1973 год. Война " Судного дня "

    

                  Октябрьская война “ Судного дня “ 1973-го года

                                     Часть I

История знает немало примеров того, как нежелание идти на компромисс, безрассудность и политическая глухота приводила противоборствующие стороны к кровопролитным трагедиям, позорными пятнами ложащимся на виновников столкновения. Как яркий пример такого поведения – трагедия 6 октября 1973-го года – день, когда назревавший долгие годы конфликт между двумя ближневосточными государствами вылился в открытое военное противостояние. Именно в этот день сорок лет назад в еврейский праздник Йом-Киппур египетские вооруженные силы совместно с сирийскими военными внезапно атаковали расслабившийся Израиль.

Данное столкновение длилось восемнадцать суток и было четвертым по счету масштабным арабо-израильским конфликтом, получившим название «войны Судного дня».

Инициатором военного наступления на территорию Израиля стали два государства Ближнего Востока: Египет и Сирия. Дипломаты этих стран неоднократно пытались вести переговоры с израильскими властями по вопросу возврата захваченных еще в 1967-ом году земель. Однако Израиль категорически отклонял поступающие от соседей предложения, вынудив арабов пойти на крайние меры и подписать так называемое «правило трех «нет», предполагающее отказ от переговоров, от признания и от мира с еврейским государством. Это положило начало вялотекущему политическому конфликту, который в истории остался под заглавием «война на истощение». Возвращение отнятых когда-то земель превратилось для арабов в дело принципа, запоздалое стремление отмыться от бесчестья, полученного в предыдущей «Шестидневной войне».
Одержав довольно быструю и убедительную победу в войне 1967-го года, Израиль был совершенно уверен в том, что арабы, не умеющие, по их мнению, толком воевать, не посмеют в ближайшие десятилетия нападать на них. Вдоль Суэцкого канала израильтяне возвели мощные укрепления, названные «линией Бар-Лева (от имени их разработчика – генерала Хаима Бар-Лева).

    

Они состояли из нескольких полос обороны глубиной от тридцати до пятидесяти километров. Первая полоса проходила вдоль Суэцкого канала и включала в себя противотанковый вал двадцатиметровой высоты (протяженностью около ста шестидесяти километров) с оборудованными на гребне взводными опорными пунктами. Каждый взвод пехотинцев поддерживал танковый взвод. Внутри вала располагались трубопроводы, обеспечивающие поступление нефти в канал. В критической ситуации предполагалось ее выпустить и поджечь. Между полосами обороны шла дорога, патрулируемая группами танков и мотопехоты. Дорога предназначалась для переброски батареи САУ на угрожаемый участок. Основой второй линии были ротные опорные пункты, способные, по расчетам, держаться автономно более пяти дней. И, наконец, в тридцати километрах от канала в резерве стояли три бронетанковых бригады. Сооружение «линии Бар-Лева» обошлось Израилю в триста миллионов долларов. На Голанских высотах (сирийский фронт) также был возведен оборонительный рубеж протяженностью в семьдесят пять километров. Основу составляли расположенные на высотах опорные пункты, включавшие в себя вкопанные в грунт танки (около двенадцати единиц на один километр фронта).

                                                      Основные тактико-технические характеристики:

Модификация танка

«Centurion» Mk.13

Год принятия на вооружение

конец 1960-х

Боевая масса, тонн

51,82

Экипаж, чел.

4

Длина наибольшая, мм

9854

Ширина, мм

3390

Высота без зенитного пулемета, мм

3009

Клиренс, мм

510

Вооружение:
- пушка (боекомплект, выстр.)

  
105-мм L7A2 (64)

- 12,7-мм пулемет (боекомплект, патр.)

Browning M2HB (600)

- 7,62-мм пулемет (боекомплект, патр.)

два М1919 (4750)

Двигатель:
«Rolls Royce»

карбюраторный
«Метеор»

Мощность двигателя, л.с.

600

Удельное давление на грунт, кг/кв.см

0,9

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

35

Запас хода по шоссе, км

190

Преодолеваемые препятствия:
- стенка, м
- ров, м
- брод, м

 
0,90
3,35
1,45

Бронирование, мм:
- лоб корпуса
- борт корпуса
- лоб башни

  
76
51
свыше 152

 
Был на высотах и свой канал – ров шириной шесть и глубиной четыре метра. И на Сирийском, и на Суэцком направлениях израильтяне готовились к оборонительной войне, а успех мотомеханизированных частей в предыдущих битвах на полуострове привел их командующих к переоценке значения танков и недооценке пехоты и артиллерии. За эти ошибки пришлось расплачиваться кровью.

