Пушки В.Г. Грабина

 

Гордость большой страны. Выдающийся советский конструктор артиллерийского вооружения Василий Грабин.

 

Грабин Василий Гаврилович (1899/1900 — 1980) — советский конструктор и организатор производства артиллерийского вооружения Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда, генерал-полковник технических войск (1945), лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1950).          

В годы Великой Отечественной войны пушек конструкции Василия Гавриловича Грабина на фронтах было больше, чем пушек других типов советского и дореволюционного производства.

Немецкие и американские конструкторы и военные историки единодушно признают ЗИС-З лучшей дивизионной пушкой Второй мировой войны. К 1941 г. 76-мм танковая пушка Ф-34 стала сильнейшей в мире танковой пушкой, недаром ею было вооружено подавляющее большинство наших средних танков, бронепоездов и бронекатеров. 100-мм противотанковая пушка БС-3 пробивала навылет броню хваленых немецких «Тигров» и «Пантер».

К концу Великой Отечественной войны сорокапятилетний Грабин стал генерал-полковником, доктором технических наук, профессором, Героем Социалистического Труда; он и руководил самым мощным конструкторским бюро в области артиллерийского вооружения. Сталин обращался напрямую к нему, минуя своих помощников и министров.
Обо всем этом наши официальные историки были просто вынуждены писать, хотя и с многочисленными недомолвками и ошибками. Но после победного мая 1945 г. на информацию о дальнейших работах Грабина было наложено строжайшее табу.

Родился Грабин В.Г. 9 января 1900 г. на Кубани, в станице Старо-Нижестеблиевской под Екатеринодаром (ныне Краснодар) в семье бывшего фейерверкера царской артиллерии, который, чтобы прокормить одиннадцать душ, вынужден был за гроши работать в различных мастерских. Детство у Василия было голодным и нерадостным. В школе Вася Грабин учился всего три года – необходимо было помогать семье, где нужда заставляла считать каждую копейку. Тяжелое положение вынудило мальчика рано пойти работать учеником клепальщика, а затем рабочим котельных мастерских. Одиннадцатилетний подросток работал по двенадцать часов в день с оплатой 3 копейки за час. Вскоре после начала Первой мировой войны мастерские были закрыты. Затем Василий работал чернорабочим на мельнице, сортировщиком писем в почтово-телеграфной конторе.

       

В начале 1920 г. В. Грабин вступил в Красную Армию, а в июле того же года его зачислили курсантом Краснодарских объединенных командирских курсов. В их составе Васлий Грабин воевал против врангелевцев. В числе лучших курсантов его переводят в Петроградскую командирскую школу полевой тяжёлой артиллерии.

                               (Василий Грабин (слева) – курсант Петроградских артиллерийских курсов, 1921 год)

1 марта 1921 г. началось знаменитое Кронштадтское восстание. Курсанты артиллерийской школы оказались в числе первых частей, мобилизованных на борьбу с мятежниками. Грабин попал в 152-мм гаубичную батарею, направленную 7 марта в Северную группу войск. Батарея была размещена на северном берегу Финского залива и начала обстрел форта “Тотлебен “, занятого мятежниками.

Грабин закончил Петроградскую командирскую школу 16 сентября 1923 г.

После окончания учёбы с сентября 1923 года Грабин служит в Красной армии, но в августе 1926 года его зачисляют в Военно-техническую академию РККА имени Дзержинского. Грабину повезло, поскольку в академии в то время преподавали корифеи российской артиллерии: создатель первого серийного российского зенитного орудия Ф. Ф. Лендер, создатель взрывателей и ручных гранат В. И. Рдултовский, конструктор лафетов и станков для пушек Р. А. Дурляхов, автор научной работы «Теория стрельбы» П. А. Гельвих и другие. При разработке 152-мм мортиры (своей дипломной работы) Грабин размещает тормоз отката орудия под стволом, а накатник – над стволом. Это стало новшеством, которое Грабин в дальнейшем использует при создании множества новых артсистем.

                                                        Преподаватель Военно-технической академии РККА  Пётр Августович Гельвих

Получивших разностороннюю конструкторскую и теоретическую подготовку выпускников академии распределили между различными военными и гражданскими организациями. Грабин попал в число так называемых «тысячников» – тысячу выпускников военных академий, которых направили в гражданские КБ, разрабатывавшие различные вооружения.

