История России. Часть V
История России. Часть V
Великая Отечественная война
Подписание договора о ненападении с фашистской Германией лишь ненадолго оттянуло начало войны. 22 июня 1941 г., собрав колоссальную армию вторжения — 190 дивизий, Германия и ее союзники без объявления войны обрушились на Советский Союз.
СССР не был готов к войне. Медленно устранялись просчеты войны с Финляндией. Серьезный ущерб армии и стране был нанесен сталинскими репрессиями 30-х годов. Не лучше дело обстояло и с техническим обеспечением. Несмотря на то, что советская инженерная мысль создала много образцов совершенной военной техники, в действующую армию ее было направлено мало, а массовое ее изготовление только налаживалось.
Лето и осень 1941 г. были наиболее критическими для Советского Союза. Фашистские войска вторглись в глубину от 800 до 1200 километров, блокировали Ленинград, подошли на опасно близкое расстояние к Москве, оккупировали большую часть Донбасса и Крым, Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, почти всю Украину и ряд областей РСФСР. Погибло множество людей, целиком была разрушена инфраструктура многих городов и населенных пунктов. Однако врагу противостояли мужество и крепость духа народа и приводимые в действие материальные возможности страны. Повсеместно развертывалось массовое движение сопротивления: в тылу врага создавались партизанские отряды, а позже — даже целые соединения.
Обескровив германские войска в тяжелых оборонительных сражениях, советские войска в битве под Москвой перешли в начале декабря 1941 г. в наступление, которое продолжалось на некоторых направлениях до апреля 1942 г. Это развеяло миф о непобедимости врага. Резко возрос международный авторитет СССР.
1 октября 1941 г. в Москве завершилась конференция представителей СССР, США и Великобритании, на которой были заложены основы создания антигитлеровской коалиции. Были подписаны соглашения о поставках военной помощи. А уже 1 января 1942 г. 26 государств подписали Декларацию Объединенных Наций. Была создана антигитлеровская коалиция, и ее руководители решали вопросы ведения войны и демократического устройства послевоенного устройства на совместных конференциях в Тегеране в 1943 г., а также в Ялте и Потсдаме в 1945 г.
В начале — середине 1942 г. для Красной армии вновь сложилось очень тяжелое положение. Используя отсутствие второго фронта в Западной Европе, германское командование сосредоточило против СССР максимум сил. Успехи германских войск в начале наступления явились результатом недооценки их сил и возможностей, следствием попытки неудачного наступления советских войск под Харьковом и грубых просчетов командования. Фашисты рвались на Кавказ и к Волге. 19 ноября 1942 г. советские войска, остановившие в Сталинграде ценой колоссальных потерь врага, перешли в контрнаступление, которое завершилось окружением и полной ликвидацией более чем 330-тысячной группировки противника.
Однако коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны наступил только в 1943 г. Одним из главных событий этого года стала победа советских войск в битве под Курском. Это было одно из самых крупных сражений войны. Только в одном танковом сражении в районе Прохоровки противник потерял 400 танков и более 10 тысяч человек убитыми. Германия и ее союзники вынуждены были от активных действий перейти к обороне.
В 1944 г. на советско-германском фронте была проведена наступательная Белорусская операция, носившая кодовое название «Багратион». В результате ее осуществления советские войска вышли к своей прежней государственной границе. Враг не только был изгнан из страны, но и началось освобождение из нацистской неволи стран Восточной и Центральной Европы. А б июня 1944 г. высадившиеся в Нормандии союзники открыли второй фронт.
В Европе зимой 1944-1945 гг. в ходе Арденнской операции гитлеровские войска нанесли серьезное поражение союзникам. Ситуация принимала катастрофический характер, и выйти из тяжелого положения им помогла Советская армия, которая начала масштабную Берлинскую операцию. В апреле-мае эта операция была завершена, и наши войска штурмом овладели столицей фашистской Германии. На реке Эльбе произошла историческая встреча союзников. Германское командование было вынуждено капитулировать. В ходе своих наступательных операций Советская армия внесла решающий вклад в освобождение оккупированных стран от фашистского режима. А 8 и 9 мая в большинстве стран Европы и в Советском Союзе стали отмечаться как День Победы.
Однако война еще не была закончена. В ночь на 9 августа 1945 г. СССР, верный своим союзническим обязательствам, вступил в войну с Японией. Наступление в Маньчжурии против японской Квантунской армии и ее разгром вынудили японское правительство признать окончательное поражение. 2 сентября был подписан акт о капитуляции Японии. Так после долгих шести лет вторая мировая война была окончена. 20 октября 1945 г. начался судебный процесс в немецком городе Нюрнберге против главных военных преступников.
Советский тыл в годы войны
В самом начале Великой Отечественной войны фашистам удалось оккупировать развитые в промышленном и сельскохозяйственном отношении районы страны, являвшиеся основной ее военно-промышленной и продуктовой базой. Однако советская экономика смогла не только выдержать чрезвычайное напряжение, но и одержать победу над экономикой врага. В небывало короткие сроки экономика Советского Союза перестроилась на военный лад и превратилась в четко отлаженное военное хозяйство.
Уже в первые дни войны значительное количество промышленных предприятий из прифронтовых территорий было подготовлено к эвакуации в восточные районы страны, чтобы создать главный арсенал для нужд фронта. Эвакуация проводилась в исключительно сжатые сроки, нередко под обстрелом врага и под ударами его авиации. Самая главная сила, позволившая в короткие сроки восстановить на новых местах эвакуированные предприятия, построить новые промышленные мощности и начать выпуск продукции, предназначенной для фронта, — это самоотверженный труд советского народа, давший беспрецедентные образцы трудового героизма.
