ЭСМ УРО " Д. Кук " у берегов Сирии
Американский эсминец “ Дональд Кук “
В этой истории много неясных моментов. Американская сторона подробностей разглашать не желает. Командование российской морской авиации тоже скромно хранит молчание после краткого информационного сообщения, переданного в День Космонавтики 2014 года. Однако и скупых данных хватило для того, чтобы американский эсминец «Дональд Кук» прославился на весь мир. Корабль этот довольно новый, оснащен всем необходимым, и несмотря на то что размеры его не рекордные, мог символизировать военно-морскую мощь США, для чего и был послан в Черное море. Как говорят в таких случаях работники цирка, номер не удался.
Захватывающий сюжет
В апреле вблизи российских границ начала разворачиваться драма, получившая название антитеррористической операции, на деле же ставшая настоящей гражданской войной. После удавшегося государственного переворота против мятежных восточных областей новые украинские власти направили регулярные войска с артиллерией, танками, тактическими баллистическими ракетами и всем прочим оружием, изначально изготовленным для борьбы с сильным и опасным внешним агрессором. Крыму удалось избежать печальной участи жертвы, население полуострова проголосовало за независимость и присоединение к России. В самый разгар этой кипящей сумятицы, сопровождающейся кровопролитием, в Черное море вошел эсминец США «Дональд Кук». Остается лишь догадываться об истинной цели этого визита, но к определенным выводам можно прийти, разобравшись с боевыми возможностями этого корабля. Серия «Арли Берк» и ее 25-й экземпляр У американцев свои национальные герои, и они называют в честь них тот или иной крейсер, фрегат или эсминец. Дональд Гилберт Кук, капитан корпуса морской пехоты США, воевал во Вьетнаме и умер от болезни (малярии), находясь в плену.
Даже на родине этого героя нет единого мнения по поводу того, насколько эта война была справедливой. Неизвестны также подвиги, если таковые имели место, совершенные Куком до его пленения. Впрочем, так ли это уж важно? Капитан сражался за свою страну там, куда его послали, и умер в 1967 году. В честь него и была названа 25-я по счету единица самой массовой послевоенной серии американских боевых кораблей. Всего же предполагается, что число близнецов этого эсминца превысит цифру 60.
Проект «Арли Берк» показался руководству Пентагона настолько удачным, что на него возлагались большие надежды. В 1983 году, когда закладывался головной корабль серии, он впечатлял своими обводами, примененными при строительстве технологиями и даже внешним видом.
Эсминец класса «поверхность-берег»
Любая флотская серия состоит из кораблей, похожих внешне, отличающихся друг от друга тем сильнее, чем позже сошла со стапелей та или иная единица. Эсминец «Дональд Кук» спущен на воду в 1997 году, принят в боевой состав флота через 15 месяцев. Этот корабль нельзя назвать устаревшим, он имеет мощное ракетное вооружение, оснащен самыми передовыми электронными средствами, защищен от разнообразных возможных поражающих факторов и почти не виден на радарах. Однако у эсминца есть некоторые особенности, обусловленные характером специфических огневых возможностей. Дело в том, что его бортовые противокорабельные системы представлены очень скромно. Четырех крылатых ракет типа «Гарпун» (дозвуковых и небольших) явно недостаточно для ведения серьезного морского боя против сильного врага.
ТТХ “ Гарпун “
|
A/U/RGM-84A и В |
A/U/RGM-84C и О |
A/U/RGM-84D2 |
/U/RGM-84E |
Длина ракеты, м: |
4,57 |
4,57 |
5,18 |
5,23 |
без ускорителя |
3,84 |
3,84 |
4,44 |
4,49 |
Диаметр ракеты, м |
0,34 |
0,34 |
0,34 |
0,34 |
Размах крыла, м |
0,91 |
0,91 |
0,91 |
0,91 |
Стартовая масса, кг |
667 |
667 |
742 |
765 |
Масса боевой части, кг |
225 |
225 |
235 |
225 |
Дальность полета, км |
120 |
150 |
280 |
150 |
минимальная |
13 |
13 |
- |
- |
Скорость полета на |
0,85 |
0,85 |
0,85 |
0,85 |
Система наведения: |
Инерциальная |
Инерциальная |
Инерциальная |
Инерциальная |
на конечном участке |
Активная- |
Активная- |
Активная- |
Тепловизионная, |
Иными словами, эсминец ВМС США «Дональд Кук» предназначен для нанесения ударов по береговым целям в условиях полного господства и отсутствия сопротивления со стороны вражеского флота. Для этого у него есть «Томагавки» (по числу ячеек под палубой КР может быть до 90 штук).
