Ладожская военная флотилия
Ладожская военная флотилия — войсковое формирование в составе ВМФ СССР. Базировалась на Ладожском озере и прилегающих водных путях. Существовала в период 1939—1940 годах и 1941—1944 годах. Участвовала в Советско-финской и Великой Отечественной войнах.
История
Первое формирование
В соответствии с договорами между СССР и Финляндией Советский Союз на 1939 год не имел вооружённых сил на Ладожском озере, по которому проходила на тот момент советско-финская граница. При подготовке к войне, проводившейся во второй половине 1939 года для противодействия финскому ВМФ на Ладоге и поддержки наступления сухопутных войск в прибрежных районах было решено создать на озере военную флотилию.
Флотилия была официально сформирована в октябре 1939 года. Главной базой флотилии был Шлиссельбург, после начала войны корабли базировалась в Саунасаари, ныне бухта Далёкая. Состав: канонерская лодка, два сторожевых корабля, 7 тральщиков, 12 сторожевых катеров, отдельная авиационная эскадрилья из 13 самолётов МБР-2.
Страна: |
СССР |
Тип: |
Гидросамолет |
Год выпуска: |
1932 г. |
Экипаж: |
4 человек |
Двигатель: |
1 х М-34НБ на 830 л.с. |
Максимальная скорость: |
245 км/ч |
Практический потолок: |
7150 м |
Дальность полета: |
800 км |
Масса пустого: |
Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: |
Нет сведений |
Размах крыльев: |
19,0 м |
Длина: |
13,5 м |
Высота: |
Нет сведений |
Площадь крыла: |
Нет сведений |
Вооружение: |
2 х пулемета 7,62-мм ШКАС, до 500 кг бомб |
Участие в Советско-финской войне
Первой боевой задачей, поставленной перед флотилией, была высадка десанта в заливе Сортанлакс (Владимирский). С 6 по 23 ноября флотилия осуществляла переброску из Шлиссельбурга в Олонку 75-й стрелковой дивизии.
В конце ноября перед флотилией поставили новые задачи: уничтожение финских кораблей на Ладожском озере, недопущение десантов противника, поддержка огнём флангов наступающих 7-й и 8-й армий, уничтожение береговых батарей противника на островах. В полном объёме поставленные задачи флотилия выполнить не смогла: помешала и недостаточная укомплектованность кораблями, и слабое знание командирами театра военных действий, и отсутствие баз, и недостаточная подготовка командного состава. Тем не менее, флотилия поддерживала огнём войска и защищала свою базу. С начала января, когда лёд на озере установился и передвижение кораблей стало невозможно, флотилия выполняла задачи по обороне базы, артиллерийской поддержки правого фланга 13-й армии, разведки (по льду), в целом достигнув главной цели — недопущения выхода противника в тыл наступающим войскам. При налётах на базу флотилии было сбито несколько самолётов противника.
В ноябре 1940 года флотилия была переформирована в «Военно-морскую учебную базу на Ладожском озере».
Восстановление
Сразу после начала Великой Отечественной войны приказом от 25 июня 1941 года (день вступления Финляндии в войну) флотилия была воссоздана как боевое подразделение Балтийского флота. Материальная часть учебной базы была усилена кораблями из состава Балтийского флота. Флотилия насчитывала 6 канонерских лодок, 2 сторожевых корабля, 2 бронекатера, 8 сторожевых катеров, 13 тральщиков. Помимо этого в её состав входили транспортные и вспомогательные суда, артиллерийский и зенитный дивизионы. Позднее в состав флотилии вошли торпедные катера, катера-тральщики, сторожевые катера типа МО («морской охотник»), большое количество малых катеров КМ (катер с экипажем из 4 человек, вооружение — один пулемёт), после 1943 года — малые подводные лодки. Было увеличено количество транспортных судов. В апреле 1942 года под управление командующего флотилией был отдан флот Северо-Западного речного пароходства (хотя фактически транспортные суда этого флота использовались в операциях флотилии ещё в августе-сентябре 1941).
Главная база флотилии сначала располагалась в Сортанлахти (сейчас Владимировка), затем, по мере продвижения противника, переносилась. С 28 августа базой был Шлиссельбург, с 8 сентября — Новая Ладога. Кроме того, использовалась Осиновецкая военно-морская база.
