Меря

                                          Что случилось с народом меря - аборигенами Руси

Летописи донесли до нас имя одного из народов, участвовавших в легендарном призвании варяжских князей, – меря. Этнонимы двух других – мещёра и мурома – дошли до наших дней в топонимах. Во времена Киевской Руси эти народы населяли восток и север нынешнего Центрального района России – Рязанскую, Владимирскую, Ивановскую, Ярославскую области, а также значительную часть Московской. Что стало с ними потом?

Картинки по запросу Finno-ugrian24_0

В основе названий этих племен лежит, очевидно, тот же корень, что и в имени народа мари (марийцев) – «человек». Это были народы финской языковой группы, расселившиеся здесь по меньшей мере с VII века до н. э., со времён Дьяковской археологической культуры. Проникновение сюда славянского населения началось где-то  в V веке н. э. Академик Валентин Васильевич Седов считал, что летописная меря была уже в основном славянской, только самоназвание у неё сохранялось финское.

        

Правда, его предположения строились лишь на одном-единственном обстоятельстве, что женщины мери носили славянское украшение – пальчатые фибулы.

       

Вряд ли один этот признак может считаться достаточным доказательством «славянизации» мери – определенный тип украшений легко мог распространиться благодаря моде, которая возникла, как только в человечестве начался обмен товарами.

Более надёжным аргументом, вероятно, может служить особый погребальный обряд - захоронение в курганах. Этот обряд появился у мери где-то с Х века, и, судя по всему, пришел к ним от новгородцев. В то же время палеоантропологические исследования показали, что в значительной степени территории Северо-Восточной и Ростово-Суздальской Руси заселялись выходцами из Южной, Киевской и Галицкой Руси. На это указывает и топонимика. Имена городов Переславль, Галич, Звенигород и рек Ирпень и Лыбедь вблизи Владимира наглядно говорят о том, что они были даны именно переселенцами из Южной Руси. Особенно характерно, что два Переславля – Рязанский (нынешняя Рязань) и Залесский – были основаны на реках, которым переселенцы дали название такое же как у реки, на которой стоял Переславль в Киевской Руси (нынешний Переслав-Хмельницкий).

Картинки по запросу 0_195467_49d51e3a_orig                                           Переславль-Залесский.  Горецкий монастырь

                                                                     Переславль-Залесский  р. Трубеж

Видимо, земли мери заселялись выходцами как из Северной, так и из Южной Руси.

Проживание народа меря на территориях, ставших впоследствии ядром Владимиро-Суздальского государства, давно служит поводом для некоторых историков утверждать, что современные русские на самом деле – это по большей части потомки финно-угорской мери (а также чуди, мещёры, муромы и др. народов), воспринявшие славянский язык. 

 

Картинки по запросу vladimir_suzdal_bogolyubovo_1_5a82b027aa068                                                                      г. Владимир.  Успенский собор

В своё время и мэтры российской историографии внесли свой вклад в эту теорию. Так, Василий Осипович Ключевский писал: «Наша великорусская физиономия не совсем точно воспроизводит общеславянские черты. Другие славяне, признавая в ней эти черты, однако замечают и некоторую стороннюю примесь: именно скулистость великоросса, преобладание смуглого цвета лица и волос и особенно типический великорусский нос, покоящийся на широком основании, с большой вероятностью ставят на счёт финского влияния».

     

Однако во времена Ключевского ещё не было исчерпывающих антропологических исследований. Когда же они появились (в ХХ веке, благодаря, например, работам Валерий Павлович Алексеева), стало ясно, что многие прежние теории о финском и тем более тюркском субстрате у русских относятся к числу псевдонаучных (политических) и не имеют фактологического фундамента.

               

Антропологический тип великорусов оказался даже ближе к таковому у западных и южных славян, нежели у украинцев и белорусов. Это же подтверждают и палеогенетические исследования, начатые в XXI веке.

