Самолёты, изменившие войну
10 самолётов, изменивших войну в воздухе. Мнение «Военного обозрения»
В комментариях к статье We Are The Mighty: 10 истребителей, изменивших войну в воздухе кто-то из читателей сказал, что если бы рейтинг составляли у нас, то он был бы совершенно другой. Полностью согласен.
А так как коллега Рябов проявил просто чудеса дипломатии, комментируя это звездно-полосатое торжество в воздухе, то что ж, подойдем к вопросу не так дипломатично.
«Однако некоторые особенности этого рейтинга оставляют вопросы, в т.ч. неудобные. Его авторов можно заподозрить в предвзятом отношении к той или иной технике и, как следствие, в недостатке объективности» (К. Рябов).
Ну как у Лаврова уроки брал Кирилл. На деле же рейтинг сильно так себе, потому что составлял его американец, который, возможно, кроме Су-27, и самолетов других стран не знает. Но это не главное. Главное в том, что мы сами вполне способны составить свой рейтинг таких машин, которые действительно внесли огромный вклад в развитие военной авиации.
Более справедливый, на мой взгляд.
В одной из недавних статей я уже задавал этот вопрос: как правильно оценивать самолеты? По каким критериям или параметрам?
Здесь считаю уместным говорить не о неких новациях, потому что тогда точно весь рейтинг будет состоять из навороченных американских «вундеров», которые напичканы всем подряд, но толку с этого ноль.
Будем говорить о эпохальных конструкциях, действительно оказавших влияние на дальнейшее развитие боевой авиации. И – немаловажно – на конкретных примерах. А то пойди толком оцени, что там инновационного запихнули в F-117 и F-35…
Прошу не обращать внимания на порядковые номера в рейтинге, мы пойдем просто по временной линии, начиная от первого нашего героя.
1. Wright «Flyer-1». США, 1903 г.
Этот аппарат был выпущен в одном экземпляре и боевым самолетом не был. Он вообще самолетом-то был с большой натяжкой. Но: летательный аппарат с человеком поднялся в воздух на тяге двигателя, пролетел вперёд и совершил посадку на месте с высотой, равной высоте места взлёта. То есть не упал, а все-таки пролетел. Начав тем самым эру авиации тяжелее воздуха.
2. Сикорский «Илья Муромец». Россия, 1914 г.
Первый настоящий бомбардировщик. Первый реально тяжелый бомбардировщик, а если сопоставить задачи, которые выполняли «Ильи Муромцы» в Первую мировую войну и, скажем, В-29 во Вторую, то это еще и первый стратегический бомбардировщик.
Самолет, способный со скоростью среднего истребителя переместить 500 кг бомб на расстояние до 500 км – в те времена это реально было чудо. Не завися от встречного ветра, как цепеллины-бомбовозы, имея возможность отбиться от нескольких истребителей противника в одиночку, «Илья Муромец» был реально аппаратом из будущего.
Гений Игоря Сикорского – это гений человека, чувствовавшего воздух кончиками пальцев… «Илья Муромец» — это прообраз Пе-8, «Ланкастеров» и В-29. А глобально – и Ту-95.
3. Fokker E. Eindecker. Германия, 1915 г.
Кто первый смог запихнуть пулемет в кабину истребителя, мы уже не узнаем. Шла война, и мысли у многих работали в одном направлении. Первоначально летчики воевали друг с другом при помощи личного оружия, то есть, пистолетов. Было огромное количество весьма экзотических способов расправы с противником, но главным однозначно стал пулемет.
Так что вторым в списке будет именно творение Антона Фоккера, да не простой истребитель, а именно «Фоккер Е», потому что на нем впервые был установлен механический синхронизатор для стрельбы через плоскость винта. Эпохальное устройство, о чем мы уже говорили в одной из статей.
Кроме того, хоть Фоккера некоторые и обвиняли в копировании самолета фирмы «Моран-Солнье», в отличие от французского, «Фоккер» имел цельнометаллическую сварную раму из труб.
Ну и металлические уголки, которые применяли французы для защиты лопастей пропеллера от пуль, — это все-таки боевой колхоз, а не синхронизатор.
4. SPAD S.XII. Франция, 1917 г.
Очередь французов подошла. Тут речь пойдет не просто об истребителе SPAD S.XII, а о его модификации SPAD S.XII Са.1. «Са» означает Canon, то есть пушечный.
Идея установки пушки на самолет принадлежит французскому асу Жоржу Гименеру (53 победы), а французские инженеры смогли это воплотить в металле.
Главным вооружением самолета стала пушка «Путо» калибра 37 мм, расположенная в развале блока цилиндров двигателя «Испано-Сюиза» и стреляющая через вал винта. Пушка заряжалась вручную, на цель наводилась по трассам спаренного с ней пулемета «Виккерс».
