МБР " Сармат "

 

 

РС-28 / ОКР Сармат, ракета 15А28 - SS-X-30 SARMAT

Автор: DIMMI
 

Перспективная тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета. Разработка МБР задана не позже июня 2009 г. (согласно интервью  командующего РСВН Н.Соловцова, 10.06.2009 г.) и планируется создать ракету к концу 2016 г. (источник - командующий РВСН А.Швайченко, 16.12.2009 г.). Цель создания новой тяжелой ракеты - замена в составе РВСН МБР РС-20 / Р-36 / SS-18 SATAN. Разработка МБР ведется ГРЦ им.Макеева (г. Миасс, головной разработчик) при участии НПО Машиностроения (г.Реутов, ист. - Есин В., 2012 г., лента.ру), а так же возможно при участии КБ "Южное" (г.Днепропетровск, Украина, наша гипотеза). Главный конструктор темы "Сармат" - М.Г.Агафонов (2016 г., первый заместитель генерального конструктора ГРЦ им.Макеева, ист. - Конструктор. №4 / 2016 г.). По состоянию на октябрь 2016 г. главный конструктор ОКР "Сармат" - Ю.А.Каверин (источник). Возможно, ранние проработки варианта МБР велись ГРЦ им.Макеева до 2005 г. (источник).Государственный контракт на выполнение ОКР "Сармат" подписан между ГРЦ им.Макеева и Министерством обороны России в июне 2011 г. (источник). Согласно сообщению РИА "Новости" от 08 мая 2012 г. создание МБР ведется НПО Машиностроения и будет завершено не ранее 2022 г. 

Проектирование. Согласно отрывочным сведениям в конце 2010 - начале 2011 г.г. планировалось рассмотреть эскизный (?) проект комплекса и принять решание о дальнейшей разработке МБР. Техническое задание на разработку МБР утверждено в 2011 г.  (ист. - Есин В., 2012 г., лента.ру). Разработка технического задания на ОКР "Сармат" по перспективному ракетному комплексу с жидкостной МБР велась при участии ЦНИИ №4 Министерства обороны России (источник). В 2011 г. ОАО "Авангард" приступило к разработке директивной технологии и технико-экономическому обоснованию изготовления корпуса ТПК ракеты (источник) - эти работы планируется завершить в 2012 г. Разработка материалов для эскизного проекта бортовой аппаратуры по ОКР "Сармат" в части макетирования узлов измерителей угловой скорости на основе волнового твердотельного гироскопа и изготовление шести макетных образцов ВТГ планировалось НПЦ автоматики и приборостроения на январь-апрель 2012 г. (источник). Согласно сообщению источника 22 сентября 2012 г. "завершился большой (научно-технический) совет по новой тяжелой ракете". На совете были представлены все разработчики, до 2-3 уровня. 19 октября 2012 г. ИА "Интерфакс" сообщило, что "в начале октября министерство обороны в целом одобрило эскизный проект новой тяжелой МБР, но с учетом целого ряда замечаний и пожеланий, которые разработчики должны иметь в виду в ходе дальнейшего проектирования, которое уже началось".  31 мая 2014 г. заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что работы по созданию тяжелой МБР идут по плану и что новая ракета "может летать через Северный и через Южный полюс" (источник).

Комплекс с МБР "Сармат" вероятно имеет индекс 15П228 (источник). Наименование "SS-X-30" - условное. Источник индекса 15А28 - например.


Бросковый пуск МБР 15А28 / РС-28 "Сармат" на полигоне Плесецк, 29.03.2018 г. (http://mil.ru).

    
Гипотетическое изображение раннего варианта проекта МБР разработки ГРЦ им.Макеева, 
который мог лечь в основу ОКР "Сармат", опубликовано в 2005 г. (источник).

