Корабли прибрежной зоны
Боевые корабли прибрежной зоны: современный подход
23 сентября 2006 года в мировом кораблестроении произошло неординарное событие: в городе Маринетт, штат Висконсин (США), со стапелей верфи «Marinette Marine Shipyard» корпорации «Gibbs & Cox» был спущен на воду первый в мире корабль нового класса – боевой корабль прибрежной зоны с символическим названием «Freedom» («Свобода»), призванный воплотить в себе идею превосходства Военно-морских сил США в мелководных и прибрежных районах Мирового океана в XXI веке.
Боевой корабль прибрежной зоны LCS-1 "Freedom" после спуска на воду 23 сентября 2006 г.
Программа постройки кораблей этого класса – одно из приоритетных направлений развития ВМС США, целью которого является ввод в боевой состав флота свыше 50 боевых кораблей прибрежной зоны. Их отличительными особенностями должны стать высокая скорость и маневренность, перспективные комплексы вооружения, выполненные по модульному принципу, а главными задачами – борьба с «асимметричной угрозой» для американского ракетно-ядерного океанского флота в прибрежных водах, которая видится в лице малошумных дизельных подводных лодок, минных постановок и быстроходных боевых катеров противника.
Рождение новой концепции
Появление нового класса кораблей в ВМС США не случайно. Еще с начала 1990-х годов геополитическая картина мира стала кардинально меняться: появлялись новые государства и исчезали старые, но самое главное – распался Советский Союз, в результате чего закончилось глобальное противостояние двух сверхдержав, и мир стал «однополярным». Одновременно стали меняться и военные доктрины лидирующих западных государств, ранее видевших в лице СССР «наиболее вероятного противника». Не стал исключением и Пентагон, где быстро осознали, что наиболее распространенными в конце XX века стали, так называемые, локальные конфликты, возникающие в самых разных регионах мира. Таким образом, началась переориентация флота на новые задачи, которыми стали операции в прибрежной зоне, в том числе поддержка высадки десанта, а также зональная противовоздушная и противоракетная оборона на море. Кроме того, в контексте завоевания господства в прибрежной зоне также были определены противолодочная и противоминная оборона кораблей и соединений.
Эта новая концепция применения флота в предполагаемых конфликтах в сочетании с бурным развитием современных военных технологий и предопределила пересмотр боевого состава ВМС США. В новом веке планировалось строить боевые корабли нового поколения. Первоначально задумывались перспективные эсминцы DD-21, а в конечном счете ими должны были стать эсминцы DD(X), крейсеры CG(X) и боевые корабли превосходства в прибрежной зоне, или Littoral Combat Ships. О них далее и пойдет речь.
Проектное изображение боевого корабля прибрежной зоны разработки группы компаний возглавляемой "Lockheed Martin"
Здесь стоит сделать небольшое отступление и напомнить, что к кораблям прибрежной зоны (Littoral Combatants) за рубежом всегда относили классы кораблей малого и среднего водоизмещения действующие в основном у берегов: корветы, ударные и патрульные катера, минно-тральные корабли, корабли береговой охраны. И само слово Littoral как раз имеет прямой перевод, означающий «прибрежный». Теперь же в ВМС США термин Littoral Combat Ship (сокращенно – LCS) определен именно как новый класс (возможно, временно). А во многих русскоязычных источниках стали использовать это слово без перевода, в результате чего появился неофициальный термин «литоральные боевые корабли». Принципиальным же отличием этого класса кораблей было в том, что они предназначаются для действий в первую очередь у берегов противника.
Итак, уже в 1991 году (одновременно с распадом СССР) в США началась разработка оперативно-технических требований к боевым надводным кораблям, которые бы отвечали задачам флота в новом тысячелетии. С января 1995 года в рамках программы «Надводный корабль 21 века» (Surface Combatant-21) выполнялся анализ по критерию «стоимость–эффективность» множества вариантов боевых кораблей разных классов, а также их комбинаций в составе корабельных соединений. В результате была выработана рекомендация, что наиболее целесообразным является создание семейства универсальных надводных кораблей, созданных по единой программе.
Концепция нового надводного корабля, получившего условное обозначение DD-21, прорабатывалась с декабря 2000 года, когда с компаниями-разработчиками был подписан контракт на сумму 238 млн. долларов США на разработку эскизного проекта эсминца нового поколения для предварительной демонстрации и оценки его основных характеристик. Проектирование велось на конкурсной основе между двумя группами, одну из которых возглавляла компания «General Dynamics Bath Iron Works» совместно с «Lockheed Martin Corporation», а вторую – «Northrop Grumman’s Ingalls Shipbuilding» совместно с «Raytheon Systems». В ноябре 2001 года программа DD-21 была пересмотрена, после чего получила свое дальнейшее развитие под названием DD(X). Теперь кроме эсминца предполагалось также создать крейсер зональной ПВО/ПРО под обозначением CG(X), а также многофункциональный корабль для завоевания господства в прибрежной зоне под обозначением LCS. Предполагалось, что в ближайшем будущем эти корабли составят костяк ударных сил ВМС США вместе с находящимися в строю эсминцами УРО типа «Spruance» и «Arleigh Burke», а также крейсерами УРО типа «Ticonderoga», в то время как из состава флота будут выходить фрегаты типа «Oliver H. Perry» и тральщики типа «Avenger».
Проектное изображение боевого корабля прибрежной зоны разработки группы компаний возглавляемой "General Dynamics"
В 2002 году начальник штаба ВМС США Верн Кларк представил конгрессу стратегию военно-морских сил «Морская мощь 21 века» (Sea Power-21), и как ее составную часть – оперативную концепцию «Морской щит» (Sea Shield), в соответствии с которой велись предварительные проработки корабля прибрежной зоны. Концепция «Морской щит» была призвана обеспечить благоприятную оперативную обстановку для ударных соединений флота и сил вторжения, то есть их противовоздушную, противоракетную, противолодочную и противоминную оборону в морской зоне, непосредственно примыкающей к территории противника. По мнению Верна Кларка, боевые корабли прибрежной зоны должны были занять ту нишу военно-морских операций, где применение кораблей океанской зоны является либо слишком рискованным, либо чрезмерно дорогим. Так как, не смотря на то, что современные боевые корабельные системы позволяют эффективно действовать в открытом море, угрозы, исходящие от дизельных подводных лодок, ракетных катеров и минного оружия противника, могут осложнить или даже сорвать военные операции, проводимые в прибрежной зоне. С этого момента программа LCS получила «зеленый свет».
Исходя из вышесказанного, можно сделать однозначный вывод, что боевые корабли прибрежной зоны должны будут стать органичным дополнением основных ударных сил, действуя в прибрежных и мелководных районах моря против малошумных неатомных подводных лодок противника, его надводных кораблей среднего и малого водоизмещения, выявляя и уничтожая минные позиции, а также объекты береговой обороны. Таким образом, флот будет достигать полного превосходства в прибрежной зоне. Как отметил командующий ВМС США Гордон Ингланд: «наша задача – создать небольшой, быстроходный, маневренный и достаточно недорогой корабль в семействе боевых кораблей DD(X), который обладал бы способностью к быстрому переоснащению, в зависимости от конкретной боевой задачи, вплоть до обеспечения пусков крылатых ракет и действий сил специальных операций». Кроме всего прочего, новый корабль задумывался и как один из ключевых элементов системы FORCEnet – военной компьютерной сети, обеспечивающей обмен тактической и разведывательной информацией между отдельными боевыми единицами (кораблями, ПЛ, средствами морской авиации, наземными силами и т.д.), которые бы оперативно снабжали командование всеми необходимыми данными.
Проектирование боевого корабля прибрежной зоны
Как известно, в настоящее время в мире насчитывается немало «горячих точек», где в прибрежных районах угроза нападения со стороны противника с привлечением минимальных сил и средств очень высока. Одним из событий, послуживших толчком к скорейшему пересмотру концепции применения флота в прибрежных водах, стал инцидент с эсминцем DDG-67 «Cole» ВМС США, который 12 октября 2000 года подвергся нападению на рейде порта Аден (Йемен). Начиненная взрывчаткой лодка оставила внушительную пробоину в борту дорогого современного боевого корабля и надолго вывела его из строя. В результате для восстановления потребовалось 14 месяцев ремонта, на который ушло 250 млн. долларов США.
