ПЭБ " Академик Ломоносов "
“Академик Ломоносов” для Чукотки
и перспективы для «Росатома»
23 августа новейший плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» был выведен из порта Мурманска, и началась его буксировка к месту службы, г. Певек (Чукотский автономный округ).
В ближайшие недели ПЭБ прибудет на место, после чего начнется его подготовка к работе. Эксплуатация энергоблока начнется до конца года. Ожидается, что эти события самым серьезным образом повлияют на развитие отечественных и зарубежных энергосистем.
Буксировка "Академика Ломоносова" во время испытаний, апрель 2018 г.
От проекта к ПЭБ
Закладка плавучего энергоблока для плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) состоялась в апреле 2007 г. на заводе «Севмаш» (г. Северодвинск). Тогда на строительство отводилось несколько лет. В следующем году было принято решение о переносе строительства на «Балтийский завод» (г. Санкт-Петербург).
В конце июня 2010 г. достроенное судно спустили на воду и продолжили его достройку на плаву. Производился монтаж реакторного и генерирующего оборудования.
В начале 2018 г. ПЭБ был подготовлен к проведению испытаний. В апреле его отправили из Санкт-Петербурга в Мурманск, на базу ФГУП «Атомфлот».
Летом началась загрузка ядерного топлива, а в ноябре состоялись запуски двух реакторов. Комплексные испытания энергоблока завершились в конце апреля 2019 г. 23 августа началась буксировка блока к месту службы.
Построенный «Академик Ломоносов» будет работать в составе более сложного комплекса, в котором также присутствует береговая инфраструктура. Строительство необходимых объектов в г. Певек стартовало в 2016 г. и в основной массе завершено. В ближайшее время энергоблок прибудет к месту службы, где его подключат к береговым сооружениям и подготовят к старту полноценной эксплуатации.
Задачей «Академика Ломоносова» является энергоснабжение Певека и ближайших населенных пунктов Чукотского автономного округа. ПАТЭС даст населению и экономике электроэнергию и тепло. При этом речь идет о частичном замещении Билибинской АЭС. Через несколько лет ее выведут из эксплуатации, а ПАТЭС позволит сохранить требуемую генерацию.
АЭС на воде
ПЭБ «Академик Ломоносов» представляет собой несамоходное судно стоечного типа с двойными бортами и двойным днищем. Судно имеет развитую надстройку, в которой предусматриваются объемы для реакторов, энергетического оснащения и бытовых помещений. Наибольшая длина энергоблока достигает 144 м при максимальной ширине 30 м. Водоизмещение – 21560 т. Собственная силовая установка отсутствует, и потому для перемещения ПЭБ нуждается в помощи буксиров. Во время эксплуатации ПЭБ остается у необходимых береговых сооружений и соединяется с коммуникациями.
Плавучий энергоблок во время буксировки в Певек, август 2019 г.
Основой энергоустановки ПЭБ являются две реакторные установки КЛТ-40С разработки ОКБМ им. Африкантова, соединенные с двумя паротурбинными установками. При помощи реакторов и другого бортового оборудования осуществляется выработка электроэнергии и нагрев воды. На номинальном режиме «Академик Ломоносов» должен выдавать на берег 60 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепла. За счет сокращения выдачи теплой воды энергетическая мощность может быть доведена до 70 МВт. Имеется режим повышенной выдачи тепла – 145 Гкал/ч при 30 МВт электроэнергии. Дополнительной функцией ПАТЭС является опреснение морской воды – оценочно от 40 до 240 тысяч кубометров пресной воды в сутки.
Заявленные характеристики позволяют ПАТЭС нового типа обеспечивать теплом и электричеством населенный пункт с 100 тыс. жителей. Для сравнения, все население Чукотского АО примерно вдвое меньше.
Работа ПЭБ обеспечивается экипажем из 70 человек. Для них на борту судна имеются каюты, камбуз со столовой, библиотека и т.д. Предусматривается медблок с современным оснащением. Наличие мощных источников тепла на борту позволило организовать баню и сауну.
Береговые сооружения, построенные в г. Певек, включают защитные и энергетические системы. Так, место у причала для «Академика Ломоносова» защищено специальным молом, предотвращающим проход волн или навал льда. При этом гидротермические характеристики акватории остаются на нужных значениях. На берегу развернуты системы для приема энергии и тепла с борта ПЭБ и для их передачи на существующие линии.
