Линкоры СССР в ВОВ

 

                                      Линкоры СССР


                                           Линкоры класса "Гангут"

"Нелегкой походкой матросской
Иду я навстречу врагам, 
А после с победой геройской
К скалистым вернусь берегам."

Н. Букин

Линкор класса Гангут. Вид с боку. Линкор класса Гангут. Вид в разрезе и сверху.

Характеристики
Водоизмещение 23,360 тонн
Длина 590 футов
Наибольшая скорость 23 узл
Дальность плавания 2,700 миль / 14 узл.
Артиллерия главного калибра 12 – 12 дюйм/ 52 [4x3]
Главный броневой пояс 9 дюйм
Торпеды нет
Главная бронепалуба 3 дюйм
Броня артиллерии главного калибра 8 дюйм
Броня артиллерии универсального калибра 3 дюйм
Броневая рубка 10 дюйм
Ширина 87 футов
Аварийно-ремонтных групп 4
Аварийных насосных установок 4
Экономический ход 14 узл
Крупнокалиберных артустановок 6
Артустановок среднего калибра 4
Артустановок малого калибра нет
Зенитных пулеметов 36 – 75
Самолеты нет
Экипаж 1276-1546
Стартовых катапульт нет

                               Краснознаменный линейный корабль "Октябрьская революция"

Линейный корабль Октябрьская революция в море

Линейный корабль, названный первоначально в честь первой победы Российского флота у мыса Гангут, был заложен 3 июня 1909 года на Новоадмиралтейском судостроительном заводе в Петербурге, 24 сентября 1911 года спущен на воду и 21 октября 1914 года вошел с состав 2-й бригады линейных кораблей Балтийского флота. Совершив три боевых похода на обеспечение минных поставок в Балтийское море, "Гангут" со второй половины 1915 года и до конца первой мировой войны простоял в Гельсинфорсе. После революции многие матросы линкора записались добровольцами в Первый Северный Летучий отряд моряков Балтийского флота, а корабль 9 ноября 1918 года был переведен в Петроград для консервации вооружения и механизмов. 27 июня 1925 года линкору присвоено наименование "Октябрьская революция", а 23 июля 1926 года он вновь включен в состав Морских сил Балтийского моря.

Во время советско-финской войны линкор участвовал в подавлении огневых точек противника на островах и приморском плацдарме и оказывал огневую поддержку сухопутным войскам. 69 линкоровцев были награждены орденами и медалями. В начале Великой Отечественной войны линкор был перебазирован из Таллинна в Кронштадт, а в конце сентября 1941 года – в Ленинград. Линкор принимал активное участие в обороне города В 1944 году линкор поддерживал соединения Ленинградского фронта в ходе Красносельско-Ропшинской и Выборгской наступательных операций. 22 июля 1944 линкор награжден орденом Красного Знамени. 1140 снарядов главного колибра выпустил линкор по врагу за годы войны, уничтожив десятки танков, орудий, узлов сопротивления, сбил 13 и повредил 3 самолета противника. Кораблем командовали офицеры Н.А. Петрищев, С.Д. Солоухин. 24 июля 1954 года корабль был переклассифицирован в учебный линкор, а еще через два года исключен из состава флота. Боевые традиции линкора унаследовал экипаж учебного корабля "Гангут".

Водоизмещение полное 26 692 т, нормальное – 25 464 т, стандартное – 24 234 т (до модернизации – 23 000); длина 184,9 м, ширина 26,9 м, осадка 9,5 м; мощность механизмов 60 600 л.с.; скорость хода максимальная 23 уз., экономическая – 14 уз.; дальность плавания 2500 миль. Вооружение: 12 305-мм, 10 (до сентября 1941 года – 16) 120-мм, 6 76,2-мм и 14 37-мм орудий, 10 12,7-мм и 89 7,62-мм пулеметов, 4 457-мм торпедных аппарата и 4 параван-охранителя. Экипаж 1277 человек.