Разработка двигателей для ракеты ведется НПО "Энергомаш" (источник). На конкурентных началах для производства жидкостной двигательной установки 1-й ступени ракеты Министерство обороны России выбрало предприятие ПАО "Протон-ПМ" ("Пермские Моторы", г.Пермь). В январе 2013 г. выдано техническое задание на освоение перспективной двигательной установки "изделия 99" и начаты работы по подготовке серийного производства. По планам 2013 г. до конца 2014 г. должно быть проведено первое огневое испытание двигательной установки. В 2014 г. выполнена отгрузка заказчику четырех макетов "изделия 99" (источник 1). В 2014-2015 г.г. работы по освоению серийного производства продолжались, но, по состоянию на март 2016 г., отмечалось, что освоение производства ЖРД "изделие 99" для МБР отстает от намеченных сроков в связи с новизной продукции (источник 2). 
Испытания. В заявлении СМИ от 21.07.2015 г. сказано, что сейчас выполняется третий этап ОКР по созданию комплекса и что ракеты выйдет на летные испытания в конце 2016-2017 г.г. Первая МБР для бросковых испытаний готова в ноябре 2015 г. и 16.12.2015 г. объявлено, что до конца 2015 г. на космодроме Плесецк пройдет первый испытательный пуск этой ракеты. Позже назывался в качестве срока бросковых испытаний март 2016 г. Однако 20 февраля 2016 г. сообщается, что несмотря на готовность прототипа ракеты испытания сдвигаются на второй квартал 2016 г из-за неготовности ШПУ на полигоне Плесецк. 
11 мая 2016 г. СМИ сообщили, что испытания броскового прототипа МБР "Сармат" перенесены на вторую половину 2016 г. по причине неготовности ракеты. Подготовка пусковой установки к испытаниям на полигоне Плесецк завершена в апреле 2016 г. Соответственно, примерно на год могут сдвинуться и все графики испытаний и принятия ракеты на боевое дежурство РВСН. 13 января 2017 г. СМИ сообщают, что бросковые испытания МБР "Сармат" планируется начать марте 2017 г. (источник). 23 марта 2017 г. сообщается, что сроки броскового пуска МБР "Сармат" сдвинуты на второй квартал 2017 г. (скорее всего на апрель 2017 г.) в связи с необходимостью завершения цикла испытаний узлов изделия на Красноярском машиностроительном заводе (источник). 01.04.2017 г. "Интерфакс" сообщил, что бросковые испытания перенесены на конец 2-го квартала 2017 г. (источник). Основная причина: в ходе прочностных испытаний на Красноярском машиностроительном заводе проблемы возникли с самой ракетой (источник). Позже, 03.07.2017 г. в СМИ сообщается (источник), что бросковые испытания перенесены на 4-й квартал 2017 г. Причиной переноса сроков называется необходимость проведения дополнительных испытаний на стендах Красноярского машиностроительного завода. Как известно, ранее - в декабре 2016 г. - на Красноярском машиностроительном заводе было завершено перевооружение производства и, вероятно, это было одной из причин задержек подготовки ракеты в бросковым испытаниям. По сообщению СМИ (источник), всего к концу 2017 года «Красмаш» должен будет собрать три «Сармата» для проведения бросковых пусков с массогабаритным макетом вместо боевой части.
23 октября 2017 г. "Коммерсантъ" сообщает, что до конца 20-17 г. Министерство обороны России планирует провести на полигоне Плесецк два бросковых испытательных пуска ракеты "Сармат". Вероятно, во время обоих или второго пуска планируется включение маршевого двигателя первой ступени ракеты и работа его втечение 5 секунд.
27.12.2017 г. "Московский комсомолец" сообщает со ссылкой на неназванный источник о проведении бросковых испытаний МБР "Сармат". Проведение броскового испытания прототипа ракеты "Сармат" было подтверждено в выступлении В.В.Путина перед Федеральным собранием 1 марта 2018 г. Второй бросковый пуск с запуском маршевых двигателей ракеты проведен 29 марта 2018 г.
Начало летных испытаний МБР РС-28 "Сармат" ожидается в 2018 г. (СМИ, 07.09.2016 г., источник), но по нашему мнению может быть перенесено на 2019-2020 г.г.. 
Производство МБР планируется кооперацией предприятий сформированной ГРЦ им.В.Макеева - т.е. Красноярским машиностроительным и др.заводами (В.Есин, в т.ч. 2012 г.). Головное предприятие по выпуску опытных образцов МБР "Сармат" - Красноярский машиностроительный завод. Контракт с заводом на выпуск опытных образцов заключен предположительно в 2011 г. со сдачей образцов заказчику вероятно в 2018 г. (источник). 18 июня 2013 г. РИА "Новости" сообщают, что строительство натурного образца ракеты начнется в 2014 г. 29 января 2015 г. (источник) сообщается о планах на проведение в 2015 г. бросковых испытаний, видимо, макета ракеты с последующим началом в 2016-2017 г.г. летных испытаний ракеты. 21 февраля 2015 г. сообщается, что на Красноярском машиностроительном заводе уже изготовлены первые элементы конструкции новой ракеты. В первой половине 2015 г. сообщалось, что прототип разкеты для проведения бросковых испытаний будет произведен в мае-июне 2015 г., но 26.06.2015 г. сообщается, что завершение подготовки прототипа планируется в сентябре-октябре - крайний срок - конец октября 2015 г. По данным источника изготовлено уже около 60% конструкций ракеты (источник). На этом же заводе будет вестись и серийное производство РС-28.

