Братья Глинки
Глинка Дмитрий Борисович, советский лётчик-истребитель: краткая биография
Летчик Глинка обладал исключительными способностями ведения воздушных боев. Он эффективно использовал обстановку, которая складывалась в ходе сражения, легко мог организовать слаженность действий внутри своей группы, выполнял невероятно сложные маневры, с легкостью побеждал врага. Такими характеристиками Глинка Дмитрий Борисович н аделен своим ведомым Иваном Бабаком. Он, как никто другой, мог оценить работу командира.
Биография Глинки Дмитрия Борисовича
Родился в селе Александров Дар Екатеринославской губернии в Украине в 1917 году, 10 декабря. Окончил шесть классов школы. Уже с 1937 года числился в рядах Красной Армии.
В 1939 году Дмитрий завершил обучение в знаменитом Качинском авиационном училище.
В рядах действующей армии Глинка Дмитрий Борисович в звании лейтенанта служил с начала 1942 года. В составе ИАП 45-го получил первое боевое крещение в бою в Крыму. Особые отличия показал при защите Кубани. В апреле 1943-го Глинка стал помощником командира воздушно-стрелковой службы. К этому времени на его счету было уже 15 сбитых самолетов врага при 146 боевых вылетах.
Впервые звание Героя СССР Дмитрию Борисовичу было присвоено в 1943 году, 24 апреля. В августе 1943 года он уж был дважды награжден «Золотой звездой», к этому времени на его счету было 183 вылета в бой, сбито 29 фашистских самолетов.
После войны летчик не оставил службу в ВВС. Военно-воздушная академия была окончена им в 1951 году. Служил в гражданской авиации. С 1960 года Глинка — гвардии полковник запаса, был депутатом в Верховном Совете. Умер в 1979 году. Его бронзовый бюст установили в Кривом Роге. Награжден был орденами Ленина, Александра Невского, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
Братья Борис и Дмитрий Глинки
Родились братья в семье потомственного шахтера. Старшим был Борис - 1914 года рождения, Дмитрий — 1917-го. Уже с 1929 года Борис работал с отцом на шахте. В 1934 году он отучился в горном техникуме. Параллельно занимался в аэроклубе. Это и положило начало «летной» карьере. В 1936 году Борис окончил в Херсоне школу пилотов и стал работать инструктором. В 1940 году его призвали в Красную Армию, там он служил летчиком-инструктором. Своим примером старший брат возымел сильное влияние на Дмитрия. Он также решил посвятить себя небу, отучился в Качинском летном училище.
Глинка Борис Борисович адьютант эскадрильи 45-го истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) лейтенант. Родился 27 сентября 1914 года в Кривом Роге Днепропетровской области (Украина) в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б) с мая 1940 года. Окончил 7 классов школы в 1928 году. В 1929 году пошел работать на шахту. В 1934 году окончил горный техникум. Работал сменным техником, одновременно учился в аэроклубе. В 1936 году окончил школу летчиков ГВФ в городе Херсоне и был оставлен в ней летчиком-инструктором. В РККА с 31 декабря 1939 года. В 1940 году окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов имени П.Д.Осипенко. Служил в ней летчиком-инструктором.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Вместе с братом Дмитрием воевал на Крымском и Северо-Кавказском фронтах.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" БорисуБорисовичу Глинке присвоено 24 мая 1943 года за 200 боевых вылетов и 10 сбитых самолетов противника.
Потом воевал на Южном и Закавказском фронтах. В июле 1943 года в воздушном бою над рекой Ворсклой ударом винта своей "Аэрокобры" по плоскости таранил вражеский истребитель. Произвел посадку на поврежденном самолете.
Участвовал в боях на 4-м, 2-м и 1-м Украинском фронтах. В воздушных боях сбил лично 30 и в группе 1 самолет противника. В одном из боев в конце войны был ранен.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1952 году полковник Глинка окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. Служил в Борисоглебском Краснознаменном военном авиационном училище, в Центре подготовки космонавтов. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги" и др.
Умер 11 мая 1967 года после тяжелой болезни. Похоронен в Звездном городке Московской области.
