Минные заградители

 

    Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. 

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть вторая

Сама логика ведения боевых действий ставила задачу на разработку минного заградителя с бронированным корпусом, что позволило бы ему ставить заграждения, не боясь ответного огня противника, как минимум, из стрелкового оружия, и ударов осколков, защищая тем самым расчет и боеукладку во время выполнения боевой задачи. Бронированная защита также позволяла заградителю выставлять минные заграждения, как говорится, прямо под носом противника, не давая ему времени на маневр.
Базовой машиной для нового заградителя явилась самоходная 100-мм пушка послевоенной разработки СУ-100П («объект 105»). Эта артсистема была принята на вооружение, но в 1949-1957 гг. было изготовлено всего 24 шт., и в связи с мнением Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева о том, что ракеты в состоянии заменить и авиацию, и артиллерию, от нее отказались. Однако на базе этой артсистемы в 1960 г. началось создание минного гусеничного заградителя ГМЗ – «Объект 118». ОКР по созданию ГМЗ были заданы Постановлением СМ СССР от 4 февраля 1956 г. Она была принята на вооружение приказом министра обороны СССР от 22 февраля 1960 г. и в 1961-1969 гг. серийно выпускалась на УЗТМ. В качестве базового шасси использовалась самоходная гусеничная машина – изделие 123, специальное измененное шасси бывшей установки Су-100П.

                                                                          САУ Су - 100П

Разрабатывался заградитель в ОКБ-3 "Уралмашзавода", главный конструктор — Георгий Сергеевич Ефимов. Курировал работы зам. главного конструктора Е.А. Карлинский. Ведущими инженерами-конструкторами, сменявшими друг друга, были: Ю.А. Симонян, Ю.М. Никитин и Ю.П. Сарапульцев.

                                                                 Главный конструктор ГМЗ Георгий Сергеевич Ефимов

                                                                   Общий вид ГМЗ первой серии

                                                                           Чертеж проекций минного заградителя ГМЗ

Конструктивно машина разделена на четыре отсека: моторное, управления, минный и оператора. В отсеке управления, которое находится в левой (по ходу машины) половине носовой части корпуса, размещены места водителя–механика и командира машины. Оператор находится в кормовом отсеке, где осуществляет управление процессом выдачи мин. В корме корпуса заградителя находится установка с лотком выдачи мин и плужно–маскировочное устройство. 

     

       Вид на моторное отделение и отделение управления. Хорошо видно люки мехвода и командира машины

                                                 Средняя часть машины. Вид сверху на открывающиеся створки минного отсека

                                                               Кормовая часть машины - место оператора

Корпус машины герметичен, снабжен ФВУ, что позволяет работать на химически или радиоактивно загрязнённой местности. Экипаж машины три человека – командир машины, механик-водитель и оператор. В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемёт ПКТ. Боекомплект составляет 1000 патронов. Для установки минного поля ГМЗ оснащён противотанковыми минами ТМ-57, ТМ-62. Мины снабжены контактными и неконтактными (для ТМ–62) взрывателями. Возимый комплект составляет 208 мин.
Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.
Мины в минное отделение вставляются в специальные секции. Каждая секция вмещает 4 мины. Тринадцать секций составляют один ряд, а всего таких рядов в минном отделении четыре. Таким образом, общее число мин составляет 208 шт.

                          Чертеж минного отсека и места оператора, а также плужно-маскировочного устройства

                                                                            Вид сверху на ряд минных секций

Мины вставляются в секции таким образом, чтобы взрыватели были направлены к корме корпуса заградителя, тогда они выходят правильно – взрывателями вверх. После загрузки мин заградитель готов к установке минного поля. При подходе к рубежу минирования оператор по команде опускает плужное устройство и спусковой транспортер в полутранспортное положение и открывает крышки окон выдачи мин. После выхода к месту работы (установки минного поля) оператор опускает плужное устройство в рабочее положение, ставит рычаг коробки передач в зависимости от шага минирования в положение 4 или 5,5. Оператор также руководство действиями мехвода принимает на себя, наблюдая за выходом мин, и устанавливает скорость минирования. После выхода последней мины на пульте оператора загорается желтая лампочка «Комплект выдан». Плужное устройство и спусковой транспорт поднимаются в полутранспортное положение. 

                                                              Процесс выкладки мин на грунт

Время перезарядки машины составляет от 15 до 40 минут. Для этого требуется привлекать еще саперный взвод, который готовит мины к укладке (открывает ящики, снаряжает мины взрывателями и подает мины расчету наверх).

                                                                                                    Загрузка мин
Укладка мин в грунт производится только на первой передаче (на грунт на первой и второй) и только в грунты І – ІІІ категории плотности. Не допускается установка мин в каменистые, щебенчатые и мерзлые грунты.

ГМЗ пришлось поучаствовать в боевых действиях. Впервые это произошло в Афгане, где они оказались то ли по случайности, то ли по глупости, то ли просто как штатная единица инженерно–саперного батальона дивизии. Но танков у духов не было, и поэтому механизированную установку минных полей применять было негде. А после того, как парочку снаряжённых ГМЗ подстрелили, и осталась на месте воронка приличных размеров, быстро решили попрятать все мины, поснимали минные кассеты и использовали заградитель как транспорт. Даже духи стрелять в эти машины боялись, памятуя о тех подрывах. Ведь если две тонны тротила взорвётся, то и стрелку мало не покажется. Вот так и возили мотострелков. 
В начале 1990-х гг. 3 гусеничных минных заградителя находились на вооружении Приднестровских вооружённых сил и участвовали 2 марта 1992 г. в боях местного значения. Одна машина была уничтожена. Более детальная информация отсутствует. Но, судя по фото внизу, это были не ГМЗ, а ГМЗ-2.

      

Основные ТТХ ГМЗ:
Типы применяемых мин: 
– ТМ-57 с взрывателями МВЗ-57
– ТМ-62 с взрывателями МВЗ-62 
Полная масса заградителя – 28,5 т,
Габаритные размеры в рабочем положении:
Длина – 8,62 м.
Ширина – 3,25 м.
Высота – 2,7 м.
Колея – 2,72 м.
Средняя скорость по грунтовым дорогам – 25–27 км/час.
Скорость минирования:
- при установке мин на поверхность – до 16 км/час.
- при установке в грунт (снег) – до 6 (10) км/час.
Шаг минирования – 4 или 5.5 м.
Боекомплект мин – 208 шт.
Экипаж – 3 чел.
Толщина брони - 15 мм
Года выпуска: 1960-1968 гг.

В 1962 г. конструкторским бюро УЗТМ была начата работа по дальнейшему совершенствованию гусеничного минного заградителя. Так появился на свет заградитель второго поколения ГМЗ-2 («Объект 118М»), который должен был заменить ГМЗ. Машина была принята на вооружение приказом начальника инженерных войск МО СССР от 14 декабря 1967 г.

Основным предназначением машины ГМЗ-2, как и ГМЗ, является механизированная установка противотанковых мин. Мины могут устанавливаться в грунт и в снег. При этом мины могут быть, как замаскированы, так и устанавливаться на поверхность грунта.

                                                        Заградитель в действии - укладка мин на грунт

Существенным недостатком ГМЗ было то, что, если при минировании была израсходована лишь часть боекомплекта, дозарядка была невозможна. Требовалось выложить весь боекомплект, чтобы получить возможность зарядить машину снова. Этот недостаток был устранен в модифицированной версии машины. Кроме того, в ГМЗ-2 предусматривалась возможность отключения механизма приведения взрывателей в боевое положение, что позволяло использовать машину для установки мин с другими взрывателями (взрыватели в этом случае приводились в боевое положение вручную). 
Мощность двигателя в ГМЗ-2 была увеличена до 520 л.с., что позволило поднять транспортную скорость до 60 км/час.
В состав экипажа машины входят три человека: механик-водитель, командир машины и оператор. Броневой корпус машины имеет лёгкое бронирование и обеспечивает защиту экипажа от пуль и осколков, а также имеет противоатомную защиту и защищает экипаж от ударной волны при ядерном взрыве.

                                                                          Чертеж корпуса ГМЗ-2

Корпус ГМЗ-2 имеет четыре отделения: отделение управления, силовое, минное, отделение оператора. В носовом отделении между перегородкой силового отделения и левым бортом располагается отделение управления, в котором размещено сиденье механика-водителя, а также рычаги и педали приводов управления машиной. В крыше отделения управления расположены люки механика-водителя и командира машины. За местом механика-водителя по левому борту находится место командира машины, над которым установлена башенка с установкой ПКТ.

                                                              Носовая часть ГМЗ - 2. Вид на люк мехвода и командирскую башенку

В средней части корпуса ГМЗ-2 располагается минное отделение. В минном отделении установлен механизм выдачи мин и кассеты с минами. По бортам отделения расположены топливные баки. Два по правому борту и один по левому. Для снаряжения кассет минами, а также для заправки машины на крыше минного отделения имеются открывающиеся створки. В передней части минного отделения на крыше установлена антенна. Также в минном отделении установлена фильтровентиляционная установка и часть возимого комплекта ЗИП.

     

В задней части корпуса над выдающими механизмами располагается отделение оператора. В отделении оператора находятся ручные приводы с механизмом выдачи мин, пульт оператора механизмы закрывания окон выхода мин, а также башенка оператора, в которой имеется люк и приборы наблюдения. 

                                                                                         Башенка оператора

                                                                            ид на спецоборудование сзади

В предыдущем варианте ГМЗ приборы наблюдения отсутствовали, поэтому оператор вынужден был для контроля укладки мин высовываться из люка, что было небезопасно. В качестве основного вооружения используется 7,62-мм танковый пулемёт ПКТ. Возимый боекомплект составляет 1500 патронов.
Для установки минного поля, ГМЗ-2 снабжён противотанковыми минами ТМ-57, ТМ-62М, ТМ-62П2 и ТМ-62Т. Мины снабжены контактными и неконтактными (для ТМ – 62) взрывателями. Возимый комплект составляет 208 мин.

                                                                                             Загрузка мин в секции

            

            

           

           

Противотанковые мины - основное оружие ГМЗ - 2 (сверху вниз): ТМ-57, ТМ-62 в металлическом корпусе, ТМ-62 в тканевом корпусе и ТМ-62 в пластмассовом корпусе.

Для наблюдения за местностью и прицельной стрельбы из пулемёта в башенках командира и оператора установлены по три призменных прибора наблюдения, перископические бинокулярные приборы ТКН-3А, а также инфракрасные лампы ОУ-3ГК.

У механика-водителя установлены два призменных прибора наблюдения и перископический бинокулярный прибор ТВН-2БМ.Для обеспечения внешней связи в ГМЗ-2 установлена радиостанция Р-123М, дальность действия которой на среднепересечённой местности составляет до 20 км. Для внутренних переговоров в машине имеется танковое переговорное устройство.
В качетве силовой установки использован модифицированный дизельный двигатель В-54, получивший обозначение В-105-В. Коробка передач — механическая, имеет 6 передних и 2 задних передачи. Внешнее отличие ГМЗ-2 от ГМЗ - наличие приборов наблюдения на башне командира машины и на башне оператора.
Отличия от ГМЗ первого поколения:
— стал легче на 1 тонну;
— при той же ширине и высоте стал длиннее почти на 70 см;
— изменилась подвеска (стала полностью торсионной).

ГМЗ-2 состояли на вооружении взвода ГМЗ инженерно-саперного батальона дивизии.

В конце 1980-х на базе ГМЗ – 2 был разработан универсальный гусеничный минный заградитель УГМЗ, предназначенный для дистанционного минирования противопехотными минами ПФМ-1 и ПФМ-1С.

Основные ТТХ ГМЗ–2:
Экипаж — 3 человека.
Боевая масса — 27,5 т.
Длина — 9,3 м, 
Ширина — 3,25 м, 
Высота — 2,7 м, 
Клиренс — 450 мм.
Вооружение: 7,62-мм пулемет, 
Боекомплект — 1250 патронов, 208 мин ТМ-62М, ТМ-57.
Толщина брони: противопульная – 15 мм, корма 12 мм.
Максимальная скорость — 63 км/ч.
Запас хода на топливе — 450 км.
Двигатель дизельный, мощность — 520 л.с.
Скорость минирования: 
на грунт — 15 км/ч, 
в грунт — 6 км/ч, 
в снег — 10 км/ч. 
Шаг минирования — 5 или 10 м.
Протяженность однорядного МП – 1080 м.
С минами с неконтактным взрывателем – 2000 м.

Но и ГМЗ-2 тоже не был совершенен, поэтому в 1984 г. на вооружение встает ГМЗ-3 (объект-318), разработанный на УЗТрМ. Отличия от предыдущих машин: 
- снята система термодымовой аппаратуры из-за слишком большого расхода топлива на образование дымосмеси и невозможности задымления машины, стоящей на месте. Вместо этого на бортах установлено 6 81-мм гранатомётов системы «Туча» для постановки дымовых завес; 
- снята система противоатомной защиты за ненадобностью; 
- добавлена возможность установки противотанковых мин ТМ-89 с магнитным взрывателем.

                                                   ГМЗ-3 - дымовые мортирки системы "Туча"
           
   

                                          Мина ТМ-89 с неконтактным взрывателем и принцип ее действия

Первая демонстрация ГМЗ-3 «Ветер» состоялась на выставке RDE-2001 в г. Нижний Тагил Свердловской области. ГМЗ-3 оснащен современными средствами навигации (инерциальная и спутниковая), что обеспечивает непрерывную обработку курса машины, поиск кратчайшего пути, цифровое индексирование координат машины и координат узловых точек минного поля, координат каждой мины. Все это позволяет производить фиксацию минного поля в момент минирования, вычерчивание контуров минного поля на топографической карте и одновременную передачу координат минного поля в центр боевого управления общевойсковой части. Экипаж машины состоит из 3 человек: командир, механик-водитель и оператор. Броня ГМЗ-3 довольно тонкая — 15 миллиметров, что защищает от легкого стрелкового оружия и осколков снарядов. Укладка мин происходит на грунт либо в грунт с задаваемым шагом минирования. Скорость минирования составляет от 6 до 16 км/час, а длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1000 метров из мин с контактными взрывателями и до 2000 метров из мин с неконтактными взрывателями. ГМЗ-3 оснащен устройством самоокапывания, позволяющим в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины.

ГМЗ-3 приняты на вооружение взвода заграждений инженерно-саперного батальона. По штатам некоторых дивизий в конце восьмидесятых годов взвод ГМЗ был введен в штат инженерно-саперной роты мотострелкового или танкового полка. Такой взвод за четверть часа может выставить трехрядное минное поле длиной 1000—2500 метров. По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составлял подвижный отряд заграждения дивизии, и выдвигался в направлении прорыва танков противника.

Плужно–маскировочное устройство поднято – мины укладываются на грунт без маскировки

Плуг и спусковой транспортер в рабочем положении

Вид на корму ГМЗ-3 без спецоборудования. В самом низу видно два заваренных окна для выдачи мин

ГМЗ-3 за работой - выход на рубеж минирования (полигон бывшего Каменец - Подольского инженерного училища

ГМЗ-3 обеспечивает заблаговременную установку минных полей на ожидаемых танкоопасных направлениях, а также при непосредственном отражении атак танковых и механизированных частей противника. На сегодняшний день ГМЗ-3 принимали и принимают участие в боях на Востоке Украины с обеих сторон. Детальная информация о конкретных задачах и их эффективности пока закрыта. Только фото с тех мест.

     

      

Недостатком ГМЗ-3 военные эксперты считают его довольно лёгкое бронирование. Кроме того, современные технологии уже позволяют применять дистанционный метод минирования. В электронных СМИ появлялись публикации о том, что на базе платформы «Армата», кроме основного танка, тяжёлой БМП и ремонтно-эвакуационной машины, будут создаваться и другая техника, в частности – универсальный минный заградитель (УМЗ-А) нового поколения. Как раз эти машины и будут оснащены средствами дистанционного минирования, интегрированными в автоматизированные системы управления тактического звена. В случае необходимости эти «сухопутные миноносцы» за считанные минуты прикроют направление, на котором может появиться техника противника. Данное обстоятельство должно существенно осложнить действия любого агрессора.
Основные ТТХ ГМЗ–3:
Боевая масса – 28,5 т.
Экипаж – 3 чел.
Длина корпуса – 9,3 м.
Ширина корпуса – 3,25 м.
Высота – 2,7 м.
Колея – 2,7 м,
Клиренс – 0,45 м.
Тип брони – противопульная 15 мм.
Тип двигателя – дизельный 
Мощность двигателя – 520 л. с.
Скорость по шоссе – 60 км/ч.
Запас хода по шоссе – 500 км.
Преодолеваемый подъём – 30 град.
Преодолеваемая стенка – 0,7 м.
Преодолеваемый ров – 2,5 – 3 м.
Преодолеваемый брод – 1, м. 

                                                                                                                          Автор:  Фещук Михаил