Как же объяснить сей парадокс? По-видимому, восточные славяне, расселявшиеся на территориях нынешней Центральной России тысячу лет назад, в большей степени сохранили первоначальный славянский облик, нежели потом смогли сохранить украинцы и белорусы. Славянские колонисты на землях мери, мещёры, муромы были намного многочисленнее коренного населения, вследствие чего эти племена оставили мало следов в облике русских.

Но все-таки оставили. Конечно, смешение в течение веков происходило, на что указывает постепенное изменение антропологических параметров с течением времени. Однако ни письменные источники, ни археология не сохранили свидетельств значительных вооружённых столкновений славянских колонистов с аборигенами или массового исхода последних из мест проживания. Если в летописях много сказано о войнах русских с мордвой и черемисами (марийцами), то в них ничего не сообщается о войнах с мерей и другими «чудскими» народами, жившими в районе нынешней Центральной России. По-видимому, их ассимиляция произошла довольно мирно.

О заселённости Центральной России в далеком прошлом финскими народностями говорит богатая топонимика. О присутствии конкретно народа меря (или неря) могут свидетельствовать названия рек Нерль, Нерская, Нерехта (с одноимённым городом), озера Неро. На последнем стоит Ростов-Великий, и находится он на месте древнейшей столицы народа меря, существовавшей по меньшей мере c VII века. По тем временам это было очень большое и богатое поселение.

 

Картинки по запросу 5612562_xlarge                                                               Ростов-Великий.  Соборная площадь

Судя по всему, мерянскими (мещёрскими, муромскими) являются названия речек с суффиксом -кша/-кса: Пекша, Колокша, Кидекша и т.п. Интересен гидроним Векса: им на Русской равнине обозначаются четыре реки, каждая из которых вытекает из озера, – Плещеева, Неро, Галичского, Чухломского. Видимо, слово «векса» по-мерянски означало вообще исток из озера. С течением времени это нарицательное имя превратилось у русских в имя собственное для нескольких рек.

                                                                   Плещеево озеро.  Никитский монастырь

Многие лингвисты считают, что характерное для некоторых народных русских говоров произношение сложилось под влиянием финского языкового субстрата, например, оканье у жителей Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей, переход «ч» в «ц» у населения Рязанской Мещёры. По мнению отдельных специалистов, ненормативная лексика в русском языке является заимствованием из языков мери и другой «чуди». Правда, академик Олег Николаевич Трубачёв опроверг эту гипотезу, предоставив доказательства наличия в праславянском языке ненормативных слов, дошедших до наших дней.

Таким образом, финноязычные племена меря, мещёра и мурома влились в русский народ, будучи полностью ассимилированы славянскими переселенцами вследствие своей сравнительной малочисленности.

                                      Мы — не только славяне

Ни для кого не секрет, что русский народ — не полностью славянский. В нас течет кровь и финно-угорских, и балтийских племен. Порой русских, пытаются оскорбить этим: например в риторике украинских националистов есть распространенный тезис, что русские, мол, не славяне, а «мошканцы узкоглазые». Отчасти это так, но для любого здравомыслящего человека такие вещи не могут быть оскорбительными. Богатство нашей страны в ее многонациональности, а богатство русского народа — в его разнообразной генетике.

В самом начале существования русского государства, под властью Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств жило очень много неславянских племен. Некоторые из них стали народами и существуют сегодня, например водь, веспы, карелы, эстонцы. Другие же полностью ассимилировались и растворились в русском народе. Одним из самых крупных исчезнувших финно-угорских племен было меря.

                                                                       Кто такие меря ?   Картинки по запросу 145441881117245566

Этот небольшой миролюбивый народ к середине 1 тысячелетия н.э. расселился на обширных лесных территориях, на которых сейчас расположились Московская, Ивановская, Ярославская, Владимирская, Вологодская Костромская области. Племенным центром меря считается Сарское городище, которое археологи обнаружили на озере Неро, что в Ярославской области.

                                                                                      Сарское городище

                                                                 ворота посвящения в Мерю

                                                                              священная роща -  Синьково городище  

 Представители этого народа жили земледелием и скотоводством. Религия меря была основана на почитании природы. Как и многие другие финские народы, меря поклонялись священным рощам и особым камням. Многие исконно русские города — Суздаль, Владимир на Клязьме, Переяславль-Залесский, Углич, Плёс, и, возможно, даже Москва, выросли из мерянских поселков.