В середине 1942 г. СССР располагал быстро растущей военной экономикой, способной обеспечить все нужды фронта. За годы войны в СССР добыча железной руды выросла на 130%, производство чугуна — почти на 160%, стали — на 145%. В связи с потерей Донбасса и выходом врага к нефтеносным источникам Кавказа были предприняты энергичные меры по увеличению добычи угля, нефти и других видов топлива в восточных районах страны. С большим напряжением работала легкая промышленность, сумевшая после трудного для всего народного хозяйства страны 1942 г. в следующем, 1943 г., выполнить план снабжения воюющей армии всем необходимым. Транспорт также работал с предельной нагрузкой. С 1942 по 1945 гг. грузооборот только железнодорожного транспорта увеличился почти в полтора раза.
Военная промышленность СССР с каждым военным годом давала все больше стрелкового, артиллерийского вооружения, танков, самолетов, боеприпасов. Благодаря самоотверженной работе тружеников тыла к концу 1943 г. Красная армия по всем боевым средствам уже превосходила фашистскую. Все это стало результатом упорного единоборства двух разных экономических систем и усилий всего советского народа.
Значение и цена победы советского народа над фашизмом
Именно Советский Союз, его сражающаяся армия и народ стали главной силой, преградившей путь германскому фашизму к мировому господству. На советско-германском фронте было уничтожено свыше 600 фашистских дивизий, армия врага потеряла здесь три четверти своей авиации, значительную часть танков и артиллерии.
Советский Союз оказал решающую помощь народам Европы в их борьбе за национальную независимость. В результате победы над фашизмом решительно изменилось соотношение сил в мире. Значительно вырос авторитет Советского Союза на международной арене. В странах Восточной Европы власть перешла к правительствам народной демократии, система социализма вышла за рамки одной страны. Была ликвидирована экономическая и политическая изоляция СССР. Советский Союз превратился в великую мировую державу. Это стало главной причиной становления новой геополитической ситуации в мире, характеризовавшейся в будущем противостоянием двух различных систем — социалистической и капиталистической.
Война с фашизмом принесла нашей стране неисчислимые потери и разрушения. Почти 27 миллионов советских людей погибли, из них более 10 миллионов — на полях сражений. Около 6 млн. наших соотечественников оказались в фашистском плену, 4 млн. из них погибли. В тылу врага погибло почти 4 млн. партизан и подпольщиков. Горе безвозвратных потерь пришло почти в каждую советскую семью.
За годы войны были полностью разрушены более 1700 городов и около 70 тыс. сел и деревень. Почти 25 млн. человек потеряли крышу над головой. Такие крупные города, как Ленинград, Киев, Харьков и другие, подверглись значительному разрушению, а некоторые из них, например Минск, Сталинград, Ростов-на-Дону, полностью лежали в руинах.
Подлинно трагическая ситуация сложилась в деревне. Около 100 тыс. колхозов и совхозов были разрушены захватчиками. Посевные площади значительно сократились. Пострадало животноводство. По своей технической вооруженности сельское хозяйство страны оказалось отброшено на уровень первой половины 30-х годов. Страна потеряла примерно треть своего национального богатства. Урон, причиненный войной Советскому Союзу, превысил потери в период Второй мировой войны всех других европейских стран вместе взятых.
Восстановление хозяйства СССР в послевоенные годы
Основными задачами четвертого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1946-1950 гг.) было восстановление разрушенных и опустошенных войной районов страны, достижение довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства. На первых порах советский народ столкнулся с огромными трудностями в этой области — нехваткой продуктов питания, сложностями восстановления сельского хозяйства, усугубившимися сильным неурожаем 1946 г., проблемами перевода промышленности на мирные рельсы, массовой демобилизацией армии. Все это не позволило советскому руководству вплоть до конца 1947 г. осуществлять контроль над экономикой страны.
Однако уже в 1948 г. объем промышленного производства все же превысил довоенный уровень. Еще в 1946 г. был перекрыт уровень 1940 г. по производству электроэнергии, в 1947 г. — угля, в следующем 1948 г. — стали и цемента. К 1950 г. значительная часть показателей четвертой пятилетки была реализована. На западе страны были введены в действие почти 3200 промышленных предприятий. Главный упор, таким образом, был сделан, как и в ходе довоенных пятилеток, на развитие промышленности, и прежде всего — тяжелой.
Советскому Союзу не приходилось рассчитывать на помощь своих бывших западных союзников в деле восстановления своего промышленного и сельскохозяйственного потенциала. Поэтому только собственные внутренние ресурсы и упорный труд всего народа стали главными источниками восстановления хозяйства страны. Росли массированные вложения в промышленность. Их объем значительно превышал те инвестиции, которые направлялись в народное хозяйство в 30-е годы в период первых пятилеток.
При всем пристальном внимании к тяжелой промышленности ситуация в сельском хозяйстве пока не улучшилась. Более того, можно говорить о его затяжном кризисе в послевоенный период. Упадок сельского хозяйства заставил руководство страны обратиться к проверенным еще в 30-е годы методам, касавшимся прежде всего восстановления и укрепления колхозов. Руководство требовало выполнения любой ценой планов, которые исходили не из возможностей колхозов, а из потребностей государства. Контроль над сельским хозяйством вновь резко усилился. Крестьянство находилось под тяжелым налоговым гнетом. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию были очень низки, за свой труд в колхозах крестьяне получали очень мало. По-прежнему они были лишены паспортов и свободы передвижения.
И все же к концу четвертой пятилетки тяжелые последствия войны в области сельского хозяйства были частично преодолены. Несмотря на это, сельское хозяйство по-прежнему оставалось своеобразной «болевой точкой» всей экономики страны и требовало коренной реорганизации, на которую, к сожалению, в послевоенной период не было ни средств, ни сил.
Внешняя политика в послевоенные годы (1945-1953 гг.)
Победа СССР в Великой Отечественной войне привела к серьезному изменению соотношения сил на международной арене. СССР приобрел значительные территории как на Западе (часть Восточной Пруссии, закарпатские области и др.), так и на Востоке (Южный Сахалин, Курилы). Выросло влияние Советского Союза в Восточной Европе. Сразу же после завершения войны здесь в ряде стран (Польша, Венгрия, Чехословакия и др.) при поддержке СССР были образованы коммунистические правительства. В Китае в 1949 г. произошла революция, в результате которой к власти также пришел коммунистический режим.
