ПЭБ " Академик Ломоносов "

                 

                 “Академик Ломоносов” для Чукотки

                       и перспективы для «Росатома»

23 августа новейший плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» был выведен из порта Мурманска, и началась его буксировка к месту службы, г. Певек (Чукотский автономный округ).

The-view-on-pevek-from-paakinay-knoll.jpg

В ближайшие недели ПЭБ прибудет на место, после чего начнется его подготовка к работе. Эксплуатация энергоблока начнется до конца года. Ожидается, что эти события самым серьезным образом повлияют на развитие отечественных и зарубежных энергосистем.


                              Буксировка "Академика Ломоносова" во время испытаний, апрель 2018 г.
                                     

                                                                    От проекта к ПЭБ

Закладка плавучего энергоблока для плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) состоялась в апреле 2007 г. на заводе «Севмаш» (г. Северодвинск). Тогда на строительство отводилось несколько лет. В следующем году было принято решение о переносе строительства на «Балтийский завод» (г. Санкт-Петербург).

В конце июня 2010 г. достроенное судно спустили на воду и продолжили его достройку на плаву. Производился монтаж реакторного и генерирующего оборудования.
В начале 2018 г. ПЭБ был подготовлен к проведению испытаний. В апреле его отправили из Санкт-Петербурга в Мурманск, на базу ФГУП «Атомфлот».

Летом началась загрузка ядерного топлива, а в ноябре состоялись запуски двух реакторов. Комплексные испытания энергоблока завершились в конце апреля 2019 г. 23 августа началась буксировка блока к месту службы.
Построенный «Академик Ломоносов» будет работать в составе более сложного комплекса, в котором также присутствует береговая инфраструктура. Строительство необходимых объектов в г. Певек стартовало в 2016 г. и в основной массе завершено. В ближайшее время энергоблок прибудет к месту службы, где его подключат к береговым сооружениям и подготовят к старту полноценной эксплуатации.
Задачей «Академика Ломоносова» является энергоснабжение Певека и ближайших населенных пунктов Чукотского автономного округа. ПАТЭС даст населению и экономике электроэнергию и тепло. При этом речь идет о частичном замещении Билибинской АЭС. Через несколько лет ее выведут из эксплуатации, а ПАТЭС позволит сохранить требуемую генерацию.

                                       АЭС на воде

ПЭБ «Академик Ломоносов» представляет собой несамоходное судно стоечного типа с двойными бортами и двойным днищем. Судно имеет развитую надстройку, в которой предусматриваются объемы для реакторов, энергетического оснащения и бытовых помещений. Наибольшая длина энергоблока достигает 144 м при максимальной ширине 30 м. Водоизмещение – 21560 т. Собственная силовая установка отсутствует, и потому для перемещения ПЭБ нуждается в помощи буксиров. Во время эксплуатации ПЭБ остается у необходимых береговых сооружений и соединяется с коммуникациями. 


                                    Плавучий энергоблок во время буксировки в Певек, август 2019 г.

Основой энергоустановки ПЭБ являются две реакторные установки КЛТ-40С разработки ОКБМ им. Африкантова, соединенные с двумя паротурбинными установками. При помощи реакторов и другого бортового оборудования осуществляется выработка электроэнергии и нагрев воды. На номинальном режиме «Академик Ломоносов» должен выдавать на берег 60 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепла. За счет сокращения выдачи теплой воды энергетическая мощность может быть доведена до 70 МВт. Имеется режим повышенной выдачи тепла – 145 Гкал/ч при 30 МВт электроэнергии. Дополнительной функцией ПАТЭС является опреснение морской воды – оценочно от 40 до 240 тысяч кубометров пресной воды в сутки.
Заявленные характеристики позволяют ПАТЭС нового типа обеспечивать теплом и электричеством населенный пункт с 100 тыс. жителей. Для сравнения, все население Чукотского АО примерно вдвое меньше.
Работа ПЭБ обеспечивается экипажем из 70 человек. Для них на борту судна имеются каюты, камбуз со столовой, библиотека и т.д. Предусматривается медблок с современным оснащением. Наличие мощных источников тепла на борту позволило организовать баню и сауну.
Береговые сооружения, построенные в г. Певек, включают защитные и энергетические системы. Так, место у причала для «Академика Ломоносова» защищено специальным молом, предотвращающим проход волн или навал льда. При этом гидротермические характеристики акватории остаются на нужных значениях. На берегу развернуты системы для приема энергии и тепла с борта ПЭБ и для их передачи на существующие линии.
Назначенный срок службы ПАТЭС составляет 40 лет. До заводского ремонта станция проработает 12 лет. Все основные операции в ходе эксплуатации осуществляются энергоблоком самостоятельно и при помощи имеющейся на борту аппаратуры. При этом некоторые операции и процедуры могут выполняться только в условиях судостроительного завода.

                                                           Перспективы ПАТЭС

Пла­ву­чая атом­ная теп­ло­элек­тро­стан­ция  “Ака­де­мик Ло­мо­но­сов “ - го­лов­ной проект серии мо­биль­ных транс­пор­та­бель­ных энер­го­бло­ков малой мощ­но­сти.

Энер­го­уста­нов­ка ПАТЭС имеет мак­си­маль­ную элек­три­че­скую мощ­ность болеее 70 МВт и вклю­ча­ет 2 ре­ак­тор­ные уста­нов­ки КЛТ-40С.

ОАО ОКБМ Аф­ри­кан­тов яв­ля­ет­ся глав­ным кон­струк­то­ром, из­го­то­ви­те­лем и ком­плект­ным по­став­щи­ком обо­ру­до­ва­ния этих ре­ак­тор­ных уста­но­вок теп­ло­вой мощ­но­стью 150 МВт каждая - ре­ак­то­ров, ИМ СУЗ, на­со­сов, обо­ру­до­ва­ния об­ра­ще­ния с топ­ли­вом, вспо­мо­га­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния и др. 

Пла­ву­чий энер­го­блок, пред­ла­га­е­мый для энер­го­обес­пе­че­ния круп­ных про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий, пор­то­вых го­ро­дов, ком­плек­сов по добыче и пе­ре­ра­бот­ке нефти и газа на шельфе морей создан на основе се­рий­ной энер­ге­ти­че­ской уста­нов­ки атом­ных ле­до­ко­лов, про­ве­рен­ной в те­че­ние их дли­тель­ной экс­плу­а­та­ции в Арк­ти­ке.

Вы­пол­нен­ные ин­сти­ту­та­ми и пред­при­я­ти­я­ми ГК Ро­са­том ис­сле­до­ва­ния и про­ект­ные про­ра­бот­ки по­ка­за­ли воз­мож­ность со­зда­ния на основе осво­ен­ных в России су­до­вых ре­ак­то­ров энер­го­и­сточ­ни­ков нового класса для ком­мер­че­ско­го про­из­вод­ства элек­три­че­ства, опрес­нен­ной воды, про­мыш­лен­но­го и бы­то­во­го тепла - пла­ву­чих атом­ных энер­го­бло­ков мощ­но­стью от 3,5 до 70 ме­га­ватт (эл.) и более.


Пла­ву­чий энер­го­блок (ПЭБ) - это ав­то­ном­ный энер­ге­ти­че­ский объект, ко­то­рый це­ли­ком со­зда­ет­ся на су­до­стро­и­тель­ном заводе как неса­мо­ход­ное судно и затем бук­си­ру­ет­ся мор­ским или речным путем к месту его экс­плу­а­та­ции.