                                                                              Суздаль

По развитию культуры меря почти ни в чем не уступали соседним славянским племенам кривичей и вятичей, кроме одного: они не умели воевать.

Поэтому когда во второй половине 1 тысячелетия на землях меря стали появляться славяне, более опытные и агрессивные, меря пришлось покориться. early slavic warriors VI-VIIcent  - Szukaj w Google

На землях меря славяне селились сами, а земли других финно-угорских народов, например, марийцев, ставили в вассальную зависимость. Именно поэтому меря постепенно слилась с русскими, а ее ближайшие восточные родственники — мордва, марийцы, развились как отдельные этносы.

 У нас нет свидетельств того, что славяне истребляли мерю, да и судя по всему этого не было. Русь изначально строилась как сообщество разных племен, и ни о каком предвзятом отношении одних народов к другим речи быть не могло.

 

В IX веке меря платили дань Новгороду и участвовали в походах Олега на Царьград. Когда Русь стала православной, многие меря сопротивлялись христианизации вплоть до XIV века. Возможно, на этом этапе мери досталось от русских — христианизация изолированных поселений порой проводилась агрессивно. После XIV века никто из летописцев уже не упоминал мерю как отдельный, реально существующий этнос.

                              След меря в истории русского народа

Меря основали много городов, которые мы привыкли считать исконно русскими. Суздаль, Владимир на Клязьме, Переяславль-Залесский, Углич, Плёс, и, возможно, даже Москва, выросли из мерянских посёлков.   Город Галич под Костромой в древности назывался Галич-Мерьский — до того, как стать форпостом Владимирского княжества на северо-востоке, этот город был поселением меря.

Картинки по запросу DrBphfhVNiQ

Много других топонимов этого региона мерянские. Например все, что заканчивается на -га и -ва:  Москва, Ветлуга, произошли от мерянских слов на водную тематику. Подмосковный Талдом — это "дубовый дом" по-мерянски, а название реки Дубны не связано с дубами, оно произошло от мерянского слова, обозначавшего болота. Таких мерянских топонимов в центральной, исконно русской части России очень много. Напрямую с меря связаны топонимы с корнем нер-: озеро Неро в Костромской, реки Нерская и Нерехта в Московской области. Кстати, еще один популярный топоним, особенно часто встречающийся в московском регионе — мещера, это название очень похожего на мерю близкородственного ей народа, который разделил ее судьбу и тоже влился в состав русского народа.

Картинки по запросу 686686_main                                                                                     Мещера

В русский язык вошло немало финно-угорских слов: "тундра", "килька", "салака" и т. д.  Порой сложно сказать точно, из какого именно финно-угорского языка позаимствовано то или иное слово, но, вполне возможно, что многие из них мерянские. Что до генетики, то здесь судить сложно. Невозможно провести генетические исследования меря и сравнить их гены с русскими. Однако с антропологической точки зрения, у многих русских, особенно у северо-восточных популяций, присутствуют черты уральской расы, к которой принадлежали меря и другие финно-угорские народы. Раскосыми глазами, широкими скулами, которые встречаются у многих из нас, мы обязаны нашим финно-угорским предкам. Меря и другие народы этой семьи слились с русскими и обогатили наш генофонд. Русские потомки племени меря живут по всей России. Но их историческая родина — Залесский край, северо-восточные княжества Руси.

                                   Храм сорока Севастийских мучеников в Переславле-Залеском

                                                                   Суздальское ополье

Картинки по запросу 0_f0e74_c4b58fe3_orig

В VIII—X веках меряне, жившие в крае, который в истории назывался Ростовско-Суздальской землей, по сравнению с мерянами других территорий, были более богатыми, благодаря пушному промыслу и хорошо поставленному земледелию на черноземных суглинках Суздальского ополья.

Частые находки арабских монет VII—X веков около Ростова, Владимира, особенно Суздаля, говорят об их торговых связях с арабским Востоком.

