подвиг отряда Монтрезора

  «Русского солдата мало убить, его ещё и мёртвого надо повалить, чтобы пройти там, где он стоял»

                                                                                                                                                          Фридрих II

 

                        Майор Монтрезор, настоящий герой России

В августе 2017 года исполнилось 213 лет со времени драматических событий, развернувшихся 14-21 августа 1804 года в Закавказье. Речь идет о героическом, но малоизвестном для большинства россиян, походе русского военного отряда под командованием майора Иосифа Монтрезора. 10 июня 1804 года персидский шах Фетх-Али объявил войну России. На самом деле это была достаточно запоздалая реакция на успешное продвижение русских войск в Закавказье. Причем объявление войны Российской империи во многом было инспирировано Великобританией, которая уже тогда опасалась экспансии Санкт-Петербурга на Ближнем и Среднем Востоке и стремилась поставить под свой контроль и турецкого султана, и персидского шаха, и среднеазиатских и закавказских феодальных властителей.




Командовал русскими войсками в Закавказье в то время генерал от инфантерии Павел Дмитриевич Цицианов — астраханский генерал-губернатор и главнокомандующий русской армией в Грузии. На Цицианова в качестве командующего русскими войсками выбор пал не случайно. Выходец из знатнейшей фамилии грузинского происхождения, Павел Цицианов был сыном князя Дмитрия Павловича Цицианова и Елизаветы Багратион-Давыдовой. Он участвовал во многих войнах с Турцией и Персией, в усмирении польского восстания, был комендантом Баку после первой сдачи города русским в 1796 году. Это был опытный и отважный военачальник, к тому же хорошо разбиравшийся в политической ситуации на Кавказе и в Закавказье и способный находить общий язык с местной элитой, где надо — быть жестким, а где надо — дипломатичным.


Это имя должно быть бессмертным. Майор Монтрезор, настоящий герой России




 



8 июня 1804 года отряд русских войск под командованием генерал-майора Сергея Александровича Тучкова выдвинулся в сторону Эривани, а 10 июня уже заставил отступить персидских конников. 19 июня 1804 года к Эривани подошли основные русские силы под командованием генерала от инфантерии Павла Цицианова. На следующий день они наголову разгромили армию персидского принца Аббас-Мирзы, бывшего шахским наместником в Иранском Азербайджане. Далее были захвачены персидские позиции на реке Занге, после чего 2 июля взята в осаду Эриванская крепость. На помощь осажденному городу направились большие персидские силы, которыми командовал лично Фетх Али-шах Каджар.



Для нужд русских войск, осадивших Эривань, требовалось продовольствие. Затянувшаяся осада города существенно сказалась на состоянии запасов провианта армии Цицианова, тем более, что все окрестности Эривани были опустошены набегами персидской конницы и брать съестные припасы было просто неоткуда. Основные запасы провианта русской армии к тому времени находились в Тифлисе, однако расстояние до Тифлиса было очень большим, поэтому Цицианов распорядился перевезти провиант поближе к Эривани. К этому времени в городе Караклис (ныне — Ванадзор) размещался русский гарнизон, поскольку город имел стратегическое значение в качестве базы русских войск, действующих в Закавказье. Гарнизон стоял в Караклисе еще до начала похода Цицианова к Эривани, а командовал им майор Иосиф Монтрезор. Об этом человеке, подвиг которого мы осветим ниже более подробно, следует сказать особо.


Фамилия Монтрезор восходила к французскому аристократу Клавдию де Бурдейль, графу де Монтрезор. Его сын в XVIII веке приехал из Франции в земли Речи Посполитой. Позже Монтрезоры появились в списке дворянских родов Курской и Киевской губерний. Как и большинство дворянских родов, Монтрезоры дали Российской империи множество профессиональных военных. Отец Иосифа Монтрезора майор Антон Монтрезор служил под командованием Александра Суворова. У него было трое сыновей — Антон, Семен и Иосиф. Иосиф Антонович Монтрезор родился в 1767 году. Во время службы у Суворова Антон Монтрезор близко дружил с майором Семеном Ставраки — адъютантом легендарного полководца. После гибели Антона Монтрезора в бою майор Ставраки усыновил его трех сыновей — Антона, Семена и Иосифа. Затем братья были зачислены в Корпус чужестранных единоверцев, а после его окончания стали офицерами российской армии. Иосиф Монтрезор получил звание прапорщика и был зачислен в действующую армию. Он принимал участие в осаде Анапы в 1791 году, затем участвовал в Каспийском военном походе 1796-1797 гг. Везде молодой офицер оставлял о себе самое лучшее впечатление.