Приказом главнокомандующего северо-западного направления Ворошилова от 10 августа 1941 года перед флотилией была поставлена задача:
… обеспечить полное господство наших сил над всем Ладожским озером, уничтожив все плавсредства противника; не допускать впредь создания каких-либо сил на воде и закрепления противника на берегу. |
Но этот приказ был совершенно нереалистичен: противник уже вышел к Ладоге и продолжал наступление по западному и восточному берегу, а вскоре начал брать под контроль и прибрежные острова.
Лето 1941 — весна 1942
Пытаясь остановить продвижение противника по восточному берегу Ладожского озера, советское командование решило нанести десантный фланговый удар, высадив десант на острова Лункулансаари и Мантсинсаари.
Десант был высажен с кораблей Ладожской флотилии 24 июля на Лункулансари и 26 июляна Мантсинсаари, но задачу по захвату и удержанию островов выполнить не смог.
27 июля остатки десанта, понёсшего большие потери, были эвакуированы. Тем не менее, даже кратковременное отвлечение войск противника было важным подспорьем для частей 7-й армии.
Летом 1941 года суда флотилии постоянно поддерживали огнём войска, отступавшие по берегам Ладожского озера, а также обеспечили эвакуацию стрелковых дивизий, прижатых противником к озеру. Эвакуация проводилась очень оперативно. Так, при эвакуации 168-й стрелковой дивизии удалось вывезти не только личный состав, но и бо́льшую часть вооружения и техники, включая даже гаубичную артиллерию. По словам адмирала Исакова, «в этой операции впервые в настоящую войну и, очевидно, впервые в истории были зарегистрированы раненые и убитые на палубах кораблей от миномётного огня с берега». В общей сложности было эвакуировано три дивизии — 23 тысячи человек, 140 орудий, большое количество вооружений и техники.
После того как противник занял значительную часть побережья озера, им были развёрнуты активные действия против Ладожской флотилии. Атаке подверглись острова Валаамского и Западного архипелагов. Длительные ожесточённые бои длились почти месяц, но в конце концов острова пришлось оставить. Остатки гарнизонов были эвакуированы с островов Валаамского архипелага к 10 сентября. Гарнизон острова Рахмансаари снять не удалось. Несмотря на предложения противника сдаться, он сражался до последнего патрона и погиб практически в полном составе.
8 сентября противник занял Шлиссельбург и замкнул кольцо вокруг Ленинграда. С целью деблокирования города была организована операция, в которой принимала участие и Ладожская флотилия. С 19 по 26 сентября в районе Шлиссельбурга с кораблей предпринимались попытки высадки десантов, задача которых состояла в продвижении навстречу войскам 54-й армии, наносившей главный удар для прорыва блокады. Десантная операция оказалась неудачной, Шлиссельбургский десант погиб практически в полном составе. Подготовленная наспех, проводившаяся в плохую погоду, в явно неблагоприятных условиях и при подавляющем превосходстве противника, она лишь отвлекла на себя некоторое количество сил противника.
Деблокировать город не удалось. Флотилия понесла потери в кораблях.
Поддержка блокадного Ленинграда
С момента начала блокады Ленинграда основной задачей Ладожской флотилии стало снабжение города и эвакуация гражданского населения. Базу флотилии перенесли в Новую Ладогу. В районе Осиновецкого маяка началось оборудование портовых сооружений для погрузки и разгрузки судов. К 29 октября 1941 года корабли флотилии проложили по дну Ладожского озера 43 км бронированный многоканальный «кабель жизни», на долгое время ставший единственным каналом проводной связи блокированного Ленинграда с внешним миром.
В конце октября с западного на восточный берег Ладоги были переброшены две дивизии и бригада морской пехоты. За счёт этих войск удалось задержать наступление противника на Волхов и помешать замкнуть второе кольцо вокруг Ленинграда. Это был критический момент для флотилии: из-за опасности полного окружения был отдан приказ подготовить к уничтожению сооружения базы Новой Ладоги и корабли. В это же время с кораблей флотилии было передано в войска большое количество стрелкового оружия (главным образом, пулемётов) и боеприпасов.
До конца ноября корабли флотилии, пробиваясь через лёд, продолжали снабжение Ленинграда и эвакуацию населения. За осень водным путём в Ленинград было доставлено 60000 т груза, в том числе 45000 т продовольствия, 4500 винтовок, 1000 пулемётов, порядка 10000 снарядов, более 3000000 патронов, более 108000 мин, около 114000 ручных гранат. Было эвакуировано около 33500 жителей.
