Самогон
История о крепком спиртном напитке, известным под названием «самогон».
Как самогоноварение пришло из древности.
Самогон начал свою историю с давних времен по одной легенде. В давние-давние времена на земле, где росло много ягод, наступил засушливый период. Ягоды падали с кустов, деревьев, бродили, вяли, засыхали. Вскоре пошел проливной дождь. Ямы, в которых лежали ягоды до краев наполнились водой, пузырясь, вспениваясь, вода приобрела бурый оттенок. Стояла плодово-ягодная вода долго. В эту пору в лесу проходил охотник. Ветер принес ему неимоверно вкусный запах. Хотелось пить. Он нашел место, откуда доносился аромат, зачерпнул воды в ладони и попробовал жидкость на вкус. До чего же вкусен оказался напиток. На душе у охотника повеселело, в голове стало легко, радостно. Охотник присмотрелся, по краям луж лежали сгнившие ягоды. Пил и ягодой закусывал, пока не заснул крепким сном. Так люди стали собирать плоды, оставлять их бродить, попивая брагу в своё удовольствие.
Ученые обнаружили первые письменные упоминания о самогонном аппарате. Это был Гэ Хун, великий ученый китайский алхимик IV века, которого жители страны почитают, как святого бессмертного.
Он перегонял вино и спирт 9 раз, называя алкогольную жидкость белым вином. Технология перегонки была известна ещё древним египтянам. С помощью этого способа они добывали терпентинное масло для бальзамирования мумий. Арабы и греки применяли перегонку для получения эфирных масел. Около первого тысячелетия н.э. перегонку стали применять в отношении алкогольных напитков. Записи остались от известного лекаря Арнальдо де Виланова (1245-1313гг).
Когда он впервые попробовал напиток обжигающий горло, он дал ему название «vinum ardens», что означает «горящее вино».
Из чего на Руси гнали самогон
Не просто пришлось процессу самогоноварения прижиться среди русичей. Мед, квас, берёзовый сок вроде бы безобидное питьё готовилось на Руси, нам рассказывают о трезвом образе жизни наших предков. Не тут-то было. Порою запасы сваренных напитков подвергались брожению. Алкоголь на Руси знали с древних времен, с тех самых пор, как ягоды падали с кустов и на солнце скисали, а овощи покрывались плесенью. Соберутся богатыри пировать, нальют бродильного напитка в два ковша и давай состязания устраивать. Крепость браги была приличной от 15 до 17 градусов. Кто из богатырей быстрее выпьет? Напивались до упадку. Исстари нам передалась присказка » Я на том пиру был, мёд, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало».
Самогон известен на Руси с XV века. Этот спиртной напиток всегда гнали из тех продуктов, которые можно было найти под рукой. Его вкус, цвет и качество, конечно, зависели от того, что входило в состав браги и чем потом очищался дистиллят.
Порой россияне изготавливали такую самогонку, которая по всем параметрам превосходила даже коллекционные виски.
Древний рецепт
Изобретателем самогона на Руси называют монаха Исидора, который первым начал гнать «хлебное вино» в Чудовом монастыре.
Возможно, это только легенда, ведь Исидор — реальное историческое лицо, бывший митрополит Русской православной церкви, отправленный в монастырское заключение царём Василием II Васильевичем Тёмным.
Исидор был образованным греком и вполне мог собрать аппарат для дистилляции. Упоминание же о «хлебном вине» говорит нам, что для браги монах брал рожь или пшеницу. А, может, и то и другое. Пророщенные зёрна ячменя, овса, проса, ржи, пшеницы высушивались, а потом в них добавлялась вода для получения «солодового молока».
