Берлинская стена

          Берлинская стена: история строительства и падения

Берлинская стена: история строительства и падения

9 ноября 1989 года вошло в историю Германии как день падения Берлинской стены. Объединение Западного и Восточного Берлина сегодняшние политики рассматривают как символ объединения Европы, в ХХ веке разделенной на два лагеря историческими катаклизмами. Объединения, которое происходит значительно труднее, чем трагическое разобщение и строительство стены.

Ранее мы рассказали про события Красного мая в 1968 году.

Сам факт, что всего за одну ночь 13 августа 1961 года не ментальная, а самая что ни есть материальная преграда из бетона и железа разделила, словно для какого невиданного эксперимента, обычный европейский город, еще долго будет шокировать воображение людей, и служит объектом анализа не только политологов, но и культурологов, социологов, исследователей архитектуры и урбанистики.

КТО И ЗАЧЕМ ПОСТРОИЛ БЕРЛИНСКУЮ СТЕНУ?

БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА КАК ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ

Стена была инициативой и собственностью социалистического блока и построена для борьбы с контрабандистами и нарушителями границы. Школьникам ГДР учителя рекомендовали называть стену «заграждением против фашистской и капиталистической агрессии». Дополнительной причиной закрыть границу стало то, что с самого своего образования в 1949 году ГДР стремительно теряла молодое население: было выгоднее получать бесплатное образование в ГДР, а работать в ФРГ. Что, кстати, говорит о высоком уровне образования в Советском блоке. Между социалистической экономикой Востока и рыночной Запада существовало негласное соревнование, и ГДР его постепенно проигрывала. За 1950-е годы на Запад переехало жить около 3 миллионов восточных немцев.

Именно благодаря стене и строгой границе ФРГ казалась жителям восточной Германии привлекательнее, чем была на самом деле. И, может, поэтому туда так рвались. И, может, тем сильнее было разочарование, и поэтому случались знаменитые истории возвращения людей социалистического воспитания обратно в ГДР.

КАК ТАК МОЖЕТ БЫТЬ, ЧТО СТЕНА ВЫРОСЛА ЗА ОДНУ НОЧЬ?

Возведение Берлинской стены

ВОЗВЕДЕНИЕ БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ

С 13 по 15 августа 1961 г. Западный Берлин обтянули низкой сеткой из колючей проволоки – это и была первая стена. Поскольку 13 августа было воскресеньем, о стене многие берлинцы узнали только 14 августа, когда их не пустили на работу в другой сектор – это увеличило эффект неожиданности. В первые дни на Запад бежало более 200 пограничников. Тогда в пограничные войска солдат стали набирать из отдаленных регионов ГДР, избегая ставить земляков в один караул, чтобы не было заговоров. Тогда же началось строительство основной сетки – с пустотелых блоков. Блочную стену можно было протаранить даже пластиковыми ГДР-овским автомобилями, которые были у многих граждан, поэтому вскоре блоки заменили прочными бетонными плитами.

КАК ВЫГЛЯДЕЛА СТЕНА С ВОСТОЧНОЙ СТОРОНЫ?

Строительство Берлинской стены: вид с восточной стороны

СТРОИТЕЛЬСТВО БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ: ВИД С ВОСТОЧНОЙ СТОРОНЫ

В 1975 году стена приобрела свой окончательный вид. Для некоторых граждан ГДР, кому удавалось прыгнуть через бетонный забор, становилось «открытием», что они видели из города только внешнюю фортификацию. Беглецы попадали в так называемую «полосу смерти» обычной границы между государствами, привычно оборудованную вышками, заминированную, патрулируемую машинами и овчарками: оставалось еще метров 100 до стены № 2, - основной, какой его видели западные немцы. Разумеется, сверху все было обтянуто колючей проволокой. Во внешней стене были «служебные» дверцы в Западный Берлин.

Контрабандисты подкапывали стену, перепрыгивали с шестами и перелетали на самодельных дирижаблях и аэропланах. Тогда пограничники перегородили Шпрее подводными решетками, установили датчики в землю, чтобы слушать, не роют ли туннели жители, населявшие дома, что прилегали к стене. Это были 28 лет неустанного технического прогресса.

КАК ВЫГЛЯДЕЛА БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА С ЗАПАДНОЙ СТОРОНЫ?

Вид Берлинской стены со стороны западного Берлина

ВИД БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ СО СТОРОНЫ ЗАПАДНОГО БЕРЛИНА

Общеизвестно, что на Западе к стене можно было подойти, пощупать и даже оставить на ней граффити, чем охотно пользовались знаменитые художники со всего мира. Менее известно, что это было опасно: ради экономии при построении стены власти ГДР срезали углы, оставляя за собой право патрулировать территорию, которая осталась на Западе. Так что захваченного работой художника, который рисовал на стене, пограничник мог затащить в «полосу смерти» через открытые в стене дверцы и наказать за порчу имущества ГДР. Добропорядочные бюргеры знали это и вообще боялись подходить к стене. Жилье у стены было дешевым, и там селились в основном эмигранты и деклассированные элементы. После 9-го ноября все перевернулось: задворки западного Берлина оказались в самом центре объединенного города.

МОГЛИ ЛИ ЖИТЕЛИ ЗАПАДНОГО БЕРЛИНА ЕЗДИТЬ В ВОСТОЧНЫЙ?

                                                                    КАРТА БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ

Граждане не только Западного Берлина, но ФРГ и любой страны Западного блока могли относительно свободно отправляться на однодневную прогулку в Восточный Берлин. Очевидец, филолог, который прекрасно говорит по-русски и который провел студенческие годы в Западном Берлине 1980-х, говорит: «Секрет такой лояльности заключался в однодневной визе: она стоила 25 западных марок – деньги на то время чувствительные, и для руководства ГДР это был хороший бизнес. К тому же, согласно законам ГДР, посетители были обязаны поменять определенную сумму западных марок на границе, а обратно менять было нельзя. Оставляешь советский сектор – или сдавай деньги на таможне, или выбрасывай».

В Восточный Берлин Роберт водил на экскурсию американских друзей. Причем целью культпоход был не только «поглядеть на ГДР» – в восточной части остались Домский собор, Остров музеев и другие памятники общенемецкого наследия. Немцы относились к такому туризму настороженно. Еще Роберт ходил там в книжные магазины: покупал словари и книги по русистике – шикарно изданные, они стоили копейки. «Благодаря этим русским книгам, когда я возвращался домой, меня однажды завели в бокс и долго допрашивали: это было неприятно и могло для меня плохо закончится», – вспоминает Роберт.

Но главной целью визита на Восток было проведать родственников: стена разделила семьи. Вернуться на Запад нужно было до 2 часов ночи. У перехода на Фридрихштрассе, в здании, известном как «Дворец слез», ночью прощались жители Западного и Восточного Берлина.

МОГЛИ ЛИ ЖИТЕЛИ ВОСТОЧНОГО БЕРЛИНА ЕЗДИТЬ В ЗАПАДНЫЙ?

Зоны контроля Берлина западными странами и СССР

ЗОНЫ КОНТРОЛЯ БЕРЛИНА ЗАПАДНЫМИ СТРАНАМИ И СССР

В Западный Берлин граждан ГДР выпускали после строгих проверок. Но с выходом на пенсию любой гражданин ГДР получал право ездить на Запад. В социалистическом государстве важно было задержать на своей территории молодежь и рабочую силу, а пенсионеры на Запад не рвались. Там, по законам ФРГ, восточные пенсионеры получали бесплатное лечение. К тому же после прохода границы каждый гражданин ГДР имел право на «приветственные деньги» - 100 марок. Взяв эти деньги в банке, пенсионеры закупались продуктами и везли их на Восток.

КАК ЕЩЕ ГДР СОТРУДНИЧАЛ С ФРГ?

Стена разделила не только улицы – она прошила воды Шпрее, а также метро и канализацию. Линии В-6 и В-8 берлинского метро начинались и заканчивались в Западном Берлине, а посередине были станции, принадлежавшие Восточному. Все эти станции поезд проезжал без остановок, кроме Фридрихштрассе – где была остановка. На этой станции стоял ларек со спиртными напитками, который пользовался популярностью у жителей Западного Берлина: те ездили за дешевой выпивкой – и даже без виз.

Раз в год ФРГ выкупал преступников, которые попались при попытке бежать из ГДР или на запрещенных акциях протеста. За выкуп одного беглеца на Востоке брали от 40 до 150 тысяч марок, в зависимости от уровня образования преступника – иногда не деньгами, а товарами. Чаще всего ГДР отдавал Западу уголовников, которых западная пропаганда называла «политическими заключенными». «Я жил рядом с одним таким в Западном Берлине, - рассказывает Роберт. - Он говорил, что зарезал жену на Востоке и обещал, что и нам такое будет. Нигде не работал, к ночи пил с друзьями и буянил. Терроризировал дом три года, пока мы жалобами не добились его отселения».

