Шлюпочная " эскадра " лейтенанта Макарова
15 лет без флота
Русский план предусматривал решительное наступление через Болгарию на турецкую столицу - Стамбул (Константинополь). Но для этого надо было преодолеть 800метровую водную преграду - реку Дунай. Нейтрализовать сильную турецкую флотилию на Дунае мог русский флот.
Но после Крымской войны 1853-1856 гг. Россию лишили права иметь военный флот на Черном море. А с 1871 года, когда это право удалось вернуть, прошло слишком мало времени. К началу Русско-турецкой войны для Черного моря удалось построить только броненосцы "Новгород" и "Вице-адмирал Попов" - мощные, но пригодные лишь для береговой обороны.
И тогда вспомнили про минные катера.
Проверено: мины есть!
Минный катер 1860-х - 1900-х гг. - это беспалубная шлюпка длиной 10-18 метров с паровым котлом и гребным винтом. Но это бесхитростное суденышко несло 2-3 мощных заряда взрывчатки в цилиндрической или цилиндро-конической металлической оболочке - мины. И поражали они самую уязвимую часть неприятельского флота - подводную.
Это было высшее боевое искусство!
Шестовые мины крепились к концам 6-12-метровых шестов, которые катер нес вдоль бортов; два-три матроса выдвигали шесты перед атакой вперед-вниз - так, чтобы ткнуть в подводную часть атакуемого судна.
Буксируемые мины на поплавках перед атакой сбрасывались за борт и тянулись за катером на тросе под углом 30-40o. Это позволяло "подрезать" неприятеля, коснувшись миной его подводной части.
Ну а самодвижущаяся мина, именовавшаяся в русском флоте миной Уайтхеда, - это торпеда. Веретенообразной формы снаряд, снабженный винтами, которые приводились в действие сжатым воздухом и двигали мину вперед, пока не кончался воздух...
Минные катера - изобретение англосаксонское. Катера с шестовыми и буксируемыми минами впервые были применены американцами в ходе Гражданской войны в США 1861-1865 гг. Англичане в 1870-х стали вооружать катера и минами Уайтхеда.
Но применить минные катера так, чтобы это повлияло на ход войны, сумели именно русские.
Дунайские волны
Полтора десятка паровых катеров, переброшенных по железной дороге с Балтики на Дунай, предназначались для постановки минных заграждений. Но турки могли нейтрализовать заграждения тралами. Вот тогда капитан 1 ранга Иван Рогуля и предложил вооружить катера шестовыми и буксируемыми минами и самим атаковать врага.
Что это означало на практике?
Крохотная шлюпка, чья скорость не превышала 5-10 узлов (9,3-18,5 км/ч), должна была подойти под огнем к борту вражеского судна. На расстояние, равное длине шеста!
В ночь на 14 мая 1877 г. , обеспечивая переправу русских войск у Браилова, лейтенант Федор Дубасов на катере "Цесаревич" и лейтенант Алексей Шестаков на катере "Ксения", незаметно подойдя к монитору "Сельфи", хладнокровно атаковали его и поразили - каждый одной шестовой миной - в те места, в которые и метили. "Цесаревич" залило столбом воды, засыпало обломками, турки открыли огонь, но "Сельфи" затонул!
Это настолько деморализовало врага, что он отвел суда с нижнего Дуная, и 10-11 июня 14-й армейский корпус русских без помех осуществил переправу.
На переправе главных сил, у Зимницы, приблизиться турецким судам к мостам через Дунай тоже не дали отважные "малютки". Ударив 8 июня у острова Мечка шестовой миной вооруженный пароход "Эрекли", лейтенант Николай Скрыдлов на катере "Штука" не сумел потопить противника, но заставил и его, и шедший за ним монитор "Хизбер" повернуть назад.
11 июня, у села Фламунда, атакой "Мины" (гардемарин Евгений Аренс) и "Шутки" (мичман Константин Нилов) была обращена в бегство броненосная канонерская лодка "Подгорица".
А 16-го, у острова Варден, катера "Петр Великий" (мичман Петр Феодосьев), "Опыт" (мичман Владимир Персин) и "Генерал-адмирал" (гардемарин Аренс) отогнали "Эрекли" и "Хизбер" уже одним своим приближением!
