История Руси в картинах. Русь легендарная
Славяне – самая большая семья народов в Европе и одна из самых больших в Азии. Не сразу из отдельных племён сложились народы, а некоторые, в том числе и многочисленные славянские племена вообще исчезли.
Поляне, которые жили по берегам среднего течения Днепра, составили основу населения Киевской Руси. Ильменские словене были ядром Новгородской республики. Кривичи – предки смолян – были защитниками западных рубежей славянских земель. Потомки волынян и бужан, живших по берегам рек Западный Буг и Волынь, живут там и доныне. Столицей вятичей стал город Вятка. Потомки древлян живут в Полесье – украинском и белорусском…
Недавно украинские археологи провели раскопки в Коростене – так называется столица древлян Искоростень – и сделали там много важных открытий. А дреговичи, жители некогда славного Туровского княжества, менее заметны на общем славянском фоне. “Растворились” среди других славянских народов и племена радимичей, северян, уличей и тиверцев.
Виктор Васнецов Бой скифов со славянами 1881
У русских металлические шлемы и кольчуги, да и оружие выковано или обито металлом – мечи и тяжёлая булава. И ещё у русичей были красные щиты, заострённые книзу. У кочевников железных доспехов не было, да и когда им металл добывать, выплавлять и ковать, если они всё время в пути? У скотоводов и одежда по большей части была из кожи, которую они ярко окрашивали. Волосы красили хной, и все казались рыжими.
Степняки предпочитали вести бой короткими копьями с металлическими наконечниками: кололи ими врага или метали на небольшое расстояние. И, конечно, пользовались луками.
Славяне вели осёдлый образ жизни, а кочевники пасли скот и жили разбоем. Разграбят и ускачут в бескрайнюю степь.
Этот бой произошёл на границе. В стычке, судя по всему, побеждают русские воины, хотя их и меньше. На заднем плане русский воин рубит мечом щит, за которым спрятались двое. Вот-вот кожаный щит разлетится на куски. Что делать? Побыстрее бы убежать от границ Руси.
По историческим представлениям начала XX века, художник назвал кочевников скифами. Сегодня уже известно, что славяне со скифами на историческом пространстве не пересекались.
Неизвестный художник Торг у древних Славян
Удивляться такому разнообразию товаров, нарядов, языков, “валют” не приходится: через славянские земли проходило несколько важнейших торговых путей. Главный путь – “из варяг в греки”, то есть из Скандинавии в Византию. На юг ехали не только шведы, норвежцы и датчане, но и купцы из всех стран Северной Европы.
А византийские греки спешили на север. Их целью не обязательно были страны, расположенные на берегах Балтийского моря. Они могли продать свой товар славянам, купить у них шкуры диких животных, мёд, изделия кузнецов и гончаров и вернуться домой, чтобы на берегах Босфора с большой выгодой продать товары с берегов Днепра. Можно было торговать изделиями славян и в Скандинавии… Торговых людей было много, и потому купцы, несмотря на опасности, которые подстерегали их в дальних странствиях, спешили в путь.
Был и другой путь – “из варяг в персы”. Купцы плыли с севера по Волге в Каспийское море. И в обратном направлении.
Генрих Семирадский Похороны знатного руса
На берегах Волги встретил Ибн Фадлан русов, наших предков. Он описал их внешность и обычаи. Особенно подробно рассказал, как русы хоронили знатного соплеменника. Русы стрили для умершего огромную ладью, клали в неё всё, что было дорого тому в жизни, а потом поджигали ладью вместе с телом и всем добром. На вопрос Ибн Фадлана, зачем они это делают, один из русов объяснил:
“Вы, арабы, берёте умершего, самого любимого для вас человека, самого уважаемого вами, и бросаете его в землю, и съедают его прах черви, а мы сжигаем его в мгновение ока, так что он входит в рай немедленно”.
Описание древнего обряда было сделано арабским путешественником так точно и подробно, что спустя десять веков художник Генрих Ипполитович Семирадский смог его изобразить на своей картине.
