Локомотивы СССР

 

Поезда России (60 фото)

                   Самые красивые локомотивы СССР

Андрей Николаевич Туполев как-то сказал:

«Хорошо летать могут только красивые самолеты»

Считаю, что то же самое можно отнести и к локомотивам, только немного под другим углом. Когда машину научили хорошо ездить, то далее стоит подумать и о внешней привлекательности.

Пассажирский тепловоз с гидравлическим приводом ТГП50-002

                                      Пассажирский тепловоз с гидравлическим приводом ТГП50-002

Если в конце 40-х — начале 50-х годов в отечественном локомотивостроении был период освоения технологий заимствованных с американских образцов, где и внешний вид, зачастую, копировался, то уже на рубеже 50-60-х годов и далее можно увидеть появление своего стиля у советских локомотивов. Более того, у каждого локомотивостроительного завода была своя неповторимая "дизайнерская школа", если говорить современным языком.

В 30-40-е годы по всему миру в архитектуре, технике и дизайне был пик популярности стиля Streamline Moderne, который и в 50-е годы не сдавал свои позиции. Его главной чертой было — как можно меньше острых углов и больше плавных ародинамических обводов, использование всевозможных декоративных элементов и, часто, хромированных молдингов. Поэтому вполне логично влияние этого стиля и на советских послевоенных дизайнеров. Хотя и в довоенной истории есть пример постройки нескольких паровозов в таком стиле.

1 из 2

                                                                     Паровоз ИС20-16

Паровоз 2-3-2В 1938 год

                                                                 Паровоз 2-3-2В 1938 год

Паровоз 2-3-2К 1938 год

                                                                 Паровоз 2-3-2К 1938 год

Вернемся теперь к послевоенному периоду. В стране было несколько крупных локомотивостроительных заводов: ХарьковскийКоломенскийЛуганский (Ворошиловоградский), БрянскийНовочеркасский.

И, несмотря на то, что паровозная клонилась к закату, после войны предпринимались попытки сделать паровоз более совершенным. Эти попытки явили на свет опытный образец под обозначением ОР23 Ворошиловоградского завода

1 из 2

                                                       Паровоз ОР23-001 1949 год

И конечно же знаменитый П36 по прозвищу "Генерал", Коломенского завода.

1 из 2

                                                                      Паровоз П36-0064

На Харьковском заводе транспортного машиностроения был создан первый в нашей стране серийный двухсекционный магистральный тепловоз ТЭ2, который строился в 1948—1955 гг.

Тепловоз ТЭ2-414   Источник фото: cheslav-kara.livejournal.com

                                         Тепловоз ТЭ2-414 Источник фото: cheslav-kara.livejournal.com

Внешний вид с небольшими изменениями перешел по наследству на следующую разработку ХТЗМ — тепловоз ТЭ3, который строился в 1953—1973 гг. В 1966 году завод был передан Министерству оборонной промышленности СССР и производство тепловозов перенесли в Луганск.

Тепловоз ТЭ3-5980    Источник фото: www.trainpix.org

                                             Тепловоз ТЭ3-5980 Источник фото: www.trainpix.org

Последней разработкой ХТЗМ были локомотивы серии ТЭ10, наработки по которой также были отданы в Луганск.

1 из 2

                                                                        Тепловоз ТЭ10-002

На Луганском тепловозостроительном заводе, помимо технической части, попытались повторить и внешний вид тепловоза. Новый локомотив получил обозначение 2ТЭ10Л, а его пассажирская версия ТЭП10Л. Тепловозы выпускались с 1961 по 1977 год.

1 из 2

                                            Тепловоз 2ТЭ10Л Источник фото: www.trainpix.org

Наверное сильнее всего дизайнеры вкладывали душу в экспериментальные машины. На Луганском заводе было несколько примечательных, внешне необычных локомотивов.

В 1956 г. Луганский тепловозостроительный завод разработал технический проект двухсекционного газотурбовоза ГТ101. Одну опытную секцию построили в 1960 году. На мой взгляд — это один из самых красивых советских локомотивов.

1 из 3

                                                                      Газотурбовоз ГТ101

В 1961 году был построен опытный тепловоз с гидравлической передачейТГ105.

Тепловоз ТГ105-001

                                                                Тепловоз ТГ105-001

Полученный опыт был перенесен на другой тепловоз Луганского завода — ТГ106. В период с 1961 по 1963 год было построено 3 секции.

Тепловоз ТГ106-002

                                                                   Тепловоз ТГ106-002

Следующий тепловоз, ТГ102, выпускался тремя заводами, но разработан был в Луганске. И именно внешний вид луганского варианта считаю самым удачным.

Тепловоз ТГ102

                                                                            Тепловоз ТГ102

Коломенский тепловозостроительный завод тоже не отставал, из его цехов выходили не менее красивые локомотивы. Свой газотурбовоз он выпустил тоже в 1961 году, но раньше, чем луганский. Именно Г1 сталпервым отечественным газотурбинным локомотивом.

Газотурбовоз Г1

                                                                        Газотурбовоз Г1

Вторым газотурбовозом Коломенского завода был ГП1, построенный в 1964 году

1 из 2

                                                              Газотурбовоз ГП1-0001

Этот локомотив был построен на базе пассажирского тепловоза ТЭП60, который производился с 1960 года.

1 из 3

                                                             Пассажирский тепловоз ТЭП60

Венцом дизайнерской мысли коломенских художников стал, на мой взгляд, опытный грузовой тепловоз ТЭ50, он был построен в 1957 году, но проиграл в конкурентной борьбе тепловозу ТЭ10

Грузовой тепловоз ТЭ50   Источник фото:  railinform.net

                                           Грузовой тепловоз ТЭ50 Источник фото: railinform.net

Ну а что с электровозами, были ли среди них достойные экземпляры? Тут конечно нет такого разнообразия форм, но что-то показать можно.

Главным электровозостроительным заводом был НЭВЗ — Новочеркасский электровозостроительный завод. В 1956 году на нём был построен первый электровоз серии ВЛ23

Электровоз ВЛ23-001    Источник фото: www.trainpix.org

                                           Электровоз ВЛ23-001 Источник фото: www.trainpix.org

Ну и в завершении темы можно добавить еще несколько образцов отечественного тяжелого машиностроения. И хоть их нельзя назвать локомотивами, так как относятся они к моторвагонному подвижному составу, но в плане дизайна эти поезда не менее интересны.

В 1954 году на Рижском вагоностроительном заводе построили трехвагонную электросекцию серии СН.

Моторвагонная электросекция СН

                                                                  Моторвагонная электросекция СН

А в 1957 году — первый электропоезд постоянного тока ЭР1

1 из 5

                                                                       Электропоезд ЭР1

В 1963 году из цеха РВЗ вышел первый отечественный дизель-поезд ДР1

Дизель-поезд ДР1

                                                                         Дизель-поезд ДР1

Но у всего есть финал. Пришли 70-е годы и эпоха плавных линий подошла к концу. Наступило время угловатых, рубленых форм. Нельзя сказать, что далее не было локомотивов, которые можно было бы назвать красивыми. Просто плавные обтекаемые формы создают ощущение скорости и полёта, а форма кирпича, к сожалению, таких чувств не вызывает.