Боевые вертолёты

 

           Российские боевые вертолёты и их вооружение.

                      История, настоящее и будущее

Советский Союз был одним из основоположников и мировых лидеров в строительстве вертолётной техники. Не меньших успехов советские разработчики добились и на ниве создания управляемого оружия, в частности, противотанковых управляемых ракет (ПТУР). Сочетание двух этих направлений предопределило появление боевых вертолётов в вооруженных силах СССР.

Российские боевые вертолёты и их вооружение. История, настоящее и будущее

                                              Вертолёт Ми-1МУ с ПТУР 3М11 «Фаланга»

                                                                         Вертолёты

Первым советским вертолётом, оснащённым ПТУР, в 1962 году стал Ми-1МУ, вооружённый четырьмя ПТУР 3М11 «Фаланга». Из-за отсутствия интереса к нему у Вооружённых сил СССР он не был принят на вооружение, как и его усовершенствованная версия с шестью ракетами. Не получили существенного развития в качестве носителей ПТУР и вертолёты следующего поколения – Ми-2 и Ми-4.
Первым действительно боевым вертолётом СССР стал созданный в 1972 году боевой вертолёт Ми-24. В первую очередь он был оптимизирован не для противотанкового применения, а для огневой поддержки наземных войск, хотя и мог нести до четырёх ПТУР «Фаланга», а в дальнейшем и более совершенных ПТУР «Штурм-В». Конструкция Ми-24 и его модификаций не была оптимизирована для ведения боевых действий из режима висения, характерного для вертолётов стран НАТО. По сути Ми-24 применялся как штурмовик с коротким взлётом и вертикальной посадкой или как воздушная БМП. Из-за наличия вместительного десантного отсека Ми-24 получился существенно более крупным и тяжёлым, по сравнению с американским AH-1, впрочем, эти вертолёты изначально создавались для решения разных задач. 
В последних модификациях Ми-24ВМ (Ми-35М) вертолёт получил укороченные крылья, двигатели увеличенной мощности и 8-16 ПТУР «Штурм-В» или «Атака-М», что позволяет ему относительно эффективно решать задачи по уничтожению бронетехники. 

                                              Вертолёт Ми-24Д и его новейшая модификация Ми-35М

Тотальное превосходство СССР и Организации Варшавского Договора в бронетанковой технике по сравнению с США и блоком НАТО не делало приоритетной задачу создания противотанкового вертолёта. В связи с этим, появление в СССР вертолёта, аналогичного по возможностям новейшему американскому AH-64 Apache, значительно затянулось. В первую очередь это было связано с развалом СССР, но немалую лепту внесло противостояние ОКБ «Камов» и КБ им. Миля. В ходе многолетнего «соревнования» вертолётов Ка-50 и Ми-28, а затем и их продолжателей Ка-52 и Ми-28Н сторонами было вылито друг на друга много грязи, что несомненно отрицательно повлияло на экспортный потенциал обеих машин, впрочем, эта тема многократно рассмотрена в профильных изданиях и на тематических форумах.
Изначально победителем конкурса на новый армейский вертолёт было признано ОКБ «Камов» с вертолётом Ка-50. Ранее в СССР существовало негласное разделение труда, в котором ОКБ «Камов» приоритетно разрабатывало вертолёты для Военно-морского флота (ВМФ) СССР, а КБ им. Миля для сухопутных войск. С появлением вертолёта Ка-50 эта традиция была нарушена.
Машина получилась крайне интересной. В первую очередь обращала на себя внимание одноместная компоновка вертолёта с высоким уровнем автоматизации. Впервые в мире было установлено катапультное кресло пилота с отстрелом лопастей перед катапультированием. Установленная ближе к центру масс 30-м пушка 2А42 с селективным боепитанием и боекомплектом 460 снарядов позволяла поражать цели на дальности до четырёх километров. В качестве противотанкового вооружения должны были использоваться 12 сверхзвуковых ПТУР «Вихрь» с системой наведения по «лазерной тропе» и предполагаемой дальностью стрельбы 8-10 километров. Соосная схема позволила обеспечить вертолёту великолепную маневренность и высокую скороподъёмность до 28 м/с (для сравнения у Ми-28 эта цифра составляет 13,6 м/с, у AH-1 – 8,22 м/с, у AH-64 – 7,2-12,7 м/с). Эффектный внешний вид и броское название «Чёрная акула» быстро сделали Ка-50 известным в России и за рубежом, где он получил название «Оборотень».

                                                        Боевой вертолёт Ка-50 «Чёрная акула»

Предусматривалась совместная работа боевых вертолётов Ка-50 с вертолётами Ка-29ВПНЦУ, оснащённых комплексами средств автоматизации и связи для обеспечения навигации, целеуказания и закрытой радиосвязи с другими родами войск. Также, по некоторым данным, рассматривался вариант совместной работы Ка-50 с двухместной «командирской» модификацией Ка-52 и вертолётами дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Ка-31, впрочем, это может быть чьё-то индивидуальное видение проблемы.
Длительные прения по вопросу окончательного принятия на вооружение боевого вертолёта в Российской Федерации привели к отказу ОКБ «Камов» от одноместной модификации – Ка-50 и продвижение его двухместной модификации Ка-52, с размещением пилотов рядом (бок-о-бок), что не совсем характерно для ударных вертолётов. Тем не менее, основные характеристики Ка-50 были сохранены, помимо этого под носовым радиопрозрачным обтекателем была размещена радиолокационная станция (РЛС) миллиметрового диапазона, предназначенная для обнаружения целей и полёта в режиме огибания рельефа местности.

                         РЛС «Арбалет», расположенная под носовым радиопрозрачным обтекателем вертолёта Ка-52

В конечном итоге на вооружение были приняты обе машины – Ка-52 и Ми-28Н, которые получили в войсках как положительные, так и отрицательные отзывы. В целом, выигрывая по бронированию и маневренности в сравнении с AH-64 Apache, обе машины уступают ему по БРЭО и вооружению. Ожидается, что БРЭО, сравнимое с установленным на вертолётах AH-64D/E, появилось на модернизированном вертолёте Ми-28НМ. Также к 2021-2022 году планируется модернизация вертолета Ка-52 до уровня Ка-52М с усовершенствованными обзорно-прицельными системами и ракетами увеиченной дальности.
Тем не менее, отставание по ПТУР пока сохраняется. Если американские вертолёты могут применять ПТУР в режиме «выстрелил и забыл», то российским вертолётам, применяющим ПТУР «Атака» или «Вихрь» требуется сопровождение цели носителем на всём протяжении полёта ракеты. Это стало следствием отставания отечественной элементной базы и, соответственно, отсутствием компактных многодиапазонных головок самонаведения.

                    Новейший российский боевой вертолёт Ми-28ВН и корабельный боевой вертолёт Ка-52К «Катран»

                                     ПТУР и многофункциональные ракеты воздух-земля

ПТУР первого поколения, в которых необходимо было наводить ракету на цель вручную, не обеспечивали сколь либо приемлемой вероятности поражения цели. Первым эффективным противотанковым комплексом, применяемым с вертолётов Ми-24 и вертолётов ВМФ Ка-29 стал ПТУР «Штурм-В». Комплекс обеспечивал поражение бронированных целей на дальности до пяти километров сверхзвуковой ракетой с радиокомандным наведением. На момент появления характеристики ПТУР «Штурм-В» позволяли боевым вертолётам эффективно бороться с бронированными целями. В дальнейшем на базе ПТУР «Штурм-В» была разработана усовершенствованная ПТУР «Атака» с дальностью стрельбы до восьми километров, которая может применяться с вертолётов Ми-28, и в варианте с лазерным наведением с вертолётов Ка-52.

                                                                         Ракета 9М120 «Атака»

Разрабатывающийся для Ка-50 сверхзвуковой ПТУР «Вихрь» с системой наведения по «лазерной тропе» должен был иметь дальность до восьми километров, а в варианте «Вихрь-М» до 10 километров. Крупносерийное производство ПТУР «Вихрь» так и не было налажено, ПТУР «Вихрь-М» производится серийно с 2013 года для применения в составе Ка-52, но информация об их реальном использовании крайне ограничена. 

                                                                                   ПТУР «Вихрь-М»

                          Боевой вертолёт Ка-52 с 24 ПТУР «Вихрь» в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК)

В целом ПТУР «Вихрь-М» обладает более высокими характеристиками по сравнению с ПТУР «Атака», но в тоже время оба комплекса по современным меркам являются устаревшими и относятся ко второму поколению. Скорость даже сверхзвуковых ПТУР в любом случае существенно уступает скорости полёта современных зенитных управляемых ракет (ЗУР). Вследствие этого вертолёт, атакующий бронетехнику, прикрытую средствами ПВО, с высокой вероятностью будет уничтожен ещё до поражения цели ПТУР. Исходя из этого российским боевым вертолётам необходимо оружие, способное действовать по принципу «выстрелил и забыл», то есть ПТУР третьего поколения.
Длительное время в интернете муссируется тема разработки ПТУР «Гермес» тульским Конструкторским Бюро Приборостроения (АО «КБП). Такой комплекс действительно разрабатывается уже длительное время, изначально под наименованием «Клевок», затем, будучи переименованным в «Гермес». Комплекс «Гермес» предполагается размещать на наземных, надводных и воздушных носителях. По разным данным дальность авиационного варианта ракеты комплекса «Гермес» должна составить порядка 25 км, дальность наземного варианта комплекса может составить до 100 км. Существует мнение, что дальность стрельбы 100 км может быть достигнута при запуске с любого типа носителя и в большей степени зависит от возможности носителя обеспечить целеуказание на максимальной дальности. Скорость ракеты сверхзвуковая, максимальная порядка 1000 м/с, средняя 500 м/с. Комплекс «Гермес-А» (авиационный вариант) в первую очередь предназначался для оснащения вертолётов Ка-52.
Ракеты комплекса «Гермес» нельзя отнести к ПТУР, скорее это многофункциональная ракета класса воздух-земля (в-з) или земля-земля (з-з). На ракетах комплекса «Гермес» предусматривается использование нескольких систем наведения, в частности, с высокой вероятностью можно говорить о наличии инерциальной системы наведения, радиокомандной системы наведения и лазерной головки самонаведения (ГСН), аналогичной применяемым в управляемых артиллерийских снарядах (УАС) типа «Краснополь». Другие предполагаемые варианты ГСН включают пассивную тепловизионную головку самонаведения, активную радиолокационную головку самонаведения или комбинированную — тепловизионную + лазерное самонаведение. Предположительно инерционная система наведения может быть дополнена коррекцией по данным спутниковой системы навигации «Глонасс», что было бы разумно для поражения стационарных удалённых целей.
Какие из данных вариантов ГСН для комплекса «Гермес» уже разработаны, какие находятся в работе, а какие вообще не будут реализованы, достоверно не известно.

                                             ПТУР Гермес и он-же в ТПК под крылом вертолёта Ка-52

На опубликованном в предыдущей статье изображении (справа) показана предположительно гиперзвуковая зенитная управляемая ракета (ЗУР) комплекса «Панцирь-СМ». Учитывая дальность до 40 километров и гиперзвуковую скорость полёта, напрашивается вопрос о возможности реализации этого изделия в противотанковом варианте. В этом случае почти всю вторую ступень займёт «лом» – сердечник бронебойного оперённого подкалиберного снаряда (БОПС) из сплавов вольфрама или обеднённого урана. С учётом неизбежного роста размеров и массы второй ступени дальность должна заметно снизиться по сравнению с 40 километрами для ЗУР, но даже дальность 15-20 километров позволит боевым вертолётам, оснащённым такой гиперзвуковой ПТУР, успешно решать противотанковые задачи в условиях противодействия ЗРК противника. Дополнительным преимуществом можно считать сложность поражения гиперзвуковых целей комплексами активной защиты (КАЗ) современной бронетехники. А применение в качестве боевой части сердечника БОПС позволит повысить устойчивость ПТУР к вторичным осколкам, образующимся при поражении элементами КАЗ одной из ПТУР (при парном пуске). Выход на гиперзвуковые скорости полёта ПТУР отчасти может компенсировать отставание РФ в области создания головок самонаведения.

Предположительно гиперзвуковая ЗУР для ЗРК/ЗРПК «Панцирь-СМ» (справа) с дальностью стрельбы до 40 км, слева ЗУР к «Панцирь-С», по центру — ПТУР «Гермес-С»

Летом 2019 года сеть облетело видео с демонстрацией запуска перспективного изделия 305 — лёгкой управляемой многофункциональной ракеты (ЛМУР) с борта вертолёта Ми-28НМ. 
Применение изделия 305 (ЛМУР) с борта Ми-28НМ
Изделие 305 называют российским ответом на американскую JAGM. В некоторых материалах высказывается предположение, что изделие 305 и есть ракета комплекса «Гермес», в других говориться о том, что это совершенно другое изделие. Исходя из анализа видеоизображения можно скорее склониться ко второму варианту, поскольку подвешиваемое под Ми-28НМ изделие не похоже на ракету комплекса «Гермес» в контейнере. О том, что изделие 305 не относится к комплексу «Гермес», говорит и тот факт, что его испытывают на Ми-28НМ. У АО «КБП», разработчика комплекса «Гермес», традиционно партнёром выступает фирма «Камов», поэтому логично, что новые изделия в первую очередь обкатывались бы на Ка-52. 
Вернёмся к изделию 305 (ЛМУР). Предположительно изделие 305 концептуально произошло от ракет воздух-земля Х-25 и Х-38, звучат даже мнения о том, что ЛМУР основана на конструкции ракеты воздух-воздух ближней дальности Р-73. Ракета ЛМУР, выполненная по схеме «утка» (с передним расположением управляющих поверхностей), оснащена высокочувствительной мультиспектральной оптико-электронной ГСН с использованием полуактивного лазерного, телевизионного и двухдиапазонного, средневолнового и длинноволнового (3-5 мкм и 8-13 мкм) инфракрасного каналов наведения. Ракета ЛМУР должна атаковать цели в верхнюю полусферу с углами пикирования свыше 60-70 градусов, что позволит ей обходить многие современные КАЗ и поражать бронированные цели в наиболее уязвимую верхнею проекцию. Остаются вопросы о скоростных и массогабаритных параметрах изделия 305 и о том, в каком количестве они могут быть размещены на подкрыльевых держателях вертолётов Ми-28НМ и Ка-52.

                                                  Российская высокоточная ракета Х-38

Сравнивать российскую ЛМУР с американской JAGM в настоящий момент нет смысла из-за отсутствия более-менее достоверных характеристик изделия 305. В составе JAGM указывается наличие трёхрежимной головки самонаведения с инфракрасным, активным радиолокационным и лазерным каналами наведения. В составе ЛМУР возможность наличия активной радиолокационной ГСН не заявлена, что может быть существенным недостатком при её применении в плохих метеоусловиях, но вполне возможно, что ЛМУР опережает JAGM в части других характеристик – дальности и скорости полёта, мощности боевой части. В любом случае, появление ЛМУР в боекомплекте боевых вертолётов Ми-28НМ и Ка-52 можно считать важной вехой в развитии российской армейской авиации.

                                                       Скоростные вертолёты

Следуя за трендом, задаваемым западными разработчиками, российские производители разрабатывают перспективные скоростные боевые и транспортные вертолёты.
Компания «Камов» в первую очередь ориентируется на создание транспортного скоростного вертолёта Ка-92 с традиционной соосной схемой и толкающим винтом.

                                                     Концепт скоростного вертолёта Ка-92

О планах по созданию перспективного боевого вертолёта компании «Камов» можно судить по предварительным изображениям. 

                                     Концепт перспективного боевого вертолёта компании «Камов»

В 2015 году поднялся в воздух Ми-Х1, летный прототип на базе Ми-24 с улучшенной аэродинамикой и новым винтом. Заявленная разработчиком максимальная скорость 520 км/ч при дальности полета 900 километров.

                                                         Летный прототип Ми-Х1 на базе Ми-24

В 2018 году была озвучена информация о том, что в качестве основного разработчика скоростного боевого вертолёта выбран Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля. Впрочем, вспоминая историю противостояния вертолётов Ка-50 и Ми-28 можно сказать, что это ещё не окончательное решение. В любом случае, разработки российских компаний находятся в начальной стадии, по мере развития проектов возможны концептуальные изменения, в том числе и по результатам изучения зарубежного опыта эксплуатации таких машин. Можно предположить, что в период как минимум до 2030 года отечественной армейской авиации стоит рассчитывать лишь на новые и модернизированные машины семейства Ка-52 и Ми-28. 
Насколько критично наше отставание от США в создании скоростных вертолётов? Даже если США смогут принять на вооружение и выпустить достаточно крупной серией скоростные боевые вертолёты в ближайшей перспективе, немало времени займёт отработка тактики их применения и получение опыта безаварийной эксплуатации. Можно не сомневаться, что подобно конвертопланам, скоростные вертолёты соберут свою жатву в виде безвозвратных потерь опытных и серийных машин. Да и само по себе появление скоростных вертолётов по значению нельзя сравнить ни с переходом от поршневых самолётов к реактивным, ни с созданием гиперзвукового оружия, радикального влияния на тактику ведения боевых действий они не окажут. 
Исходя из вышеизложенного можно предположить, что на текущем этапе и в ближайшей перспективе основной задачей российской оборонки станет доработка и отладка эффективных ракет в-з с многоспектральными ГСН, а также создание гиперзвуковых ПТУР. Помимо разработки, не менее важной задачей является развёртывание крупносерийного производства новых изделий и насыщение ими вооружённых сил.
В части модернизации боевых вертолётов приоритетной остаётся задача повышения эффективности бортовой радиоэлектронной аппаратуры и средств разведки. Не останется без внимания и повышение защищённости боевых вертолётов, для минимизации вероятности их поражения стрелковым и малокалиберным артиллерийским вооружением. Другим направлением совершенствования боевых вертолётов будет развитие систем самообороны вертолётов, в первую очередь от атак переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК). Впрочем, вполне возможно, что комплексы самообороны окажутся эффективными и против ПТУР третьего поколения, типа американского комплекса «Джавелин», оснащённого тепловизионной головкой самонаведения, в то время как ПТУР второго поколения, управляемые по проводам или по «лазерной тропе», по-прежнему будут представлять серьёзную угрозу для боевых вертолётов, движущихся на низкой скорости и на небольшой высоте.

                                                                                                         Автор:  Андрей Митрофанов