Советские спецы в Египте

Группа советских военных специалистов в Египте

File:Soviet Advisors Egypt.jpg                  Советские военные на фоне Пирамиды Хефрена и Большого Сфинкса, 1972 г.

Группа советских военных специалистов в Египте — сводное воинское формирование Вооружённых Сил СССР, направленное в 1967 г. в Египет по приглашению правительства страны и президента Гамаля Абдель Насера, и оказывавшее военную и инженерно-техническую помощь Вооружённым силам Египта, главным образом, в его вооружённом противостоянии с Вооружёнными силами Израиля.

Несмотря на то, что советские военные специалисты несли службу в Египте по меньшей мере с середины 1950-х гг., египетское правительство попросило СССР о прямой военной помощи — этим и была обусловлена отправка регулярных частей и соединений Советской Армии и Военно-морского флота и создание военно-советнического аппарата в структуре Вооружённых сил Египта (в тот момент — Объединённой Арабской Республики). Основная часть двадцатитысячной группировки советских войск была выведена между 17—27 июля 1972 г., хотя, ограниченное число советских военных специалистов оставались в Египетских вооружённых силах и после вывода основной группировки.

Ближний Восток занимал важное место во внешней политике СССР уже с начала 50-х годов. Помощь арабским странам реализовывалась в поставках оружия и военной техники советского производства, отправке военных советников и технических специалистов, и даже непосредственным участием в боевых действиях воинских контингентов из состава вооружённых сил Советской Армии.                                 

                                                                   Суэцкий кризис (1956) 

 

Ещё за год до событий названных впоследствии Суэцким кризисом, в феврале 1955 года Великобритания отказалась продавать Египту оружие. Тогда президент Египта Гамаль Абдель Насер обратился к СССР с просьбой о поставках вооружений. СССР воспользовался благоприятными предпосылками для расширения своего влияния в этом регионе и начал тайно, через Чехословакию продавать Египту самолёты, танки, артсистемы и прочую военную технику. С согласия СССР, посредником выступил премьер-министр Китая Чжоу Эньлай. Египет получил реактивных истребителей типа МиГ-15бис — 120 шт., бомбардировщиков Ил-28 — 50 шт., Танков Т-34 — 230 шт., бронетранспортёров — 200 шт., самоходных артиллерийских установок — 100 шт., пушек разных — около 150 шт.(по другим оценкам, до 500), подводных лодок — 6 шт. (по другим оценкам, только 2), несколько боевых кораблей, грузовиков ЗиС-150 — 100 шт. Позже, стали поступать новейшие истребители МиГ-17Ф с советскими и чехословацкими инструкторами.

                                                                           Израильская армия

29 октября 1956 года началась англо-франко-израильская операция против Египта. К 5 ноября 9 бригад израильских войск уже оккупировали весь Синайский полуостров. Египетские войска в составе двух пехотных дивизий, отдельной пехотной бригады, бронетанковой бригады и нескольких подразделений погранвойск беспорядочно отступили, оставив практически без боя около 400 единиц автомашин, бронетехники и артиллерийских орудий, в том числе 40 танков Т-34, 60 бронетранспортеров, несколько десятков тяжелых противотанковых орудий СУ-100. 6 ноября десанты союзников высадились в районе канала, не встретив никакого сопротивления. Англо-французские бомбардировки зоны Суэцкого канала, Каира и Александрии, а также аэродромов, привели к потере Египтом почти всех боевых самолетов МиГ-15.

 Спасло ситуацию вмешательство Советского Союза. Ещё 5 ноября советский министр иностранных дел Дмитрий Трофимович Шепилов направил телеграмму секретарю Совета Безопасности ООН, в которой потребовал прекратить военные действия в течение 12 часов и в трехдневный срок вывести все войска с египетской территории.

              

В противном случае Советский Союз окажет Египту военную поддержку. В телеграмме подчеркивалось, что уже сегодня СССР готов предоставить Египту помощь путем посылки военно-морских и военно-воздушных сил, воинских частей, добровольцев, инструкторов, военной техники. Также, были отправлены специальные послания главам правительств Англии, Франции и Израиля. Угроза прямого советского военного вмешательства была воспринята весьма серьёзно: 19 и 8 ноября боевые действия прекратились.                               

                                     Анекдот того времени

“Нота правительства СССР правительству Израиля : если ВЫ немедленно не прекратите бомбардировки НАШИХ Порт-Саид и Александрии, то МЫ разбомбим ВАШУ Жмеринку и Полтаву “.

29 ноября 1957 года Президиум ЦК КПСС утвердил решение «О поставках Египту специмущества», предоставил Египту кредит в сумме 700 млн. рублей для оплаты поставок из Советского Союза «машин и оборудования» и дал согласие на поставку вооружения и военного имущества в 1958—1959 годах после оплаты одной трети его стоимости. Кредит предоставлялся из расчета 2 % годовых и должен был погашаться в течение 5 лет равными ежегодными долями, начиная с 1967 года. За эти два года Египет получил: эскадренные миноносцы, торпедные катера, подводные лодки, 152-мм гаубицы, 85-мм пушки Д-44, 100-мм зенитные орудия КС-19, радиолокационные станции обнаружения, танки Т-54 (150 машин), бронетранспортеры БТР-152, самолеты-бомбардировщики Ил-28 (15 единиц), самолеты-истребители МиГ-17 (40 единиц), самолеты-разведчики Ил-28р (4 единицы), полевые медицинские госпитали (3 комплекта), автомобили ЗиС-151 (1500 единиц) и других.

                                                                   Шестидневная война (1967) 

В ходе боевых действий 5—10 июня 1967 года, Израиль нанёс сокрушительный удар по Вооружённым силам Египта, Сирии и Иордании. Людские потери арабской коалиции составили сорок тысяч человек убитыми, раненными и пленными. Потери техники превысили 900 танков, свыше 1 тыс. артиллерийских орудий и более 400 самолётов.

10 июня 1967 г., на шестой день боевых действий, СССР, к тому моменту уже длительное время поддерживавший разгромленные арабские республики, разорвал дипломатические отношения с Израилем и по прямой линии связи с Вашингтоном довёл до мировой общественности, что если Израиль не прекратит боевых действий, то Советский Союз не остановится перед принятием мер военного характера. В тот же день израильские войска огонь прекратили.

     

 

Уже через несколько дней после окончания войны из СССР начались массированные переброски оружия, снаряжения и инструкторов в Египет и Сирию. Была выделена чрезвычайная экономическая помощь. Уже 14 июня 1967 в Египет прибыла эскадрилья бомбардировщиков Ту-16. Вслед за ней по воздушному мосту в ОАР стала перебрасываться советская военная техника и оружие. В октябре 1967 г. в Египет было доставлено: 100 истребителей МиГ-21, 50 — МиГ-19, 60 — Су-7 и 20 бомбардировщиков Ил-28.

 

Модификация

  МиГ-21бис

Размах крыла, м

  7.15

Длина, м

  14.10

Высота, м

  4.71

Площадь крыла, м2

  23.00

Масса, кг

 

  пустого самолета

  5460

  нормальная взлетная

  8726

  топлива

  2390

Тип двигателя

  1 ТРДФ Р-25-300

Тяга, кН

 

  нефорсированная

  1 х 69.60

  форсированная

  1 х 97.10

Максимальная скорость , км/ч

 

  на высоте

  2175

  у земли

  1300

Практическая дальность, км

 

  с ПТБ

  1470

  без ПТБ

  1210

Максимальная скороподъемность, м/мин

  13500

Практический потолок, м

  17800

Макс. эксплуатационная перегрузка

  8.5

Экипаж, чел

  1

Вооружение:

  встроенная пушка 23-мм ГШ-23Л (200 снарядов).
  максимальная масса боевой нагрузки до 1300 кг :
  до четырех УР К-13М, РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-60, Р-6ОМ, а также НАР калибром 57 и 240 мм и свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 500 кг .
  возможна подвеска контейнеров с пушками, АФА, средствами радиотехнической разведки.