Именно из такой, уже побродившей солодовой массы до сих пор изготавливают самые лучшие по качеству самогонные напитки. Это один из древних и верных рецептов, только возгонять надо медленно и с повторными перегонками. Скорее всего, полученный таким образом самогон Исидор продавал в качестве лекарства или использовал, что называется, в виде «жидких» денег. Известно, что из своего заключения в кремлевской келье он сбежал и сумел добраться до Рима. Но, видимо, самогонный аппарат оставил в Москве и передал братии свой рецепт «хлебного вина», так как его продолжали гнать в Чудовом монастыре. Впоследствии эта традиция прижилась и в других монастырях, уже с дозволения Иоанна Грозного. Причём всегда самогон изготавливался на основе именно хлебных зёрен.
Самогон — это крепкий напиток, который был распространен на Руси во времена правления Ивана IV Васильевича Грозного.
Именно при нем был создан первый кабак, который находился на территории Московского Кремля. Пировать в кабаке могли только опричники, именовавшиеся в народе “псы царские”. Они этим правом гордились: пьян да умен — два угодья в нем.
В то время орденов не давали, а героев награждали царским ковшом. Владелец этого ковша пил всюду бесплатно — ровно столько, сколько мог зачерпнуть с одного раза. Нашлось немало охотников, желающих забежать в “царев кабак”, чтобы приложиться к спиртному, “напитку опричников”, ведь запретный плод всегда слаще.
В России, как принято считать, водку или, точнее, ее прообраз — крепкий напиток под названием aqua vitae (аква-вита в переводе с латыни — «вода жизни») — впервые привезли генуэзцы, направлявшиеся в Литву по торговым делам. Путь их пролегал через Москву, в которой иноземцы получили аудиенцию у князя Дмитрия Ивановича Донского.
Они подарили князю сосуды с упомянутым хмельным напитком. Особого впечатления на наших предков этот продукт перегонки забродившего сока винограда не произвел.
В 1429 году аква-вита вновь была привезена в Москву иноземцами в качестве универсального лекарства. При дворе юного князя Василия II Васильевича жидкость оценили, однако ввиду ее крепости предпочитали разводить водой. Идея разведения спирта послужила толчком к производству русской водки, но уже из зерна. В стародавние времена, до появления на Руси винной регалии, винокурение было суть самогоноварение. В середине XVIII века производством водки в России занимались дворяне-землевладельцы. Императрица Екатерина II сделала винокурение исключительной привилегией дворян.
Легенда № 7. В 1765 году Екатерина II даровала дворянам (и никому более) право винокурения, причем, только для себя, и с этого момента начался золотой период русского водочного искусства.
Вот как объясняет свою мысль о связи высокого качества алкогольной продукции с полученной дворянским сословием привилегии Вильям Васильевич Похлебкин: «В 1765 году правительство Екатерины II вводит привилегию винокурения для дворянства, освобождая его от всякого налогообложения, но устанавливая размеры домашнего винокуренного производства в соответствии с рангом, должностью, званием дворянина.
Так, князья, графы, титулованное дворянство получают возможность производить больше водки, чем мелкопоместное дворянство, что, впрочем, вполне согласуется с их реальными экономическими возможностями. Вместе с тем привилегия винокурения и размеры производства тесно связаны и с чином дворянина-винокура, косвенно поощряя тем самым дворянство к государственной службе.
Самогоноварением занимались богатые люди исключительно для себя, гостей и подарков. Сама же «самогонка» была иллюстратором достатка в доме. Императорский Указ от 31 марта 1765 года разрешал изготовлять водку только дворянам, при этом они были освобождены от налогообложения. «Домашние водки», в отличие от казенных, были преимущественно ароматизированными. В трижды перегнанный спирт добавляли воду и разные растительные ароматизаторы. А затем делали еще одну, (четвертую!) перегонку.
Русский самогон первой половины XIX века часто превосходил по качеству английский виски и французский коньяк. Гнали его медленно, не доводя «гонку браги» за половину ее первоначального объема. Ради качества терялось до 95% первоначального сырья. Из 1200 литров затора, в котором было около 350 килограммов зерна и ржаного солода, около 20 килограммов дрожжей при первой взгонке выходило всего лишь около 40 литров «хлебного вина».
