АС-31 " Лошарик "

                

                              Секреты «Лошарика»

Ни одна другая подводная лодка не является настолько интересной для западной разведки, как неуловимый и совершенно секретный «Лошарик», глубоководная станция АС-12 ( РС-31 ). .

Она представляет собой глубоководную автономную станцию, на Западе ее больше называют «шпионской подлодкой (spy sub)», контролируемую в ВМФ России по линии ГУГИ (Главное управление глубоководных исследований). Таким образом, она является преемницей двух более ранних семейств специальных поводных лодок, которые были построены в период холодной войны; 40- метровый проект 1851 и 70-метровый проект 1910. «Лошарик» сочетает в себе черты обеих этих подводных лодок.

Она названа в честь персонажа мультфильма («Лошарик»), чей внешний вид дает некоторое представление о ее необычном устройстве. В ВМФ России держат ее подальше от посторонних глаз и, несмотря на многолетний огромный интерес, о ней мало что известно. В течении времени было много утечек фотографий, но всегда плохого качества. Но все-таки какой-то фотоанализ, дискуссии и догадки позволяют подлодка «АС-31» (по ошибке ее до сих пор именовали «АС-12»)строго говоря, подлодкой не является. 

По военно-морской классификации она проходит как атомная глубоководная станция проекта 10831. А все потому, что эта то ли субмарина, то ли батискаф не несет вооружения.

АС-12 также известная как «Лошарик» – это российская атомная глубоководная подводная лодка (согласно официально российской военно-морской классификации – атомная глубоководная станция). «Лошарик» не несет на своем борту никакого вооружения, по некоторым данным глубина погружения данной станции может достигать 6000 метров. Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», иногда указывается номер лодки 210, была создана конструкторами КБ «Малахит» в 80-е годы прошлого века. Главным конструктором уникальной лодки был Герой России Юрий Михайлович Коновалов.  

Строительство «Лошарика» началось еще в 1988 году, однако в 1990-е годы из-за нехватки финансирования было остановлено и продолжено лишь в начале 2000-х годов.
Большинство россиян, да и весь остальной мир узнали об этой уникальной субмарине только в конце прошлого года. В конце сентября 2012 состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной Российской Федерации арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка», которая более известна, как «Лошарик».

Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км. на протяжении порядка 20 дней. 

Целью данной экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа на территории Арктики. В середине октября 2012 года главный инженер «Севморгео» Юрий Кузьмин (компании, возглавлявшей исследовательские работы), в интервью РИА Новости говорил о том, что на глубине в 2-2,5 километра в море были взяты три керна длиной 60, 30 и 20 см. соответственно. Сбором данных образцов занимался «Лошарик». По другим данным работы производились на глубине в 2,5-3 километра, в любом случае – это существенно больше, чем глубина погружения обычных подводных лодок. 
Во многих источниках встречается название данного проекта как «210», что является неверным, так как это обычное сокращение от заводского № подводной лодки (заводской номер 01210). Так же в некоторых источниках указывается, что шифр проекта – «Лошарик», но данное наименование является неофициальным и скорее стихийным самоназванием, которое однако получило активное распространение, в том числе и в СМИ. При этом в ряде источников лодка проекта 10831 соотносится с натовским наименованием лодок – NORSUB-5.
Скорее всего, к 1988-1990 году были созданы и утверждены рабочий и технический проекты подводной лодки. Разработка данных проектов велась совместно с макетированием размещения в сферических отсеках лодки различного оборудования. В 1991 году при уже почти полностью готовых блоках прочного корпуса лодки по техзаданию заказчика была проведена корректировка технического 10830. В частности в носовой части лодки было решено разместить дополнительное вооружение, скорее всего, речь шла о специализированном оборудовании. Откорректированный технический проект лодки был представлен и защищен уже в 1992 году. 
Создание задела для постройки подводной лодки и подготовка производства были начаты на ПО «Севмаш», скорее всего, еще в 1988 году. Головная и пока единственная лодка данного проекта – АС-12, имеющая заводской №01210 была заложена в «секретном» цехе №42 ПО «Севмаш», расположенном в городе Северодвинск.