В 1930 году молодого конструктора распределили на завод «Красный Путиловец». В этом Грабину также очень повезло – он получил возможность лично познакомиться с людьми, которые во время Первой мировой войны обеспечивали Россию первоклассными орудиями. Путиловский завод отличался высокой культурой производства и давними заводскими традициями. Так, на этом заводе Грабин воочию увидел мастера, способного при нарезке ствола снимать металлическую стружку, толщина которой измерялась микронами. Здесь он получил первый конструкторский опыт, участвуя в модернизации зенитного орудия своего учителя, конструктора Франца Францевича Лендера, к тому времени уже ушедшего из жизни.

    

Через несколько дней его назначили командиром взвода на Карельском артиллерийском участке. В августе1926 г. он становится слушателем Военно-технической академии РККА имени Дзержинского, созданной годом раньше путем слияния Артиллерийской и Военно-Инженерной академий. В марте1930 г. состоялся выпуск 146 слушателей академии.

Грабин в числе многих выпускников стал «тысячником». Дело в том, что советское правительство решило усилить кадры военной промышленности тысячью специалистов РККА. Так, инженер артиллерийского управления РККА В.Г. Грабин был направлен на конструкторскую работу в КБ-2. При этом он, как и другие «тысячники», остался в кадрах Красной Армии.

Вскоре после этих событий Грабина переводят в Коломенское (бывшее Михайловское) артиллерийское училище, которое он и заканчивает в 1923 году.В 1925 г., успешно сдав экзамены, Грабин В.Г. был зачислен слушателем Военно-технической академии РККА (впоследствии Артиллерийская академия имени Ф. Дзержинского). В качестве дипломного проекта Василий Грабин разработал проект 152-мм мортиры, который был рекомендован для использования не только в академии, но и в конструкторских бюро.

В 1930 году молодого конструктора распределили на завод «Красный Путиловец». В этом Грабину также очень повезло – он получил возможность лично познакомиться с людьми, которые во время Первой мировой войны обеспечивали Россию первоклассными орудиями. 

В 1932 был назначен первым заместителем начальника ГКБ-38 (созданного на базе КБ ВОАО), единственного конструкторского бюро того времени, которое занималось разработкой и доработкой различных типов ствольных артиллерийских систем. После ликвидации ГКБ-38 в конце 1933 был направлен на завод № 92          (г. Горький), который тогда занимался исключительно производством, не имея своего КБ. В то время среди военных руководителей СССР, по заказам которых разрабатывались системы вооружения, господствовало теория о скором отмирании классической ствольной артиллерии и переходе на динамореактивную (безоткатную). В частности, одним из наиболее рьяных сторонников этой теории был М. Н. Тухачевский.

В. Г. Грабину удалось с огромным трудом через Народный комиссариат тяжёлой промышленности убедить, что необходимо создание КБ, занимающегося ствольной артиллерии.

                                                                       В.С.Грабин с семьёй

В 1940 году под руководством Грабина конструкторы КБ разработали 57-мм противотанковую пушку. 
Уже к концу августа того же года была готова вся техническая документация, а поздней осенью был направлен на артиллерийский полигон и опытный образец. При стрельбе по щитам выявился большой разброс, а кучность боя оказалась крайне низкой. Только после долгих поисков удалось обнаружить грубую арифметическую ошибку в исходных данных. Крутизну нарезов следовало резко изменить для повышения устойчивости снаряда в полете. На повторных испытаниях с новыми стволами 57-мм пушка показала высокую кучность. 

 Генерал-майор В.Грабин (сидит в центре) и другие выдающиеся конструкторы, удостоенные звания Героя Социалистического Труда указом от 28 октября 1940 г.

Пушку приняли на вооружение в 1941 году под наименованием: "57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 обр. 1941 г. ". Ее планировали выпускать одновременно на трех артиллерийских заводах, и уже в мае 1941 года она пошла в серийное производство. В начале Великой Отечественной войны 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 успешно использовалась для борьбы против немецких танков. В июле 1941 года принимается решение об установке 57-мм орудия на шасси полубронированного гусеничного артиллерийского тягача "Комсомолец", а уже в сентябре первые советские серийные самоходные артиллерийские установки ЗИС-30 использовались в боях на Западном фронте.

Они применялись в битве под Москвой. Но, несмотря на высокие боевые качества, в конце 1941 года решением Государственного Комитета Обороны выпуск 57-мм пушки был прекращен.

Критическая обстановка на фронте требовала резкого увеличения поставок противотанковых пушек по уже освоенной и налаженной технологии в короткие сроки. Между тем борьбу с танками врага успешно вели 45-мм противотанковые пушки обр. 1937 г., производство которых было хорошо налажено. Поэтому директор артиллерийского завода № 92 Амо Сергеевич Елян отдал дальновидный приказ: "Все незавершенные в производстве трубы ЗИС-2 собрать, законсервировать и убрать. Всю технологическую оснастку и техническую документацию сохранить, с тем чтобы при первой необходимости вновь развернуть производство 57-мм пушки ЗИС-2". 