Все это не могло не привести к конфронтации бывших союзников по антигитлеровской коалиции. В условиях жесткого противостояния и соперничества двух различных общественно-политических и экономических систем — социалистической и капиталистической, названного «холодной войной», правительство СССР прикладывало огромные усилия в проведении своей политики и идеологии в тех государствах Западной Европы и Азии, которые оно считало объектами своего влияния. Раскол Германии на два государства — ФРГ и ГДР, Берлинский кризис 1949 г. обозначили окончательный разрыв между бывшими союзниками и разделение Европы на два враждебных лагеря.
После образования военно-политического союза
Североатлантического договора (НАТО) в 1949 г. стала складываться единая линия в экономических и политических взаимоотношениях СССР и стран народной демократии. В этих целях создается Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), который координировал экономические отношения стран социализма, а для укрепления их обороноспособности в 1955 г. образовался и их военный блок (Организация Варшавского договора) в виде противовеса НАТО.
После лишения США монополии на ядерное оружие, в 1953 г. Советский Союз первым испытал термоядерную (водородную) бомбу.
Начался процесс быстрого создания в обеих странах — Советском Союзе и США — все новых и новых носителей ядерного оружия и более современных вооружений — т.н. гонка вооружений.
Так возникло глобальное соперничество СССР и США. Этот тяжелейший период в истории современного человечества, получивший название «холодной войны», показал, как две противоположные политические и общественно-экономические системы боролись за преобладание и влияние в мире и готовились к новой, теперь уже всеуничтожающей войне. Это раскололо мир на две части. Теперь все стало рассматриваться через призму жесткого противостояния и соперничества.
Советский Союз в 50-е годы
Смерть И.В. Сталина стала рубежным этапом в развитии нашей страны.
Тоталитарная система, созданная в 30-х годах, которая характеризовалась чертами государственно-административного социализма с господством партийно-государственной номенклатуры во всех его звеньях, к началу 50-х годов уже себя исчерпала. Требовалось ее радикальное изменение. Процесс десталинизации, начатый в 1953 г., развивался очень сложно и противоречиво. В конце концов он привел к приходу к власти Никиты Сергеевича Хрущева, ставшего в сентябре 1953 г. фактическим главой страны.
Его стремление к отказу от прежних репрессивных методов руководства завоевало симпатии многих честных коммунистов и большинства советского народа. На XX съезде КПСС, состоявшемся в феврале 1956 г., острой критике подверглась политика сталинизма. Доклад Хрущева делегатам съезда, позже, в более мягких выражениях, опубликованный в прессе, вскрыл те извращения идеалов социализма, которые допустил Сталин за почти тридцать лет своего диктаторского правления.
Процесс десталинизации советского общества был весьма непоследователен. Он не затрагивал сущностных аспектов становления и развития тоталитарного режима в нашей стране. Сам Н.С. Хрущев являлся типичным продуктом этого режима, лишь осознавшим потенциальную неспособность прежнего руководства сохранить его в неизменной форме. Его попытки демократизации страны были обречены на неуспех, так как в любом случае реальная деятельность по осуществлению изменений как политической, так и экономической линии СССР ложилась на плечи прежнего государственного и партийного аппарата, не желавшего каких-либо радикальных перемен.
При этом, однако, многие жертвы сталинских репрессий были реабилитированы, некоторые народы страны, репрессированные режимом Сталина, получили возможность вернуться на прежние места проживания. Была восстановлена их автономия. Наиболее одиозные представители карательных органов страны были устранены от власти. В отчетном докладе Н.С. Хрущева XX съезду партии подтверждался прежний политический курс страны, направленный на поиски возможностей мирного сосуществования стран с различным политическим устройством, на разрядку международной напряженности. Характерно, что в нем уже были признаны различные пути построения социалистического общества.
Факт публичного осуждения сталинского произвола оказал огромное влияние на жизнь всего советского народа. Перемены в жизни страны привели к расшатыванию системы государственного, казарменного социализма, построенной в СССР. Тотальный контроль властей над всеми областями жизни населения Советского Союза уходил в прошлое. Именно эти, уже неконтролируемые властями изменения прежней политической системы общества вызывали у них стремление усилить авторитет партии. В 1959 г. на XXI съезде КПСС всему советскому народу было заявлено, что социализм одержал в СССР полную и окончательную победу. Констатация того, что наша страна вступила в период «развернутого строительства коммунистического общества», было подтверждено принятием новой программы КПСС, в которой детально излагались задачи построения основ коммунизма в Советском Союзе уже к началу 80-х годов нашего столетия.
Крах хрущевского руководства. Возвращение к системе тоталитарного социализма
Н.С. Хрущев, как любой реформатор сложившейся в СССР социально-политической системы, был весьма уязвим. Ему приходилось изменять ее, опираясь на ее же собственные ресурсы. Поэтому многочисленные, не всегда продуманные реформаторские начинания этого типичного представителя административно-командной системы не могли в значительной степени не только ее изменить, но даже и расшатать. Все его попытки «очистить социализм» от последствий сталинизма оказались неуспешными. Обеспечив возвращение власти к партийным структурам, вернув партийно-государственной номенклатуре ее значимость и избавив ее от потенциальных репрессий, Н.С. Хрущев выполнил свою историческую миссию.
Обострившиеся продовольственные трудности начала 60-х годов если не превратили все население страны в недовольных действиями ранее энергичного реформатора, то по крайней мере определили безразличие к его дальнейшей судьбе. Поэтому смещение Хрущева в октябре 1964 г. с поста руководителя страны силами высших представителей советской партийно-государственной номенклатуры прошло вполне спокойно и без эксцессов.