Клавдий Лебедев Ночь на Ивана Купалу
Хотя праздники совпали, но не смешались в один. Сохранилось ещё много языческих поверий и обычаев. В этот праздник трав, воды и гаданий девушки плели венки и пускали их по воде: важно, чтобы венок, подхваченный течением, уплыл далеко-далеко, где его найдёт будущий жених. В ночь на Ивана Купалу прыгали через костёр, чтобы сжечь все грехи.
Люди верили, что только в эту ночь расцветает папоротник. Цветок будто бы светится в темноте. Кто сможет его найти и унести из леса, тот обретёт счастье. Цветок укажет, где зарыт клад. С цветком нужно уходить, не оглядываясь. Если оглянешься, нечистая сила выхватит ценное растение из рук, а человек окажется в темноте, в которой можно легко пропасть. Многие поверья этого праздника описаны Николаем Васильевичем Гоголем в повести “Вечер накануне Ивана Купала”.
Виктор Васнецов Варяги 1909
За братьями видны корабли, на которых они приплыли к новгородцам. В середине стоит Рюрик, справа от него – средний брат Синеус. С другой стороны от Рюрика – младший брат Трувор.
Справа стоят новгородцы – ильменские словене. У них длинные волосы и бороды, они в льняных домотканых рубахах и в подбитых мехом шубах. Они выложили дары для гостей – дорогие меха и мёд в горшках. Среди новгородцев выделяется седовласый высокий человек. Наверное, это новгородский посадник – избранный глава города. Может быть, он говорит варягам: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.
Неизвестный художник Убиение Аскольда и Дира Олегом
Бездетными умерли братья Рюрика. Оставив наследником Игоря, умер и сам князь Рюрик. Игорь был ещё мальчиком и не мог править самостоятельно, приглядывать за ним и помогать ему Рюрик попросил Олега.
В 882 году Новгородский князь Олег собрал войско и пошёл водным путём на юг, заняв Смоленск и Любеч, спустился к Киеву. Согласно летописи, Олег обвинил Аскольда и Дира в том, что власть над Киевом они присвоили незаконно, потому что не принадлежали к призванному варяжскому роду. Аскольд и Дир были убиты.
До сих пор в Киеве есть памятник – Аскольдова могила.
А в Киеве сначала правил Олег, а когда Игорь подрос, власть перешла к нему. Так возникло государство Киевская Русь.
Николай Рерих Княжья охота. Утро. 1901
Николай Рерих Княжья охота. Вечер. 1901
Первым из князей, кто упоминался как охотник, был Игорь Рюрикович. Не только воином, но и охотником был его сын Святослав. Из двенадцати сыновей Владимира Святославича двое были страстными охотниками.
Ярослав Владимирович Мудрый описал как, на кого и с чем охотился. Если восточные владыки предпочитали стрелять в жертву из лука, то русские князья встречались со зверем один на один. Один князь уравновешивал шансы на победу в борьбе со зверем с помощью меча, другой предпочитал длинные охотничьи ножи, третьи выходили на медведя или кабана с рогатиной.
Владимир Мономах не считал охоту жестокой забавой. Он писал: “Всё же то дал Бог на угоды человеком, на снедь, на веселье”. Да и живности в те времена в наших лесах и полях водилось множество, а в реках рыбы было столько, что лови, сколько хочешь, меньше её не станет.
Охота разделялась на псовую и соколиную. На картине показана псовая охота – с собаками, которые почуяли лося.
В центре картины изображён воин в латах – это Киевский князь Олег. Он наблюдает за тем, как по его приказу воин забивает гвоздь в каменную стену над арочными городскими воротами. Второй воин – он тоже поднимается по ступеням лестницы – держит красный боевой щит.
Было это в 911 году у ворот столицы Византийской империи, Константинополя, который в те времена называли Царьградом. Киевский князь Олег с дружиной отправился в боевой поход на юг. Византийский император Лев VI Мудрый приказал закрыть ворота города и цепями загородить гавань, чтобы к городу нельзя было ни подойти, ни подплыть. Олег, по преданию, приказал корабли вывести из воды, поставить их на колёса – и поднять паруса!
Подул ветер, и корабли покатились прямо к стенам города. Когда византийцы увидели корабли, они испугались невиданного зрелища, тут же предложили Олегу заключить мирный договор и выплатить дань. Князь получил по 12 гривен за корабль и уклады на русские города, в которых сидели Олеговы мужи. А для того, чтобы византийцы не забыли о своём обещании, Олег приказал прибить над входом в Царьград щит.
