Правда истории

В 2015 году Министерство обороны Российской Федерации завершило публикацию 12-ти томного фундаментального исследования Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов. Этот масштабный научный проект был реализован в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации В.В. Путина. Владимир Владимирович подписал заключительный том энциклопедии с обращением к читателям, в котором есть такие слова: “…Уверен, это масштабное востребованное временем издание внесёт свою лепту в сбережение нашей общей исторической, национальной памяти”. Таким образом – этот труд представляет собой официальный исторический документ, подписанный главой государства.

 

Среди всего прочего, в энциклопедии даются характеристики, оценки деятельности отдельных исторических фигур, в основном советских руководителей и военачальников. Хотелось бы обратить внимание на то, каким вырисовывается здесь портрет Лаврентия Павловича Берии – одной из самых талантливых, несправедливо и злонамеренно оклевётанных личностей советской истории. В этой статье мы приведём несколько довольно обширных цитат, где упоминается его имя:
 
“…В начале 1944 г., после того как Л. П. Берия был назначен административным руководителем советского атомного проекта, под его руководством состоялось первое совещание руководителей военной разведки и разведки НКВД, посвященное анализу возможностей по добыванию документальных материалов и образцов, связанных с разработкой в США атомного оружия…
…Для повышения эффективности действий советских разведслужб в области добывания сведений об атомных проектах США и Англии по указанию Л. П. Берии в НКВД был создан отдел «С», а его начальником был назначен полковник П. А. Судоплатов. Одна из основных задач этого отдела состояла в координации деятельности работы Разведуправления и НКВД по сбору информации по урановой проблеме и реализации полученных данных внутри страны”. Т.6, с.320.

“Признавая реальные возможности Л. П. Берии, непосредственно к нему как к заместителю Председателя СНК СССР нередко обращались со своими нуждами директора заводов различных наркоматов.” Т.6, с.671.

 

“В июле 1943 г. И. В. Сталин отстранил В. М. Молотова от контроля над танкостроением, поручив это важное дело Л. П. Берии. Его заместителем по контролю над выполнением решений ГКО по танковой промышленности 10 июля 1943 г. был назначен А. М. Петросянц. С конца 1944 г. Л. П. Берия по личному указанию вождя стал курировать работу по «атомному проекту», при этом с него как наркома внутренних дел никто не снимал ответственности за обеспечение внутреннего порядка в стране”. Т.11, с.95.

 

“…Их (народных комиссариатов внутренних дел и госбезопасности) место в системе государственного и военного управления СССР определялось и тем, что вся эта работа осуществлялась под непосредственным контролем И. В. Сталина и Л. П. Берии. Присущие их стилю деятельности целеустремленность, доминирование политической целесообразности над соображениями идеологического и правового порядка, жесткая требовательность и контроль исполнения, своевременное принятие необходимых организационных и правовых решений (только регулированию деятельности НКВД было посвящено 110 постановлений ГКО) способствовали тому, что цели, стоявшие перед ними в годы войны, были достигнуты.

Попытки специальных служб противника дестабилизировать обстановку в стране, используя внутренние политические и экономические проблемы СССР, а также трудности, обусловленные сложным этнокультурным и конфессиональным составом населения, наличием огромных слабо освоенных территорий, существенного результата не дали. Добиваясь отдельных успехов, в конечном счете, противоборство с аналогичными службами СССР они проиграли: советский политический режим устоял, государство не распалось даже в самые трудные для него дни, когда враг владел стратегической инициативой и победный для Советского Союза исход войны еще не был очевиден”. Т.11, с.467.

 

В 12-м томе “Итоги и уроки войны” Л.П. Берии посвящены несколько страниц, и его деятельность рассмотрена более детально:
“Накануне войны и в ее первые дни Л. П. Берия наряду с В. М. Молотовым, Н. А. Вознесенским, А. И. Микояном, С. К. Тимошенко, Г. М. Маленковым, Л. М. Кагановичем был в числе тех, кого И. В. Сталин вызывал к себе практически ежедневно, а то и по нескольку раз в день. Не случайно нарком внутренних дел оказался в сталинском кабинете и на рассвете 22 июня 1941 г., когда война с Германией из разряда гипотетической, всеми силами оттягиваемой на возможно более поздние сроки, перешла в жестокую реальность. Когда 30 июня 1941 г. был создан ГКО как чрезвычайный орган государственной власти, Л. П. Берия выступил одним из пяти высших должностных лиц, вошедших в первый состав ГКО и взявших на себя основную ответственность за управление страной в наиболее тяжелый период войны. Сразу же после учреждения ГКО между его членами было произведено распределение обязанностей. Л. П. Берия был назначен уполномоченным ГКО «по вопросам выполнения и перевыполнения планов производства всех видов вооружения»”. Т.12, с.520.