На вооружение. По сообщению китайского информационного агентства "Синьхуа" (от 05.05.2011 г.) со ссылкой на "Интерфакс" и бывшего начальника Главного штаба РВСН генерал-полковника Виктора Есина (по состоянию на 2012 г. - консультант главкома РВСН) планируется постановка новой МБР на боевое дежурство начиная с 2018 г., а основным разработчиком МБР является ГРЦ им.Макеева (г.Миасс). 3 сентября 2012 г. в СМИ появилось заявление командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева о том, что новая тяжелая МБР 100-тонного класса будет создана к 2018 г.  17.12.2013 г. командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев вновь заявил СМИ, что новый ракетный комплекс поступит в РВСН в 2018-2020 г.г. (источник). Размещение ракетных комплексов "Сармат" планируется в Ужуре (Красноярский край) и в Домбаровском (Оренбургская область) вместо ракет РС-20 / Р-36 / SS-18 SATAN (заявлено 25.12.2014 г.). 7 сентября 2016 г. в СМИ появилась информация о том. что поставки МБР в РВСН начнутся не позднее 2019 г. в Ужур (Красноярский край) и в Домбаровский (Оренбургская область) (источник).

К 2007 г. НПО машиностроения и ГРЦ им В.Макеева завершена совместная НИР "Аргументация" в которой предложено создание МБР наземного базирования с сочетанием технологий создания отечественных жидкостных МБР и БРПЛ.
Масса забрасываемая - 4350 кг
Дальность действия - 10000 км
Результаты НИР показали, что создание такого рода ракеты возможно в течение 7-8 лет. Предполагалось так же использование ЖРД от ракеты Р-29РМУ2, двигателя ступени разведения боевых блоков БРПЛ Р-39УТТХ. Снижение стоимости разработки предполагалось за счет широкой унификации узлов ракеты с другими серийными ракетами. Предположительная стоимость разработки - 8.5 млрд. руб.

Хронология пусков ракеты РС-28 "Сармат":

№пп Ракета Тип Производство Дата пуска Полигон Боевая нагрузка Описание
0 15А28 прототип для бросковых испытаний   КМЗ план - июнь-июль 2015 г. (сообщения начала 2015 г.)

план - сентябрь-октябрь 2015 г. (26.06.2015 г.)

план - 17-31 декабря 2015 г. (16.12.2015 г.)

план - март 2016 г. (январь 2016 г.)