                                                                             Операция «Кавказ» 

В сложившейся обстановке Президент АРЕ Гамаль Абдель Насер тайно посетил Советский Союз и убедил советское руководство в необходимости прикрытия объектов АРЕ силами советских войск. Несмотря на то, что эти действия могли значительно обострить советско-американские отношения, советское правительство приняло решение осуществить прямую военную помощь — операция получила кодовое название «Кавказ». В ходе подготовки к её осуществлению, были сформированы в негласном порядке 18-я дивизия зенитно-ракетных войск особого назначения, 135-й истребительный авиационный полк и 35-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья. В конце декабря 1969 — начале 1970 г., Египет, для проведения рекогносцировочных работ (выбора элементов боевых порядков частей и подразделений противовоздушной обороны) посетила группа высокопоставленных офицеров Войск ПВО СССР во главе с генералом армии Павел Фёдорович Батицким.

    

2 января 1970 г., эта группа, в составе 10 человек встретилась с президентом Г. А. Насером и вице-президентом А. Садатом. Во время встречи, Батицкий представил лично всех его спутников, и когда он характеризовал начальника политуправления Войск ПВО генерал-полковника И. Ф. Халипова произошёл курьёз — Насер не понял, что это за должность, и тогда Батицкий перевёл значение его должности как «духовный отец». Президенту объяснили, что это главный «мулла» советских зенитчиков, и, по свидетельству очевидцев, Насер остался доволен остроумием советского генералитета. 9 января 1970 года с подмосковного аэродрома «Чкаловский» поднялись в воздух два самолета Ил-18, на борту которых в Египет вылетела следующая группа генералов и высокопоставленных офицеров Министерства обороны СССР. Группу возглавляли заместитель главнокомандующего войсками ПВО страны генерал-полковник А. Ф. Щеглов и заместитель главнокомандующего ВВС генерал армии А. Н. Ефимов. В группу входили генералы А. И. Беляков, А. К. Ваньков, Л. А. Громов, М. И. Науменко и ряд офицеров Генерального штаба, войск ПВО, ВВС, РТВ. По прибытии в Каир с первого дня началась напряженная и ответственная работа, которая проходила в тесном взаимодействии с военным персоналом египетских вооруженных сил, командующими родов войск, Министерством обороны и персоналом военных советников в Египте. Дислокация частей и соединений Войск противовоздушной обороны СССР (с местами базирования стартовых позиций зенитно-ракетных комплексов С-75 и С-125), а также Военно-воздушных сил СССР (с аэродромами базирования) в Арабской Республике Египет, по состоянию на 14 мая 1970 г.

Получив приказ Министра обороны Советского Союза маршала А. А. Гречко о проведении операции «Кавказ», Главнокомандующий войсками ПВО страны генерал армии П. Ф. Батицкий созвал совещание, на которое были приглашены его заместители — генерал-полковник А. Ф. Щеглов, генерал-полковник А. И. Покрышкин, член Военного Совета, генерал-полковник И. Ф. Халипов, начальник Главного штаба, генерал-полковника В. Д. Созинов, начальники родов войск — генерал-лейтенант Ф. Бондаренко (зенитно-ракетные войска), генерал-лейтенант М. Береговой (радиотехнические войска), генерал-лейтенант А. И. Кадомцев (истребительная авиация) и начальники управлений — оперативного (генерал-лейтенант Г. Скориков), кадров (генерал-лейтенант авиации Л. В. Вахрушев), тыла (генерал-лейтенант авиации В. М. Шевчук).

     

После оглашения приказа П. Ф. Батицкий поставил конкретные задачи по разработке операции «Кавказ», формированию 18-й зенитно-ракетной дивизии особого назначения, ее боевому слаживанию на полигонах Ашулук и Янгаджа. В тот же день были определены сроки готовности к отправке в Египет, отдано распоряжение командующим армиями ПВО о подготовке дивизионов и спецподразделений, которые должны были войти в состав формируемых бригад. К назначенному сроку Оперативное управление Главного штаба войск ПВО страны разработало план проведения операции. Была закончена работа по формированию дивизии, её вооружению, материально-техническому обеспечению; на полигонах были проведены необходимые тренировки и стрельбы по скоростным маловысотным целям. Во время доклада П. Ф. Батицкого министру обороны о завершении подготовки к проведению операции «Кавказ» — министр обороны одобрил проведенную работу, и порекомендовал усилить дивизию еще пятью-семью дивизионами. Главком ответил, что являясь одновременно членом ЦК КПСС, он отвечает за противовоздушную оборону СССР и не может выделить больше ни одного дивизиона. После небольшой паузы министр обороны сказал: «Ну, хорошо, хорошо, ограничимся этим». Боевые части были залегендированы в качестве «специалистов по сельскому хозяйству». Личный состав переодели из военной униформы в цивильные брюки, пиджаки и пальто. Отличие офицеров и прапорщиков от рядового состава было лишь в том, что офицеры и прапорщики надели шляпы, а рядовой состав — береты. Переброска войск в Египет была осуществлена в феврале и начале марта 1970 года. Первые подразделения советского ограниченного контингента прибыли 5 и 8 марта 1970 г. в порт Александрия на теплоходах «Роза Люксембург» и «Георгий Чичерин».

Это были дивизионы советских зенитчиков, под руководством генерал-майора П. Г. Смирнова, и полки истребительной авиации под руководством генерал-майора авиации Г. У. Дольникова. При перевозке войск морем из Николаева соблюдались все меры секретности. Офицеры, солдаты и сержанты сдавали личные документы, переодевались в гражданскую одежду, а по прибытии в Александрию — в форму египетской армии. Погрузка и разгрузка личного состава и боевой техники, а также все марши для занятия стартовых позиций зенитно-ракетных комплексов проходили только в ночное время. В светлое время суток войска находились в так называемых «отстойниках», строго соблюдая маскировку. Однако несмотря на принятые меры, уже через несколько дней в западной печати появились сведения о «советском присутствии в Египте». Были даже оглашены точные координаты новых позиций ЗРК. Израильское радио сразу стало вести передачи на русском языке «специально для советских воинов». Каждый член советского военного контингента, каждый солдат, был ознакомлен со своими действиями по прибытии, и поэтому, по разгрузке в Александрии, всё происходило организованно, в рабочем режиме — были сформированы колонны и назначены ответственные за них, а также проработан и вопрос охраны колонны на марше. Следом за прибывшими войсками пришла техника, автомобили. Быстро разгружалась техника, имущество, своевременно формировались и отправлялись колонны по местам назначения. Все автомобили, закрепленные за тылом, необходимо было перекрасить под цвет песка, повесить арабские номерные знаки.

С 1 апреля авиационные части приступили к боевому дежурству и боевым действиям по защите объектов АРЕ от ударов авиации противника и выполняли поставленные задачи вплоть до июня 1972 года, когда по совместному решению Советского и Египетского правительств они возвратились в СССР.
Вскоре Г. А. Насер признал, что благодаря советской помощи Египту удалось восстановить свою оборонную мощь. С прибытием советских военных специалистов, имевших богатый боевой опыт, накопленный в ходе второй мировой войны, в египетских вооруженных силах серьезное внимание стало уделяться боевой подготовке войск.

                         Операция «Кавказ». Советские ракетчики в Египте

Операция «Кавказ». Советские ракетчики в Египте

Конец 60-х годов был охарактеризован силовым противостоянием Израиля и Египта. Обе страны стремились занять доминирующее положение в регионе. Израильтяне, к тому времени, полностью отказались от сотрудничества с СССР и перешли "под крыло" США. Арабы, в частности и Египет, наоборот, стали развивать отношения с Советским Союзом.
В 1967 году в ходе "шестидневной войны" Израиль нанес сокрушительное поражение Египту. Чтобы оценить масштаб египетских потерь, приведем некоторые цифры. Коалиция арабских стран потеряла за 6 дней до 40 000 человек убитыми, ранеными и пленными. Было уничтожено или захвачено более 9 000 танков, 1 000 стволов артиллерии.

Арабская авиация потеряла более 400 самолетов!