Виктор Васнецов
На этой картине князь Олег прощается со своим любимым конём. И конь понурил голову, и его хозяин едва сдерживает слёзы. А расставаться нужно: волхв-провидец сказал князю, что он погибнет от своего коня. Приказал Олег отвести коня на конюшню, ухаживать там за ним, кормить вдоволь, не забывать на прогулку выводить, но хозяину больше коня не показывать.
Распрощались они, и князь отправился в боевой поход на другом коне. Много лет он воевал, часто побеждал в сражениях, а когда вернулся с богатой добычей домой, то поинтересовался, жив ли его боевой товарищ. “Уже несколько лет, как умер”, - ответили конюхи.
“Обманул меня волхв, - вздохнул князь, - я мог бы ещё долго не расставаться со своим конём. Где лежат его кости?” – спросил он конюхов.
Пошёл за ними Олег и увидел белые кости. Наступил он на череп коня, а оттуда выползла ядовитая змея и ужалила Олега. Вскоре князь умер.
Свершилось предсказание волхва: Олег принял смерть от своего коня.
Виктор Васнецов Баян. Тризна. 1910
Гусляр-сказитель поёт воинам и князьям песню о славных былых временах. Такие сказители были у многих народов. Ирландцы называли их “бардами”, греки – “аэдами”. Самым известным русским сказителем был Баян (в старину – Боян). Он упомянут в “Слове о полку Игореве”, есть о нём запись и на стене Софии Киевской. А в Новгороде Великом имеется улица Бояна.
Имя этого певца происходит от слова “баять” – “сказывать”. Боянами называли когда-то выдающихся поэтов и исплнителей. Это имя распространено среди болгар и тюркских народов, предки которых были кочевниками.
Баяна в “Слове…” называют “вещим”: он и песни пел, и предвещал будущее. Но его нельзя назвать гадателем: Баян был великим наставником князей и людей из народа. Его песни призывали к объединению не только русских княжеств, но и всех славянских народов.
В Трубчевске и Новгород-Северском установлены памятники древнему сказителю.
Виктор Васнецов Гусляры 1899
Древние греки играли на кифаре, армяне наслаждаются звуками своего канона, иранцам милее сантур, финны ни на что не променяют кантеле, а литовцы – канклес…
Славяне ещё в IX веке удивляли игрою на гуслях византийских императоров. Гусли делались из долблёной сухой доски ели или клёна. Вид клёна Явор особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей – “яровчатые”. А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться “звончатыми”.
Из былин мы знаем имя гусляра и новгородского купца Садко. На гуслях играл и богатырь Добрыня Никитич. Любил ударить по струнам и разбойник Соловей Будимирович.
Но всех превзошёл лучший гусляр Киевской Руси Баян. Был он и вещим сказителем.
Василий Сазонов Первая встреча князя Игоря с Ольгой
Учёные до сих пор спорят о том, кем по происхождению была княгиня Ольга и в каком году она вышла замуж за Игоря. Некоторые исследователи утверждают, что она была княжной, возможно, скандинавского происхождения.
В 945 году, возвращаясь с полюдья в Киев, Игорь решил обложить древлян повторной данью. Сначала к князю направили послов, которые напомнили ему, что вся дань уже собрана. Когда Игорь не уступил и настаивал на повторном сборе полюдья, его схватил и жестоко казнили.
Княгиня Ольга осталась вдовой и правила страной единолично от лица малолетнего сына, Святослава Игоревича. Так она стала первой русской женщиной-правительницей. Первым делом она жестоко отплатила убийцам своего мужа, которого очень любила и сына которого, Святослава, растила.
Клавдий Лебедев
Сбор дани при князе Игоре. Крестьяне, ремесленники и охотники должны были делиться нажитым добром с князем. Продукты и изделия шли на содержание дружины, которая защищала подданных от набегов врага. Кроме того, дружинники совершали военные походы, расширяя владения князя. Крестьяне, в частности, древляне, в этих походах и сражениях не участвовали: они пахали землю и собирали урожай. Существовали нормы дани, но крестьяне зачастую утивали продукты от сборщиков дани.