За­каз­чи­ку по­став­ля­ет­ся пол­но­стью по­стро­ен­ный, ис­пы­тан­ный и го­то­вый к работе энер­ге­ти­че­ский объект с жилыми по­ме­ще­ни­я­ми и полной ин­фра­струк­ту­рой, обес­пе­чи­ва­ю­щей про­жи­ва­ние экс­плу­а­та­ци­он­но­го пер­со­на­ла и тех­ни­че­ское об­слу­жи­ва­ние самого объ­ек­та, то есть ре­а­ли­зу­ет­ся тех­но­ло­гия сдачи «под ключ».

Со­глас­но про­ек­ту, ПАТЭС со­сто­ит из глад­ко­па­луб­но­го неса­мо­ход­но­го судна с двумя ре­ак­тор­ны­ми уста­нов­ка­ми КЛТ-40С ле­до­коль­но­го типа, раз­ра­бо­тан­ны­ми «ОКБМ Аф­ри­кан­тов. Длина судна - 144 метра, ширина - 30 метров. Во­до­из­ме­ще­ние - 21,5 тыс тонн.

Пла­ву­чая стан­ция может ис­поль­зо­вать­ся для по­лу­че­ния элек­три­че­ской и теп­ло­вой энер­гии, а также для опрес­не­ния мор­ской воды.

В сутки она может выдать от 40 до 240 тысяч тонн прес­ной воды. Уста­нов­лен­ная элек­три­че­ская мощ­ность каж­до­го ре­ак­то­ра - 35 МВт, теп­ло­вая мощ­ность - 140 кал/час.

Срок экс­плу­а­та­ции стан­ции со­ста­вит ми­ни­мум 36 лет: 3 цикла по 12 лет, между ко­то­ры­ми необ­хо­ди­мо осу­ществ­лять пе­ре­груз­ку ак­тив­ных зон ре­ак­тор­ных уста­но­вок.


                                                  Корпус ре­ак­то­ра ПАТЭС в цехе пред­при­я­тия

Стро­и­тель­ство ПЭБ в за­вод­ских усло­ви­ях поз­во­ля­ет мак­си­маль­но со­кра­тить сроки и сто­и­мость со­ору­же­ния стан­ции, обес­пе­чи­вая од­но­вре­мен­но самые вы­со­кие тре­бо­ва­ния к ка­че­ству.

Ис­клю­ча­ют­ся до­ро­го­сто­я­щие стро­и­тель­ные работы на месте раз­ме­ще­ния ПАТЭС. При необ­хо­ди­мо­сти ПЭБ может быть пе­ре­ба­зи­ро­ван с одной пло­щад­ки на другую.

Пла­ву­чие энер­го­бло­ки наи­луч­шим об­ра­зом при­спо­соб­ле­ны для работы в труд­но­до­ступ­ных рай­о­нах по бе­ре­гам морей или круп­ных рек, уда­лен­ных от систем цен­тра­ли­зо­ван­но­го энер­го­снаб­же­ния.

В России это, прежде всего, районы Край­не­го Севера и Даль­не­го Во­сто­ка, ко­то­рые не охва­че­ны единой энер­ге­ти­че­ской си­сте­мой и нуж­да­ют­ся в на­деж­ных и эко­но­ми­че­ски при­ем­ле­мых ис­точ­ни­ках энер­гии.

Здесь уже в на­сто­я­щее время су­ще­ству­ет острая по­треб­ность в несколь­ких де­сят­ках теп­ло­элек­тро­стан­ций малой мощ­но­сти для сти­му­ли­ро­ва­ния раз­ви­тия эко­но­ми­че­ской ак­тив­но­сти и обес­пе­че­ния со­вре­мен­ных усло­вий жизни мест­но­го на­се­ле­ния.

Ти­пич­ные по­сел­ки Севера имеют от сотен до несколь­ких тысяч че­ло­век.

По­треб­но­сти такого по­сел­ка в элек­тро­энер­гии со­став­ля­ют со­от­вет­ствен­но от несколь­ких единиц до несколь­ких де­сят­ков МВт. Ана­ло­гич­ны про­мыш­лен­ные по­треб­но­сти боль­шин­ства руд­ни­ков и горно-обо­га­ти­тель­ных ком­би­на­тов.

Для экс­пор­та в при­бреж­ные районы стран и ре­ги­о­нов с за­суш­ли­вым кли­ма­том раз­ра­бо­тан ва­ри­ант атом­но­го энер­го­опрес­ни­тель­но­го ком­плек­са (ПАЭОК), ко­то­рый про­из­во­дит не только элек­тро­энер­гию, но и ка­че­ствен­ную пи­тье­вую воду из мор­ской воды.

В со­ста­ве такого ком­плек­са - ПЭБ и пла­ву­чий во­до­опрес­ни­тель­ный ком­плекс, в ко­то­ром может ис­поль­зо­вать­ся либо тех­но­ло­гия об­рат­но­го осмоса (RO), либо- мно­го­сту­пен­ча­тые ис­па­ри­тель­ные уста­нов­ки (MED).

Ин­те­рес к таким ком­плек­сам про­яв­ля­ют многие страны Африки, Азии и Европы, ис­пы­ты­ва­ю­щие острый де­фи­цит прес­ной воды.

Обо­га­ще­ние топ­ли­ва, при­ме­ня­е­мо­го в уста­нов­ках пла­ву­че­го энер­го­бло­ка, не пре­вы­ша­ет пре­дель­но­го уровня, уста­нов­лен­но­го МАГАТЭ для со­блю­де­ния режима нерас­про­стра­не­ния ядер­но­го оружия.

Это поз­во­ля­ет ис­поль­зо­вать атом­ные пла­ву­чие энер­го­и­сточ­ни­ки в рамках меж­ду­на­род­но­го за­ко­но­да­тель­ства в том числе и в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах.

Работа стан­ции в при­бреж­ных рай­о­нах ми­ро­во­го океана ставит вопрос об их устой­чи­во­сти к экс­тре­маль­ным при­род­ным воз­дей­стви­ям, таким как цунами, смерчи и т.п. ОАО "ОКБМ Аф­ри­кан­тов" рас­по­ла­га­ет ком­плек­сом тех­но­ло­гий для из­го­тов­ле­ния атом­ной энер­го­уста­нов­ки таким об­ра­зом, чтобы она вы­дер­жи­ва­ла любой за­дан­ный в про­ек­те уро­вень ди­на­ми­че­ских на­гру­зок. Это под­твер­жде­но прак­ти­кой: ре­ак­тор­ные уста­нов­ки атом­но­го под­вод­но­го крей­се­ра "Курск", со­здан­ные спе­ци­а­ли­ста­ми ОКБМ, не только вы­дер­жа­ли мощный взрыв, но и ав­то­ном­но обес­пе­чи­ли вывод ре­ак­то­ра из работы, под­дер­жа­ние его в без­опас­ном со­сто­я­нии. Даже про­дол­жи­тель­ное пре­бы­ва­ние раз­ру­шен­но­го ко­раб­ля под водой не при­ве­ло к выходу ра­дио­ак­тив­но­сти в окру­жа­ю­щую среду.