LCS-1 "Freedom" полным ходом следует на учения RIMPAC
После одобрения программы LCS было объявлено о ее приоритетном бюджетном финансировании, а уже к сентябрю 2002 года было сформулировано тактико-техническое задание. После проведения тендера были заключены шесть контрактов стоимостью по 500 тыс. долларов каждый, причем на проведение предэскизного проектирования было отпущено всего 3 месяца! К назначенному сроку, 6 февраля 2003 года, командованию ВМС США были представлены шесть разных концептуальных проработок: два корабля на воздушной подушке скегового типа, два однокорпусных с обводами типа «глубокое V», один тримаран с аутригерами и один полупогруженный катамаран с малой площадью ватерлинии. В конечном счете, после всесторонних оценок, в июле 2003 года заказчиком были выбраны три консорциума, с которыми заключили контракты на выполнение эскизного проектирования. В следующем году подрядчики представили следующие эскизные проекты:
• Однокорпусный корабль водоизмещающего типа с обводами корпуса типа «глубокое V» и водометами в качестве главных движителей. Разработка велась консорциумом во главе с «Lockheed Martin», в который также входили компании «Bollinger Shipyards», «Gibbs & Cox», «Marinette Marine». Проект впервые был обнародован в апреле 2004 года, во время Аэрокосмической и военно-морской выставки в Вашингтоне, округ Колумбия.
Отличительной особенностью корабля стала форма корпуса полуглиссирующего типа, или «морской клинок» (sea blade). Ранее такая конструкция использовалась при проектировании небольших быстроходных гражданских судов, а сейчас применяется и на более крупных. В частности, подобную форму корпуса имеет быстроходный паром MDV-3000 «Jupiter», постройки итальянской компании «Finkantieri», специалисты которой также участвовали в проектировании LCS.
• Тримаран с аутригерами и обводами главного корпуса «волнопрорезающего» типа (wave piersing), и также с водометами в качестве основных движителей. Основная разработка велась подразделением «Bath Iron Works Division» концерна «General Dynamics», а также компаниями «Austal USA», «BAE Systems», «Boeing», «CAE Marine Systems», «Maritime Applied Physics Corp.».
Здесь учитывался богатый опыт постройки компанией «Austal» гражданских тримаранов и максимально использовались ранее отработанные решения. Прототипами послужили английский опытный тримаран «Triton» и австралийский гражданский «Benchijigua Express», показавший в ходе эксплуатации высокие мореходные качества, управляемость и остойчивость.
• Двухкорпусный корабль на воздушной подушке скегового типа из композитных материалов. Основной подрядчик – «Raytheon», а также компании «John J. Mullen Associates», «Atlantic Marine», «Goodrich EPP», «Umoe Mandal».
LCS-2 "Independence" вид с носа. Хорошо видны 57-мм артустановка, интегрированная мачта и антенные посты
Проект разрабатывался на базе норвежского малого патрульного корабля «Skjold». Подобную же конструкцию корпуса имеют российские малые ракетные корабли «Бора» и «Самум» проекта 1239, проектировавшиеся еще в СССР и введенные в строй уже в новой России.
Из трех вышеперечисленных проектов, последний был в конечном итоге отклонен 27 мая 2004 года, несмотря на ряд оригинальных решений. Дальнейшие работы велись консорциумами, возглавляемыми «Lockheed Martin» и «General Dynamics».
Несмотря на то, что разработчики применили разный подход к проектированию перспективного корабля прибрежной зоны, согласно техническому заданию их основные характеристики были схожи: водоизмещение не более 3000 тонн, осадка приблизительно 3 метра, скорость полного хода до 50 узлов при волнении моря до 3 баллов, дальность плавания до 4500 миль при скорости 20 узлов, автономность около 20 суток Основной изначально заданной особенностью новых кораблей являлся их модульный принцип построения, что подразумевало в зависимости от поставленных задач устанавливать на LCS боевые комплексы и вспомогательные системы различного назначения. Особо оговаривалось использование принципа «открытой архитектуры», что позволило бы в будущем относительно быстро без проведения большого объема работ внедрять на корабли новые технические средства и использовать наиболее современные технологии. В результате однородные соединения таких кораблей стали бы мощной и универсальной силой, отличающейся высокими боевым потенциалом и маневренностью, а также скрытностью действий. Таким образом, разработчиками нужно было создать корабль, который бы наиболее полно удовлетворял следующим требованиям ВМС США:
Испытания ракеты вертикального старта NLOS. В дальнейшем ими планируется вооружить корабли LCS
• действовать как в автономном режиме, так и во взаимодействии с силами и средствами вооруженных сил союзных государств;
• решать поставленные задачи в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия противника;
• обеспечивать эксплуатацию пилотируемых или беспилотных летательных аппаратов (с возможностью интеграции вертолетов семейства MH-60/SН-60), дистанционно-управляемых надводных и подводных аппаратов;
• находиться в назначенном районе патрулирования длительный период времени, как в составе отряда боевых кораблей, так и в автономном плавании;
• иметь систему автоматического контроля боевых и иных повреждений;
• иметь наименьшие уровни физических полей (технология Stealth) для снижения заметности корабля в различных диапазонах;
• иметь максимально эффективную скорость экономического хода при патрулировании и во время дальних океанских переходов;
• иметь относительно малую осадку, позволяющую действовать в мелководных районах прибрежных вод;
• иметь высокую боевую живучесть и максимально возможную степень защищенности экипажа;
• иметь способность выполнять кратковременные маневры на максимальной скорости (например, в процессе отрыва или преследования ПЛ или быстроходных катеров противника);
• иметь возможность загоризонтного обнаружения целей и уничтожения их до входа в зону поражения их собственных бортовых средств;
• иметь сопрягаемость с современными и перспективными системами управления и связи ВМС и других видов вооруженных сил, в том числе государств-союзников и дружественных стран;
• иметь возможность приема топлива и грузов на ходу в море;
• иметь дублирование всех основных корабельных систем и комплексов оружия;
• и, наконец, иметь приемлемую закупочную стоимость и сниженные эксплуатационные расходы.
Предварительно в тактико-техническом задании, выданном командованием ВМС США разработчикам, предусматривалось обеспечение возможности установки на корабль взаимозаменяемых модулей для решения следующих приоритетных задач:
• противокатерная оборона одиночных кораблей и судов, отрядов боевых кораблей и конвоев судов;
• выполнение функций кораблей береговой охраны (пограничной службы);
• разведка и наблюдение;
• противолодочная оборона в прибрежных районах морей и океанов;
• противоминные операции;
• поддержка действий сил специальных операций;
• оперативное материально-техническое обеспечение в процессе переброски войск, техники и грузов.
LCS-2 Independence в доке. Хорошо видна подводная часть основного корпуса и аутригеров
Создание корабля с такими возможностями происходило впервые. Главной особенностью такой схемы было то, что корабль являлся платформой, а каждый отдельно взятый сменный целевой модуль должен был вмещать всю систему оружия (средства обнаружения, аппаратуру, места операторов, средства поражения). При этом стандартизировались способы связи боевого модуля с общекорабельными системами и каналами обмена данными. Это позволяло бы в будущем проводить модернизацию вооружения корабля, не затрагивая при этом саму платформу.
Первая ласточка
Опытовый корабль прибрежной зоны FSF-1 Sea Fighter имеет корпус катамаранного типа с большой взлетно- посадочной палубой
Однако еще за год до начала эскизного проектирования LCS Пентагоном было принято решение о постройке опытового судна, на котором бы можно было опробовать реальную концепцию быстроходных маневренных боевых кораблей нетрадиционной схемы и с модульным принципом построения.
В результате Научно-исследовательское управление ВМС США инициировало проектирование и постройку экспериментального корабля прибрежной зоны LSC(X) (Littoral Surface Craft – Experimental), получившего название «Sea Fighter» и обозначение FSF-1 (Fast Sea Frame). Корпус катамаранного типа с малой площадью ватерлинии был сделан из алюминиевого сплава и имел небольшую осадку. Двухкорпусная конструкция обеспечивала высокую скорость и мореходность, а в качестве движителей устанавливались четыре водомета. Но главное – корабль изначально проектировался по модульному принципу, что было одним из основных условий реализации данного проекта. Это позволяло отработать принцип быстрой смены модулей различного назначения в зависимости от поставленной задачи. В обязательном порядке предусматривалось обеспечение взлета и посадки корабельных вертолетов и беспилотных летательных аппаратов, и применение маломерных катеров, в том числе дистанционно управляемых. Для этого британская компания «BMT Nigel Gee Ltd.», осуществлявшая проектирование корабля, предусмотрела обширную взлетно-посадочную площадку и большой полезный объем внутренних помещений со сквозной грузовой палубой, как на судах класса Ro-Ro. Внешний вид «Sea Fighter» получился необычный – широкая просторная палуба, обратные скосы бортов, маленькая надстройка, смещенная к левому борту.