ТТХ различных модификаций КР «Томагавк»:
Дальность стрельбы, км: |
|
при пуске с надводного корабля |
2500 |
при пуске с подлодки |
900 |
Максимальная скорость полета, км/час |
1200 |
Средняя скорость полета, км/час |
885 |
Длина, м |
6,25 |
Диаметр корпуса ракеты, м |
0,53 |
Размах крыльев, м |
2,62 |
Стартовая масса, кг: |
|
BGM-109A |
1450 |
BGM-109С/D |
1500 |
Боевая часть: |
|
BGM-109A |
ядерная |
BGM-109С |
полубронебойная — 120кг |
BGM-109D |
кассетная — 120кг |
О системе «Иджис»
Но не только для стрельбы по городам и береговым позициям создавался этот корабль, обошедшийся военному бюджету в миллиард (по ценам второй половины 90-х). Главная доля этой астрономической суммы приходится на новейшую электронику, интегрированную в конструкцию корпуса и надстроек. Многогранная угловатая рубка не просто служит обшивкой помещений, на ее наклонных плоскостях смонтированы антенны излучателей и приемников радарных сигналов. Они чутко следят за сотнями возможных целей, и, передавая информацию в вычислительный управляющий комплекс, обеспечивают безопасное выполнение боевой задачи. Системе «Иджис» подчиняются пятьдесят зенитных ракет, способных поражать МБР в ближнем космосе. Американский эсминец «Дональд Кук», по замыслу, является мобильным элементом глобальной системы ПРО, проводящим разведку и в автоматическом режиме, подобно роботу, вырабатывающим решения стратегического уровня.
Помимо неподвижных относительно корпуса антенн, на корабле есть и еще одна РЛС AN/SPY-1, выполняющая многие функции, от обнаружения низколетящих объектов до наблюдения за спутниками-шпионами.
Эсминец как судно
Есть смысл остановиться на вопросе о том, что представляет собой в судоходном смысле эсминец ВМС США «Дональд Кук». Характеристики корабля не являются уникальными, но они хороши. При полном водоизмещении в 8,9 тыс. тонн он имеет длину в 153 метра, ширину 20 м и осадку 9,4 м. Для изготовления подводной части корпуса применены немагнитные высокопрочные магниево-алюминиевых сплавы, что увеличивает противоторпедную стойкость и снижает заметность для вражеских систем обнаружения. Силовая часть, нагруженная на два винта, состоит из двух газовых турбин LM2500-30 фирмы Дженерал Электрик общей мощностью 108 тыс. л. с. Максимальный ход - 32 узла, автономность 4400 миль (при крейсерском ходе 20 узлов). Экипаж состоит из 337 членов команды, из которых офицеров 23. Кубрики и боевые посты защищены прочными и легкими кевларовыми панелями, что тоже стало революционным решением. Особого восхищения достойны винты. Эти движители, как правило, выдают корабль своим шумом, образующимся в результате кавитационных процессов, и акустические станции подводных лодок легко могут определить тип движущегося объекта, его скорость и расстояние до него. Каждая лопасть винтов «Кука» снабжена особой трубчатой системой, нагнетающей воздух на окончания кромок. В результате образуется пузырьковое облако, искажающее звуковой «портрет» корабля и поглощающее шумы. Насколько оправданы средства, затраченные на разработку и изготовление этой сложной системы, неизвестно, ведь эсминец может быть обнаружен и многими другими средствами оповещения.