Нарастание трудностей социально-экономического развития страны
В конце 60-х — в 70-е годы происходит постепенное сползание экономики СССР к застою практически всех ее отраслей. Было очевидно неуклонное снижение основных экономических ее показателей. Особенно неблагоприятным выглядело экономическое развитие СССР на фоне мировой экономики, которая в это время значительно прогрессировала. Советская экономика по-прежнему осуществляла воспроизводство своих индустриальных структур с упором на традиционные отрасли, в частности на экспорт топливно-энергетических ресурсов. Это безусловно наносило значительный ущерб развитию наукоемких технологий и сложной техники, доля которых значительно сократилась.
Экстенсивный характер развития советской экономики значительно ограничивал решение задач социального характера, связанных с концентрацией средств в тяжелой промышленности и военно-промышленном комплексе, социальная сфера жизни населения нашей страны в период застоя оказалась вне поля зрения правительства. Страна постепенно погружалась в тяжелый кризис, и все попытки избежать его успеха не имели.
Попытка ускорения социально-экономического развития страны
Уже к концу 70-х годов для части советского руководства и миллионов советских граждан стала очевидной невозможность сохранения без изменений существовавших в стране порядков. Последние годы правления Леонида Ильича Брежнева, пришедшего к власти после смещения Н.С. Хрущева, проходили на фоне кризиса экономической и социальной сфер в стране, роста апатии и безразличия народа, деформированной морали власть предержащих.
Война в Афганистане 1979-1989 гг.
15 мая 1988 года начался вывод советских войск с территории Афганистана. Операцией руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал‑лейтенант Борис Громов. Советские войска находились на территории страны с 25 декабря 1979 года; они действовали на стороне правительства Демократической Республики Афганистан.
Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС. Официальной целью ввода было предотвращение угрозы иностранного военного вмешательства. В качестве формального основания Политбюро ЦК КПСС использовало неоднократные просьбы руководства Афганистана.
Ограниченный контингент советских войск (ОКСВ) оказался непосредственно втянут в разгоравшуюся в Афганистане гражданскую войну и стал ее активным участником.
В конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан (ДРА) с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) - с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран-членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы.
25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в ДРА по трем направлениям: Кушка‑Шинданд‑Кандагар, Термез‑Кундуз‑Кабул, Хорог‑Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар.
В состав советского контингента входили: управление 40‑й армии с частями обеспечения и обслуживания, четыре дивизии, пять отдельных бригад, четыре отдельных полка, четыре полка боевой авиации, три вертолетных полка, одна трубопроводная бригада, одна бригада материального обеспечения и некоторые другие части и учреждения.
Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 года, то есть 2.238 дней.
Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.
1‑й этап: декабрь 1979 г. ‑ февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.
2‑й этап: март 1980 г. ‑ апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.
3‑й этап: май 1985 г. ‑ декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из‑за рубежа. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.
4‑й этап: январь 1987 г. ‑ февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.
14 апреля 1988 года при посредничестве ООН в Швейцарии министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана подписаны Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Советский Союз обязался вывести свой контингент в 9‑месячный срок, начиная с 15 мая; США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов.
В соответствии с соглашениями вывод советских войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года. 15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40‑й армии руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал‑лейтенант Борис Всеволодович Громов.
Потери:
По уточнённым данным, всего в войне Советская Армия потеряла 14 тысяч 427 человек, КГБ - 576 человек, МВД - 28 человек погибшими и пропавшими без вести. Ранения и контузии получили более 53 тысяч человек.
Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек.
Явственно ощущались симптомы загнивания во всех областях жизни. Некоторые попытки поисков выхода из сложившегося положения были предприняты новым руководителем страны — Юрием Владимировичем Андроповым.
Хотя он и являлся типичным представителем и искренним сторонником прежней системы, тем не менее некоторыми его решениями и действиями уже были поколеблены ранее непререкаемые идеологические догматы, не позволявшие его предшественникам осуществить хотя и теоретически оправданные, но практически проваленные реформаторские попытки.
Новое руководство страны, полагаясь в основном на жесткие административные меры, попыталось сделать ставку на наведение порядка и дисциплины в стране, на искоренение коррупции, поразившей к этому времени все уровни власти. Это дало временный успех — несколько улучшились экономические показатели развития страны. Из состава руководства партии и правительства были выведены некоторые наиболее одиозные функционеры, против многих руководителей, занимавших высокие посты, были заведены уголовные дела.
Смена политического руководства после смерти Юрия Владимировича Андропова в 1984 г. показала, насколько велика власть номенклатуры. Новый генеральный секретарь ЦК КПСС, смертельно больной Константин Устинович Черненко, как бы олицетворял собой ту систему, которую пытался реформировать его предшественник.
Страна по-прежнему развивалась как бы по инерции, народ безразлично наблюдал за попытками Черненко вернуть СССР к брежневским порядкам. Были свернуты многочисленные начинания Андропова по оживлению экономики, обновлению и чистке руководящих кадров.
В марте 1985 г. к руководству страны пришел Михаил Сергеевич Горбачев, представитель относительно молодого и амбициозного крыла партийного руководства страны.
По его инициативе в апреле 1985 г. был провозглашен новый стратегический курс развития страны, ориентированный на ускорение ее социально-экономического развития на основе научно-технического прогресса, технического перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора». Его реализация на первых порах смогла несколько улучшить экономические показатели развития СССР.
В феврале-марте 1986 г. состоялся XXVII съезд советских коммунистов, число которых к этому времени составило 19 млн. человек. На съезде, проходившем в традиционной парадной обстановке, была принята новая редакция программы партии, из которой были удалены несбывшиеся задания по построению основ коммунистического общества в СССР к 1980 г. Вместо этого провозглашался курс на «совершенствование» социализма, определялись вопросы демократизации советского общества, системы выборов, намечались планы решения жилищной проблемы к 2000 году. Именно на этом съезде был выдвинут курс на перестройку всех сторон жизни советского общества, однако конкретные механизмы его реализации пока еще не были выработаны, и она воспринималась как обычный идеологический лозунг.
