БМД-4, БМД-4М
Боевые машины на базе БМД-3 (Часть 1) БМД-4
В разные годы были начаты ОКР по созданию на базе БМД-3 целого ряда боевых и специальных машин, однако по разным причинам большинство из них прекратилось на этапах подготовки рабочей конструкторской документации и изготовления опытных образцов для предварительных испытаний.
Из числа машин на шасси БМД-3, поставленных на серийное производство, можно упомянуть боевую машину десанта БМД-4, 125-мм самоходную противотанковую пушку 2С25 «Спрут-СД» и разведывательную химическую машину РХМ-5. Завершена также разработка десантного многоцелевого бронетранспортера БТР-МД.
Командирская БМД-ЗК
Предварительные испытания командирской модификации «Бахча-К» прошли в 1993 г., государственные испытания — в 1994 г., а в 1996 г. под обозначением БМД-ЗК она была принята на вооружение. Боевой расчет БМД-ЗК сокращен до пяти человек, на машине дополнительно смонтированы радиостанции и навигационная аппаратура. Однако серийно БМД-ЗК не выпускалась.
БМД-4
Еще на этапе формирования облика семейства боевых и специальных машин для ВДВ на базе «боевой машины десанта 90-х годов» конструкторы в инициативном порядке предлагали включить в него «боевую машину десанта с повышенными характеристиками по вооружению и защите». Комплекс ее основного вооружения был бы аналогичен разрабатываемой в это же время БМП-3 (100-мм орудие, 30-мм автоматическая пушка и 7,62-мм пулемет в едином блоке в двухместной башне) при боевой массе машины 14-15 т. Предполагалось выполнить перспективную БМД на шести- или семикатковом шасси — в зависимости от планируемой вместимости. Проект так и не реализовали, однако к вопросу усиления вооружения БМД и его унификации с вооружением серийной БМП-3 вернулись уже во второй половине 1990-х гг..
На БМД-4 установлено единое БО «Бахча-У» производства КБП
На этот раз речь шла о существенной модернизации БМД-3 с сохранением пятикаткового шасси и установкой двухместного боевого отделения с комплексом вооружения, аналогичным БМП-3. Новое боевое отделение (боевой модуль) разработали в тульском КБ Приборостроения (КБП) в рамках программы модернизации БМП-3. ОКР по боевой машине десанта с новым унифицированным боевым отделением получила шифр «Бахча-У» (который нередко относят к боевому отделению). КБП оказалось ведущим предприятием по этой ОКР. Соисполнителем по шасси был, естественно, ВгТЗ, где работы шли под руководством главного конструктора В.В. Ханакина. Совместные работы КБП и ВгТЗ по этой машине развернулись с 1997 г. Опытное боевое отделение было изготовлено КБП и «Туламашзаводом» в 2001 г. и прошло испытание на шасси БМД-3.
На вооружение новую боевую машину десанта приняли 31 декабря 2004 г. под обозначением БМД-4. В мае 2005 г. в Туле на территории ГУП «КБП» его Генеральный конструктор А.Г. Шипунов торжественно передал командующему ВДВ генерал-полковнику А.П. Колмакову четыре БМД-4, а в августе того же года новые машины получил 137-й отдельный парашютно-десантный полк (г. Рязань). Предполагалась организация серийного производства БМД-4 с изготовлением новых шасси на ВгТЗ и постепенная модернизация ранее выпушенных БМД-3 до уровня БМД-4 в ходе капитального ремонта.