“По ходу войны отечественный военно-промышленный комплекс не только ликвидировал временное превосходство Третьего рейха в производстве вооружения и боевой техники, но и смог превзойти противника как по количеству, так и по качеству вооружения. За время войны в СССР было выпущено более 108 тыс. боевых самолетов (по сравнению с Германией больше в 1,4 раза), 104,4 тыс. танков и САУ (в 1,8 раза), около 445,7 тыс. полевых орудий калибра 76 мм и выше (в 2,2 раза) и минометов (в 5,1 раза). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1943 г. Л. П. Берии было присвоено звание Героя Социалистического Труда «за особые заслуги в области усиления производства вооружения и боеприпасов в трудных условиях военного времени»…

 

…С образованием единого Наркомата внутренних дел СССР под непосредственным руководством Л. П. Берии оказались не только охрана госграницы и поддержание в стране общественного порядка, но и стратегическая разведка, контрразведка, пресечение подрывной деятельности противника в вооруженных силах, охрана тыла действующей армии, предотвращение дезорганизации тыла страны и другие важнейшие участки”. Т.12, с.522.

“В канун 1942 г. по ходатайству наркома внутренних дел ГКО принял постановление, в соответствии с которым были учреждены специальные структуры для проверки военнослужащих Красной армии, находившихся в плену или окружении противника и задержанных при освобождении ранее оккупированных фашистами местностей. Со сборно-пересыльных пунктов, созданных в пределах армейского тыла, таких военнослужащих направляли в специальные лагеря НКВД, где особые отделы фильтровали поступивших, выявляя изменников Родины, шпионов, предателей, дезертиров. Вопреки распространяемой в последние годы недостоверной информации, подавляющая часть задержанных оказалась затем не в местах лишения свободы, а на фронте. Так, из 638 112 человек, задержанных органами НКВД в июне — декабре, 555 247 человек (87%) были направлены в военкоматы как потенциальный призывной контингент и в воинские части…
…В силу своих должностных обязанностей Л. П. Берия немало внимания уделял оперативной работе в прифронтовой полосе и глубоком тылу страны, важность которой резко возросла. Территориальные и транспортные подразделения НКВД, а также органы военной контрразведки военных округов, руководствуясь директивой СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г., организовывали охрану заводов, электростанций, мостов, линий связи, вели борьбу с дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожали вражеских шпионов и диверсантов. Еще до создания объединенного наркомата Л. П. Берия и В. Н. Меркулов 11 июля 1941 г. издали совместную директиву об усилении борьбы с боевиками, забрасываемыми вражеской авиацией в советский тыл для совершения диверсионных актов”. Т.12, с.523.

“Война подтвердила необходимость и результативность мер, предпринятых НКВД СССР под непосредственным руководством Л. П. Берии, по предотвращению проникновения в войсковой тыл и глубокий тыл страны агентов немецкой разведки, диверсантов, шпионов. О масштабах и одновременно сложности этой работы можно судить хотя бы по докладу Л. П. Берии в ГКО и ЦК ВКП(б) от 2 августа 1942 г., согласно которому чекистами к этому времени были задержаны 11 765 вражеских агентов, из них 222 парашютиста. У парашютистов было изъято 74 радиостанции, 31 из которых использована для радиоигр в целях дезинформации противника. Всего же за годы войны в советском тылу были выявлены 1854 агента парашютиста, включая 631 радиста”. Т.12, с.524.

Стараясь быть объективными, авторы энциклопедии приводят и такие слова:
“…бывший всесильный руководитель советских спецслужб оказался в центре ожесточенных общественных споров. Оценки его личности располагаются в широком диапазоне. «Наши специалисты, — вспоминал трижды Герой Социалистического Труда академик Ю. Б. Харитон, — входя в соприкосновение с ним, не могли не отметить его ум, волю и целеустремленность. Убедились, что он первоклассный организатор, умеющий доводить дело до конца. Может быть, покажется парадоксальным, но Берия, не стеснявшийся проявлять порой откровенное хамство, умел по обстоятельствам быть вежливым, тактичным и просто нормальным человеком»”.

