Первая танковая атака
На Царицын! Первая танковая атака Гражданской войны
30 июня 1919 года войска под командованием генерал-лейтенанта барона Петра Врангеля ворвались в Царицын. Во многом успех белых был обеспечен танками: врангелевцы применили их, бросив на укрепления красных.
Оборона Царицына
Многострадальному Волгограду не раз приходилось превращаться в крепость, обороняющуюся от сил противника. Сталинградская битва навсегда останется в истории как величайший пример ратного мужества советских людей. Но почти за четверть века до Сталинградской битвы, когда Волгоград (Сталинград) еще назывался Царицыным, городу пришлось на протяжении длительного времени отражать атаки белых.
В 1918 году Царицын так и не смогли взять войска казачьего атамана генерала Петра Краснова. Три раза красновцы предпринимали попытки штурма города и все разы их атаки отбивали героические защитники города. Казаки генералов Константина Мамантова и Александра Фицхелаурова оказывались отброшенными за реку Дон. Царицын обороняли артиллерийские батареи, город был окружен проволочными заграждениями, за которыми находились расчеты красных пулеметчиков. Естественно, казачья конница прорваться сквозь такие хорошо оснащенные рубежи не могла.
Как известно, руководство обороной Царицына осуществляли Иосиф Сталин и Климент Ворошилов, однако непосредственно организатором строительства оборонительных сооружений был Дмитрий Карбышев – начальник инженерного управления Северо-Кавказского военного округа, военный инженер высочайшей квалификации, подполковник русской императорской армии. Именно он в 1918 году, за год до взятия белыми Царицына, отвечал за все инженерные и фортификационные работы в Северо-Кавказском военном округе.
Взять Царицын привычными для белых силами кавалерии и пехоты не представлялось возможным. Требовался новый подход к штурму города, надежно защищенного линиями укреплений. И он был найден – командование белых поняло, что для штурма города необходимы танки.
Но танков у белых не было до тех пор, пока генерал Петр Краснов, считавшийся прогерманским военным деятелем, тесно связанным с кайзером Вильгельмом, не ушел в тень. Дело в том, что Германия поставить танки красновцам в силу своего ухудшившегося положения уже не могла, а британское командование отказывалось от взаимодействия с Красновым. С возглавившим белых генералом Антоном Деникиным англичане уже согласились сотрудничать.
Танк английский, танкист русский
В конечном итоге, генералу Деникину и его соратникам удалось уговорить военное командование Великобритании поставить для нужд Белой армии долгожданную бронетехнику.
В апреле 1919 года в порт Новороссийска прибыли британские корабли. Они везли непростой, очень ценный груз для Белой армии – танки британского производства. Это были легкие танки Mark-A («Борзая»), оснащенные пулеметами Виккерса, и танки Mark-IV (V), вооруженные кроме пулеметов еще и двумя скорострельными 57-миллиметровыми пушками. Первые танки могли развивать скорость до 13 км/ч, вторые – до 6 км/ч. Экипажи танков состояли из 3-9 человек.
Mark-A («Борзая»)
Ьфкл ШМ
Но одних танков было мало – требовались и квалифицированные танкисты, которыми подчиненная Деникину армия не обладала. Были отважные пехотинцы, прекрасные кавалеристы, но специалистов по боевому применению бронетехники не было. Поэтому в Екатеринодаре открылись танковые курсы, преподавали на которых прибывшие вместе с танками британские офицеры. В течение трех месяцев курсы подготовили около 200 танкистов.
Перед взятием Царицына танки «обкатали» на Донбассе. В районе Дебальцево – Ясиноватой бронетехника вызывала ужас у отрядов Красной Армии, так как пулеметами ее продвижение было не остановить. В июне 1919 года по железной дороге танки перебросили в сторону Царицына. Всего направили 4 танковых отряда по 4 танка в каждом.
Когда танки с экипажами прибыли к Царицыну, генерал Врангель включил их в состав наступающих сил. Два отряда «черный барон» направил на южное направление, где готовился основной удар силами группы генерала Улагая (2-й кубанский, 4-й конный корпуса, 7-я пехотная дивизия, дивизион танков, дивизион бронеавтомобилей, четыре бронепоезда).
С севера должны были наступать силы 1-го кубанского корпуса, перед которыми ставилась задача прижать красных к Волге, отрезав им, тем самым, путь на север. Наступление было назначено на 29 июня 1919 года.
Танковая атака
29 июня 1919 года врангелевцы двинулись от Сарепты в сторону южного укрепленного района Царицына. Впереди основных сил врангелевцев шли восемь танков. Один из экипажей, которым командовал капитан Кокс, был полностью укомплектован британскими военнослужащими. Другими танками управляли русские.
Следом за бронетехникой двигались бронеавтомобили, кавалерия, части 7-й пехотной дивизии. Артиллерийскую поддержку наступления осуществлял бронепоезд, вооруженный морскими дальнобойными орудиями.
Первоначально защитники Царицына рассчитывали, что проволочные заграждения и пулеметные расчеты укрепрайона в очередной раз остановят продвижение белых. Но они ошибались. Подошедшие прямо к ограждениям из колючей проволоки танки остановились, добровольцы из членов танковых экипажей зацепили якорями колючую проволоку, и танки потащили ее за собой.
Пулеметный огонь красноармейцев не причинял танкам никакого вреда. Танки двигались на окопы. Вскоре был смят первый уровень обороны, после чего красноармейцы дрогнули и побежали. В течение трех часов была полностью разгромлена 37-я дивизия РККА, остатки которой стали отступать в Царицын.
Своим стремительным натиском, ведя прицельный огонь и поддержанные огнем артиллерии, танки прорвали оборонительное кольцо. Большевики, бросая оружие, в панике бежали, спасая свою жизнь от танков, которые казались им неуязвимыми. Белым досталась богатая добыча, брошенная спешно и в беспорядке бежавшими красноармейцами,
— вспоминал участник событий подпоручик Александр Трембовельский, находившийся в одном из танков.
Защитники Царицына бросили против врангелевских танков свою последнюю надежду – четыре бронепоезда. Однако танки, вплотную приблизившись к бронепоездам, уже ничем не рисковали – выпущенные с орудий бронепоездов снаряды пролетали над танками, не причиняя им вреда. Три бронепоезда отступили, но один все же вступил в бой с танками. Тогда один из танков разворотил рельсы и двумя выстрелами вывел из строя паровоз бронепоезда, после чего подоспевшая пехота в результате краткосрочного боя пленила оставшихся в живых защитников бронепоезда.
Взятие города. Царицын в руках белых
Несмотря на очевидный триумф танков во время штурма Царицына, к концу боя в строю оставался лишь один танк. Семь танков пришлось спрятать в балке от артиллерийского огня защитников города, поскольку у них кончились топливо и боеприпасы. Красная Волжская военная флотилия вела непрерывный огонь, не позволяя обозам с топливом и боеприпасами приблизиться к танкам.
Но город красным все же пришлось оставить. 30 июня 1919 года врангелевцы вошли в Царицын. На улицах города появился и единственный оставшийся в строю танк Mark-I. 3 июля 1919 года генерал Петр Врангель провел военный парад в Царицыне, посвященный взятию города. Семнадцать танкистов были награждены Георгиевскими крестами и медалями.
Царицын оказался под контролем белых, но ненадолго. Уже 18 августа, спустя полтора месяца после взятия города, Красная Армия при поддержке Волжско-Каспийской военной флотилии вновь перешла в наступление. 22 августа красные взяли Камышин, 1 сентября – Дубовку, 3 сентября – Качалино.
В первых числах сентября части и соединения 10-й армии РККА вышли к самому Царицыну и уже 5 числа приступили к штурму города. Но недостаток сил и средств не позволил взять Царицын в сентябре. Более того, 5 сентября силами танкового дивизиона белых были разгромлены десант моряков Волжско-Каспийской флотилии под командованием Ивана Кожанова и 28-я дивизия РККА.
В ноябре 1919 года Юго-Восточный фронт вновь начал наступление на позиции белых. Кавалеристам Бориса Думенко удалось разгромить 6-тысячный корпус генерала Топоркова, что позволило приступить к подготовке к новому штурму Царицына.
28 декабря 1919 года на помощь 10-й армии прибыла 50-я Таманская дивизия Епифана Ковтюха, входившая в состав 11-й армии. К Царицыну двигалась и 37-я дивизия Павла Дыбенко, следовавшая по правому берегу Волги. В ночь со 2 на 3 января 1920 года части 10-й и 11-й армий РККА ворвались в Царицын. Белые пытались оказывать сопротивление, но в конечном итоге так и не смогли отстоять захваченный ими полугодом ранее город.
К двум часам ночи 3 января 1920 года Царицын был окончательно взят под контроль красноармейцами. Кавказская армия была вынуждена отступить из города. Британская военная помощь так и не помогла белым закрепиться на Волге и удержать под контролем Царицын.
Как красноармейцы научились бороться с танками
Первое время английские танки действительно наводили настоящий ужас на красноармейцев. Но затем ошеломление от первой встречи с бронированными «чудовищами» стало проходить. К ноябрю 1919 года Красная Армия уже освоила методы борьбы с танками. Так, на севере Царицына артиллеристы РККА организовали засаду, спрятав орудие за прилавками рынка. Затем группа красноармейцев двинулась вперед, имитируя атаку.
Навстречу бойцам РККА выехал танк, который поехал по рынку. Не подозревая о засаде, танк проехал в 20 метрах от прилавка, за которым было спрятано орудие, и в этот момент в бок танка влетела болванка, затем вторая. Первым выстрелом была смята дверь бронемашины, а вторым разнесены его внутренности. Затем таким же способом красноармейцы расправились и со вторым танком.
К декабрю 1919 года практически все танки Кавказской армии были окружены в северном районе Царицына. Танкисты бежали, а машины были брошены, поскольку в дивизиях РККА не было специалистов, знакомых с вождением и обслуживанием танков.
Во время первого боя 29 июня 1919 года красноармейская артиллерия не имела в своем распоряжении бронебойных снарядов. Осколочно-фугасные гранаты также могли нанести урон танкам лишь при очень малой дистанции, а артиллеристам, никогда прежде не воевавшим против танков, не хватало смелости подпустить бронированную технику поближе и бить по ней вплотную.
Таким образом, впервые танковая атака была предпринята в нашей стране в годы Гражданской войны. Великобритания продолжала поставлять белым танки, однако, учитывая их низкую маневренность, очень часто боевые машины оказывались в руках красных. И к концу Гражданской войны РККА уже вовсю пользовалась танками, захваченными во время боевых действий против белых. Подлинный расцвет танковых войск начался уже после окончания Гражданской войны и именно советским танкам, и советским танкистам, довелось покрыть себя славой на многочисленных полях сражений ХХ века.
Автор: Илья Полонский