Зародившееся еще в 1967-ом году стремление Египта вернуть оккупированные соседом Синайский полуостров и Голанские высоты и восстановить территориальную целостность, приобрели первостепенную важность после того, как осенью 1970-го к власти в Египте после смерти президента Гамаля Абдель Насера Хусейна пришел его преемник Мухаммад Анвар  ас- Садат.

                                                        Абдель Насер                                                   Анвар Садат

Учтя совершенные ошибки, египтяне провели огромную работу по наращиванию и укреплению своей боевой мощи, а также разработке новой военной стратегии. Подготовка к будущему выступлению была начата жаждущими реванша арабами еще в 1971-ом, когда неподалеку от Александрии и Каира были построены специальные учебные центры, «кусочки линии Бар-Лева», на которых мобилизованные египетские вооруженные силы отрабатывали практические навыки по ведению боевых действий в условиях форсирования канала и преодоления высот в холмистой местности.
В составе египетских вооруженных сил возросло число саперных подразделений. Особое внимание уделялось доставке техники на плацдарм – втаскивать и спускать с вала тяжелые машины занятие медленное и не самое приятное. Кроме того египтяне решили использовать не совсем обычный подход для решения проблемы продвижения тяжелой техники через попадающиеся на пути песчаные валы. В течение лета 1973-го года в ФРГ и Англии ими были закуплены около ста шестидесяти водяных пушек – водометов. Задумка была проста и гениальна: вместо того, чтобы преодолевать препятствие через верх, было решено с помощью водометов размывать проходы в рыхлых песчаных валах.

Следующим шагом было привлечение к делу нападения на обидчиков еще одного недовольного соседа, Сирии. Для отвлечения внимания и сил израильтян она должна была начать боевые действия со стороны Голанских высот, а ведение Израилем войны сразу на двух направлениях позволяло значительно увеличить шансы египтян на победу. Согласно некоторым источникам дополнительным толчком к вступлению в войну этого арабского государства послужило нападение израильской авиации на сирийские МИГи 13 сентября 1973-го года. Воздушное столкновение, в котором израильтянами было сбито двенадцать сирийских самолетов, произошло над Ливано-Сирийской границей.

Одним из усвоенных уроков «Шестидневной войны» стало массовое перевооружение армий Сирии и Египта. Огромный вклад в их оснащение более современной военной техникой был внесен СССР, который поставлял в Египет не только свои танки различных модификаций, но и опытных инструкторов, обучавших солдат правильному ведению боя с использованием бронетанковой техники. Арабы оснастили свою армию большим количеством ПТУРов «Малютка», которые были способны быстро и эффективно уничтожать технику противника.

                             Про­ти­во­тан­ко­вая управ­ляе­мая ра­ке­та 9М14 
Даль­ность стрель­бы - 500-3000 м.

Бое­вая часть 9Н110: ку­му­ля­тив­ная, бро­не­про­би­вае­мость - 200 мм при 60°, 400-460 мм при 90°;

мас­са БЧ - 2,6 кг, ВВ - 2,2 кг.

 Взры­ва­тель - кон­такт­ный, даль­ность взве­де­ния - 70-200 м.

Сис­те­ма управ­ле­ния - руч­ная ко­манд­ная по про­во­дам.

Ве­ро­ят­ность по­па­да­ния в танк - 0,7.

Дви­га­тель - РДТТ.

Ско­рость по­ле­та: мак­си­маль­ная - 140 м/с., сред­няя - 115 м/с.

Вре­мя по­ле­та на мак­си­маль­ную даль­ность - 26 с.

Мас­са: ра­ке­ты - 10,9 кг.

Раз­ме­ры: дли­на - 860 мм, диа­метр - 125 мм, раз­мах кры­ла - 393 мм. 

