Танки СССР . Часть III

 

Средние и тяжёлые танки СССР в межвоенный период

Во второй половине 1920-х годов в Красной Армии на вооружении были только легкие танки «Русский Рено», разработанный на базе французского FT17 и его дальнейшее развитие легкий танк Т-18 (МС-1) «малый сопровождения», разработанного и производившегося на Ленинградском заводе «Большевик».

В конце 20-х военное командование посчитало целесообразным начать разработку средних танков, при этом было выбрано два направления: создание собственного танка и попытка копирования зарубежных образцов.
В 1927 году военные выдали требования на разработку среднего «маневренного танка» с пулеметно-пушечным вооружением. Разработку танка начало Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста, затем эта робота была передана на Харьковский паровозостроительный завод №183. 

                                                             Средний танк Т-24

Разработка конструкторской документации на танк была завершена на ХПЗ и в начале 1930 года изготовлен опытный образец танка, получивший индекс Т-12. По результатам испытаний танка было рекомендовано доработать его, увеличить запас хода, изменить конструкцию башни, вместо спаренных 6,5мм пулеметов Федорова установить 7,62 мм пулеметы ДТ. 

Средние и тяжёлые танки СССР в межвоенный период

                                                                                               Танк Т-12

Танк был доработан, и под индексом Т-24 началось его серийное производство. Было изготовлено 26 комплектов танков, но собрали всего только 9 танков и производство было остановлено в связи с началом выпуска на этом заводе танков БТ-2, аналога американского легкого танка «Кристи».
В основу компоновки танка Т-24 было положено трехъярусное расположение вооружения. В корпусе устанавливался пулемет, в основной башне пушка и два пулемета, в малой башне, размещенной на крыше основной башни справа, еще один пулемет. Вес танка был 18,5 тонн, экипаж состоял из 5 человек, командир, наводчик, механик-водитель и два пулеметчика.

                                                                                                        Танк Т-24

Отделение управления было впереди, за ним находилось боевое отделение, моторно-трансмиссионное было сзади. Механик-водитель размещался впереди справа. Командир, наводчик и пулеметчик в основной девятигранной башне и еще один пулеметчик в малой башне. Для посадки механика-водителя был люк в лобовом листе корпуса, для посадки остального экипажа было по одному люку в основной и малой башнях.
В лобовом листе башни устанавливалась 45-мм пушка, по бокам от нее по одному 7,62-мм пулемету. По одному 7,62-мм пулемету устанавливалось в корпусе и малой башне.
Корпус и башня были клепаными из броневых листов, толщина брони башни, лба и бортов корпуса 20 мм, днища и крыши 8,5 мм. Броневые листы лба корпуса были расположены под рациональными углами наклона.

                                                                        Конструкция танка Т-24

В качестве силовой установки использовался авиационный двигатель М-6 мощностью 250 л.с., обеспечивающий скорость 25,4 км час и запас хода 140 км.
Ходовая часть танка была унифицирована с ходовой трактора «Коминтерн» и на каждом борту состояла из 8 сдвоенных обрезиненных опорных катков малого диаметра с защищенными броневыми кожухами вертикальными пружинными рессорами, сблокированными в четыре тележки по два, четырех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. 
Производство танка на заводе не было подготовлено, не было требуемого оборудования и специалистов. Танки собирались практически вручную. Надежность их была очень низкая, они часто ломались и выходили из строя, наладить качественное производство танков так и не удалось.

                                                                                    Танк Т-24

В это время закупочная комиссия советских специалистов рассматривала на Западе вопрос закупки лицензий на производство западных образцов танков. В итоге было принято решение своих танков не разрабатывать и воспользоваться документацией на танки Англии и США. В качестве прототипа легкого танка Т-26 был взят английский легкий танк «Виккерс шеститонный» и его производство размесили на Ленинградском заводе «Большевик», а в качестве прототипа быстроходного крейсерского танка БТ-2 стал американский танк Кристи М1931, производство которого разместили на ХПЗ.
Попытки руководства ХПЗ и конструкторов продолжить производство и совершенствование среднего танка Т-24 ни к чему не привели и работы по нему были прекращены. Военное руководство посчитало целесообразным закупать и производить по лицензии западные танки и этим самым избавиться от ошибок, которые уже прошли их конструкторы.