Меряне поставляли арабам северную экзотику — соболей, бобров и конечно, свою извечную продукцию — мед и воск.

Раскопки финского могильника Большое Давыдовское-2 в Суздальском Ополье                 
     

Большая дорога Суздаль — Нижний Новгород связывала земледельческое ополье с Волгой, а через нее с "тридевятыми землями". Эта дорога очень способствовала развитию у местного населения торговой деятельности, предприимчивости, изобретательности, вежливости.

Картинки по запросу ea78f90b41

И в настоящее время вряд ли найдется другой уголок с более обходительным, вежливым и приветливым населением, как этот район.

Здесь набирающего воду из колодца приветствуют словом "свеженько", а женщину, полощущую белье на речке — "беленько", уважительно низко кланяясь ей. 

Здешние меряне жили в бревенчатых избах с русской (изобретена мерянами) печью, мылись в банях.

Весной, по своим праздникам, до летней деловой поры водили песенные хороводы на цветистых лужайках, лесных полянах и светлых лесных опушках. Для езды по бездорожью меряне создали отличные экипажи: тарантас, телегу, таратайку (мерянские названия) и дрожки — для всех видов поездок.

Ведя сельское хозяйство, а также занимаясь охотничьим промыслом и рыбной ловлей, которые были обычно добычливы, меряне хорошо и сытно ели, а с гостями и в гостях по праздникам и выпивали. Пили они здоровые, слабо хмельные напитки, ими же изобретенные. Этими напитками были: ржаное пиво, что не так давно называлось крестьянским, буза (или бужа) — брага (крепкое пиво), приготовляемое на ржаном солоде, и самый праздничный, самый роскошный напиток, ″пуре″ — медовая брага, медовуха. "Зелена вина" меряне не знали. 
Пиво и буза появились там, где было много зерна ржи, то есть в ополье. ″Пуре″ приготовляли в местности, прилегающей к большой дороге, где в огромных лесах, окружавших ее, водилось много пчел, которые собирали много меда с ивовых деревьев, малины, крушины и кипрея на лесных гарях, с клеверов и разнотравья лугов. Район этой древней дороги и теперь благоприятен для пчеловодства. Здесь вдоль этого старинного пути и распространены названия Пурех и Пурешка. И не случайно, что и волость, находившаяся в этом районе, называлась Пурецкой. 

Меряне уважали ″пуре″. Да и заезжий торговый гость, проезжающий по этой дороге, с устатку воздавал ему должное. В то далекое время, в зимнюю стужу и пургу, дальние дороги и тяжелый труд делали употребление ″пуре″ необходимостью, да к тому же этот напиток считался и полезным, и целебным. Наблюдения простого русского народа говорят о том, что медовый напиток ″пуре″ очищает кровь, укрепляет желудок, улучшает состав и обмен веществ. 

Деревянный резной или раскрашенный стаканчик — чарочка с ″пуре″ обходил сидевших за столом в круговую, чтобы не было лишнего выпивших и не осталось обойденных. Чарочка нам досталась от мерян, и это слово состоит из двух мерянских слов: "чары", что значит колесо и "а(ш)ська" — ходика, шагай. Чара(ш)ська — значит колесом ходи-ка, в смысле кругом ходи, кругом шагай. И немного потребовалось изменить слово, чтобы получилась русская чарочка. Вспомним застольную песню: "Чарочка по столику похаживает…" 

″Пуре″ в переводе на русский язык — значит медовая брага, медовуха, а мерянское прилагательное от ″пуре″ — пурех, пурешка — медовушное, бражное.

Реки Пуре, Пурех и Пурешка протекают в местах болотистых, вода в них с коричневым оттенком и напоминает по цвету ″пуре″, отсюда и даны им такие названия (Пура – и сейчас с марийского: пиво, квас).  

   Карта Окско-Волжского междуречья ( до 1350 года)  с показанием мест обитания мерян и соседних племен                   

Картинки по запросу 0_f0e73_71ce5924_orig

                                                                                                                        Артамонов Александр