Одна из первых боевых машин десанта БМД-4 («Объект 960»). Амбразура автоматического гранатомета в лобовом листе корпуса еще не заглушена
БМД-4 на плаву
Боевые машины десанта БМД-4. Хорошо видны встроенная установка вооружения и комбинированные прицелы наводчика и командира
Разумеется, не обошлось без «трений». На фоне в целом положительных отзывов командования ВДВ звучали нарекания на превышение БМД-4 предела массы 13,2 т, который ранее с большим трудом был согласован для БМД-3 (хотя столь радикальное усиление вооружения могло дать и куда большее увеличение массы). Интенсивная эксплуатация первых трех БМД-4 в 137-м полку позволила выявить ряд проблем. Высказывались, в частности, претензии и к «стыковке башни и шасси» — в основном, к совместимости электрооборудования корпуса машины и боевого отделения, к узкому температурному диапазону концевых выключателей и т.п. Вызывало нарекание качество изготовления некоторых деталей, что потребовало доработок. Если офицеры-десантники, эксплуатировавшие первые БМД-4, даже шутили, что в машине «нужно предусмотреть еще одно место — для представителя завода» (а представители КБП и ВгТЗ все время находились в части в процессе опытной эксплуатации), то к машинам следующей серийной партии относились уже значительно лучше. Из Рязани БМД-4 передали в 76-ю десантно-штурмовую дивизию (г. Псков).
БМД-4 сохранила шасси и общую схему компоновки базовой БМД-3. В отделении управления по оси машины располагается механик-водитель, справа и слева от него — два десантника, а также два универсальных сиденья, на которых при десантировании размещаются командир и наводчик. За отделением управления расположено боевое отделение с размещением основного вооружения и двух членов экипажа во вращающейся башне. За башней находится десантное отделение с тремя местами для десантников, осуществляющих посадку и высадку через кормовой десантный люк. Моторно-трансмиссионное отделение (МТО) занимает заднюю часть корпуса.
В башне в едином блоке собраны 100-мм орудие-пусковая установка 2А70, справа от него — 30-мм автоматическая пушка 2А72, слева — 7,62-мм пулемет ПКТ или ПКТМ. Конструкторам КБП удалось сделать строенную установку разнокалиберного вооружения достаточно компактной; блок оружия имеет длину 3943 мм, ширину по цапфам 655 мм, массу 583 кг. Углы наведения блока оружия по вертикали — от -6 до +60°.
2А70 представляет собой нарезное 100-мм орудие низкой баллистики с вертикальным клиновым затвором, с возможностью запуска через ствол противотанковой управляемой ракеты (ПТУР), снабжено единым автоматом заряжания осколочно-фугасных снарядов и ПТУР. Автомат производит доставку выстрелов из мест хранения в плоскость заряжания орудия-пусковой установки, досылание в камору и удаление стреляной гильзы за пределы боевого отделения. Соответственно, автомат заряжания включает конвейер, механизмы загрузки, заряжания и открытия люка выброса гильз. Каркас конвейера, в котором выстрелы уложены в лотки, размещен под полом боевого отделения и может вращаться относительно последнего с помощью электромеханического или ручного (аварийного) привода. Автомат заряжания уменьшает загазованность внутри машины и обеспечивает заряжание пушки в течении 4-6 с.
ПТУР вместе с орудием и аппаратурой управления составляет комплекс управляемого вооружения. В его составе могут использоваться выстрелы ЗУБК23-3 с ПТУР 9М117М1 или ЗУБК10-3 с ПТУР 9М117. Система управления обеих ПТУР — полуавтоматическая по лучу лазера. ПТУР 9М117М1 «Аркан» при бронепробиваемости 750 мм с преодолением динамической защиты позволяет на дальностях до 5500 м поражать современные основные боевые танки, включая М1А1 «Абрамс», «Леопард-2» и др. (бронепробиваемость боевой части ПТУР 9М117 — 550 мм без обеспечения преодоления ДЗ, максимальная дальность стрельбы — 4000 м). В боекомплект орудия входят 100-мм выстрелы с осколочно-фугасными снарядами: 3УОФ19 со снарядом 3ОФ70 и 3УОФ17 со снарядом 3ОФ32. Оптимизированная форма снаряда, некоторое его облегчение при увеличении метательного заряда в выстреле ЗУОФ19 позволили вести огонь на дальности до 7000 м против 4000 м с ЗУОФ17, при этом могущество снаряда ЗОФ70 выстрела ЗУОФ19 увеличено за счет большего коэффициента наполнения, улучшена также кучность стрельбы.