В результате 15 июня первый эшелон русских главных сил - 14я пехотная дивизия Михаила Ивановича Драгомирова - был уже за Дунаем...
А ведь в историю вошли еще и беспримерные подвиги минных катеров на акватории Черного моря!
"Чесма", "Синоп", "Наварин" и "Минер"
На море минные катера предназначались для обороны портов. Однако лейтенант Степан Макаров - будущий знаменитый адмирал - предложил использовать их наступательно. Искать врага в море и уничтожать его!
Но как утлая шлюпка с ничтожным запасом угля сможет крейсировать вдали от берегов?
Макаров, форменный генератор идей, предложил использовать "катероносцы". Под руководством лейтенанта был переоборудован вооруженный пароход "Великий князь Константин", после чего вдоль его бортов повисли на боканцах (наклонных брусьях) сразу четыре минных катера - "Чесма" с корпусом из меди и деревянные "Синоп", "Наварин" и "Минер". Систему подвески, подъема и спуска тоже разработал Макаров. Чтобы не тратить два часа на разведение паров, Макаров придумал перед спуском заправлять катерные котлы кипятком из котлов "Константина", а машины катеров прогревать паром из них же.
Катера могли дать ход уже через 15 минут после получения задачи!
Выкрашенные в маскировочный серый цвет, они стали появляться в самых разных районах Черного моря и атаковать турок даже в их портах.
В ночь на 30 апреля 1877 г. лейтенант Измаил Зацаренный на быстроходной 11-узловой "Чесме" подвел буксируемую мину под днище вооруженного парохода на рейде Батума.
В ночь на 29 мая приведенные "Константином" на буксире минные катера N 1 (лейтенант Леонид Пущин) и N 2 (лейтенант Владимир Рожественский) атаковали шестовыми минами броненосец "Иджалие" на рейде Сулина.
В ночь на 12 августа, на рейде Сухума, лейтенанты Сергей Писаревский (на "Синопе") и Федор Вишневецкий (на "Наварине") и мичман Павел Нельсон-Гирст (на "Минере") взорвали три буксируемые мины у борта броненосца "Ассари-Шевкет". "Синоп" при этом наткнулся на стоявший у борта турецкий катер, с командой которого пришлось драться врукопашную; у лейтенанта Писаревского была пробита веслом голова.
В ночь на 16 декабря лейтенанты Зацаренный (на "Чесме") и Осип Щешинский (на "Синопе") выпустили две мины Уайтхеда по броненосцам, стоявшим на рейде Батума. Причем первая пущена из деревянной трубы, укрепленной под килем катера, а вторая - со спущенного за борт плотика.
И, наконец, в ночь на 14 января 1878 г., на том же Батумском рейде, при "свете луны и блеске снежных гор"1, Зацаренный на "Чесме" и Щешинский на "Синопе" потопили двумя минами Уайтхеда канонерскую лодку "Интибах". Это была первая в истории успешная торпедная атака!
Усилий четырех маленьких катеров хватило, чтобы турецкий флот снизил активность и, опасаясь минных атак, не решился осуществить объявленную с началом войны блокаду русских портов. Когда 7 августа 1877 г. турецкий броненосец, обстреливавший у Гагр дорогу, по которой шел отряд полковника Б.М. Шелковникова, завидел в море пароход "Великий князь Константин", он тут же оставил дорогу в покое и бросился в погоню за "Константином". Так опасался враг этого гнезда, откуда вылетали жалящие осы! А главные силы Шелковникова тем временем благополучно прошли берегом моря к Сухуму...
Конечно, позволить минным катерам так обращаться с собой мог только слабо подготовленный турецкий флот. Но факт остается фактом: никогда больше русским морякам не удавалось столь малыми силами добиться столь многого. Таков был закономерный результат соединения передовой техники с передовой тактикой.
А еще это вполне ожидаемый результат Великих реформ, разбудивших инициативу в том числе и молодых флотских офицеров.
Погиб "Лейтенант Пущин" 9 марта 1916 г. на болгарской мине, "Лейтенант Зацаренный" - 17 июня 1917 г. на германской, а "Лейтенанта Шестакова" затопили 18 июня 1918 года в Новороссийске, чтобы не достался германскому флоту.