После того, как лёд установился окончательно, военнослужащие Ладожской флотилии участвовали в разведке маршрута, оборудовании и обслуживании автомобильной дороги через Ладогу, которая впоследствии получила название «Дорога жизни».
Начавшаяся с апреля 1942 года новая навигация по результатам более чем на порядок превзошла предыдущую — в Ленинград было доставлено более 790000 т, в том числе 353000 т продуктов. Эвакуировано более полумиллиона человек, вывезено около 310000 т промышленного оборудования и имущества. Всего перевезено свыше миллиона тонн.
Летом 1942 года Ладожской флотилии пришлось столкнуться с флотилией объединённых сил Германии и Финляндии, сформированной на озере и имевшей целью уничтожение советских боевых кораблей на Ладоге и пресечение доставки грузов в Ленинград. Флотилия противника была отлично укомплектована: её основу составляли самоходные десантные паромы «Зибель», вооружённые 88-мм пушками и скорострельными зенитными автоматами, и современные сторожевые катера итальянского производства. Максимальная численность немецко-финско-итальянской флотилии составляла 21 быстроходная десантная баржа, 8 десантных катеров, 1 канонерская лодка, 6 сторожевых и 5 торпедных катеров, 60 катеров связи и иного вспомогательного назначения. Если раньше приходилось отбивать только атаки с воздуха, то теперь на конвои начали нападать боевые корабли противника.
Шли тяжёлые бои, обе стороны обстреливали береговые укрепления, высаживали десанты, ставили мины.
Немецкая быстроходная десантная баржа "Зибель" на параде. Лахденпохья, северное побережье Ладожского озера. 13 августа 1942 г. Фотография из архива Сил обороны Финляндии(SA-kuva).
Marinefährprahm (Зибель-A)
Масса: 200 т.
Водоизмещение: 390 т.
Длина: 47,04 м.
Ширина: 6,53 м.
Осадка: 1,45 м.
Грузоподъёмность: 105 т.
Двигатель: 3 дизеля «Deutz» общей мощностью 1170 л.с.
Экипаж: 17 человек
Вооружение: 1×75 мм орудие, 3×20 мм автоматов
Скорость: 10,5 уз.
Дальность хода: 1075 миль при 7,5 узлах
Marinefährprahm (Зибель-B)
Масса: 220 т.
Водоизмещение: 390 т.
Длина: 47,04 м.
Ширина: 6,53 м.
Осадка: 1,45 м.
Грузоподъёмность: 105 т.
Двигатель: 3 дизеля «Deutz» общей мощностью 1170 л.с.
Экипаж: 17 человек
Вооружение: 1×75 мм орудие, 3×20 мм автоматов
Скорость: 10,5 уз.
Дальность хода: 1075 миль при 7,5 узлах
Marinefährprahm (Зибель-C)
Масса: 200 т.
Водоизмещение: 390 т.
Длина: 47,04 м.
Ширина: 6,53 м.
Осадка: 1,45 м.
Грузоподъёмность: 105 т.
Двигатель: 3 дизеля «Deutz» общей мощностью 1170 л.с.
Экипаж: 17 человек
Вооружение: 1×75 мм орудие, 3×20 мм автоматов
Скорость: 10,5 уз.
Дальность хода: 1075 миль при 7,5 узлах
Marinefährprahm (Зибель-D)
Масса: 239 т.
Водоизмещение: 371 т.
Длина: 49,82 м.
Ширина: 6,59 м.
Осадка: 1,35 м.
Грузоподъёмность: 140 т.
Двигатель: 3 дизеля «Deutz» общей мощностью 1170 л.с.
Экипаж: 21 человек
Вооружение: 1×88 мм орудие, 2×86 мм орудий, 2×20 мм автоматов
Скорость: 10,3 уз.
Дальность хода: 1066 миль при 7,5 узлах
Итальянский торпедный катер MAS 528 (тип MAS 526) на Ладожском озере. Лахденпохья, 18 июня 1942 г. Фотография из архива Сил обороны Финляндии (SA-kuva).
22 октября 1942 года противник предпринял попытку высадить десант и захватить остров Сухо, лежащий в 37 км от Новой Ладоги.
Этот маленький остров был оборудован маяком, наблюдательным постом и артиллерийской батареей, и являлся одним из важных пунктов обеспечения безопасности перевозок в Ленинград. В нападении на Сухо участвовало 23 корабля.
