Бронемашины НАТО

                    Бронемашины: как на суше, так и на море


Несмотря на относительно небольшое число прорывных технологий в сфере плавающих машин, головные производители конечной продукции стремятся достичь оптимального баланса возможностей своих изделий на суше и на воде.





Где есть береговая линия и военное присутствие, там всегда будет потребность в плавающих транспортных средствах, которые могли бы перемещаться от судна к берегу и вести боевые действия на суше. И хотя базовые принципы, определяющие плавающую платформу, сильно не изменились за последние десятилетия, развитие технологий способствует появлению новых разработок, предлагаемых оборонной промышленностью.



Десантные платформы могут с самого начала создаваться плавающими, например те, что предлагаются для программы по плавающей боевой машине Amphibious Combat Vehicle (ACV) 1.1 американского Корпуса морской пехоты, или могут быть изначально не плавающими, но включать навесные комплекты обеспечения плавучести, например как в случае с бронемашиной AMV28A финской компании Patria.

 





К ключевым тенденциям, которые определяют разработку новых проектов, относятся переход от гусеничных к колесным платформам, совершенствование движительных установок и повышение уровня противовзрывной защиты. Базовые эксплуатационные требования, предъявляемые к плавающей машине, - иметь все возможности наземной платформы плюс плавучесть.



Программное планирование



Что касается требований КМП США, то компания BAE Systems выяснила, что этот запрос схож с запросом итальянских военных и поэтому она решила объединить усилия с компанией Iveco Defence с тем, чтобы совместно предложить шасси Iveco SuperAV не только морпехам США, но еще и Италии.



По программе ACV 1.1 компания ВАЕ со своим партнером представила вариант шасси SuperAV в конфигурации 8x8 длиной 8,6 метра и полной массой около 28 тонн. На шоссе машина развивает максимальную скорость 105 км/ч, а на воде может развить 6 узлов. Ее запас хода зависит от скорости, но при скорости 89 км/ч по шоссе он составляет 523 км или более 250 км на суше плюс до 12 морских миль на воде.



С командой ВАЕ и Iveco ведет борьбу Singapore Technologies Kinetics (STK), которая также была отобрана вместе со своим партнером Science Applications International Corporation. Они предложили для программы ACV 1.1 платформу Terrex 2, впервые представленную в 2015 году. Бронемашина Terrex 2 имеет длину 8 метров и массу 30 тонн. Максимальная скорость по шоссе составляет 90 км/ч и на воде 6 узлов.



Бенг Сун О, руководитель направления по колесным машинам в компании STK, рассказал о некоторых факторах, которые необходимо было учесть при разработке: «Основная проблема при разработке любой платформы - это соответствие всем эксплуатационным требованиям заказчика в установленные сроки и в рамках выделенного бюджета. Неизбежно пользователи всегда будут хотеть лучшую проходимость, более хорошую защиту и большее огневое могущество своих машин. В конечном счете, мы должны работать с пользователями для того, чтобы достигать компромиссов на основе того, что технически возможно, с эксплуатационной точки зрения разумно и финансово резонно».



Поскольку КМП США должен перейти с гусеничной машины десанта AAV (Amphibious Assault Vehicle) на колесную ACV 8x8, О обозначил несколько причин для перехода к колесным платформам. «Гусеничные плавающие машины предлагают превосходную подвижность на многих типах рельефа. Однако, в последнее время существуют бесспорные причины, по которым десантные силы выбирают не гусеничные, а колесные машины».



«В последние годы колесные бронемашины значительно выросли в плане мобильности, их внедорожная проходимость на данный момент практически догнала внедорожные характеристики гусеничных машин. Безусловно, это связано с новыми техническими решениями в регулировании тягового усилия, улучшениями в силовой передаче, улучшениями в системах подвески и с интеграцией автоматических систем централизованного регулирования давления в шинах. Эти факторы способствуют повышению технических характеристик и эксплуатационной эффективности колесных машин по сравнению с гусеничными», - пояснил он.



Кроме того, скорость колесных машин на воде повысилась, в настоящее время многие развивают скорость более 10 км/ч, хотя О заметил, что их скорости на воде, в общем и целом совпадают, а иногда и превосходят скорости гусеничных машин.



Компания General Dynamics, не прошедшая в финал конкурса ACV, предлагала кандидата на базе своих бронемашин, Light Armored Vehicle (морская пехота) и Stryker (армия), сделав упор на двойной V-образный корпус, запас плавучести 25% и регулируемый клиренс. Lockheed Martin со своей новой платформой 8x8 также выбыла из этого конкурса.