                                                                Средний танк Т-28

Средний танк Т-28 был разработан в Ленинграде в 1930-1932 годах и с 1933 по 1940 год серийно выпускался на Кировском заводе. Всего было выпушено 503 танк Т-28. Прототипом Т-28 послужил английский средний трехбашенный танк «Виккерс 16-тонный».
Советская закупочная комиссия в 1930 году ознакомилась с английским танком, но купить лицензию на его производство не получилось. Было принято решение создать аналогичный свой танк с учетом опыта, полученного при изучении английского танка.
В начале 1931 года конструкторское бюро Орудийно-артиллерийского объединения (Ленинград) приступило к проектированию танка Т-28, в 1932 году опытные образцы танка были изготовлены и испытаны. По результатам испытаний танк в 1932 году был принят на вооружение.

                                                                                      Танк Т-28

Танк Т-28 представлял собой средний танк трёхбашенной компоновки с двухъярусным расположением пушечно-пулеметного вооружения, предназначенный для огневой поддержки пехоты. Отделение управления было впереди, за ним боевое отделение, в кормовой части моторно-трансмиссионное, отгороженное перегородкой от боевого отделения. 
Башни танка размещались в два яруса, на первом впереди располагались две малые пулемётные башни, на втором — главная башня. Между пулеметными башнями находилась рубка механика-водителя с откидной бронедверцей и открывающимся вверх лючком с триплексом. Сверху кабина закрывалась ещё одним люком, облегчавшим посадку механика-водителя.
Главная башня имела эллиптическую форму с развитой кормовой нишей и по конструкции была идентична главной башне тяжёлого танка Т-35. Снаружи башни по бортам на кронштейнах крепилась поручневая антенна. Малые пулемётные башни также были идентичны по конструкции пулемётным башням Т-35. Каждая башня могла вращаться от упора в стенку рубки мехника-водителя до упора в стенку корпуса танка, горизонтальный угол обстрела пулемета составлял 165 градусов.
Экипаж танка состоял из шести человек: механика-водителя, радиста- стрелка из пулемета, командира и наводчика в главной башне и двух стрелков пулеметных башен.
Корпус танка был коробчатой формы клёпано-сварной или сварной конструкции, такой же конструкции были и башни танка. Бронирование танка было противопульным, толщина брони лба корпуса 30 мм, лба и бортов башни 20 мм, бортов корпуса 20 мм, днища 15-18 мм, крыши 10 мм. На модификации танка Т-28Э устанавливалось дополнительное бронирование, на корпус и башни крепились бронелисты толщиной 20-30 мм. Экранирование позволило довести толщину брони лобовых частей корпуса танка до 50—60 мм, а башен и верхней части бортов до 40 мм.
Основным вооружением танка являлась 76,2-мм пушка КТ-28 L/16,5 и предназначалась для борьбы с огневыми точками противника и не бронированными целями. В качестве бронебойного оружия она не годилась и с 1938 года танки вооружались новой 76,2-мм пушкой Л-10 L/26 с начальной скоростью бронебойного снаряда 555 м/с, что позволило пробивать броню толщиной до 50 мм на расстоянии в 1000 м. 