После неудачного похода на Византию дружинники Игоря стали жаловаться, что они обеднели и желают отправиться за данью к древлянам.
В 945 году князь с дружиной отправился к Искоростеню, древлянской столице. Когда дань была собрана, Игорь отправил часть войска домой, а с меньшей частью решил вернуться за новой данью. Древляне, узнав об этом, сказали своему князю Малу: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит”. Мал согласился с решением подданных. После этого древляне вышли из города, остановили Игоря на дороге и расправились с князем и его воинами.
Андрей Иванов Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810
Княгиня Ольга решила отправить гонцом юношу, который знал язык печенегов. Он должен был пройти через ряды врагов, вплавь переправиться через Днепр и отыскать Претича. Княгиня сказала, что, если юноша не приведёт подмогу утром, она прикажет сдать город.
Вечером молодой киевлянин тайком выбрался из города. Он бродил от одного костра к другому и спрашивал на печенежском языке, не видел ли кто его лошадь. Воины только отмахивались – мол, сам упустил, сам и ищи. Парень добрался до воды и поплыл к противоположному берегу. Только тут печенеги догадались, что выпустили из города гонца.
Получив сообщение княгини, воевода приказал тут же выступить в поход. С восходом солнца рать уже была на другом берегу реки. Но дружина небольшая, а печенегов – целое войско. Тогда Претич велел дуть в трубы, бить в барабаны – поднять шум, чтобы печенеги решили: Святослав вернулся. Осада была снята, и горожане спасены благодаря смелости юного киевлянина, имени которого так никто и не узнал.
Иван Акимов Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев.
Великий князь Святослав – сын князя Игоря и Ольги. Сохранилось описание его внешности: “Был он среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую, и на голове один клок волос, в знак его благородства в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином”.
Был Святослав воином, ходил на болгар. Возвращение из этого похода изображено на картине. В то время, как княгиня Ольга осталась одна с внуками в Киеве, к городу подступили полчища печенегов. Но благодаря подвигу киевлянина Святослав вовремя получил известие о грозящей опасности, успел вернуться в Киев и спасти город.
Картина выполнена в академической манере. Святослав на ней похож, скорее, на римского воина, нежели на русского князя. Это легко объяснить: историческая наука в 1773 году, в котором написана эта картина, только-только обратила своё внимание на русскую историю.
Клавдий Лебедев Свидание Киевского князя Святослава с византийским императором Иваном Цимисхием.
На картине Клавдия Лебедева изображена встреча великого князя Святослава Игоревича с византийским императором Цимисхием после заключения мирного договора. По описанию историка-очевидца Льва Диакона, он приплыл на встречу с императором в лодке, причём работал веслом наравне с другими гребцами. Киевский князь был одет в простую рубаху, зато в его ухе красовалась серьга с двумя жемчужинами и рубином.
На обратном пути, уже у днепровских порогов, Святослав был убит поджидающими его в засаде печенегами.
Андрей Рябушкин Пир богатырей у ласкового князя Владимира 1888
Писатель Константин Аксаков говорил: “Великий князь Владимир, добрый и ласковый, гостеприимный и пирующий, постоянно окружённый гостями и богатырями, пришедшими со всех сторон Русской земли, соединяющий всех их около себя и всех радующий приветом и празднеством, - живо остался в памяти и песнях народных с постоянным эпитетом своим “Красное Солнце”, эпитетом, в котором выражается благотворное и вместе всерусское значение великого князя Владимира”.
К этому нужно добавить, что пир – это не только застолье, но и древний, тщательно разработанный ритуал, в котором не было мелочей. Нужно было твёрдо знать, в какие дни можно устраивать пиры, сколько они должны длиться, а главное, как правильно рассадить гостей. Хозяин должен был знать, какие кушанья и в каком порядке подавать на стол… Малейшая ошибка могла смертельно оскорбить гостя.
Ритуал русских застолий был отменён введенными Петром I ассамблеями, на которых были иные порядки, не имеющие корней в русской культуре.
Виктор Васнецов Богатыри 1898
Илья Муромец охранял границы Киевской Руси, а потом стал монахом Киево-Печерского монастыря. Потому и похоронен Илья в Ближних пещерах лавры.