Ба­рье­ры защиты пла­ву­чей АЭС, пре­пят­ству­ю­щие выходу ра­дио­ак­тив­но­сти в окру­жа­ю­щую среду

Пла­ву­чая атом­ная стан­ция - впро­чем как и любая другая - со­глас­но со­вре­мен­ным нормам без­опас­но­сти из­на­чаль­но про­ек­ти­ру­ет­ся с «за­па­сом проч­но­сти», пре­вы­ша­ю­щим пре­дель­но воз­мож­ные в данной мест­но­сти на­груз­ки, такие как удар волны цунами по стан­ции, столк­но­ве­ние с другим судном или с бе­ре­го­вым со­ору­же­ни­ем в ре­зуль­та­те такого удара.

Говоря о без­опас­но­сти пла­ву­чих АЭС важно от­ме­тить, что сотни судов и во­ен­ных ко­раб­лей с атом­ны­ми энер­ге­ти­че­ски­ми уста­нов­ка­ми, экс­плу­а­ти­ру­ют­ся в со­ста­ве флотов России, Со­еди­нен­ных Штатов, Китая, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции.

Атом­ные ле­до­ко­лы, ра­кет­ные крей­се­ра, авиа­нос­цы и атом­ные под­вод­ные лодки ба­зи­ру­ют­ся в портах, неред­ко на­хо­дя­щих­ся вблизи круп­ных го­ро­дов (на­при­мер, в г Мур­ман­ске).

Ремонт стан­ции и пе­ре­груз­ка топ­ли­ва будут вы­пол­нять­ся в усло­ви­ях су­ще­ству­ю­щих в нашей стране спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных пред­при­я­тий тех­но­ло­ги­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния атом­ных судов, рас­по­ла­га­ю­щих необ­хо­ди­мым обо­ру­до­ва­ни­ем и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным пер­со­на­лом.

После 40 лет работы энер­го­блок будет за­ме­нен новым, в то время как старый воз­вра­ща­ет­ся на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ное тех­но­ло­ги­че­ское пред­при­я­тие для ути­ли­за­ции.

Как в про­цес­се, так и после окон­ча­ния работы пла­ву­чей АТЭС на месте ее экс­плу­а­та­ции не оста­ет­ся ни­ка­ких эко­ло­ги­че­ски опас­ных ве­ществ и ма­те­ри­а­лов (прин­цип "зе­ле­ной лу­жай­ки").

На­ча­лись ис­пы­та­ния пла­ву­чей АЭС "Ака­де­мик Ло­мо­но­сов"

Под­пи­сан  приказ о начале швар­тов­ных ис­пы­та­ний пер­во­го в мире пла­ву­че­го энер­ге­ти­че­ско­го блока (ПЭБ) "Ака­де­мик Ло­мо­но­сов". Со­глас­но гра­фи­ку стро­и­тель­ства ПЭБ, ис­пы­та­ния нач­нут­ся 1 июля 2016 года.

Про­ве­де­ние швар­тов­ных ис­пы­та­ний на заказе – это важ­ней­ший этап стро­и­тель­ства, опре­де­ля­ю­щий начало его фи­наль­ной стадии.  Швар­тов­ные ис­пы­та­ния прой­дут по особой тех­но­ло­ги­че­ской схеме и будут сов­ме­ще­ны с до­стро­еч­ны­ми ра­бо­та­ми в по­ме­ще­ни­ях пе­ре­гру­зоч­но­го ком­плек­са, ап­па­рат­ных и ма­шин­ных от­де­ле­ний, что по­тре­бу­ет от завода вы­со­кой ор­га­ни­зо­ван­но­сти и по­вы­шен­ных мер без­опас­но­сти.

Ис­пы­та­ния будут про­хо­дить по­сле­до­ва­тель­но, чтобы не до­пу­стить сов­ме­ще­ния стро­и­тель­ства  и ис­пы­та­ний в одних и тех же рай­о­нах и по­ме­ще­ни­ях стро­я­ще­го­ся ПЭБ. Пла­но­вый срок окон­ча­ния швар­тов­ных ис­пы­та­ний 30 ок­тяб­ря 2017 г.

Стро­и­тель­ство гид­ро­тех­ни­че­ских и бе­ре­го­вых со­ору­же­ний для первой в мире пла­ву­чей АТЭС .

После этого ПАТЭС «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов» уже выйдет с завода как го­то­вый объект, ко­то­рый будет до­став­лен по Се­вер­но­му мор­ско­му пути к месту работы и под­клю­чен к бе­ре­го­вой ин­фра­струк­ту­ре, со­ору­жа­е­мой в порту г. Певеке. Го­тов­ность энер­го­бло­ка к транс­пор­ти­ров­ке должна быть до­стиг­ну­та к концу 2017 г. В сен­тяб­ре 2019 г. «Рос­энер­го­атом» пла­ни­ру­ет при­сту­пить к уста­нов­ке энер­го­бло­ка на штат­ное место, а в осенью 2019 г. – начать ис­пы­та­ния ПАТЭС и ввести ее в экс­плу­а­та­цию.

                                                  ПАТЭC «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов» (Фото: Рос­энер­го­атом)

ПЭБ про­ек­та 20870 "Ака­де­мик Ло­мо­но­сов" - это неса­мо­ход­ное судно с двумя атом­ны­ми ре­ак­тор­ны­ми уста­нов­ка­ми "КЛТ-40" на борту, пред­на­зна­чен­ное для обес­пе­че­ния элек­тро­энер­ги­ей и теплом труд­но­до­ступ­ных объ­ек­тов в се­вер­ных морях, а также для опрес­не­ния мор­ской воды. Со­глас­но тех­ха­рак­те­ри­сти­кам, ПЭБ спо­со­бен в но­ми­наль­ном режиме вы­да­вать в бе­ре­го­вые сети до 70 МВт элек­тро­энер­гии и 300 МВт теп­ло­вой энер­гии, что до­ста­точ­но для под­дер­жа­ния жиз­не­де­я­тель­но­сти города с на­се­ле­ни­ем 200 000 че­ло­век. 

Срок экс­плу­а­та­ции энер­го­бло­ка со­став­ля­ет сорок лет. При этом каждые три года необ­хо­ди­мо со­вер­шать пе­ре­за­ряд­ку ре­ак­то­ров. Экс­плу­а­ти­ро­вать ПЭБ будет по­сто­ян­ный экипаж судна из 69 че­ло­век. 

«Ака­де­мик Ло­мо­но­сов» про­ек­та 20870 пред­на­зна­чен для работы в со­ста­ве пла­ву­чей атом­ной теп­ло­элек­тро­стан­ции (ПАТЭС). Стан­ция осна­ще­на ре­ак­тор­ны­ми уста­нов­ка­ми КЛТ-40С, ко­то­рые спо­соб­ны вы­ра­ба­ты­вать до 70 МВт элек­тро­энер­гии и 50 Гкал/ч теп­ло­вой энер­гии в но­ми­наль­ном ра­бо­чем режиме.

Пла­ву­чий энер­го­блок за­ме­нит вы­бы­ва­ю­щие к 2019 году на Чу­кот­ке ге­не­ри­ру­ю­щие мощ­но­сти — Би­ли­бин­скую АЭС и Ча­ун­скую ТЭЦ, что важно с точки зрения га­ран­ти­ро­ван­но­го и устой­чи­во­го энер­го­обес­пе­че­ния ре­ги­о­на.

Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция – аб­со­лют­ный ми­ро­вой мо­но­по­лист в об­ла­сти пла­ву­чих атом­ных элек­тро­стан­ци­ях, ко­то­рые пер­спек­тив­но ис­поль­зо­вать в при­бреж­ном ин­фра­струк­тур­ном стро­и­тель­стве.