                                                                  Танк Т-28 на параде

Вспомогательное вооружение танка состояло из четырёх 7,62-мм пулемётов ДТ, расположенных в шаровых установках. Один из них размещался в лобовой части главной башни в автономной установке, справа от пушки, другой в кормовой нише башни и два в пулеметных башнях. На танках последних серий на люке наводчика устанавливалась также зенитная турельная установка с пулемётом ДТ.
В качестве силовой установки использовался авиационный двигатель М-17Т мощностью 450 л. с., попытка установить на танк дизельный двигатель успеха не имела. Танк развивал скорость 42 км/час и обеспечивал запас хода 180 км. 
Ходовая часть танка по каждому борту состояла из 12 парных обрезиненных опорных катков малого диаметра, сблокированных при помощи балансиров в 6 кареток с пружинным подрессориванием, которые, в свою очередь, были сблокированы в две тележки, подвешенные к корпусу на двух точках, а также 4 обрезиненных поддерживающих ролика.
Средний танк Т-28 можно сравнивать с зарубежными средними танками того же периода с близкими характеристиками, это английский танк «Виккерс 16-тонный», французский Char B1bis и немецкий Nb.Fz.
Английский «Виккерс 16-тонный» по сути был «прародителем» Т-28, при весе 16 тонн он был трехбашенный, имел на вооружении 47мм пушку c L/32 и три пулемета, бронезащищенность на уровне (12-25)мм и обеспечивал скорость 32 км/час.

                                                             Танк «Виккерс 16-тонный»

Немецкий Nb.Fz. также был трехбашенный, в качестве вооружения в главной башне была установлена спарка75мм пушка L/24 и 37мм пушка L/45, а также три 7,92-мм пулемета, разнесенных по башням, бронезащищенность на уровне 15-20 мм, при весе 23,4 тонны он развивал скорость 30 км/час.

                                                                                Танк Nb.Fz.

Французский Char B1bis в качестве вооружения имел в корпусе 75мм пушку, а в башне длинноствольную 47мм пушку с Л27,6 и два пулемета, бронезащищенность на уровне (46-60)мм и при весе 31,5 тонн развивал скорость 28 км/час.

                                                                            Танк Char B1bis

Т-28 по сравнению с «Виккерсом 16-тонным» превосходил его по вооружению, защищенности и подвижности. По сравнению с Nb.Fz Т-28 уступал ему по вооружению, но превосходил в защищенности и подвижности. По сравнению с Char B1bis уступал по вооружению и защищенности, но превосходил в подвижности. В целом по сочетанию основных характеристик Т-28 был на уровне зарубежных средних танков того же этапа развития.

                                                           Тяжелый танк Т-35

В конце 20-х в Советском Союзе начали предприниматься попытки создания тяжелого танк прорыва. После нескольких неудач в 1932 году специально созданная для разработки тяжелого танка конструкторская группа предложила проект танк Т-35 и осенью 1932 года был изготовлен опытный образец. После его испытания и доработки был изготовлен второй образец танка, который показал удовлетворительные результаты и его даже показали в 1933 году на параде в Ленинграде. В 1933 году серийное производство танка Т-35 было поручено Харьковскому паровозостроительному заводу, где он выпускался до 1940 года, всего было выпущено 59 танков Т-35.
Танк Т-35 представлял собой пятибашенный тяжёлый танк с двухъярусным расположением пушечно-пулемётного вооружения и противопульным бронированием, предназначенный для поддержки и усиления пехоты при прорыве укреплённых позиций противника. 