Наступление израильтян было настолько стремительным, что в ходе этой короткой войны израильские части и соединения захватили Синайский полуостров, сектор Газа, Голанские высоты и Западный берег реки Иордан.
В принципе, сопротивление арабов было подавлено. Регион становился не просто миной замедленного действия, а пылающим костром. Пламя этого костра могло перекинуться куда угодно. Что мы неоднократно видели в последующие годы. СССР вынужден был реагировать.
10 июня Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем и направил предупреждение Тель-Авиву о необходимости прекращения боевых действий и разрешения конфликта мирными переговорами. А для лучшего понимания ситуации к берегам Египта были направлены корабли Северного и Черноморского флотов, которые в составе оперативной эскадры практически блокировали регион.
В Порт-Саиде был высажен советский десант морской пехоты. И в довершение всего в Египет была направлена эскадрилья стратегических бомбардировщиков Ту-16 с ядерным оружием на борту. Боевые действия прекратились в тот же день. Противоборствующие стороны остановились на линии Суэцкого канала. Фронт стабилизировался.
Было необходимо восстанавливать египетскую армию. Советский Союз начал массированные поставки боевой техники и вооружения в Египет. Именно тогда множество советских офицеров побывали в командировках в этом регионе. Необходимо было не только поставить технику, но и обучить египетскую армию пользоваться этим оружием.
Задача была решена уже к концу 1968 года. Новая армия Египта стала современной. И это несколько вскружило головы руководству страны. Каир принял решение о начале боевых действий малой интенсивности. Расчет был, с точки зрения египтян, правильный. Ресурсы арабских стран и Израиля были не сопоставимы. Война на истощение в конечном итоге привела бы к поражению Тель-Авива. Фактически война началась в марте 1969 года. Но официально Египет заявил о разрыве обязательств по прекращению огня только в апреле.
Что же скрывалось за термином "война на истощение"? В реальности это были постоянные обстрелы восточного берега Суэцкого канала дальнобойной артиллерией. Налеты египетской авиации на позиции израильтян. "Воздушная охота", когда арабские пилоты нападали на самолеты противника и в ходе коротких стычек уничтожали их. Кроме этого, активизировались египетские «коммандос». Группы диверсантов постоянно уничтожали объекты в тылу израильских войск.
Естественно, терпеть такое положение израильтяне не могли. Невзирая на то, что превосходство в артиллерии в частности и боевой технике вообще у Египта было подавляющим.
Ответом на наглые действия Каира стали авианалеты на арабские позиции израильской авиации. Эффективность налетов была столь велика, что в конце июля 1969 года египтяне резко снизили интенсивность обстрелов. Дело в том, что в израильской армии действовал и действует до сих пор принцип обязательного ответа. Проще говоря, любой артналет, любая диверсия, любой обстрел должен быть наказан. И по возможности быстро.
Для примера приведем работу израильской авиации 20-24 июля 1969 года. На Суэцком канале для прикрытия артиллерийских батарей от авианалетов были развернуты 7 дивизионов СА-75М. Они были расположены в Суэце, Порт-Саиде и Исмаилии. После нескольких пусков 6 из 7 дивизионов были за четыре дня уничтожены полностью. Вот так эффективно работа авиация Израиля.
Кроме этого, израильтяне перенесли свои удары в тыл противника. Теперь удары наносились не только по военным объектам, но и по жизненно важным для Египта гражданским. ВВС Израиля постоянно "висели" над египетскими городами проводя разведку и выявляя цели для последующих ударов. На вооружение поступили (сентябрь 1969 года) первые самолеты "Фантом F-4Е (по израильской классификации "Курнасс"). Кроме того, израильские ВВС имели на вооружении самолеты А-4 «Скайхок» и «Мираж 3С».

 

Модификация

  F-4E

Размах крыла, м

  11.71

Длина, м

  19.20

Высота, м

  5.03

Площадь крыла, м2

  49.24

Масса, кг

 

  пустого самолета

  13397

  максимальная взлетная

  17964

Тип двигателя

  2 ТРД General Electric J79-GE-17А

Тяга нефорсированная, кН

  2 х 8120

Максимальная скорость , км/ч

  2410

Практическая дальность, км

  4180

Боевой радиус действия, км

  958

Максимальная скороподъемность, м/мин

  15200

Практический потолок, м

  21600

Экипаж, чел

  2

Вооружение:

 одна 20-мм пушка М61А1
 4-6 х УРВВ AIM-7E/F/M Sparrow
 4 х AIM-9 Sidewinder на крыльевых узлах подвески 
 Боевая нагрузка :
 до 1370 кг вооружения на центральном пилоне и
 до 5888 кг оружия, расположенного под крылом на 6 узлах подвески
 6 х УРВЗ AGM-65 Maveric
 1 20 кт ядерная бомба В57 или 100/500 кт В61
 11 454-кг бомб с ЛН GBU-16 Paveway II
 24 227-кг бомбы Mk.82 или 13 360-кг бомб М117 или
 13 360-кг зажигательных бомб BLU-10/B
 4 контейнера GBU-5/A c 30-мм пушкой GAU-13A и 300 патронов или 4 контейнера SUU-16A или -23A c 20-пушкой M61A1 или GAU-4 и 1200 патронов
 До 5 1401 литровых ПТБ

Население Египта было деморализовано. Понимая, что в любой момент может быть произведен авиаудар, египтяне все больше и больше стали говорить о необходимости не только прекратить войну, но сменить политический курс страны. А значит, сместить президента Гамаля Абделя Насера. Египет мог "взорваться изнутри".

В начале декабря 1969 года Насер тайно приехал в Москву.

Цель — уговорить Брежнева ввести войска в Египет и создать ракетный щит от авиации противника. Причем, Насер предлагал любые уступки, любые действия со стороны Египта. Вплоть до вступления в ОВД. В конечном итоге, египетский президент убедил советское руководство. Было решено помочь "братскому египетскому народу". Но, учитывая наши отношения с США, акция должна была проходить без помпы.

В такой обстановке начиналась операция Советской Армии, которая вошла в её историю под кодовым названием "Кавказ". Именно так она была названа в приказе Министра обороны СССР Маршала Советского Союза А. А. Гречко. Суть операции заключалась в создании системы ПВО в Египте на основе регулярных частей и подразделений Советской Армии. Первоначальные действия СССР заключались в формировании особой дивизии ПВО из состава действующих частей и последующей отправке в Египет. Главком ПВО маршал Советского Союза П. Ф. Батицкий лично поставил задачи на оперативном совещании в штабе войск ПВО.
Основу будущих ПВО Египта должна была составить сформированная из различных бригад 18-й особой зенитно-ракетной дивизии. 13 января 1970 года вышел приказ о её формировании и боевом слаживании. Назначенные командиры дивизионов получали личный состав и технику и направлялись на полигоны в Ашулуке и Янгалже для боевых стрельб по низколетящим целям.
В состав 18-й дивизии вошли:

—1-я ЗРБр (559 ЗРП), командир полковник Б. И. Жайворонок;

—2-я ЗРБр (582 ЗРП), командир подполковник Н. А. Руденко;

—3-я ЗРБр (564 ЗРП) командир майор В. А. Белоусов;

—4-я ЗРБр, командир полковник Шумилов (уже в Египте бригада сокращена до одного дивизиона, что позволило увеличить количество дивизионов в остальных бригадах до 8).

Под командованием командира дивизии генерал-майора А. Г. Смирнова было 24 зенитно-ракетных дивизиона, 4 технических дивизиона, 2 технические батареи, 24 взвода ПВО, 3 полных и 1 сокращенное отделение регламентных, настроечных и ремонтных работ "Шилок".
2 марта 1970 года дивизия приступила к отправке в Александрию. Бригады были доставлены в порт Николаев и распределены на гражданские суда. Для доставки дивизии были задействованы 16 судов торгового флота. Каждое судно брало на борт 2 дивизиона С-125 вместе с техникой и личным составом, а также некоторое количество техники и личного состава других подразделений. На верхней палубе располагались только тягачи, автомобили, генераторы и "Шилки" (накрытые брезентом). Личный состав и пусковые установки с ракетами грузились в трюмы.
По отработанной схеме солдаты и офицеры Советской Армии стали "гражданскими" людьми. Капитаны кораблей не знали маршрута. При прохождении определенных точек вскрывался очередной пакет. Более того, даже лоцманы не допускались на мостики кораблей. А на верхней палубе дежурили офицеры с оружием. С целью не допустить дезертирство или попытки связаться с кем-либо. Существовал закрытый приказ стрелять на поражение в любого, кто сделает хотя бы попытку прыгнуть за борт.
Здесь стоит отметить, что, несмотря на все предосторожности, секретность операции не была соблюдена. Разведка противника прекрасно знала о всех действиях наших частей, об их составе и задачах. Более того, американцы и израильтяне откровенно издевались над нашими усилиями по обеспечению секретности. Так, сразу после входа в Средиземное море над первым же транспортом появился американский палубный истребитель. "Сельхозтехника" его особо не интересовала. Это была "демонстрация знания". Израильское радио на русском языке в новостях постоянно сообщало о продвижении советских транспортов с новейшими секретными ракетами к Александрии. Парадокс, но самыми не просвещенными в этом вопросе были как раз наши солдаты и офицеры.
5 марта в порт Александрии вошел первый транспорт "Роза Люксембург", который разгрузился в ночь на 6 марта.