Бронемашины: как на суше, так и на море



Компания STK предлагает свою плавающую БМП Теrrех 2 для программы КМП США по новой бронемашине АСV 1.1



Соответствие требованиям



Как уже упоминалось, компании ВАЕ и Iveco для программы Корпуса предложили платформу ACV на базе шасси Iveco SuperAV с технологией H-Drive (поток мощности от двигателя распределяется на два параллельных потока по бортам машины), которая получает все большее распространение на колесных платформах. Руководитель направления боевых плавающих машин в компании ВАЕ Systems Джон Свифт пояснил: «Технология H-Drive позволила почти догнать гусеничные машины по ходовым качествам. Если вы взгляните на машину сверху, то две параллельные палочки буквы «Н» представляют собой параллельные ведущие валы на каждом борту машины, которые соединяют каждое колесо, а горизонталь буквы соединена с раздаточной коробкой, распределяющей мощность».



«Схема H-drive специально предназначена для того, чтобы обеспечивать постоянное тяговое усилие на каждом колесе, в особенности на мягких грунтах, преодолевать береговую линию и заезжать на десантный корабль, - добавил он. - Вы можете заблокировать дифференциалы и получить тягу на всех восьми колесах, что похоже на работу гусеничной машины, когда она затаскивает себя на корабль».



Компания также на сегодняшний день продемонстрировала противоминную защищенность своего кандидата, его способность преодолевать зону прибоя, и его мореходные качества в условиях прибойной волны высотой до 4 метров. Также были проведены пробная выгрузка платформы АСV в море и ее возвращение на корабль.



«В общем, Корпус по программе АСV хочет получить машину, которая может преодолевать прибойную зону, выгружаться с корабля на расстоянии до 12 морских миль от берега и возвращаться на него, - сказал Свифт. - Логично, что Корпус хочет иметь колесную платформу, которая способна выполнять те же задачи, которые выполняет нынешняя гусеничная десантная AAV».



В настоящее время КМП США эксплуатирует плавающую машину десанта AAV7, выпуск которых компания BAE Systems начала еще в 1972 году. Эта гусеничная машина длиной 8,6 метра имеет боевую массу 25 тонн и на шоссе развивает максимальную скорость 72 км/ч.



Машина за эти десятилетия прошла несколько модернизаций, при этом была продана во многие страны, включая Аргентину, Бразилию, Чили, Италию, Южную Корею, Испанию, Тайвань и Венесуэлу. КМП США профинансировал несколько модернизаций, направленных на повышение боевой устойчивости своего парка из более чем 1600 машин AAV7.



Еще одна убедительная причина перехода на колесные варианты - это эксплуатационные затраты, которые как правило ниже затрат на гусеничные платформы.



По этому поводу руководитель программ по транспортным средствам в компании Patria Кари Грон заметил: «Я думаю, что гусеничные и колесные платформы очень схожи в наземных операциях. Но затраты за срок службы колесных машин ниже, а ныне еще и эргономика стала важным фактором. Требования всё ужесточаются, например, уровень шума и вибрации платформы должен быть как можно ниже. В случае с гусеничными машинами этого достичь сложнее».



Компания Patria предлагает комплекты обеспечения плавучести разного уровня, которые могут устанавливаться на ее машины 8x8 в зависимости от требований заказчика и условий эксплуатации машины. Платформам, которые работают на мелководье, например, озерах и реках, будут необходимы менее продвинутые амфибийные технологии, чем машинам, которым придется развертываться с десантных судов и работать в сложных условиях волнения моря.



«В наши дни некоторые заказчики стремятся проводить операции в открытом море, то есть машины должны работать на расстоянии от берега и без проблем перемещаться с корабля на берег и обратно», - сказал Грон.




Компания Patria предлагает несколько вариантов крепимого комплекта для плава для своих машин массой до 28 тонн, включая вариант AMV 28A



Прибавка в весе



«Съемный комплект обеспечения плавучести устанавливается на машину в зависимости от необходимой боевой массы, но на данный момент базовый комплект обеспечивает амфибийные характеристики платформ массой до 23 тонн. При этом она будет похожа на неплавающий вариант машины, это означает, что нет дополнительных устройств для плава типа поплавков. Только гребные винты и система рулевого управления», - добавил он.



Везде есть свои ограничения. Установка подобного комплекта обеспечения плавучести на машину с большей массой может потребовать увеличения объема корпуса и других дополнительных модификаций.



«Мы можем дойти до 28 тонн с нашими комплектами плавучести и получить амфибийные характеристики. Но дополнительные поплавки по бортам увеличивают ширину машины примерно на 30 см. Также в комплект должны теперь входить более продвинутая система гребных винтов и более сложная система нулевого управления».



Вариант AMV28A, показанный в феврале 2017 года, оборудован съемным комплектом, повышающим полную массу до 28 тонн, но позволяющим без проблем преодолевать водные преграды. Компания ранее работала с BAE Systems над платформой АМ35, но, по словам Грона, эта модель не имеет амфибийных характеристик из-за своей боевой массы, более высокого уровня баллистической защиты и требований к установке систем вооружения.



AMV28A развивает на воде максимальную скорость до 10 км/ч, а ее комплект для плава при необходимости может быть снят. Одна из основных особенностей модели AMV28S состоит в том, что у нее можно удлинить корпус. Это важно, поскольку более длинный корпус позволит устанавливать башни больших размеров и больше сидений для десанта.



Еще один аргумент в пользу колесных вариантов связан с ведением боевых операций в городской черте. Недавние конфликты показали, что операции все чаще проводятся в застроенных районах с нарушенной дорожной сетью. Можно утверждать, что колесная техника демонстрирует лучшую маневренность в таких районах.



Несмотря на переход к колесным машинам в последних закупках турецкой армии можно увидеть гусеничную платформу с шестью опорными катками разработки местной компании FNSS. Эта компания имеет опыт создания подобных машин, включая ACV-19, ACV-30, Kaplan и, наконец, новейший проект среднего танка Modern Medium Weight Tank.



Находящаяся на стадии концепции боевая машина десанта, получившая имя ZAHA, будет иметь баллистическую и противоминную защиту; герметичный алюминиевый корпус, два водомета со своими направляющими обеспечат амфибийные характеристики. Масса бронемашины ZAHA составит 30 тонн, экипаж три человека, в ней сможет разместиться 21 десантник. На ней будет установлена безэкипажная башня с 12,7-мм пулеметом и 40-мм автоматическим гранатометом. Бронемашина ZAHA, выгруженная с десантного корабля в нескольких километрах от побережья, сможет преодолевать это расстояние даже при волнении моря до 1,5 метров на скорости до 7 узлов.



Движение вперед



По поводу гусеничной техники помощник генерального директора компании FNSS Брент Батчер заметил: «В течение многих лет мы реально хотели расширить наш портфолио гусеничных боевых машин. Изначально мы начали с ACV массой 15тонн. Затем масса ACV увеличилась до 19 тонн. А после мы разработали платформу Kaplan массой 20 тонн».



«На предыдущей выставке IDEF 2015 мы показали ACV массой 20 тонн, а на этой IDEF 2017 мы показали машины класса 30-35 тонн. Они все до 35 тонн способны плавать, но затем, когда броня достигает определенного уровня защиты, вы теряете способность плавать. Здесь мы должны прийти к компромиссу с заказчиками, мы работаем с ними, чтобы получить наилучшую защиту и остаться при этом на плаву».



Компания также поставляет турецким вооруженным силам самоходный наплавной мост Samur Armored Amphibious Assault Bridge (AAAB). Это мобильной мост конфигурации 8x8 с рулевым управлением всех колес. На воде в движение наплавной мост АААВ приводят два водомета, обеспечивающие высокую маневренность во время работы на воде.






Турецкая компания FNSS имеет большой опыт создания различных плавающих платформ, включая самоходный наплавной мост Samur AAAB



Компания FNSS также предлагает для программы турецкой армии по специализированной платформе свою бронемашину Scout 6x6. Плавающая машина Scout на воде развивает скорость до 8 км/ч, кроме того, она может преодолевать участки с глубиной брода до 100 см. Машина может перевозиться самолетом А400М.



Движительные установки делают амфибийные платформы уникальными и способными успешно выполнять поставленные перед ними задачи. Господин О заметил по этому поводу: «Амфибии созданы для плава, поэтому всё, от формы до компонентов и подсистем, выбирается с целью оптимизации их возможностей». Как правило, комплекс для плава включает движительную систему, систему оптимизации мощности и систему обеспечения плавучести.



«Если машина с самого начала не проектировалась плавающей, а затем была оборудована комплектом обеспечения плавучести для конвертации в амфибийный вариант, маловероятно, что результат будет идеальным или продуктивным. Вот почему плавучесть БМП Теггех 2 предусматривалась с самого начала ее проектирования, машина прошла расширенные испытания и по их итогам была оптимизирована», - сказал О.