В на­сто­я­щее время ПАТЭС «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов» (проект 20870) до­стра­и­ва­ет­ся на «Бал­тий­ском заводе». По плану, она должна быть сдана в сен­тяб­ре 2016 г., но учи­ты­вая "экс­пе­ри­мен­таль­ный ха­рак­тер" первой ПАТЭС, окон­ча­тель­ные сроки ее сдачи и бюджет оста­ют­ся "пла­ва­ю­щи­ми". Несмот­ря на со­гла­ше­ние с Балт­за­во­дом о сдаче ПАТЭС осенью 2016 года, в "Ро­са­то­ме" при­зна­ют, что на до­строй­ку и ис­пы­та­ния по­тен­ци­аль­но есть время до 2019 года. Ожи­да­ет­ся, что пла­ву­чий энер­го­блок весной 2018 года от­бук­си­ру­ют с Бал­тий­ско­го завода в Мур­манск на пло­щад­ку Ро­са­том­фло­та, где осенью со­сто­ит­ся за­груз­ка ядер­но­го топ­ли­ва в ре­ак­тор и фи­зи­че­ский пуск энер­го­бло­ка.

Сама идея ис­поль­зо­ва­ния атом­ной энер­гии в транс­порт­ных уста­нов­ках не яв­ля­ет­ся новой. По­доб­ные про­ек­ты раз­ра­ба­ты­ва­лись в Англии, Гер­ма­нии и в США. Но эти страны к на­сто­я­ще­му мо­мен­ту от­ка­за­лись от про­ек­тов пла­ву­чих АЭС, по­счи­тав их бес­пер­спек­тив­ны­ми. 

Впер­вые пла­ву­чие ре­ак­то­ры ис­поль­зо­ва­лись в США для обес­пе­че­ния энер­ги­ей Па­нам­ско­го канала (1966–1976 гг.) и аме­ри­кан­ской ис­сле­до­ва­тель­ской базы в Ан­тарк­ти­ке (1962–1972 гг.). На­при­мер, аме­ри­кан­ская пла­ву­чая стан­ция Sturgis (мощ­ность 10 МВт) с 1976 г. на­хо­ди­лась в нера­бо­чем со­сто­я­нии на сто­ян­ке в штате Вир­ги­ния, и недав­но ее от­бук­си­ро­ва­ли в Гал­ве­стон для ути­ли­за­ции.

Атом­ный ле­до­кол «Со­вет­ский Союз» может стать ко­манд­ным пунк­том Ми­ни­стер­ства Обо­ро­ны России >>

Недав­но ки­тай­ская кор­по­ра­ция CGN (China General Nuclear Power Corporation) объ­яви­ла об офи­ци­аль­ном за­пус­ке про­ек­та пла­ву­чей стан­ции с ре­ак­то­ром малой мощ­но­сти ACPR50S.

Как со­об­щил пред­ста­ви­тель кор­по­ра­ции Хуан Сяофэй в городе Шэ­нь­чж­э­нь (про­вин­ция Гу­ан­дун, Южный Китай), CGN за­клю­чи­ла со­гла­ше­ние с кор­по­ра­ци­ей Dongfang Electric Corporation о по­куп­ке кор­пу­са ре­ак­то­ра под дав­ле­ни­ем.

Китайская ПАТЭС ACPR50S

Проект ACPR50S счи­та­ет­ся наи­бо­лее оп­ти­маль­ным ре­ше­ни­ем ком­би­ни­ро­ван­ных по­ста­вок тепла, элек­тро­энер­гии и прес­ной воды для работ по осво­е­нию мор­ских ре­сур­сов, а также для по­ста­вок элек­тро­энер­гии и ока­за­ния помощи при воз­ник­но­ве­нии чрез­вы­чай­ных си­ту­а­ций в ост­ров­ных и при­бреж­ных рай­о­нах.

В Со­вет­ском Союзе в 80-х годах раз­ра­ба­ты­ва­ли проект пла­ву­чей АЭС «Вол­но­лом 3» с ре­ак­то­ром АБВ-6 (мощ­ность 12 МВт) для ис­поль­зо­ва­ния на по­ли­гоне МО на Новой Земле. Однако работы над со­зда­ни­ем этой ПАТЭС были пре­кра­ще­ны в на­чаль­ной стадии.

Первый граж­дан­ский проект ПАТЭС в России по­явил­ся в начале 90-х годов. В ходе вы­пол­не­ния По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства России от 9 июня 1992 года за №389 о путях пре­одо­ле­ния кри­зи­са топ­лив­но­го энер­ге­ти­че­ско­го ком­плек­са Даль­не­го Во­сто­ка и Во­сточ­ной Сибири группа экс­пер­тов Ми­на­то­ма в 1993 году пред­ло­жи­ла ис­поль­зо­вать АЭС малой мощ­но­сти (100–180 МВт) на основе ре­ак­то­ров су­до­вых и ко­ра­бель­ных атом­ных энер­ге­ти­че­ских уста­но­вок. По заказу Ми­на­то­ма России в период 1992–1994 гг. был про­ве­ден ряд кон­кур­сов на лучший проект атом­ной стан­ции малой мощ­но­сти, ор­га­ни­зо­ва­но АО «Малая энер­ге­ти­ка». В классе ре­ак­тор­ных уста­но­вок свыше 50 МВт первое место в кон­кур­се было при­суж­де­но про­ек­ту АЭС на основе пла­ву­че­го энер­го­бло­ка с двумя ре­ак­тор­ны­ми уста­нов­ка­ми типа КЛТ-40С.

Ак­тив­ная фаза стро­и­тель­ства го­лов­но­го пла­ву­че­го энер­го­бло­ка для первой рос­сий­ской ПАТЭС на­ча­лась в 2007 г. Ма­лай­зия, Ин­до­не­зия, Южная Корея, Мо­зам­бик, На­ми­бия, ЮАР, Индия, Вьет­нам про­яви­ли боль­шой ин­те­рес к про­ек­ту, и Ро­са­том пла­ни­ру­ет пе­ре­да­вать ПАТЭС в лизинг этим стра­нам. В ка­че­стве пер­спек­тив­но­го рынка Ро­са­том  рас­смат­ри­ва­ет также страны Южной Аме­ри­ки.

Гос­экс­пер­ти­за одоб­ри­ла со­зда­ние первой в России пла­ву­чей АЭС

Как со­об­ща­ет пресс-служба Фе­де­раль­но­го ав­то­ном­но­го учре­жде­ния «Глав­ное управ­ле­ние го­су­дар­ствен­ной экс­пер­ти­зы» (Глав­гос­экс­пер­ти­за), ве­дом­ство выдало по­ло­жи­тель­ное за­клю­че­ние на стро­и­тель­ство пла­ву­чей атом­ной теп­ло­элек­тро­стан­ции (ПАТЭС) «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов» в городе Певек (Чу­кот­ский ав­то­ном­ный округ). Она должна стать самой се­вер­ной атом­ной стан­ци­ей в мире.