                                     Краснознаменный линейный корабль "Севастополь"

    Линейный корабль Севастополь в порту 

Линейный корабль "Севастополь" был заложен 3 июня 1909 года, спуск на воду произведен 16 июня 1911 года, а в ноябре 1914 года он вошел в строй. В марте 1918 года линкор принял участие в историческом Ледовом походе кораблей Балтийского флота из Гельсинфорса в Кронштадт.

31 марта 1921 года в ознаменование 50-летия восстания парижского пролетариата линкору было присвоено новое наименование "Парижская Коммуна". В 1925 году линкор принял участие в походе эскадры кораблей под флагом М.В.Фрунзе к Кильской бухте. В январе 1930 года корабль перешел в Севастополь.

В 1933–1939 годах "Парижская Коммуна" прошла модернизацию и капитальный ремонт. В годы Великой Отечественной войны линкоров командовали офицеры Ф.И. Кравченко, Ю.К. Зиновьев, М.Ф. Романов. 8 ноября 1941 года линкор "Парижская Коммуна" первый раз принял участие в боевых действиях под Севастополем. А через месяц линкор снова подошел к Севастополю и открыл огонь по боевым порядком врага. В этот раз было уничтожено 13 танков, 8 орудий, 4 тягача, 37 автомашин с военными грузами и до полубатальона пехоты. 5 января 1942 года линкор "Парижская Коммуна" вышел из Новороссийска и в охранении эсминца "Бойкий" направился к крымскому побережью для огневой поддержки высадившейся там 44-й армии. Огневой налет был произведен настолько внезапно, что противник не сумел организовать никакого противодействия. За 27 минут было выпущено 168 снарядов главного колибра. С этого дня походы в Феодосийский залив линкор производил регулярно.

Во второй половине марта 1942 года, зайдя в Керченский пролив в охранении лидера "Ташкент", эсминцев "Железняков" и "Бойкий", линкор в ночь на 21 и 22 марта произвел два огневых налета, выпустив по укреплениям противника на Керченском полуострове более 300 снарядов главного колибра. Во время стрельбы моряки заметили, что от стволов орудий отлетали осколки металла, что говорило о предельном износе вооружения корабля. Поэтому, возвратившись в Поти, линкор стал на ремонт. 31 мая 1943 года ему было воссановлено наименование "Севастополь". Линкор совершил 15 боевых походов, пройдя 7700 миль, произвел 10 артиллерийских стрельб по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове. Зенитной артиллерией корабля была отражена 21 атака авиации и сбито 3 самолета. 5 ноября 1944 года линкор под флагом командующего Черноморским флотом адмирала Ф.С.Октябрьского во главе эскадры вошел на рейд освобожденного Севастополя.

8 июля 1945 года линейный корабль "Севастополь" был награжден орденом Красного Знамени. В 1953 году корабль был переформирован в учебный линкор, а еще через три года разоружен и отправлен на разборку. В настоящее время боевые традиции линкора продолжают моряки мощного ракетного крейсера "Севастополь".

Водоизмещение полное 31 275 т, нормальное – 30 395 т ( до модернизации – 23 000 ); длина 184,5 м, ширина 32,5 м, осадка 9,65 м; мощность механизмов 61 000 л.с.; скорость хода максимальная 23,5 уз., экономическая – 14 уз.; дальность плавания 2500 миль. Вооружение: 12 305-мм, 16 120-мм, 6 76,2-мм и 16 37-мм орудий, 14 12,7-мм пулеметов, 8 параван-охранителей. Экипаж 1546 человек.

                                  Линейный корабль "Марат" ("Петропавловск")

"Петропавловск" был заложен на стапелях Балтийского завода 3 июня 1909 года, спущен на воду 27 августа 1911 года, а 20 декабря 1914 года вступил в строй. Когда в Гельсинфорсе моряки-петропавловцы узнали о свержении самодержавия, они одними из первых перешли на сторону революции. Позднее Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов вручил "Петропавловску" Почетное революционное Красное знамя.