Периодически проводимые учения, которые поначалу насторожили израильскую разведку и пограничные наряды, в конце концов, стали восприниматься соседями как норма.
Не менее внимательно арабы подошли и к вопросу о выборе дня наступления, которым стал один из главных иудейских праздников Йом-Киппур (День искупления). Им было известно, что Судный день израильтяне проводят в молитве, а города как будто бы вымирают: не работают учреждения и общественный транспорт, а радио и телевидение приостанавливают свое вещание. Однако хитрый противник не учел того факта, что именно отсутствие загруженности транспортных магистралей позволило израильтянам в конечном счете быстро провести мобилизацию и получить подкрепление вскоре после начала наступления.
Называть атаку египтян и сирийцев внезапной будет не совсем правильно, ибо доподлинно известно, что уже ранним утром, задолго до начала вторжения, в Израиле была объявлена мобилизация. Принятия срочных мер, некоторые члены правительства Израиля требовали давно, а регулярно поступающие сведения разведки о готовящемся наступлении беспокоили все правящие круги этой страны. Однако неуверенность и нерешительность премьер-министра Голды Меир, на которую оказывалось давление со стороны госсекретаря США, а также скептицизм тогдашнего министра обороны Моше Даяна оказались в итоге решающими.

Внезапной для израильских военных оказалась та мощь, с которой противник 6 октября обрушился на удерживаемую ими территорию Синая. Описывая танковые сражения Четвертой арабо-израильской войны, многие историки сравнивают их с такими грандиозными историческими событиями как Курская битва во Вторую мировую. Очевидцы боев вспоминают о расстилавшейся до горизонта бесчисленной армаде египетских танков, двинувшихся на израильтян. 

Земля постоянно содрогалась от разрывов артиллерийских снарядов. Это было одно из самых массовых танковых сражений в мировой истории. Ровно в 14:00 на позиции израильтян был совершен авиационный налет, а пятью минутами позже египетская артиллерия нанесла сокрушительный удар, в котором поучаствовало более двух тысяч орудий и минометов. О подготовленности наступления красноречиво свидетельствует тот факт, что всего через двадцать минут египтяне уже вывели из строя все огневые точки обороны израильтян, а спустя еще десять минут находились на вершине вала, перенеся огонь вглубь обороны. Их войска форсировали Суэцкий канал на всем протяжении, одновременно готовя проходы для техники в семидесяти заранее обозначенных местах.

После обеда ликующий Анвар Садат позвонил послу Советского Союза в Каире Владимиру Михайловичу Виноградову и прокричал в трубку: «Мы пересекли канал! Мы на восточном берегу. Египетский флаг на восточном берегу!».

 

Здесь и далее приводятся отрывки из воспоминаний об Октябрьской войне одного из самых ярких представителей внешнеполитических служб Израиля Якова Кедми: «Одна из причин первых неудач – самоуверенность руководства нашей разведки. Накануне войны Моше Даян хотел рекомендовать Ариэля Шарона на должность главы генштаба, однако при наличии личной храбрости, у него совершенно не было политической. Премьер наложила вето, Даян стушевался и Арик отправился с поста командующего южным округом на свою ферму пасти овечек. Главой Генштаба сделали Давида Элазара, который, бесспорно, уступал Шарону в профессиональном плане».

    

Хотя израильтяне и были обескуражены неожиданным напором противника, скоростью и масштабом наступления, их реакция не заставила себя долго ждать. Как только первые египетские солдаты ступили на израильскую землю, их немедленно атаковали танковые части. Из-за нехватки времени на подготовку действовали они вслепую, без данных разведки, что оказалось крайне опрометчивым решением. В результате к концу дня египетским расчетам ПТУР при поддержке пехоты удалось вывести из строя более двухсот танков израильтян. Поражение за поражением терпела и славная израильская авиация, всего за трое суток потерявшая более восьмидесяти самолетов.

Вечером 7 октября на территории Синая уже хозяйничали две танковые, одна механизированная и пять пехотных дивизий египтян. Количество пехотинцев достигло ста тысяч человек, танков – более восьми сотен. Одновременно вторая армия Египта вела наступление по направлению к средиземноморскому побережью, а третья армия атаковала в районе Суэца. Боевые действия продолжались даже в ночное время, и в этом плане у египтян и сирийцев было одно важное преимущество. Дело в том, что основную долю танкового парка арабов составляли советские Т-55, на которых имелись приборы ночного видения с возможностью управления командиром расчета и непосредственно наводчиком. Это давало возможность вести успешный обстрел бронетехники противника, которому приходилось сложнее – в израильских танках приборами ночного видения мог пользоваться лишь механик-водитель. Помимо этого маленькие размеры Т-55 и высокая маневренность за счет сравнительно небольшого веса делали их менее уязвимыми по сравнению с тяжелыми и более крупными танками израильтян.