                       





Затем Иосиф Монтрезор оказался в окружении генерала Цицианова, который приметил способного офицера. В 1801 году Монтрезор возглавил гарнизон Караклиса, состоящий к тому времени из двух рот Тифлисского мушкетерского полка. Это было, учитывая стратегическую важность положения Караклиса, назначение на очень ответственную должность, которую могли доверить только опытному и способному командиру. Позже Монтрезор отличился при штурме Гянджи 3 января 1804 года, после которого Гянджинское ханство было включено в состав Российской империи. За мужество, проявленное при штурме крепости, молодого офицера Иосифа Монтрезора досрочно произвели в майоры, став командиром батальона в Тифлисском мушкетерском полку.






Когда генерал Цицианов начал поход на Эривань, он вспомнил о храбром и талантливом офицере — майоре Монтрезоре, командовавшем расквартированным в Караклисе отрядом, и забрал его с собой. Во главе гарнизона Караклиса был поставлен другой офицер — майор Хаджаев, командовавший батальоном Саратовского полка. Но Хаджаев оказался не на высоте положения. Он допустил проникновение в окрестности Караклиса персидского отряда, что серьезно затруднило доставку продовольствия из Тифлиса к осажденной Эривани. О смятении майора Хаджаева стало известно генералу Цицианову, который и решил исправить положение, отправив туда молодого майора Монтрезора. Перед ним были поставлены задачи прибыть в Караклис и обеспечить продвижение обозов, следовавших из Тифлиса, к стенам осажденной Эривани. Под командование Монтрезора был выделен небольшой отряд русских войск. В его состав входили 4 офицера, 108 мушкетеров Тифлисского мушкетерского полка, 1 бомбардир с легким орудем — единорогом и 11 армянских добровольцев. Кроме майора Иосифа Монтрезора, в отряде были офицеры поручик Владислав Ладыгин, прапорщик Анисим Церец и прапорщик Михаил Верещаго. Отряд Монтрезора выступил в опасную дорогу 14 августа 1804 года. Хотя первоначально предполагалось, что отряд достигнет Караклиса за три дня, продолжительность пути увеличилась. То и дело мушкетерам приходилось отбивать атаки персидской конницы. Утром 16 августа в районе ущелья реки Апаран персы первый раз атаковали отряд, но были отогнаны. Спасли лучшее вооружение и превосходная выучка русских воинов.



Тифлисский полк был одной из старейших частей русской армии, сформированных и действовавших на Кавказе. Ко времени Эриванского похода полк насчитывал почти восемьдесят лет существования. Он был сформирован 26 февраля 1726 г. — первоначально как Куринский пехотный полк в составе одной гренадерской и 7-ми мушкетерских рот, затем сменил много названий, прежде чем 29 марта 1801 г. был переименован в Тифлисский мушкетерский полк. Это была очень боеспособная часть русской армии, постоянно находившаяся в зоне боевых действий на Кавказе и в Закавказье.



Шесть дней отряд шел к Караклису, периодически отгоняя группы персидских конников, которые все же не решались атаковать отряд, опасаясь ружейного огня. 21 августа 1804 года отряд Монтрезора перешел перевал и спустился в долину реки Памбак, где его уже ждала засада — 6-тысячное персидское войско, которым командовали персидский полководец сарханг (сарханг — звание полковника в персидской армии) Мансур и грузинский царевич Александр, находившийся на стороне персов. Александра Фетх Али-шах хотел сделать царем подконтрольной Персии Грузии — после того, как освободит Грузию от русских войск. Шеститысячное персидское войско превосходило отряд Монтрезора почти в пятьдесят раз.



Надо отметить, что персы, не желая вступать в бой, сначала предложили русскому отряду сдаться. Царевич Александр направил к майору Монтрезору гонца с интересным, с точки зрения персов, предложением сдаться и перейти на персидскую службу, обещая хорошее жалованье. Но Монтрезор отказался. После этого он подозвал к себе армянских добровольцев, сопровождавших отряд, и разрешил им сдаться или уйти, ссылаясь на то, что армяне не присягали российскому императору и не обязаны погибать за него. Но добровольцы ответили Монтрезору, что император далеко, а он (командир) близко, и поэтому они присягают майору Монтрезору. Конечно, и майор, и все офицеры и мушкетеры отряда, и армянские добровольцы прекрасно понимали, что этот бой станет для них последним. Но майор Монтрезор хотел дать персам такой бой, чтобы они навсегда запомнили, что такое русские воины. Он смог правильно рассредоточить свой отряд в узком ущелье, что сделало мушкетеров сложной добычей для пятидесятикратно превосходящего их по численности противника. Хотя Иосиф Монтрезор практически сразу после начала боя получил тяжелое ранение, он продолжал не только командовать, но и лично участвовать в сражении. Все время над полем боя неустанно гремел полковой барабан Тифлисского мушкетерского полка. Когда барабан замолчал, пробитый пулей, Монтрезор позвал армянина Авага и барабанщика Ивана Пилипенко и приказал им покинуть поле боя и добраться до расположения любого русского отряда, чтобы рассказать о битве, которую дал персам отряд тифлисских мушкетеров.