В другую сторону поток граждан был меньше. Однако в ГДР из ФРГ в разные годы сознательно переехали жить несколько деятелей социалистических убеждений. Среди них – драматург Бертольд Брехт и отец канцлера Германии Ангелы Меркель, лютеранский пастор. Конечно, таких случаев было достаточно много.

КАК ТАК МОЖЕТ БЫТЬ, ЧТО БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА РУХНУЛА ЗА ОДНУ НОЧЬ?

Падение Берлинской стены

ПАДЕНИЕ БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ

Конечно же, все началось задолго до ночи падения стены. И не в Восточном Берлине, население которого было вполне довольно по социалистически спокойной и сытой жизнью, ведь ГДР была наиболее развитой державой социалистического блока. Дело сделали диссиденты. Со всей страны они съезжались в Лейпциг. Активист так называемой «мирной революции» 1989 года Оливер Клос в 1982 году переехал в Лейпциг из Дрездена и, несмотря на атеистические убеждения, поступил на теологический факультет Лейпцигского университета. «Церковь в ГДР существовала отдельно от государства и стала двигателем оппозиционного движения, - рассказывает Оливер, - а на теологии мы имели возможность учиться по западным методикам, к нам приезжали преподавать профессора из Запада, которые привозили книги». Второй подрывной силой ГДР были «защитники природы»: индустрия ГДР заботилась об экологии не меньше, чем ФРГ, но зеленые всегда были главным оружием Запада для организации цветных революций.

В 1988 году вокруг протестантской общины церкви святого Николая в Лейпциге стали группироваться «несогласные». Сборы проходили по понедельникам, быстро люди перестали помещаться в храме и вышли на площадь. «Штази» уговаривало воинственных демонстрантов разойтись, применяло законные методы для разгона толпы, но бунтующих диссидентов это не останавливало. Символом «мирной революции», как ее теперь называют на Западе, были свечи: если несешь в руках священный огонь, в них нет место оружию. Люди требовали «демократических выборов» и «безвизовый проезд до Гавайев». В понедельник 9 ноября 1989 берлинцы узнали, что в Лейпциге происходит «стотысячная демонстрация». Реальное число демонстрантов сейчас оценивается как 10-20 тысяч человек.

Интересно, что диссиденты и не мечтали сломать стену: для них ее падение было шоком. Это было решение Горбачева, который просто предал ГДР и всех граждан СССР, которые хотели остаться в независимом государстве. Эффектное падение стены началось по решению нескольких лиц и поэтому выглядело как чудо: то, во что ни на Западе, ни на Восток не могли до конца поверить. Считается, что член коммунистической партии Гюнтер Шабовски оговорился, сказав в прямом эфире, что указ об открытии границ ГДР вступает в силу «немедленно». Люди двинулись в сторону стены, и пограничники не стали их сдерживать.

В Лейпциге символом победы Запада над Востоком стал момент, когда демонстранты заняли здание «Штази».

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ГРАНИЦА МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ СУЩЕСТВУЕТ ДО СИХ ПОР – В ГОЛОВАХ НЕМЦЕВ?

Инфографика Берлинской стены

ИНФОГРАФИКА БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ

Сегодня, в эпоху декоративного бетона, когда останки стены распределены по музеям и сувенирным магазинам, когда актеры-эмигранты из России и Польши, переодетые в советских и американских солдат, позируют туристам на фоне Брендербургских ворот, немцы наконец выглядят неделимой счастливой нацией. Но тот, кто много лет живет в столице ФРГ, иначе смотрит на ситуацию. Мнение очевидца Андрея из Берлина:

«Это не афишируется, но современная Германия – это печальная история самоутверждения богатых западников за счет беднейшего Востока и сложное переплетение взаимных обид. Одна из самых застарелых – то, что восточногерманская пропаганда объявила ФРГ наследником нацизма, а себя – новой Германией. По этой причине нацизм легче поднимает голову в Восточной Германии, ведь на Западе немцам с детства прививали комплекс вины за преступления предков. Восточные немцы начинают ненавидеть мусульманскую эмиграцию с чистого листа.

С другой стороны, после объединения оказалось, что в ГДР преувеличивали состоятельность западных соседей. Не удивительно, что большинство немцев на Востоке утверждают: при социализме они жили лучше».

                                                                                                               Автор Налым Каримов