Крах перестройки. Распад СССР
Курс на перестройку, провозглашенный горбачевским руководством, сопровождался лозунгами ускорения экономического развития страны и гласности, свободы слова в области общественной жизни населения СССР. Экономическая свобода деятельности предприятий, расширение их самостоятельности и возрождение частного сектора обернулись для большинства населения страны ростом цен, дефицитом основных товаров и падением уровня жизни. Политика гласности, на первых порах воспринимавшаяся как здравая критика всех негативных явлений советского общества, привела к неуправляемому процессу очернения всего прошлого страны, возникновению новых идеологических и политических течений и партий, альтернативных курсу КПСС.
Вместе с этим Советский Союз радикально меняет свою внешнюю политику — теперь она была направлена на смягчение напряженности между Западом и Востоком, урегулирование региональных войн и конфликтов, расширение экономических и политических связей со всеми государствами. Советский Союз прекратил войну в Афганистане, улучшил отношения с Китаем, США, содействовал объединению Германии и т.д.
Разложение административно-командной системы, порожденное перестроечными процессами в СССР, упразднение прежних рычагов управления страной и ее экономикой значительно ухудшило жизнь советских людей и радикальным образом повлияло на дальнейшее ухудшение экономического положения. В союзных республиках нарастали центробежные тенденции. Москва уже не могла жестко контролировать ситуацию в стране. Рыночные реформы, провозглашенные в ряде решений руководства страной, не могли быть поняты простыми людьми, так как они еще больше ухудшали и без того низкий уровень благосостояния народа. Усилилась инфляция, росли цены на «черном рынке», не хватало товаров и продуктов. Частыми явлениями стали забастовки трудящихся, межнациональные конфликты. В этих условиях представители прежней партийно-государственной номенклатуры предприняли попытку государственного переворота — смещения Горбачева с поста президента разваливавшегося Советского Союза. Провал путча августа 1991 года показал невозможность реанимирования прежней политической системы. Сам факт попытки государственного переворота стал результатом непоследовательной и непродуманной политики Горбачева, ведущей страну к краху. В дни, последовавшие за путчем, многие бывшие союзные республики заявили о своей полной независимости, а три прибалтийские республики добились и ее признания со стороны СССР. Деятельность КПСС была приостановлена. Горбачев, потерявший все рычаги управления страной и авторитет партийного и государственного лидера, оставил пост президента СССР.
Россия на переломе
Распад Советского Союза привел к тому, что в декабре 1991 года американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне». Российская Федерация, ставшая правопреемницей бывшего СССР, унаследовала все трудности в экономике, социальной жизни и политических взаимоотношениях бывшей мировой державы. Президент России Борис Николаевич Ельцин, с трудом лавирующий между различными политическими течениями и партиями страны, сделал ставку на группу реформаторов, взявших жесткий курс на проведение рыночных реформ в стране.
Первая Чеченская война
В августе-сентябре 1991 года в Чечено-Ингушской республике был свергнут Верховный Совет, поддерживавший ГКЧП, проведены независимые выборы, на которых президентом Чечни был избран генерал Джохар Мусаевич Дудаев.
Он отказался подписать Федеративный договор с Россией, потребовал независимости, а в ответ на угрозы силового подчинения начал собирать армию. Россия отказалась уладить конфликт путем мирных переговоров и решила провести «маленькую победоносную войну», которая отвлекла бы внимание общества от экономических и социальных проблем внутри страны.
27 ноября 1994 года начался штурм Грозного. Вошедшие в город российские танки были уничтожены чеченскими гранатометчиками, а русские солдаты взяты в плен. Начало Русско-чеченской войны оказалось совсем не таким, как этого ожидали в Кремле. Правительство разделилось на две группы. «Группу войны» возглавлял генерал П.С. Грачев ( Паша- мерседес ) , он утверждал, что проблему можно решить одним парашютно-десантным полком за два часа. «Группу мира» составляли замминистра обороны генерал Б. Громов, командующий сухопутными войсками генерал Э. Воробьев. Они выступили против ввода войск в Чечню и отказались участвовать в операциях.
Победу одержала «группа войны». 29 ноября 1994 года Совет безопасности РФ принял решение о необходимости насильственного разоружения «незаконных бандформирований» и «наведения конституционного порядка». 20 декабря 1994 года русские война были уже у границ Чечни и готовились к второму штурму Грозного.
Чеченцы не собирались просто так сдаваться. Только к концу января 1995 года, с большими потерями, российские войска заняли Грозный, а к лету 1995 года заставили чеченцев уйти в горы.
Российское правительство все еще не шло на переговоры. 14 июня 1995 года отряд Шамиль Салманович Басаева захватил больницу в городе Буденновске Ставропольского края.
Заложниками стали сотни больных и рожениц. Война в Чечне затягивалась и принимала нежелательный оборот. Ее открыто осуждали и весь мир, и российская общественность. В такой ситуации захват больницы в Буденновске стал своеобразной «точкой кипения», когда российское правительство не могло не пойти на переговоры и уступки.
Боевые действия на время приостановились, но мирные переговоры затягивались. В январе 1996 года чеченцы под командованием Салман Бетырович Радуева захватили город Кизляр в Данестане и село Первомайское.
Российские войска не смогли отбить Первомайское. В свете предстоящих выборов Б. Н. Ельцин, чтобы повысить свой рейтинг в обществе, пошел на уступки: между Россией и Чечней было подписано соглашение о разоружении отрядов сепаратистов и выводе из Чечни федеральных войск.
Однако после выборов соглашение было нарушено. Возобновились бомбардировки чеченских позиций, «зачистки» горных районов. В ответ на это чеченцы захватили Грозный, Гудермес, Аргун. 20 августа 1996 года генерал К. Пуликовский поставил ультиматум: боевики должны за 48 часов покинуть Грозный. Возобновление боевых действий в городе могло привести к массовой гибели мирного населения. Россия пошла на мирные переговоры.