После очистки молоком и яичным белком и повторной взгонки выходило приблизительно 20 литров хорошего спирта. После очистки и разбавки получалось опять же не более 20–30 литров самогонной водки. Такой напиток был в буквальном смысле дороже золота.
Древнейшей единицей русских мер жидкости является ведро. Эта единица объёма была распространена с самого начала истории Руси на всей её территории и имела вариации в разных областях, которые сохранялись долгое время.
ёмкости продажи водки
Особенностью этой меры являлось то, что она была центральной единицей, отсчёт от которой шёл в обе стороны – в сторону больших объёмов, которые подразделяли на вёдра и которые отличались друг от друга различным содержанием вёдер, так что для их характеристики существовал лишь единственный способ: выразить её в ведрах, отличить их друг от друга числом вёдер.
В то же время ведро было основой, которую подразделяли на ряд более мелких единиц, особенно употребительных в быту и мелкой торговле. Эти единицы тоже можно было охарактеризовать не иначе, как сказав, какую часть ведра они составляют.
Таким образом, ведро, как единица меры жидкостей и сыпучих тел, занимало такое же положение, как позднее рубль занял в денежной системе.
Первые известные нам упоминания ведра относятся к концу Х века (996 – 997 гг.). Ведро в это время имеет объём от 12 до 14 л в разных областях. В ведрах исчисляют меры основного для этой поры алкогольного напитка – мёда. Варя медовая – в 60, 63 и 64 ведра (для разных областей).
Позднее, в XII веке, встречаются такие единицы объёма, как варя пивная (110 – 112 вёдер) и корчага (два ведра).
С 1621 года появляется новое название ведра – дворцовое ведро. Его же называют ещё питейной мерой, или московским ведром.
Московское ведро в это время является самым маленьким по объёму ведром в России – ровно 12 л, в то время как в других областях ведро всё ещё колеблется в объёме от 12,5 до 14 л. Нетрудно понять, что московское ведро как мера объёма водки не случайно было выбрано наименьших размеров: единица оставалась вроде бы старая, большая – ведро и брали за него ту же цену, но водки наливали гораздо меньше, чем, например, наливалось бы в тверское, 14-литровое ведро. С этих пор областные ведра быстро исчезают. Все области вводят у себя московское ведро.
Таким образом, без особых предписаний и нажима из центра московское ведро, или, как его ещё иногда называли, «ведро Сытного двора», где мерили водку, быстро распространилось как единая мера объёма жидкостей на всё государство. Водка быстро снивелировала русские областные меры, которые ещё долго бы держались, если бы дело касалось лишь воды и даже зерна, гороха, молока, ягод, яблок и других продуктов, где русская торговая практика выработала привычку отмеривать сыпучие и жидкие объёмы «с походом», не особенно чинясь из-за лишнего килограмма, особенно при оптовой торговле.
С XVI века ведро делится на более мелкие меры.
С 1531 года в ведре – 10 стоп, или 100 чарок. Градация, как видим, типично винно-водочная, хотя речь идёт ещё не о московском питейном ведре, а о ведре обычном.
Чарка – 143,5 г (т.е. около 150 г) – московская «норма» единовременного «приёма» водки. (Сравните распространённое выражение «поднести чарку», «выпил чарку», «чарка водки», «гостю налил чарочку, а сам выпил парочку».)
К началу XX века чарка несколько изменила свой объём – 123 мл, то есть была приравнена ближе к 100 г водки.
Стопа - около 1,5 л, то есть 10 чарок.
Наряду с чаркой в XVII – XVIII веках существовали и другие меры.
Ковш – 3 чарки, или около 0,4 – 0,5 л.
Позднее, в XIX веке, эта мера превратилась в бутыль.
Бутыль, или водочная бутыль, – 0,61 л. В одном ведре умещалось 20 бутылей. Это число сохранилось и до наших дней — современный ящик вмещает именно 20 бутылок.
В то же время существовавшая в царской России винная бутыль для виноградного вина равнялась 0,768 л.