                                                                 Тяжелый танк Т-35

По компоновке танка отделение управления находилось в корпусе, в лобовой части корпуса слева размещался механик-водитель. У него был смотровой люк с триплексом, который на марше откидывался вверх. Над механиком-водителем в крыше корпуса был люк для его посадки в танк.
На крыше корпуса находилось пять башен. Главная башня цилиндрической формы с развитой кормовой нишей, идентичная по конструкции главной башне танка Т-28, размещалась по центру на подбашенной коробке в форме неправильного шестигранника. 
В лобовой части башни на цапфах размещалось 76-мм пушка, справа от которой в независимой шаровой установке размещался пулемёт. В корме башни устанавливался еще один пулемет. 
Две средние башни цилиндрической формы с двумя люками в крыше для доступа экипажа по конструкции были идентичны башне легкого танка БТ-5, но без кормовой ниши. Башни располагались по диагонали справа-впереди и слева-сзади по отношению к главной башне. В передней части каждой башни устанавливалась 45-мм пушка и спаренный с ней пулемёт. 
Две малые пулемётные башни цилиндрической формы по конструкции были идентичны пулемётным башням среднего танка Т-28 и были расположены по диагонали слева-впереди и справа-сзади. В передней части каждой башни устанавливался пулемет.
Главная башня от остальной части боевого отделения отгораживалась перегородкой, задние и передние башни сообщались между собой попарно. 
Экипаж танка в зависимости от серии выпуска был 9-11 человек. В главной башне размещались командир-наводчик, пулемётчик и радист — заряжающий. В каждой средней башне находилось по два человека — наводчик и пулемётчик, в пулемётных башнях по одному пулеметчику. 
Корпус и башни танка были сварными и частично клёпаными из броневых листов. Бронезащита танка обеспечивала защиту от пуль и осколков снарядов, а также лобовую проекцию танка от снарядов малокалиберной противотанковой артиллерии. Толщина брони лба корпуса 20-30 мм, башни и бортов корпуса 20 мм, днища 10-20 мм и крыши 10 мм. В процессе выпуска танков бронирование увеличивалось и вес танка с 50 тонн достиг 55 тонн.
Основным вооружением танка являлась 76,2-мм танковая пушка КТ-28 L/16,5. Наведение по горизонту осуществлялось посредством поворота башни ручным или электрическим приводами. Могущество бронебойного снаряда в силу невысокой начальной скорости было весьма низким.
Дополнительное артиллерийское вооружение составляло из двух 45мм полуавтоматических пушек 20К L/46 c начальной скоростью бронебойного снаряда 760 м/с. Наведение по горизонту осуществлялось поворотом башни при помощи винтового поворотного механизма
Вспомогательное вооружение танка состояло из шести 7,62мм пулемётов ДТ, которые устанавливались внутри башен танка. На танках последних серий на люке наводчика устанавливалась также зенитная турельная установка с пулемётом ДТ.
В качестве силовой установки использовался авиационный двигатель М-17 мощностью 500 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 28,9 км/час и запас хода 80 км.
Ходовая часть танка на каждом борту состояла из восьми обрезиненных опорных катков малого диаметра, шести поддерживающих катков с резиновыми шинами, направляющего переднего и ведущего заднего колеса. Подвеска была блокированная, по два катка в тележке с подрессориванием двумя спиральными пружинами. Ходовая часть закрывалась сплошным 10мм броневым экраном.
Пятибашенный танк Т-35, как и немецкий Nb.Fz., регулярно использовался в пропагандистских целях. Он участвовал в маневрах и на парадах, о нем много писали и публиковали его фотографии все газеты и он символизировал мощь бронетанковых сил Советского Союза.
Концепцию многобашенных тяжёлых танков в межвоенный период пытались также реализовать во Франции и Англии, но она оказалась тупиковой и дальнейшего развития в мировом танкостроении не получила. 
Родоначальником «танковых монстров» можно считать французский тяжёлый двухбашенный танк Char 2C, громадных размеров, весом 69 тонн, с противоснарядной броней толщиной (30-45)мм, вооруженного 75мм пушкой и четырьмя пулеметами и обладавшего низкой проходимостью и надежностью. Всего было изготовлено 10 танков и на этом работы были прекращены. 

                                                                      Тяжелый танк Char 2C

Более удачным был проект английского тяжёлого пятибашенного танка A1E1 «Independent» весом 32,5 тонны, с броневой защитой толщиной 13-28 мм, вооруженного 47-мм пушкой и четырьмя пулеметами. Благодаря более рациональной компоновке танка он избежал ряда недостатков французского Char 2C, был изготовлен один образец, но из-за порочности концепции многобашенных танков он в серийное производство также не пошел. 

                                                                        Тяжелый танк A1E1 «Independent»

                                                                           Тяжелый танк КВ-1

Тяжелый танк КВ-1 был разработан в 1939 году на Кировском заводе в Ленинграде в рамках концепции тяжелых танков, необходимых для взламывания фронта противника и организации прорыва или преодоления укрепленных районов.
В связи с тем, что концепция тяжелого многобашенного танка Т-35 оказалась тупиковой и попытки создать более совершенные многобашенные танки, такие как СМК и Т-100, также не имели успеха, было принято решение разработать тяжелый танк классической компоновки с мощным противоснарядным бронированием и вооруженным пушкой, способной поражать укрепления и бронетехнику противника.

