В небе Китая

 

                       Операция «Зет»: небо в огне

Операция «Зет»: небо в огне

                             Воздушный бой над городом на картине китайского художника

Продолжение рассказа о подвиге советских лётчиков-добровольцев в войне за независимость Китая. Смотрите начало в предыдущей статье: "Сталинские соколы в небе Китая".

Истребители

Нашей истребительной авиации в Китае, состоявшей из современных на тот момент самолётов И-16 и И-15бис, выпала самая тяжелая доля войны. 

Модификация   И-15бис
Размах крыла, м   10.20
Длина, м   6.28
Площадь крыла, м2   22.50
Масса, кг  
  пустого самолета   1310
  нормальная взлетная   1730
Тип двигателя   1 ПД М-25В (М-25Б)
Мощность, л.с.   1 х 750 (775)
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   372
  на высоте   379
Практическая дальность, км   770
Максимальная скороподъемность, м/мин   625
Практический потолок, м   9800
Экипаж   1
Вооружение:   четыре 7.62-мм пулемета ПВ-1

Самолёты с первых часов прибытия на передовые аэродромы вступили в неравный бой с превосходящими силами противника. Потеряв своего командира, В. Курдюмова, первая группа вступила в бой уже 21 ноября 1937 года. В бою с 20 японцами 7 наших И-16 над Нанкином сбили без потерь 3 японских самолета (2 истребителя И-96 и 1 бомбардировщик).  

В следующий день группа Г.М. Прокофьева одержала свою первую победу в бою шести наших И-16 против шести И-96. 24 ноября 1937 года шесть И-96, сопровождавших группу из восьми бомбардировщиков, повредили три из шести перехватывающих И-16, а сами японцы одержали две победы. 

Характеристики И-16

Советский истребитель И-16
Страна: СССР
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1933 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1х М-63, мощностью 900 л.с.
Максимальная скорость: 462 км/ч
Практический потолок: 9700 м
Дальность полета: 440 км
Масса пустого: 1382,5 кг
Максимальная взлетная масса: 1882 кг
Размах крыльев: 9,004 м
Длина: 6,13 м
Высота: 3,25 м
Площадь крыла: Нет сведений
Вооружение: 4х авиационных пулемета ШКАС, 7,62 мм
 

 
                              Из воспоминаний полковника авиации Д.А. Кудымова: 

Японцы висели над городом без перерыва... Делали по пять-шесть вылетов за день. Мы взлетали группами по пять-шесть самолетов против 50 бомбардировщиков и 20-30 истребителей противника… Нас спасали только наглость, находчивость и полная неразбериха в небе, которое было густо забито вражескими самолетами, спешившими сбросить свои бомбы на город и расчистить путь для новой армады бомбардировщиков…

1 декабря 1937 года истребители, защищавшие аэродром Нанкин, сбили или повредили около 10 бомбардировщиков и 4-х истребителей. Два наших И-16 были сбиты, их пилоты спаслись на парашютах. 2 декабря над Нанкином советские летчики-истребители без потерь сбили 6 бомбардировщиков. 3 декабря наши добровольцы сбили 4 японских самолета.
Японский палубный истребитель тип 96 (Mitsubishi А5М) обладал преимуществом в горизонтальной плоскости и всегда старался навязать свою тактику боя, но наши истребители переводили бой в вертикальную плоскость, где они были в более выгодном положении. При атаке они уходили «свечой» вверх – такой манёвр многим спас жизнь.

                                                           Японский палубный истребитель тип 96 (Mitsubishi А5М) Испытано в СССР. Палубный истребитель Mitsubishi A5M2

Наши ветераны авиации рассказывали, почему атака сверху более опасна для самолёта, чем обстрел снизу. Оказывается, что зажигательная пуля, попавшая в бензобак сверху, воспламеняет пары бензина, а при попадании в бак снизу она не успевает поджечь холодный бензин. Потому для них так важн было в бою находиться над самолётом противника. 

 
Генерал-лейтенант авиации Герой Советского Союза Алексей Сергеевич Благовещенский рассказывал, что потери у них тогда были ежедневно. Для себя он считал, что из этой командировки ему не суждено было вернуться живым, но он ошибался.

Чтобы вы представляли условия боя, скажу, что радиосвязи между самолётами не было (радиостанции были демонтированы ещё на заводе «для снижения веса машин», но я думаю, что из-за режима секретности операции). Вопросы управления решались на уровне звена. Командирский самолёт подавал всем ранее оговоренные сигналы, а изображенная на земле аэродрома стрела указывала вероятное направление появления противника. Самолётов край как не хватало, двигателям сами техники увеличивали рабочий ресурс до 120 часов и более вместо положенных 100 часов. Летали до тех пор, пока из патрубков не повалит густой дым. Техники не покидали неисправный самолёт, пока он не будет починен. В полевых условиях они восстанавливали пробитые пулями радиаторы, выправляли погнутые винты. Ночевали тут же, под крылом, от усталости забывая о водившихся здесь змеях, скорпионах, фалангах. Из-за недостатка воздушных стрелков их заменяли сами техники. Их в шутку ещё называли «крылатые техники» или «летающие спиной вперед». Они порой разделяли горькую участь своего экипажа. Так был казнён японцами выпрыгнувший с парашютом из горящего СБ техник-стрелок Домнин. Погиб в воздушном бою техник-стрелок И. Александренко, техник А. Курин получил тяжелое ранение живота.
    