С августа 1942 года, по постановлению Правительства и ГКО, В. Г. Грабин приступил к организации Центрального артиллерийского конструкторского бюро (ЦАКБ), в г. Калининграде (ныне г. Королев), которое, в дальнейшем, и возглавлял. Под руководством В. Г. Грабина были созданы: пехотные пушки: 76-мм пушки образца 1936 года (Ф-22), образца 1939 года (УСВ) и дивизионная пушка образца 1942 года ЗИС-3, 57-мм пушка образца 1941 года (ЗИС-2), 100-мм полевая пушка образца 1944 года (БС-3).

Сейчас находятся критики, утверждающие, что знаменитая грабинская ЗиС-3 не только не была лучшей дивизионной пушкой в мире, а серьезно уступала дивизионным орудиям Германии и других стран. Увы, в этих обвинениях есть доля истины. Ведь основной задачей дивизионных орудий является уничтожение живой силы противника, а также его огневых средств – пулеметов, минометов и пушек. Осколочное же и фугасное действие 76-мм снаряда ЗиС-3 очень слабо, а из-за большой начальной скорости снаряда и унитарного заряжания ЗиС-3 не могла вести навесной огонь.

                                                                                            ЗИС-3 

                                                                                      БС-3

Танковые пушки: 76,2-мм танковые пушки Ф-32, Ф-34, ЗИС-5 для вооружения среднего танка Т-34-76 и тяжёлого танка KB-1, самоходная установка ЗИС-30 с 57-мм пушкой ЗИС-2 (ЗИС-4), а также 76,2-мм пушка ЗИС-3, которая устанавливалась на лёгких самоходных установках СУ-76 и СУ-76М. Были разработаны и испытаны опытные образцы танковых пушек: 37-мм пушки ЗИС-19, 76,2-мм пушки С-54, 85-мм пушек С-18, С-31, С-50, С-53, ЗИС-С-53, 100-мм пушки С-34, 107-мм пушки ЗИС-6, 130-мм пушки С-26, 122-мм гаубицы С-41.
В 1943 году вместе с коллективом передал присуждённую ему Сталинскую премию в Фонд обороны

C 1946 года начальник и главный конструктор Научно-исследовательского артиллерийского института. В 1957 году назначен главным конструктором и директором ЦНИИ-58 Государственного комитета по оборонной технике при Совете Министров СССР. С 1960 года преподавал в МВТУ имени Н. Э. Баумана.
В 1950-е годы интерес к артиллерийским системам резко упал. Вначале Берия, а потом Хрущев, взяли курс на ракетостроение. На это наложился давний конфликт с маршалом Устиновым. В результате на вооружение была принята лишь одна пушка разработки Грабина — зенитная С-60. Отчасти, была принята и С-23, но позже, когда в ней возникла острая необходимость и малой серией. Однако коллектив под его руководством разработал несколько систем артиллерийского вооружения: «триплекс» в составе 180-мм пушки С-23, 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43. Пушка была принята на вооружение, а гаубица и мортира в производство не пошли.
«дуплекс» в составе 210-мм пушки С-72 и 305-мм гаубицы С-73

Любопытно, что о секретных чудо-пушках Грабина пришлось вспомнить в 1967 г., когда израильтяне заняли господствующие над сирийской территорией Голанские высоты и установили там американские 175-мм самоходные пушки М107, имевшие дальность стрельбы 32 км.

Израильтяне получили возможность безнаказанно внезапно открывать огонь по сирийским военным объектам – штабам, РЛС, позициям зенитных ракет, аэродромам и т.д. А «великий и могучий Советский Союз» ничем не мог помочь братьям-арабам.

По указанию ЦК КПСС на заводе «Баррикады» (№221) срочно приступили к восстановлению производства С-23. Сделать это было весьма непросто, поскольку значительная часть документации и технического оборудования была утеряна. Тем не менее, коллектив завода успешно справился с поставленной задачей. До1971 г. для Сирии было изготовлено двенадцать 180-мм пушек С-23.

Коническое орудие С-40 имевшее начальную скорость снаряда более 1330 м/с и пробивашее на дистанции в 500 м более 28 см брони. Орудие к танку ИС-7 С-70 на базе корабельного 130 мм.

      

Умер 18 апреля 1980 года в Калининграде (Московская область). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 9)