                                                                              Тяжелый танк КВ-1

Первый образец танка был изготовлен в августе 1939 года и сразу же направлен на советско-финский фронт для участия в прорыве линии Маннергейма, где он успешно прошел испытания в реальной боевой обстановке. Танк не могла поразить ни одна противотанковая пушка противника, и в декабре 1939 года он был принят на вооружение. До начала Великой Отечественной войны танки производились только на Кировском заводе, всего было выпущено 432 танка КВ-1. С началом войны производство танка было организовано на Челябинском тракторном заводе.
Танк КВ-1 был классической компоновки весом 43 тонны с противоснарядным бронированием, мощной пушкой, дизельным двигателем и индивидуальной торсионной подвеской. Отделение управления располагалось в лобовой части корпуса, боевое отделение с башней в средней части и моторно-трансмиссионного в корме.
Экипаж танка был 5 человек, механик-водитель располагался по центру в передней части корпуса, стрелок-радист слева от него, три члена экипажа располагались в башне, слева о пушки наводчик и заряжающий, справа командир. Посадка экипажа производились через люк в башне над рабочим местом командира и люк на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста.
Корпус танка был сварной из катаных броневых плит. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона (низ/середина/верх — 25/70/30 градусов). Толщина брони лба, бортов и башни 75мм, днища и крыши 30-40 мм. Броня танка не поражалась 37-мм и 50-мм пушками вермахта, только с калибра 88 мм и выше танк мог быть поражен.
Башня танка выпускалась в трёх вариантах: литая, сварная с прямоугольной нишей и сварная с закруглённой нишей. Бронемаска пушки была цилиндрической из гнутой катаной бронеплиты толщиной 90мм, в которой устанавливались пушка, спаренный пулемёт и прицел.
Вооружение танка состояло из 76,2-мм пушки Л-11, замененной вскоре на 76мм пушку Ф-32 с аналогичной баллистикой, а осенью 1941 года была установлена длинноствольная пушка ЗИС-5 L/ 41,6. Вспомогательное вооружение состояло из трех пулеметов ДТ-29: спаренный с пушкой, курсовой в корпусе и кормовой в башне.
В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель В-2К мощностью 500 л. с., обеспечивающий скорость по шоссе 34 км/час и запас хода 150 км.
Ходовая часть по каждому борту содержала 6 штампованных двускатных опорных катков малого диаметра. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Подвеска была индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми обрезиненными поддерживающими катками.
Танк КВ-1 являлся серьезным прорывом в разработке тяжелых танков, оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности позволило ему занять достойную нишу в классе тяжелых танков того времени, он стал базой для создания тяжелых советских танков серии ИС.

                                                        Тяжелый танк КВ-2

Основанием для разработки танка КВ-2 послужил опыт боевого применения танка КВ-1 осенью 1939 года в советско-финской войне при прорыве линии Маннергейма. Пушка танка КВ-1 оказалась недостаточно сильной для борьбы с хорошо укрепленными опорными пунктами противника. Было принято решение разработать на базе КВ-1 штурмовой танк с установкой на него 152мм гаубицы. В январе 1940 года танк КВ-2 был разработан и в феврале принят на вооружение. Серийно производился на Кировском заводе до июля 1941 года, всего было выпущено 204 танка КВ-2.
За основу танка был взят корпус КВ-1 и на него установлена новая башня с 152 мм гаубицей. Вес танк достиг 52 тонн. Экипаж состоял из 6 человек, добавился помощник заряжающего в башне в связи с установкой гаубицы с раздельным заряжанием боеприпаса. Посадка экипажа в башню производилась через кормовую дверцу башни и люк в крыше башни на месте командира.
Танк выделялся громадной башней с дверцей в корме башни, высота танка достигла 3,25 м.
Башня КВ-2 выпускалась в двух вариантах: МТ-1 и более поздняя «пониженная» башня меньшего веса. Башня МТ-1 имела наклонные скуловые бронеплиты, а «пониженная» — вертикальные. Оба варианта башен сваривались из катаных бронеплит толщиной 75 мм. 