Произошло это 16 июля 1990 года. В середине 90-х годов по причине нехватки финансирования проект был временно приостановлен, при этом спуск достроенной лодки на воду произошел 5 августа 2003 года. 

По словам работников предприятия, в случае с «Лошариком» процедура спуска лодки на воду проходила в лучших традициях Советского Союза. На церемонии присутствовали лишь представители заказчика проекта, разработчики уникальной подлодки из «Малахита» и сами специалисты из «Севмаша», которые имели непосредственное отношение к постройке лодки. Во времена Советского Союза было принято выводить готовые подлодки из цехов заводов ночью. Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут узнать точное количество введенных в строй атомных подлодок, а во-вторых, не смогут произвести качественные снимки новых советских лодок из космоса. 
При этом специалисты «Севмашпредприятия» подчеркивают, что по своему внешнему виду новая российская подводная лодка мало что может сказать непосвященным людям, по внешнему виду «Лошарика» трудно судить о заложенных в этой субмарине возможностях. При этом если взять те атомные субмарины, которые были созданы конструкторами «Малахита», то можно сделать вывод о том, что «Лошарик» – это самая неуязвимая и бесшумная подлодка на всем российском флоте. Скорее всего, на определенной скорости, а вероятнее, глубине она просто практически неуязвима, в том числе и для гидроакустиков вражеских кораблей. Поэтому данная подводная лодка в состоянии решать самые сложные задачи во всей акватории мирового океана. 
В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин Александр Иванович возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях.

      

По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К». 

Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса. 

Лодка: АС-12 (Заводской номер: 210) «Лошарик»

Класс: Проект 10831 (НАТО: Norsub-5)

Заложен: 16 июля 1990 года

Спущен: 26 августа 1995 года

Введен в эксплуатацию: 1997

Водоизмещение: <1000 тонн

Скорость: 10-11 узлов

Рабочая глубина: 1000 м (3,300 фута)

Предельная глубина погружения  6000 м

Длина: ~ 70 м

Ширина: ~ 7 м

Энергетическая установка: 1 х ядерный реактор, управляющий одним гребным валом. Ориентировочно 5 МВт

Экипаж: 25 человек.

                                                           Устройство субмарины:

Уже давно есть предположения, что, как и предыдущие проекты, «Лошарик» состоит из серии объединенных сфер-отсеков. Анализ спутниковых снимков в сухом доке в Североморске позволяет с уверенностью сказать, что всего лодка состоит из семи сферических отсеков . Сферические корпуса часто используются на подводных лодках с высокой рабочей глубной погружения, потому что они имеют более прочную форму, чем обычные цилиндры, но они менее удобны для размещения оборудования и экипажа. Хоть длина лодки около 70 м, внутреннее пространство намного меньше, чем у других подводных лодок с аналогичными размерами. Это позволяет ей погружаться до глубины примерно в 1000 м. Отсеки построены из титанового сплава и находятся в обтекаемом внешнем корпусе, что внешне никак не отличает «Лошарика» от других обычных ПЛ. Отсеки составляют около 6 м в диаметре, что дает общий внутренний «сухой» объем около 1000 м3, что примерно эквивалентно среднему дому в США. Итак, представьте себе дом с тридцатью пятью мужчинами, ядерным реактором и без плоских стен!!                                        

                                                                              Отсеки:

1-ый: Находится на носу лодки. Предназначен, вероятно, для проживания, поскольку нет торпедных аппаратов. Сразу же под этим отсеком, на дне корпуса, находится, главный блок мощных химических прожекторов.

2-ой: Это прямо под передней частью рубки, в ней вероятно расположено небольшое помещение для доступа к рубке во время всплытия.

3-ий: Находится под кормой рубки прямо под перископом, который, как предполагается, имеет обычную оптику. Параллельно с этим есть две мачты, которые складываются в корпус рубки.

4-ый: Центральный отсек шар находится непосредственно под ярким док-люком на корпусе, который используется, когда подводная лодка сопрягается с подводной лодкой носителем, переоборудованной ракетной лодкой с баллистическими ракетам проекта 09786 БС-136.

5-ый: Жилой отсек.

6-ой: Реакторный отсек.

7-ой: Двигательный отсек, электродвигатель и возможно резервный дизель.