Как видим, стремление государства сэкономить на продаже водки, его политика увеличить свой доход от водочной монополии приводят к сокращению мер объёма жидкостей при сохранении ими прежних названий.
В XVIII веке вместо стопы была введена западноевропейская мера – штоф.
Штоф (от нем. Stof) -1,23 л. Штоф делили на 10 чарок. Фактически штоф соответствовал старой русской мере – кружке (1,2 л), а полуштоф – обычной бутыли в 0,61 л.
Кроме этих основных мер, в монастырях для вина употребляли ещё такую меру, как красовул.
Красовул – 200-250 мл в разных областях. Красовул, следовательно, соответствовал современному стакану и, в отличие от чарки, служил мерой для церковного, виноградного вина. Но нередко монахи за неимением запрещённых в монастырском обиходе чарок пили водку... красовулами.
Из старинных русских мер долгое время, вплоть до XX века, сохранялась и четверть.
Четверть - (3,25-3 л), то есть бутыль, составляющая четверть ведра. В некоторых областях, где такая четверть имела несколько больший объём – 3,5 л, её называли «гусь».
Для различения от названия домашней птицы эта мера была женского рода.
(«Вся водка раскуплена, – сказал целовальник, – осталась одна гусь».)
Только с начала XIX века, и особенно после Отечественной войны 1812 года, остаются три основные меры объёма водки для оптовой торговли: указная бочка (30 вёдер), винная «беременная» бочка (10 вёдер) и водочный бочонок (5 вёдер).
В розничной же продаже вплоть до 1896 года преобладает ведро (на вынос) и чарка (распивочно).
В конце XIX века, примерно с середины 80-х годов, водку начинают продавать и фасовать в России в бутылях по 0,61 и 1,228 л.
Современные же бутыли по 0,5 и 1 л появились в конце 20-х годов нашего века.
В каждом большом дворянском поместье были свои тайны самогоноварения, винокурение XVIII–XIX веков было именным и не носило коммерческого характера.
Монополия на изготовление и продажу алкоголя
В начале XVI столетия «горящее вино» повезли не в Россию, а из нее. Это был первый опыт русского водочного экспорта. В конце XV века великий князь Московский и «государь Всея Руси» Иван III ввел государственную монополию на производство и продажу водки.
Возникшая в то время винная монополия (с тех пор живет в русском языке слово «монополька», обозначающее «винный кабак») была фактически отменена только в 1992 г., когда государство, наконец, отказалось от преследования граждан за изготовление спиртных напитков.
В такой живучести государственных монополий нет ничего удивительного. Они служили одним из главных источников доходов государства, которое продавало «монопольные» товары по резко завышенным ценам.
Например, затраты на производство водки в дореволюционной России составляли около 200 млн. руб. в год, а население уплачивало за нее 900 млн. руб. Разница в размере 700 млн. руб. составляла монопольную прибыль царского правительства, покрывая до 30% всех его расходов. Известна история о том, что, когда знаменитый реформатор отечественной экономики граф Сергей Юльевич Витте обнаружил большую нехватку средств в бюджете Российской империи, он быстро организовал строительство полутора сотен винных заводов и подчинил их… Министерству финансов, благодаря чему винные доходы попадали прямо в казну.
Производство алкоголя на Руси в домашних условиях
Первый русский термин, определяющий процесс производства алкогольных напитков в домашних условиях появился только во времена кабака (шинка, корчмы), когда производство водки стало либо государственной регалией, либо было сосредоточено в руках дворцовой знати. Корчажничать значило варить пиво, мед или брагу дома не на продажу, а для себя. Понятие корчмство возникло как альтернатива другому термину, шинкарству — продавать водку и другие алкогольные напитки на розлив (чарками) в питейном доме. Шинкарить — быть хозяином шинка. Выпьем чарочку за шинкарочку. Поэтому трактовка термина корчажить — продавать алкогольные напитки в корчме, не правильна.