Назначенный срок службы ПАТЭС составляет 40 лет. До заводского ремонта станция проработает 12 лет. Все основные операции в ходе эксплуатации осуществляются энергоблоком самостоятельно и при помощи имеющейся на борту аппаратуры. При этом некоторые операции и процедуры могут выполняться только в условиях судостроительного завода.
Перспективы ПАТЭС
Плавучая атомная теплоэлектростанция “Академик Ломоносов “ - головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности.
Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную электрическую мощность болеее 70 МВт и включает 2 реакторные установки КЛТ-40С.
ОАО ОКБМ Африкантов является главным конструктором, изготовителем и комплектным поставщиком оборудования этих реакторных установок тепловой мощностью 150 МВт каждая - реакторов, ИМ СУЗ, насосов, оборудования обращения с топливом, вспомогательного оборудования и др.
Плавучий энергоблок, предлагаемый для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей создан на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике.
Выполненные институтами и предприятиями ГК Росатом исследования и проектные проработки показали возможность создания на основе освоенных в России судовых реакторов энергоисточников нового класса для коммерческого производства электричества, опресненной воды, промышленного и бытового тепла - плавучих атомных энергоблоков мощностью от 3,5 до 70 мегаватт (эл.) и более.
Плавучий энергоблок (ПЭБ) - это автономный энергетический объект, который целиком создается на судостроительном заводе как несамоходное судно и затем буксируется морским или речным путем к месту его эксплуатации.
Заказчику поставляется полностью построенный, испытанный и готовый к работе энергетический объект с жилыми помещениями и полной инфраструктурой, обеспечивающей проживание эксплуатационного персонала и техническое обслуживание самого объекта, то есть реализуется технология сдачи «под ключ».
Согласно проекту, ПАТЭС состоит из гладкопалубного несамоходного судна с двумя реакторными установками КЛТ-40С ледокольного типа, разработанными «ОКБМ Африкантов. Длина судна - 144 метра, ширина - 30 метров. Водоизмещение - 21,5 тыс тонн.
Плавучая станция может использоваться для получения электрической и тепловой энергии, а также для опреснения морской воды.
В сутки она может выдать от 40 до 240 тысяч тонн пресной воды. Установленная электрическая мощность каждого реактора - 35 МВт, тепловая мощность - 140 кал/час.
Срок эксплуатации станции составит минимум 36 лет: 3 цикла по 12 лет, между которыми необходимо осуществлять перегрузку активных зон реакторных установок.
Корпус реактора ПАТЭС в цехе предприятия
Строительство ПЭБ в заводских условиях позволяет максимально сократить сроки и стоимость сооружения станции, обеспечивая одновременно самые высокие требования к качеству.
Исключаются дорогостоящие строительные работы на месте размещения ПАТЭС. При необходимости ПЭБ может быть перебазирован с одной площадки на другую.
Плавучие энергоблоки наилучшим образом приспособлены для работы в труднодоступных районах по берегам морей или крупных рек, удаленных от систем централизованного энергоснабжения.
В России это, прежде всего, районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые не охвачены единой энергетической системой и нуждаются в надежных и экономически приемлемых источниках энергии.
Здесь уже в настоящее время существует острая потребность в нескольких десятках теплоэлектростанций малой мощности для стимулирования развития экономической активности и обеспечения современных условий жизни местного населения.
Типичные поселки Севера имеют от сотен до нескольких тысяч человек.
Потребности такого поселка в электроэнергии составляют соответственно от нескольких единиц до нескольких десятков МВт. Аналогичны промышленные потребности большинства рудников и горно-обогатительных комбинатов.
Для экспорта в прибрежные районы стран и регионов с засушливым климатом разработан вариант атомного энергоопреснительного комплекса (ПАЭОК), который производит не только электроэнергию, но и качественную питьевую воду из морской воды.
В составе такого комплекса - ПЭБ и плавучий водоопреснительный комплекс, в котором может использоваться либо технология обратного осмоса (RO), либо- многоступенчатые испарительные установки (MED).
Интерес к таким комплексам проявляют многие страны Африки, Азии и Европы, испытывающие острый дефицит пресной воды.
Обогащение топлива, применяемого в установках плавучего энергоблока, не превышает предельного уровня, установленного МАГАТЭ для соблюдения режима нераспространения ядерного оружия.