О целях и задачах лодки толком ничего не известно, она может выполнять как диверсионные задачи, слушать подводные линии связи, перехватывать разведывательные буи, собирать информацию с затонувших судов.

Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем – лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов. 
Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры. 

                             Лодка-носитель "Оренбург" в месте постоянной дислокации, Оленья губа

В подводном состоянии «Лошарик» в состоянии находится несколько месяцев. При этом глубоководная станция обладает отсеками для отдыха экипажа, камбузом и рабочими помещениями. В феврале 2012 года субмарина прошла ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что станция АС-12 была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф – специальное устройство применяемое для измерения глубины донных отложений.

Специально для глубоководной станции АС-12 была проведена и переделка атомной стратегической подлодки проекта 667БДР «Кальмар» К-129, которая стала носителем глубоководной станции. Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 километра. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу. В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург». 


В свое время именно фотографии «Оренбурга», всплывшего на Северном полюсе во время экспедиции «Арктика-2012», были опубликованы в прессе.

В то же время внешний вид «Лошарика» до сих пор засекречен, достоверных фотографий данной глубоководной станции нет в открытом доступе. В то же время можно утверждать, что и станций, которые бы были подобны АС-12, сегодня нет ни у одной из стран мира.

                                                       Пожар 1 июля 2019 года

Министр обороны докладывает Верховному Главнокомандующему об аварии на подлодке. Москва, Кремль, 2 июля 2019 года

1 июля 2019 года на спускаемом аппарате атомной глубоководной станции АС-31 «Лошарик», находившемся на полигоне боевой подготовки Северного флота в районе Кольского залива Баренцева моря, произошло возгорание, которое привело к гибели 14 моряков-подводников в результате отравления продуктами горения, в том числе 7 капитанов 1-го ранга, 3 капитана 2-го ранга, 2 капитана 3-го рангакапитан-лейтенант и подполковник медицинской службы.

Возгорание произошло в ходе проведения измерений рельефа дна.

Благодаря своевременным, самоотверженным и грамотным действиям подводники ценой своих жизней ликвидировали очаг возгорания, спасли своих товарищей и глубоководный аппарат.

По данным министра обороны генерала армии Сергея Кужугетович Шойгу, возгорание произошло в аккумуляторном отсеке.

      

В момент начала пожара на глубоководном аппарате в Баренцевом море большая часть личного состава предположительно отдыхала в жилом отсеке и не успела воспользоваться средствами защиты от  огня. Об этом со ссылкой на источники пишет газета Коммерсант. 
Издание отмечает, что подводники должны держать при себе портативные аппараты (ПДА ), позволяющие находиться в задымленном помещении до 20 минут и имеют возможность подключаться к системе подачи воздуха.

          

Предназначен для ЭКСТРЕННОЙ защиты органов дыхания, зрения и кожи лица человека в момент возникновения аварий, в период выполнения первичных мероприятий по борьбе с аварией, последующего переключения в табельное средство защиты длительного пользования или эвакуации из аварийного помещения, от любых вредных примесей в воздухе, а также при недостатке кислорода в окружающей среде. Выпускается готовым к немедленному использованию и не требует индивидуальной подгонки.

Маска позволяет вести переговоры, как при непосредственном общении, так и при работе с техническими средствами связи.

ПДА является средством защиты одноразового действия.

Технические характеристики:

Сопротивление дыханию, Па (мм вод.ст.) не более

1470(150)

Время защитного действия, мин.:

- при тяжелой физической нагрузке (бег)

- при средней физической нагрузке

- в состоянии покоя (ожидание помощи)

7

15

60

Рабочий интервал температур, ºС

0...плюс 50

Габаритные размеры (в футляре), мм

248х149х103

Масса, кг, не более

1,8

Гарантийный срок хранения ПДА - 5 лет.

Но по какой-то причине этого сделано не было. 
Согласно одной из версий, которую приводит источник Коммерсанта, причиной пожара могло стать короткое замыкание.         

Ядерная энергетическая установка не пострадала, а саму подлодку отремонтируют в кратчайшие сроки.