план - апрель-июнь 2016 г. (20.02.2016 г.)

план - второе полугодие 2016 г. (11.05.2016 г.)

план - март-апрель 2017 г. (13.01.2017 г.)

план - конец июня 2017 г. (01.04.2017 г., источник)

план - 4 квартал 2017 г. - октябрь 2017 г. (источник)

27.12.2017 г.(источник, подтверждено 01.03.2018 г.)

Плесецк - Бросковый пуск №1 для отработки стартового ПАД и наземного пускового оборудования без запуска маршевого двигателя ракеты (ШПУ, источник). В сентябре 2017 г. ракета должна быть доставлена на полигон Плесецк (источник).
00 15А28 прототип для бросковых испытаний   КМЗ план - первая половина 2018 г. (источник)

план - до конца 2017 г. (источник)

29.03.2018 г.

Плесецк - Бросковый пуск №2 для отработки стартового ПАД и наземного пускового оборудования (ШПУ), с запуском маршевого двигателя ракеты, сборка ракеты должна быть завершена до конца 2017 г. (сентябрь 2017 г., источник)
000 15А28 прототип для бросковых испытаний   КМЗ план - первая половина 2018 г. (источник) Плесецк - Бросковый пуск №3 для отработки стартового ПАД и наземного пускового оборудования (ШПУ), возможно, с запуском маршевого двигателя ракеты, сборка ракеты должна быть завершена до конца 2017 г. (сентябрь 2017 г., источник)
1 15А28 ракета для ЛКИ   КМЗ первая половина 2016 г. (план, источник)

план - вторая половина 2016 г. (20.02.2016 г.)

прогноз - 2017-2018 г.г. (12.05.2016 г.)

прогноз - 2018 г. (07.09.2016 г. источник)

Плесецк РГЧ ИН (прогноз) Летно-конструкторские испытания (источник)

Пусковая установка - стартовое сооружение 15П728 - вероятно, предполагается использование ШПУ аналогичных ШПУ ракет Р-36М / Р-36М2. Например, согласно источнику, ШПУ комплекса 15П718 на площадке 106/109 полигона Байконур по состоянию на 2009 г. планируется техническое перевооружение, заказчик - НПО машиностроения (ист. - Площадки 106 и 109...).
Испытания ракеты на площадке "Юбилейная" полигона Плесецк проводятся с использованием опытной шахтной пусковой установки. 

Хранение, транспортировка и пуск ракеты предполагаются из ТПК разработки и производства ОАО "Авангард". В 2011 году ОАО «Авангард» приступило к разработке директивной технологии и технико-экономическому обоснованию изготовления корпуса ТПК «Сармат» (источник).


ТПК ракеты РС-28 "Сармат" на полигоне Плесецк перед бросковым пуском, который состоялся вероятно 27.12.2017 г. (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).


Пластиковая мембрана ТПК ракеты РС-28 "Сармат" в шахтной пусковой установке. Плесецк, вероятно, 27.12.2017 г. (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).

Разработчиком стартового сооружения 15П728 комплекса 15П228 ГРЦ им.Макеева является КБ специального машиностроения (КБСМ), которым 27.01.2014 г. заключено дополнительное соглашение №4 к контракту №1-212060 от 24.09.2012 г. с ОАО «ГРЦ Макеева» (заказчик) на выполнение опытно-конструкторской работы по созданию в соответствии с ТЗ комплекса П228, сооружения П728, комплекта СТО ТК, комплекта машин для обслуживания систем БСК. Срок выполнения обязательств: 01.02.2014 - 30.09.2018. Ориентировочная цена: 1,282 млрд. руб.(источник).
Разработка оборудования для ракетного комплекса ведется так же ОАО "ЦКБ ТМ" по договору №3906 от 01.03.2013 г. (источник).


Перегрузка ТПК ракеты РС-28 "Сармат" с ЖД-платформы на транспортную машину на полигоне Плесецк перед бросковым пуском, который состоялся вероятно 27.12.2017 г. (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).


