Фавориты

 

                    Российские монархи и их фавориты

Монархию невозможно представить без такого явления как фаворитизм. Короли и королевы, императоры и императрицы нет-нет, да и выбирали себе из круга свиты «особого» человека. Не прошло это мимо и России. Наши государыни не отказывали себе в удовольствии забыться в объятиях «галантов». Но стать «случаем» мог далеко не каждый. Царицам, в первую очередь, необходим был сильный и умный друг, надежный партнер в решении государственных задач. Тем же самым руководствовался, например, и Петр Первый, приблизив Александра Меншикова. Его острый ум и гениальная изворотливость были необходимы государству.
 

Анна Иоанновна и Эрнст Бирон
Императрица из династии Романовых взошла на престол в феврале 1730 года. Она не могла похвастать блестящим образованием или политической хваткой, необходимой для управления огромной страной. Поэтому ей требовался помощник. И из Курляндии был «выписан» Эрнст Иоганн Бирон, который занимал должность обер-камергера при дворе на тот момент еще герцогини Анны Иоанновны.
Главный фаворит императрицы не отличался образованием или какими-либо особыми способностями. Это компенсировалось тщеславием, хитростью и упрямством. По сути, он стал правителем Российской империи, а время царствования Анны Иоанновны вошло в историю как «бировщина». Ее фаворит, по мнению историков, стал олицетворением немецкого засилья. Ключевский писал так: «Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении». Именно Эрнста Иоганна обвиняли во всех несчастьях, свалившихся на страну. Есть даже легенда о том, что однажды Бирон поинтересовался у одного из придворных шутов, мол, что обо мне говорят в народе? Тот ответил: «Вас, ваша светлость, одни считают богом, другие – сатаной, но никто не считает человеком».

Неоднозначную реакцию вызывали отношения Анны Иоанновны с семейством Бирона. Еще в 1723 году он женился на герцогине Бенигной Готтлиб фон Тротта-Трейден. Будущая российская императрица прекрасно поладила с ней. Из-за этого ходили слухи, будто настоящей матерью Карла, сына Бирона, была на самом деле именно Анна.

В Петербурге апартаменты семейства Биронов находились возле комнат императрицы. И все свое свободное время она проводила там. Это, конечно, не могло укрыться от любопытных глаз. Странные взаимоотношения замечали даже иностранцы. Например, испанский посол о тандеме императрица – фаворит высказался так: «Граф Бирон много лет верно служил ее величеству, исполняя в то же время обязанности супруга».
Именно Бирона Анна Иоанновна сделала регентом при своем двухмесячном сыне Иоанне Шестом. Но после смерти императрицы, Эрнст находился у власти всего 22 дня, после чего его арестовали и сослали в Сибирь. Лишь при Екатерине Второй Бирона помиловали и вернули Курляндское герцогство.
Елизавета Петровна и Алексей Разумовский
Семейная жизнь у будущей императрицы Елизаветы Петровны не задалась с самого начала. Ее сосватали за юного принца Гольштейн-Готторпского Карла-Августа. Он даже прибыл в Санкт-Петербург, но внезапно умер от оспы. Елизавета решила, что это знак свыше, поэтому не спешила замуж. Вместо этого она «приручила» своего камергера Александра Бутурлина, сделав его «галантом».
Но вскоре фаворит был отправлен Петром Вторым воевать с татарами. Елизавета горевала недолго. Вакантное место занял ее троюродный брат Семен Нарышкин. Вот только и эти отношения не заладились – «галант» отправился «отдавать долг Родине» за границу. Недолго продлилось счастье Елизаветы и с гренадером Семеновского полка Алексеем Шубиным. На «боевом посту» его сменил Алексей Розум, певчий из придворного хора.
Розум был родом из украинского села Лемеши. Потомственный казак пас сельское стадо. Но потом, обнаружив в себе способности к песнопению, сбежал в соседнее село. Здесь Алексей устроился в церковный хор. Это стало отправной точкой его карьеры. Вскоре он по приглашению перебрался в Санкт-Петербург и стал петь в придворном хоре. Именно там его и приметила цесаревна Елизавета.
Освоившись в новой «должности», Алексей первым делом изменил фамилию, став Разумовским. Надо отдать ему должное, в отличие от остальных «случаев» Елизаветы, певчий не пытался воспользоваться своим положением. Даже когда цесаревна стала императрицей. Разумовский не возгордился, не плел интриг за спиной государыни, не лез без необходимости в политические вопросы. И хоть влияние на императрицу у Алексея было огромным, на ее власть фаворит не посягал. Он просто ее любил. Из-за своей доброты, искренности и надежности Разумовский сильно выделялся на фоне остального придворного люда. Елизавета ценила это, поэтому в письмах обращалась к нему «Друг мой нелицемерный».