                                                                        Тяжелый танк КВ-2

В башне на цапфах устанавливалась 152-мм танковая гаубица М-10Т, аналогично КВ-1 в КВ-2 устанавливались три пулемета ДТ-29.
В качестве боеприпасов к гаубице использовались бетонобойные и бронебойные снаряды, соответственно обоим типам снарядов имелись два типа зарядов. Использование заряда, не соответствующего типу боеприпаса, могло привести к выходу орудия из строя, поэтому экипажам категорически запрещалось загружать одну машину снарядами и зарядами к ним разных типов.
Стрельба на полном заряде категорически запрещалась, так как из-за большой отдачи и отката могло заклинить башню, от сотрясения могли пострадать узлы и агрегаты моторно-трансмиссионной установки. По этой причине стрельба разрешалась только с места, что ещё больше повышало уязвимость танка в бою.
В начальном периоде войны КВ-2 легко уничтожал любой танк противника, при этом он был неуязвим для танковых орудий и противотанковой артиллерии противника. КВ-2 по сравнению с КВ-1 не нашел широкого применения в армии и с началом войны его производство было прекращено

                                                  Средние танки А20 А30 А32

Средний танк Т-34 появился не в результате требований на разработку среднего танка, а вырос из попытки совершенствования семейства быстроходных танков серии БТ и взял от них наиболее удачные узлы — подвеску Кристи и дизельный двигатель.
В конце 1937 года военные выдали Харьковскому заводу №183 тактико-технические требования на проектирование легкого колесно-гусеничного танка БТ-20, согласно которым необходимо было разработать колёсно-гусеничный быстроходный лёгкий танк весом (13–14) тонн с тремя парами ведущих колёс с гусеничным и колёсным ходом, бронированием (10-25)мм и дизельным двигателем.
Следует отметить, что в КБ завода №183 в это время сложилась тяжелая ситуация. Главный конструктор Фирсов был отстранен от своей должности и обвинен во вредительстве из-за дефектов танков БТ-5, отстранены были также ряд ведущих специалистов, вскоре они были расстреляны. В КБ под руководством Фирсова уже были сделаны проработки принципиально нового танка и работы в этом направлении возглавил только что назначенный новый главный конструктор Кошкин.
Проект танка БТ-20 был разработан и в марте 1938 года представлен на рассмотрение АБТУ РККА. При рассмотрении проекта мнение военных по типу движителя разделились. Одни настаивали на гусеничном варианте, другие на колесно-гусеничном. Проект танка был утвержден, характеристики танка уточнили, повысили требования по защищенности, экипаж увеличили до 4 человек и допустимый вес танка до 16,5 тонн, в связи с этим из класса легких танк переходил в класс средних. Изменилось и назначение танка, теперь он предназначался для самостоятельных действий в составе танковых соединений и для действий в тактическом взаимодействии с другими родами войск.
Заводу было предписано разработать два варианта танка, изготовить два гусеничных и один колесно-гусеничный танк и представить их на испытания. В короткие сроки была разработана документация на два варианта танка, изготовлены их макеты и в феврале 1939 года представлены на рассмотрение Комитета обороны. По результатам рассмотрения было принято решение изготавливать оба варианта в металле, испытать их и потом принять решение, какой танк запускать в производство.
В мае 1939 года был изготовлен образец колесно-гусеничного танка А20 с синхронизированным колёсным и гусеничным ходом. У танка с каждого борта было по три ведущих катка большого диаметра и один впереди направляющий, нос корпуса танка был урезан для поворота направляющего катка. Вооружение танка состояло из 47-мм пушки и двух пулеметов, вес танка увеличился до 18 тонн.