Автоматическая пушка 2А72 имеет двухстороннее ленточное питание с автоматизированным и ручным переключением подачи. В боекомплект входят патроны ЗУБР6 с бронебойно-трассирующим, ЗУБР8 с бронебойным подкалиберным и ЗУОФ8 с осколочно-фугасно-зажигательным снарядами. Дальность стрельбы 30-мм пушки — до 4000 м осколочно-фугасным и до 2500 м бронебойным подкалиберным снарядами. Использованные звенья лент пушки и пулемета, стреляные гильзы пулемета отводятся внутрь боевого отделения. Комплекс вооружения рассчитан на поражение не только наземных (основные боевые танки, бронемашины, живая сила открыто и в укрытиях, огневые сооружения, пусковые установки ПТУР и др.), но и низколетящих воздушных целей противника (возможность поражения вертолетов огнем 30-мм пушки или ПТУР).
Боекомплект механизированной боеукладки составляют 34 унитарных 100-мм выстрела (в том числе четыре выстрела с ПТУР), 350 патронов к 30-мм автоматической пушке и 2000 7,62-мм патронов к пулемету. Кроме того, имеются шесть запасных81-мм дымовых гранат ЗД6 (ЗД6М) для дымовых гранатометов. При авиатранспортировке и десантировании парашютным способом БМД-4 устанавливалось уменьшение боекомплекта. Это одна из вынужденных мер «снятия» лишней массы, так как для десантирования требуется снизить массу машину с 13,6 до 13,2 т.
Существенным новшеством и преимуществом нового боевого отделения стала автоматизированная всесуточная система управления огнем (СУО), включающая:
- высокоточный комбинированный (день/ночь) прицел наводчика с независимой двухплоскостной стабилизацией поля зрения, оптическим, тепловизионным и дальномерным каналами, информационным каналом управления ПТУР. Кратность увеличения дневного канала — 12х, диапазон измеряемой дальности по дальномерному каналу — до 10000 м;
- панорамный прицел командира с дневно-ночным и дальномерным каналами, позволяющий командиру давать целеуказание наводчику, а также вести прицельную стрельбу всеми видами вооружения, кроме ПТУР;
- автомат сопровождения целей, объединенный с тепловизионным и телевизионным каналами прицелов;
- двухплоскостной стабилизатор вооружения, обеспечивающий минимальную скорость наведения 0,02 град./с и максимальную перебросочную скорость 60 град./с;
- цифровой баллистический вычислитель;
- датчики внешней информации;
- пульты наводчика и командира, мониторы командира и наводчика, пульт управления.
Комбинированный прицел наводчика и панорамический прицел командира разработаны КБП совместно с ОАО АНПП «Темп-Авиа» (г. Арзамас»), ФГУП «НИИ «Полюс» (г. Москва), ОАО «ВОМЗ» (г. Вологда). К созданию автомата сопровождения целей привлекли ОАО «НКБ ВС» (г. Таганрог), баллистического вычислителя, пультов управления, навигационной аппаратуры — МИЭТ (г. Зеленоград), стабилизатора -ОАО «СКБ ПА» (г. Ковров). Так что в КБП не преувеличивали, говоря, что комплектующие на сборку БМД-4 «привозят со всей России». Составные части СУО связаны единой информационно-управляющей системой. СУО позволяет командиру и наводчику вести эффективную стрельбу с места и в движении (в том числе — на плаву), днем и ночью, существенно повышает разведывательные возможности БМД-4. Возможность ведения прицельной стрельбы с ходу для легкобронированной машины имеет, наверное, еще большее значение, чем для машин тяжелой категории, поскольку способствует уменьшению уязвимости от огня противника. С другой стороны, увеличение дальности стрельбы осколочно-фугасным снарядом дает возможность БМД-4 поддерживать действия десантников огнем с закрытых позиций.