Бригада Жайворонка уже к вечеру 6 марта начала марш. Вечером 7 марта на авиабазе "Кайро-Уэст" началось её развертывание. 18-я особая дивизия приступила к несению боевого дежурства в египетском небе. То, над чем посмеивались израильские радиоведущие, новые 125-е комплексы, скоро станут для израильской авиации достойным противником. Небольшая, но грозная ракета будет страшным сном для пилотов "Фантомов".

Тактико-технические характеристики ЗРК С-125

Зоны поражения

Диапазон высот, км

0.02-18

 

Максимальная дальность, км:
            - на высоте 0.5км
            - на высоте 6км
            - на высоте 14-20км

11
17
18

 

Максимальный параметр, км

16

 

Вероятность поражения цели одной ракетой на дальности 25км

0.5

 

Характеристики помехозащищенности

Помеха, уводящая по углу:
            - угловые ошибки сопровождения(с ГШН)
            - угловые ошибки сопровождения(без ГШН)

2'-3'
5'-10'

 

Селекция движущихся целей:
            - угловые ошибки сопровождения целей на фоне отражений от местных предметов и в пассивных помехах
            - угловые ошибки сопровождения целей в "МВ"
            - пролонгация сопровождения целей на фоне отражений от местных предметов
            - работа в АШП по фону ДНА (Rn=100км), Вт/МГц

3'-5'
до 10'
нет
100

 

Время автозахвата цели на АС, с

8

 

Прибор пуска

режим работы

полуавтомат

 

время выработки данных, с

7

 

точность оценки координат точки встречи, км

1.5-3.0

 

Расстояние между кабиной управления и центром позиции, м

до 20

 

Расстояние от ПУ до кабины управления, км

до 0.07

 

Ракета 5В27

Длина, мм

5948

 

Диаметр первой ступени, мм

552

 

Диаметр второй ступени, мм

379

 

Стартовый вес, кг

980

 

Скорость полета, м/с

до 730

 

Максимальная скорость цели, м/с

700

 

Вес БЧ, кг

72

 

Сразу же после прибытия в Александрию солдаты и офицеры переодевались в египетскую военную форму без знаков различия. Предполагалось, что подчиненные должны знать всех командиров и начальников в лицо. Однако, в реальности оказалось, что подразделения и части во многом потеряли управление. Солдаты просто не знали, как реагировать на очередного "командира".

Это привело к некоторой неразберихе в порту разгрузки. Скорость разгрузки, быстрая передислокация техники и вооружения в ангары, наличие множество незнакомых офицеров, привели растерянности личного состава. А это, в свою очередь, стало причиной "потери" подразделениями своего вооружения и технических средств. Колонны уходили, а машины "находились" потом. Некоторые "потеряшки" неделями кочевали в чужих подразделениях.
Вопрос с командным составом был решен по-русски гениально. В отличии от рядового и сержантского состава, офицеры стали носить куртки "навыпуск". Теперь любому было видно, если куртка заправлена в брюки-солдат. И наоборот.

 

Оборудование позиции для пусковых установок процесс достаточно длительный. Именно потому специальная команда занималась этим вопросом задолго до появления дивизии в египетских песках. Но нам интереснее узнать о том, с чем сталкиваются солдаты в таких условиях.
Дело в том, что особенностью данного ТВД является песчаный грунт. То есть, оборудование традиционных укрытий и ходов сообщения в Египте просто невозможно. Песок осыпается, и вся работа идет насмарку. Но даже тогда, когда визуально укрытия есть, после первого же разрыва боеприпаса все превращается в бесполезные барханы.

Операция «Кавказ». Советские ракетчики в Египте

Вот тогда-то и познакомились наши бойцы с местной разновидностью землянки — мальгой. Мальга оборудовалась просто. В любой выемке устанавливался каркас из арматуры. Потом стенки каркаса обкладывались мешками с песком. Далее оставалось только присыпать полученную конструкцию опять же песком с ближайшего бархана. Маскировка идеальная. Но, защита в случае серьезного обстрела, никудышная. Близко разорвавшийся боеприпас "прошивал" мальгу, как нож масло. 

Однако, многие из тех, кто был в Египте, вспоминают мальгу, как дом. Особенно те, кто был прикомандирован к египетским частям. Они месяцами жили в таких землянках. Единственное неудобство, кроме обстрелов — пустынная живность. Гекконы и прочие ящерицы вполне комфортно жили в мальгах. И не доставляли неудобств. Если, конечно, не упадет с потолка на лицо во сне. А вот скорпионы, фаланги, тарантулы и прочие насекомые...

Постель, одежду и все, что необходимо было надевать на себя, нужно обязательно перетряхивать. Даже через полчаса после того, как вы сняли брюки или куртку, там уже будет сидеть утомленный солнцем скорпион и воспринимать ваше вторжение, как агрессию.

В приканальной зоне существует другая напасть. Это мухи и огромные рыжие комары. А в водоемах множество паразитов. Обычное купание двух бойцов в канале обернулось для них отправкой домой и инвалидностью. Про дизентерию и другие прелести подобного рода и писать не надо. Все прекрасно понимают, что организм советского человека мало приспособлен к местным болезням. По воспоминаниям участников событий, выручал старый солдатский способ — спирт.

Рассказ об особой дивизии был бы не полным без боевых эпизодов. Просто потому, что для "испуга" весьма грамотных израильских летчиков, нужны были основания. А начало работы советских ПВО было достаточно драматичным. И никак не связанным с израильтянами.
Дело в том, что самолеты Египта были оборудованы советской системой свой-чужой "Кремний-1". 26 декабря 1969 года в Рас-Гарибе израильская ДРГ захватила прямо на аэродроме и вывезла на вертолете египетскую станцию разведки и целеуказания П-12ПМ.

Запросчик системы "Кремний-1" оказался в руках американцев. А далее и израильтян. Арабы продолжали пользоваться "Кремнием-1". На советских же ЗРК стояли новые системы "Кремний-2".