                                                                         Средний танк А20

В июне 1939 года был изготовлен образец гусеничного варианта танка, ему присвоили индекс А32. Танк отличался установкой 75-мм пушки, исключением сложного колесного привода на шесть катков, усиленной броней корпуса танка, установкой с каждого борта не четырех, а пяти катков и более простой не суженной конструкцией носа корпуса танка. Вес танка увеличился до 19 тонн.

                                                                           Средний танк А32

Летом 1939 года танки А20 и А32 прошли полигонные испытания и показали хорошие результаты. По результатам испытаний был сделан вывод, что танк А32 имеет резерв по весу и его целесообразно защитить более мощной броне. Заводу №183 было дано задание рассмотреть возможность увеличения бронирования танка до 45 мм. Это было связано с тем, что встала необходимость защиты танка от противотанковой артиллерии калибра 37 мм, получившей серьезное развитие в конце 30-х годов. Проработки конструкции танка показала, что это возможно сделать без ухудшения характеристик по подвижности, его вес при этом увеличивался до 24 тонн.
Был изготовлен ходовой макет такого танка, получившего индекс А34, который успешно прошел ходовые испытания. В конструкцию танка были внесены многочисленные изменения и принято решение изготавливать два опытных танка А34. В декабре 1939 года было принято решение из двух танков А20 и А34 принять на вооружение только танк А34 с противоснарядным бронированием, который стал танком Т-34, вес которого увеличился до 26,5 тонн.

                                                                            Средний танк А34

В начале 1940 года было изготовлено два танка Т-34. Они успешно прошли испытания и в марте своим ходом были отправлены в Москву для показа руководителям государства. Показ прошел успешно и на заводе началось серийное производство Т-34, в сентябре танк начал поступать в войска.

                                                          Средний танк Т-34

После армейской эксплуатации танка Т-34 отзывы из армии были крайне противоречивы, одни хвалили, другие подчеркивали ненадежность узлов и систем танка, частые поломки, неудовлетворительную обзорность и несовершенство приборов наблюдения, тесноту боевого отделения и неудобства пользования боеукладкой.
В итоге в АБТУ сложилось отрицательное отношение к танку и по их предложению было принято решение о прекращении производства Т-34 и возобновлении производства БТ-7М. Руководство завода обжаловало это решение и добилось возобновления производства Т-34. В конструкторскую документацию было внесено много изменений и усилен контроль за качеством изготовления танков, до конца 1940 года было изготовлено всего 117 танков.