Тактико-технические характеристики БМД-4
Полная масса, т...............................................13,6
Экипаж+десант, чел.........................................2+5
Авиатранспортирование.....................самолетами типа Ил-76(М,МД),Ан-22
Высота на рабочем клиренсе, мм...................2227
Длина с пушкой вперед, мм............................6780
Длина по корпусу, мм......................................6000
Ширина, мм....................................................3256
Клиренс, мм.................... 100-500 (рабочий — 420)
Вооружение:
орудие-пусковая установка:
- марка........................................................2А70
-калибр (мм), тип.........................100, нарезная
- заряжание...........................автомат заряжания
- скорострельность (ОФС), выстр./мин.... 10—12 пушка:
- марка........................................................2А72
-калибр (мм), тип...........................30, нарезная
автоматическая
- темп стрельбы, выстр./мин.............................200-300 или 550
пулемет:
- марка.......................................................ПКТМ
- калибр, мм.................................................7,62
Углы наведения вооружения:
- по горизонту.................................................360'
- по вертикали вперед......................от -6' до +60'
Боекомплект:
- выстрелов к 100-мм
орудию-пусковой установке с ПТУР..................4
- выстрелов к 100-мм орудию-пусковой установке с ОФС.............................................34
- патронов к 30-мм пушке...............................464
- патронов к 7,62-мм пулемету......................2000
Броневая защита..........................лротивопульная
Двигатель:
- тип.............................................четырехтактный 6-цилиндровый дизельный с газотрубинным турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения
- марка.....................................................2В-06-2
- мощность, л.с. (кВт).............................450(331) при 2000 об./мин
Удельная мощность, л.с./т.................................33
Трансмиссия...........................гидромеханическая с дифференциальным механизмом поворота, с гидрообъемной передачей
Подвеска опорных катков............индивидуальная пневматическая
Гусеница.................................................стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, с последовательными резинометаллическими шарнирами
Ширина трака
основной гусеницы, мм....................................380
Водоходный движитель,
тип.............................................гидрореактивный
Максимальная скорость, км/ч:
- по шоссе.....................................................67,5
- наплаву..........................................................10
Средняя скорость по сухой
грунтовой дороге, км/ч...............................45—50
Запас хода:
- по шоссе, км.................................................500
- по грунтовой дороге, км...............................350
- на плаву, ч.........................................................8
Удельное давление на грунт, кг/см2................................................0,51
В боевом отделении имеются также прицел-дублер наводчика ППБ-2, ручные дублеры спусков вооружения. Круговой обзор обеспечивают перископические приборы наблюдения ТНПТ-2.
Унифицированное боевое отделение не зря именуется «модулем» — кроме БМП-3 и БМД-3, оно предполагалось к установке на шасси БМП-2, СПТП «Спрут-СД» (эта машина будет рассмотрена ниже) и БТР-90.
В передней части корпуса БМД-4 сохранена правая установка для ручного пулемета РПКС74, левая установка для гранатомета АГС-17 снята. Бортовые и кормовые установки для индивидуального оружия десанта сохранены.
Корпус и башня БМД-4, сваренные из алюминиевого броневого сплава, по пулестойкости и противоминной стойкости остались на уровне БМД-3. Башня выполнена в виде десятигранной усеченной пирамиды; ее лобовые проекции усилены стальными броневыми листами, установленными разнесенно с основной броней. По обе стороны от установки вооружения на башне смонтированы 81-мм гранатометы системы 902В «Туча» для запуска дымовых и осветительных гранат. В разработке бронеколпака боевого отделения активное участие приняли специалисты ВНИИ Стали, его механической части — «Туламашзавода».
Установка нового боевого отделения (модуля) потребовала ряда усовершенствований в конструктивных группах корпуса базовой машины. В частности, вварены новые пиллерсы (стойки), а в крыше корпуса установлено новое подпогонное кольцо. Кроме того, при модернизации доработаны место механика-водителя, элементы крепления сидений десантников, универсальных сидений для десантирования командира и наводчика. Некоторые изменения внесены в элементы крепления личного комплекта, средства вентиляции, табельное имущество, средства связи, ЗИП, схему электрообогрева сидений.
БМД-4 оснащена коллективной системой защиты от оружия массового поражения с фильтровентиляционной установкой и быстродействующим противопожарным оборудованием.
Силовой блок, трансмиссия, ходовая часть, гидравлическая и пневматическая системы шасси аналогичны БМД-3.
Машина оснащена УКВ радиостанциями Р-168-25У («Акведук-25У») и Р-168-5УВ («Акведук-5УВ»), обеспечивающими дальность радиосвязи в движении, соответственно, до 20 и до 10 км, аппаратурой внутренней связи и коммуникации Р-168 АВСК-Б, приемником спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS с отображением данных на мониторе командира. В командирском варианте машины БМД-4К предусмотрена дополнительная радиостанция и специально оборудованные рабочие места.
Транспортировка и десантирование БМД-4 предполагалась из тех же самолетов военно-транспортной авиации, что и БМД-3. Изменения массогабаритных характеристик и общей конфигурации БМД-4 по сравнению с БМД-3 требовали доработки средств десантирования. 31 октября 2005 г. было выдано ТТЗ на разработку средств десантирования для БМД-4. Эта ОКР велась в рамках создания унифицированных средств парашютного десантирования боевых и специальных машин ВДВ с экипажем и боевым расчетом внутри машины, Средства десантирования, получившие обозначение П325 (основной разработчик — МКПК «Универсал»), в целом аналогичны средствам ПБС-950 для БМД-3 — степень унификации превысила 90%.
В 2007 г. состоялись пробеговые испытания БМД-4 со средствами десантирования в положении по-походному и испытания на плаву, без летных предварительных испытаний, в 2008 г.—статические, копровые технические испытания и физиологические испытания с двумя испытателями внутри машины. Недофинансирование работ, спешность проведения госиспытаний машины без средств десантирования, поздняя выдача ТТЗ породили ситуацию, когда БМД-4 была принята на вооружение при фактическом отсутствии средств ее десантирования и без проведения опытной загрузки в грузовую кабину самолета. Сложившаяся в советское время и оправдавшая себя система разработки и принятия на вооружение единого комплекса «объект — средства десантирования — военно-транспортный самолет» оказалась разрушена. Впрочем, и производство БМД-4 оказалось ограниченным.
Полигон Дубровичи, 26 июля 2006 г
БМД-4М – гром с ясного неба
Не так давно в Нижнем Тагиле произошло событие, которое привлекло специалистов и просто людей интересующихся военной техникой, практически со всего мира. Именно здесь прошла выставка, на которой были продемонстрированы наиболее совершенные образцы русского оружия, слава которого гремит на весь мир.
И одним из таких образцов оказалась боевая машина десанта модернизированная или БМД-4М. Она является поистине уникальным военным изделием – ни одна страна кроме России не располагает аналогами.
История развития подобных машин уходит в глубь десятилетий. Первым транспортом с аналогичным назначением является БМД-1, первые образцы которого были созданы в 1968 году. Они стали первыми видами транспорта с броней, которые действительно можно было высаживать на парашютах. Конечно, это открывало удивительный простор для тактического размаха. В глубоком тылу у противника внезапно могло оказаться несколько десятков великолепно вооруженных боевых машин с хорошо обученными бойцами, которые могли нанести серьезныё ущерб, пойдя на прорыв при соединении с атакой со стороны нашей армии или же просто ударив в тыл, нарушая планы противника.
Проводилась серия экспериментов по высадке. В большинстве случаев экипаж БМД высаживался отдельно от машины, сразу после приземления занимая свои места. Однако на это приходилось потратить целых несколько минут! К тому же нередко сильный ветер относил экипаж от машины на несколько километров. Поэтому было принято решение о попытке десантировать БМД вместе с десантом. Такой эксперимент был назван «Кентавром». Но большой вес БМД вынуждал использовать при её посадке специальные реактивные двигатели, способные за считанные секунды до приземления значительно снизить скорость падения. Разумеется, техника легко выдерживала подобные перегрузки. Но сказать того же про людей нельзя. Страшная перегрузка буквально «плющила» людей. У многих из носа и ушей начинала течь кровь. Ещё несколько минут после такой «встряски» многие не могли адекватно воспринимать происходящее. Вполне понятно, что в бою они были бы совершенно бесполезны. И все-таки выдержав несколько подобных испытаний большинство десантников относительно привыкали – на то, чтобы прийти в себя им нужны были считанные секунды. Кровотечений не открывалось. Это поистине можно считать победой русского человека и русского солдата.
Ни одна другая страна в мире не решалась на проведение подобных испытаний! Единственный прецедент имел место во Франции. После того, как их военные специалисты узнали о проекте «Кентавр», они также потребовали проведения аналогичных учений. Однако вместо экипажа в боевую машину был посажен преступник приговоренный к смертной казни. При первом же спуске он погиб, не выдержав перегрузки. Программа сразу была свернута.
Но время не стоит на месте. И вот старая, добрая БМД-1 заменена. Сначала, в 1985 году её сменила БМД-2. В 1990 году появилась и новая БМД-3, сменившая своего предшественника. И вот теперь появилась новая боевая машина, способная заменить всех предшественников – БМД-4. Это поистине великолепное творение, которое сочетает мощность, надежность и боевую мощь.
Её экипаж составляет 3 человека, а в качестве десанта она перевозит до шести человек.
Удобство стрельбы обеспечивается лазерным дальномером, приборами ночного видения, тепловизором и средством сопровождения цели. Специалисты утверждают, что такой набор практически исключает возможность промаха. По крайней мере, во время испытаний были поражены все мишени до одной. Что ж, учения это хорошо. Но война план покажет.
Вооружение БМД-4М - 100-миллиметровая пушка 2А70, 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А72, спаренный ПКМТ калибра 7.62, курсовой РПКС-74 калибра 5,45, а также ПТУР «Аркан», способный уничтожить практически любую мишень.
Также в арсенал БМД-4М входит и шесть дымовых шашек «Туча», способных обеспечить машине безопасный отход.
Великолепный двигатель, мощность которого составляет 500 лошадиных сил, позволяет машине развивать скорость до 65 километров в час. Кроме того, БМД-4М способен форсировать серьезные водные преграды, буквально переплывая их. При этом скорость машины может достигать 10 километров в час!
Без дозаправки БМД-4М может преодолеть дистанцию до пятисот километров. Это позволяет ей вести бой на протяжении нескольких часов, как прорывая линию обороны противника, так и отступая, если возникает такая необходимость.
БМД-4М - единственная в мире машина, которую можно десантировать вместе с экипажем, - и сразу в бой. При весе в 18 тонн у нее улучшенная плавучесть, более мощное вооружение, при этом броня тоньше, чем у предшественников, - специальный алюминиевый сплав обеспечивает защиту экипажа.
БМД-4М будет существенно отличаться от прежних моделей данной машины. В частности, на ней будет установлена сверхпрочная алюминиевая броня.
"Броня БМД-4М обладает свойствами, обеспечивающими исключение появления осколков внутри обитаемого отсека в случае ее поражения снарядом или крупнокалиберным патроном", - сказал помощник генерального директора по производству ОАО "Курганмашзавод" Даниил Релин.