Скорее всего, государыня и фаворит были женаты. Хоть документов, подтверждающих это, не осталось. Зато у них были дети. Из-за этого впоследствии на престол претендовали разнообразные самозванцы. Самый яркий пример – это княжна Тараканова.
Екатерина Вторая и князь Григорий Потемкин-Таврический
Этой императрице нужен был не просто любовник, а близкий друг. Умный и смелый, который смог бы помочь в управлении огромной страной. Сменив несколько фаворитов, в 1773 году Екатерина встретилась с молодым генералом Григорием Потемкиным, о котором узнала вся страна благодаря войне с турками. На тот момент они уже были знакомы, поскольку Потемкин помог будущей императрице взойти на престол. За прошедшие годы Григорий Александрович сильно изменился. Впечатляющая внешность и ум не смогли оставить императрицу равнодушной. Они стали неразлучны. Отношения с государыней благоприятно повлияли на его карьеру. Спустя всего лишь год Потемкин стал сначала подполковником Преображенского полка, а вскоре получил должность вице-президента Военной коллегии. А в 1775 году он удостоился графского титула.
Григорий Александрович поселился в Зимнем дворце, рядом с покоями императрицы. Вел он себя взбалмошно, грубо и неряшливо. Водилась за ним и дурная привычка – грызть ногти во время разговора. Но императрица все это считала «милым», и даже звала Потемкина «первым ногтегрызом империи».

Российские монархи и их фавориты

Главной темой для разговоров у придворных было лишь одно – чем военный смог так покорить государыню? Версии выдвигались разные. Но Екатерина больше всего ценила фаворита за ум. Он был в курсе всех государственных дел, давал императрицы советы. К тому же, Григорий Александрович рьяно взялся за армию и флот, которые требовали модернизации.
В 1774 году Екатерина и Потемкин повенчались. По одной из версий, произошло это в церкви Сампсония Странноприимца. Хоть документов, подтверждающих венчание и нет, но в письмах Екатерина стала называть фаворита «дорогим мужем».
Но для Потемкина это стало своеобразной удавкой. Он начал хандрить, поскольку «всего в жизни добился и стремиться больше не к чему». Екатерина мужественно терпела его выходки, но в декабре 1775 года Григорий Александрович все-таки съехал из Зимнего дворца. Вскоре Потемкин стал генерал-губернатором Новороссии, где перед ним поставили задачу «оживить» территорию после татарских набегов.

Сердце Екатерины вскоре занял другой фаворит. Но до конца дней императрица и князь Таврический сохраняли уважение друг к другу.
Петр Первый и Александр Меншиков
Любопытно, что не всегда в Российском государстве работал схема «императрица – фаворит». Петр Первый, например, выбился из списка, максимально приблизив к себе друга и соратника. Речь идет об Александре Меншикове.
Фаворит государя родился 16 ноября 1673 года. Ничего хорошего его жизнь не предвещала, поскольку «карьера» мальчишки началась с торговли пирожками, начиненных протухшей зайчатиной. Но к концу жизни полный титул Александра Даниловича включал в себя более двадцати пунктов. А самыми необычными были «Кавалер Ордена Слона» и «Адмирал Красного флага».
Алексашку, как называли Меншикова, сначала приблизил Франц Лефорт. Затем он «перекочевал» к Петру, став его денщиком. Бывший торговец пирожками рука об руку с будущим государем трудился над «потешными» полками. А когда они повзрослели, Меншиков всегда был рядом с императором: начиная от бранных полей, заканчивая пирами.