Это позволяет использовать атомные плавучие энергоисточники в рамках международного законодательства в том числе и в развивающихся странах.
Работа станции в прибрежных районах мирового океана ставит вопрос об их устойчивости к экстремальным природным воздействиям, таким как цунами, смерчи и т.п. ОАО "ОКБМ Африкантов" располагает комплексом технологий для изготовления атомной энергоустановки таким образом, чтобы она выдерживала любой заданный в проекте уровень динамических нагрузок. Это подтверждено практикой: реакторные установки атомного подводного крейсера "Курск", созданные специалистами ОКБМ, не только выдержали мощный взрыв, но и автономно обеспечили вывод реактора из работы, поддержание его в безопасном состоянии. Даже продолжительное пребывание разрушенного корабля под водой не привело к выходу радиоактивности в окружающую среду.
Барьеры защиты плавучей АЭС, препятствующие выходу радиоактивности в окружающую среду
Плавучая атомная станция - впрочем как и любая другая - согласно современным нормам безопасности изначально проектируется с «запасом прочности», превышающим предельно возможные в данной местности нагрузки, такие как удар волны цунами по станции, столкновение с другим судном или с береговым сооружением в результате такого удара.
Говоря о безопасности плавучих АЭС важно отметить, что сотни судов и военных кораблей с атомными энергетическими установками, эксплуатируются в составе флотов России, Соединенных Штатов, Китая, Великобритании, Франции.
Атомные ледоколы, ракетные крейсера, авианосцы и атомные подводные лодки базируются в портах, нередко находящихся вблизи крупных городов (например, в г Мурманске).
Ремонт станции и перегрузка топлива будут выполняться в условиях существующих в нашей стране специализированных предприятий технологического обслуживания атомных судов, располагающих необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом.
После 40 лет работы энергоблок будет заменен новым, в то время как старый возвращается на специализированное технологическое предприятие для утилизации.
Как в процессе, так и после окончания работы плавучей АТЭС на месте ее эксплуатации не остается никаких экологически опасных веществ и материалов (принцип "зеленой лужайки").
Начались испытания плавучей АЭС "Академик Ломоносов"
Подписан приказ о начале швартовных испытаний первого в мире плавучего энергетического блока (ПЭБ) "Академик Ломоносов". Согласно графику строительства ПЭБ, испытания начнутся 1 июля 2016 года.
Проведение швартовных испытаний на заказе – это важнейший этап строительства, определяющий начало его финальной стадии. Швартовные испытания пройдут по особой технологической схеме и будут совмещены с достроечными работами в помещениях перегрузочного комплекса, аппаратных и машинных отделений, что потребует от завода высокой организованности и повышенных мер безопасности.
Испытания будут проходить последовательно, чтобы не допустить совмещения строительства и испытаний в одних и тех же районах и помещениях строящегося ПЭБ. Плановый срок окончания швартовных испытаний 30 октября 2017 г.
После этого ПАТЭС «Академик Ломоносов» уже выйдет с завода как готовый объект, который будет доставлен по Северному морскому пути к месту работы и подключен к береговой инфраструктуре, сооружаемой в порту г. Певеке. Готовность энергоблока к транспортировке должна быть достигнута к концу 2017 г. В сентябре 2019 г. «Росэнергоатом» планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, а в осенью 2019 г. – начать испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.
ПАТЭC «Академик Ломоносов» (Фото: Росэнергоатом)
ПЭБ проекта 20870 "Академик Ломоносов" - это несамоходное судно с двумя атомными реакторными установками "КЛТ-40" на борту, предназначенное для обеспечения электроэнергией и теплом труднодоступных объектов в северных морях, а также для опреснения морской воды. Согласно теххарактеристикам, ПЭБ способен в номинальном режиме выдавать в береговые сети до 70 МВт электроэнергии и 300 МВт тепловой энергии, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением 200 000 человек.
Срок эксплуатации энергоблока составляет сорок лет. При этом каждые три года необходимо совершать перезарядку реакторов. Эксплуатировать ПЭБ будет постоянный экипаж судна из 69 человек.
«Академик Ломоносов» проекта 20870 предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Станция оснащена реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме.
Плавучий энергоблок заменит выбывающие к 2019 году на Чукотке генерирующие мощности — Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ, что важно с точки зрения гарантированного и устойчивого энергообеспечения региона.