            Тактико-технические характеристики Т-55

Экипаж, чел.: 4
Компоновочная схема: классическая
Разработчик: Харьковское конструкторское бюро машиностроения
Производитель: СССР, Польша,Румыния, Чехословакия
Годы производства: 1958 — 1979
Количество выпущенных, шт.: 23 600

Вес Т-55 - 36,0 тонн

Размеры Т-55

- Длина корпуса, мм: 6200
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
- Ширина корпуса, мм: 3270
- Высота, мм: 2350
- База, мм: 3840
- Колея, мм: 2640
- Клиренс, мм: 425

Броня Т-55

- Тип брони: стальная катаная и литая
- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 100 / 60°
- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 100 / 55°
- Борт корпуса (верх), мм/град.: 60 / 60°
- Борт корпуса (низ), мм/град.: 80 / 0°
- Корма корпуса (верх), мм/град.: 30 / 60°
- Корма корпуса (середина), мм/град.: 45 / 17°
- Корма корпуса (низ), мм/град.: 20 / 70°
- Днище, мм: 20
- Крыша корпуса, мм: 15—30[2]
- Лоб башни, мм/град.: 200 / 0°, 70 / 52°
- Борт башни, мм/град.: 160 / 0°, 115 / 45°
- Корма башни, мм/град.: 65 / 0°, 50 / 45°
- Крыша башни, мм: 30

Вооружение Т-55

- Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
- Тип пушки: нарезная пушка
- Длина ствола, калибров: 56
- Боекомплект пушки: 43
- Дальность стрельбы, км: 0,02—14,6
- Прицелы: ТШ2Б-32П, ТПН-1-22-11
- Пулемёты: 1 × 12,7-мм ДШКМ, 2 × 7,62-мм СГМТ

Двигатель Т-55

- Тип двигателя: В-55
- Мощность двигателя, л. с.: 580

Скорость Т-55

- Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 22—27

- Запас хода по шоссе, км: 485—500
- Запас хода по пересечённой местности, км: 290—320
- Удельная мощность, л. с./т: 16,1
- Тип подвески: индивидуальная торсионная
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,81
- Преодолеваемый подъём, град.: 32
- Преодолеваемая стенка, м: 0,8
- Преодолеваемый ров, м: 2,7
- Преодолеваемый брод, м: 1,4 (5 с ОПВТ)

Однако при больших размерах и весе танки израильской армии обеспечивали более комфортные условия для работы своих экипажей, имели больший угол подъема и снижения орудия, в два-три раза больший по количеству боекомплект и объем топливных баков, а также более мощные двигатели. Данные факторы впоследствии сыграли важную роль в исходе той войны.

«В теории у нас все было замечательно, однако на практике ни один сценарий генерального штаба не сработал. Считалось, что кадровые части должны двадцать четыре часа удерживать линию обороны до подхода резерва, но они не смогли. На юге творился полный бардак. Стратегическое управление отсутствовало, части вступали в бой разрозненно. Людей бездумно отправляли на верную смерть. Уже позже выяснялись сказочные вещи, когда, например, дивизию атаковал танковый батальон. И не из-за тактических взглядов, а только вследствие тупости руководства. Или знаменитый девиз: «Ни шагу назад». И это где? В пустыне, где до ближайшего поселения километры пути. Это у Клочкова сзади была Москва, а наш противник даже не собирался идти по пескам, лишь захватить входы перевалов. Вместо того чтобы отвести войска, маневром выманить египтян из-под воздушного прикрытия и уничтожить, наше руководство приказывало удерживать пустыню. Все это в итоге привело к большим жертвам».

Успехи арабов на синайском направлении с лихвой компенсировались неудачами сирийцев в районе Голанских высот. Через два дня, прошедших с момента первой атаки, израильтяне пришли в себя и 8 октября перешли к решительным боевым действиям, довольно крепко поколотив сирийцев. До 14 октября израильской армии удалось значительно продвинуться в направлении Дамаска и прочно закрепиться на отвоеванных позициях, дабы не растягивать коммуникации.