Перевозка ТПК с ракетой РС-28 "Сармат" на транспортной машине к месту испытаний. Полигон Плесецк, вероятно 27.12.2017 г. Следом за транспортной машиной идет транспортно-загрузочный агрегат (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).

Транспортно-загрузочный агрегат ракеты 15Т526 разработан КБ "Мотор" ЦЭНКИ совместно с КАМАЗ и с использованием шасси "Платформа-А". Агрегат впервые показан в августе 2017 г. (источник)..


Транспортно-загрузочный агрегат 15Т526 (источник).


Установка ТПК с ракетой РС-28 "Сармат" в шахтную пусковую установку с помощью транспортно-загрузочного агрегата 15Т526. Плесецк, вероятно, 27.12.2017 г. (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).

Система управления и наведение - система управления инерциальная. Как минимум узлы измерителей угловой скорости на основе волнового твердотельного гороскопа (ВТГ) разрабатываются НПЦ автоматики и приборостроения им. акад. Н.А.Пилюгина. Разработка материалов для эскизного проекта бортовой аппаратуры по ОКР "Сармат" в части макетирования узлов измерителей угловой скорости на основе волнового твердотельного гироскопа и изготовление шести макетных образцов ВТГ планировалось НЦП автоматики и приборостроения на январь-апрель 2012 г. (источник).
В качестве соисиполнителя по ОКР "Сармат" в 2011 г. привлекался производитель измерительных приборов ОАО "НИИ "Гермес" (г.Златоуст, источник). 

Для обеспечения телеметрических измерений по теме «Сармат» отделом 121 ГРЦ им.Макеева разработана модернизированная бортовая телеметрическая система «Барракуда-М». Система является продуктом глубокой модернизации системы телеметрических измерений (СТИ) «Барракуда», имеет расширенный состав в соответствии с рядом новых специфических задач измерений. В составе МБРТС «Барракуда-М» имеются 18 приборов различного назначения, в том числе радиопередающие устройства собственной разработки. Для программирования и конфигурирования устройств данной системы под конкретную программу измерений
в отделе 121 разработана специальная программа «Паутина». Помимо прочих уникальных возможностей, которыми обладает МБРТС «Барракуда-М», здесь реализована
возможность структурно-алгоритмического преобразования телеметрической информации (САП ТМИ) с целью повышения помехоустойчивости передачи информации. Важным направлением в отделе является развитие производственной базы для комплектации макетов и изделий темы «Сармат». Требуется ежегодно изготавливать
сотни приборов МБРТС «Барракуда-М». Для выполнения этой задачи в отделе 121 при содействии лаборатории 124 разработана технологическая документации по изготовлению всей номенклатуры приборов. Закуплено современное оборудование, позволившее создать технологические основы для производства нового поколения конкурентоспособной наукоемкой продукции. Организованы и аттестованы шесть производственных участков: входного контроля и упаковки, механический, электромонтажный, электропроверок и макетирования, сборки и проверки герметичности корпусов приборов, изготовления и нанесения клеев и лаков на микроэлектронные сборки (ист. - Фомин В.).

Конструкция ракеты - составная многоступенчатая продольная схема (по мотивам первого официального изображения МБР, октябрь 2016 г.):
- ПАД с поддоном
- 1 ступень
- 2 ступень
- приборный отсек и ступень разведения боевых блоков
- головная часть
Считается, что ЖРД обоих ступеней "утоплены" в бак с горючим, топливные баки - несущие с совмещенными разделительными днищами. 
Разделение ступеней производится посредством пирошпангоутов (источник).
До появления изображения МБР "Сармат" от разработчика существовало предположение, что блок разведения боевых блоков и компоновка головной части ракеты будут выполнены по классической для ГРЦ им.Макеева схеме - боевыми блоками назад по полету. После появления изображения ракеты стало ясно, что на обтекатели находятся двигатели увода обтекателя, который при схеме компоновки "блоками назад" уводить в сторону смысла нет.

