются и византийские монеты. Здесь найдено огромное количестве предметов как местного, так и иноземного происхождения, это - ключи, замки, деревянные ведра, ножи, напильники, пробойники, молотки, кресала для высекания огня, гребни, пуговицы, швейные иголки, пряслица-грузики для веретена, карманные весы, костяные и стеклянные шашки, металлические оковки, украшавшие кубки из рогов животных.

Обилие скандинавских предметов в гнездовских курганах позволило исследователям предположить, что именно скандинавы-викинги являлись господствующей прослойкой в Гнездове. Во всяком случае большинство выкопанных из захоронений предметов имеет скандинавское происхождение. В могилах здесь найден самый богатый инвентарь, в том числе дорогие «франкские» мечи (всего их обнаружено семнадцать), обычные для раннесредневековой Европы. Длина такого меча около 1 м, лезвие у него обоюдоострое, широкое, рукоять часто украшена инкрустацией из серебряных нитей. Скандинавское происхождение имеют и найденные в Гнездове наконечники копий. Один из них сделан из высококачественной дамасской стали, он просто огромен: его длина составляет почти полметра! Наконечники этого типа изготовлялись в Скандинавии в IХ - начале X вв.

Однако большая часть найденных в гнездовских курганах наконечников стрел имеет славянскую ромбовидную форму, меньшая ланцетовидную скандинавскую. Это говорит о том, что население в Гнездове было смешанным, большая часть жителей были славянского племени, а меньшая скандинавы, по всей вероятности, это были предки современных шведов. Но власть несомненно находилась в руках скандинавов, местное население обслуживало движение купцов и воинов по данному речному пути.

Боевой топор скандинавских викингов

Распространенным видом оружия тогда были боевые топоры — в Гнездове их найдено более двадцати, найдено несколько обрывков кольчужного плетения, два шлема. Найдены многочисленные украшения женщин-скандинавок: золоченые бронзовые застежки-фибулы. Эти фибулы украшенны характерным скандинавским орнаментом. Их датировка хорошо разработана по аналогичным находкам в Бирке (Швеция). Экземпляры, найденные в Гнездове, в основном относятся ко 2-й половине X века. Обнаружены типичное скандинавские мужские украшения - железные гривны с молоточками бога скандинавов Тора. В Гнездове обнаружено около трети всех найденных на территории Восточной Европы скандинавских языческих амулетов.

Гнездовское поселение существенно отличается от древнерусских городов X–XI вв. как по планировке, так и по формам социальной организации. Исследователи В. А. Булкин и Г. С. Лебедев в своей статье «Гнездово и Бирка» приходят к выводу, что ближайшими аналогами Гнездова являются поселения Бирка в Швеции, Скирингссаль в Норвегии и Хедебю в Дании.

Таким образом, поселение Гнездово можно рассматривать как шведскую колонию среди славяно-балтского населения, каким несомненно являлось племя кривичей. В раскопанных курганах в Гнездове обнаружены погребения балтов и женщины-финки с Верхнего Поволжья. Археолог Т. А. Пушкина, работавшая в Гнездове, пишет, что первоначально гнездовский поселок населяли балты и скандинавы, которые к концу X столетия были ассимилированы славянами.

Всего в 12 км от Гнездова в XI-XII вв. располагался Смоленск, один из крупнейших городов Древней Руси. Летописцы ставят его в один ряд с Новгородом и Киевом. Но в то же время ни одна летопись ни при каких обстоятельствах не упоминает о крупном городе, существовавшем на месте Гнездова на протяжении полутора столетий бок о бок со Смоленском. Почему? Весьма любопытно, что при раскопках в самом Смоленске не найдено никаких слоев IX–X вв., обнаружены только слои XI века и старше. Скорее всего, Гнездово и есть древний Смоленск, который в начале XI века был перенесен на нынешнее место.

Интересно, что послужило причиной переноса города на 12 км? Причин могло быть несколько. Это могла быть страшная эпидемия, в результате которой вымерла большая часть людей. Оставшиеся не захотели жить в страшном месте. Может быть, случился пожар и старый город в Гнездове сгорел.

Возможно, произошла смена власти. С Белого моря пришли варяги-русь и прогнали скандинавов, подчинив себе местных кривичей и взяв под контроль важный торговый путь. Я склоняюсь к последней версии.