                                   Список погибших:

  1. Герой Российской Федерации, капитан первого ранга Денис Владимирович Долонский;       
  2. Герой Российской Федерации, капитан первого ранга Николай Иванович Филин;
  3. Капитан первого ранга Владимир Леонидович Абанкин;
  4. Капитан первого ранга Андрей Владимирович Воскресенский;
  5. Капитан первого ранга Константин Анатольевич Иванов;
  6. Капитан первого ранга Денис Александрович Опарин;
  7. Капитан первого ранга Константин Юрьевич Сомов;
  8. Капитан второго ранга Александр Валерьевич Авдонин;
  9. Капитан второго ранга Сергей Петрович Данильченко;
  10. Капитан второго ранга Дмитрий Александрович Соловьев;
  11. Подполковник мед. службы Александр Сергеевич Васильев;
  12. Капитан третьего ранга Виктор Сергеевич Кузьмин;
  13. Капитан третьего ранга Владимир Геннадьевич Сухиничев;
  14. Капитан-лейтенант Михаил Игоревич Дубков.

Минобороны опубликовало официальный список погибших в результате пожара на атомной глубоководной станции АС-31. «Фонтанка» рассказывает, что известно о подводниках. 

Как минимум десять из четырнадцати семей не вернувшихся из Арктики гидронавтов живут в Петербурге. Смольный заявил о готовности оказать всевозможную поддержку. Решается вопрос о месте и дате захоронения. Вероятнее всего, все моряки будут похоронены на Серафимовском кладбище. Для них готово место напротив мемориала погибшим на подводной лодке «Курск».

                                                            Долонский Денис Владимирович

                 Dolonsky Denis Vladimirovich.jpg

Герой России, капитан 1 ранга. 47 лет. Родился в Ленинграде.

Командир атомной глубоководной станции АС-31, она же АС-12. Служил на ней с момента спуска на воду. Занимался исследованиями Арктики и Антарктики. В начале 2010-х годов получил звание Героя Российской Федерации. Администрация Петродворцового района официально поздравляла его на сайте Смольного. Женат. Отец двоих сыновей.

Помимо «Золотой Звезды», награжден орденами: Мужества, «За военные заслуги», «За морские заслуги» и медалью «За заслуги перед Отечеством 2 степени».

                                                       Филин Николай Иванович

            

Герой России, капитан 1 ранга. 57 лет.

Родился в деревне Красилово Новгородской области. Окончил факультет ядерных энергетических установок Высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского. Служил на Северном флоте, а с 1987 года приписан к воинской части в Петергофе. В 2018 году был представлен к званию Героя России за выполнение особо важного задания и проявленные при этом мужество и высокий профессионализм. «Золотую Звезду» ему вручал в Кремле президент России Владимир Путин. В Петербурге живет его семья: супруга, двое детей.

Николай Филин также кавалер трех орденов Мужества, имеет орден «За военные заслуги».

                                     Абанкин Владимир Леонидович

            

Капитан 1 ранга. Родился в Крыму. Жил в Пушкине, воспитывал с женой-учителем двух дочерей.

Награжден: орден Мужества, медаль «За заслуги перед Отечеством 1 степени», медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени», медаль Ушакова.

                                                    Опарин Денис Александрович

           

Капитан 1 ранга. 40 лет. Уроженец поселка Оленья Губа Мурманской области. Сын капитана первого ранга Александра Ивановича Опарина, командира части в Петербурге, к которой был приписан экипаж. В 2000 году Опарин-старший на борту СРЗК «Темрюк» участвовал в спасательной экспедиции на месте гибели атомной подлодки «Курск» в Баренцевом море.

Награжден: орден Мужества, медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени», медаль Ушакова.

                                                   Данильченко Сергей Петрович    

           

Капитан 1 ранга. 36 лет. Родился в Брянске. Окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова во Владивостоке, прошёл Высшие специальные офицерские классы ВМФ. В Петербурге жил с супругой и дочкой.

Награжден: орден Мужества, медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени».