                
Изображение МБР РС-28 "Сармат" с сайта ГРЦ им.Макеева, октябрь 2016 г. (источник).

В 2013 г. ОАО "Авангард" (г.Сафроново) в рамках ОКР «Сармат» будет начата СЧ ОКР по разработке материала для изготовления эластичной оболочки мембраны переходника. Ориентировочная стоимость СЧ ОКР – 8,0 млн. руб. (источник).

Двигатели:
- 1 ступень (вариант) - согласно Годовому отчету «НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко» за 2012 г. НПО занимается адаптацией двигателя 15Д285 для использования на первой ступени МБР, создаваемой по ОКР "Сармат". Так как двигательная установка 15Д285 (РД-274) включает в свой состав четыре ЖРД 15Д286 (РД-273), то есть предположеие, что в новой двигательной установке с учетом массового класса ракеты будут использованы два ЖРД 15Д286 с общей тягой у Земли 234,4 тонны. Так же есть вероятность того, что данная двигательная установка будет использоваться на второй ступени ракеты.

Описание ЖРД 15Д285 из статьи по МБР Р-36М2 "Воевода":
В состав ДУ 15Д285 (РД-274) блока первой ступени 15С171 ракеты входят четыре автономных однокамерных ЖРД 15Д286 (РД-273), имеющие турбонасосную систему подачи топлива, выполненные по замкнутой схеме с дожиганием окислительного газогенераторного газа и шарнирно закрепленные на раме хвостового отсека первой ступени. Отклонение двигателей по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты. Разработчик двигателя - КБЭМ (Главный конструктор В.П.Радовский). Предложение модернизировать двигатели для Р-36М2, обеспечив форсирование тяги и повышенную стойкость к ПФЯВ, поступило в КБ "Энергомаш" в 1980 году. Техническое предложение по разработке двигателя РД-263Ф вышло в декабре 1980 года. В марте 1982 года выпущен эскизный проект на разработку модернизированного двигателя первой ступени РД-274 (4 двигательных блока РД-273). Предполагалось повысить давление газов в камере сгорания до 230 атм, повысить частоту вращения ТНА до 22500 об/мин. В результате доработок тяга одного двигателя возросла до 144 тс, удельный импульс тяги у поверхности Земли увеличился до 296 кгс·с/кг. Доводочные испытания были завершены в мае 1985 года. Серийное производство двигателей было развернуто на ПО "Южмаш".  

         
Двигательная установка 1-й ступени ракеты 15А28 с 4 ЖРД, 29.03.2018 г. (http://mil.ru).

- 1-я ступень (вариант) - двигательная установка  ПДУ-99 (источник) / "изделие 99" включающая в свой состав ЖРД РД-276 (вероятно, два). Серийное производство ЖРД осваивается ПАО "Протон-ПМ" ("Пермские Моторы", г.Пермь) в 2013-2016 г.г. (источники 3 и 4). По состоянию на март 2015 г. проектирование ЖРД завершено. Ведется сборка первого прототипа изделия. Планируются испытания и в  августе 2015 г. предполагается отгрузка первый комплекта ЖРД производителю ракеты (источник 5). 9 июня 2015 г. на огневом стенде прошло первое отладочное огневое испытание прототипа ЖРД "изделие 99" (источник 6).
Тяга ЖРД РД-276 у земли - 170 тонн


Двигатель РД-253 - предшественник ЖРД РД-276 (http://www.lpre.de/).

- 2-я ступень - ЖРД разработки КБХА - вероятно, для новой МБР будут модернизированы ранее разработанные ЖРД КБХА (источник - Годовой отчет КБХА за 2011 г.).

- ступень разведения боевых блоков - вероятно, ЖРД разработки КБХМ им.Исаева.