Корма FSF-1 Sea Fighter. Хорошо видна рампа для спуска на воду и подъема надводных и подводных аппаратов
Постройка корабля велась на верфи компании «Nichols Brother’s Boat Builders во Фриленде, штат Вашингтон. Заказ был размещен 15 февраля 2003 года, закладка киля состоялась 5 июня 2003 года, спуск на воду 5 февраля 2005 года, а 31 мая того же года он был принят в состав ВМС США. «Sea Fighter» имеет полное водоизмещение 950 тонн, наибольшую длину 79,9 м (по ватерлинии 73 м), ширину 21,9 м, осадку 3,5 м. Главная энергетическая установка – комбинированная дизель-газотурбинная (два дизеля MTU 16V595 TE90 и две газовых турбины GE LM2500). Дизели используются на экономической скорости, а турбины – для достижения полного хода. Четыре поворотные водометные установки Rolls-Royce 125SII позволяют кораблю развивать скорость до 50 узлов (на испытаниях достигалось 59 узлов), дальность плавания составляет 4400 миль при скорости чуть более 20 узлов, экипаж – 26 человек. На верхней палубе оборудованы две отдельных площадки, обеспечивающие взлет и посадку вертолетов и беспилотных летательных аппаратов на скоростях хода вплоть до полного. Для спуска на воду и подъема на борт катеров или подводных аппаратов длиной до 11 метров служит кормовое устройство с выдвижной рампой, расположенное в диаметральной плоскости. Под верхней палубой расположен отсек для 12 сменных боевых модулей, расположенных побортно. Наверх они поднимаются специальным лифтом, расположенным сразу за надстройкой. Использование систем оружия предусмотрено главным образом с вертолетов и БЛА, но возможно также размещение модулей с противокорабельными ракетами прямо на верхней палубе.
Таблица 1
Основные тактико-технические характеристики опытового корабля FSF-1 «Sea Fighter» ВМС США
Дата вступления в строй |
31.05.2005 г. |
Конструкция корпуса |
катамаран с малой площадью ватерлинии |
Водоизмещение, тонн |
950 |
Длина наибольшая, м |
79,9 |
Ширина наибольшая, м |
21,9 |
Осадка, м |
3,5 |
Тип и состав ГЭУ |
2 х ГТУ GE LM2500 2 х ДД MTU 16V595 TE90 4 х ДГ |
Движители |
4 водомета «Rolls-Royce» 125SII |
Скорость полного хода, узлов |
50 |
Дальность плавания, миль / при скорости, уз. |
4400 / 20+ |
Автономность, сут. |
20 |
Экипаж, чел. |
26 |
Вооружение: |
до 12 целевых модулей с различными системами вооружения, подводные и надводные дистанционно управляемые аппараты |
Вооружение авиационное: |
два вертолета MH-60 / SH-60 «Sea Hawk» или шесть БЛА MQ-8 «Fire Scout» |
Испытания «Sea Fighter» и его дальнейшая эксплуатация сразу же принесли положительные результаты: были изучены потенциальные возможности кораблей данной схемы, отработан модульный принцип формирования бортового вооружения, позволяющий в зависимости от типа модуля решать задачи, которые ранее были под силу только специализированным кораблям. Полученные данные были активно использованы разработчиками, участвующими в программе создания LCS.
Кроме того, командование ВМС и Береговой охраны США сделало вывод, что корабли типа «Sea Fighter» имеют значительное преимущество при использовании в качестве кораблей обеспечения безопасности и правопорядка в своих внутренних водах, а также для защиты национальных интересов в морской экономической зоне.
Прототипы и аналоги
Шведский корвет К32 "Helsingborg" типа "Visby" построенный с широким применением технологии "Stealth"
Безусловно, «прародителем» кораблей LCS без особых натяжек можно считать шведский корвет YS2000 «Visby», проектирование и строительство которого осуществлялось компанией «Kockums» с середины 1990-х годов. Этот корабль стал революционным по многим техническим и компоновочным решениям:
• Он имел необычную архитектуру из плоских панелей с большими углами наклона с применением радиопоглощающих конструкционных материалов (композитный пластик), что диктовалось условием на несколько порядков снизить заметность в РЛ и ИК спектрах излучения;
• Оружие выполнялось полностью скрытым заподлицо внутри надстроек и корпуса, что опять-таки диктовалось условием снижения заметности, и даже башня находящейся снаружи артустановки имела «малозаметную» конструкцию из радиопоглощающего материала с убирающимся стволом. Точно также размещено швартовное оборудование и антенные посты – то, что обычно увеличивает ЭПР;
• В качестве движителей использовались мощные управляемые водометы, которые давали кораблю высокую скорость и маневренность, а также позволяли безопасно действовать в прибрежных мелководных районах моря.
Внедрение технологии «Stealth» на этом корабле тесно связано с особенностями его применения. Корвет должен действовать в прибрежной зоне, где наличие шхер, малых островов и сама ломаная береговая линия будут служить естественными помехами для РЛС противника, затрудняя его обнаружение.
Обводы корпуса типа «глубокое V» придают корвету «Visby» хорошую мореходность за счет меньшего гидродинамического сопротивления. Но еще одной особенностью является наличие управляемой транцевой плиты, которая снижает сопротивление на больших скоростях, регулируя дифферент на корму. Надстройка, расположенная в средней части, представляет собой единое целое с корпусом. Позади нее находится вертолетная площадка, занимающая больше трети длины корабля, но ангар отсутствует, хотя под верхней палубой зарезервировано место для легкого вертолета или БЛА вертолетного типа. Водоизмещение корабля составляет 640 тонн, основные размерения 73 х 10,4 х 2,4 метров, дизель-газотурбинная установка мощностью 18600 кВт позволяет достигать скорости 35 узлов, дальность плавания 2300 миль.
Основными задачами корветов типа «Visby» ставились противоминная и противолодочная оборона территориальных вод, поэтому их вооружение, помимо 57-мм артустановки SAK 57 L/70, включает два 127-мм противолодочных реактивных бомбомета, четыре торпедных аппарата для 400-мм противолодочных торпед и дистанционно управляемые подводные аппараты «Double Eagle» для поиска и уничтожения мин. Для освещения надводной и подводной обстановки корабль оснащен РЛС «Sea Giraffe» и гидроакустическим комплексом «Hydra» с подкильной, буксируемой и опускаемой антеннами ГАС.
В январе 2001 года головной корабль K31 «Visby» вошел в состав ВМС Швеции, а за ним в 2001-2007 годах были последовательно построены еще 4 однотипных корвета (заказ на шестой был аннулирован из-за возросшей стоимости). При этом пятый корпус изначально создавался в ударном варианте и был вооружен двумя счетверенными пусковыми установками для ПКР RBS-15M (вместо противоминных аппаратов) и установками вертикального пуска для 16 ЗУР RBS-23 BAMSE (на месте вертолетного ангара).
В дальнейшем компания «Kockums» продолжила работы над кораблем океанской зоны «Visby Plus», который предполагалось создать по тому же принципу, что и «Visby», но с большим водоизмещением и усиленным вооружением. Прежде всего этот проект был ориентирован на потенциальных зарубежных заказчиков, но, в конечном счете, он так и не был реализован.