14 марта 1970 года на позицию дивизиона Н. М. Кутынцева поступил сигнал об обнаружении низколетящей цели курсом на аэродром. Начальник штаба 86 ЗРБр Ржеусский запросил о наличии в воздухе своих самолетов. Египтяне сообщили, что своих в воздухе нет. После этого, по команде Ржеусского, дивизион отработал двумя ракетами по цели. Самолет был сбит. Пилоты погибли.
Как потом оказалось, русскими ракетами был сбит египетский самолет-разведчик Ил-28БМ. Самолет возвращался с задания над Средиземным морем. Виноватыми сделали, естественно, советских офицеров. Подполковник Ржеусский получил предупреждение о неполном служебном соответствии от Министра обороны.
Этот случай не единственный. Разгильдяйство пилотов и авиационных служб Египта просто поражало наших ракетчиков. Так, 18 марта были обстреляны стрелками прикрытия два самолета. Стрелок-зенитчик ПЗРК"Стрела-2" из взвода прикрытия дивизиона С-125 в Александрии произвел пуск по гражданскому самолету Ан-24 на высоте около 1000 метров. Стрелок поступил так, выполняя приказ, который до него довели буквально за день до этого. "Самолеты, летящие ниже 6 км и ближе 25 км считать самолетами противника и уничтожать".
В другом дивизионе имел место обстрел истребителя-бомбардировщика Су-7Б ОАР. Пилот нарушил все приказы и вошел в зону ответственности дивизиона. Причем самолет шел прямо на позицию. Стрелок-зенитчик выполнил пуск и поразил цель. Пилот так же смог посадить машину, как и в случае с Ан-24 с поврежденным двигателем. Но арабские летчики "зауважали" русские ПВО.
Теперь об эпизодах боевой работы, которые отбили охоту у израильских летчиков испытывать на прочность советские ПВО.
5 июля 1970 года 10 ЗРДн СА-75М и 3 ЗРДн С-125 впервые встретились в реальном бою с 24 самолетами противника. В три часа дня группа из 14 самолетов атаковала позиции ракетчиков. Израильские "Фантомы" из 69 эскадрильи разделились на две группы. Ударная группа из трех пар шла на малой высоте на советские позиции.
Дивизион подполковника С. К. Завесницкого выполнил два пуска. В результате один из "Курнассов" был сбит. Остальные вышли из боя и ушли из зоны обстрела.
По самолетам других групп огонь открыли египетские СА-75М. Они стали авторами ещё одной победы над "Курнасс". Таким образом, итогом первого налета стала потеря двух "Фантомов" израильтянами. Но, как указывалось выше, израильские пилоты всегда отдавали долги. Потому, в 16 часов начался второй налет группой из 10 самолетов. На этот раз "Фантомы" решили напасть на стоявших в засаде СА-75М. Два дивизиона встретили группу огнем в лоб. Работали не только ракетные установки, но и зенитная артиллерия. 69 эскадрилья потеряла ещё один "Фантом".
После этого налета израильтяне на какое-то время умерили свой пыл. Командование стало искать способы противодействия новым ракетам.
Наверное, самый тяжелый бой в этом противостоянии состоялся 30 июля 1970 года. В отличие от прежних "наглых" наскоков, этот налет был прекрасно разработан. Для участия в нем выбраны только самые опытные и авторитетные летчики. Практически легенды израильской авиации: майор Шмуэль Хец (командир 201-й авиаэскадрильи) и подполковник Авиху Бен-Нун (командир 69 авиаэскадрильи).

Израильские летчики, участвовавшие в воздушном бою 30 июля 1970г - подполковник Авияху Бен-Нун, капитан Ифтах Спектор,  капитан Авиам Села.

В ходе налета противник использовал самолет, оборудованный средствами подавления радара раннего обнаружения ПВО ОАР. В принципе, основной удар приходился по египетским СА-75М. Однако, пара майора Хеца пошла в атаку на дивизион Толоконникова. Причем расчет СНР дивизиона вынужден был перевести отслеживание и контроль на 2-ю рабочую частоту. 1-я частота была забита помехами.
Толоконников произвел пуск двумя ракетами. Самолет Хеца, не смотря на противоракетный маневр, был сбит. Оператор самолета выпрыгнул с парашютом, а сам Хец погиб, пытаясь дотянуть до аэродрома.
Позиция, с которой был сбит самолет Хеца, засек Бен-Нун. Он решил нанести удар возмездия. Однако зенитчики успели засечь нападение и произвели 3-й пуск двумя ракетами. Противник пытался провести противоракетный маневр, но ракета взорвалась рядом с самолетом командира 69 эскадрильи. Подбитый самолет смог дотянуть до базы, но восстановлению уже не подлежал.
Однако ведомый Бен-Нуна, капитан Авиам Села, решил атаковать позицию Толоконникова на предельно малой высоте. Цель была обнаружена, но времени отработать новый цикл захвата и стрельбы уже не хватило. НУРы и бомбы попали точно в цель. Дальше буду ссылаться на выводы расследования. Вероятно, осколки разорвавшихся боеприпасов попали в двигатель ракеты. Произошло возгорание твердого топлива, которое переросло в пожар. Далее, с позиций других дивизионов видели столб черного дыма и слышали взрыв. С характерным белым облаком. Детонировала БЧ ракеты.

Погиб весь стартовый расчет, водитель ТЗМ, солдат из другого расчета, который помогал брату-близнецу. Можно и нужно перечислить этих солдат поименно:

— лейтенант Сумин Сергей Петрович, старший техник-начальник антенного поста;

— рядовой Мамедов Алшат Гейдан-оглы, старший номер стартового расчета;

— рядовой Диденко Евгений Федорович, водитель;

— рядовой Добижа Николай Владимирович, номер стартового расчета;

— ефрейтор Забуга Александр Анатольевич, старший оператор батареи;

— рядовой Наку Иван Иванович, номер стартового расчета;

— рядовой Довганюк Николай Андреевич, старший номер стартового расчета;

рядовой Довганюк Иван Андреевич, старший номер стартового расчета.

Боевая история особой дивизии продолжалась. Активные боевые действия ракетчики вели с 30 июня по 3 августа 1970 года. В ходе боев уничтожено 8 самолетов, подбито 3 (цифры, признанные Израилем). Общие потери дивизии составили 12 человек. Из них боевые 8 (именно этот бой описан выше), 3 человека погибли в результате несчастных случаев и 1 человек от болезни.
166 военнослужащих дивизии были награждены орденами и медалями. Двое, командиры дивизионов Кутынцев Николай Михайлович (на счету дивизиона согласно Указа о присвоении звания Героя 11 целей и не единой потери личного состава) и Попов Константин Ильич (в бою 3 августа 1970 года его дивизион сбил 2 и подбил один самолет), удостоены звания Героя Советского Союза.

Операция «Кавказ». Советские ракетчики в Египте

Операция «Кавказ». Советские ракетчики в Египте

Эта статья затрагивает только одну сторону операции "Кавказ". Рассказана история только одного героического соединения. Но были в этот период в Египте летчики и техники 35-й отдельной истребительной авиаэскадрильи на Миг-21МФ, 135-го авиационного истребительного авиационного полка на таких же самолетах, 63-го отдельного авиационного отряда на Миг-25Р и Миг-25РБ.

Модификация: МиГ-25Р

Размах крыла, м: 13,42
Длина самолета, м: 21,55
Высота самолета, м: 6,00
Площадь крыла, м2: 62,40
Масса, кг
-пустого самолета: 20500
-нормальная взлетная: 37000
-максимальная взлетная: 41200
Топливо, кг: 15245
Тип двигателя: 2 х ТРДФ Р-15Б-300
Тяга, кН
-нефорсированная: 2 х 73,50
-форсированная: 2 х 100,1
Максимальная скорость, км/ч: 3000
Скорость разведывательного полета, км/ч: 2650
Практическая дальность действия, км
-со сверхзвуковой скоростью без ПТБ: 1635
-с дозвуковой скоростью без ПТБ: 1865
-со сверхзвуковой скоростью с ПТБ: 2130
-с дозвуковой скоростью с 5300 л ПТБ: 2400
Максимальная скороподъемность, м/мин: 18000
Практический потолок, м: 23000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 5
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: 3-5 АФА: от 2 до 4 АФА А-70М и одного топогpафического АФА-Е/10. Они pазмещались в 5-ти отсеках с пpозpачными обтекателями

Главком ВВС СССР главный маршал авиации П.С. Кутахов с летчиками эскадрильи А.Л. Данилова 135-го авиаполка. 16-18 февраля 1972 г. Египет.

Слева направо: 9-й (в берете) — П.С.Кутахов, Главком ВВС СССР, главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза; 10-й (рядом с Кутаховым) – A.M. Мирошниченко, командир 135-го полка, полковник; 12-й (в очках) – И.М. Романенко, командир авиагруппы, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза; 15-й – А.И. Данилов, командир 3-й эскадрильи, майор; 16-й (за Даниловым) –В.К. Лихачев, летчик-инспектор, гвардии полковник, Герой Советского Союза; 11-й (в костюме) –С.И. Харламов, командующий группировкой ВВС СССР в Египте — старший военный советник командующего ВВС АРЕ, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.

Летчики 63-го отдельного авиаотряда. Слева направо: Н.П. Борщев, В.С. Уваров, Ю.В. Марченко, Н.П. Чудин, Н.И. Стогов, А.С. Бежевец. Аэродром Каир-Вест, 1971 год:

Были военные моряки из 5-й Средиземноморской оперативной эскадры.