                                                                            Средний танк Т-34

По поводу отношения военных к Т-34 мне неожиданно пришлось столкнуться уже в наше время. В начале 80-х при защите диссертации моим оппонентом оказался человек из «сталинской гвардии», который во время войны был начальником отдела вооружений в Госплане СССР. Мы встретились, на вид ему было уже за семьдесят, на груди у него блестела звезда Героя соцтруда. Узнав, что я из танкового КБ, он начал живо интересоваться не диссертацией, а что сейчас происходит в КБ. В процессе беседы он рассказал мне, что перед войной военные были против трех видов вооружений: танка Т-34, РСЗО БМ-13 «Катюша» и штурмовика Ил-2. На первом этапе войны они оказались одними из лучших в своем классе. Сталин ничего не забыл, дал команду найти всех и их расстреляли за вредительство. Справедливо или нет трудно сказать, времена были такие. Вот такой интересный эпизод, насколько он реален не знаю, но рассказывал его человек из той системы.
С учетом полученных замечаний при эксплуатации танка в войсках в январе 1941 года был представлен проект модернизированного танка Т-34М. Фактически это был новый танк, с другими корпусом и башней увеличенного объема, улучшена обзорность из танка, заменены приборы наблюдения и прицеливания, ходовая часть с торсионной подвеской и опорными катками с внутренней амортизацией и ряд других мероприятий.
В мае 1941 года было принято решение прекратить выпуск Т-34 и начать выпуск Т-34М. В начале июня выпуск Т-34 был остановлен и началась подготовка производства под новый танк. Всего за первое полугодие 1941 года было выпущено 1110 танков Т-34. С началом войны производство Т-34 было немедленно возобновлено и о Т-34М пришлось пока забыть.
Танк Т-34 образца 1940 года представлял собой средний танк весом 26,5 тонны с экипажем 4 человека, с противоснарядным бронированием, вооруженный 76,2-мм пушкой и двумя 7,62-мм пулеметами. Компоновка танк была классическая, отделение управления впереди, боевое отделение с башней в середине танка и мотороно-трансмиссионное в корме корпуса.
Механик-водитель размещался слева в корпусе, справа от него было место стрелка-радиста. В башне слева размещался командир и справа заряжающий. По составу экипажа танка было принято неоправданное решение возложить функции наводчика на командира и он практически не мог выполнять свои командирские функции. К тому же помимо тесной компоновки башни у него был неудовлетворительный набор прицелов и приборов наблюдения, крайне неудачно установленных на его рабочем месте.
Корпус танк сваривался из катаных броневых листов. Нижние устанавливались вертикально, а верхние с рациональными углами наклона (лоб верх/лоб низ/верх бортов/ корма – 60/53/40/45 градусов). Толщина брони лба и бортов 45 мм, кормы 40 мм, днища 13-16 мм, крыши 16-20 мм. Носовая часть корпуса в месте сопряжения верхнего и нижнего лобовых броневых листов была выполнена скруглённой. Верхний и нижний лобовые листы крепились гужонами к поперечной стальной балке. Люк механика-водителя находился на верхнем лобовом листе, в люке были установлены смотровые приборы.
Башня была также сварной из катанных броневых листов, боковые и задние стенки наклонены к вертикали под углом 30 градусов. Толщина брони лба башни 45-52 мм, бортов и кормы 45 мм. На части танков образца 1940 года устанавливалась литая башня. На крыше башни был один большой люк трапециевидной формы.
На командирских машинах устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 с антенной на правом борту в передней части корпуса.
Вооружение танка состояло из 76,2-мм длинноствольной пушки Л-11 L/30,5, замененная в 1940 году на более совершенную 76,2-мм пушку Ф-34 L/41,5, и двух 7,62-мм пулеметов ДТ. Один пулемет был спарен с пушкой, другой размешался в корпусе на шаровой опоре.
В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 54 км/час и запас хода 380 км.
Ходовая танка выполнялась по схеме Кристи, на каждом борту было пять опорных катков большого диаметра с независимой подвеской каждого катка на вертикальных винтовых пружинах внутри корпуса. Ведущее колесо было сзади, направляющее впереди. Траки гусеницы были аналогичны тракам танка БТ-7, но большей ширины — 550 мм.
По совокупности характеристик огневой мощи, защищенности и подвижности Т-34 на начал войны превосходил все зарубежные танки этого класса, но применение его в первых боях оказалось неудачным, большинство танков было быстро потеряно.
Причины низкой эффективности и высоких потерь Т-34 в этот период объяснялись слабой освоенностью новых танков личным составом, плохой обзорностью из танка и крайне неудачной компоновкой боевого отделения, тактически неграмотным использованием танков, низкой их надежностью, недостатком ремонтно-эвакуационных средств на поле боя, поспешным введением танков в бой без увязки в другими родами войск, потерей командованием управляемости войсками и длительными маршами на большие расстояния. Со временем все это было устранено, и Т-34 смог с достоинством проявить себя на последующих этапах войны.
Начавшиеся в Советском Союзе в начале 30-х разработка и производство средних и тяжелых танков на первых этапах опирались на копирование зарубежных образцов и создание в соответствии с тенденциями того времени многобашенных средних и тяжелых танков. Был пройден длительный путь в поиске приемлемой концепции таких танков, в результате чего были разработаны и запущены в серийное производство в конце 30-х средний танк Т-34 и тяжелый танк КВ-1 классической компоновки, ставшие образцами удачного сочетания огневой мощи, защищенности и подвижности танков этих классов и во многом определивших направление развития советского и зарубежного танкостроения.

                                                                                                           Автор:  Юрий Апухтин