30 августа 1996 года в городе Хасавюрт в Дагестане был подписан мирный договор, согласно которому российские войска из Чечни уходили, а решение вопроса о её статусе откладывалось до конца 2001 года. Это означало поражение России в Чеченской войне.
Вторая Чеченская война
После заключения Хасавюртского договора жизнь в Чечне трудно было назвать мирной. Тысячи безработных и вооруженных чеченцев начали заниматься похищением людей, требуя за них выкуп. Жертвами чеченских группировок стали российские журналисты, сотрудники Красного Креста, польские ученые, британские инженеры, были даже похищены представитель Президента России В. Власов и представитель МВД Г. Шпигун. Мировая общественность изменила свое отношение к Чечне.
7 августа 1999 года отряды Басаева и Хаттаба вторглись в Дагестан. В Москве и Волгодонске прозвучали взрывы.
Все это дало В. В. Путину возможность аннулировать Хасавюртский договор и готовиться к новой войне. 1 октября 1999 года российские войска вступили в Чечню и направились к Грозному. Военачальники утверждали, что борются с террористами и бандформированиями, что мирные жители не пострадают, что все атаки и удары будут приходится только по бандам и их базам. На деле же все было иначе. Только 21 октября в результате ракетного обстрела в Грозном погибло более 150 и было ранено около 400 мирных жителей.
В декабре войска подошли к Грозному. Жителям города было объявлено, что они должны покинуть Грозный до 11 декабря, а все оставшиеся в нем будут считаться террористами и бандитами. Из города не смогли выйти те, кто больше всего нуждался в защите: больные и старые. В январе 2000 года Грозный был захвачен. В результате боев город был почти полностью разрушен. Тяжелые бои шли в Аргуне и Шали. Война постепенно переместилась в горные районы. Здесь российские войска несли большие потери.
В конце февраля была уничтожена 6-я рота 104-го парашютно-десантного полка, контролировавшая вход в Аргунское ущелье.
2 марта была расстреляна русская колонна на подступах к Грозному. Самое страшное, что ее расстреляли свои же войска, ошибочно приняв за неприятеля. По этому факту было заведено уголовное дело. С февраля по май 2000 года в Чечне и Ингушетии погибли более 180 русских солдат.
Парадоксально, но факт: власти объявляли, что уничтожили все основные силы и базы боевиков, но они продолжали нападать на русские войска, убивать людей, захватывать заложников. Чем дольше шла война, тем больше людей переходило на сторону боевиков, они образовывали небольшие группы и «мстили за своих». Число беженцев из Чечни доходило до 250 тысяч человек. К ноябрю 2001 года в войне уже погибли 3108 российских солдат и офицеров, ранено более 11,5 тысяч.
За годы Первой и Второй Чеченских войн погибли, по разным данным, от 10 до 20 тысяч людей из числа мирного населения, около 4,5 тысяч (по официальным данным) или более 11 тысяч (по утверждению Комитета солдатских матерей) военнослужащих. Никто не подсчитывал, сколько убито чеченских подданных России.
18 апреля 2002 года В. В. Путин заявил о завершении «военной стадии контртеррористической операции». Это означало завершение Второй Чеченской войны. Она закончилась победой политической и военной власти России. В Чечне начались длительные восстановительные работы, налаживание мирной жизни.
Внутренняя и внешняя политика Путина
В 1998 году В. В. Путин возглавлял Федеративную службу безопасности РФ. С марта по август 1999 г. выполнял обязанности секретаря Совета безопасности России. 16 августа был утвержден на пост премьер-министра Российской Федерации. А уже 31 декабря того же года стал выполнять обязанности президента РФ.
В. В. Путин 26 марта 2000 года был избран главой государства и приступил к выполнению своих обязанностей 7 мая 2000 г. На второй срок Владимир Владимирович был избран 14 марта 2004 года (до 2008 года). 7 мая 2008 года перестал выполнять обязанности президента и стал председателем партии «Единая Россия». А уже на следующий день новый глава государства Дмитрий Медведев подписал заявление о назначении Путина премьер-министром. Но уже в 2012 году политик снова вернулся на пост президента державы.
Очередные вы́боры Президе́нта Росси́и в соответствии с постановлением Совета Федерации прошли 18 марта 2018 года. Согласно Конституции Российской Федерации, главой государства избран на шестилетний срок путём равного и прямого всеобщего тайного голосования В.В. Путин.
Кратко о внешней политике Владимира Путина
Как только Путин пришел к власти в 2000 году, он утвердил Концепцию внешней политики Российской Федерации. Основное направление внешней политики Путина, согласно этому договору, звучит так: «РФ должна быть активным игроком на международной арене, что необходимо для поддержания должного имиджа государства». На протяжении семи лет президент принимал участие в саммитах «Большой восьмерки». Политик выступал в Окинаве (Япония), в Генуе (Италия), Хайлигендамме (Германия) и Кананаскисе (Канада). В 2004 году внешняя политика Путина все так же активно развивалась. Президент официально побывал в Китае, где подписал соглашение о передаче острова Тарабарова и Большого Уссурийского острова. Президент часто заявляет общественности и журналистам, что разрушение СССР считает геополитической катастрофой и призывает к возврату РФ статуса самого могущественного государства в мире.
Правда, до 2004 года внешняя политика Путина мало интересовала, глава государства был занят внутренней политикой страны. В том же году он отменил ельцинский закон о разделе продукции. После этой отмены огромные денежные суммы от нефти и газа начали поступать в государственную казну РФ. Многие ученные считают, что именно эта отмена привела Российскую Федерацию к настоящей независимости, а также положила начало суверенитету страны. Но такое положение государства не устроило Запад. В 2004 году в России произошла волна терактов с участием чеченских боевиков. Для того чтобы предотвратить теракты, были проведены реформы в милиции и ФСБ, а также усилились контртеррористические меры. Внешняя политика Путина, кратко изложенная нами в статье, за 2016 год оказалась тяжелой: и неразрешенный конфликт на территории Украины, и отсутствие положительного результата Минских договоренностей, и продление санкций со стороны Европейского Союза.