На Синае же в течение всего 8 октября продолжалось жесточайшее танковое сражение, в котором израильские танковые бригады потеряли до шестидесяти процентов своей техники. В одной из отчаянных попыток прорвать оборону арабов бригада израильтян за восемнадцать минут умудрилась потерять двадцать четыре танка. Показательным было и то, что почти половину бронетехники уничтожили египетские вертолеты, вооруженные ПТУР, а всегда считавшаяся «непобедимой» израильская эскадрилья не смогла ничем помочь, так как силы ПВО египтян работали безукоризненно. 9 октября египетской армии удалось полностью уничтожить 190-ую израильскую танковую бригаду, а ее командир, Асаф Ягури, был взят в плен.

                 

10 октября, после четырехдневных напряженных сражений, ситуация на поле битвы немного стабилизировалась и наступила небольшая передышка. Время от времени израильтяне проводили незначительные контратаки на египетские огневые точки. Затишье объяснялось очень просто: обе стороны военного конфликта ожидали подхода подкреплений от своих спонсоров, коими для израильтян были Соединенные Штаты, а для Египта и Сирии – СССР. Израильтяне предпочитали не рисковать, их положение и без того было весьма шатким, а любое наступление противника могло закончиться прорывом обороны, открыв арабам путь на север.
Активность на синайском фронте возобновилась в 6:30 утра 14 октября, когда четыре пехотных и две танковые дивизии египтян резко атаковали противника и с ходу продвинулись на десять километров вперед. Однако затем арабы налетели на две сотни окопавшихся израильских танков. При поддержке восемнадцати вертолетов, оснащенных ПТРК «TOW», израильтянам удалось уничтожить возле перевала Митла почти половину наступавшей танковой бригады Египта.

Затем в последовавшем ночном сражении ими были разгромлены еще двести шестьдесят танков и две сотни БТРов египтян. Собственные потери израильской армии составили немногим более сорока танков. В этот же день погиб генерал Мендлер, командовавший бронетанковыми частями Израиля на Синае.

«В первых воздушных сражениях мы лишились лучших пилотов. Очередной просчет нашего руководства: атака египетской армии при работающих системах ПВО. Они расстреливали самолеты в упор, больше сотни было сбито. Профессиональный уровень у них был не очень, у руководства тоже проблемы, и чем выше, тем больше.
Потери обеих сторон настолько выросли, что без дополнительной поставки оружия и техники от заинтересованных «благодетелей» уже было не обойтись. Если говорить откровенно, то если бы не помощь США, вряд ли исход Октябрьской войны был бы таким благоприятным для Израиля. В те дни страны Европы полностью отказали стране в военной помощи. Голда Меир днем и ночью непрерывно звонила в Вашингтон и просила организовать ее встречу с президентом Америки и воздушный мост. Набор ее фраз звучал приблизительно так: «Помогите нам сегодня. Завтра уже будет слишком поздно». При этом премьер постоянно напоминала американцам, что в Сирию и Египет осуществляются «громадные поставки русского оружия». В конце концов, Ричард Милхауз Никсон дал разрешение и 14 октября, на девятый день сражений, возник воздушный мост.

 

Услышав, что в аэропорту приземлился первый военно-транспортный самолет, Голда Меир, по ее собственному признанию, разрыдалась от счастья. Радоваться действительно было от чего – далекие союзники не поскупились ни на танки, ни на снаряды и ракеты (особенно «воздух-воздух»). За последующие десять дней Израиль получил от США сто двадцать восемь боевых самолетов, сто пятьдесят танков М60, две тысячи ПТУРСов новейшего образца, множество ракет и кассетных авиабомб. Военных грузов было доставлено на двадцать семь тысяч тонн.

Воздушные мосты США и СССР по переброске военных грузов воюющим сторонам

 

тип
самолётов

самолёто
вылеты

расстояние
м. миль

время
дней

перевезено
тонн

Союз Советских Социалистических РеспубликСССР

Ан-12

850

1700

40

10000

Ан-22

85

5000

Всего

935

15000

Соединённые Штаты АмерикиСША

C-141

422

6450

32

11754

C-5A

145

10565

Всего

567

22319

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 октября группа израильских диверсантов вывела из строя центр радиоперехвата египтян в районе Джебель-Атака. Данная потеря сильно усложнила последним управление войсками и ведение разведки. 15 октября силами девяти танковых бригад израильтяне начали первые фронтальные контратаки. И хотя интенсивные боевые действия велись в течение всего дня, добиться успеха ни одной из воюющих сторон так и не удалось.
Нестандартный и неожиданный выход из положения нашел один из самых талантливых израильских военачальников генерал-майор Ариэль Шарон.

 

Отличник политической и боевой подготовки времен старых арабо-израильских войн был спешно выдернут из запаса. Чем вдохновлялся при разработке своего плана Шарон – конкретным историческим примером или общей безысходностью ситуации, подкрепленной невразумительным верховным командованием – сегодня сказать трудно. Известно лишь, что ранее он яростно критиковал строительство «линии Бар-Лева», отмечая, что очень похожая «линия Мажино» не помогла Франции в 1940-ом году.
Шарон решил применить весьма авантюрный прием – ударить 143-ей бронетанковой дивизией по ослабленному стыку второй и третьей египетских армий, охватывающих позиции израильтян. Что любопытно, немногим ранее Моше Даян отдал распоряжение о том, чтобы весь Южный округ воздерживался от наступлений. Стабилизация фронт была необходима правительству в преддверии вероятных переговоров о прекращении огня с египтянами. Однако Ариэль Шарон эту инструкцию проигнорировал.
Ночью с 15 на 16 октября 1973-го года небольшой израильский отряд, в состав которого входили семь танков и восемь БТРов, форсировали Большое Горькое озеро, заняв небольшой плацдарм на египетском берегу. Армия противника пропустила начавшееся движение израильтян, не выделив дополнительные средства для обороны западного берега. Именно благодаря наличию окопавшегося плацдарма на вражеском берегу части Шарона сумели возвести понтонный мост и переправить на противоположный берег танки.

«Египтяне преодолели канал быстро и под огнем. Ни одно из наших готовившихся под большим секретом средств форсирования не сработало. Лишь понтоны, закупленные в Германии... Наш успех стал результатом ошибки руководства египтян, которые решили, что танки там не пойдут. Если бы они оставили хотя бы одну бригаду, то вся история пошла по-другому… Захватив плацдарм на противоположной стороне Суэцкого канала, мы вышли на войска второго эшелона. Передав свои противотанковые средства в первую линию, они были лишены средств для борьбы с бронетехникой. Кстати, была забавная история с системами ПВО. Командование приказало выводить их из строя, но бить не по ракетам, а только по антеннам. Мы ликвидировали систему управления, антенны, однако в семье не без этого... Один шарахнул по ракете. Без управления она несколько минут выписывала синусоиды между танками, потом улетела куда-то в сторону, где и взорвалась. Потом мы этого умника крыли на всех языках».
Когда египтяне поняли, чем грозит им их беспечность, то немедленно атаковали, стремясь отрезать незначительную группировку противника, обосновавшуюся на западном берегу. Но даже поддержка с воздуха и мощь танковой и пехотной дивизий не смогли принести существенных результатов. Битва на Горьком озере возле «Китайской фермы» было, по мнению ряда обозревателей, самым ожесточенным. Ночной бой закончился весьма плачевно для египетской армии: войскам Шарона удалось подбить до полутора сотен египетских танков при личных потерях в семьдесят машин. На следующий день, 17 октября, египтяне потеряли еще столько же единиц бронетанковой техники, в то время как потери израильской армии составили лишь восемьдесят танков. В конце дня египтяне предприняли последнюю отчаянную попытку отбросить неприятеля, за что поплатились потерей восьмидесяти шести машин, тогда как израильтяне потеряли всего четыре единицы техники.
18 октября 252-ая и 162-ая дивизии Израиля, переправившись на другой берег канала, стали заходить в тыл основной группировки египетских войск в лице третьей армии. Одними из первых и самых важных потерь египтян стало фактически полное уничтожение их сил ПВО, размещенных западнее канала. А это, в свою очередь, открыло небо для авиации Израиля. 19 октября положение третьей армии из доминирующего превратилось в угрожаемое. Израильская армия готовилась нанести решающий удар по ненавистному соседу, однако в этот момент в отношения ближневосточных стран решила вмешаться ООН, потребовавшая немедленного прекращения боевых действий. Небольшое затишье обе стороны использовали для того, чтобы перевести дыхание и перегруппировать силы, подготовившись к новым сражениям. Израильская армия не спешила следовать советам «больших братьев» и остановилась лишь 25 октября после захвата Суэца, который стал последним аккордом битвы на Синае. Трехдневное психологическое давление на правящие круги Тель-Авива с демонстративным приведением в полную боевую готовность ядерных сил США и советских ВДВ дали свои плоды. Война была остановлена.

Продолжение смотрите на сайте : Любознательным. СССР.  Как Советский Союз за один день остановил войну