Эсминец УРО «Дональд Кук» |
|
USS Donald Cook (DDG-75) |
|
Служба: |
США |
Класс и тип судна |
Эсминец УРО (Эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием) |
Порт приписки |
ВМБ Норфолк |
Организация |
ВМС США |
Изготовитель |
Bath Iron Works |
Заказан к постройке |
19 января 1993 |
Строительство начато |
9 июля 1996 |
Спущен на воду |
3 мая 1997 |
Введён в эксплуатацию |
21 августа 1998 |
Статус |
в строю |
Основные характеристики |
|
Водоизмещение |
6783 длинных тонны, 8915 длинных тонн (полное) |
Длина |
153,92 м. (наибольшая), 142, 3 м (по ватерлинии) |
Ширина |
20, 1 м., 18,0 м (по ватерлинии) |
Осадка |
9,4 м (с ГАС)., 7,3 м (без ГАС) |
Бронирование |
нет |
Двигатели |
4 газотурбинные установки General Electric LM2500-30 |
Мощность |
108000 л. с. |
Движитель |
2 |
Скорость хода |
32 узла (максимальная) |
Дальность плавания |
4400 миль на 20 узлах. |
Экипаж |
337 человек (в том числе 23 офицера) |
Вооружение |
|
Тактическое ударное вооружение |
2 ПУ системы «Иджис» на 29 (носовая) и 61 (кормовая) ячейку для ракет соответственно. В различной комбинации могут вооружатся: КР «Томагавк» Tomahawk, ЗУР RIM-66 SM-2 «Стандарт-2», ПЛУР RUM-139 ASROC |
Артиллерия |
1*1 127 мм. АУ Mark 45. Mod. 3/54 кал., 600 снарядов |
Зенитная артиллерия |
2 6-ствольных 20 мм. ЗАУ «Фаланкс» |
Ракетное вооружение |
2*4 ПКР Harpoon |
Противолодочное вооружение |
ПЛУР RUM-139 ASROC |
Минно-торпедное вооружение |
2*3 324 мм. ТА Mk. 32 (торпеды Mk.46 и Mk.50) |
Авиационная группа |
1 вертолёт SH-60 LAMPS, ангар отсутствует |
Система ПТО и ПВО
Кораблю в море грозят многие неприятности. В случае войны противник проявляет настойчивое желание пустить его на дно, и делает для этого все, что может. Он ставит мины, иногда снабженные приборами кратности (если известно, каким по счету будет следовать самый важный корабль противника), они снабжены взрывателями разных типов. Кроме этого, в ход идут торпеды, ракеты, и, конечно же, авиация. На верфях «Bath Iron Works» позаботились о том, чтобы обезопасить от всех этих напастей эсминец ВМС США «Дональд Кук». Вооружение его включает противолодочные ракето-торпеды ASROC-VL, зенитные ракеты «Стендард-2» для перехвата целей на больших дистанциях, зенитные УР ESSM, бьющие по подкравшемуся противнику и даже заатмосферные перехватчики SM-3.
старт “ Asroc-VL “
Тактико-технические характеристики “ Asroc-VL “
Дальность стрельбы максимальная ,м |
14000 |
Дальность стрельбы минимальная ,м |
900 |
Длина ракеты, м |
4.85 |
Диаметр корпуса ракеты, м |
0.422 |
Размах крыльев, м |
0.683 |
Стартовая масса ,кг |
633.15 |
Скорость полета ,м/с |
Сверхзвуковая |
погрузка “ Стандард-2 “ в шахту корабля
Лётно-технические характеристики ЗУР "СТАНДАРТ"
Характеристики |
RIM-66B |
RIM-66C |
RIM-67A |
RIM-67B |
AGM-78 |
RGM-66 |
Год принятии на вооружения |
1969 |
1983 |
1968 |
1984 |
1968 |
1970 |
Дальность стрельбы, км: |
|
|
|
|
|
|
максимальная |
40 |
70 |
70 |
125 |
100 |
35 |
минимальная |
3 |
3 |
6,5 |
6,5 |
3 |
3 |
Высота поражения целей, км: максимальная |
20 |
22 |
22 |
24 |
|
|
минимальная |
0,015 |
0,005 |
0,015 |
0,015 |
- |
- |
Стартовая масса, кг |
640 |
650 |
1360 |
1500 |
700 |
650 |
Длина, м |
4,5 |
4,5 |
8,1 |
8,0 |
4,6 |
4,5 |
Диаметр ракеты, см |
34,3 |
34,3 |
34,3 |
34,3 |
30,5 |
34,3 |
Диаметр ускорителя, см |
- |
- |
46 |
46 |
- |
- |
Размах, см: |
|
|
|
|
|
|
крыльев |