Иван Иванович СОКОЛОВ (1823-1918) — Возле шинка
Водка
На первом месте по популярности использования, для получения самогона, является обычный сахар или сельскохозяйственные продукты, содержащие сахар, такие как ягоды, фрукты, в том числе и виноград, сахарная свекла, сахарный тростник и т. п. Вторым по популярности, но первым по значимости, является крахмал и различные крахмалосодержащие продукты. При этом в процессе изготовления браги необходимо выполнить осахаривание крахмала с помощью солода. Для превращения крахмала в сахар наши предки научились осахаривать его при помощи ферментов, содержащихся в проросшем зерне (диастаза). Так появилась водка в России и других странах. В тех странах, где в изобилии были продукты, содержащие сахар, научились вырабатывать крепкие алкогольные напитки из сахаросодержащего растительного сырья. К таким напиткам относится ром из сахарного тростника, коньяк и чача — из ягод винограда, кальвадос — из яблочного сока, тутовка — из ягод шелковицы, сливовица — из слив, арака — из молочных продуктов, араки — из фиников, пейсиховка — из изюма, пулька — из сока плодов кактуса.
Историческая справка
Хлебное вино или полугар – старорусский напиток (дистиллят), изготавливаемый на территории Руси и Российской Империи. Чаще всего упоминания об этом напитке встречаются в период с 15 века и по сей день, но точных данных о начале производства никто не знает.
Технология производства
Хлебное вино получали методом двойной отгонки зерновой браги и разбавлением полученного продукта до крепости от 38.8 до 48 % об. спирта. В некоторых рецептурах предусматривали различную очистку: молоком, углем и т.д. Сырьем для приготовления полугара служили злаковые культуры: ячмень, овес, пшеница, рожь. Выбор того или иного сырья зависел от географического расположения винокурни, но чаще всего это были рожь или ячмень.
В качестве дрожжей использовалась опара — смесь муки, воды и дрожжей. В то время хозяйки использовали ее для приготовления хлеба. Понятие “дрожжи” и их действие было открыто позднее. Схема приготовления браги была довольно простой. Зерно вымачивали и проращивали, после чего измельчали, смешивали с водой и полученную смесь нагревали до 60-70 градусов. Получившийся затор остужали до 30 градусов и затем вносили опару. Начиналось брожение. После того, как бражка полностью отбродила, ее заливали в перегонные кубы и делали двойную дистилляцию. Сначала получали спирт-сырец, а затем из него делали спирт крепостью 60-75% об. Спирт, полученный после второй дистилляции, разбавляли водой до необходимой крепости, проводили очистку и давали Хлебному вину отдохнуть. Конечно, напиток, получаемый в те времена, существенно отличался от того, что делают в настоящее время.
Меры предосторожности
Не забываем также, что любой алкогольный напиток приносит определённый вред человеческому организму.
Вред самогона более очевиден, нежели его польза. В результате прогонки спиртосодержащей массы образуется сивушное масло (ядовитая примесь, которая в свою очередь вызывает различные судороги), амиловый спирт (угнетает деятельность головного мозга) и многие другие ядовитые вещества. Особо хотим подчеркнуть, что самогон наносит немалый вред слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта, в результате которого оболочка истончается и может привести к желудочным кровотечениям или язве.
Но нет худа и без добра. Некоторые любители самогона утверждают, что есть реальная польза от самогона, приготовленный по старинным семейным традициям и рецептам. Всего каких-то 40-50 грамм самогонной водки поможет избежать различных простудных заболеваний. Также в медицине существует большое количество рецептов компрессоров из самогона и растираний при болях в суставах, простудных заболеваний, повышенной температуре.
За всю свою долгую историю, самогон изготавливается многими способами. До наших дней остался так называемый «домашний самогон» изготовляемый на самодельном самогонном аппарате. Также есть и промышленное производство этого крепкого напитка, но считается, что самогон заводского изготовления не сравниться по качеству производства и вкусу с домашними вариантами!
Уважаемые читатели, обращаем Ваше внимание на то что сайт не пропагандирует употребление алкогольных напитков !