Российская Федерация – абсолютный мировой монополист в области плавучих атомных электростанциях, которые перспективно использовать в прибрежном инфраструктурном строительстве.
В настоящее время ПАТЭС «Академик Ломоносов» (проект 20870) достраивается на «Балтийском заводе». По плану, она должна быть сдана в сентябре 2016 г., но учитывая "экспериментальный характер" первой ПАТЭС, окончательные сроки ее сдачи и бюджет остаются "плавающими". Несмотря на соглашение с Балтзаводом о сдаче ПАТЭС осенью 2016 года, в "Росатоме" признают, что на достройку и испытания потенциально есть время до 2019 года. Ожидается, что плавучий энергоблок весной 2018 года отбуксируют с Балтийского завода в Мурманск на площадку Росатомфлота, где осенью состоится загрузка ядерного топлива в реактор и физический пуск энергоблока.
Сама идея использования атомной энергии в транспортных установках не является новой. Подобные проекты разрабатывались в Англии, Германии и в США. Но эти страны к настоящему моменту отказались от проектов плавучих АЭС, посчитав их бесперспективными.
Впервые плавучие реакторы использовались в США для обеспечения энергией Панамского канала (1966–1976 гг.) и американской исследовательской базы в Антарктике (1962–1972 гг.). Например, американская плавучая станция Sturgis (мощность 10 МВт) с 1976 г. находилась в нерабочем состоянии на стоянке в штате Виргиния, и недавно ее отбуксировали в Галвестон для утилизации.
Недавно китайская корпорация CGN (China General Nuclear Power Corporation) объявила об официальном запуске проекта плавучей станции с реактором малой мощности ACPR50S.
Как сообщил представитель корпорации Хуан Сяофэй в городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай), CGN заключила соглашение с корпорацией Dongfang Electric Corporation о покупке корпуса реактора под давлением.
Проект ACPR50S считается наиболее оптимальным решением комбинированных поставок тепла, электроэнергии и пресной воды для работ по освоению морских ресурсов, а также для поставок электроэнергии и оказания помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в островных и прибрежных районах.
В Советском Союзе в 80-х годах разрабатывали проект плавучей АЭС «Волнолом 3» с реактором АБВ-6 (мощность 12 МВт) для использования на полигоне МО на Новой Земле. Однако работы над созданием этой ПАТЭС были прекращены в начальной стадии.
Первый гражданский проект ПАТЭС в России появился в начале 90-х годов. В ходе выполнения Постановления Правительства России от 9 июня 1992 года за №389 о путях преодоления кризиса топливного энергетического комплекса Дальнего Востока и Восточной Сибири группа экспертов Минатома в 1993 году предложила использовать АЭС малой мощности (100–180 МВт) на основе реакторов судовых и корабельных атомных энергетических установок. По заказу Минатома России в период 1992–1994 гг. был проведен ряд конкурсов на лучший проект атомной станции малой мощности, организовано АО «Малая энергетика». В классе реакторных установок свыше 50 МВт первое место в конкурсе было присуждено проекту АЭС на основе плавучего энергоблока с двумя реакторными установками типа КЛТ-40С.
Активная фаза строительства головного плавучего энергоблока для первой российской ПАТЭС началась в 2007 г. Малайзия, Индонезия, Южная Корея, Мозамбик, Намибия, ЮАР, Индия, Вьетнам проявили большой интерес к проекту, и Росатом планирует передавать ПАТЭС в лизинг этим странам. В качестве перспективного рынка Росатом рассматривает также страны Южной Америки.
Госэкспертиза одобрила создание первой в России плавучей АЭС
Как сообщает пресс-служба Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (Главгосэкспертиза), ведомство выдало положительное заключение на строительство плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» в городе Певек (Чукотский автономный округ). Она должна стать самой северной атомной станцией в мире.
В сообщении ведомства указывается, что проектная документация плавучей АЭС соответствует требованиям технических регламентов, а сметная стоимость проекта определена достоверно.
Как ранее сообщал агентству «РИА Новости» представитель «Росэнергоатома» (занимается финансированием проекта) Сергей Завьялов, общая стоимость проекта составляет до 30 млрд руб. Около 22 млрд руб. составляет стоимость головного плавучего энергоблока, еще порядка 7 млрд — затраты на береговые сооружения.
