Крымский мост
История Крымского моста
Здравствуй, читатель. Сегодня мы поговорим о таком объекте, который нашел свое отражение в кино, мемчиках, политике и других видах искусства. Речь пойдет про Крымский мост, который играет стратегически важное значение для одноименного полуострова. Так как я „очень быстро” реагирую на выходящие новости, то сначала я расскажу о более ранних проектах переправы через Керченский пролив (именно его пересекает мост), а в конце сравним их с текущей реализацией. И так, начнем.
История моста начинается в 1903 году, когда российские инженеры предоставили проект с двумя возможными вариантами прокладки моста (северным и южным). Северный вариант рассматривался до 1906 года, но был отменен и заменен южным по экономическим соображениям (Кстати, жители считали более целесообразным северный вариант). Изыскания по южному переходу проводились от 1910 и вплоть до революции. После было как-то не до дорогостоящих проектов.
В интернете также можно найти информацию про какой-то британский проект моста 1901 года как часть железнодорожной магистрали Лондон - Дели, но я не нашел подтверждения этому (возможно, прототипом послужил телеграфный кабель Лондон - Калькутта 1870 года (как одна из частей проекта Индо-Европейского телеграфа), который проходил по дну Керченского пролива). К тому же мне показалось странным, что был выбран более длинный, менее удобный и слишком дорогостоящий маршрут. Еще вызывает сомнение мост через Ла-Манш (тоже включенный в этот проект), который даже по современным меркам слишком сложный.
Шло время, и об этой идее начали забывать, но ситуацию изменила Великая Отечественная война. В 1942 году 17-ая армия вермахта находилась на Кубани и пыталась прорваться на Кавказ. Ее обеспечение было весьма затруднительным и поэтому Третий рейх начал строительство канатной дороги через Керченский пролив. Она была открыта 14 июня 1943 года и по сути это первая реализация транспортного перехода. А весной 1943 Гитлер отдал приказ строительства автомобильного и железнодорожного моста. Но как же так, русский проект был реализован врагом номер 1? Но рано переживать мой читатель, ведь эта история только начинается.
В войне наступил переломный момент и нацистам пришлось отступить с Кубани в Крым. Канатную дорогу они разобрали, а недостроенный мост взорвали. Так что мост нацисты так и не построили. И тут на сцену вышли советы. 25 января 1944 ГосКомитет обороны СССР принял постановление о строительстве железнодорожного моста через пролив. Мост построили за 7 месяцев (слишком быстро, пытались уложиться в жесткие сроки) и первый поезд по нему проехал 3 ноября 1944. Мост проходил приблизительно по северному маршруту. Состоял из дамбы рядом с поселком Чушка, 111 однотипных пролетов по 27,3 метра, двух разводных по 27, и двух разводных по 55, общая длина ≈ 6 км. Строили из брошенного немцами металла. В проект были включены и ледорезы, но к открытию их установить не успели. 18 февраля 1945 в пролив нагнало лед. Из-за отсутствия ледорезов многие опоры были разрушены и, как следствие, обрушены пролеты. Мост сильно пострадал и правительственная комиссия рекомендовала разобрать его. Как говорится, поспешили и людей насмешили.
Но сдался ли советский человек? Конечно же нет, особенно с таким командиром у власти (Сталин). Уже в 1947 году началось строительство нового, более крутого, двухъярусного, автомобильно-железнодорожного моста. И вроде все круто, но в 1950 строительство прекращают и начинают строительство паромной переправы.
Идеи о строительстве транспортного перехода появлялись еще в 1970-х годах, но из-за нехватки денег до дела так и не дошло. Также проект предлагали в 1990-х, но его реализации помешала политика. Очень активно обсуждалась эта идея в 2008 и 2010 годах, даже в 2013 были подписаны какие-то договора. А потом наступил 2014 и… Обойдем эту тему стороной. Но в итоге 16 мая 2018 года автомобильная часть моста была открыта для легкового транспорта.
А теперь сравнения:
-Маршрут моста похож более на южный имперский вариант, в отличие от остальных, которые прокладывали в основном по северному (советскому) варианту.
-Итоговая версия самая длинная (16,9 км автомобильная часть и 18,1 км железнодорожная против <6 км советского моста). Кстати, он самый длинный в Европе, но, я считаю, мост Васко да Гама (номер 2) гораздо круче в плане конструктивных решений.
-Пролеты моста в длину 55-63 метра, арка в длину 227, а в высоту 45 метров. Это круче чем советский мост, хотя бы потому что он не имеет разводных пролетов.
-Мост имеет ледорезы, в отличие от советской версии, хоть и открыт он был на полгода раньше (подозрительно, но думаю что в этот раз у строителей все ок).