61 |
61 |
61 |
61 |
61 |
61 |
рулей |
106 |
110 |
108< |
157 |
110 |
110 |
Максимальная скорость, м/с |
750 |
1000 |
1050 |
1050 |
1000 |
750 |
Боевая часть: |
|
|
|
|
|
|
тип |
Стерж-невая |
Осколочно-фугасная |
Стерж-невая |
Осколочно-фугасная |
Осколочно-фугасная |
Осколочно-фугасная |
масса, кг |
61 |
61 |
61 |
61 |
150 |
150 |
пуск “ EESM “
- Модификация: RIM-162A
- Стартовая масса: 280 кг
- Длина ракеты: 3,66 м
- Диаметр: 0,254 м
- Дальность действия: ~ 50 км
- Двигательная установка: РДТТ Mk.143 Mod.0
- Скорость полёта: более 4 М
- Располагаемая перегрузка: 50 g
- Боевая часть: осколочно-фугасная
- Масса БЧ: 39 кг
- Пусковая установка: вертикальная ПУ Mk.41 VLS кораблей системы AEGIS
- Количество ракет на ПУ — 4 на одну ячейку
старт “ SM-3 “
ТТХ “ SM-3 “
Кол-во ступеней |
3 |
Длина |
6.55 м (включая разгонный блок) |
Размах крыльев |
1,57 м |
Диаметр |
0,343 м |
Вес |
1500 кг |
Скорость |
7,88 Маха или 9600км/ч |
Потолок |
160(250) км |
Диапазон стрельбы |
500 км |
Разгонный блок |
United Techologies MK 72 (твердое топливо) |
Маршевый дв-ль |
Atlantic Research Corp. MK 104 (твердое топливо, двухрежимный) |
Дв-ль 3ей ступени |
Alliant Techsystem MK 136 (твердое топливо) |
Боевая часть |
Кинетическая ГСН |
Система наведения |
GPS / INS / полуактивная радиолокационная головка самонаведения |
Устраняя пробел в противокорабельном классе, конструкторы планируют оснастить корабль перспективным комплексом LRASM. В общем, оружия много. Но оно оказалось бесполезным даже во время учебного налета не самого современного бомбардировщика Су-24.
Тактико-технические характеристики Су-24М
Экипаж Су-24
- 2 человека
Размеры Су-24
- Длина: 24,594 м (с ПВД)
- Размах крыла при угле стреловидности χ=16°: 17,638 м
- Размах крыла при угле стреловидности χ=69°: 10,366 м
- Высота: 6,193 м
- Площадь крыла при угле стреловидности χ=16°: 55,16 м²
- Площадь крыла при угле стреловидности χ=69°: 51 м²
- Угол стреловидности по передней кромке: 16°/ 35°/ 45°/ 69°
- Поперечное V крыла: −4,5°
- База шасси: 8,51 м
- Колея шасси: 3,31 м
Вес Су-24
- Масса пустого: 22300 кг
- Масса снаряжённого: 23700 кг
- Нормальная взлётная масса: 33500 кг
- Максимальная взлётная масса: 39700 кг
- Нормальная посадочная масса: 24500 кг
- Максимальная посадочная масса: 28000 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 9800 кг
- Объём топливных баков: 11860 л
Двигатель Су-24
- Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З
- Бесфорсажная тяга: 2 × 7800 кгс (76,5 кН)
- Форсажная тяга: 2 × 11200 кгс (110 кН)
Скорость Су-24
- Максимальная скорость на высоте 200 м: 1320 км/ч (без подвесок)
- Максимальная скорость на большой высоте: 1600 км/ч (М=1,35)
- Скорость отрыва: 360—400 км/ч
- Посадочная скорость: 285—310 км/ч
Боевой радиус Су-24
- 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и нормальной боевой нагрузкой)
Перегоночная дальность Су-24
- 2850 км (с ПТБ)
Практический потолок Су-24
- 17000 м
Длина разбега Су-24
- 1150—1250 м (при нормальной взлётной массе)
Длина пробега Су-24
- 950—1000 м (при нормальной взлётной массе и с тормозным парашютом)
Максимальная перегрузка Су-24
+6,5G
- Нагрузка на крыло: 607 кг/м² (при нормальной взлётной массе при χ=16°)
- Тяговооружённость: 0,67 / 0,56 (при нормальной/максимальной взлётной массе на форсаже)
Вооружение Су-24
- Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.