Новая политика Российской Федерации
В 2007 году внешняя политика президента Путина окончательно отошла от международной стратеги первого президента России. В этом же году на Мюнхенской конференции по безопасности и политическому курсу в Европе президент произнес речь, которую цитировали средства массовой информации по всему миру.
Заявление состояло из таких тезисов: В международных отношениях невозможна однополярная модель мирового устройства. Соединенные Штаты навязывают собственную политику всему миру, иногда даже силовыми методами. Вопрос о необходимости военного вмешательства решает только ООН. Политические действия США и самого президента очень агрессивны. НАТО не соблюдает международных договоренностей. ОБСЕ – это удобный инструмент для принесения выгоды Северному Альянсу. РФ будет продолжать вести внешнюю политику исключительно в своих интересах.
Несмотря на такие громкие заявления главы правления РФ, некоторые страны поддержали его речь. Но большинство мировых политиков признали Путина одним из самых агрессивных политических деятелей во всем мире.
Внутренняя политика главы правления РФ
Когда Путин был еще премьером, в 1999 году, он выступил со статьей под названием «Россия на рубеже тысячелетия». После этого выступления его рейтинг обогнал Ельцина и составил 49 %. В январе 2000 года народное доверие к политику уже составляло 55 %. Когда новый глава правления принял пост президента государства, страна была близка к разрушению. В РФ было большое количество социальных, экономических и политических проблем. Внутренний валовый продукт России был в десять раз меньше, чем у США, и в 5 раз меньше, чем у Китая. Уже 25 февраля 2000 года В. Путин опубликовал «Открытое письмо» к народу, где были четко прописаны шаги для восстановления и дальнейшего развития государства, обозначены планируемые реформы и политический курс.
Четыре основных принципа, которые прозвучали в «Открытом письме» Владимира Владимировича: активная борьба с бедностью населения; защита внутреннего рынка от преступных группировок и местных олигархов; возрождение национального достоинства России и русских; внешняя политика Путина как президента должна быть построена на защите национальных интересов. С этого момента правительство во главе с президентом начало борьбу с незаконопослушными олигархами и активно поддерживало средний и малый бизнес. В мае 2000 года президент начал проводить федеративное преобразование.
Создание президентом единого правового пространства
Установление и поддержание порядка в стране, укрепление вертикали власти и государственных институтов – это были первые шаги для вывода России из кризиса. В соответствии с федеральным законодательством была обновлена правовая база государства. Восстановилось правовое пространство державы. Было проведено четкое разграничение полномочий между органами местного самоуправления и регионами. В стране произошла децентрализация власти.
Внутренняя политика и социальная направленность действий
Путин пошел по новому пути решения социальных проблем и назвал его «курс на инвестиции в человека, что означает – в будущее самой страны». Политика государства поставила целью улучшение и повышение уровня жизни граждан. Начался процесс восстановления особо запущенных сфер: сельского хозяйства, образования, здравоохранения и жилищной сферы.
Было закуплено около сорока тысяч единиц диагностической техники и тринадцать тысяч автомобилей скорой помощи. Приблизительно 1,3 миллиона нуждающихся женщин из бедных слоев населения и около 300 тысяч детей получили бесплатную медицинскую помощь.
Улучшение прироста населения государства
Благодаря новым реформам в области здравоохранения и материальному поощрению рождаемости значительно улучшилась демографическая отметка страны. В 2010 году первые обладатели сертификатов смогли воспользоваться материальной помощью. Около 314 тысяч молодых мам в 2010 году получили денежные средства от государства. Размер помощи повысился. Также с 2010 года были увеличены пособия на социальную поддержку семьей с детьми.
Укрепление армии и стабилизация ситуации в Чечне
С большими усилиями, но все же удалось президенту РФ остановить войну на Северном Кавказе. Был нанесен серьезный удар терроризму и сепаратизму. Чечня стала полноценным субъектом России. В Чеченской Республике были проведены выборы президента и парламента, а также была принята Конституция.
Но в тот же момент были обнаружены серьезные проблемы в Вооруженных силах РФ. После решения конфликта на севере Кавказа российские власти улучшили материальное обеспечение военных, закупили современное оружие и провели реформу в армии.
Процветание коррупции в державе
Несмотря на положительное развитие внутренней политики страны, все же президенту не удается побороть и полностью искоренить коррупцию. В 2007 году было возбужденно где-то около тысячи уголовных дел из-за взяток чиновников. На сегодняшний день коррупция в системе госзакупок составляет около 300 млн рублей, это 10 % от общего объема взяток. Несмотря на все это, в законодательстве до сих пор нет статьи о противодействии коррупции. Более того, в законах РФ даже отсутствует само определение коррупции.
Апатия граждан к политике
Около 60 % россиян сегодня не интересуются политикой. Около 94 % граждан признались, что все, что происходит в стране, никак не зависит от них самих. Многие винят в этом правительство во главе с В. Путиным.
Внутренняя и внешняя политика, кратко рассмотренная нами, показывает, что руководство страны так и не создало единого механизма, где бы происходил диалог с народом, были бы услышаны просьбы населения, где жители могли бы принимать активное участие в развитии своей Отчизны. Изменения в избирательном законодательстве все больше отделили «верхи» общества от «низов». Система власти монополизируется.
Политика В. Путина: за и против
Внешняя политика Путина в последние годы по результатам опережает внутреннюю. На мировой арене РФ набирает влиятельную силу. Чтобы уменьшить влияние Владимира Путина на другие страны, Запад пытается ввести РФ в экономическо-политическую изоляцию. В 2014 году были предприняты попытки исключения России из «Большой восьмерки». Внутренняя и внешняя политика Путина за второй и четвертый президентский срок приобретает неоднозначное значение. С одной стороны, видно успешную внешнюю политику державы, а с другой, коррупция сводит на нет все усилия. Для искоренения этого явления в стране у Путина было больше времени, чем у остальных правителей. Но, к сожалению, коррупция до сих пор существует.