31 марта 1921 года по просьбе экипажа "Петропавловск" был переименован "Маратом". В 4 часа 22 июня 1941 года звонки колоколов громкого боя разбудили экипаж корабля. К Кронштадту со стороны моря приближались неопознанные самолеты. Так для "Марата" началась война. А уже следующей ночью линкор первым на Балтике открыл боевой счет, сбив два вражеских самолета. 16 сентября четыре тяжелые артиллерийские батареи и 27 пикирующих бомбардировщиков одновременно нанесли удар по "Марату". Возглавляемый Н.Е. Сухаревым личный состав зенитного дивизиона мужественно отражал налет, а главный и универсальный колибры подавляли батареи врага. Были сбиты три "юнкерса", но и линкор получил повреждения. В ночь на 17 сентября "Марат" ушел на ремонт.

Утром 23 сентября более семидесяти фашистских бомбардировщиков одновременно атаковали Кронштадт. Одной из главных целей у них был "Марат", стоявший у причала. Взрывом линкору оторвало носовую оконечность до первой дымовой трубы. Смертью храбрых погибли на командных пунктах и боевых постах командир корабля капитан 2 ранга П.К.Иванов, комиссар П.К. Чернышенко и еще более трехсот человек экипажа. Но "Марат" не погиб. Оставшиеся в живых моряки сумели удержать линкор на плаву. Благодаря их самоотверженному труду "Марат" уже 31 октября 1941 года смог опять защищать Ленинград. Только за последние два месяца 1941 года он провел около ста артиллерийских стрельб главным калибром.

Было уничтожено до 18 тысяч солдат и офицеров, разбито 18 и подавлено 87 крупнокалиберных артиллерийских батарей, сбито 6 и повреждено 8 самолетов. Линкор, которому 31 мая 1943 года было восстановлено прежнее наименование "Петропавловск", на протяжении всех 900 дней блокады мужественно оборонял Ленинград. Только за 17 января 1944 года "Петропавловск" выпустил по отступающему противнику 17 тонн боеприпасов. По окончании боевых действии тяжело поврежденный корабль так и не был восстановлен. 28 ноября 1950 года он был переформирован в несамоходный учебный линкор и переименован в "Волхов", а в сентябре 1953 года исключен из списков и разобран на металл. Водоизмещение полное 26 170 т, нормальное – 25 000 т; длина 184 м, ширина 26,9 м, осадка 9,3 м; мощность механизмов 61 000 л.с.; скорость хода максимальная 23 уз., экономическая – 14 уз.; дальность плавания 2 700 миль. Вооружение: 12 305-мм, 16 120-мм, 6 (первоначально – 3) 76,2-мм орудий, 26 7,62-мм пулеметов, 4 457-мм торпедных аппарата и 2 параван-охранителя. Экипаж 1286 человек.

                               Линкоры класса "Архангельск "

Линкор класса Архангельск. Вид с боку.

Характеристики
Водоизмещение 29,950 тонн
Длина 620 футов
Наибольшая скорость 22 узл
Дальность плавания 8,600 миль / 13 узл
Артиллерия главного калибра 8 – 15 дюйм/ 42 [4x2]
Главный броневой пояс 13 дюйм
Торпеды нет
Главная бронепалуба 3 дюйм
Броня артиллерии главного калибра 13 дюйм
Броня артиллерии универсального калибра 6 дюйм
Броневая рубка 11 дюйм
Ширина 88 футов
Аварийно-ремонтных групп 5
Аварийных насосных установок 5
Экономический ход 13 узл
Крупнокалиберных артустановок 8
Артустановок среднего калибра 4
Артустановок малого калибра нет
Зенитных пулеметов 2
Самолеты 2
Экипаж 950
Стартовых катапульт 1

 

                                                 Линейный корабль "Архангельск"

Линейный корабль Архангельск в море

 