Несмотря на то, что первый в мире серийный пушечный истребитель не оправдал возлагавшихся на него надежд, он занимает свое достойное место в списке. Да, однозарядное орудие с ручным перезаряжанием оказалось, мягко говоря, неудобным для воздушного боя, но именно с этого момента пушка в развале цилиндров двигателя стала классикой до конца Второй мировой войны.
5. Messerschmitt Bf.109Е. Германия, 1938 г.
Говоря о 109-м, отмечу, что здесь он оказался потому, что это фактически первый удачный истребитель с мотором жидкостного охлаждения. Пионер эры таких моторов был выпущен в сумасшедших количествах и провоевал всю Вторую мировую от первого до последнего дня. В модификациях, разумеется.
Но, главное, Bf.109 стал примером для подражания во всем мире. Именно глядя на результаты применения 109-го в Испании, работали инженеры всех стран, которым предстояло стать участниками той войны.
И наработали. «Спитфайры», «Мустанги», Яки – все в общем-то делались с оглядкой на творение Мессершмитта.
Сам по себе мотор жидкостного охлаждения был весьма и весьма спорным решением, но прослужил весьма долго в ВВС многих стран мира.
6. Messerschmitt Ме-262. Германия, 1941 г.
С «Ласточкой» все понятно, мы ее тоже разбирали. Первый толковый реактивный истребитель, который мало того что пытался воевать, так у него это получалось.
Да, 262-й — представитель несколько иной ветви, но воевал он вместе с поршневыми самолетами, и нельзя сказать, что так уж превосходил их. Сбивали "ласточек" и американцы, и наши. Не то чтобы запросто, но сбивали.
7. Ильюшин Ил-2. СССР, 1942 г.
Можно долго спорить о том, какой самолет был первым штурмовиком. Но то, что Ил-2 – это первый штурмовик, который задумывался именно как самолет для штурмовки, вряд ли кто-то станет оспаривать.
Бронекороб, который был включен в силовой набор планера, – это тоже новшество. Но главным образом, помимо того, что Ил-2 не переделывался в штурмовик из устаревшего истребителя (обычная практика), а был спроектирован изначально.
Много можно говорить о его роли в той войне, но то, что он до сих пор является самым массовым в истории человечества самолетом, говорит о многом. Идеальный самолет для точечных ударов по переднему краю.
8. Boeing B-17 «Flying Fortress». США, 1937 г.
Самолет, ставший символом уничтожения. Рекордсмен по количеству сброшенных бомб. И, уверен, ни один самолет не разрушил столько, сколько это сделали «Летающие крепости».
Да, репутация могла бы быть и покруче, поскольку в разнесении в щебень городов с гражданским населением чести немного.
Но факт: именно «Крепостям» принадлежит открытие новой войны в воздухе. Тотального разрушения всего и вся на земле. Позже этот принцип американские ВВС будут осуществлять в Корее, Вьетнаме, Югославии, Ливии, Ираке и многих других местах, но начало всему положили именно «Крепости».
9. Heinkel He.219 «Uhu». Германия, 1942 г.
Ночной истребитель, к тому же выпущенный не самой большой серией. Однако это фактически мостик между эпохами.
Этот самолет был забыт сразу после войны, но принципы, которые были реализованы в нем, стали классикой жанра.
Радиолокатор, ответчик «свой-чужой», катапультируемые кресла для экипажа, герметичная кабина, дистанционно упраляемые пулеметные установки, мощнейшее пушечное вооружение.
Да, «Филин» не смог сыграть значительной роли в войне. Но здесь именно тот случай, когда многое из нового, примененного в конструкции, навсегда получило прописку в современных самолетах.
10. Fairey Swordfish. Великобритания, 1934 г.
Кто-то сейчас скажет: господи, это чудо что тут забыло? И будет категорически не прав!
Этот летучий чумоход — реально один из самых результативных ударных самолетов! И с появлением торпедоносцев жизнь на море перестала быть простой и красивой. Корабли начали тонуть!
«Суордфиши» сыграли огромную роль в потоплении «Бисмарка». Если бы не торпеда, сброшенная с самолета, плакали бы англичане по «худу» еще долго и кровавыми слезами.
«Суордфиши» устроили предтечу Перл-Харбора, бойню в Таранто, ценой двух самолетов отправив на дно два линкора («Литторио» и «Конти ди Кавур») и повредив линкор, два крейсера и два эсминца.
«Суордфишам» принадлежит рекорд потопления тремя торпедами четырех кораблей. В гавани Сиди-Барани (территория Египта, в 1940 году оккупирована итальянцами) тремя торпедами были уничтожены две подводных лодки и транспорт с боеприпасами. Транспорт взорвался и отправил на дно пришвартованный к нему для пополнения боезапаса эсминец.
Вот такой получился рейтинг среди самолетов первой половины прошлого века. И, уверен, он довольно справедлив, поскольку нечего валить в одну кучу F-117 конца 20 века и «Фоккер» из начала. Разные эпохи, разные классы самолетов.
Но это вопрос вкуса, а о вкусах у нас спорят, есть такое.
Тем не менее, вот 10 самолетов первой половины прошлого века, которые реально изменили суть войны в воздухе. Может, кто-то будет не согласен, повторюсь, все эти сравнения – дело неблагодарное.
Однако для второй половины 20 века просто необходимо сделать свой обзор, поскольку наступила эра реактивных самолетов. Иные правила, иные принципы.
Продолжаем разговор о самолетах, которые изменили войну в воздухе и на земле. В первой части мы рассмотрели самолеты первой половины 20 века, теперь, понятное дело, очередь за второй.
Во второй части мы рассмотрим (внимание!) самолеты, которые оказали реально воздействие на ведение боевых действий. Это прошу учесть читающих, всех этих F-22, F-35, J-20 и Су-57 НЕ БУДЕТ!
Самолеты так называемого пятого поколения ничего еще не успели внести в тактику и стратегию ведения войны, кроме своего существования. Да, они есть, но на этом пока все. Что-то там F-35 в Сирии попробовал повоевать в ВВС Израиля, остальные просто существуют, не более того.
Мы же говорим о реальных самолетах и реальном вкладе в развитие?
1. МиГ-15 и F-86
F-86 сражались против МиГ-15 над Северной Кореей в первых в истории воздушных боях реактивных самолетов. Именно здесь рождалась тактика применения реактивных самолетов, истребителей и перехватчиков.
Вообще, как бы воздушная война в Корее настолько отстояла от наземной, можно сказать, что похоже на первые сражения Первой мировой, когда военные просто начали соображать, что есть аэроплан и как им можно пользоваться.
Примерно то же самое было и в этих противостояниях. Войска на земле решали свои задачи, летчики в небе свои. Но, кстати, американцы смогли сделать выводы о том, что "Суперфортрессы", которые терроризировали Токио в 1945 году, через пять лет стали легкой добычей в 1950 году и были вынуждены перейти к ночным бомбардировкам, когда МиГ-15 были гораздо менее опасны.
Можно подумать и о том, что с В-29 могли бы сделать Ме-262, появись «Суперкрепости» над Германией.
А наша парочка в небе над корейским полигоном работала над тактикой перехвата скоростных целей и противодействию реактивным истребителям.
В этом плане эти самолеты занимают очень достойное место в истории военной авиации.
2. Ту-95 и В-52
Еще два вечно сравниваемых самолета. Рекордсмены по длительности эксплуатации.
Суть этих монстров одна – нести смерть как в обычном, так и в ядерном формате. Именно массовый выпуск этих самолетов подстегнул многие государства на кардинальный пересмотр своих систем ПВО и оборонительных возможностей.
Конечно, в начале 50-х годов прошлого века эти самолеты смотрелись как ужасающее оружие кары или возмездия.
Да, многие не согласятся с тем, что Ту-95 турбовинтовой и ему тут как бы не совсем уместно находиться. Однако, ракеты Т-95 против бомб В-52 – сложно сказать, кому будет проще.
Да, В-52 повоевал от души. В любом конфликте, где маячили США, тут же прилетали В-52 и «наводили демократию». Ту-95 пороха понюхал только в 2015 году в Сирии. А ядерных зарядов, слава богу, вообще не видывал.
Но эти самолеты сыграли свою весьма значительную роль в мировой авиационной истории.
3. МиГ-21
Самый распространённый сверхзвуковой самолёт в истории. В процессе серийного производства неоднократно модернизировался и превращался в перехватчик или разведчик. Применялся во множестве вооружённых конфликтов многими странами мира.
МиГ-21 стал серьёзным противником для McDonnell Douglas F-4 Phantom II во время войны во Вьетнаме. США были вынуждены даже начать программу по отработке тактики воздушного боя с МиГ-21, роль которого при отработке играл Northrop F-5.
Миг-21 «повинен» в возвращении пушечного вооружения на самолеты. Именно применение Миг-21 ранних серий, без пушек, с одними ракетами, показало ошибочность такой практики. Кстати, у оппонента 21-го, «Фантома», были те же проблемы.
МиГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС более чем 65 стран. Итоги применения были разными, где пилоты могли использовать такой самолет, все было красиво и впечатляюще (Индия, например), где качество пилотов оставляло желать лучшего (арабо-израильские войны), хвастаться было нечем, хотя даже в арабских руках МиГ-21 был оружием.
4. Lockheed SR-71 «Blackbird» и U-2
Программа «несбиваемых» самолетов для дальней стратегической разведки. Идея была весьма интересной, поставить во главу угла скорость, высоту и маневр, сделать самолет недостижимым для любого из способов борьбы в принципе.
Самолеты предназначались для работы на высоте свыше 20 км, то есть, фактически в стратосфере. Высота, на которой в принципе невозможен нормальный перехват, должна была предохранить самолеты в разведывательных полетах.
В случае с SR-71 получилось, самолет ушел на заслуженный покой в 1998 году не доставив противникам радости победы. С U-2 такого не получилось, минимум 6 «несбиваемых» самолетов были сбиты советскими ЗРК С-75, а сколько погибло в авариях…
Однако свою лепту разведчики внесли. Но об этом речь пойдет ниже.
5. МиГ-25 и МиГ-31
Собственно, ответ на В-1, U-2 и прочие ухищрения. Перехватчики, которые до сих пор держат некоторые рекорды скорости и высоты и способные сбивать все, что залетит в зону поражения.
То, что во всем мире никто не создал ничего подобного, говорить не столько о некоей узкой специализации, сколько об ограниченных возможностях конструкторских школ.
Можно спорить, но оборонительная доктрина нашей страны должна поддерживаться в том числе и такими самолетами.
6. Су-25
Штурмовик, самолет непосредственной поддержки войск. Провоевавший, пожалуй, во всех мыслимых конфликтах, начиная с Афганистана и заканчивая Сирией. Наследник и продолжатель дела Ил-2.
Сегодня вовсю идут разговоры о том, что Су-34 и вертолеты вполне могут заменить Су-25 при выполнении боевых операций. Однако свою роль в истории самолет сыграл, да как! Именно Су-25 вынудил многие страны вплотную заняться если не разработкой и производством малокалиберной зенитной артиллерии, то хотя бы закупкой ее.
7. Hawker Siddeley Harrier
Еще один штурмовик, но штурмовик особенный. Это первый штурмовик с возможностью вертикального/короткого взлёта и посадки (V/STOL) и единственный разработанный на базе штурмовика действительно успешный V/STOL истребитель из многих, которые появились в ту эпоху.
Да, эти самолеты не получили такого широкого распространения, но работы по семейству не прекращаются и сегодня.
Самолеты СВВП – дело дорогое и не всем по технологиям.
8. McDonnell Douglas F-15 Eagle
Что можно сказать про этот самолет? Он выпускается, он продается и покупается, он стоит на вооружении многих стран и успешно применяется в конфликтах.
Это весьма успешный и добротный проект, прекрасно реализованный. Занявший свое место на рынке.
Однако основная заслуга F-15 в том, что само его наличие у США и союзников организовало новый виток гонки вооружений и спровоцировало появление самолета, который должен был стать «орлоубийцей».
9. Су-27
Результат хорошей работы фирмы «Дуглас». Если бы американцы не сделали F-15, то и нужды в Су-27 не было бы.
В итоге КБ Сухого спроектировало и построило самолет, который не просто оказался хорошим истребителем, но и стал прародителем сегодняшних современных самолетов. Палубный истребитель Су-33, многоцелевые истребители Су-30, Су-27М, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 – прямые и весьма успешные потомки Су-27.
Самолетов получилось несколько больше, чем десять. Но так оно и есть, развитие авиации идет и останавливаться не собирается.
Вот и получился наш рейтинг из двух частей, и как и предсказывали, несколько отличный от американского.
А дйствительно, почему все должно совпадать?
Может, конечно, я не прав, но вот, по моему мнению, в список попали как раз те самолеты, которые реально стали некими вехами в истории. Потому что были успешными, работали по специальности и реально что-то такое привнесли.
А что можно сказать о F-117 и F-22? Вот только то, что опозорились. Проекты сожрали горы денег, а на выходе все те же F-15 и F-16, которые несут основную нагрузку в ВВС США.
Точно так же за бортом оказались «Тайфуны» и «Торнадо», «Миражи» и «Грифоны», SAAB и некоторые МиГи и Су. Да, это хорошие самолеты, но они просто хорошие самолеты. Ничего такого эпохального.
Очень сложно сделать нормальный обзор, мнений чуть ли не столько же, сколько прочитавших не по диагонали, но вот, собственно, такой вышел расклад.
Ничего сверхъестественного. Да, много советских самолетов, но что делать, тут не в патриотизме дело, а в том, что реально наша школа авиаконструкторов была лучшей. Разве можно выбросить из списка хоть один из самолетов?
Автор: Роман Скоморохов