Незаурядные умственные способности позволяли Александру Даниловичу становиться лучшим на разных поприщах. Он сумел проявить себя и как блестящий полководец, и как талантливый дипломат, и как толковый администратор, и как… гениальный казнокрад. Про него говорили, что он «сравнял свой карман с государственной казной».
Последнее, конечно, могло сильно подпортить репутацию фаворита, если бы не одно «но». Меншиков умел не менее гениально оправдываться. Это раз. Во-вторых, он не только тащил деньги из казны, но и порой брал на себя государственные расходы. Например, свои деньги он потратил на закупку для солдат Ингерманландского полка зимних головных уборов. А во время Померанской кампании кошелек Меншикова похудел на солидную сумму – порядка 50 тысяч рублей. На эти деньги он закупил палатки и провиант. Кроме этого Александр Данилович тратил свои деньги на подкупы иностранных дипломатов и чиновников, выплачивал жалования шпионам и так далее.
Петр Первый обо всем этом, конечно же, знал. Поэтому и частенько делал вид, будто не замечает руки своего фаворита в государственной казне.

Дамы и кавалеры, от которых сходили с ума наши государи, вошли в историю. А некоторые из них — и в историю русского искусства. Взглянем на самые интересные портреты возлюбленных монархов и попытаемся угадать, в чем было их обаяние.

Василий Голицын

Фаворит царевны Софьи Алексеевны — регентши Русского государства во время малолетства Ивана V и Петра I. Голицын возглавлял правительство, предводительствовал войсками и был известен как любитель европейской культуры. Какие именно отношения связывали князя его покровительницей, неизвестно. Алексей Толстой в «Петре Первом» рисует убедительную картину пылкой плотской страсти, но доказательств у него нет никаких.

Портрет Голицына кисти неизвестного художника наивен по стилю и пропорциям — в XVII веке в Русском царстве умели писать лишь такие примитивистские парсуны. Над головой князя изображен герб его рода, в руках у него зримый знак его политических успехов — текст «Вечного мира» с Речью Посполитой. На груди — награда за поход против крымского хана 1687 года. Выписать соболя и бархат художнику удалось лучше, чем передать внешность Голицына, — вряд ли он был так сгорблен. Лицо у него, кажется, привлекательное, по крайней мере бороду он, наперекор обычаю, брил, оставляя усы на польский манер. Современники его за такое франтовство осуждали.


Мария Кантемир

Мария была дочерью свергнутого правителя Молдавии, нашедшего убежище при дворе Петра Великого. Ее брат Антиох стал одним из первых поэтов Российской империи, а сама она — фавориткой императора. В 1722 году Мария оказалась беременной, причем внимание Петра Великого к ней было так велико, что некоторые придворные ожидали его развода с безродной Мартой Скавронской ради женитьбы на молдавской «принцессе», чья мать вдобавок была из византийских Кантакузенов. Но новорожденный умер, а Петр к Марии охладел. Спустя два года, узнав о романе жены с Виллимом Монсом, император снова вернулся к Марии, но через несколько месяцев скончался. Она поселилась в имении, жила в достатке, осталась незамужней и умерла в 57-летнем возрасте.

Сохранившийся портрет изображает либо Марию, либо ее сестру. Он написан Иваном Никитиным — первым русским портретистом, научившимся писать на европейский манер. Кстати, именно Петр послал его учиться в Италию. Девушка на картине Никитина одета в сдержанный наряд благородных темных цветов, украшенный драгоценностями и тонкими кружевами, которые в те времена стоили огромных денег. Мантия, отделанная горностаем, указывает на ее княжеское достоинство.