- Боевая нагрузка: 7500 кг (максимальная), 8 узлов подвески вооружения
Управляемые ракеты Су-24
- ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)
- ракеты «воздух-земля»: 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23; 3 × Х-29Л/Т или Х-59; 6 × С-25Л; 2 × Х-58
Неуправляемые ракеты Су-24
- 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
- 120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М или
- 30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или
- 4 × 240 мм С-24 или
- 6 × 266 мм С-25
Бомбы Су-24
- 3 × 1500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.) или
- 7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) или
- 10 × 500 кг (ФАБ-500М-62, РБК-500) или
- 16 ФАБ-250М-62 "или" РБК-250 или 30 × 250 кг ФАБ-250М-54 или
- 38 × 100 кг (ОФАБ-100) или
- 7 × контейнеров КМГУ-2
- Пушечные контейнеры: 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 снарядами
- Подвесной контейнер «Фантасмагория» для целеуказания ракетам Х-58
Эсминец «Дональд Кук» ослеп.
Боевой путь и опыт
С момента спуска на воду корабль без дела не стоял. Сначала он базировался в Норфолке, с 2012 года его приписали к испанскому порту Рота, где дислоцируется база ВМС США.
В 2000 году во время событий в Адене эсминец «Дональд Кук» оказал помощь другому кораблю, «Коулу», протараненному катером с террористами-смертниками. Первый залп «Томагавков» по Ираку в 2003 году произвел все тот же «Кук». Он бывал во многих дальних походах, бороздил моря по всему свету, участвовал в учениях, в том числе международных. Экипаж корабля демонстрировал хорошую выучку и слаженность, высокую квалификацию и определенную смелость, проявленную во время выполнения заданий.
Хроника событий
Скупые факты описывают хронологию всего периода нахождения эсминца в Черном море в 2014 году. Босфор корабль миновал 10 апреля, в День освобождения Одессы от немецко-румынских захватчиков. В течение примерно двух суток соединение, в которое помимо «Кука», входили морской разведчик «Дюпюи-де-Лом», спасатель «Ализе» и эсминец «Дюплекс» французских ВМС, совершало различные маневры на относительно небольшом расстоянии от Севастополя.
12 апреля на экранах радаров появился приближающийся самолет, держащий курс прямо на «Дональд Кук». Эсминец «Су» заметил (даже определил тип самолета, и то, что он не вооружен), и на корабле была объявлена учебно-боевая тревога. Дальнейшие события некоторое время оставались загадкой.
Бегство
Чиновники Пентагона выразили крайнее возмущение действиями российских летчиков. Они характеризовали их как непрофессиональные и враждебные. Заявление было эмоциональным и жестким, но между его строк читалась растерянность. Ставший вдруг знаменитым эсминец «Дональд Кук», фото которого публиковали с издевательскими комментариями многие средства информации во всем мире, ошвартовался в румынском порту Констанца, а 27 деморализованных членов его команды изъявили желание подать в отставку.
Виной всему – российский самолет, якобы нарушивший все мыслимые нормы международного права.
Конвенция Монтре
Одним из международных морских договоров, на которые ссылалась американская сторона, называется конвенцией Монтре. Согласно ей в Черном море военные корабли стран, не имеющих здесь собственной акватории, могут находиться не более 21 дня, а их общий тоннаж не может превышать 30 тыс. т на каждую страну. Эсминец «Дональд Кук» действительно не нарушал этой конвенции, однако незадолго до описываемых событий другой корабль ВМС США, «Тейлор» несколько подзадержался, якобы ремонтируя винты. Целью последнего визита «Кука» явно была «демонстрация флага», но кроме этого, перед экипажем, скорее всего, ставилась еще одна, секретная задача. А вдруг война? Связь присутствия международной эскадры вблизи российских берегов и украинскими событиями, в общем-то, никем не оспаривалась и не отрицалась. По мере развития конфликта опасность перехода его в военную стадию возрастала. Не строя иллюзий по поводу возможностей Вооруженных Сил Украины, американская сторона могла рассматривать вероятность оказания им помощи в виде развединформации без вовлечения своей армии в возможную полномасштабную войну. Сбором подобных сведений, вероятно, и собирался заняться эсминец ВМС США «Дональд Кук». Параметры оборонительных систем, дислокация средств ПВО, узлов связи и прочих важных элементов военной структуры Черноморского Флота могли представлять интерес для генштаба ВСУ, которому эта информация была бы незамедлительно передана в случае войны.
Так что же случилось?
В сущности, с американским эсминцем ничего страшного не произошло. Он благополучно ушел из негостеприимного района черноморской акватории. Запланированный визит в Одессу не состоялся по причине глубокой моральной травмы, испытанной экипажем. Причина этой досады – компактный комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибины», закрепленный на консоли ничем более не вооруженной бомбардировщика Су-24, дюжину раз прошедшего над кораблем на предельно малой высоте.
Контейнер КРЭП “Хибины” (Л175В). Длина контейнера 4950 мм. Масса 300 кг. Потребляемая мощность 3,6 кВт
Основные способы работы
- задержка обнаружения самолёта-носителя КРЭП как объекта атаки для противника;
— маскировка истинного объекта на фоне ложных;
— затруднение измерения дальности до объекта, его скорости и углового положения;
— ухудшение характеристик режима сопровождения «на проходе» при сканировании луча антенны БРЛС;
— увеличение времени и затруднение захвата объекта при переходе в режим непрерывной радиопеленгации.Так как сигнал, излучаемый «Регатой» будет более мощным, чем отраженный самолетом сигнал РЛС, то приемник противника примет и обработает более четкий и качественный из двух сигналов. Правда, несущий несколько отличные от истинных сведения о дальности, скорости, высоте, угловой скорости и координатах самолета.
Результатом станет наводка ракет ПВО противника на некую фантомную цель, местонахождение которой будет на достаточном удалении от самолета. Это называется «постановкой уводящих помех».
Постановка уводящих или имитирующих помех может предельно затруднить получение РЛС противника сведений о реальном положении самолета.
5. Контейнеры групповой защиты.
ТТХ комплекса:
Длина контейнера: 4950 мм
Диаметр контейнера: 350 мм
Масса контейнера: 300 кг
Область покрытия в задней и передней полусферах: сектор +-45 градусов
Диапазон рабочих частот аппаратуры радиотехнической разведки: 1,2...40 ГГц
Диапазон рабочих частот аппаратуры постановки активных помех: 4...18 ГГц
Диапазон рабочих частот контейнеров активных помех групповой защиты: 1...4 ГГц
Потребляемая мощность: 3 600 Вт
Видимо, не столько его брюхо с масляными потеками так расстроило команду «Кука», как осознание своей уязвимости и даже беспомощности. Казалось бы, вот он – вероятный противник, и действует он в учебном режиме.
Так учись же, отрабатывай приемы пользования своей ПВО! Но система вышла из строя. Временно. Русские даже ничего не испортили, хотя могли. Улетел самолет, и «Иджис» вновь запустилась.
Итоги и выводы
Суть претензий Пентагона к российской авиации, в общем и целом, сводилась к тому, что наши летчики проявили некую неучтивость. Что же, возможно определенная нетерпимость действительно имела место. Столь же невежливо в 1988 году советские моряки таранили эсминец ВМС США «Кэрон», пытавшийся войти в территориальные воды СССР. Крым, действительно, давно привлекает иностранные эскадры, норовящие посетить полуостров не всегда с дружественными намерениями. Что же касается эсминца «Дональд Кук», то недооценивать его боевые возможности все равно не стоит. Это – современный и серьезно вооруженный корабль, прошедший в 2012 году модернизацию. Вполне возможно, ему предстоит теперь еще одна.
Небезызвестный нам по пролёту над ним в Чёрном море эсминец США «Дональд Кук» приближается к нашим базам в Латакии и Тартусе. Якобы к нему должен подойти второй. Но скорее его не будет — этот эсминец по сути «тестер», он же жертва в новой масштабной провокации США.
Итак, этот корабль в сотне или уже меньше километров от берега. Предположим, что он внезапно начинает выпускать ракеты по всему, до чего только дотянется. По нашим кораблям, по базе в Тартусе, а может по Хмеймиму, по взлетающим с базы самолётам. Что предпримут наши военные?