Около 7 часов утра по острову был нанесён артиллерийский удар, за которым последовала высадка десанта. Противник имел все шансы на успех — первым же выстрелом была уничтожена антенна радиостанции, суммарная огневая мощь кораблей значительно превосходила островную батарею, противодесантное оборудование острова находилось не в лучшем состоянии. С находившегося неподалёку тральщика заметили высадку десанта и сообщили в штаб флотилии. Тральщик и оказавшийся рядом катер-охотник вступили в бой. В 9 часов в бой вступила советская авиация, в 9:30 подошли первые корабли. К полудню нападение на остров было отбито и началось преследование отступающего противника.
В результате 16 десантных судов противника были уничтожены, одно — захвачено. Сбито 15 самолётов противника.
Наши корабли потерь не имели, в гарнизоне острова Сухо погибло 8 человек, тяжелораненых — 16, легкораненых — 7 человек. Захвачено в плен 6 человек.
ажнейшим итогом этого боя стало то, что противник, не добившись цели, понёс серьёзные потери, и боевые возможности его флотилии и моральный дух существенно снизились, снизилась и опасность для перевозок.
В конце ноября, когда ледовый покров уже установился и корабли приступили к ремонту, поступил приказ о продолжении плавания. Подготовка к планировавшемуся на январь наступлению для прорыва блокады требовала переброски войск и вооружений к Ленинграду, а ледовая дорога ещё не могла функционировать из-за слишком малой толщины льда. Лишь с 20 декабря начались перевозки по льду, но и после этого корабли продолжали работу — пропускной способности дороги было мало. Плавание проходило в тяжелейших условиях. Приказ требовал выполнять задачу, не считаясь ни с каким потерями. Доходило до того, что с остановившихся во льду кораблей матросы высаживались на лёд и вручную пробивали дорогу.
Плохая погода создавала трудности в навигации, но зато и налётов вражеской авиации не было. Последний караван прибыл к месту назначения 13 января, когда наступление уже началось. Всего за месяц плавания во льдах было перевезено 38000 человек личного состава и около 1300 т вооружения.
Подводя итоги можно сказать, что, из 498 дней блокады, 313 дней снабжение города велось только водным путём по Ладоге. За это время в Ленинград было доставлено 850000 т грузов, эвакуировано 573000 человек и доставлено свыше 300000 человек для пополнения войск.
Навигация 1943 года
Прорыв блокады Ленинграда, завершившийся 18 января 1943 года, несмотря на своё огромное военное и политическое значение, на первых порах мало что изменил в деятельности Ладожской флотилии. Пропускная способность единственной железнодорожной ветки, проложенной по суше для снабжения Ленинграда, была недостаточна, по-прежнему продолжались перевозки грузов по ледовой дороге, а с апреля — водным путём.
Помимо обеспечения перевозок, Ладожская флотилия продолжала поддержку сухопутных войск 7, 8, 23, 67 армий, воюющих в непосредственной близости от озера. Совершенствовалась противодесантная подготовка. Лётчики авиагруппы флотилии активно защищали пути перевозок и базы, по которым противник постоянно наносил авиационные удары. За навигацию произошло 23 боя кораблей Ладожской флотилии с кораблями противника. Несколько судов было потеряно.
Важнейшей задачей, которую в эту навигацию решала флотилия, была переброска войск, предназначенных для операции «Нева-2» — наступления с целью полного деблокирования Ленинграда. Так, была перевезена в Ленинград 2-я ударная армия, которую затем переправили через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм. Перевозки войск продолжались до ноября.
Навигация 1944
В январе 1944 года, в результате операции «Нева-2» — совместного наступления Ленинградского и Волховского фронтов, поддержанного Балтийским флотом, — Ленинград был полностью деблокирован, значительная часть Ленинградской области освобождена, и перевозки в Ленинград и из него пошли обычными путями — по железным дорогам и рекам области. Перевозки по Ладожскому озеру были прекращены, но Ладожская флотилия продолжала боевую работу всю навигацию 1944 года. Всё также проводилось траление мин, борьба с авиацией противника, наносились удары по прибрежным базам, были столкновения кораблей. Велась разведка на территории, занятой противником, чему очень помогали полученные в 1943 и 1944 годах малые подводные лодки.
21 июня 1944 года началась Свирско-Петрозаводская операция, которую проводили войска 7-й и 32-й Армий при поддержке Ладожской и Онежской флотилий.