                                            Воскресенский Андрей Владимирович

            

Капитан 1 ранга. 47 лет. Родился в Севастополе. Окончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. С начала нулевых служил в части ВМФ в Петербурге, которая подчинена Главному управлению глубоководных исследований Минобороны. Его семья хорошо известна в Сосновом Бору. Тесть погибшего, 72-летний контр-адмирал Владимир Бедердинов, был начальником сосновоборского Учебного центра флота. Бывшая супруга Наталья – депутат городского округа №5. Дочь занимается молодёжной политикой: третий год возглавляет движение «Студенты Санкт-Петербурга» и председательствует на Петербургском международном молодежном форуме труда.

Кавалер трех орденов Мужества, орден «За военные заслуги», медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени».

                                                     Иванов Константин Анатольевич

           

Капитан 1 ранга.

Награжден: орден Мужества, орден «За военные заслуги», медаль «За заслуги перед Отечеством 1 степени», медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени», медаль Ушакова.

                                                        Сомов Константин Юрьевич                          

             

Капитан 1 ранга. 48 лет. Родился в Грузинской ССР. В Пушкине живут жена и дочь.

Награжден: кавалер трех орденов Мужества, медаль «За заслуги перед Отечеством 1 степени», медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени».

                                                          Авдонин Александр Валерьевич

             

Капитан 2 ранга. 44 года. Родился в Петропавловске-Камчатском. Окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени Макарова. В Петербурге живет семья, двое детей.

Награжден: орден Мужества, орден «За военные заслуги», медаль Ушакова.

                                                     Васильев Александр Сергеевич

            

Подполковник медицинской службы. 43 года. Родился в Ленинграде. В 1999 году окончил 4-й факультет Военно-медицинской академии имени Кирова. По распределению был отправлен служить в Каспийскую флотилию. В Петербурге живут жена и трое детей.

Награжден: медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени», медаль Суворова.

                                               Соловьев Дмитрий Александрович

             

Капитан 2 ранга. 37 лет. Родился в городе Почепе Брянской области. Окончил петербургское военно-морское училище. Семья живет в Петербурге. Есть сын.  

Награжден: медаль «За заслуги перед Отечеством 2 степени», медаль «За отвагу», медаль Ушакова.

                                                          Кузьмин Виктор Сергеевич

           

Капитан 3 ранга. 33 года. Родился в городе Гаджиево Мурманской области. Окончил Морской корпус Петра Великого в Санкт-Петербурге. Сын Кузьмина Сергея Викторовича – командира атомной подводной лодки «Б-414», вице-адмирала и Героя России. Семья Кузьмина-младшего живет в Петербурге: жена, двое сыновей.

Награжден медалью Ушакова.

                                                    Сухиничев Владимир Геннадьевич

            

Капитан 3 ранга. 34 года. Родился в городе Вилючинск на Дальнем Востоке. Окончил Санкт-Петербургский военно-морской инженерный институт. Служил в 16-й краснознамённой эскадре атомных подводных лодок Тихоокеанского флота, затем – в 29-й отдельной бригаде подводных лодок Главного управления глубоководных исследований Минобороны.

Награжден медалью «За отвагу».

                                                                 Дубков Михаил Игоревич

  

Капитан-лейтенант. 29 лет. Родился в Вилючинске. Жил в Мурманске. Учился в Военно-морском институте радиоэлектроники имени А. С. Попова. На его странице в соцсети – фотография встречи с Дмитрием Медведевым в мае 2014 года.

  

Президент РФ Владимир Путин подписал указ о награждении государственными наградами погибших на подлодке АС-31 моряков.

За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, присвоить звание Героя РФ, - говорится в указе президента

Четверым из них посмертно присвоено звание Героя России. Высшей награды удостоились капитаны 1 ранга Андрей Воскресенский, Денис Опарин и Константин Сомов, а также капитан 2 ранга, спасший гражданского на судне, Дмитрий Соловьев.

  

Орденами Мужества посмертно награждены: капитаны 1 ранга Владимир Абанкин, Сергей Данильченко, Константин Иванов, Герой России Николай Филин и командир подлодки Денис Долонский. Также капитан 2 ранга Александр Авдонин, капитаны 3 ранга Виктор Кузьмин и Владимир Сухиничев, капитан-лейтенант Михаил Дубков и подполковник медицинской службы Александр Васильев.

                                                                                                                Автор Юферев Сергей