Таблица 2
Основные тактико-технические характеристики корвета K31 «Visby» ВМС Швеции
Дата вступления в строй |
01.2005 г. |
Конструкция корпуса |
однокорпусный, из композитных материалов, обводы – «глубокое V», с управляемой транцевой плитой |
Водоизмещение, тонн |
640 |
Длина наибольшая, м |
72 |
Ширина наибольшая, м |
10,4 |
Осадка, м |
2,4 |
Тип и состав ГЭУ |
4 х ГТУ TF50A (16000 кВт) 2 х ДД MTU 16V 2000 N90 (2600 кВт) |
Движители |
2 водомета |
Скорость полного хода, узлов |
более 35 |
Дальность плавания, миль / при скорости, уз. |
2300 / 18 |
Автономность, сут. |
15 |
Экипаж, чел. |
43 |
Вооружение: |
1 х 57-мм АУ SAK 57 L/70 2 х 127-мм РБУ «Alecto» 4 х 400-vv ТА (торпеды Tp45) аппараты «Double Eagle» |
Вооружение авиационное: |
легкий вертолет «Agusta» |
Радиоэлектронное вооружение: |
3-координатная РЛС «Sea Giraffe» Станция РЭБ РЛС управления огнем CEROS 200 Навигационный комплекс ГАК «Hydra» Комплекс радиосвязи |
Корвет P557 "Glenten" типа "Flyvefisken" ВМС Дании. Корабли этого типа имели модульную систему вооружения
Однако шведский корвет «Visby», хоть и является фактическим прототипом американского LCS, отличается от него отсутствием модульного исполнения. Но если посмотреть на подход к кораблям прибрежной зоны в Дании, то можно увидеть, что американцы – вовсе не первые и принцип модульной замены вооружения уже воплощен в металле и довольно успешно. Еще в 1989 году в состав ВМС Дании вошел корвет P550 «Flyvefisken», разработанный по программе Standard Flex 300. Корабль полным водоизмещением 480 тонн с основными размерениями 54 х 9 х 2,5 м изначально имел конструкцию со стандартными ячейками (одна в носу и три в корме) для загрузки боевых модулей в зависимости от выполняемой задачи. Каждая ячейка для установки комплексов вооружения вмещает контейнер размером 3,5 × 3 × 2,5 м. Модули представлены следующими типами:
• 76,2-мм универсальная артустановка OTO Melara Super Rapid;
• две 4-контейнерные пусковые установки ПКР «Harpoon» (позднее ПКР разместили в неубираемых пусковых установках позади дымовой трубы);
• установка вертикального пуска Mk56 VLS для 12 зенитных ракет «Sea Sparrow»;
• кран для трального оборудования и пост управления;
• буксируемая ГАС с устройством спуска и подъема на борт.
Кроме того, на корабле могут устанавливаться съемные торпедные аппараты для противолодочных торпед, минные рельсы или дистанционно управляемые аппараты поиска и уничтожения мин «Double Eagle». Для погрузки и выгрузки модулей используется передвижной береговой кран, а вся операция занимает около 0,5–1 часа и еще некоторое время для подключения и проверки всех систем комплекса (заявлено 48 часов). Таким образом, в зависимости от установленных модулей корабль может быть быстро превращен в ракетный, патрульный, противолодочный корабль, тральщик-искатель мин или минный заградитель. Всего по этому проекту было построено 14 кораблей с 1989 по 1996 годы.
Вспомогательный корабль типа "Absalon" ВМС Дании был построен с учетом концепции модульного вооружения "Standard Flex"
В дальнейшем ВМС Дании заказали новые серии кораблей большего водоизмещения, отвечающие концепции Standard Flex: вспомогательные типа «Absalon» водоизмещением 6600 тонн и патрульные типа «Knud Rasmussen» водоизмещением 1720 тонн, вошедшие в строй в 2004 и 2008 году соответственно. Оба этих корабля имеют ячейки для стандартных сменных контейнеров с различными комплексами вооружения, устанавливаемых в зависимости от выполняемых задач.
В других странах тоже строятся корабли для охраны и патрулирования прибрежной зоны, но никто не спешит внедрять модульную конструкцию. Дело в том, что несмотря на саму рациональность идеи, ее экономическая целесообразность довольно спорна, так как затраты на создание и производство высокотехнологических модулей и их обслуживание довольно высоки. В результате проектировщики пытаются создавать максимально универсальные корабли с приемлемыми характеристиками, изначально позволяющими выполнять широкий круг задач без каких-либо кардинальных «реконфигураций». Как правило, основной их функцией является патрулирование и охрана территориальных вод и экономической зоны, охрана окружающей среды, поиск и спасение на море. Такие корабли не имеют мощного ударного вооружения, но в случае необходимости могут быть им оснащены, для чего специально резервируются объемы помещений. Другим отличием таких кораблей от американских LCS является значительно меньшее водоизмещение, умеренная скорость полного хода (обычно меньше 30 узлов) при сохранении большой дальности плавания и классический водоизмещающий корпус. Здесь опять же мы видим разный подход: американцам нужны корабли, быстро достигающие места выполнения задачи на больших удалениях от собственной территории, а другим странам – корабли способные находиться долгое время в районе патрулирования своих границ и не далее 500-мильной зоны.
Чилийский патрульный корабль PZM81 "Piloto Pardo"
Из новинок зарубежных кораблей прибрежной зоны примером может послужить чилийский патрульный корабль «Piloto Pardo» проекта PZM, введенный в состав ВМС Чили в июне 2008 года. Его полное водоизмещение составляет 1728 тонн, основные размерения 80,6 х 13 х 3,8 метров, скорость полного хода более 20 узлов, дальность плавания экономическим ходом – 6000 миль. Вооружение состоит из носовой 40-мм артиллерийской установки и двух 12,7-мм пулеметов. Кроме того, корабль несет вертолет «Dauphin N2» и два штурмовых катера. В задачи корабля входят охрана территориальных вод Чили, поисково-спасательные работы, мониторинг водной среды, а также подготовка кадров для ВМС. В августе 2009 года вошел в строй второй корабль этого типа – «Comandante Policarpo Toro», а всего планируется построить четыре единицы.
Вьетнамский патрульный корабль HQ-381 построенный по росийскому проекту ПС-500
Если обратить взгляд по другую сторону океана, то можно привести в пример патрульный корабль проекта ПС-500, разработанный в российском Северном ПКБ для ВМС Вьетнама. Он имеет водоизмещение 610 тонн и основные размерения 62,2 х 11 х 2,32 метров. Обводы корпуса выполнены по типу «глубокое V», что в практике российского судостроения для кораблей подобного класса и водоизмещения применено впервые, и позволило получить высокие мореходные качества. В качестве главных движителей используются водометы, сообщающие скорость 32,5 узла и придающие высокую маневренность (малый крен на циркуляции, разворот на «стопе», движение лагом), дальность плавания составляет 2500 миль. Корабль строился посекционно на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге, а сборка секций осуществлялась во Вьетнаме. 24 июня 1998 г. головной корабль спустили на воду на верфи Ba-Son в Хошимине, а в октябре 2001 г. он был сдан вьетнамскому флоту. ПС-500 предназначен для охраны территориальных вод и экономической зоны, защиты гражданских судов и коммуникаций в прибрежных районах от боевых кораблей, подводных лодок и катеров противника.
Российский пограничный сторожевой корабль "Рубин" проекта 22460
В самой России тоже ведется постройка новейших патрульных кораблей, но они традиционно предназначены не для флота, а для морских частей Пограничной службы ФСБ. Так, в мае 2010 года состоялся торжественный подъем флага на корабле проекта 22460, получившем название «Рубин», разработка которого велась в Северном ПКБ (сейчас он уже несет службу на Черном море). В том же году на судостроительном заводе «Алмаз» были заложены еще два корабля: «Бриллиант» и «Жемчуг». Корабли этого проекта имеют водоизмещение 630 тонн, длину 62,5 метров, скорость полного хода до 30 узлов, дальность плавания 3500 миль. Стальной корпус позволяет работать в молодом и битом льду толщиной до 20 см. Вооружение состоит из 30-мм шестиствольной артустановки АК-630 и двух 12,7-мм пулеметов, но в случае необходимости (мобилизация) оно быстро может быть дополнено ПКР «Уран» и зенитными ракетными комплексами самообороны. В дополнение на корабле имеется вертолетная площадка и обеспечивается временное базирование вертолета Ка-226. Основное предназначение корабля: охрана госграницы, природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, борьба с пиратством, проведение аварийно-спасательных работ и осуществление экологического контроля моря. До 2020 года планируется построить 25 корпусов.
Российский пограничный сторожевой корабль ледового класса "Пурга" проекта 22120
Еще одним новым кораблем, который получили российские пограничники в 2010 году стал многоцелевой корабль береговой охраны ледового класса проекта 22120, получивший название «Пурга». Он предназначен для выполнения службы на Сахалине и способен преодолевать льды толщиной более полуметра. Водоизмещение составляет 1023 тонн, основные размерения 70,6 х 10,4 х 3,37 метров, скорость свыше 25 узлов, дальность плавания 6000 миль. Вооружение состоит из облегченной 30-мм шестиствольной артустановки АК-306 и пулеметов, но при необходимости может быть значительно усилено. На корабле обеспечивается временное базирование вертолета Ка-226, а кроме того, на борту имеется специальный быстроходный катер, хранящийся в многофункциональном ангаре и спускаемый на воду через кормовой слип.