Упоминается и участие Берии в массовых репрессиях, но с таким же успехом, в этом можно обвинить любого политического деятеля того времени – где это видано, чтобы руководитель такого масштаба, наделённый такой властью и осуществляющий такие проекты был белым и пушистым? Но в целом – картина ясна. Современная действительность требует справедливости. Пора твёрдо усвоить правду о людях, которые столько сделали для нашей страны – построили её, отвоевали, создали в реальности Государство, основанное на принципах, альтернативных животному капитализму. Нельзя столько времени поддерживать ту лживую искорёженную картину нашей истории, что нам пытаются навязать определённые категории лиц. Люди, которые руководили нашим Государством в наиболее трудные времена, сохраняли и преумножали его, достойны нашей памяти и нашей благодарности. Эта энциклопедия – огромный вклад в исправление ошибок прошлого.

 

“В канун 1942 г. по ходатайству наркома внутренних дел ГКО принял постановление, в соответствии с которым были учреждены специальные структуры для проверки военнослужащих Красной армии, находившихся в плену или окружении противника и задержанных при освобождении ранее оккупированных фашистами местностей. Со сборно-пересыльных пунктов, созданных в пределах армейского тыла, таких военнослужащих направляли в специальные лагеря НКВД, где особые отделы фильтровали поступивших, выявляя изменников Родины, шпионов, предателей, дезертиров. Вопреки распространяемой в последние годы недостоверной информации, подавляющая часть задержанных оказалась затем не в местах лишения свободы, а на фронте. Так, из 638 112 человек, задержанных органами НКВД в июне — декабре, 555 247 человек (87%) были направлены в военкоматы как потенциальный призывной контингент и в воинские части…

…В силу своих должностных обязанностей Л. П. Берия немало внимания уделял оперативной работе в прифронтовой полосе и глубоком тылу страны, важность которой резко возросла. Территориальные и транспортные подразделения НКВД, а также органы военной контрразведки военных округов, руководствуясь директивой СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г., организовывали охрану заводов, электростанций, мостов, линий связи, вели борьбу с дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожали вражеских шпионов и диверсантов. Еще до создания объединенного наркомата Л. П. Берия и В. Н. Меркулов 11 июля 1941 г. издали совместную директиву об усилении борьбы с боевиками, забрасываемыми вражеской авиацией в советский тыл для совершения диверсионных актов”. Т.12, с.523.

“Война подтвердила необходимость и результативность мер, предпринятых НКВД СССР под непосредственным руководством Л. П. Берии, по предотвращению проникновения в войсковой тыл и глубокий тыл страны агентов немецкой разведки, диверсантов, шпионов. О масштабах и одновременно сложности этой работы можно судить хотя бы по докладу Л. П. Берии в ГКО и ЦК ВКП(б) от 2 августа 1942 г., согласно которому чекистами к этому времени были задержаны 11 765 вражеских агентов, из них 222 парашютиста. У парашютистов было изъято 74 радиостанции, 31 из которых использована для радиоигр в целях дезинформации противника. Всего же за годы войны в советском тылу были выявлены 1854 агента парашютиста, включая 631 радиста”. Т.12, с.524.

Стараясь быть объективными, авторы энциклопедии приводят и такие слова:
“…бывший всесильный руководитель советских спецслужб оказался в центре ожесточенных общественных споров. Оценки его личности располагаются в широком диапазоне. «Наши специалисты, — вспоминал трижды Герой Социалистического Труда академик Ю. Б. Харитон, — входя в соприкосновение с ним, не могли не отметить его ум, волю и целеустремленность. Убедились, что он первоклассный организатор, умеющий доводить дело до конца. Может быть, покажется парадоксальным, но Берия, не стеснявшийся проявлять порой откровенное хамство, умел по обстоятельствам быть вежливым, тактичным и просто нормальным человеком»”.

Упоминается и участие Берии в массовых репрессиях, но с таким же успехом, в этом можно обвинить любого политического деятеля того времени – где это видано, чтобы руководитель такого масштаба, наделённый такой властью и осуществляющий такие проекты был белым и пушистым? Но в целом – картина ясна. Современная действительность требует справедливости. Пора твёрдо усвоить правду о людях, которые столько сделали для нашей страны – построили её, отвоевали, создали в реальности Государство, основанное на принципах, альтернативных животному капитализму.

Нельзя столько времени поддерживать ту лживую искорёженную картину нашей истории, что нам пытаются навязать определённые категории лиц.
Люди, которые руководили нашим Государством в наиболее трудные времена, сохраняли и преумножали его, достойны нашей памяти и нашей благодарности.
Эта энциклопедия – огромный вклад в исправление ошибок прошлого.