Операция началась с форсирования реки Свирь. В обеспечении переправы и поддержке войск огнём участвовали бронекатера и тендеры Ладожской флотилии.
Помимо поддержки переправы и наступления войск, Ладожская флотилия в этой операции провела самостоятельно Тулоксинскую десантную операцию — высадку десанта между устьями рек Тулоксы и Видлицы, в тыл противника.
Четырёхтысячный десант 70-й бригады морской пехоты был высажен на рассвете 23 июня и вступил в бой при огневой поддержке кораблей.
24 июня десант вынужден был вести бой без подкреплений и доставки боеприпасов по воде — из-за сильного шторма корабли не могли подойти к берегу. Связь с десантом прервалась, боеприпасы сбрасывали на парашютах. Тем не менее, десанту удалось продержаться до окончания шторма, после чего подкрепление было доставлено. Десант оказал значительную помощь наступающим на фронте войскам. В начале августа Свирско-Петрозаводская операция завершилась. В её ходе войска продвинулись на 200—250 км.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1944 года «за образцовое выполнение задания в боях с немецко-фашистскими захватчиками при форсировании реки Свирь, прорыв сильно укрепленной обороны противника и проявленную доблесть и мужество» Ладожская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени, и стала именоваться Краснознамённой Ладожской флотилией.
После подписания перемирия с Финляндией Ладожское озеро снова оказалось целиком в пределах СССР. В таких условиях сохранение военной флотилии на Ладоге было признано излишним, и 4 ноября 1944 года она была расформирована. Корабли с экипажами ушли на Балтику и в составе Балтийского флота участвовали в боевых действиях, в том числе в Моонзундской десантной операции.
Потери в войне
В течение 1941—1944 годов флотилия потеряла 36 кораблей, в том числе 2 сторожевых корабля, 1 канонерскую лодку, 5 тральщиков, 2 бронекатера, 6 катеров «морской охотник», 8 сторожевых катеров, 3 катера-тральщика, 9 тендеров. Основная доля потерь приходилась на вражескую авиацию (16 кораблей) и береговую артиллерию (11 кораблей). Кроме того, от штормов и льдов погибли 4 корабля, погибли на минах 3, 1 потоплен в морском бою с кораблями врага и 1 погиб от внутреннего взрыва.
Память
Памятный знак погибшим судам флотилии в поселке Ладожское озеро.
Памятник Ладожской флотилии в Шлиссельбурге.
Состав кораблей флотилии (на 27.07.41г.)
СКР “ Пурга “
1 дивизион канонерских лодок (капитан 2 ранга Николай Юрьевич Озаровский)
Канонерская лодка « Бира»
Канонерская лодка «Олекма»
канонерская лодка “ Селемжа “
Канонерская лодка «Бурея»
Канонерская лодка «Нора»
Сторожевик «Конструктор» (бывший эсминец «Сибирский стрелок») (капитан 3 ранга Г. А. Купидонов, комиссар: политрук В. П. Антохин)
ТЩ (тральщик) типа «Ижорец»:
УК-4
№ 33
№ 35
№ 63
№ 82
Катера типа «МО»
№ 205 (лейтенант Б. П. Паромов)
№ 206
№ 261
№ 262
Бронекатера:
№ 97
№ 98
№ 99 (лейтенант И. И. Певнев)
№ 100 (лейтенант Г. А. Бровкин)
состав 13 ДКТЩМ:
12 катеров типа «КМ»
2 катера типа «Р»
Отряд катеров охраны Ладожского канала:
Речные катера:
№ 5
№ 6
№ 17
№ 21
№ 23
№ 34
№ 36
№ 38
№ 41
№ 5501
№ 5504
№ 5508
Суда спецназначения:
«Шексна»
«ТЩ-100»
«Ладога»
«Мста»
Шхуны:
«Учеба»
«Практика»
озерный буксир «Морской лев»
озерный буксир «Орел» (капитан И. Д. Ерофеев)
озерный буксир «Никулясы»
озерный буксир «Буй»
гидрографическое судно «Сатурн» (старший лейтенант X. Н. Мамян)
озерный буксир «СЗРП»
спасательное судно «Сталинец»
Посты СНИС]
«Сортанлахти»
«Новая Ладога»
«Валаам»
«Шлиссельбург»
«Коневец»
Батареи
1 батарея 152-мм орудий
2 батарея 152-мм орудий