Новозеландский патрульный корабль P148 "Otago" типа "Protector"
В другом конце света – в Новой Зеландии – также строят многоцелевые патрульные корабли с большой дальностью плавания. В 2010 году в состав Королевских ВМС этой страны вошли два корабля типа «Protector», получившие названия «Otago» и «Wellington». Водоизмещение этих кораблей составляет 1900 тонн, основные размерения 85 х 14 х 3,6 метров, скорость полного хода 22 узла, дальность плавания 6000 миль. Вооружение включает 25-мм артустановку DS25 и два 12,7-мм пулемета. На кораблях обеспечивается постоянное базирование вертолета SH-2G «Seasprite», а помимо этого они несут три штурмовых катера типа RHIB (два 7,74-метровых и один 11-метровый). Основные задачи: патрулирование экономической зоны, охрана территориальных вод, спасение на море, действия в интересах таможенной службы, департамента охраны природы, Министерства рыбного хозяйства и полиции.
Таблица 3
Основные тактико-технические характеристики новых кораблей прибрежной зоны
Тип корабля |
PZM81 «Piloto Pardo» |
ПС-500 HQ-381 |
пр.22460 «Рубин» |
пр.22120 «Пурга» |
P188 «Otago» |
Принадлежность |
Чили |
Вьетнам |
Россия |
Россия |
Новая Зеландия |
Количество в серии |
4 |
2 |
3(+22) |
1(+2) |
2 |
Год вступления в строй |
2008 |
2001 |
2010 |
2010 |
2010 |
Водоизмещение, тонн |
1728 |
610 |
630 |
1023 |
1900 |
Длина наибольшая, м |
80,6 |
62,2 |
62,5 |
70,6 |
85 |
Ширина наибольшая, м |
13 |
11 |
10,5 |
10,4 |
14 |
Осадка, м |
3,8 |
2,32 |
Около 3 |
3.37 |
3,6 |
Тип и состав ГЭУ |
Дизель-электрическая |
ДГТУ 19600 л.с. |
Дизельная |
Дизельная 7670 кВт |
Дизельная 10800 кВт |
Скорость полного хода, узлов |
22 |
32,5 |
27 |
25 |
22 |
Дальность плавания, миль / при скорости, уз. |
6000 / 12 |
2500 / 14 |
3500 / 10 |
6000 / - |
6000 / 12 |
Автономность, сут. |
30 |
15 |
30 |
20 |
30 |
Экипаж, чел. |
60 |
28 |
24 |
30 |
45 |
Вооружение: |
1 х 40-мм АУ 2 х 12,7-мм пулемета 1 вертолет 2 ш.катера |
1 х 76,2-мм АК-176 1 х 30-мм АК-630 2 х 7,62-мм пулемета 2 х 4 ПУ ПКР «Уран» |
1 х 30-мм АК-630 2 х 12,7-мм пулемета 1 вертолет 1 ш.катер |
1 х 30-мм АК-306М 2 х 7,62-мм пулемета 1 вертолет 1 ш.катер |
1 х 25-мм DS25 2 х 12,7-м пулемета 1 вертолет 3 ш.катера |
Постройка первого боевого корабля прибрежной зоны
Постройка первого боевого корабля прибрежной зоны LCS-1 "Freedom" на верфи в г Маринетт
Тем временем в феврале 2004 года было окончательно одобрено решение командования ВМС США о необходимости постройки LCS. Потребность флота оценивалась в 55 единиц. 27 мая Военно-морское министерство объявило о том, что две группы компаний-проектировщиков, возглавляемые «General Dynamics» и «Lockheed Martin», получили контракты стоимостью 78,8 млн. и 46,5 млн. долларов соответственно на завершение проектных работ, после которых они должны были приступить к постройке опытных кораблей, так называемой, нулевой серии (Flight 0). Для «Lockheed Martin» это были корабли-прототипы, получившие обозначения LCS-1 и LCS-3, а для «General Dynamics» – LCS-2 и LCS-4. При этом было объявлено, что вместе с расходами на постройку стоимость контрактов может возрасти до 536 млн. и 423 млн. долларов соответственно, а всего на строительство девяти LCS в течение 2005–2009 гг. было запланировано затратить около 4 млрд. долларов.
«Lockheed Martin» должна была передать в эксплуатацию первый корабль LCS-1 в 2007 году, а «General Dynamics» свой LCS-2 – в 2008 году. После постройки первых 15 кораблей нулевой серии и проведения испытаний, командование ВМС США должно было выбрать один из прототипов для последующей серийной постройки (серия 1 или Flight 1), после чего контракт на оставшиеся 40 кораблей предполагалось выдать консорциуму-победителю. При этом оговаривалось, что удачные конструктивные решения с «проигравшего» корабля также будут внедряться на «победившем» серийном LCS.
Итак, 2 июня 2005 года на верфи «Marinette Marine» в городе Маринетт, штат Висконсин был торжественно заложен головной боевой корабль прибрежной зоны LCS-1, получивший название «Freedom». 23 сентября 2006 года его с еще большими торжествами спустили на воду, а 8 ноября 2008 года после всесторонних испытаний на озере Мичиган он был передан флоту и стал базироваться на Сан-Диего, штат Калифорния.
LCS-1 «Freedom» имеет водоизмещение 2839 тонн и представляет собой однокорпусный корабль водоизмещающего типа длиной 115,3 м, шириной 17,5 м и осадкой 3,7 м с обводами корпуса типа «глубокое V». Большая надстройка расположена в средней части и занимает почти половину длины корпуса, а в ширину – от борта до борта. Большая ее часть занята обширным ангаром, а также двумя ячейками для сменных боевых модулей. Корпус имеет стальную конструкцию, а надстройка – из алюминиевого сплава. Согласно технологии «Stealth» все наружные стенки надстройки выполнены из плоских панелей, имеющих большие углы наклона.
Спуск на воду LCS-1 Freedom 23 сентября 2006 г.
В кормовой части расположена внушительных размеров взлетно-посадочная площадка (фактически – полетная палуба площадью в 1,5 большей, чем у современных эсминцев и крейсеров), позволяющая эксплуатировать не только вертолеты SH-60 / MH-60 «Sea Hawk» и БЛА MQ-8 «Fire Scout», но и самый большой вертолет ВМС США CH-53 / MH-53 «Sea Stallion». Практически вся кормовая часть корпуса представляет собой большой грузовой отсек с системой направляющих и электродвигателей, которые предназначены для перемещения целевых модулей и различных управляемых и обитаемых аппаратов внутри помещения и для установки их в рабочие ячейки внутри надстройки при трансформации корабля под конкретную задачу. Для погрузки и выгрузки модулей имеются большие люки в палубе, бортовые и транцевый лацпорты со спусковой рампой и устройством погрузки и спуска на воду надводных и подводных аппаратов.
Для движения используются четыре водомета «Rolls-Royce» – два внутренних неподвижных, и два внешних – поворотных, с помощью которых корабль может развивать полный ход до 45 узлов и имеет высокую маневренность (на полном ходу корабль описывает полную циркуляцию диаметром 530 м). ГЭУ состоит из двух газотурбинных установок «Rolls-Royce MT30» мощностью 36 МВт, двух дизелей экономхода «Colt-Pielstick 16PA6B STC» и четырех дизель-генераторов «Isotta Fraschini V1708» по 800 КВт. Дальность плавания 18-узловым экономическим ходом составляет 3550 миль.
Так как основная особенность корабля – быстрая смена конфигурации за счет целевых модулей с боевыми системами, встроенное вооружение представлено только носовой 57-мм артустановкой Mk110 (боезапас 880 выстрелов) и ЗРК самообороны RAM Mk31 (21-зарядная пусковая установка на крыше ангара), а также четырьмя 12,7-мм пулеметами на надстройке.
Корабль оснащен боевой информационно-управляющей системой COMBATSS-21, интегрирующей средства обнаружения и системы вооружения (в т.ч. и целевых модулей). Согласно ТТЗ система полностью отвечает стандартам открытой архитектуры C2, что позволяет вести автоматизированный обмен данными с любыми типами кораблей ВМС США и Береговой охраны, а также со средствами сил специальных операций. Большая часть программного обеспечения COMBATSS-21 построена на основе хорошо отработанных программных кодах систем Aegis, SSDS и SQQ-89. Обнаружение воздушных и надводных целей осуществляется с помощью трехкоординатной радиолокационной станции TRS-3D (германской компании EADS) и оптико-электронной станции с ИК-каналом, а освещение подводной обстановки – с помощью многофункциональной гидроакустической станции с буксируемой антенной и ГАС миноискания. Для постановки помех в ИК и РЛ диапазонах имеется установка SKWS производства фирмы Terma A/S (Дания), а также станция РЭБ для радио- и радиотехнической разведки.