23 февраля Верховная рада Украины своим постановлением возложила на председателя Верховной рады Александра Валентиновича Турчинова исполнение обязанностей Президента Украины, сославшись на статью 112 Конституции Украины (в редакции от 8 декабря 2004 года).
Однако, согласно данной статье, председатель Верховной рады может стать и. о. президента только в случае досрочного прекращения полномочий президента (полномочия действующего на тот момент президента Виктора Януковича не были досрочно прекращены, как этого требуют статьи 108—111 Конституции Украины).
4 марта Александр Турчинов издал указ о приостановлении действия Декларации о независимости Автономной Ресублики Крым и города Севастополя, а Конституционный суд Украины в тот же день объявил решение о проведении обще крымского референдума неконституционным. 15 марта 2014 года Верховная рада Украины приняла решение о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета АРК, ссылаясь на соответствующие статьи Конституции Украины и Конституции АРК, а также на указанное решение Конституционного суда Украины.
Референдум был проведён в назначенный день, несмотря на противодействие властей Украины. По официально опубликованным данным, на территории АР Крым 96,77 % проголосовавших высказалось за присоединение Крыма к России, в Севастополе — 95,6 %. 17 марта официальные результаты референдума были утверждены Верховным Советом Автономной Республики Крым и Городским советом Севастополя. Неоднократно звучали обвинения в фальсификации результатов голосования, так согласно данным отчёта «Проблемы жителей Крыма», опубликованного Советом по правам человека при президенте РФ, «за вхождение Крыма в состав РФ проголосовало от 50 до 60 % избирателей при явке в 30-50 %».
17 марта 2014 года, опираясь на результаты референдума, Верховный Совет Автономной Республики Крым провозгласил Крым независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой Севастополь имеет особый статус, — и обратился к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики. С аналогичным обращением выступил и Севастопольский горсовет, предложивший России принять Севастополь в состав РФ как город федерального значения.
В тот же день президент Путин подписал указ о признании независимости Республики Крым и одобрил проект договора о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым. 18 марта договор был подписан, в соответствии с ним в составе Российской Федерации образуются новые субъекты —Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты ратификации Федеральным Собранием 21 марта, но временно применялся с даты подписания. На срок до 1 января 2015 года в Крыму был введён переходный период, в течение которого, в соответствии с Договором о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию, требовалось урегулировать вопросы интеграции Республики Крым и Севастополя в Россию.
20 марта договор был ратифицирован Государственной думой, а 21 марта — Советом Федерации. Был также принят федеральный конституционный закон о присоединении Крыма к России, предусматривающий, в частности, соответствующие изменения Конституции РФ.
21 марта Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и федеральный конституционный закон о присоединении Крыма к России и переходном периоде интеграции новых субъектов Федерации. В тот же день был образован Крымский федеральный округ (КФО). Полномочным представителем президента Российской Федерации в Крыму был назначен Олег Евгеньевич Белавенцев.
26 августа 2015 года между Россией и Сирией было заключено Соглашение о размещении авиационной группы Вооружённых сил Российской Федерации на сирийской территории, согласно которому авиагруппа по просьбе правительства Сирии размещается на территории Сирийской Арабской Республики бессрочно, аэродром Хмеймим передаётся российской стороне безвозмездно.
Всё вооружение, боеприпасы, оборудование и материалы ввозятся на территорию Сирии без сборов, пошлин и любого досмотра. Личный состав авиагруппы получает дипломатический статус. Присутствие российской авиации, согласно документу, «носит оборонительный характер и не направлено против других государств».
В августе — сентябре 2015 года в СМИ появились сообщения об увеличении российского контингента, включая отправку значительного количества военной техники и личного состава, в 720-м пункте материально-технического обеспечения ВМФ России ( Тартуса ).
Российское руководство существование таких планов отрицало. По данным издания Bloomberg, инициаторами начала военных действий в Сирии стали министр обороны Сергей Шойгу, секретарь совета безопасности Николай Патрушев и глава администрации президента Сергей Иванов. Возможность военного вмешательства в гражданскую войну в Сирии российское руководство начало рассматривать в августе 2015 года.
Действуя в соответствии с Договором «О дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой» от 8 октября 1980 года, президент Сирии Башар Асад обратился к России с официальной просьбой об оказании военной помощи, на основании чего 30 сентября Совет Федерации дал президенту Российской Федерации Владимиру Путину согласие на использование Вооружённых сил Российской Федерации на территории Сирии.
При этом речь шла лишь о применении военно-воздушных сил для оказания авиационной поддержки сухопутным войскам Сирии, без проведения наземной операции.
В.В. Путин сегодня
В декабре 2017 года, во время визита на завод ГАЗа, Владимир Путин объявил о своем выдвижении в президенты на четвертый срок. Чтобы поддержать образ народного кандидата, действующий президент отказался от поддержки «Единой России» и подал документы в ЦИК как самовыдвиженец. Интересно, что дата выборов президента – 18 марта 2018 года – совпала с днем присоединения Крыма к России.
Владимир Путин на декабрьской пресс-конференции 2017 года.
По итогам выборов Владимир Путин одержал победу с 76,69% голосов. Инаугурация президента была назначена на 7 мая.
Практика непродуманной приватизации государственной собственности, обращение за финансовой помощью к международным организациям и крупным державам Запада и Востока значительно ухудшили общую ситуацию в стране. Невыплаты заработной платы, криминальные столкновения на государственном уровне, неконтролируемый дележ государственной собственности, падение жизненного уровня народа с образованием весьма малочисленного слоя сверхбогатых граждан — таков результат политики нынешнего руководства страной. Россию ждут большие испытания. Но вся история русского народа показывает, что его творческие силы и интеллектуальный потенциал в любом случае преодолеют современные трудности.