Предположим, «Дональда Кука» утопят. Это в общем-то легко — как сообщил во вторник министр обороны РФ Сергей Шойгу, комплексы «Бастион» прикрывают морскую группировку Вооруженных Сил РФ возле берегов Сирии. Дивизион БРК Бастион (он есть в Сирии уже с 2016 года) это 4 самоходные пусковые установки К-340П с двумя транспортно-пусковыми стаканами для ракет “ Оникс “ каждая. При этом одного “ Оникса “ хватит, чтобы утопить даже ракетный крейсер «Тикондерогу», не то что этого жалкого Кука.
Конструкция - сверхзвуковая крылатая ракета нормальной аэродинамической схемы с лобовым воздухозаборником с центральным телом.
Система управления и наведение - инерциальная система управления с БЦВМ и радиовысотомером, с радиолокационной активно-пассивной ГСН.
Дальность обнаружения цели ГСН в активном режиме - 50 км (по одним данным)
Дальность обнаружения цели класса "крейсер" ГСН в активном режиме - 75-77 км
Дальность обнаружения цели ГСН в активном режиме минимальная - 1 км
Сектор обнаружения ГСН - +-45 градусов
После обнаружения и захвата цели ГСН ракеты, ГСН выключается и ракета "ныряет" под нижнюю границу зоны ПВО цели и управляется инерциально. После выхода за линию радиогоризонта СПУ вновь включается ГСН. Распределение целей происходит на первом этапе работы ГСН (на высоте). При групповом старте ПКР на первом этапе группа ракет перераспределяет цели по определенному алгоритму, исключая возможность поражения одной цели несколькими ракетами (если это не главная цель). Ракеты запрограммированы на совершение противоракетных маневров. В память бортовой БЦВМ заложены электронные "портреты" основных кораблей потенциальных противников и логика определения построения корабельных ордеров для выбора главной цели.
Двигатель:
- стартовый РДТТ - размещен в сопле маршевого двигателя.
Масса РДТТ - около 500 кг
- маршевый ПВРД 3Д55 - разработан филиалом №2 НПО "Машиностроение".
Тяга - 4000 кг
Масса сухая - 200 кг
Топливо - керосин Т-6
ТТХ ракеты и комплекса:
Длина ТПК - 8900 мм
Диаметр ТПК - 710-720 мм
Размах крыла - 1700 мм
Масса ракеты - 3000 кг
Масса ракеты с ТПК - 3900 кг
Масса БЧ:
- 200 кг (в рекламном буклете)
- 250 кг
Дальность действия:
- на малой высоте - 120 км
- при полете по смешанному профилю - 300 км
Удаление СПУ от береговой черты максимальное - 200 км
Скорость полета:
- 750 м/с (2.5 М, на высоте 14000м)
- 680 м/с (2 М, на малой высоте)
- 2.5-2.8 М / до 3500 км/ч (BrahMos)
Скорость к моменту окончания работы стартового РДТТ - 2 М
Высота полета по смешанному профилю - до 14000 м
Высота полета на конечном этапе:
- 5-15 м (видимо "Оникс")
- 10-15 м (видимо "Яхонт")
Максимальный угол атаки при маневрировании - до 15 град.
Батарея комплексов может обеспечить защиту побережья на протяженности более 600 км.
Ракета может использовать несколько профилей полета:
- Lo-Hi-Lo (смешанный профиль) - после старта ракета набирает высоту 14000 м м перед поражением цели снижается до высоты 5-15 м.
- Lo-Lo-Lo (низковысотный профиль) - высота полета - несколько десятков метров, скорость ниже, дальность меньше.
Время между стартами двух ракет с одной СПУ - 2.5 с
Время средств комплекса в боевую готовность из походного положения - менее 5 мин
Время автономного боевого дежурства без вспомогательных средств - 24 часа (30 суток с МОБД, до 5 суток по данным рекламного буклета)
Назначенный срок службы - 10 лет
Гарантированный срок хранения в ТПК - 10 лет (7 лет по др.данным)
Межрегламентный период в ТПК - 3 года
Максимальный боекомплект комплекса:
- подвижный вариант - 24 ПКР (12 СПУ по 2 ПКР)
- стационарный вариант - 36 ПКР
Тип БЧ - проникающая (кумулятивная ?)