LCS-1 Freedom на полном ходу. В ячейках для боевых модулей установлены пусковые установки запуска ложных целей Nulka
А теперь о том, ради чего собственно и создавался боевой корабль прибрежной зоны – о сменных целевых модулях. Всего корабль может принять до 20 так называемых «модульных боевых платформ». Сама по себе «автоматическая конфигурация» замены модулей к этому времени уже отработана на опытовом корабле «Sea Fighter» и по аналогии с компьютерным термином plug-and-play получила звучание – plug-and-fight (буквально – «подключай и сражайся»).
На сегодняшний день модули представлены тремя типами:
• MIW – для борьбы с минами,
• ASW – противолодочный,
• SUW – для борьбы с надводными целями.
Каждый модуль планируется разработать в нескольких вариантах с различным составом вооружения. Целевые модули могут объединяться в контейнеры стандартного размера, загружаемые на корабль на специальных поддонах. Приборы систем оружия в модулях подключаются к БИУС, входя таким образом в общую информационную сеть, в результате чего корабль превращается в тральщик-искатель мин, противолодочный или ударный корабль. Большинство модулей представляют собой вертолетные комплексы. Предполагается, что смена конфигурации корабля под каждый новый вид боевой задачи будет занимать считанные сутки (в идеале – 24 часа).
Модуль MIW включает в себя: дистанционно управляемые противоминные аппараты AN/WLD-1, ГАС миноискания AN/AQS-20A, авиационную лазерную систему обнаружения мин AIMDS, и различные виды минных тралов, буксируемых вертолетом МН-53Е «Sea Dragon». Кроме того, для поиска и уничтожения мин в мелководных районах предполагается использовать авиационную систему RAMICS (Rapid Airborne Mine Clearance System), разработка которой ведется с 1995 года. В ее состав включены лазерная система обнаружения и 20-мм пушка, стреляющая сверхкавитационными снарядами, снабженными активными материалами, которые, проникая внутрь заряда мины, вызывают детонацию взрывчатого вещества. Стрельба из пушки может производиться с высоты до 300 м, при этом снаряды проникают в воду на глубину 20–30 м.
Водометные движители корабля LCS-1 "Freedom". В центре расположены неподвижные а по бортам управляемые водометы
Модуль ASW включает в себя быстро развертываемую акустическую систему ADS (Advanced Deployable System), состоящую из сети пассивных гидрофонов, буксируемую многофункциональную гидроакустическую станцию RTAS (Remote Towed Active Source), а также дистанционно управляемые аппараты полупогруженного типа и необитаемые противолодочные катера ASW USV разработки «GD Robotics». Последние могут действовать автономно в течение 24 часов и принимать полезную нагрузку массой 2250 кг, в том числе систему навигации, гидролокатор, опускаемую ГАС, буксируемую сверхлегкую ГАС ULITE и малогабаритные противолодочные торпеды. В состав модуля также входит авиационная система на базе вертолета MH-60R, оснащенного торпедами Mk54, и низкочастотной ГАС AN/AQS-22.
Модуль SUW еще не доведен до рабочего состояния, но известно, что в его состав будут входить боевые отделения с 30-мм автоматическими пушками Mk46 (скорострельность 200 выстр./мин) с системами стабилизации и корректировки огня, а также ракетные пусковые установки NLOS-LS (Non Line-of-Sight Launch System), разрабатываемые совместно «Lockheed Martin» и «Raytheon» по программе «Боевые системы будущего». 15-зарядная пусковая контейнерная установка NLOS-LS имеет массу 1428 кг. Она предназначена для вертикального запуска разрабатываемых сейчас высокоточных ракет PAM (Precision Attack Missile) массой приблизительно 45 кг. Каждая ракета оснащена комбинированной системой самонаведения, в которую входит приемник GPS, пассивная инфракрасная и активная лазерная ГСН. Дальность поражения одиночных целей достигает 40 км (в дальнейшем планируется довести до 60 км). Также идет разработка барражирующей над целью ракеты LAM (Loitering Attack Munition) с дальностью пуска до 200 км, которая предназначена для поражения береговых и надводных целей. Заявлено, что на корабле в ударном варианте можно разместить свыше 100 ракет. Пока же борьба с надводными и наземными целями возлагается на авиационный комплекс с вертолетами MH-60R, вооруженными автоматическими пушками, НАР и управляемыми ракетами «Hellfire».
Помимо всего этого корабль может использоваться как быстроходный военный транспорт. В этом случае он способен перевозить (по ТТЗ): до 750 тонн различных военных грузов; до 970 человек десанта в полном снаряжении (во временно оборудованных жилых отсеках); либо до 150 единиц боевой и вспомогательной техники (в том числе 12 десантно-высадочных БТР и до 20 БМП). Погрузка и выгрузка осуществляется прямо на причал через бортовую рампу с аппарелью.
Второй боевой корабль прибрежной зоны
Постройка второго боевого корабля прибрежной зоны LCS-2 Independence на верфи в г Мобил
Второй корабль – LCS-2, получивший название «Independence», был заложен 19 января 2006 года на верфи «Austal USA Shipyards» в городе Мобил, штат Алабама. Спуск на воду произошел 30 апреля 2008 года, а 18 октября 2009 г. корабль закончил ходовые и заводские испытания в Мексиканском заливе. Торжественный ввод в состав флота состоялся 16 января 2010 года..
LCS-2 «Independence» представляет собой тримаран с аутригерами водоизмещением 2784 тонны полностью выполненный из алюминиевых сплавов. Он имеет длину 127,4 м, ширину 31,6 м и осадку 3,96 м. Основной корпус с обводами «волнопрорезающего» типа представляет собой единую конструкцию с надстройкой, которая в отличие от LCS-1 имеет меньшую длину, но увеличенную ширину. Большую часть надстройки занимают просторный ангар для вертолетов и БЛА и ячейки для сменных целевых модулей. Обеспечивается базирование двух вертолетов SH-60 / MH-60 или одного CH-53 / MH-53, а также беспилотных аппаратов MQ-8 «Fire Scout». Так же, как и у LCS-1, у LCS-2 имеется обширная взлетная палуба, а под ней – отсек для размещения сменных целевых модулей, но благодаря особенности конструкции (тримаран значительно шире) они имеют и большую полезную площадь. Надстройка корабля согласно технологии «stealth» выполнена из плоских панелей с большими углами наклона. Внешние борта аутригеров и основного корпуса также имеют обратный наклон.
Сама по себе схема корабля с аутригерами известна давно, но раньше подобные военные корабли не строились – создавались лишь опытные прототипы. Дело в том, что многокорпусные корабли всегда обходятся дороже традиционных однокорпусных примерно равного водоизмещения. Причем это относится как к затратам на постройку, так и на дальнейшую эксплуатацию. Кроме того, преимущества, получаемые при многокорпусной схеме (большой полезный объем, высокая энерговооруженность и скорость) соседствуют и с серьезными недостатками: например, уязвимость корабля значительно выше, так как при повреждении одного аутригера он не сможет вообще выполнять боевую задачу, а для докования и ремонта подобных кораблей необходимы специальные условия. Почему же проектировщики «General Dynamics» решили пойти по этому пути? Причина в том, что входящая в консорциум австралийская компания «Austal» уже давно и очень успешно производит легкие алюминиевые катамараны и тримараны для гражданских нужд, в первую очередь частные яхты и круизные суда с высокой мореходностью, оснащенные мощными водометными движителями, способные развивать скорость до 50 узлов и имеющие малую осадку. Именно эти характеристики как раз подходили под тактико-технические требования к новому боевому кораблю прибрежной зоны.
Церемония принятия LCS-2 "Independence" в состав ВМС США 16 января 2010 г.
При постройке LCS-2 в качестве прототипа был выбран 127-метровый скоростной гражданский тримаран «Benchijigua Express», разработанный «Austal», который в течение эксплуатации показал свои высокие мореходные качества, объединяя в себе преимущества однокорпусных и многокорпусных судов. При этом фирма проводила тщательное компьютерное моделирование и большое количество натурных испытаний для создания оптимальных обводов корпуса такой гидродинамической схемы. К тому же для гражданского судна-прототипа уже были разработаны водометные движители, их системы управления, а также энергетическая установка, и множество других общекорабельных систем и механизмов. Все это значительно снизило временные и финансовые затраты при разработке и постройке корабля.
LCS-2 оснащен четырьмя водометами «Wartsila», два из которых внешние управляемые, а два внутренних – неподвижные. Главная энергетическая установка состоит из двух газотурбинных агрегатов LM2500, двух дизелей MTU 20V8000 и четырех дизель-генераторов. Полная скорость хода составляет 47 узлов, но на испытаниях корабль достигал и пятидесяти. На экономической 20-узловой скорости корабль способен пройти 4300 миль.