В со­об­ще­нии ве­дом­ства ука­зы­ва­ет­ся, что про­ект­ная до­ку­мен­та­ция пла­ву­чей АЭС со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям тех­ни­че­ских ре­гла­мен­тов, а смет­ная сто­и­мость про­ек­та опре­де­ле­на до­сто­вер­но.
Как ранее со­об­щал агент­ству «РИА Но­во­сти» пред­ста­ви­тель «Рос­энер­го­ато­ма» (за­ни­ма­ет­ся фи­нан­си­ро­ва­ни­ем про­ек­та) Сергей За­вья­лов, общая сто­и­мость про­ек­та со­став­ля­ет до 30 млрд руб. Около 22 млрд руб. со­став­ля­ет сто­и­мость го­лов­но­го пла­ву­че­го энер­го­бло­ка, еще по­ряд­ка 7 млрд — за­тра­ты на бе­ре­го­вые со­ору­же­ния.

ПАТЭС «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов» в со­от­вет­ствии с про­ек­том должна быть вве­де­на в экс­плу­а­та­цию к 2019 году. Ее за­да­чей станет замена мощ­но­стей Би­ли­бин­ской АЭС. В со­от­вет­ствии с пла­на­ми пла­ву­чая элек­тро­стан­ция станет глав­ным объ­ек­том жиз­не­обес­пе­че­ния се­вер­но­го района Чу­кот­ки.

Саму элек­тро­стан­цию конца 2000-х годов стро­и­ли на тер­ри­то­рии ОАО «Бал­тий­ский завод» в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Го­лов­ной энер­го­блок спу­сти­ли на воду еще в 2010 году.

В начале 2017 года запуск ре­ак­то­ра на стан­ции вызвал кри­ти­ку со сто­ро­ны эко­ло­гов, в том числе и ор­га­ни­за­ции «Грин­пис Россия». Ее пред­ста­ви­те­ли ука­зы­ва­ли, что ядерно опас­ные работы в Санкт-Пе­тер­бур­ге были за­пре­ще­ны еще в 1990-е годы. В Ро­сте­х­над­зо­ре в ответ ука­за­ли, что все работы про­во­ди­лись с неукос­ни­тель­ным со­блю­де­ни­ем обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний без­опас­но­сти.

В России видят в ПАТЭС боль­шие воз­мож­но­сти. Во-первых, проект раз­ра­бо­тан на базе се­рий­ной энер­го­уста­нов­ки атом­ных ле­до­ко­лов, а их эф­фек­тив­ность до­ка­за­на мно­го­лет­ней ра­бо­той в Арк­ти­ке. Во-вторых, пла­ни­ру­ет­ся се­рий­ное про­из­вод­ство мо­биль­ных энер­го­бло­ков. "По мере от­ла­жи­ва­ния тех­но­ло­гии из­го­тов­ле­ния и роста се­рий­но­сти, сни­зит­ся и сто­и­мость из­го­тов­ле­ния, - от­ме­ча­ет на­чаль­ник ана­ли­ти­че­ско­го отдела ком­па­нии "Ин­ве­сти­ци­он­ная ком­па­ния ЛМС" Дмит­рий Ку­ма­нов­ский. - Ин­те­рес к ПАТЭС про­яв­ля­ют мно­же­ство стран, в том числе из Юго-Во­сточ­ной Азии - для них эко­ло­ги­че­ски чистый блок неболь­шой мощ­но­сти на по­бе­ре­жье поз­во­ля­ет решить энер­ге­ти­че­ские про­бле­мы без вло­же­ний в под­го­тов­ку ин­фра­струк­ту­ры АЭС и работу с атом­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми".

Энер­ге­ти­че­ская уста­нов­ка стан­ции об­ла­да­ет теп­ло­вой мощ­но­стью 140 ги­га­ка­ло­рий в час, элек­три­че­ской - 70 ме­га­ватт и со­сто­ит из двух ре­ак­то­ров, со­здан­ных кон­струк­тор­ским бюро имени И.И. Аф­ри­кан­то­ва. Ре­ак­то­ры и прочие кон­струк­тив­ные эле­мен­ты рас­по­ла­га­ют­ся на палубе неса­мо­ход­но­го судна. Первым "портом при­пис­ки" стан­ции станет чу­кот­ский Певек.

"ПАТЭС решает две задачи, - объ­яс­ня­ет гу­бер­на­тор Чу­кот­ско­го ав­то­ном­но­го округа Роман Копин. - Первая - это за­ме­ще­ние Би­ли­бин­ской атом­ной стан­ции, дей­ству­ю­щей с 1974 года, и Ча­ун­ской ТЭЦ, ко­то­рой уже более 70 лет.

По­сколь­ку город Би­ли­би­но и Певек ра­бо­та­ют в едином энер­го­уз­ле, сроки оста­нов­ки 1-го блока БиАЭС в 2019 году будут син­хро­ни­зи­ро­ва­ны с вводом ПАТЭС в Певеке. Вторая задача - обес­пе­че­ние энер­ги­ей ос­нов­ных гор­но­до­бы­ва­ю­щих ком­па­ний, рас­по­ло­жен­ных на за­пад­ной Чу­кот­ке в Чаун-Би­ли­бин­ском энер­го­уз­ле: это боль­шой рудно-ме­тал­ли­че­ский кла­стер, в том числе зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щие ком­па­нии и про­ек­ты, свя­зан­ные с раз­ви­ти­ем Ба­им­ской рудной зоны".

Кроме того, ПАТЭС должна стать частью энер­го­мо­ста "Чу­кот­ка - Ма­га­дан", ко­то­рый со­еди­нит изо­ли­ро­ван­ные энер­го­си­сте­мы ре­ги­о­нов. Срок экс­плу­а­та­ции пла­ву­чей стан­ции опре­де­лен в 40 лет.

В Певеке начали стро­ить бе­ре­го­вые и гид­ро­со­ору­же­ния для пла­ву­чей АЭС

В госкор­по­ра­ции "Ро­са­том" за­яв­ля­ют, что элек­тро­стан­ция раз­ра­бо­та­на с боль­шим за­па­сом проч­но­сти, ко­то­рый пре­вы­ша­ет все воз­мож­ные угрозы и делает ядер­ные ре­ак­то­ры неуяз­ви­мы­ми для цунами и других при­род­ных ка­та­строф. ПАТЭС спо­соб­на вы­дер­жать столк­но­ве­ние с другим судном или бе­ре­го­вым со­ору­же­ни­ем. Меж­ре­ги­о­наль­ное об­ще­ствен­ное эко­ло­ги­че­ское дви­же­ние "Ока" с 2012 года ведет неза­ви­си­мый мо­ни­то­ринг эко­ло­ги­че­ской, ра­ди­а­ци­он­ной и ядер­ной без­опас­но­сти стро­и­тель­ства ПАТЭС "Ака­де­мик Ло­мо­но­сов". Оче­ред­ная про­вер­ка на­ме­че­на на июль 2017 года.

"На ос­но­ва­нии наших ис­сле­до­ва­ний можно сде­лать вывод, что при со­ору­же­нии пла­ву­чей стан­ции строго со­блю­да­ют­ся все тре­бо­ва­ния рос­сий­ско­го за­ко­но­да­тель­ства и меж­ду­на­род­ных норм, утвер­жден­ных МАГАТЭ, - от­ме­ча­ет пред­се­да­тель дви­же­ния "Ока" Алан Хасиев. - Стро­и­тель­ство атом­ных энер­го­бло­ков рос­сий­ско­го ди­зай­на пол­но­стью со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям Па­риж­ско­го со­гла­ше­ния по кли­ма­ту, всем меж­ду­на­род­ным нормам".

Сто­и­мость первой рос­сий­ской ПАТЭС оце­ни­ва­ет­ся в 21,5 мил­ли­ар­да рублей. И, по словам пред­се­да­те­ля совета ди­рек­то­ров "Ин­жи­ни­рин­го­вой ком­па­нии "2К" Ивана Ан­д­ри­ев­ско­го, уже сейчас есть воз­мож­ность стро­и­тель­ства более мощной, но более де­ше­вой стан­ции. "В целом проект имеет очень хо­ро­шие пер­спек­ти­вы для за­пус­ка в серию. Уни­каль­ные тех­но­ло­гии, ис­поль­зу­е­мые в нем, от­кры­ва­ют для рос­сий­ско­го су­до­стро­е­ния новые рынки", - от­ме­тил он. 

Стан­ция будет осна­ще­на двумя ре­ак­тор­ны­ми уста­нов­ка­ми КЛТ-40С, ко­то­рые спо­соб­ны вы­ра­ба­ты­вать до 70 МВт элек­тро­энер­гии и 50 Гкал/ч теп­ло­вой энер­гии в но­ми­наль­ном ра­бо­чем режиме, что до­ста­точ­но для под­дер­жа­ния жиз­не­де­я­тель­но­сти города с на­се­ле­ни­ем около 100 тыс. че­ло­век. Глав­ным кон­струк­то­ром, из­го­то­ви­те­лем и по­став­щи­ком РУ яв­ля­ет­ся АО «ОКБМ Аф­ри­кан­тов».

Кон­церн «Рос­энер­го­атом» в со­от­вет­ствии с гра­фи­ком стро­и­тель­ства бе­ре­го­вых со­ору­же­ний ори­ен­ти­ро­ван на срок ввода пла­ву­чей стан­ции в экс­плу­а­та­цию в 2019 году.

Пла­ни­ру­ет­ся, что к 2021-му ПАТЭС выйдет на полную мощ­ность, за­ме­нив Би­ли­бин­скую АЭС, ко­то­рую к этому сроку вы­ве­дут из экс­плу­а­та­ции. «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов» станет самой се­вер­ной в мире атом­ной стан­ци­ей, рас­по­ло­жен­ной в зоне вечной мерз­ло­ты.

Учи­ты­вая, что ПЭБ «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов» яв­ля­ет­ся го­лов­ным, начало его экс­плу­а­та­ции  поз­во­лит го­во­рить о прак­ти­че­ском ис­поль­зо­ва­нии атом­ной энер­гии для обес­пе­че­ния теплом и энер­ги­ей от­да­лен­ных рай­о­нов и о ре­фе­рент­но­сти за­ло­жен­ных в нём тех­но­ло­гий.  

На­коп­лен­ный опыт АО ОКБМ «Аф­ри­кан­тов» в части су­до­вых ре­ак­то­ров, поз­во­ля­ет со­зда­вать ре­ак­тор­ные уста­нов­ки для пла­ву­чих атом­ных энер­го­бло­ков мощ­но­стью от 3,5 до 70 МВт (эл.) и более.  

                      Плавучая генераторная электростанция (ПЛЭС) «Северное сияние» во Владивостоке

Новое слово в при­ме­не­нии мир­но­го атома - пла­ву­чая атом­ная элек­тро­стан­ция – ин­но­ва­ции рос­сий­ских кон­струк­то­ров. В мире се­год­ня такие про­ек­ты яв­ля­ют­ся наи­бо­лее пер­спек­тив­ны­ми для обес­пе­че­ния элек­тро­энер­ги­ей на­се­лен­ных пунк­тов, для ко­то­рых мест­ных ре­сур­сов недо­ста­точ­но. А это и шель­фо­вые раз­ра­бот­ки Арк­ти­ки, и Даль­ний Восток, и Крым. Пла­ву­чая атом­ная элек­тро­стан­ция, ко­то­рая стро­ит­ся на Бал­тий­ском заводе, уже вы­зы­ва­ет огром­ный ин­те­рес. Причем не только оте­че­ствен­ных, но и ино­стран­ных ин­ве­сто­ров.

                                             Пла­ву­чая атом­ная элек­тро­стан­ция для мирных целей

На первых этапах раз­ви­тия ядер­ной ин­ду­стрии плюсы ее ис­поль­зо­ва­ния рас­смат­ри­ва­лись пре­иму­ще­ствен­но при­ме­ни­тель­но к во­ен­ной про­мыш­лен­но­сти. Но с раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий, пришло по­ни­ма­ние эф­фек­тив­но­сти ее ис­поль­зо­ва­ния в мирных целях. В част­но­сти как мо­биль­ных ис­точ­ни­ков энер­гии для ма­ло­на­се­лен­ных или труд­но­до­ступ­ных мест. Опыт мо­биль­ных элек­тро­стан­ций уже был в СССР. Это пла­ва­ю­щие ге­не­ра­тор­ные элек­тро­стан­ции про­ек­та «Се­вер­ное сияние» на базе га­зо­тур­бин­ной уста­нов­ки из двух ге­не­ра­то­ров ГТГ-1 (мощ­ность 10 тысяч кВт каждая). Их про­из­вод­ство на­ча­лось в 1967 году на Тю­мен­ском заводе су­до­стро­и­тель­ном, было из­го­тов­ле­но и спу­ще­но на воду шесть пла­ву­чих стан­ций, ко­то­рые ра­бо­та­ли в при­арк­ти­че­ской зоне (Надым, ост­ро­ва Эль­ди­кан и Мыс Шмидта, Печора). По­след­няя пла­ву­чая атом­ная элек­тро­стан­ция «Се­вер­ное сияние-3» разу­ком­плек­то­ва­на в 2008 году.

                                                             Оте­че­ствен­ная ин­ду­стрия

В со­от­вет­ствии с фе­де­раль­ной про­грам­мой «Энер­го­эф­фек­тив­ная эко­но­ми­ка» в 2005 году тендер на со­зда­ние ма­ло­мощ­ной пла­ву­чей атом­ной элек­тро­стан­ции вы­иг­ра­ло пред­при­я­тие «Севмаш». Позд­нее часть за­ка­зов была пе­ре­да­на Бал­тий­ско­му заводу (Санкт-Пе­тер­бург). Здесь се­год­ня на 96% готова пла­ву­чая стан­ция «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов».

                                                                Го­лов­ной проект

Пла­ву­чая атом­ная элек­тро­стан­ция «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов» - клю­че­вой проект в серии 20870 мо­биль­ных уста­но­вок кон­струк­тор­ско­го бюро «ОКМБ им. Аф­ри­кан­то­ва». И это только го­лов­ной проект целой фло­ти­лии стан­ций из че­ты­рех судов: три для России и одно для Кабо-Верде (Рес­пуб­ли­ка ост­ро­ва Зе­ле­но­го Мыса, За­пад­ная Африка). Она со­зда­на на базе уста­нов­ки, се­рий­но ис­поль­зу­е­мой на ле­до­ко­лах и про­ве­рен­ной в усло­ви­ях Арк­ти­ки. Пред­при­я­тия и ис­сле­до­ва­тель­ские центры кор­по­ра­ции «Ро­са­том» под­твер­ди­ли воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния тех­но­ло­гий су­до­вых ре­ак­то­ров для из­го­тов­ле­ния ис­точ­ни­ка энер­гии со­вер­шен­но нового класса. На­зна­че­ние мо­биль­ных элек­тро­стан­ций – обес­пе­чить пор­то­вые города, пред­при­я­тия нефте- и га­зо­до­бы­ва­ю­щей от­рас­ли шель­фо­вых зон необ­хо­ди­мы­ми объ­е­ма­ми энер­го­но­си­те­ля.