Энергосредства пуска. В интересах создания ракеты 15А28 (ОКР "Сармат") в 2015 г. ведутся работы по разработке энергосредств пуска 15Д423 - вероятно, твердотопливных генераторов или двигателей (источник). 21 ноября 2014 г. Красноярский машиностроительный завод разместил заявку на изготовление и поставку опытных образцов изделия 15Д423 и его макетов на сумму 550,8 млн рублей. Заявка размещена для поставки изделий единственным поставщиком - ФЦДТ "Союз", г.Дзержинский (источник). В 2015 г. нанесение покрытия на детялах "Корпус" 15Д423 выполняет Пермский завод "Машиностроитель", г.Пермь (источник).

ТТХ ракеты:
Длина:
- ракеты с поддоном ПАД - ок.32 м
Диаметр корпуса - 3 м
Масса:
- не менее 100.000 кг
- 120-160 тонн (до 01.03.2018 г. был такой ошибочный прогноз)
- 200 тонн (01.03.2018 г.)
Масса забрасываемая:
- 4300 кг (источник)
- до 5000 кг (ист. - Есин В., лента.ру)
- до 10000 кг (зам.министра обороны Ю.Борисов)
Дальность действия:
- порядка 10000-11000 км
- более 11000 км (01.03.2018 г.)
КВО - 150-200 м (оценочное)

Типы БЧ:
- не менее 8-10 РГЧ ИН с совершенным комплексом средств преодоления ПРО;

- несколько маневрирующих боевых блоков (заявление заместителя министра обороны Юрия Борисова 31.05.2014 г., источник).

- вероятно использование в качестве носителя от 1-3 до 5-6 боевых блоков типа объект 4202 / 15Ю71 (наш прогноз + источник).

Вспомогательное оборудование:
Разработка железнодорожного транспортно-перегрузочного оборудования ведется ОАО "Центральное Конструкторское Бюро Транспортного Машиностроения" (ЦКБ ТМ, г.Тверь) по договору №№3906 от 01.03.2013 г. В рамках договора в 2014 г. планировалось изготовление макета 820М, короба для транспортировки ракетных блоков изделия 15А28 и других работ (источникисточник).

Статус: Россия
- 2010 г. - проект в разработке, состояние неизвестно.

- 2012 г. 03 сентября - в СМИ появилось заявление командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева о том, что новая тяжелая МБР 100-тонного класса будет создана к 2018 г.

- 2014 г. 25 декабря - заявлено, что размещение ракетных комплексов "Сармат" планируется в Ужуре (Красноярский край) и в Домбаровском (Оренбургская область) вместо ракет РС-20 / Р-36 / SS-18 SATAN.


Первый бросковый пуск МБР РС-28 "Сармат". Полигон Плесецк, вероятно, 27.12.2017 г. Четвертый снимок - монтаж кадров видео, который позволяет оценить размеры ракеты "в полный рост" - с поддоном ПАД. На последнем снимке видно, что включились маршевые двигатели ракеты (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).


Второй бросковый пуск МБР 15А28 / РС-28 "Сармат". Полигон Плесецк, 29.03.2018 г. (http://mil.ru).

Источники
Гундаров В. У ракет фальстарта нет. // Независимое военное обозрение. 08.06.2007 г.
Лента.ру. 2009-2012 г.г.
Минобороны одобрило проект новой МБР. 2012 г. (источник).
Новости ВПК. Сайт http://vpk.name, 2011 г.
Площадки 106 и 109. 2010 г. (источник).
Птичкин С. Воевода в пятом поколении. // Российская газета. №5 / 2011 г.
Соколов А. "Казнить нельзя помиловать". Сайт http://www.arms-expo.ru, 2011 г.
Фомин В. Десять лет в телеметрии. // Конструктор. №4 / 2016 г.
Dancomm. Сайт http://www.dancomm.ru/, 2012 г.
Russia to Adopt New Liquid Heavy ICBM after 2022. Сайт http://en.rian.ru, 2012 г.