По составу встроенного вооружения «Independence» почти идентичен LCS-1: носовая 57-мм артиллерийская установка Mk110, ЗРК самообороны SeaRAM и четыре 12,7-мм пулеметные установки. Точно так же идентична и конструкция грузового отсека для целевых модулей, расположенного под полетной палубой. Он также оборудован системой перемещения контейнеров внутри и двумя рампами (бортовой и транцевой) для спуска на воду надводных и подводных аппаратов. В отличие от LCS-1 на LCS-2 имеются не две, а три ячейки для установки подключаемых боевых модулей: одна в носу между артустановкой и мостиком и две – в надстройке рядом с дымовой трубой.
Схема LCS-2 "Independence"
Корабль оснащен боевой информационно-управляющей системой ICMS с открытой архитектурой разработки «Northrop Grumman». Для освещения надводной обстановки и выдачи целеуказания установлена радиолокационная станция «Sea Giraffe», оптико-электронная станция AN/KAX-2 с дневным и инфракрасным каналами, навигационный радар «Bridgemaster-E». Средства постановки помех и запуска ложных целей представлены станцией РЭБ ES-3601, тремя установками Super RBOC и двумя «Nulka». Для освещения подводной обстановки предназначены подкильная ГАС миноискания и ГАС обнаружения торпед SSTD.
В зависимости от устанавливаемых целевых модулей (типа MIW, ASW или SUW) LCS-2 может выполнять функции тральщика-искателя мин, противолодочного, ударного или патрульного корабля. Кроме того, он может служить и для оперативной переброски военных грузов, боевой техники и личного состава десантных подразделений с полной амуницией.
Как видим, оба корабля – LCS-1 и LCS-2, несмотря на совершенно разную конструкцию, согласно ТТЗ имеют весьма схожие характеристики и боевые возможности. Ввиду того, что большая часть целевых модулей предназначена для установки на вертолеты и БЛА вертолетного типа, американские боевые корабли прибрежной зоны фактически превратились в перспективные корабельно-авиационные комплексы.
Таблица 4
Основные тактико-технические характеристики боевых кораблей прибрежной зоны (LCS) ВМС США
Тип корабля |
LCS-1 «Freedom» |
LCS-2 «Independence» |
Главный подрядчик |
«Lockheed Martin» |
«General Dynamics» |
Дата вступления в строй |
8.11.2008 г. |
16.01.2010 г. |
Конструкция корпуса |
однокорпусный |
тримаран с аутригерами |
Водоизмещение, тонн |
2839 |
2784 |
Длина наибольшая, м |
115,3 |
127,4 |
Ширина наибольшая, м |
17,5 |
31,6 |
Осадка, м |
3,7 |
3,96 |
Тип и состав ГЭУ |
2 х ГТУ «Rolls-Royce MT30» 2 х ДД «Colt-Pielstick 16PA6B STC» 4 х ДГ «Isotta Fraschini V1708» |
2 х ГТУ LM2500 2 х ДД MTU 20V8000 4 х ДГ |
Движители |
4 х водомета «Rolls-Royce» |
4 х водомета «Wartsila» 1 подруливающее устройство |
Скорость полного хода, узлов |
45…47 |
47…48 |
Дальность плавания, миль / при скорости, уз. |
3550 / 18 |
4300 / 20 |
Автономность, сут. |
14…21 |
20 |
Экипаж (плавсостав), чел. |
40 |
40…50 |
Боевой расчет (с авиагруппой и операторами целевых модулей), чел. |
75 |
61…75 |
Вооружение встроенное: |
1 х 1 57-мм АУ Mk110 1 х 21 ПУ ЗРК RAM Mk31 4 х 1 12,7-мм пулеметы |
1 х 1 57-мм АУ Mk110 1 х 21 ПУ ЗРК SeaRAM 4 х 1 12,7-мм пулеметы |
Вооружение авиационное: |
до двух вертолетов MH-60R / S «Sea Hawk» или один MH-53 «Sea Dragon» или до шести БЛА MQ-8 «Fire Scout» |
до двух вертолетов MH-60R / S «Sea Hawk» или один MH-53 «Sea Dragon» или до шести БЛА MQ-8 «Fire Scout» |
Целевые модули: |
до 20 модулей типа MIW, ASW или SUW; подводные и надводные необитаемые аппараты; до 120 УР LAM и PAM |
до 25 модулей типа MIW, ASW или SUW; подводные и надводные необитаемые аппараты; до 180 УР LAM и PAM |
Радиоэлектронное вооружение: |
• БИУС COMBATSS-21 • РЛС TRS-3D • ОЭС с ИК каналом • Навигационная РЛС • БуГАС и ГАСМ • Станция РЭБ WBR-2000 • ПУ ПП SKWS • Навигационный комплекс • Комплекс радиосвязи • Система обмена данными Link-16, Link-11 |
• БИУС ICMS • РЛС «Sea Giraffe» • ОЭС AN/KAX-2 • НРЛС «Bridgemaster-E» • ГАС SSTD и ГАСМ • Станция РЭБ ES-3601 • 4 х Super RBOC и 2 х «Nulka» ПУ ПП • Навигационный комплекс • Комплекс радиосвязи • Система обмена данными Link-16, Link-11 |
Грузоподъемность, тонн |
180 |
210 |
Расчеты и просчеты
57-мм артустановка Mk110 на носу корабля LCS-1 "Freedom"
В то время, как корабли LCS-1 и LCS-2 достраивались – один на плаву, другой на стапеле, стало выясняться, что «относительно недорогие» корабли вовсе таковыми не являются. Вновь, как и в случае со многими другими военными программами Пентагона, цена реализации боевых кораблей прибрежной зоны стала неконтролируемо расти. В результате 12 января 2007 года министр ВМС США Дональд Винтер дал распоряжение приостановить на 90 суток все работы по постройке второго корабля типа «Freedom» – LCS-3, так как его стоимость с расчетных 220 млн. долларов выросла до 331–410 миллионов (превышение почти на 86%!), хотя изначально программой стоимость за единицу оценивалась в 90 млн. долларов. В итоге 12 апреля 2007 года контракты на постройку LCS-3, а 1 ноября – и на LCS-4 были аннулированы.
В процессе постройки первого корабля прибрежной зоны выяснилось еще одно обстоятельство: несмотря на свои широкие возможности, изначально в проекте не до конца был продуман вариант использования непосредственно в интересах сил специальных операций. Еще в начале 2006 года заместитель министра обороны страны Гордон Инглэнд поставил комитету начальников штабов именно такую задачу – провести исследования и обосновать варианты интеграции Сил специальных операций с кораблями этого класса. Сама идея доставки кораблем разведывательно-диверсионных групп КСО ВМС в назначенный район представлялась специалистам флота вполне рациональной. Ведь привлечение в этих целях крупных надводных кораблей не всегда целесообразно, а применение подводных лодок хоть и обеспечивает скрытность, зачастую ограничено глубинами прибрежных вод, а транспортной авиации – наличием доступных аэродромов. В то же время, чтобы учесть требования экспертов КСО ВМС, в конструкцию кораблей потребуется внести коррективы, обусловленные спецификой задач, выполняемых ССО. Это декомпрессионная камера для обеспечения водолазных операций, а возможно и шлюзовая – для выхода под воду боевых пловцов, в том числе с подводными средствами доставки типа SDV (SEAL Delivery Vehicle). Также не все боевые патрульные катера из состава дивизионов катеров специального назначения, обеспечивающие непосредственную доставку к месту выполнения задачи, можно транспортировать кораблями LCS из-за их больших размеров (свыше 11 м). Кроме того, силы специальных операций ВМС США используют свои собственные специфические каналы боевого управления и связи. И хотя предусмотрена возможность подключения спецаппаратуры к корабельной сети и коммутации с корабельными системами, кораблю необходимо иметь заранее предусмотренные места для установки специальных антенных устройств.
Боевой корабль прибрежной зоны LCS-1 "Freedom" в море. В ячейках для боевых модулей установлены башенки с 30-мм автоматическими пушками Mk46
Помимо разведывательного обеспечения в интересах ССО, Командование специальных операций ВМС США рассматривает корабли LCS и в плане медицинского обслуживания: прием раненых, эвакуированных с поля боя, обустройство мобильных операционных, которыми располагают подразделения спецназа, снабжение их медикаментами и всеми необходимыми средствами. Все вышеперечисленные претензии были приняты компаниями-разработчиками, которые обязались учесть их при постройке следующих корпусов.