Во время войны братья в совершенстве овладели американскими истребителями Р-39 («Аэрокобра»). После войны не оставили авиацию и продолжили службу. Борис академию окончил в 1952 году, Дмитрий — на год раньше, до 1960 года он командовал полком.
Военные летчики СССР, братья Глинки — выдающиеся бойцы в воздухе. Каждый из них имел собственный стиль, характерный почерк. Борис — виртуоз пилотажа, Дмитрий — отличный организатор боевой группы, умел полностью контролировать обстановку.
Технические данные P-39Q «Аэрокобра»
- Тип: одноместный истребитель.
- Силовая установка: один поршневой V-образный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Аллисон» V-1 710-83 мощностью 1200 л.с. (895 кВт) с трехлопастным винтом фирмы «Кертисс».
- Летные характеристики:
- максимальная скорость: 621 км/ч на высоте 2895 м,
- крейсерская скорость: 322 км/ч.
- рабочий потолок: 10 973 м.
- дальность полета: 1045 км (650 миль).
- масса пустого: 2545 кг,
- максимальная взлетная: 3810 кг.
- размах: 10.36 м. длина 9.19 м, высота 3,61 м,
- площадь крыла: 19,79 м2.
- Вооружение: одна 37-мм пушка. стреляющая через вал винта, и два 12.7-мм пулемета в верхней части носового отсека фюзеляжа, два дополнительных пулемета в подкрыльевых контейнерах (на советских самолетах обычно не ставились), одна бомба калибра 227 кг под фюзеляжем.
Знаменитый «ДБ»
На фронте великого летчика Глинку Дмитрия Борисовича окрестили по инициалам «ДБ». Его основными качествами были упорство и пытливость, терпеливое упрямство, с которым Дмитрий бросал свой самолет в самые сложные и тяжелые фигуры. Подобно философам, летчик пытался докопаться до первопричин различных невероятно сложных ситуаций.
го ученики и коллеги отмечали в ДБ, как у наставника, доброжелательность, терпеливость, педагогическую выдумку и такт. Один из них, Григорий Дольник, вспоминал, что внушения и крики Дмитрий Борисович всегда заменял иронией, и это имело колоссальное воздействие на слушателей.
На фронт Дмитрий Глинка попал в 1942 году, не проходя инструкторскую школу, но до этого у него были вылеты на И-16 и служба в части.
Война. 1942 год
В Крыму получил свое первое боевое крещение Глинка Дмитрий Борисович. Участвовал в бою на самолете Як-1, в составе истребительного авиаполка. Уже в первом сражении сбил фашистский Ju-88, но был подбит сам. Не помнил, как спускался с парашютом, как оказался в руках пехотинцев. Контузия была очень тяжелой, и врачи запретили Дмитрию летать. Несмотря на это, летчик в скором времени вернулся в свой полк. С новыми силами рвался в бой, совершал свои героические вылеты; бывало их число доходило за день до пяти. Уже в 1942 году Глинка стал асом летного дела. В полку он был первым летчиком, и ему поручили готовить и водить в бой группы истребителей.
За время боев 1942 года полк, участвовавший в сражениях на четырех фронтах, понес потери в количестве 30 машин, 12 летчиков, при этом было уничтожено 95 вражеских самолетов. Тогда уже на счету Дмитрия было шесть немецких машин.
Кубань
В 1943 году авиаполк перевели на «Аэрокобры» и в марте бросили в сражение за кубанские земли. Полк получил звание Гвардейского (100-й гв. ИАП). Уже Гвардии капитан Глинка в боях проявил себя как непревзойденный мастер маневров. «Аэрокобра» летчика носила №21, цифра эта стала просто нагонять ужас на противника. К маю 43-го Глинка Дмитрий Борисович сбил свой 21 немецкий самолет и стал легендой, он был самым результативным пилотом.
одина по заслугам оценила его геройство. 24 апреля за боевые достижения, за геройство и отвагу, за мужество в борьбе с фашистами Дмитрия Борисовича удостоили звания Героя Советского Союза, также вручили орден Ленина.
В апрельских боях за Кубань Глинка проявил невероятную выносливость. За день он делал несколько вылетов, однажды число их достигло девяти. После такого напряжения летчик проспал больше суток, ему был выставлен диагноз «сильное переутомление».