Были морские летчики из 90-й отдельной дальне-разведывательной авиаэскадрильи особого назначения. Были воины радиоэлектронной борьбы из Центра РЭБ. Были связисты из 513-го отдельного батальона помех коротковолновой связи и роты помех УКВ связи. Были венные советники в египетских частях.

Забывать бойцов, которые участвовали в войнах "которых не было" нельзя. Забывать победы нельзя забывать вдвойне. На этом стояла и стоять будет Россия. Наша память есть основа нашей силы.

Сегодня можно много говорить о целесообразности задач, которые выполняли наши солдаты и офицеры. Однако наша цель — отдать дань памяти и уважения тем, кто выполнил приказ Родины.

                                                                                                      Авторы: Александр Ставер, Роман Скоморохов

                                                            Война на истощение (1967—1970) 

После того, как в конце 1969 г. в ходе осуществления Военно-воздушными силами Израиля операции «Хордос», израильская авиация, подавив очаги сопротивления египетской противовоздушной обороны, получила возможность беспрепятственно наносить ракетно-бомбовые удары по центральным египетским районам и пригородам Каира. В ходе бомбардировок был разбомблен символ советско-египетской дружбы — металлургический комбинат в Хелуане, где погибло восемьдесят человек. В этот критический для Египта период, 9 января 1970 г., с одного из подмосковных военных аэродромов поднялись в воздух и взяли курс на Каир два военно-транспортных самолёта Ил-18 с оперативной группой Министерства обороны СССР, под руководством главнокомандующего войсками ПВО СССР Маршала Советского Союза П. Ф. Батицкого с задачей в срочном порядке подготовить места дислокации для советских воинских частей. Для отправки в Египет отобрали 32 тыс. советских солдат и офицеров, преимущественно из частей и подразделений противовоздушной обороны. В соответствии со специальным соглашением советские войска направлялись в Египет только для защиты его воздушного пространства.

Всего в районах Каира, Александрии, Асуана, в зоне Суэцкого канала и других местах был развернут двадцать один советский зенитно-ракетный дивизион с новейшим по тем временам вооружением. Кроме того, на военных аэродромах близ Каира, Александрии и Асуана базировались два полка самолетов-перехватчиков МиГ-21. Советские войска составили главную силу в отражении ожесточенных израильских авианалетов на Египет, которые возобновились летом 1970 года. Израильские самолеты ежедневно совершали налёты на военные и промышленные объекты, но в зону действия советских ракет не входили, в связи с чем, пуски ракет по целям на дальней границе зоны поражения успеха не имели — высокоскоростные израильские истребители успевали сделать разворот и уйти от опасности. Впервые в практике боевых действий войск ПВО для каждого зенитно-ракетного дивизиона выделили по взводу прикрытия. В их состав входили четыре ЗСУ 23-4 «Шилка» и отделение переносных зенитных ракет «Стрела-2».

Участие советской авиационной группы в боевых действиях 

135-й истребительный авиационный полк (106 иабр ВВС ОАР) квартировал на авиабазах Ком-Аушим и Бени-Суэф и был поставлен прикрывать Каир с юго-восточного направления, а промышленные объекты центральной части Египта и Асуанский гидроузел с северо-восточного, между Сохненской и Заафаранской долинами.

Глубина боевых действий ограничивалась Суэцким заливом Красного моря.

35-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья (108 иабр ВВС ОАР) разместившаяся на авиабазе Джанаклис, прикрывала ВМФ на побережье Средиземного моря и промышленные объекты северной части Египта от Порт-Саида до Мерса-Матрух и на юг до Каира. Самолёты несли опознавательные знаки и тактические номера, принятые в ВВС Египта. Советским лётчикам запретили пересекать Суэцкий Канал, являвшийся границей разделения противоборствующих сторон.

File:Egyptian MiG-21.jpg

                                                                    МиГ-21 ВВС Египта

Патрулирование советских лётчиков вынудило израильскую авиацию ограничить свои рейды прифронтовой зоной. Первая встреча советских и израильских пилотов закончилась мирно — противники разошлись, не решившись вступить в бой. Произошла она 13 апреля 1970 года. Аналогичным образом завершились встречи 18 и 29 апреля. К июню 1970 года советские летчики имели уже более 100 боевых вылетов, но воздушных боев не проводили. Хотя к этому времени авиация Израиля имела совершенно иной опыт и совершила более 10 тыс. вылетов: для нанесения ударов - 86,8 %, на воздушную разведку - 11,5 %, для ведения воздушных боев - 1,7 %, армейское командование Израиля также предпочло избегать прямого противостояния. Но летом 1970 года боевые действия в зоне канала активизировались. Вовлечение в конфликт советских специалистов стало неизбежным.

Первый случай боевого контакта зафиксирован 25 июня 1970 года. Пара МиГ-21 (лётчики Крапивин и Сальник), используя малую высоту, скрытно подошла к группе «Скайхоков», шедшей на Исмаилию, и поразила один из них ракетой Р-3С, но подбитый штурмовик сумел уйти на свою авиабазу. Другой источник утверждает, что в этом бою израильский штурмовик был сбит и лётчик погиб.

27 июля 1970 года совместно с египтянами была предпринята попытка засады на израильские «Миражи».

 

                 Технические характеристики Мираж III

·                    Экипаж: 1 человек

·                    Длина: 16,50 м

·                    Размах крыла: 8,22 м

·                    Высота: 4,50 м

·                    Площадь крыла: 35 м²

·                    Масса пустого: 7050 кг

·                    Максимальная взлётная масса: 13500 кг

·                    Двигатель: 1 × ТРД Snecma Atar 9C

·                    Тяга: 41,97 кН (67,76 кН на форсаже)

Лётные характеристики

·                    Максимальная скорость на высоте: 2350 км/ч (на высоте 12 000 м)

·                    Максимальная скорость у земли: 1390 км/ч

·                    Крейсерская скорость: 960 км/ч

·                    Дальность полёта:

·                                без ПТБ: 2800 км

·                                с ПТБ: 4000 км

·                    Боевой радиус: 900 км

·                    Практический потолок: 17 000 м

·                    Скороподъёмность: 120 м/с

·                    Максимальная эксплуатационная перегрузка: +4,9 g

·                    Нагрузка на крыло: 387 кг/м²

Вооружение

·                    Пушечное: 2 х 30-мм DEFA 552A c 125 патронами на пушку

·                    Боевая нагрузка: до 4000 кг различного вооружения на подвесных пилонах, включая ядерное оружие

По плану, звено египетских МиГ-17 наносило удар по опорному пункту израильтян на восточном берегу канала, с целью спровоцировать истребители противника на преследование. Далее следовало заманить их на свою территорию, где в бой вводилось бы три звена советских МиГ-21. МиГ-17 нанесли удар в 12:00, поразив цель и ранив четырех израильских солдат, но израильские истребители для отражения этого налета даже не поднялись.

Египтяне повторили атаку в 16:45, снова поразив цель и ранив ещё трех солдат. Задание практически было выполнено: четвёрка МиГ-17 капитана Махеру Касиме была атакована истребителями «Мираж» и смогла завлечь их на свою территорию, но задержка со взлётом советских истребителей позволила израильтянам сбить два египетских самолёта и спокойно уйти. Одно звено советских МиГ-21 успело выйти в район боя и наблюдало происходящее, запросив разрешение на атаку, но командование запретил ввязываться в бой, пока не поднимутся два других звена. Оба египетских лётчика катапультировались удачно.

К 1972 г. в Египте находились около 20 тыс. военных советников из СССР, Советский Союз имел исключительное право пользования пятью египетскими морскими портами и восемью аэродромами, шесть из которых находились под полным контролем советских военных. Чрезвычайный и полномочный посол СССР в Объединённой Арабской Республике — Египте В. М. Виноградов впоследствии указывал в своих вспоминаниях, что к 1972 году Египетские вооружённые силы были уже достаточно хорошо подготовлены, из советских военных учебных заведений — академий и училищ прибыло большое количество выпускников — египетских офицеров. Были нередки случаи, когда у египетского офицера, окончившего советскую военную академию, советником был опытный советский офицер, но имевший за плечами только военное училище. Закулисные контакты президента Мухаммад Анвар ас-Садата с Соединёнными Штатами, а также тот факт, что египетские войска были уже достаточно подготовлены, и египетским командирам уже настала пора быть более самостоятельными, подталкивали советское посольство к осмыслению того, насколько целесообразно дальнейшее пребывание такого числа военных с женами в Египте. После тщательной и всесторонней оценки сложившейся обстановки, посольство пришло к выводу о том, что целесообразно самой советской стороне предложить Анвару Садату сократить число советских военных специалистов ввиду достаточной боеспособности египетских вооружённых сил.

В посольстве пришли к выводу, что будет лучше, если наши военные по собственной инициативе начнут постепенный вывод войск из Египта, чем если Садат сам поставит вопрос об их выводе.

 

После вывода основного контингента, в Египте находилась группа авиационных специалистов, занимавшаяся переучиванием лётного и технического состава на новый тип самолёта — истребитель С-32. По словам М. В. Рябова, находившегося в Египте после вывода основного контингента войск, в составе небольшой группы военных специалистов, оставшейся в стране, ему приходилось слышать в адрес СССР от нового руководства АРЕ под началом Анвара Садата такое, что, у него, по его собственным словам, рука, порой, не поднималась писать перевод — но это, по его словам, уже была «большая политика», а не инициатива египетских низов, что, подтвердилось дальнейшим развитием событий.

                                                                                Израиль победил

После начала Войны Судного дня (1973), советские официальные лица озвучили возможность задействования воздушно-десантных дивизий из состава ВДВ СССР: соединения были приведены из постоянной в повышенную боевую готовность, однако, как отмечает американский политолог Ф. Фукуяма, учитывая похолодание в советско-египетских отношениях, наметившиеся с приходом на пост Президета Египта А. Садата, поддерживавшего явный проамериканский курс, на этот раз реакция Запада на потенциально возможное военное вмешательство СССР была не такой как ранее — на Западе не верили всерьёз в то, что советское руководство пойдёт на эскалацию конфликта ради сомнительных выгод.

В дальнейшем, с окончанием Войны Судного дня, и со стабилизацией обстановки на арабо-израильском фронте, советские военные находились в зоне конфликта в составе Миротворческих сил Организации объединённых наций на Ближнем Востоке (UNEF II).

File:Hammam Musa.JPG

                                                       Фараоновы купальни (или «Бани Моисея»)

Примечательно, что между советскими военнослужащими и их европейскими коллегами сложились вполне партнёрские отношения и совместная работа протекала в дружественном русле. Так, подполковник в отставке, военный переводчик А. И. Исаенко вспоминает, что ему пришлось встречать Новый год в Египте семь раз, при этом самым запоминающимся, ветерану представляется Новый год 31 декабря 1978 г., проведённый на Синае в «Фараоновых купальнях», вместе с военнослужащими Вооружённых сил Франции и Финляндии. Представитель Франции даже вскользь пошутил, сказав, что теперь все они стали «большевиками», так как все после сауны были раскрасневшиеся.

Советские военнослужащие, погибшие в Египте

АВВАКУМОВ Георгий Никитович, 1944 года рождения. Русский. Призван Успенским РВК Луганской области. Старшина 1-й статьи, подводная лодка Б-31 4-й эскадры подводных лодок Северного флота. Погиб при исполнении служебных обязанностей 17 июня 1967 г.

БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ Леонид Васильевич, 1920 года рождения. Русский. Полковник, преподаватель высшей военной академии им. Насера вооруженных сил ОАР. Умер от болезни 12 марта 1970 г.

БУХАРЕВ Алексей Иванович, 1928 года рождения. Русский. Капитан, офицер отдела кадров аппарата Главного военного советника в вооруженных силах ОАР. Погиб 7 сентября 1969 г.

ВЛАСЕНКО Николай Терентьевич, 1923 года рождения. Украинец. Полковник, советник командира пехотной дивизии вооруженных сил ОАР по ПВО. Умер от ран 30 января 1970 г.

ВОРОШИЛОВ Александр Юрьевич, 1950 года рождения, Московская область, Ленинский район, п. Солнцево. Русский. Призван Ленинским РВК. Матрос, большой противолодочный корабль «Стройный» Северного флота. Погиб при исполнении служебных обязанностей 21 апреля 1969 г.

ДИДЕНКО Евгений Федорович, 1950 года рождения, Белорусская ССР, Витебская область, Толочинский район, д. Словения. Рядовой, водитель, 582-й зенитно-ракетный полк. Погиб при отражении налета израильской авиации 18 июля 1970 г. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

ДОБИЖА Николай Владимирович, 1950 года рождения, Молдавская ССР, Дандюжанский район, с. Арнокошены. Молдаванин. Рядовой, номер пусковой установки, 582-й зенитно-ракетный полк. Погиб при отражении налета израильской авиации 18 июля 1970 г. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

ДОВГАНЮК Иван Андреевич, 1950 года рождения, Украинская ССР, Ивано-Франковская область, с. Сопово. Украинец. Призван Ко-лымыйским РВК Ивано-Франковской области. Рядовой, старший номер пусковой установки, 582-й зенитно-ракетный полк. Погиб при отражении налета израильской авиации 18 июля 1970 г. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

ДОВГАНЮК Николай Андреевич, 1950 года рождения, Украинская ССР, Ивано-Франковская область, с. Сопово. Украинец. Призван Колы-мыйским РВК Ивано-Франковской области. Рядовой, старший номер пусковой установки, 582-й зенитно-ракетный полк. Погиб при отражении налета израильской авиации 18 июля 1970 г. Похоронен на кладбище в с. Сопово. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

ЖУРАВЛЕВ Владимир Александрович, 1932 года рождения, Алтайский край, Солонешенский район, с. Солонешное. Призван Вокзальным РВК г. Томска. Капитан, старший летчик, 135-й истребительный авиационный полк. Погиб в воздушном бою 30 июля 1970 г. Похоронен на Заельцовском кладбище в г. Новосибирске. Награжден египетским орденом «Звезда воинской доблести» (посмертно).

ЗАБОТИН Виктор Алексеевич, 1949 года рождения. Русский. Призван Октябрьским РВК г. Грозный. Матрос, танкер «Койда» Черноморского флота. Погиб 1 сентября 1969 г. в порту Александрия при исполнении служебных обязанностей на танкере.

ЗАБУГА Александр Анатольевич, 1949 года рождения, Украинская ССР, г. Днепропетровск. Украинец. Призван Жовтневым РВК г. Днепропетровска. Ефрейтор, старший оператор батареи, 582-й зенитно-ракетный полк. Погиб при отражении налета израильской авиации 18 июля 1970 г. Похоронен на кладбище в г. Запорожье. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

ЗАКИРОВ Наиль Шагитович, 1952 года рождения, Челябинская область, Кунашакский район, с. Муслюмово. Башкир. Рядовой, оператор. Умер от болезни 31 августа 1971 г. Похоронен на кладбище в с. Муслюмово.

КАЛАНЧА Василий Дмитриевич, 1949 года рождения. Украинец. Призван Черновицким ГВК Украинской ССР. Матрос, сторожевой корабль «Волк» Черноморского флота. Погиб 8 февраля 1970 г. при исполнении служебных обязанностей на корабле.

КАЛЬЧЕНКО Михаил Петрович, 1920 года рождения, Курская область, Щигровский район, п. Опухтино. Русский. Полковник, советник командира пехотной бригады вооруженных сил ОАР. Погиб 7 января 1970 г. в результате налета израильской авиации.

КАРАСЕВ Павел Григорьевич, 1930 года рождения, Алтайский край, Благовещенский район, с. Шимолино. Русский. Майор, советник командира зенитно-ракетного дивизиона вооруженных сил ОАР. Погиб при исполнении служебных обязанностей 9 сентября 1969 г.

КИСТЕНЬ Ким Викентьевич. Капитан, инструктор по практическому использованию зенитно-самоходной установки (ЗСУ-57-2). Умер в военном госпитале 4 декабря 1962 г.

КОЗЛОВСКИЙ Михаил Леонидович, 1951 года рождения. Сержант, начальник радиорелейной станции — командир радиоотделения, 3-й зенитно-ракетный дивизион 582-го зенитно-ракетного полка. Погиб в результате несчастного случая 15 апреля 1970 г. Отправлен для захоронения в СССР 18 апреля 1970 г.