Однако этим дело не закончилось – в ходе испытаний обоих кораблей LCS была выявлена масса недостатков и различных упущений. Так, в процессе приемо-сдаточных испытаний LCS-1 «Freedom» комиссия зафиксировала 2600 технических недостатков, из которых 21 был признан серьезным и подлежащим немедленному устранению, но до момента передачи корабля флоту были устранены лишь девять из них. Однако все это было признано приемлемым, так как корабли головные и недостатки их должны устраняться по результатам эксплуатации. Поэтому уже 15 февраля 2010 года «Freedom» (с опережением графика на два года) вышел в свое первое самостоятельное дальнее плавание в Карибское море и даже принял участие в первой боевой операции, предотвратив в районе побережья Колумбии попытку перевозки крупной партии наркотиков. Со вторым кораблем, LCS-2 «Independence», произошла подобная ситуация, но, как и в первом случае, все недостатки было решено устранить позже, а сам он был принят комиссией.
В марте и мае 2009 года контракты на постройку LCS-3 и на LCS-4 были возобновлены. Первый получил название «Fort Worth», а второй «Coronado» в честь одноименных городов в штатах Техас и Калифорния. При этом 4 марта 2010 года компании «Austal USA» и «General Dynamics Bath Iron Works» аннулировали свое соглашение о партнерстве по программе LCS, что позволило «Austal USA» выступить в роли основного подрядчика, а «General Dynamics» продолжила свое участие в качестве субподрядчика. 6 апреля 2009 года министр обороны США Роберт Гейтс объявил о финансировании в 2010 году трех боевых кораблей прибрежной зоны и подтвердил намерение приобрести в общей сложности 55 кораблей этого класса. И тут после обнародования военного бюджета на 2010 финансовый год выяснилось, что итоговая закупочная стоимость головных кораблей «Freedom» и «Independence» оказалась равна 637 млн. и 704 млн. долларов соответственно! Поистине, задуманные изначально как недорогие корабли, LCC достигли стоимости эсминцев типа «Spruance», строившихся в конце прошлого века.
ЗРК самообороны SeaRAM установленный на корабле LCS-2 "Independence"
Тем не менее, 28 декабря 2010 года Конгресс США одобрил предложение ВМС о заключении контрактов на закупку 20 боевых кораблей прибрежной зоны LCS сразу с двумя компаниями-подрядчиками – запланированный ранее выбор только одного проекта для запуска в серию не состоялся. По замыслу командования ВМС США это позволит сохранить конкуренцию и оперативно обеспечить поставку флоту необходимого количества современных боевых кораблей. Программа покупки кораблей у обоих подрядчиков на общую сумму около 5 млрд. долларов предусматривает финансирование строительства ежегодно каждой компанией одного корабля в 2010 и 2011 годах, которое будет увеличено до двух кораблей в год с 2012 по 2015 годы.
11 июля 2009 года второй корабль типа «Freedom» – «Fort Worth» – был заложен на верфи «Marinette Marine», а 4 декабря 2010 года он был спущен на воду при 80-процентной технической готовности. Передать заказчику его планируется в 2012 году. Приблизительно к этому же сроку планируется ввести в строй и «Coronado» – второй корабль типа «Independence».
Помимо кораблей, предназначенных для ВМС США, компании «Lockheed Martin» и «General Dynamics» активно продвигают на экспорт переработанные проекты своих боевых кораблей прибрежного действия под обозначением LCSI (Littoral Combat Ship International) и MMC (Multi-Mission Combatant). Их принципиальным отличием является полноценное встроенное вооружение в составе 76 или 57-мм артустановок, зенитных артиллерийских комплексов ближнего действия «Vulcan/Phalanx», ЗРК самообороны, а также унифицированных установок вертикального пуска Mk41, ПКР «Гарпун» и противолодочных торпед. Предусмотрена радиолокационная станция SPY-1F и многофункциональная боевая система управления типа «Aegis». И хотя, как и в базовом варианте, в кормовой части LCSI и MMC предусмотрен отсек для якобы сменных целевых модулей, на самом деле эти проекты являются классическими современными многоцелевыми фрегатами с «нереконфигурируемым» составом вооружения.
Проект многоцелевого корвета-тримарана MRC предложеный компанией Austal
Известно, что «Lockheed Martin» предлагала свой корабль LCSI Израилю и даже в декабре 2005 г. заключила соглашение с этой страной о двухгодичной программе исследований. Был разработан проект, адаптированный под израильские системы оружия и электроники. Однако, в конечном счете, израильтяне отказались от корабля из-за его высокой стоимости.
Кроме того, компания «Austal», используя свои наработки по LCS-2, также предлагает на экспорт 78,5-метровый многоцелевой корвет MRC (Multi-role Corvette), выполненный по той же схеме – тримаран с аутригерами.
Некоторые выводы
Анализируя программу создания американских кораблей LCS можно сделать определенные выводы.
ВМС США продолжают планомерное обновление своего флота в рамках принятой стратегии «Морская мощь 21 века», осуществляя постройку перспективных кораблей, в том числе и совершенно нового класса – боевых кораблей прибрежной зоны. Это позволит более рационально использовать соединения кораблей океанской зоны и не привлекать их к выполнению несвойственных задач, а также добиться превосходства в силах и средствах у побережья противника (в том числе и в мелководных районах), нейтрализуя наиболее вероятные угрозы со стороны его боевых катеров, подводных лодок, минных постановок, диверсионных групп и средств береговой обороны.
Боевой корабль прибрежной зоны LCS-1 Freedom. Рядом на причале демонстрируются необитаемый противоминный подводный аппарат и дистанционно-управляемый жестко-надувной катер
Модульный принцип построения позволит осуществлять кораблям LCS самые разнообразные операции в прибрежной зоне, заменяя собой тральщики, фрегаты, корабли поддержки. При этом их высокая скорость и большая дальность плавания, а также наличие боевых вертолетных комплексов на порядок превышает оперативность применения, которое планируется в составе однородных корабельных групп (по два-три) с нацеливанием на решение комплекса различных задач. Также корабли LCS будут использоваться в интересах ССО и в качестве транспортов для быстрой переброски военных грузов или боевых подразделений.
Кроме того, осуществляя постройку боевых кораблей LCS и эсминцев нового поколения DDG-1000, США продолжают реализацию концепции глобальных сетецентрических вооруженных сил (Total Force Battle Network), которая предусматривает объединение всех боевых единиц на театре военных действий (в глобальном, региональном или локальном масштабах) единым разведывательно-информационным полем. Управление такими распределенными в пространстве силами должно осуществляться из локальных центров, которые одновременно будут принимать от них всю информацию о противнике в реальном масштабе времени. При этом все данные и сопутствующая необходимая информация будут доступными для каждой боевой единицы, интегрированной в сеть. Новый принцип построения вооруженных сил позволит в кратчайшие сроки централизованно концентрировать боевые усилия в любой точке ТВД в соответствии с текущими задачами.
Кормовая часть корабля LCS-2 Independence. Хорошо видна внушительных размеров полетная палуба
Помимо США, ни в одной другой стране корабли подобные LCS не строятся и не разрабатываются, не считая создания общих эскизных проектов. Некоторым исключением стал германский судостроительный концерн «Thyssen Krupp Marine Systems», предложивший в 2006 г. свой проект боевого корабля прибрежной зоны CSL (Combat Ship for the Littorals) аналогичный американскому. На нем использовались уже отработанные технологии модульного строительства фрегатов МЕКО и некоторые технические решения шведских «стелс»-корветов типа «Visby». Однако пока этот корабль остается лишь экспортным проектом для потенциальных заказчиков.
В остальных государствах, строящих современные корабли прибрежного действия, ориентируются, прежде всего, на универсальные патрульные корабли классической однокорпусной схемы с большой дальностью плавания и водоизмещением от 600 до 1800 тонн, предназначенные для действий в своих экономических зонах. Они, как правило, предназначены для длительного патрулирования при выполнении охраны своих морских границ, борьбы с пиратством и терроризмом, спасательных операций и других сопутствующих задач. Модульный принцип построения систем вооружения, а также кардинальное изменение архитектуры в угоду технологии «Stealth» тоже за редким исключением нигде широко не применяется. Предпочтение отдается легкому артиллерийскому и пулеметному вооружению, корабельным вертолетам и штурмовым катерам, так как полноценные боевые действия возлагаются на специализированные прибрежные корабли – корветы с противокорабельным и противолодочным оружием, ударные и артиллерийские катера, минно-тральные корабли, а также авиацию берегового базирования.
Автор: