Погрвничная стража России

 

                       

                           Защитники рубежей империи.

         Из истории Отдельного корпуса пограничной стражи

28 мая Россия отметила День пограничника. Люди, защищающие рубежи нашей Родины, всегда были и будут элитой вооруженных сил, примером для подражания молодых поколений. Праздничная дата берет начало со дня создания пограничной охраны РСФСР.

28 мая 1918 года, в соответствии с Декретом Совета народных комиссаров, было создано Главное управление пограничной охраны РСФСР, основой которого стало бывшее Управление Отдельного корпуса пограничной стражи России.

Именно эта структура является непосредственной предшественницей современных органов Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. 

                                              Формирование пограничной стражи

      

Отдельный корпус создан указом Александра III в 1893 году путём выделения в особое военное формирование отделения пограничного надзора Департамента таможенных сборов Министерства финансов России:

Правительствующему Сенату от 15 октября 1893 года.
I. Состоящую ныне в Таможенном Управлении Пограничную Стражу выделить из оной в Отдельный Корпус Пограничной Стражи.
II. Подчинить Отдельный Корпус Пограничной Стражи Министру финансов с сохранением ему звания шефа Пограничной Стражи, и с сохранением за ним прав, коими он ныне пользуется по управлению сею Стражею.
III. Учредить должность Командира Отдельного Корпуса Пограничной Стражи и штаб сего корпуса, согласно прилагаемому временному штату Управления Отдельного Корпуса Пограничной Стражи
...
На подлинном собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою написано:АЛЕКСАНДР

История органов пограничной охраны России уходит в дореволюционный период существования российского государства. Защита государственной границы всегда играла стратегическую роль в обеспечении обороноспособности и безопасности страны, поэтому по мере укрепления российского государства происходило и совершенствование механизмов охраны государственной границы, в том числе — развитие органов, ответственных за защиту рубежей страны. Хотя подразделения, охранявшие государственную границу, существовали в России еще в XVI веке, централизация и упорядочение деятельности пограничной охраны относится к первой половине XIX века. Длительное время огромные участки государственной границы охранялись казаками. Казачество как иррегулярные вооруженные силы несло основную тяготу службы по охране государственной границы, но существовала потребность в централизации системы охраны государственной границы, тем более, что значительные участки границы проходили в тех регионах, где не было традиционных районов проживания казачества. Соответственно, существовала потребность в укреплении имеющихся подразделений стражников, выполнявших прежде таможенные функции.
В августе 1827 г. было принято Положение об устройстве пограничной Таможенной стражи, в соответствии с которым пограничная стража приобретала характер регулярного вооруженного формирования с единообразной структурой, действующим по образцу армейского подразделения.

Вооружение пограничной стражи, ее обмундирование и организация повседневного быта были сведены к единому образцу.

Пограничная стража была разделена на бригады, полубригады и роты, подчинявшиеся начальникам таможенных округов. Всего было создано четыре бригады. Виленская бригада включала в себя пять рот, Гродненская — три роты, Волынская — четыре роты и Херсонская — три роты. Кроме того, пограничную стражу несли семь полубригад по две роты в каждой — Санкт-Петербургская, Эстляндская, Лифляндская, Курляндская, Одесская, Таврическая и Таганрогская. Также было создано две отдельные роты — Беломорская и Керчь-Еникальская. Тем самым, общее количество рот пограничной стражи достигало 31. В подразделениях пограничной стражи служили 11 бригадных и полубригадных командиров, 31 ротный командир, 119 надзирателей и 156 помощников надзирателей, 37 писарей, 3282 стражника, в том числе 2018 конных и 1264 пеших стражников. В 1835 г. таможенная пограничная стража получила наименование пограничной стражи, постепенно была увеличена и ее численность. 
Рост численности пограничной стражи Российской империи был неразрывно связан с процессами дальнейшего укрепления российской государственности и упорядочения границ страны. В 1851 г. таможенные рубежи Российской империи были перенесены на внешние границы Царства Польского, после чего возникла необходимость в создании новых бригад пограничной стражи. Так появились еще три бригады — Вержболовская, Калишская и Завихотская. Личный состав пограничной стражи был увеличен на 26 офицеров и 3760 стражников. Всего к 1853 г. в составе пограничной стражи проходило службу 73 штаб-офицера, 493 обер-офицера и 11 000 нижних чинов пограничной стражи. В соответствии с Таможенным уставом 1857 г., структура пограничной стражи была установлена в 8 бригад и 6 полубригад, 1 отдельную роту пограничной стражи. Таким образом, пограничная стража была разделена на 58 рот пограничной стражи. В 1859 г., для упорядочения внутренней структуры пограничной стражи, полубригады также были преобразованы в бригады пограничной стражи. Общая численность пограничной стражи в рассматриваемый период достигала 13 000 человек, в том числе 600 офицеров. 
Отрядами, из которых состояли роты пограничной стражи, командовали вахмистры и унтер-офицеры с большим опытом несения пограничной службы. Для подготовки вахмистров и унтер-офицеров при пограничных бригадах в 1860 г. были созданы учебные команды. Эта мера объяснялась растущей потребностью пограничной стражи в младших командирах, способных командовать пограничными отрядами и отдельными постами. Был изменен и принцип комплектования пограничной стражи. С 1861 г. пограничную стражу стали комплектовать посредством набора рекрутов — то есть, также как и регулярную армию. Из армии и отбирались солдаты в пограничную стражу. К концу 1870-х гг. была упорядочена и внутренняя структура пограничной бригады. Каждая бригада отныне должна была насчитывать 75 офицеров и 1200 нижних чинов. При бригадах вводились должности штаб-офицеров для поручений и инспекторов пограничной стражи. 

                                                                   Структура пограничной стражи  

В Российской империи пограничная стража всегда находилась в непосредственном подчинении ведомств экономического профиля. До 1864 г. вопросами охраны государственной границы ведал Департамент внешней торговли, а 26 октября 1864 г. он был переименован в Департамент таможенных сборов. Директором Департамента стал тайный советник статс-секретарь Дмитрий Александрович Оболенский.

       

Общая численность пограничной стражи к 1866 г. составляла 13 152 офицера и нижних чина. Бригада пограничной стражи отвечала за охрану государственной границы на территории от 100 до 1000 верст. Командовал бригадой пограничной стражи полковник или даже генерал-майор. В состав бригады входили отделы во главе с подполковниками и отряды во главе со штаб-ротмистрами и ротмистрами. Рота пограничной стражи несла службу на участке протяженностью от 200 до 500 верст границы. От двух до семи рот составляли бригаду. В состав роты входило 2-3 отряда, а они, в свою очередь, включали 15-20 постов во главе с вахмистрами и унтер-офицерами. На одного чина пограничной стражи приходился участок границы протяженностью от 2 до 5 верст. Старший поста и командир отряда занимались повседневной организацией караульной службы, в том числе выставлением на линию границы нарядов численностью от 1 до 5 стражников. Пешие чины пограничной службы несли охрану постов, а конные стражники совершали разъезды между постами. В задачи конных стражников входили обнаружение и поимка контрабандистов и нарушителей границы, пытающихся прорваться через стационарные посты пограничной стражи. По мере развития внешней торговли росло и количество контрабандистов, попыток незаконного провоза товаров через государственную границу. Особенно важной задачей пограничной стражи в рассматриваемый период было воспрепятствование провозу через границу Российской империи запрещенной литературы и оружия, которые использовались многочисленными радикальными группами социалистического и сепаратистского толка. В 1877 г. в пограничной страже Российской империи был принят за основу несения службы армейский дисциплинарный устав, после чего должность командира пограничной бригады была приравнена к должности командира полка, а должность начальника таможенного округа была приравнена к должности командира армейской бригады. 
В условиях постоянно обостряющихся отношений с Османской империей, наиболее многочисленные опасения государственной власти вызывала обстановка на российско-турецкой границе. Южные рубежи России были наименее контролируемыми, но, в то же время, стратегически важными и подвергавшимися постоянным попыткам нарушения границы как контрабандистами, так и турецкими шпионами. Контрабандная торговля активно поддерживалась Османской империей, надеявшейся с ее помощью подорвать экономику Российской империи. За спиной Османской империи стоял основной стратегический противник России — Великобритания, которая также прилагала колоссальные усилия для ослабления российской экономики. Повышение эффективности борьбы с контрабандистами потребовало увеличения численности пограничной стражи на южных рубежах страны, в первую очередь — на Черноморском побережье. В ноябре 1876 г. была увеличена численность Таврической бригады пограничной стражи, в составе которой появились новые должности 2 командиров отделов, 1 отрядного офицера и 180 нижних чинов. Также было увеличено количество постов и личного состава, несшего службу на постах. К началу русско-турецкой войны 1877-1878 гг. численность пограничной стражи достигала 575 офицеров и 14 700 нижних чинов. 
                                                                         Защита морских рубежей

Серьезной проблемой для российского государства в рассматриваемый период стала морская контрабанда. Береговые участки государственной границы были наименее защищенными, пограничных постов на них было мало, поэтому контрабандисты спокойно выгружали партии товаров с кораблей и далее провозили их в страну. Для того, чтобы противостоять морской контрабанде, государство приняло решение оснастить пограничную стражу в приморских округах лоцманскими лодками и придать ей военные пароходы.

Так, в 1865 г. три лоцманские лодки были приобретены в Норвегии и доставлены в распоряжение Ревельского таможенного округа. Либавскому таможенному округу были приданы военные пароходы, которые предполагалось использовать для пограничной охраны Курляндского побережья. Пограничные лодки осуществляли разъезды вдоль побережья, фактически выполняя те же функции, что и конная пограничная стража на суше. В обязанности пограничной команды, находившейся на лодке, входили остановка и досмотр судов, которые вызывали подозрение в перевозе контрабандных грузов.

Защитники рубежей империи. Из истории Отдельного корпуса пограничной стражи

С целью повышения опыта организации морской пограничной стражи начальник Рижского таможенного округа контр-адмирал Кондратий Кондратьевич Штофреген отправился в Великобританию и Францию.

   

После поездки он собрал и представил на специальную комиссию материалы о повышении эффективности деятельности морской пограничной стражи. В результате работы комиссии были приняты «Дополнительные законодательные постановления, касательно русских и иностранных судов, входящих в территориальное море» и «Инструкции для действий крейсеров, учреждаемых для преследований морем контрабанды». Помимо береговой стражи был учрежден морской прибрежный надзор, также подчиненный таможенному ведомству. 
Официально датой создания морского пограничного надзора можно считать 1 июля 1868 года, когда Государственный совет рассмотрел и утвердил морской надзор за неводворением судами контрабанды. Однако фактически создание подразделений, обеспечивающих контроль за морскими участками государственной границы, приходится на начало 1870-х гг. В 1872 г. император Александр II положительно отреагировал на идею Министерства финансов, в соответствии с которой на Балтийском море должна была быть создана крейсерская флотилия. На создание морской пограничной флотилии были выделены крупные денежные средства, а 4 июля 1873 г. было утверждено Положение о Балтийской крейсерской таможенной флотилии и ее штат.

 

В соответствии с этим положением, утверждалась структура флотилии и порядок несения службы. В состав флотилии входили 10 пароходов, 1 паровой спасательный катер и 101 шлюпка. Суда флотилии проходили по спискам морского флота, но в мирное время находились в ведении Министерства финансов, а конкретно — Департамента таможенных сборов.                 

В состав управления флотилии входили начальник в звании контр-адмирала, делопроизводитель — гражданский служащий, инженер-механик, корабельный инженер, офицер морской артиллерии, старший врач. Общая численность флотилии составляла 156 человек, в том числе 26 офицеров во главе с контр-адмиралом Павлом Яковлевичем Шкотом.

    

Балтийская таможенная крейсерская флотилия начала службу летом 1873 г. Каждый крейсер флотилии находился в распоряжении командования бригад береговой пограничной стражи.

В задачи крейсеров входило, в первую очередь, пресечение контрабанды, что было весьма сложной задачей, поскольку население прибрежных поселков было тесно связано с контрабандистами и имело собственные финансовые «бонусы» от сотрудничества с нарушителями государственной границы. Местные жители наблюдали за маршрутами движения крейсеров и сообщали контрабандистам, что также затрудняло поимку нарушителей границы. Тем не менее, морской пограничный надзор внес большую лепту в организацию защиты государственной границы на Балтийском море. В течение десяти лет морскими подразделениями пограничной стражи было задержано более тысячи судов, перевозивших контрабандные грузы. Вместе с тем, ограниченность в финансовых средствах позволяла иметь морской пограничный надзор только на Балтийском море. Другие прибрежные воды Российской империи охранялись лишь береговыми пограничными постами. 

                                                  Усиление пограничной стражи в конце XIX века

Борьба с контрабандой оставалась важнейшей задачей пограничной стражи. В 1883 г. произошло укрупнение таможенных округов, количество которых было доведено до семи штук с центрами в Санкт-Петербурге, Вильно, Варшаве, Бердичеве, Одессе, Тифлисе и Ташкенте. Одновременно происходило увеличение численности личного состава пограничной стражи, который в 1889 г. насчитывал 36 519 нижних чинов и 1147 офицеров. Они были объединены в 32 бригады и 2 особых отдела. Параллельно были упорядочены воинские звания — в пограничной страже вводились звания, действовавшие в кавалерийских подразделениях российской армии. Прапорщик именовался корнетом, штабс-капитан и капитан — штаб-ротмистром и ротмистром соответственно.

Задачи по совершенствованию системы охраны государственной границы потребовали создания новых подразделений пограничной стражи, прежде всего в тех регионах Российской империи, где находились наименее защищенные участки государственной границы. Одним из таких регионов был Кавказ. В 1882-1883 гг. были созданы Черноморская, Бакинская и Карская бригады пограничной стражи общей численностью личного состава в 75 офицеров и 2401 нижний чин. В 1894 г. было принято решение о формировании пограничных подразделений в Средней Азии. 6 июня 1894 г. император подписал указ о создании Закаспийской бригады пограничной стражи численностью в 1559 офицеров и нижних чинов, и Амударьинской бригады пограничной стражи численностью в 1035 офицеров и нижних чинов. В задачи этих бригад входила охрана государственной границы на территории современных Туркмении, Узбекистана и Таджикистана. 

 

В рассматриваемый период пограничная охрана находилась в компетенции Министерства финансов. Первоначально функции пограничной стражи были слиты с функциями таможенной службы, так как пограничная стража входила в состав Департамента таможенных сборов. Однако по мере роста потребностей в развитии пограничной охраны и увеличении ее численности, руководству страны стала ясна необходимость выделения пограничной стражи в отдельную структуру, как того требовала текущая ситуация в сфере охраны государственной границы. В результате, 15 октября 1893 г. был создан Отдельный корпус пограничной стражи, также подчиненный Министерству финансов Российской империи, но выделенный в отдельную от таможенной службы структуру. В военное время корпус переходил в оперативное подчинение Военного министерства. В число основных функций корпуса были включены охрана границы и борьба с провозом контрабанды. Таможенными сборами пограничная стража перестала заниматься с момента выделения в особый корпус, в то же время на пограничную стражу были возложены обязанности по помощи армии в ведении боевых действий на границе в военное время. 
Руководство корпусом пограничной стражи осуществлял министр финансов, также являвшийся шефом пограничной стражи. Ему подчинялся командир Корпуса, осуществляющий непосредственное руководство пограничной стражей. Первым шефом Отдельного корпуса пограничной стражи стал тогдашний министр финансов Российской империи граф Сергей Юльевич Витте.

Командиром Отдельного корпуса пограничной стражи стал генерал от артиллерии А.Д. Свиньин. Александр Дмитриевич Свиньин (1831-1913) до назначения первым командиром пограничного корпуса служил в артиллерии. В 1851 г. двадцатилетний прапорщик Свиньин получил назначение в 3-ю бригаду полевой артиллерии. В 1875 г. он был назначен командиром 1-й батареи 29-й артиллерийской бригады, затем — 1-й батареи 30-й артиллерийской бригады. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В 1878-1879 гг. он значился помощником начальника артиллерии княжества Болгарского, затем командовал 30-й артиллерийской бригадой и был начальником артиллерии 7-го армейского корпуса и Гвардейского корпуса. С 15 октября 1893 г. по 13 апреля 1908 г. генерал от артиллерии Свиньин возглавлял Отдельный корпус пограничной стражи. Это был опытный армейский офицер, фактически создавший систему охраны государственной границы Российской империи. 

    

В подчинении командира корпуса находился штаб корпуса, который непосредственно организовывал комплектование, служебно-боевую подготовку и материально-техническое обеспечение подразделений Отдельного корпуса пограничной стражи. Деятельность корпуса была сведена к несению двух основных видов службы — сторожевой и разведывательной. Сторожевая служба предполагала наблюдение за государственной границей, разведывательная служба — осуществление войсковой и агентурной разведки в районе государственной границы с целью сбора информации о возможном нарушении государственной границы. Государственная граница была разделена на дистанции, каждая из которых находилась в ведении офицера пограничной стражи. Дистанции разделялись на разъезды, которые охранялись кордонами или постами пограничной стражи. Охрана участков границы осуществлялась следующими способами: часовой, секрет, конный разъезд и объезд, летучий отряд, часовой у таможенной рогатки, дежурный у поста, засада. Пограничные наряды действовали также на железной дороге — для борьбы с попытками провоза контрабанды железнодорожным транспортом. 

                                                        Неспокойная граница на Востоке

Серьезной проблемой для российского государства в рассматриваемый период оставалось обеспечение охраны государственной границы в восточной части страны. Прежде всего, речь идет о Дальнем Востоке, где существовали неурегулированные территориальные споры с Китаем. Когда российское правительство все же смогло договориться с императорским правительством Китая о строительстве Китайской Восточной железной дороги через Маньчжурию, возникла потребность в создании пограничных подразделений на КВЖД.

Сам факт функционирования КВЖД вызывал большое недовольство и у китайских властей, и у японского правительства, претендовавшего на влияние в Маньчжурии. Периодически на объекты КВЖД нападали китайские бандиты — хунхузы, а во время восстания ихэтуаней в 1900 году, было разрушено около 1000 километров железной дороги. Русское население, представленное сотрудниками КВЖД и обслуживающим персоналом, также подвергалось риску быть ограбленным и убитым китайскими бандитами. Поэтому, в целях обеспечения безопасности железной дороги, перевозимых грузов и объектов инфраструктуры, была создана охрана, подчиненная администрации железной дороги и финансировавшаяся из бюджета КВЖД. Когда в 1897 г. на реку Сунгари прибыли строители Строительного управления КВЖД под руководством инженера Адама Ивановича Шидловского, их сопровождала пешая Кубанская полусотня есаула Повиевского.

    

Поскольку Российская империя, в соответствии с заключенным с Китаем договором не имела права держать в полосе КВЖД подразделения регулярных сухопутных войск, задачи по охране самой железной дороги и ее строителей было решено поручить специально формируемой Охранной страже КВЖД, которая комплектовалась военнослужащими и пограничниками, формально выходившими в отставку и более не считающимися офицерами и унтер-офицерами регулярной российской армии. Численность Охранной стражи КВЖД составляла 699 конных нижних чинов и 120 офицеров. Начальник стражи находился в непосредственном подчинении главного инженера КВЖД. Во время восстания ихэтуаней Охранная стража вместе с регулярной армией участвовала в боевых действиях против китайских повстанцев, предотвращая попытки диверсий на железной дороге и нападений на места жительства сотрудников и строителей КВЖД. Охранная стража КВЖД имела собственное обмундирование. Стражники КВЖД носили синие шаровары и черные тужурки, кант шаровар, петлицы были желтого цвета, как и верх у папахи. На фуражках были черные околыши и желтые тульи. У офицерских мундиров петлицы были черные с желтым кантом. У стражников отсутствовали погоны на форме — вместо них офицеры носили наплечные позолоченные жгуты, а вахмистры и урядники носили галуны на рукавах тужурок. 

В 1901 г. на основе охранного подразделения КВЖД был создан Заамурский округ пограничной стражи. Командующим округом стал полковник Александр Алексеевич Гернгросс.

    

Округ имел стратегическое значение в обеспечении обороноспособности и безопасности Дальнего Востока, поскольку осуществлял охрану КВЖД и прилегающих территорий. Штат округа был установлен в 55 конных сотен, 55 рот и 6 конно-горных батарей. Они объединялись в 12 отрядов и 4 пограничные бригады. Общая численность пограничной стражи Заамурского округа составляла около 25 тысяч офицеров и нижних чинов. На территории округа размещались 24 учебные команды, артиллерийская учебная команда и артиллерийский склад. Таким образом, Заамурский пограничный округ занял особое положение в структуре Отдельного корпуса пограничной стражи. Численность офицеров и нижних чинов в подразделениях округа достигала 25 тысяч человек, а в Отдельном корпусе пограничной стражи, если не учитывать Заамурский округ, служило всего 35 тысяч человек. То есть, по численности округ был ненамного меньше, чем весь корпус пограничной стражи страны. Участок железной дороги между Каюанем и Харбином охраняла 2-я бригада округа в составе 18 рот, 18 кавалерийских сотен и 3 артиллерийских батарей. Также в компетенцию этой бригады входила охрана водной территории — реки Сунгари от Харбина до Амура. Участок железной дороги между Каюанем и Порт-Артуром находился в компетенции 4-й бригады пограничной стражи, состав и структура которой были ненамного слабее 2-й бригады. Определенную общность с пограничными подразделениями на КВЖД имели пограничные отряды в Закавказье и Средней Азии, охранявшие государственную границу с Персией, Турцией и Афганистаном. Здесь служба была наиболее напряженной, поскольку помимо контрабандистов существовал постоянный риск перехода государственной границы вооруженными бандами, совершающими разбойные нападения.

Пограничная стража отвечала за охрану Черноморского и Каспийского побережья, лишь участок между Гаграми и Геленджиком охраняло казачье войско. 
Акваторию Черного моря патрулировали крейсера флотилии Отдельного корпуса пограничной стражи. Для поддержки пограничной стражи в Закавказье выделялись подразделения регулярной армии и казачьих войск. В частности, Карской бригаде пограничной стражи были приданы три роты от 20-й и 39-й пехотных дивизий, Эриванской бригаде пограничной стражи — рота 39-й пехотной дивизии. В Приамурском округе и Забайкалье пограничную службу несли три сотни Заамурского округа пограничной стражи общей численностью 350 офицеров и нижних чинов. В районе Памира государственную границу охранял армейский Памирский отряд, ряд участков государственной границы продолжал и в начале ХХ века охраняться казачьими подразделениями. 
Когда вспыхнула Русско-японская война, Заамурский округ пограничной стражи принимал в ней самое непосредственное участие. Подразделения пограничников не только охраняли линию КВЖД, но и участвовали в боевых столкновениях с японскими войсками, предотвращали диверсии и вылазки китайских бандитов — хунхузов. Всего подразделения округа участвовали в 200 боестолкновениях, а также предотвратили 128 диверсий на железной дороге. Подразделения округа участвовали в боевых действиях в районе Порт-Артура, Ляояна и Мукдена. В оперативном отношении в годы войны округ подчинялся командованию Маньчжурской армии. В послевоенный период охрана КВЖД постепенно стала сокращаться, что было обусловлено Портсмутским мирным договором. 14 октября 1907 г. Заамурский округ был реорганизован и с этого времени включал в свой состав 54 роты, 42 сотни, 4 батареи и 25 учебных команд. Все эти подразделения составляли 12 отрядов, объединенных в три бригады. Также был открыт Заамурский окружной госпиталь для лечения раненых и больных пограничников. При штабе округа были организованы школы японского и китайского языков, налажена трудоемкая работа по созданию топографических карт, проведению топографических исследований. В 1910 г. округ был вновь реорганизован, на этот раз в сторону большей «милитаризации» его структуры. В состав округа отныне входили 6 пеших и 6 конных полков, включавших 60 рот и 36 сотен с 6 пулеметными командами и 7 учебными частями. Кроме того, в распоряжении штаба округа находились 4 артиллерийские батареи, саперная рота и подразделения обслуживания. В 1915 г. значительная часть личного состава Заамурского округа пограничной стражи, как свежие силы, была направлена на австро-германский фронт для участия в боевых действиях. 
В состав Заамурского округа пограничной стражи входила Заамурская пограничная железнодорожная бригада. Ее формирование началось в 1903 г. и первый год она включала управление бригады и четыре трехротных батальона. В мае 1904 г. 1-й и 2-й батальоны бригады стали четырехротными, а 3-й и 4-й батальоны — пятиротными. В задачи бригады входило обеспечение бесперебойного функционирования Китайской Восточной железной дороги, в особенности в периоды чрезвычайных ситуаций. Основой формирования бригады стали железнодорожные и саперные роты российской армии. Численность железнодорожной роты составляла 325 нижних чинов, в том числе 125 нижних чинов выделялись из железнодорожных и саперных подразделений, а 200 человек — из пехоты. Во время войны с Японией именно Заамурская железнодорожная бригада несла на себе основные задачи по обеспечению бесперебойного функционирования и охраны Китайской Восточной железной дороги. В частности, подразделения бригады решали вопросы по организации перевозки войск, эвакуации раненых военнослужащих, обеспечению полноценной эксплуатации железнодорожных веток, восстановлению поврежденного полотна железной дороги. 

                       группа нижних чинов батальона Заамурской пограничной железнодорожной бригады

К 1914 г. в состав Заамурской пограничной железнодорожной бригады входили подразделения управления и штаба бригады, три восьмиротных полка широкой колеи. Бригада подчинялась командиру Отдельного корпуса пограничной стражи, но выступала в качестве базы для учебно-боевой подготовки специалистов железнодорожных частей императорской армии. С началом Первой мировой войны командование осознало необходимость формирования еще одного железнодорожного соединения, базой для которого также стала Заамурская пограничная железнодорожная бригада. На территории Кавказа была сформирована 2-я Заамурская пограничная железнодорожная бригада в составе управления бригады и трех железнодорожных батальонов. Каждый батальон включал 35 офицеров и 1046 нижних чинов — солдат и унтер-офицеров. В январе 1916 г. бойцы 4-й роты 1-й Заамурской пограничной железнодорожной бригады под командованием капитана Крживоблоцкого участвовали в строительстве самоходного бронированного вагона «Заамурец».

В начале 1917 г. «Заамурец» использовался в качестве зенитной самоходной установки на Юго-Западном фронте. Командиром бригады был назначен полковник Михаил Колобов, прежде занимавший должность начальника штаба 1-й Заамурской пограничной железнодорожной бригады. Впоследствии Колобов стал руководителем военного отдела КВЖД, а затем принимал участие в Белом движении и после установления власти большевистской партии эмигрировал в Китай. 

                                                           Первая мировая война и революция

Пограничная стража играла важнейшую роль в защите государственной границы Российской империи. Служба пограничников тогда, как и сейчас, оставалась очень рискованной, но офицеры и нижние чины выполняли свой служебный долг с честью, порой отдавая здоровье и жизни за безопасность российского государства. Только за двадцать лет с 1894 по 1913 гг. пограничная стража участвовала в 3595 вооруженных столкновениях. Пограничниками было ликвидировано 1302 нарушителя границы, при этом общее количество погибших в боях с нарушителями и контрабандистами пограничников за 20 лет составило 177 человек. Подготовка пограничников была направлена на обеспечение постоянной готовности к вступлению в боевые действия. Фактически пограничники и в мирное время функционировали в режиме военного времени. К моменту начала Первой мировой войны Отдельный корпус пограничной стражи включал в свой состав семь западных и южных округов, 31 пограничную бригаду, 2 особых отдела, крейсерскую флотилию в составе 10 морских крейсеров, Заамурский округ. Численность пограничной стражи достигала 60 000 офицеров и нижних чинов. После начала Первой мировой войны подразделения пограничной стражи были включены в состав действующей армии. 1 января 1917 г. Отдельный корпус пограничной стражи был переименован в Отдельный пограничный корпус. Те пограничные части, которые охраняли границу со странами, с которыми Российская империя не вела боевые действия, фактически функционировали в прежнем режиме, остальные действовали в составе российской армии. 
Одним из серьезных недостатков пограничной стражи Российской империи было отсутствие специализированных учебных заведений для подготовки офицерского состава Отдельного корпуса пограничной стражи. Между тем, специфика службы на границе требовала наличия и определенных специальных знаний, которыми не всегда владели вчерашние армейские офицеры. Офицерский состав пограничной стражи комплектовался, прежде всего, из числа офицеров казачьих войск и кавалерии, в меньшей степени — пехоты и артиллерии. Также были собственные специалисты медицинской и оружейной служб. Нижние чины, как уже говорилось выше, набирались на общих для всех вооруженных сил основаниях. Нижними чинами заполнялись строевые и нестроевые должности пограничного корпуса. К нижним чинам относились: зауряд-прапорщики, зауряд-военные чиновники, подпрапорщики, вахмистры и фельдфебеля, старшие унтер-офицеры (младшие вахмистры), нестроевые старшего разряда с фельдфебельскими отличиями, младшие унтер-офицеры (начальники постов) и нестроевые старшего разряда, ефрейторы, рядовые (объездчики, стражники). На нестроевых должностях служили писаря и другой обслуживающий персонал штабов и подразделений. 
Революция 1917 г. повлекла за собой кардинальные преобразования в системе охраны государственной границы. 5 марта 1917 г. в Петрограде состоялось собрание пограничников, председательствовал на котором унтер-офицер Р.А. Муклевич. В соответствии с решением собрания был освобожден от занимаемой должности командир корпуса генерал от инфантерии Н.А. Пыхачев, а место командира корпуса занял генерал-лейтенант Григорий Григорьевич Мокасей-Шибинский.

   

Начальником штаба корпуса вместо уволенного генерал-лейтенанта Н.К. Кононова стал полковник С.Г. Шамшев. Ко времени рассматриваемых событий большая часть государственной границы в Европейской части России и в Закавказье была нарушена в результате войны и не контролировалась российским государством. После Октябрьской революции и появления советского государства вопрос об охране государственной границы был вновь актуализирован. По решению советского правительства было создано Главное управление пограничной охраны при Народном комиссариате по делам финансов. Основой для создания Главка послужило управление и штаб Отдельного пограничного корпуса. В июле 1918 г. в Главке пограничной охраны оставалось до 90% бывших офицеров старой царской пограничной охраны. Показательно, что среди них не было ни одного члена РКП (б), что вызывало недовольство партийного руководства. В конечном итоге партийное руководство приняло решение о смещении начальника Управления бывшего царского генерал-лейтенанта Мокасей-Шибинского. Генерала обвинили в том, что он назначает на руководящие должности исключительно военных специалистов, но не коммунистов, сохраняет в управлении старорежимные порядки и не стремится к его переустройству. Комиссары Главка рекомендовали советскому руководству освободить Мокасей-Шибинского от занимаемой должности и поставить на его место С.Г. Шамшева. 6 сентября 1918 г. Мокасей-Шибинский был освобожден от должности начальника Главного управления пограничной охраны, а новым начальником был назначен Сергей Григорьевич Шамшев.

     

В сентябре 1918 г. Совет пограничной охраны ходатайствовал перед председателем Военно-Революционного Совета о ликвидации пограничной охраны. Была создана Временная Ликвидационная комиссия, которой предписывалось к 15 февраля 1919 г. завершить работы по ликвидации Главного управления пограничной охраны. Так закончилась история дореволюционной и первых лет революции пограничной охраны российского государства. Вместе с тем следует отметить, что именно в советский период произошло подлинное становление органов пограничной охраны и пограничных войск, которые превратились в действительно мощный и эффективный инструмент защиты государственных интересов.

                                                                                                              Автор:  Илья Полонский