ПАТЭС «Академик Ломоносов» в соответствии с проектом должна быть введена в эксплуатацию к 2019 году. Ее задачей станет замена мощностей Билибинской АЭС. В соответствии с планами плавучая электростанция станет главным объектом жизнеобеспечения северного района Чукотки.
Саму электростанцию конца 2000-х годов строили на территории ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. Головной энергоблок спустили на воду еще в 2010 году.
В начале 2017 года запуск реактора на станции вызвал критику со стороны экологов, в том числе и организации «Гринпис Россия». Ее представители указывали, что ядерно опасные работы в Санкт-Петербурге были запрещены еще в 1990-е годы. В Ростехнадзоре в ответ указали, что все работы проводились с неукоснительным соблюдением обязательных требований безопасности.
В России видят в ПАТЭС большие возможности. Во-первых, проект разработан на базе серийной энергоустановки атомных ледоколов, а их эффективность доказана многолетней работой в Арктике. Во-вторых, планируется серийное производство мобильных энергоблоков. "По мере отлаживания технологии изготовления и роста серийности, снизится и стоимость изготовления, - отмечает начальник аналитического отдела компании "Инвестиционная компания ЛМС" Дмитрий Кумановский. - Интерес к ПАТЭС проявляют множество стран, в том числе из Юго-Восточной Азии - для них экологически чистый блок небольшой мощности на побережье позволяет решить энергетические проблемы без вложений в подготовку инфраструктуры АЭС и работу с атомными материалами".
Энергетическая установка станции обладает тепловой мощностью 140 гигакалорий в час, электрической - 70 мегаватт и состоит из двух реакторов, созданных конструкторским бюро имени И.И. Африкантова. Реакторы и прочие конструктивные элементы располагаются на палубе несамоходного судна. Первым "портом приписки" станции станет чукотский Певек.
"ПАТЭС решает две задачи, - объясняет губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин. - Первая - это замещение Билибинской атомной станции, действующей с 1974 года, и Чаунской ТЭЦ, которой уже более 70 лет.
Поскольку город Билибино и Певек работают в едином энергоузле, сроки остановки 1-го блока БиАЭС в 2019 году будут синхронизированы с вводом ПАТЭС в Певеке. Вторая задача - обеспечение энергией основных горнодобывающих компаний, расположенных на западной Чукотке в Чаун-Билибинском энергоузле: это большой рудно-металлический кластер, в том числе золотодобывающие компании и проекты, связанные с развитием Баимской рудной зоны".
Кроме того, ПАТЭС должна стать частью энергомоста "Чукотка - Магадан", который соединит изолированные энергосистемы регионов. Срок эксплуатации плавучей станции определен в 40 лет.
В Певеке начали строить береговые и гидросооружения для плавучей АЭС
В госкорпорации "Росатом" заявляют, что электростанция разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. ПАТЭС способна выдержать столкновение с другим судном или береговым сооружением. Межрегиональное общественное экологическое движение "Ока" с 2012 года ведет независимый мониторинг экологической, радиационной и ядерной безопасности строительства ПАТЭС "Академик Ломоносов". Очередная проверка намечена на июль 2017 года.
"На основании наших исследований можно сделать вывод, что при сооружении плавучей станции строго соблюдаются все требования российского законодательства и международных норм, утвержденных МАГАТЭ, - отмечает председатель движения "Ока" Алан Хасиев. - Строительство атомных энергоблоков российского дизайна полностью соответствует требованиям Парижского соглашения по климату, всем международным нормам".
Стоимость первой российской ПАТЭС оценивается в 21,5 миллиарда рублей. И, по словам председателя совета директоров "Инжиниринговой компании "2К" Ивана Андриевского, уже сейчас есть возможность строительства более мощной, но более дешевой станции. "В целом проект имеет очень хорошие перспективы для запуска в серию. Уникальные технологии, используемые в нем, открывают для российского судостроения новые рынки", - отметил он.
Станция будет оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс. человек. Главным конструктором, изготовителем и поставщиком РУ является АО «ОКБМ Африкантов».
Концерн «Росэнергоатом» в соответствии с графиком строительства береговых сооружений ориентирован на срок ввода плавучей станции в эксплуатацию в 2019 году.
Планируется, что к 2021-му ПАТЭС выйдет на полную мощность, заменив Билибинскую АЭС, которую к этому сроку выведут из эксплуатации. «Академик Ломоносов» станет самой северной в мире атомной станцией, расположенной в зоне вечной мерзлоты.