Эрнст Бирон

Мрачный фаворит Анны Иоанновны, благодаря которому в русском языке появилось слово «бироновщина», обозначающее и государственное насилие пополам с глупостью, и засилье немцев. Отношения Анны с Бироном длились много лет — бедный молодой человек стал ее секретарем, когда она была еще вдовствующей герцогиней Курляндской. Став императрицей всероссийской, Анна захватила его с собой в Петербург и обеспечила фавориту титул своего покойного мужа. После смерти покровительницы Бирон поссорился с Анной Леопольдовной, был сослан. Умер он уже при Екатерине Великой, вернувшей ему герцогство, в 82-летнем возрасте.

Картина неизвестного художника (возможно, копия работы Каравака) — самое раннее из известных изображений Бирона. Здесь он, в отличие от других своих портретов, без знаков герцогского титула (горностаевой мантии и короны на подушке). Значит, полотно относится к тому периоду, когда он уже был фаворитом Анны, но еще не стал Курляндским герцогом.


Иван Шувалов

Последний фаворит императрицы Елизаветы Петровны был младше ее на 18 лет. Шувалов обладал веселым, добрым нравом, за почестями и деньгами не гнался, в политику не лез, от графского титула отказался. Любил искусство и науки — вместе с Ломоносовым основал Московский университет и Академию художеств. После смерти императрицы жил за границей и собирал искусство.

Великий русский портретист Федор Рокотов также многим обязан Шувалову — по его приглашению он приехал в Петербург, и по устному приказу мецената его приняли в Академию художеств. Мягкая живописная манера Рокотова очень удачно подходит к кроткому характеру Шувалова. Это ранняя работа начинающего Рокотова, причем написанная не с натуры, а с вариациями скопированная с портрета Шувалова кисти Токе.


Елизавета Воронцова

Фаворитка императора Петра III, который открыто высказывал ей такое восхищение, пренебрегая своей женой Екатериной Великой, что в Петербурге совершенно серьезно ждали развода и нового брака. Это, кстати, было одним из поводов к перевороту, который возвел Екатерину II на престол. Воронцова была очень некрасива, нечистоплотна, толста, с широким лицом и оливковой кожей, покрытой рубцами после оспин. Почему Петр III высказал такой «прискорбный вкус» — непонятно. В новое царствование Воронцова вышла замуж, при дворе не появлялась и умерла в 52 года.

Портрет кисти Антропова — пример того, как историки искусства датируют картины. На груди Воронцовой изображен осыпанный бриллиантами императорский портрет — знак камер-фрейлины. Петр III пожаловал ее этим званием сразу после вступления на престол в январе 1762 года. А вот ленты ордена Святой Екатерины, которую она получила 9 июня того же года из его рук, на картине нет. Значит, Антропов писал портрет в эти полгода царствования Петра III. Картина выглядит неприглядно — во-первых, она осталась незаконченной, видимо, из-за переворота; во-вторых, она сильно пострадала от времени. Кстати, Антропов исполнял для императора и другие заказы — редкий пример интереса Петра III к россиянину, а не к иностранцу. Видимо, именно Воронцова обратила внимание императора на этого художника.


Платон Зубов

У Екатерины Великой было столько фаворитов, и все такие красавцы, что выбрать, про чей портрет писать, честное слово, трудно. Возьмем, к примеру, Платона Зубова — последнего фаворита императрицы. Ей было 60, ему 22, когда их отношения начались. Вместе они провели семь лет, до самой ее смерти, она называла его «резвушка» и осыпала бриллиантами. Придворные его ненавидели и считали посредственностью.

Портрет кисти заезжего австрийца Лампи Старшего создан примерно на четвертом году фавора Зубова. Стройный красавец в напудренном парике здесь изображен как интеллектуал и государственный деятель (за письменным столом с картой Польши, документами и чернильницей), который думает о судьбах России и днем и ночью (одет в домашний халат).