                                  Оте­че­ствен­ный про­дукт

Все ком­плек­ту­ю­щие для дан­но­го объ­ек­та из­го­тав­ли­ва­ют­ся на оте­че­ствен­ных пред­при­я­ти­ях. Ре­ак­то­ры и ком­плек­ту­ю­щие к ним из­го­тав­ли­ва­ет «ОКБМ им. Аф­ри­кан­то­ва» в Нижнем Нов­го­ро­де. Па­ро­тур­бин­ные уста­нов­ки про­из­во­дит ка­луж­ский тур­бин­ный завод. Тех­ни­че­ская под­держ­ка про­ек­та – санкт-пе­тер­бург­ское кон­струк­тор­ское бюро «Айс­берг», ми­ро­вой бренд атом­ных ле­до­ко­лов. 

                                  Кон­струк­тор­ские и тех­ни­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки  

Пра­ву­чая атом­ная элек­тро­стан­ция – это глад­ко­па­луб­ное неса­мо­ход­ное судно, на ко­то­ром уста­нов­ле­ны две ре­ак­тор­ные уста­нов­ки ле­до­коль­но­го типа КЛТ-40С. Мощ­ность каж­до­го ре­ак­то­ра – до 35 МВт, теп­ло­мощ­ность – 140 ги­га­ка­ло­рий. Стан­ция спо­соб­на пол­но­стью обес­пе­чить элек­тро­энер­ги­ей на­се­лен­ный пункт в 200 тысяч жи­те­лей. Длина судна - 144 метра, и ширина - до 40 метров. За­пла­ни­ро­ван­ное во­до­из­ме­ще­ние - 21,5 тонн. Срок экс­плу­а­та­ции - до 40 лет, с пе­ри­о­дич­но­стью замены топ­ли­ва каждые 12 лет.

                                                         Не энер­ги­ей единой

Кроме по­лу­че­ния элек­три­че­ской теп­ло­вой энер­гии, данные уста­нов­ки об­ла­да­ют мощ­но­стя­ми по опрес­не­нию мор­ской воды. Именно это на­прав­ле­ние ее де­я­тель­но­сти в пер­спек­ти­ве от­кры­ва­ет ши­ро­кие воз­мож­но­сти для ино­стран­ных по­ку­па­те­лей, ведь по про­гно­зу МАГАТЭ в 2025 году го­до­вой де­фи­цит прес­ной воды в мире со­ста­вит 1,3-2 трил­ли­о­на метров ку­би­че­ских, а это - от 2 до 7 мил­ли­ар­дов людей. А эта стан­ция в сутки готова вы­да­вать 40-240 тысяч ку­бо­мет­ров прес­ной воды.

                                               У вас нет элек­три­че­ства – ПАТЭС идет к вам

В июне 2010 года пла­ву­чая атом­ная элек­тро­стан­ция «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов» была спу­ще­на на воду на ста­пе­лях Бал­тий­ско­го завода. это был тор­же­ствен­ный момент. Ди­рек­ция стро­я­щих­ся пла­ву­чих атом­ных теп­ло­элек­тро­стан­ций кон­цер­на «Рос­энер­го­атом» за­яви­ла, что к осени 2019 года она будет вве­де­на в экс­плу­а­та­цию, и сто­и­мость ее со­ста­вит 16,5 мил­ли­ар­дов рублей. С 2016 года ве­дет­ся стро­и­тель­ство бе­ре­го­вой ин­фра­струк­ту­ры для атом­ной пла­ву­чей элек­тро­стан­ции в Певеке (Чу­кот­ский ав­то­ном­ный округ РФ). К 2021 году «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов» должен пол­но­стью за­ме­нить Би­ли­бин­скую АЭС, ко­то­рая будет вы­ве­де­на из экс­плу­а­та­ции.

                                                            Вы­дер­жит удар са­мо­ле­та

Ин­но­ва­ци­он­ные тех­но­ло­гии обес­пе­че­ния без­опас­но­сти стан­ции со­от­вет­ству­ют ми­ро­вым стан­дар­там. Она вы­дер­жит любые про­ект­ные ди­на­ми­че­ские на­груз­ки. А, кроме того, об­ла­да­ет опре­де­лен­ным «за­па­сом проч­но­сти» - ей не страш­ны удары цунами, ветер в 45 метров в се­кун­ду, зем­ле­тря­се­ния в 8 баллов по шкале Рих­те­ра, столк­но­ве­ние с судами и па­де­ние 11-тон­но­го са­мо­ле­та. Ре­ак­то­ры про­ект­но­го бюро «ОКБМ им.Аф­ри­кан­то­ва» об­ла­да­ют вы­со­кой сте­пе­нью защиты из пяти кон­ту­ров, что под­твер­ди­ла си­ту­а­ция с под­вод­ной лодкой «Курск», когда ре­ак­тор­ные уста­нов­ки вы­дер­жа­ли взрыв. Вывели ре­ак­то­ры из работы и под­дер­жа­ли его без­опас­ность в те­че­нии дол­го­го пре­бы­ва­ния ко­раб­ля под водой. Эко­ло­гич­ность стан­ции под­твер­жде­на экс­пер­та­ми – на тер­ри­то­рии ее рас­по­ло­же­ния ни во время работы, ни после, не по­явит­ся ни­ка­ких ток­сич­ных от­хо­дов.

                                                           Че­ло­ве­че­ский фактор

Когда стан­ция будет вве­де­на в экс­плу­а­та­цию, на ней будут ра­бо­тать вах­то­вым ме­то­дом: на три месяца 150 че­ло­век по 50 в смене. Для их ком­форт­но­го пре­бы­ва­ния на пла­ву­чей стан­ции есть все необ­хо­ди­мое: ком­фор­та­бель­ные каюты, ки­но­те­атр, спорт­зал. А пока на­ча­лась под­го­тов­ка первых 17 спе­ци­а­ли­стов, ко­то­рая про­длит­ся по­ряд­ка 2 лет. У стан­ции будет ди­рек­тор и ко­ман­да управ­ле­ния из пяти че­ло­век. А вот ка­пи­тан судна будет нести от­вет­ствен­ность лишь за су­до­вую без­опас­ность.

                                                                      Южный го­ри­зонт

С недав­не­го вре­ме­ни в сред­ствах мас­со­вой ин­фор­ма­ции все чаще под­ни­ма­ет­ся вопрос о раз­ме­ще­нии пла­ву­чей атом­ной элек­тро­стан­ции в Крыму. Мнения спе­ци­а­ли­стов по этому поводу рас­хо­дят­ся. Пред­на­зна­че­ние этих уста­но­вок – снаб­же­ние труд­но­до­ступ­ных тер­ри­то­рий, а Крым может по­лу­чать энер­гию по энер­го­мо­сту с ма­те­ри­ка. Проект может быть рас­смот­рен при се­рий­ном про­из­вод­стве пла­ву­чих атом­ных элек­тро­стан­ций и его уде­шев­ле­нии.