О приключениях сына ростовского священника, озорного Алёши Поповича, много былин сложено.
Виктор Васнецов Витязь на распутье 1882
Художник в письме к другу сообщил, что на камне написано: “Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному. Направо ехати – женату быти; налеву ехати – богату быти”.
В этом и есть главное испытание для витязя: какую дорогу выбрать? Если жениться, ему станет не до подвигов: будет дома с любимой женой жить. Богатому тоже незачем по чистому полю на коне скакать, ему бы свои богатства подсчитывать да увеличивать. А тот, кто смерти не боится и прямо поедет, и есть настоящий витязь.
Евграф Сорокин Ян Усмовец, удерживающий быка 1849
В 992 году пришли на Русь печенеги и начали похваляться силой. Собрались перед сражением два войска: русское и печенежское. Главный печенег и говорит: пусть, мол, выйдет русский силач и померяется силой с нашим богатырём. Но никто не спешил выходить на поединок первым. Князь Владимир боялся, что придётся признать поражение. Но тут один старик сказал, что его меньшой сын так силён, что разрывает кожу быка. Решили испытать силача. Бежит зверь – вот-вот поднимет молодца на рога! В последний момент Ян отступил в сторону и схватил быка за бок одной рукой. Да так, что тот никак не мог вырваться. А когда всё же вырвался, в руке у Яна остался кусок бычьей шкуры.
Увидели это печенеги и поняли: русский богатырь сильнее их поединщика. Так и ушли в свои степи.
В том месте, где Ян показал свою силу, построили город и назвали его Переяславом. Назвали так, потому что Ян Усмовец перехватил – перенял – славу у печенежского силача.
Прошли годы, и люди стали прославлять силу Никиты Кожемяки: рассказывали и о таком же случае. Были ли это два разных человека или один, неведомо. Много было на Руси сильных богатырей.
Василий Перов Первые христиане в Киеве 1880
Как показано на картине, христиане собирались в уединённом месте, вечером, и читали Священное Писание: днём их могли заметить язычники. Но темнота на картине имеет и символическое значение – это тьма неверия в Бога. И только горящая свеча заставляет её отступить: это свет веры, который исходит не только от пламени, но и от самого Священного Писания.
Пройдёт немного времени – и в Киеве построят первый каменный православный храм, Десятинную церковь, и зажгут там свечи, рассевающие тьму неверия. Построят прекрасный Софийский собор. Будет основана Киево-Печерская лавра, в которой станут обитать монахи: иконописцы, лекари, летописцы. Но это будет потом, а пока в темноте зажигают свою свечу первые киевские христиане.
Клавдий Лебедев Убиение двух варягов 1903
Как сообщают летописи, волхвы, недовольные тем, что рядом с их кумирами живут иноверцы, натравили на них народ. Когда варяги заперлись в доме, язычники разобрали строение по брёвнышку и убили его хозяев.
Феодор и Иоанн стали первыми русскими мучениками за православную веру.
Хромолитография Нестор-летописец Виктор Васнецов Княгиня Ольга 1885-1896
Нестор – летописец, автор известной летописи “Повесть временных лет”. Из этого исторического труда мы узнаём о том, как возникло наше государство, как была крещена Русь и о других важных событиях. Он считается автором “Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба” – труда о первых русских святых, и “Жития Феодосия Печерского” – описания жизни основателя Киево-Печерской лавры, монахом которой был и Нестор.
Княгиня Ольга, вдова князя Игоря и мать князя Святослава, стала первой русской княгиней, принявшей христианство. После крещения она получила новое имя – Елена.
Княгиня Ольга умерла в 969 году. Потомки сохранили о ней добрую память: недаром древний летописец назвал её “провозвестницей христианской земли”.
Её внук, князь Владимир Святославич, по некоторым данным, в 1007 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь. Рассказывали о чудесах, которые происходили возле гробницы княгини Ольги. Многие люди исцелялись от болезней.
Серия “Русская история в картинах” будет продолжена в следующих постах – вплоть до начала XX века и вы познакомитесь с замечательными творениями русских живописцев на темы отечественной истории.