В одном из больших боев на Кубани было задействовано более ста самолетов. Дмитрий производил атаки сзади, с горки, с обеих сторон. Сбил два бомбардировщика, но пострадал при этом сам. Был сбит и ранен, спасся на парашюте. Еще в бинтах он снова вернулся из госпиталя в полк и продолжил службу.
Испытание славой
Летчики - герои Великой Отечественной войны в народе пользовались особым уважением. В апреле 1943 года газета «Красная звезда» опубликовала очерк «Чувство неба» поэта Сельвинского. Свое описание героя он начал с того, что сравнивал человека с образом птицы. Фигуру летчика Глинки он сопоставил с вольным орлом.
В августе 43-го Дмитрий Глинка был уже дважды Героем СССР. Испытание славой ему давалось порой нелегко. Летчика смущали операторы и корреспонденты, газетные портреты, ежедневно доставляемые ему письма от незнакомых людей. Со своим неуравновешенным характером он часто не знал, как вести себя в определенных ситуациях. С одной стороны, звание Героя обязывало нести свое достойно, а с другой стороны — фронтовое братство вынуждало к непринужденному общению, искренности, предельной честности с сослуживцами. Бывало, что звание брало свое, Дмитрий становился серьезным, порой суровым, но чаще молодость возобладала, и 23-летний парень превращался в неуклюжего и веселого балагура.
Легендарный 100-й Гвардейский авиаполк
Летчики - герои Великой Отечественной войны, внесли немалый вклад в победу. Дмитрий Глинка совершал свои многочисленные боевые вылеты и неустанно бил вражеские самолеты. После Кубани легендарный полк вел сражения на реке Молочной, в Миусской операции, в Перекопском сражении. «Чем больше врагов, тем их легче бить», - так рассуждал Дмитрий Глинка. В сентябре 43-го он получил вторую «Золотую Звезду». Однажды от трофейной гранаты немцев, взорвавшейся поблизости, Дмитрию достались множественные ранения. Но уже к декабрю летчик снова был в строю и записал на свой счет еще восемь вражеских самолетов.
Вскоре авиаполк принял пополнение и стал участником на южном фронте в Яссо-Кишиневской операции. Здесь летчики сбили 50 самолетов, свой счет Дмитрий поднял до 46 машин. За неделю боев под Яссами Глинка одержал шесть побед.
Окончание войны
В июле 1944 года Дмитрий Глинка едва не погиб в авиакатастрофе. Пять летчиков Гвардейского полка, в том числе Дмитрий Борисович, летели на транспортном самолете, чтобы забрать машины с ремонта. Они прибыли на аэродром буквально перед вылетом. Им не хватило мест в салоне, поэтому пришлось расположиться в хвосте на самолетных чехлах. Это ребят и спасло. Преодолевая горный маршрут, самолет зацепил вершину, которая была закрыта облаками. Произошло страшное крушение, в которым погибли все пассажиры и члены экипажа, выжить удалось только пятерке из группы Глинки. Дмитрий два месяца лечился, несколько дней лежал без сознания. Но после выздоровления сразу же вернулся на фронт. В боях за Берлин за один день ему удалось сбить три немецких самолета. В апреле 1945 года последней его победой был уничтоженный истребитель FW-190, летчик расстрелял его в упор с тридцати метров.
Подводя военные итоги, стоит сказать, что Дмитрий Глинка совершил триста боевых вылетов, сто воздушных боев, лично сбил пятьдесят вражеских самолетов.
Послевоенные годы
Гвардии полковник Дмитрий Глинка долго еще служил в Воздушных силах. В его командовании был полк, затем он служил в авиационной дивизии, был заместителем командира. Проживал в Москве. Демобилизован был в 1960 году. В то время многие военные летчики сменили штурвал боевой машины на кабину самолета пассажирской, сельскохозяйственной либо пассажирской авиации. Прославленный ас, дважды Герой СССР Дмитрий Глинка сел за штурвал пассажирского лайнера. Как говорит сам летчик, он не смог жить без неба, и не в его характере было, уйдя на пенсию, отдыхать на даче и собирать в лесу грибы, читать книги и слушать спокойную музыку.