                                                     Кон­ку­рен­то­спо­соб­ность на поток

 

Для того чтобы данные стан­ции стали по­ку­пать за­ру­беж­ные кор­по­ра­ции, раз­ра­бот­чи­кам при­дёт­ся решить ряд во­про­сов. Мо­дер­ни­за­ция стан­ции - либо только под вы­ра­бот­ку элек­тро­энер­гии, либо под опрес­не­ние, снизит ее сто­и­мость в два раза. Это по­мо­жет и со­кра­тить срок стро­и­тель­ства пла­ву­чих атом­ных элек­тро­стан­ций. И именно «Ака­де­мик Ло­мо­но­сов» должен стать по­ли­го­ном для ис­пы­та­ний тех­но­ло­ги­че­ских ре­ше­ний и воз­мож­но­стей вза­и­мо­дей­ствия с на­зем­ны­ми энер­го­се­тя­ми.

Ав­тор­ство: 

Копия чужих ма­те­ри­а­лов

Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки: 

Пла­ву­чая атом­ная теп­ло­элек­тро­стан­ция (ПАТЭС) Ака­де­мик Ло­мо­но­сов

Ком­мен­та­рий автора: 

Сто­и­мость и участ­ни­ки про­ек­та

Сто­и­мость пер­во­го блока пла­ву­чей АЭС обо­шлась в 16.5 мил­ли­ар­дов рублей.

Сюда входит все: стро­и­тель­ство, обо­ру­до­ва­ние, ре­ак­тор­ная уста­нов­ка, со­зда­ние спе­ци­аль­ных бе­ре­го­вых со­ору­же­ний для швар­тов­ки судна.

Если от этой суммы от­бро­сить все лишнее, то цена "чистой" пла­ву­чей энер­го­уста­нов­ки со­ста­вит 14.1 мил­ли­ар­да рублей.

Сле­до­ва­тель­но, 2.4 мил­ли­ар­да рублей ушло на воз­ве­де­ние гид­ро­тех­ни­че­ских и бе­ре­го­вых со­ору­же­ний, ко­то­рые также необ­хо­ди­мы для обес­пе­че­ния работы судна.

Участ­ни­ка­ми про­ек­та вы­сту­па­ют сле­ду­ю­щие пред­при­я­тия:

Ком­па­ния "Ро­са­том" яв­ля­ет­ся за­каз­чи­ком.

"Атом­энер­го" – про­ек­ти­ров­щик пла­ву­чей атом­ной элек­тро­стан­ции.

ОАО "Бал­тий­ский завод" – из­го­то­ви­тель.

Из­го­тов­ле­ние турбин взял на себя Ка­луж­ский тур­бин­ный завод.

За по­став­ку ре­ак­тор­ных уста­но­вок от­ве­чал "ОКБМ им. И.И. Аф­ри­кан­то­ва".

  Вот такая в России де­гра­да­ция про­мыш­лен­но­сти, ко­то­рая никак не может по­ка­зать роста, и вообще всё хре­но­во, не стро­ит­ся ничего...   :-)

PS

Если какая то ин­фор­ма­ция про­дуб­ли­ро­ва­лась, ничего страш­но­го...

«Академик Ломоносов» еще не эксплуатируется, но уже есть все поводы для оптимизма – как в контексте конкретного проекта, так и в отношении всего направления. Первая отечественная плавучая атомная теплоэлектростанция успешно достроена и направляется к месту службы и вскоре сможет показать весь свой потенциал.
Своим существованием ПЭБ «Академик Ломоносов» демонстрирует способность российской промышленность создавать столь сложные проекты особого рода и особого значения. При наличии соответствующих заказов «Росатом» и Объединенная судостроительная корпорация могут строить новые ПАТЭС для работы в других районах. Кроме того, уже разрабатывается новое поколение подобных электростанций, основанное на иных технологиях.
Главной задачей ПАТЭС считается энергоснабжение удаленных районов, где невыгодно или невозможно строительство электростанций традиционного облика. Так, на стадии разработки «Академика Ломоносова» рассматривалось несколько вариантов размещения будущей станции – она могла отправиться на Чукотку или остаться в Северодвинске. Также рассматривался перевод ПЭБ на Камчатку. В дальнейшем, после того, как местом службы выбрали г. Певек, звучали заявления о необходимости развертывания 5-7 ПАТЭС в разных районах страны.
Серийное строительство ПАТЭС позволит решить проблемы энергоснабжения в труднодоступных регионах, изолированных от общих энергосистем и снабжаемых преимущественно по морю. В первую очередь, это касается городов Заполярья и Дальнего Востока.
Впрочем, решение таких задач не отличается простотой и дешевизной. Проект «Академик Ломоносов» неоднократно подвергался критике из-за немалой стоимости, которая к тому же выросла за время строительства. Тем не менее, речь идет об инфраструктурном проекте большой важности, закладывающем фундамент для развития экономики регионов, и потому вопросы окупаемости могут уходить на второй план.

                              Международный рынок

С проектом ПАТЭС «Росатом» может выйти на международный рынок. Уже известно, что интерес к таким разработкам проявляют некоторые зарубежные страны, испытывающие проблемы с энергоснабжением. Ведутся переговоры с государствами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Также темой интересуются некоторые островные страны.

Для строительства плавучих электростанций необходимы особые компетенции, имеющиеся всего у нескольких стран. Таким образом, наличие проектов ПЭБ и ПАТЭС дает России особые преимущества на международном рынке энергетических систем и электростанций. Есть все основания полагать, что «Росатому» и ОСК удастся превратить интерес потенциальных заказчиков в реальные контракты.
У нашей страны уже есть опыт «экспорта» атомных электростанций, что может привлечь новых заказчиков. Кроме того, хорошей рекламой для наших ПАТЭС станет запуск эксплуатации «Академика Ломоносова». Пока есть все основания для положительных прогнозов, и можно рассчитывать на получение желаемых результатов.
Однако попытки продвижения ПАТЭС в мире могут сталкиваться с противодействием третьей стороны. Так, последние новости о буксировке «Академика Ломоносова» в Певек повлекли за собой вал публикаций в зарубежной прессе, часть которых носит явно критический характер. В них упоминается весь набор штампов об опасности ядерной энергетики, а также оговариваются различные угрозы для станции.
Вряд ли можно с уверенностью говорить, что за такими публикациями стоит исключительно забота о природе и людях. Они весьма похожи на уже имевшие место попытки испортить репутацию проекта и, соответственно, ухудшить его коммерческие перспективы. Вполне возможно, что речь идет о попытках нечестной конкуренции.

                                                          Накануне пуска

В ближайшие недели «Академик Ломоносов» прибудет к месту службы и будет выполнена стыковка бортовых систем с береговой инфраструктурой. К концу года состоится ввод в эксплуатацию, и Чукотка получит новый энергетический объект особого значения. При этом подобные события будут важны не только для автономного округа, но и для нескольких отраслей промышленности и для всей страны в целом.

МОСКВА, 14 сентября 2019 года - РИА Новости. Единственный в мире атомный плавучий энергетический блок (ПЭБ) "Академик Ломоносов" успешно пришвартовался в месте своего основного базирования – в городе Певеке Чукотского автономного округа, где будет эксплуатироваться в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), сообщила пресс-служба концерна "Росэнергоатом".

 

Успех первой плавучей атомной теплоэлектростанции станет толчком к строительству новых подобных судов для собственных нужд и для экспорта. В ближайшее время единственная ПАТЭС будет эксплуатироваться в Певеке, но в дальнейшем такие объекты могут появиться и в других местах – как в России, так и за рубежом. Возможно, в будущем это направление получит развитие, и можно будет говорить о настоящей революции в энергетике. Пока же основной задачей является запуск «Академика Ломоносова» на назначенном месте службы.

                                                                                                        Автор:  Рябов Кирилл