Екатерина Нелидова

Фаворитка императора Павла I, который, видимо, унаследовал от отца любовь к некрасивым женщинам: Нелидова была дурна лицом и мала ростом, хотя имела отличную осанку и красивую фигуру. Она служила фрейлиной сначала у первой супруги Павла — рано умершей великой княгини Натальи Алексеевны, затем у второй — императрицы Марии Федоровны, с которой очень подружилась. Через несколько лет Павел сменил Нелидову на Лопухину. Бывшая фаворитка осталась старой девой, жила в своей старой альма матер — Смольном институте благородных девиц, и помогала Марии Федоровне в ее благотворительных делах.

Портрет кисти Левицкого входит в знаменитую серию «Смолянки», изображающую институток в театральных костюмах. 15-летняя будущая фаворитка выступает здесь в роли субретки — кокетливой горничной из оперы Перголези. Она наряжена в театральный костюм и стоит в танцевальном па из менуэта.


Мария Нарышкина

Почти пятнадцать лет Мария Нарышкина и ее дети были второй семьей императора Александра I. Впрочем, положение фаворитки не мешало ей благодетельствовать и другим красавцам. Ее последний роман с князем Григорием Гагариным от которого, видимо, она родила мальчика, привел к окончательному разрыву императора с возлюбленной.

На портрете кисти итальянского живописца Сальватора Тончи прекрасная Нарышкина изображена по всем законам царившего тогда стиля ампир — никакой показной роскоши, позолоты, пудры. Фаворитка одета в простое белое платье по античной моде и так же просто причесана.


На этом традиция русских портретов фаворитов прерывается — император Николай I хотя и не соблюдал верность жене, своих любовниц не афишировал. При следующих императорах же появились две модные новинки — фотография и викторианская мораль. Поэтому лицо многолетней подруги Александра II светлейшей княгини Юрьевской, мы знаем по многочисленным фотографиям, а не по портретам маслом. А его сын и внук Александр III и Николай II были образцовыми супругами.

Александра Федоровна и Григорий Распутин
В 1903 году произошло событие, которое повлияло как на жизнь царской семьи, так и на всю Россию. В Санкт-Петербург приехал Григорий Распутин. Он называл себя провидцем и целителем, сумев быстро впечатлить капризных жителей столицы. Его воспринимали по-разному. Кто-то видел в нем святого, кто-то – блаженного, третьи и вовсе считали старца коварным интриганом и преступником. В любом случае, равнодушных не было.
В ноябре 1905 года состоялась встреча Распутина с царской семьей. Николай Второй об этом событии сделал такую запись: «Познакомились с человеком Божиим — Григорием из Тобольской губернии».
Вскоре старец стал лечить больного гемофилией наследника Алексея. Но, по мнению некоторых историков и исследователей (в том числе писателя Валентина Пикуля), Распутин взялся за это только ради собственной выгоды. Ничем ребенку он не мог помочь. А во время приступов, просто давал ему наркотики, облегчая страдания.
Из-за особого отношения к старцу, по Санкт-Петербургу поползли разнообразные слухи. Одни утверждали, что Распутин стал фаворитом царицы. Другие говорили, что у них роман. Да и сам «чудотворец» нет-нет, да и подливал масла в огонь, хвастаясь (особенно в состоянии алкогольного опьянения) тем, что имеет «доступ» к царице и ее дочкам. Есть в этом зерно истины или нет, сказать сложно. Вполне возможно, что это всего лишь «пьяный треп». Так сказать, мечты самого Распутина.

Но тот факт, что Григорий не стеснялся царской семьи, демонстрируя свой буйный нрав, кое о чем говорит. Например, Керенский в своих мемуарах утверждал, что однажды Распутин изнасиловал няню наследника престола. Та, конечно, рассказала о произошедшем Александре Федоровне, но… Царица неожиданно приняла сторону Распутина, заявив, что та пытается оболгать и опорочить «святого» Григория.
В 1912 году появились странные письма пикантного характера, где фигурировали и царица, и Распутин. Они вызвали бурю эмоций в Санкт-Петербурге. Но вот их достоверность весьма сомнительна. Поскольку «слил» их знакомый Григория.
Власть Распутина над царской семьей не могла длиться вечно. 17 декабря 1916 года он был убит в результате заговора.

 

Автор: Павел Жуков