Учитывая, что ПЭБ «Академик Ломоносов» является головным, начало его эксплуатации позволит говорить о практическом использовании атомной энергии для обеспечения теплом и энергией отдаленных районов и о референтности заложенных в нём технологий.
Накопленный опыт АО ОКБМ «Африкантов» в части судовых реакторов, позволяет создавать реакторные установки для плавучих атомных энергоблоков мощностью от 3,5 до 70 МВт (эл.) и более.
Плавучая генераторная электростанция (ПЛЭС) «Северное сияние» во Владивостоке
Новое слово в применении мирного атома - плавучая атомная электростанция – инновации российских конструкторов. В мире сегодня такие проекты являются наиболее перспективными для обеспечения электроэнергией населенных пунктов, для которых местных ресурсов недостаточно. А это и шельфовые разработки Арктики, и Дальний Восток, и Крым. Плавучая атомная электростанция, которая строится на Балтийском заводе, уже вызывает огромный интерес. Причем не только отечественных, но и иностранных инвесторов.
Плавучая атомная электростанция для мирных целей
На первых этапах развития ядерной индустрии плюсы ее использования рассматривались преимущественно применительно к военной промышленности. Но с развитием технологий, пришло понимание эффективности ее использования в мирных целях. В частности как мобильных источников энергии для малонаселенных или труднодоступных мест. Опыт мобильных электростанций уже был в СССР. Это плавающие генераторные электростанции проекта «Северное сияние» на базе газотурбинной установки из двух генераторов ГТГ-1 (мощность 10 тысяч кВт каждая). Их производство началось в 1967 году на Тюменском заводе судостроительном, было изготовлено и спущено на воду шесть плавучих станций, которые работали в приарктической зоне (Надым, острова Эльдикан и Мыс Шмидта, Печора). Последняя плавучая атомная электростанция «Северное сияние-3» разукомплектована в 2008 году.
Отечественная индустрия
В соответствии с федеральной программой «Энергоэффективная экономика» в 2005 году тендер на создание маломощной плавучей атомной электростанции выиграло предприятие «Севмаш». Позднее часть заказов была передана Балтийскому заводу (Санкт-Петербург). Здесь сегодня на 96% готова плавучая станция «Академик Ломоносов».
Головной проект
Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» - ключевой проект в серии 20870 мобильных установок конструкторского бюро «ОКМБ им. Африкантова». И это только головной проект целой флотилии станций из четырех судов: три для России и одно для Кабо-Верде (Республика острова Зеленого Мыса, Западная Африка). Она создана на базе установки, серийно используемой на ледоколах и проверенной в условиях Арктики. Предприятия и исследовательские центры корпорации «Росатом» подтвердили возможность использования технологий судовых реакторов для изготовления источника энергии совершенно нового класса. Назначение мобильных электростанций – обеспечить портовые города, предприятия нефте- и газодобывающей отрасли шельфовых зон необходимыми объемами энергоносителя.
Отечественный продукт
Все комплектующие для данного объекта изготавливаются на отечественных предприятиях. Реакторы и комплектующие к ним изготавливает «ОКБМ им. Африкантова» в Нижнем Новгороде. Паротурбинные установки производит калужский турбинный завод. Техническая поддержка проекта – санкт-петербургское конструкторское бюро «Айсберг», мировой бренд атомных ледоколов.
Конструкторские и технические характеристики
Правучая атомная электростанция – это гладкопалубное несамоходное судно, на котором установлены две реакторные установки ледокольного типа КЛТ-40С. Мощность каждого реактора – до 35 МВт, тепломощность – 140 гигакалорий. Станция способна полностью обеспечить электроэнергией населенный пункт в 200 тысяч жителей. Длина судна - 144 метра, и ширина - до 40 метров. Запланированное водоизмещение - 21,5 тонн. Срок эксплуатации - до 40 лет, с периодичностью замены топлива каждые 12 лет.
Не энергией единой
Кроме получения электрической тепловой энергии, данные установки обладают мощностями по опреснению морской воды. Именно это направление ее деятельности в перспективе открывает широкие возможности для иностранных покупателей, ведь по прогнозу МАГАТЭ в 2025 году годовой дефицит пресной воды в мире составит 1,3-2 триллиона метров кубических, а это - от 2 до 7 миллиардов людей. А эта станция в сутки готова выдавать 40-240 тысяч кубометров пресной воды.
У вас нет электричества – ПАТЭС идет к вам
В июне 2010 года плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» была спущена на воду на стапелях Балтийского завода. это был торжественный момент. Дирекция строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций концерна «Росэнергоатом» заявила, что к осени 2019 года она будет введена в эксплуатацию, и стоимость ее составит 16,5 миллиардов рублей. С 2016 года ведется строительство береговой инфраструктуры для атомной плавучей электростанции в Певеке (Чукотский автономный округ РФ). К 2021 году «Академик Ломоносов» должен полностью заменить Билибинскую АЭС, которая будет выведена из эксплуатации.
Выдержит удар самолета
Инновационные технологии обеспечения безопасности станции соответствуют мировым стандартам. Она выдержит любые проектные динамические нагрузки. А, кроме того, обладает определенным «запасом прочности» - ей не страшны удары цунами, ветер в 45 метров в секунду, землетрясения в 8 баллов по шкале Рихтера, столкновение с судами и падение 11-тонного самолета. Реакторы проектного бюро «ОКБМ им.Африкантова» обладают высокой степенью защиты из пяти контуров, что подтвердила ситуация с подводной лодкой «Курск», когда реакторные установки выдержали взрыв. Вывели реакторы из работы и поддержали его безопасность в течении долгого пребывания корабля под водой. Экологичность станции подтверждена экспертами – на территории ее расположения ни во время работы, ни после, не появится никаких токсичных отходов.
Человеческий фактор
Когда станция будет введена в эксплуатацию, на ней будут работать вахтовым методом: на три месяца 150 человек по 50 в смене. Для их комфортного пребывания на плавучей станции есть все необходимое: комфортабельные каюты, кинотеатр, спортзал. А пока началась подготовка первых 17 специалистов, которая продлится порядка 2 лет. У станции будет директор и команда управления из пяти человек. А вот капитан судна будет нести ответственность лишь за судовую безопасность.
Южный горизонт
С недавнего времени в средствах массовой информации все чаще поднимается вопрос о размещении плавучей атомной электростанции в Крыму. Мнения специалистов по этому поводу расходятся. Предназначение этих установок – снабжение труднодоступных территорий, а Крым может получать энергию по энергомосту с материка. Проект может быть рассмотрен при серийном производстве плавучих атомных электростанций и его удешевлении.
Конкурентоспособность на поток
Для того чтобы данные станции стали покупать зарубежные корпорации, разработчикам придётся решить ряд вопросов. Модернизация станции - либо только под выработку электроэнергии, либо под опреснение, снизит ее стоимость в два раза. Это поможет и сократить срок строительства плавучих атомных электростанций. И именно «Академик Ломоносов» должен стать полигоном для испытаний технологических решений и возможностей взаимодействия с наземными энергосетями.
Авторство:
Копия чужих материалов
Использованные источники:
Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) Академик Ломоносов
Комментарий автора:
Стоимость и участники проекта
Стоимость первого блока плавучей АЭС обошлась в 16.5 миллиардов рублей.
Сюда входит все: строительство, оборудование, реакторная установка, создание специальных береговых сооружений для швартовки судна.
Если от этой суммы отбросить все лишнее, то цена "чистой" плавучей энергоустановки составит 14.1 миллиарда рублей.
Следовательно, 2.4 миллиарда рублей ушло на возведение гидротехнических и береговых сооружений, которые также необходимы для обеспечения работы судна.
Участниками проекта выступают следующие предприятия:
Компания "Росатом" является заказчиком.
"Атомэнерго" – проектировщик плавучей атомной электростанции.
ОАО "Балтийский завод" – изготовитель.
Изготовление турбин взял на себя Калужский турбинный завод.
За поставку реакторных установок отвечал "ОКБМ им. И.И. Африкантова".
Вот такая в России деградация промышленности, которая никак не может показать роста, и вообще всё хреново, не строится ничего... :-)
PS
Если какая то информация продублировалась, ничего страшного...
«Академик Ломоносов» еще не эксплуатируется, но уже есть все поводы для оптимизма – как в контексте конкретного проекта, так и в отношении всего направления. Первая отечественная плавучая атомная теплоэлектростанция успешно достроена и направляется к месту службы и вскоре сможет показать весь свой потенциал.