Железный боевой топор из Дании, инкрустированный серебром

Боевой топор - очень грозное оружие. Благодаря длинной рукояти (топорищу) замах был очень большой, и удар был такой силы, что проламывал щит и железные доспехи. Но эффективно использовать такое оружие могли только очень сильные люди

 

До сих пор остается без ответа вопрос о том, почему Русь отказалась от традиционной религии и приняла христианство. Чем не устраивали киевских князей прежние ипостаси бога? По-моему, главная причина в том, что у разных племен (этносов), входивших в древнерусское государство, боги были рзные, религия в то время да и в последующие времена была государственной идеологией. В одном государстве не должно быть множества идеологий. Князья киевские не хотели делить власть над народом в своем государстве с множеством волхвов. В Византии они подсмотрели, насколько важна единая государственная религия-идеология и решили себе завести такую же.

Окрестив Русь и пригласив священников из Византии, князь киевский получил желаемое. Именно христианская религия способствовала слиянию разных этносов в единый суперэтнос великороссов. Церковный язык был славянским, постепенно он стал государственным, сильно потеснив или совсем вытеснив языки племен.

 

Обращение Руси в христианство, по всей вероятности, происходило непросто, совсем не так, как утверждают в летописях монахи летописцы. Например, в "Житии блаженнаго Володимира" сказано: «Повелел рубити церкви и поставляти по местом, идяже стояху кумиры. И постави церковь св. Василия на холме, идяже стояще кумир Перун и прочии, идяже творяху потребе князь и людье. И нача ставити по градом церкви и попы и люди на крещенье приводити по всем градам и селом. … и всю землю русскую исторже из уст диавол и к Богу приведе и к свету истинному. … и всю землю русскую крести от коньца и до коньца. Храмы идольские и требища всюду раскопа и посече и идолы сокруши. … и честными иконами церкви украси.»

Приведу отрывок из Иокамивской летописи: "В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться. ...Тогда тысяцкий новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: "Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание". Народ же оной страны, рассвирепев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправился выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся, так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до вора Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и была между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тогда первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира. Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им говорил: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете". И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. И пришли многие, а не хотящих креститься воины протаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечом, а Добрыня огнем."

Как это похоже на то, как коммунисты в 20-50-е годы ХХ столетия боролись с христианством в СССР! Прошло более 1000 лет, а методы обращения в новую веру остались прежние - "мечом и огнем!".

 

Не думаю, что переход в новую религию был мирным и быстрым. Он не закончился и в настоящее время. Марийцы, например, в большинстве своем остаются верными религии своих предков.

В нашей деревне бабушки еще в начале 50-х годов прошлого века говорили расшалившимся внучатам: "Тише, тише, тише... Поп сидит на крыше, а попадья еще выше, может быть на самой на трубе". В этой незатейливой песенке отголосок тех далеких времен, когда попы шпионили за народом и подслушивали, не справляют ли те обряды религиозные старым богам. А в трубу на крыше очень хорошо слышно все, о чем говорят в избе.

Не знаю ни одной русской скзки, в которой бы попы были положительными героями. Вспомните, например, сказку о жадном попе и работнике его Балде.

Обложка сенсационной книги

В заключение этой главы хочу возвратиться к проблеме Великого Новгорода. Сегодня многим стало очевидно, что Новгород на Ильмене и Господин Великий Новгород - явления в истории России совершенно разные. Гипотеза о том, что Великим Новгородом был сегодняшний Ярославль больше похожа на правду, чем гипотеза, что Великий Новгород - это Новгород на Ильмене.

Однако появились археологические факты в пользу того, что Господин Великий Новгород располагался севернее Ярославля - в месте слияния Волги, Мологи и Шексны - там, где сегодня стоит город Рыбинск. И эта гипотеза, скорее всего, является правдой. Уж очень выгодное место у слияния трех больших рек для великого города. Второго такого узла на древних торговых путях в Восточной Европе просто нет. Здесь не могло не возникнуть в средние века большого города - Верхнего, или Великого Новгорода. Становится понятно и вполне логично появление Нижнего Новгорода на берегу Волги ниже по течению.

Как, возмутится читатель, неужели какой-то захолустный Прарыбинск был в течение нескольких столетий конкурентом Москвы? Да не может такого быть! А вот и может.

Если принять эту гипотезу, то станет понятно, откуда новгородские ушкуйники попадали на Вятку и в Кострому. Почему они быстро проникали на Сухону, Вагу и Северную Двину. Почему самая большая ярмарка располагалась в низовьях Мологи, а не на Ильмене. В этом случае можно обьяснить все несуразности в летописях о путях и времени поездок из Москвы в Новгород через Ростов Великий, о чем писали Фоменко и Носовский.

В общем, есть о чем подумать историкам и чем заняться археологам...