Водоизмещение стандартное 29150 т, полное 33500 т (на период Второй мировой войны). Размерения 182.25 х 32.18 х 10.8 м. ГЭУ котлотурбинная четырехвальная, 40000 л.с. Скорость 20.5/10 узлов, дальность 5080 миль. Бронирование цитадели: главный пояс 330 мм, верхний пояс 142 мм, палуба полубака 25 мм, верхняя (батарейная) 25 мм, скос 25 мм, траверсы: от нижней до палубы полубака 102 мм, от батарейной до палубы полубака 76 мм; стенки носовой рубки 280 мм, крыша 76 мм; стенки кормовой рубки 152 мм, крыша 50 мм; башни главного калибра: лоб 330 мм, стенки 280 мм, крыша 127 мм, барбеты башен над броневой палубой 254 мм, ниже 152 мм; пост управления огнем 36 - 152 мм. Вооружение: 4 х 2 х 381/42 мм, 8 х 152/45 мм, 2 х 76/50 мм, 2 х 2 х 102/45 мм, (2 х 8 + 2 х 4) х 40/40 мм "Пом-пом", (16 х 2 + 14 х 1) х 20 мм "Эрликон", 4 х 4 пулемета Льюиса. Экипаж 1230 – 1146 человек. Бывший британский линейный корабль "Ройал Соверен". Заложен 15.01.1914 г., спущен 29.04.1915 г., вст. в строй в мае 1916 г. Прошел кап. ремонт и модернизацию в 1927 – 1928 гг. Временно передан СССР в счет репараций с Италии и 30.05.1944 г. принят советским экипажкм. Прибыл в Ваенгу 24.08. 1944 г. и вошел в состав СФ. В активных боевых действиях не участвовал. Возвращен Великобритании 9.02.1949 г. и 5.04.1949 г. сдан на слом.

                              Линкоры класса "Советский Союз"

Линкор класса Советский Союз. Вид с боку.

Характеристики
Водоизмещение стандартное 59150 т., полное 65150 т.
Размерения 269.4 х 38.9 х 10.4 м.
ГЭУ 231000 л.с.
Дальность плавания 5580 миль
Скорость 29/14.5 узла
Бронирование Борт 350 мм. Палубы 25 – 155 мм. Рубки 250 – 425 мм. Башни главного калибра 230 – 495 мм.
Торпеды нет
Вооружение Главный калибр 3 х 3 х 406/50 мм. Средний калибр 6 х 2 х 152/57 мм, 4 х 2 х 100/56 мм. Зенитный калибр 8 х 76 мм, 8 х 4 х 37 мм.
Зенитных пулеметов 8
Самолеты 4
Экипаж 1664
Стартовых катапульт 1

 

Достроены не были:

                                          Линейный корабль "Советский союз "

 

Заложен 15.07.1938 г. (Балтийский завод, Ленинград). Первоначальное название "Третий Интернационал". Прекращен постройкой 10.07.1941 г. (готовность по корпусу 19.5%, имелись в наличии 3 комплекта ГТЗА, поставленных из Швейцарии). Во время Великой Отечественной войны находился на Балтийском заводе. После войны продолжен постройкой, но в 1947 г. работы были прекращены. Одним из аргументов в пользу прекращения достройки было "раскрытие тактико-технических элементов". Разобран на металл в 1949 г.

Линейный корабль "Советская Украина "

Заложен 31.10.1938 г. (завод им. Марти, Николаев). Прекращен постройкой 10.07.1941 г. Захвачен немецко-фашистскими войсками в 1942 г., частично разобран, в Германию вывезено ок. 4000 т металла. При отступлении оккупантов из Николаева корпус был подорван, строительные леса сожжены. Разобран на металл в 1946 г.

Линейный корабль "Советская Белоруссия "

Заложен 21.12.1939 г. (Молотовск). Прекращен постройкой 19.10.1940 г. Разобран на металл в 1946 г

.Линейный корабль "Советская Россия "

Заложен 21.03.1940 г. (Молотовск). Прекращен постройкой 19.10.1940 г. Разобран на металл в 1946 г.