КОРНЕЕВ Василий Григорьевич, 1924 года рождения, г. Калинин. Русский. Полковник, советник командира зенитно-ракетной бригады вооруженных сил ОАР. Погиб при исполнении служебных обязанностей 9 сентября 1969 г. Похоронен на кладбище Никола-Малица в г. Калинине.

КОРОБКО Алексей Александрович, 1928 года рождения. Русский. Подполковник, советник командира танкового батальона вооруженных сил ОАР. Погиб 16 мая 1970 г.

КОРОБКО Валентин Григорьевич, 1950 года рождения. Украинец. Призван Нахимовским РВК г. Севастополя. Матрос, морской танкер-снабженец «Борис Чиликин» Черноморского флота. Погиб при исполнении служебных обязанностей 29 июля 1972 г.

КРИВЕНКО Дмитрий Иванович, 1948 года рождения. Украинец. Призван Джанкойским РВК Крымской области. Матрос, подводная лодка Б-49 Северного флота. Погиб при исполнении служебных обязанностей 27 марта 1969 г.

КРИСНЯК Вадим Иванович, 1924 года рождения. Украинец. Старший лейтенант, военный специалист в вооруженных силах ОАР. Умер от болезни 14 октября 1971 г.

КУЛИКОВ Владимир Михайлович, 1928 года рождения. Русский. Подполковник, советник командира авиационной эскадрильи вооруженных сил АРЕ. Погиб в результате авиационной катастрофы 8 февраля 1972 г.

ЛАВРИК Николай Романович, 1935 года рождения. Украинец. Майор, советник командира зенитно-ракетного дивизиона вооруженных сил ОАР. Погиб в июле 1970 г.

ЛЕКСТУТИС Витаутас Юргис, 1950 года рождения. Литовец. Призван Клайпедским ГВК Литовской ССР. Старший матрос, плавучая база подводных лодок «Магомет Гаджиев» Северного флота. Погиб при исполнении служебных обязанностей 8 ноября 1971 г.

МАМЕДОВ Алшат Гейдан-оглы, 1944 года рождения, Азербайджанская ССР, Сальянский район, с. Баюк-огят. Азербайджанец. Рядовой, старший номер пусковой установки, 582-й зенитно-ракетный полк. Погиб при отражении налета израильской авиации 18 июля 1970 г. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

МИНЧИЙ Дмитрий Дмитриевич, 1947 года рождения. Украинец. Матрос, подводная лодка Б-31 4-й эскадры подводных лодок Северного флота. Погиб при исполнении служебных обязанностей 17 июня 1967 г.

МИХАЛЮК Юрий Александрович, 1950 года рождения. Украинец. Призван Шепетовским РВК Хмельницкой области Украинской ССР. Матрос, эсминец «Бравый» Черноморского флота. Погиб 9 ноября 1970 г. в результате столкновения эсминца с английским авианосцем «Арк Ройал».

МИШКОРЕЗ Николай Евдокимович, 1922 года рождения. Украинец. Полковник, советник командира пехотной дивизии вооруженных сил ОАР по наземной артиллерии. Умер от болезни 10 февраля 1970г.

НАКУ Иван Иванович, 1950 года рождения, Молдавская ССР, Ниспоренский район, с. Байросды. Молдаванин. Рядовой, номер пусковой установки, 582-й зенитно-ракетный полк. Погиб при отражении налета израильской авиации 18 июля 1970 г. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

ОГИБЕНИН Иван Федорович, 1920 года рождения. Русский. Полковник, советник командира пехотной дивизии вооруженных сил ОАР. Погиб при исполнении служебных обязанностей 28 января 1970 г.

ОРОБЧЕНКО Петр Васильевич, 1927 года рождения. Украинец, Подполковник, советник командира инженерно-саперного батальона вооруженных сил ОАР. Умер от болезни 12 июля 1971 г.

ОСТАПЕНКО Виталий Григорьевич, 1930 года рождения. Русский. Майор, советник командира зенитно-артиллерийского дивизиона пехотной дивизии вооруженных сил ОАР. Погиб при исполнении служебных обязанностей 17сентября 1969г.

СААКЯН Геннадий Александрович, 1937 года рождения. Армянин. Капитан, техник по обслуживанию аэродромных передвижных электроагрегатов. Погиб при исполнении служебных обязанностей 18 ноября 1969 г.

САХАРЧУК Иван Семенович, 1947 года рождения. Белорус. Призван Каменецким РВК Брестской области Белорусской ССР. Матрос, спасательное судно СС-21 Черноморского флота. Погиб при исполнении служебных обязанностей 22 августа 1968 г. в районе порта Александрии.

СЕРГИЕНКО Анатолий Станиславович, 1947 года рождения. Украинец. Лейтенант, военный специалист в вооруженных силах ОАР. Умер 19 ноября 1970 г.

СИМОНОВ Александр Иванович, 1946 года рождения. Русский. Лейтенант, крейсер «Красный Кавказ» Черноморского флота. Погиб 26 февраля 1969 г. при исполнении служебных обязанностей на корабле.

СКВОРЦОВ Владимир Павлович, 1945 года рождения. Русский. Призван Петроградским РВК г. Ленинграда. Старшина 2-й статьи, подводная лодка Б-31 4-й эскадры подводных лодок Северного флота. Погиб при исполнении служебных обязанностей 17 июня 1967 г.

СОЗОНТОВ Григорий Валентинович, 1928 года рождения. Русский. Подполковник, советник начальника штаба танковой бригады вооруженных сил ОАР. Умер в апреле 1971 г.

СТРОЙКИН Борис Семенович, 1950 года рождения. Русский. Матрос, эсминец «Бравый» Черноморского флота. Погиб 9 ноября 1970 г. в результате столкновения эсминца с английским авианосцем «Арк Ройал».

СУМИН Сергей Петрович, 1946 года рождения, Свердловская область, Серовский район, п. Сосьева. Русский. Призван Грибановским РВК Воронежской области. Лейтенант, старший техник — начальник антенного поста, 582-й зенитно-ракетный полк. Погиб при отражении налета израильской авиации 18 июля 1970 г. Похоронен на кладбище в с. Строгальск Воронежской области. Награжден орденом Красного Знамени (посмертно).

ТИМОФЕЕВ Вячеслав Васильевич, 1940 года рождения. Русский. Капитан, военный специалист в вооруженных силах АРЕ. Умер от болезни 23 апреля 1974 г.

УВАРОВ Сергей Сергеевич, 1944 года рождения. Русский. Старшина 1-й статьи, подводная лодка Б-31 4-й эскадры подводных лодок Северного флота. Погиб при исполнении служебных обязанностей 17 июня 1967 г.

УСОВ Анатолий Леонтьевич, 1949 года рождения. Русский. Призван Октябрьским РВК г. Мурманска. Матрос, сторожевой корабль СКР-13 Черноморского флота. Погиб при исполнении служебных обязанностей 17 января 1969 г.

ШАРОВ Анатолий Васильевич, 1950 года рождения, сержант, командир отделения — механик взвода управления, 1 -и зенитно-ракетный дивизион 559-го зенитно-ракетного полка. Погиб в результате несчастного случая 16 мая 1970 г. Отправлен для захоронения в СССР 18 мая 1970г.

ЮРЧЕНКО Николай Петрович, 1937 года рождения, Украинская ССР. г. Сталине. Призван Сталинозаводским РВК г. Сталине. Капитан, командир звена, 135-й истребительный авиационный полк. Погиб при исполнении служебных обязанностей 30 июля 1970 г. Награжден египетским орденом «Звезда воинской доблести» (посмертно).

ЮСУБОВ Зияддин Махмуд-оглы, 1954 года рождения. Азербайджанец. Лейтенант, переводчик арабского языка. Погиб при исполнении служебных обязанностей 28 января 1970 г.

ЯКОВЛЕВ Евгений Герасимович, 1933 года рождения, Башкирская АССР, Альшеевский район, Адамовский с/с. Призван Ленинским РВК г. Уфы. Капитан, летчик, 135-й истребительный авиационный полк. Погиб в результате авиационной катастрофы 1 августа 1970 г. Награжден египетским орденом «Звезда воинской доблести» (посмертно).