Предложение компаний ВАЕ и Iveco, вариант SuperAV, оборудован двумя гребными винтами с гидроприводом, которые управляются с панели механика-водителя. Винты развивают тягу, которая позволяет на воде развить скорость до 6 узлов.



«Есть только два пути обеспечения движения на воде, либо водометы, либо гребные винты, - пояснил Свифт. - Водомет в сборе гораздо тяжелее и крупнее, так что с целью снижения массы бронемашины Iveco мы остановились на винтах».



Машина Теггех 2 от STK, также оборудованная двумя винтами, имеет корпус обтекаемой формы с целью снижения сопротивления воды. На них установлены направляющие насадки, служащие для повышения пропульсивных качеств, шноркели для исключения затопления и система охлаждения на морской воде для предотвращения перегрева двигателя.



Коррозию также необходимо учитывать, поэтому производители ведут постоянную битву с силами природы.




Плавающая гусеничная машина AAV от ВАЕ Systems, в настоящее время стоящая на вооружении КМП США, вскоре будет заменена колесным вариантом



План по защите



«Корпус машины покрывается сверху несколькими слоями антикоррозийного покрытия и специальной краски. Поскольку в конструкции для обеспечения защиты применяются материалы разных типов, как например, керамика или алюминий, все детали из них должны быть отнесены от стального корпуса с целью снижения коррозии и, как следствие, объема обслуживания. Всякий раз после операций в соленой воде вам необходимо помыть машину, - пояснил Свифт. - Применение всех материалов и красок направлено на снижение коррозии».



Грон отметил, что коррозия может стать серьезной проблемой для различных систем, в том числе систем вооружения. Здесь необходимы особые специальные материалы наряду со специальными покрытиями. Обслуживание машины также является важнейшей составляющей и поэтому рекомендуется смывать с них оставшуюся после боевой задачи морскую соль.



Защита личного состава остается ключевым требованием для всех транспортных средств, не исключение и плавающие варианты. V-образный корпус уже давно считается стандартным решением, повышающим защиту от мин и самодельных взрывных устройств (СВУ), и поэтому компания ВАЕ включила его в свою платформу SuperAV.



«Поскольку наша машина не имеет мостов из-за компоновки H-drive, корпус может быть любой формы и в нашем случае он V-образный, что значительно повышает противовзрывную защиту», - сказал Свифт.



Кроме того, компания с целью повышения противовзрывной защиты оптимизировала внутреннее пространство платформы. «Внутренняя часть машины фактически подвешена. Каркасы сидений болтами прикручены к крыше. Сиденья подвешены в каркасах и поэтому ничто не касается днища и бортов. Это действительно еще одно серьезное усовершенствование помимо V-образного корпуса», - добавил он.



Бронемашина Теггех 2 также имеет V-образную конструкцию корпуса. Двойной V-образный корпус обеспечивает высокий уровень защиты от мин и СВУ. Внешний V-образный корпус защищает приводы и подвеску, тогда как внутренний корпус является частью капсулы, предназначенной для защиты экипажа и десанта. В заднем десантом отделении может быть размещено до 12 энергопоглощающих сидений.



Следующим этапом программы AVC 1.1 стала поставка 16 машин Корпусу для испытаний и оценки. В компании ВАЕ сообщили, что июне 2017 года все 16 машин были поставлены.



В конечном счете, базовые принципы плавающих платформ не изменились, но технологии продвинулись вперед. Свифт отметил, что с момента своего выпуска требования по машине АСV для КМП не изменились; «требования не менялись с самого начала проекта четыре года назад».



Это важно для успеха программы закупок, поскольку постоянно меняющиеся требования военных повышают стоимость и отдаляют сроки готовности конечного изделия.



«Необходимо пробовать применять новые технологии, а также оптимизировать существующие технологии с тем, чтобы добиться идеального баланса для амфибийной машины. Очевидно, что возникнут трудности, если вы не понимаете плавающие машины. Это требует оптимального баланса между сушей и водой», - заметил Свифт.



Поэтому промышленность старается найти наилучшие средства обеспечения решений, которые соответствуют потребностям военных, стремящихся получить плавающую платформу, устраивающую их во всех отношениях.


Господин О в заключении сказал: «Я думаю, с развитием новых технологий, определяемых потребностями заказчиков, характеристики плавающих машин будут повышаться. Понятно, что более эффективная движительная система повысит скоростные качества, тогда как применение новых материалов может привести к снижению массы, что в свою очередь приведет к повышению полезной грузоподъемности. Еще одной волнующей и перспективной темой может стать также развитие необитаемых безлюдных технологий и разработка безэкипажных плавающих платформ».