Своим существованием ПЭБ «Академик Ломоносов» демонстрирует способность российской промышленность создавать столь сложные проекты особого рода и особого значения. При наличии соответствующих заказов «Росатом» и Объединенная судостроительная корпорация могут строить новые ПАТЭС для работы в других районах. Кроме того, уже разрабатывается новое поколение подобных электростанций, основанное на иных технологиях.
Главной задачей ПАТЭС считается энергоснабжение удаленных районов, где невыгодно или невозможно строительство электростанций традиционного облика. Так, на стадии разработки «Академика Ломоносова» рассматривалось несколько вариантов размещения будущей станции – она могла отправиться на Чукотку или остаться в Северодвинске. Также рассматривался перевод ПЭБ на Камчатку. В дальнейшем, после того, как местом службы выбрали г. Певек, звучали заявления о необходимости развертывания 5-7 ПАТЭС в разных районах страны.
Серийное строительство ПАТЭС позволит решить проблемы энергоснабжения в труднодоступных регионах, изолированных от общих энергосистем и снабжаемых преимущественно по морю. В первую очередь, это касается городов Заполярья и Дальнего Востока.
Впрочем, решение таких задач не отличается простотой и дешевизной. Проект «Академик Ломоносов» неоднократно подвергался критике из-за немалой стоимости, которая к тому же выросла за время строительства. Тем не менее, речь идет об инфраструктурном проекте большой важности, закладывающем фундамент для развития экономики регионов, и потому вопросы окупаемости могут уходить на второй план.
Международный рынок
С проектом ПАТЭС «Росатом» может выйти на международный рынок. Уже известно, что интерес к таким разработкам проявляют некоторые зарубежные страны, испытывающие проблемы с энергоснабжением. Ведутся переговоры с государствами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Также темой интересуются некоторые островные страны.
Для строительства плавучих электростанций необходимы особые компетенции, имеющиеся всего у нескольких стран. Таким образом, наличие проектов ПЭБ и ПАТЭС дает России особые преимущества на международном рынке энергетических систем и электростанций. Есть все основания полагать, что «Росатому» и ОСК удастся превратить интерес потенциальных заказчиков в реальные контракты.
У нашей страны уже есть опыт «экспорта» атомных электростанций, что может привлечь новых заказчиков. Кроме того, хорошей рекламой для наших ПАТЭС станет запуск эксплуатации «Академика Ломоносова». Пока есть все основания для положительных прогнозов, и можно рассчитывать на получение желаемых результатов.
Однако попытки продвижения ПАТЭС в мире могут сталкиваться с противодействием третьей стороны. Так, последние новости о буксировке «Академика Ломоносова» в Певек повлекли за собой вал публикаций в зарубежной прессе, часть которых носит явно критический характер. В них упоминается весь набор штампов об опасности ядерной энергетики, а также оговариваются различные угрозы для станции.
Вряд ли можно с уверенностью говорить, что за такими публикациями стоит исключительно забота о природе и людях. Они весьма похожи на уже имевшие место попытки испортить репутацию проекта и, соответственно, ухудшить его коммерческие перспективы. Вполне возможно, что речь идет о попытках нечестной конкуренции.
Накануне пуска
В ближайшие недели «Академик Ломоносов» прибудет к месту службы и будет выполнена стыковка бортовых систем с береговой инфраструктурой. К концу года состоится ввод в эксплуатацию, и Чукотка получит новый энергетический объект особого значения. При этом подобные события будут важны не только для автономного округа, но и для нескольких отраслей промышленности и для всей страны в целом.
МОСКВА, 14 сентября 2019 года - РИА Новости. Единственный в мире атомный плавучий энергетический блок (ПЭБ) "Академик Ломоносов" успешно пришвартовался в месте своего основного базирования – в городе Певеке Чукотского автономного округа, где будет эксплуатироваться в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), сообщила пресс-служба концерна "Росэнергоатом".
Успех первой плавучей атомной теплоэлектростанции станет толчком к строительству новых подобных судов для собственных нужд и для экспорта. В ближайшее время единственная ПАТЭС будет эксплуатироваться в Певеке, но в дальнейшем такие объекты могут появиться и в других местах – как в России, так и за рубежом. Возможно, в будущем это направление получит развитие, и можно будет говорить о настоящей революции в энергетике. Пока же основной задачей является запуск «Академика Ломоносова» на назначенном месте службы.
Автор: Рябов Кирилл