Оставалось меньше сорока человек, когда раненый Монтрезор крикнул им, что больше не является их командиром, и они могут сдаться или покинуть поле боя и спасти свои жизни. Но ни один из мушкетеров и добровольцев не последовал его предложению, предпочтя погибнуть в бою. Мушкетеры и армянские добровольцы бросились в последнюю штыковую атаку на персов. Большая часть мушкетеров погибла и лишь 15 человек с тяжелейшими ранениями попали в плен.






Мужеством русских воинов был поражен персидский командующий сарханг Мансур. Он разрешил армянам из окрестных селений собрать тела погибших русских солдат и офицеров и похоронить их в общей могиле. Война продолжалась… 4 сентября 1804 года, из-за больших потерь и проблем с обеспечением, русские войска были вынуждены снять осаду Эриванской крепости и отступить в Грузию. 14 сентября 1804 года отступавшие русские войска оказались на месте последнего сражения майора Монтрезора. Здесь, по личному распоряжению генерала Цицианова, был установлен памятник с эпитафией «Путник, остановись и с уважением сними шляпу. Не проходи безразлично мимо мраморного светлого захоронения, которое протоколирует имя одного героя, дела которого обеспечат бессмертие его памяти». К сожалению, в 1827 г. памятник был разрушен землетрясением и восстановлен в 1837 г. по указанию кавказского наместника графа Воронцова. В 1918 году, во время «парада суверенитетов», памятник героическим русским и армянским воинам был разрушен. Его восстановили только в 1978 году, уже при советской власти. О подвиге отряда Монтрезора вспомнили в 150-ю годовщину вхождения Армении в состав Российской империи.



Командир и покровитель героического майора Монтрезора генерал от инфантерии Павел Цицианов принял мученическую смерть. Его связывали дружеские отношения с ханом Бакинского ханства Хусейном-Кули, который еще в конце 1790х гг. решил перейти в российское подданство, стремясь заручиться поддержкой России в противостоянии с многочисленными противниками. Затем Хусейн-Кули передумал, так как российское командование ясно дало ему понять, что Баку должен быть занят русскими войсками. Тем не менее, в начале 1806 г. войска под командованием Цицианова осадили Баку. Хусейн-Кули вроде как согласился на условия Цицианова и пообещал сдать Баку русским войскам.



8 февраля 1806 г. генерал от инфантерии князь Павел Цицианов и подполковник князь Элизбар Эристов подъехали к стенам Бакинской крепости. Навстречу Цицианову вышел хан Хусейн-Кули, демонстрировавший полное дружелюбие. Но в тот момент, когда хан передавал ключи от крепости Цицианову, раздался выстрел. Некто Ибрагим-бек, стрелявший из пистолета, убил Цицианова. Тут же расправились и с подполковником Эристовым. Цицианову отрубили голову, которую захватили и позже отослали персидскому шаху. Русское войско, потерявшее командира, отступило от Баку. Но уже в октябре 1806 года прибывшая русская армия осадила Баку. Хан Хусейн-Кули бежал в Персию, а Бакинское ханство было присоединено к Российской империи.



В 1808 году боевые действия возобновились. Персидскому шаху так и не удалось добиться изгнания русских из Закавказья и восстановления прежних порядков. 12 октября 1813 года был подписан Гюлистанский мир, по которому Персия признала за Российской империей права на Восточную Грузию, Северный Азербайджан, Имеретию, Гурию, Мингрелию и Абхазию. Кроме того, Персия соглашалась с правом Российской империи держать военный флот на Каспийском море.



Подвиг отряда майора Иосифа Монтрезора до сих пор остается в числе наиболее ярких проявлений героизма русских солдат и офицеров. Превосходными воинами показали себя и армянские добровольцы, выбравшие верность долгу и честь сдаче в плен.

Автор: Илья Полонский