Во время наступления японцев на Нанкин произошел незаурядный случай. Наш лётчик Жукотский не мог взлететь, пока техник не починит мотор его самолёта. Механик Никольский старался изо всех сил. Он успел, но самолёт-то одноместный и, чтобы взять механика на борт, пришлось при заведенном двигателе отсоединить и выбросить аккумулятор, а вместо него втиснуть механика. Так вдвоём они и взлетели перед самым носом у наступающих японцев.
Но наши соколы сумели-таки «повыдёргивать перья из хвоста» прославленным японским асам с нарисованными на фюзеляжах красными стрелами и прочей «королевской» атрибутикой. На допросах пленные японские лётчики вели себя вызывающе нагло, не признавая своего поражения. Их шелковые шарфы были исписаны иероглифами с призывами к мужеству и храбрости, но это им не помогло избежать поражения.
Из воспоминаний полковника авиации Дмитрий Алеесандрович Кудымова о бое в небе над Наньчаном в феврале 1938 года:  

Быстро сближаемся. Благовещенский со своим звеном нацеливается на флагманский бомбардировщик, мое звено идет замыкающим. Вдруг замечаю наверху тройку И-96, пикирующих со стороны солнца. Подаю сигнал ведомым — следовать за мной — и круто разворачиваюсь навстречу атакующим истребителям…
Лобовая атака. Расходимся на встречных курсах на вертикалях. Завязывается бой. Главное сделано: эти уже не помешают Благовещенскому.

В том бою Благовещенскому посчастливилось сбить «непобедимого», судя по молниям на фюзеляже, японского полковника. А Кудымов успел вовремя выбраться из перевернувшегося при жесткой посадке «на брюхо» горящего истребителя. Его взяли в плен сбежавшиеся крестьяне, но, увидев «охранную грамоту», доставили с «эскортом» раненого на носилках в госпиталь. Благовещенскому тоже досталось — пуля чиркнула по боку, но спасла жизнь бронированная спинка кресла, при осмотре которой нашли следы от пуль, летевших ему в спину.

                                     Атака китайских истребителей на японские бомбардировщики

Истребители защищали аэродромы и населённые пункты от налётов японской авиации, многократно превосходящей их по численности. Ожесточённые бои происходили в небе над городом Ухань – сердцем Центрального Китая, ставшим командным центром войск после захвата столицы. Особо тяжелыми наши лётчики считают три воздушных боя 1938 года, в которых погибла почти сотня советских лётчиков-добровольцев. В первом бою 15 февраля было сбито 12 японских самолётов. В день рождения своего императора 29 апреля японцы захотели взять реванш. Разбомбить стратегические объекты Ханькоу вылетела целая армада японских самолётов, но помогла китайская разведка. Командование советских летчиков-добровольцев во главе с П.В. Рычаговым узнало о готовящемся налете и заранее скрытно перебазировало истребители с аэродрома Наньчана в Ханькоу, усилив группировку. В бою участвовало более сотни самолетов с обеих сторон, но численный перевес впервые был в нашу пользу. Помог фактор внезапной атаки. Вёл истребителей в бой А.С. Благовещенский, первый встретивший авиагруппу противника. Связанные боем японские истребители не смогли защитить свои бомбардировщики. Беспорядочно побросав бомбы, те повернули обратно. Разобщённые и тихоходные они стали лёгкой добычей для наших истребителей. Летевшая следом группа бомбардировщиков развернулась и на форсаже стала удаляться. Японцы тогда потеряли 20 самолётов (8 бомбардировщиков и 12 истребителей), но и мы недосчитались двух истребителей. Праздник был сорван, и день рождения японского императора обернулся для страны трауром. В крупном бою 31 мая 1938 года погибло более десяти наших лётчиков, но было сбито 7 вражеских самолётов. В этот день возле города Ханькоу совершил свой воздушный таран Антон Губенко, за что был награждён китайским командованием Золотым орденом Китайской Республики и особой нашивкой — «орёл в полёте» (знак доблести и героизма лётчика). Он даже сумел посадить свой повреждённый самолёт с погнутым винтом. Кога заканчивался боекомплект, в пылу боя наши соколы неоднократно отчаянным тараном сбивали японские самолёты.

                                           Воздушный таран лётчика-добровольца Антона Губенко

В августе 1938 года вблизи Ханькоу в воздушном бою участвовало около 160 самолётов с обеих сторон. Японцы имели троекратный перевес – почти 120 самолётов против 40 китайских. В том бою погибло много наших отважных лётчиков-добровольцев. Смертельно раненый Иван Гуров сумел посадить подбитый самолёт и скончался прямо в его кабине. А 12 августа 1938 года при налёте на Ухань было сбито 5 наших бомбардировщиков СБ.  

Характеристики АНТ-40 или «СБ» (Скоростной бомбардировщик)

     Бомбардировщик «СБ» (АНТ-40)
Страна: СССР
Тип: Фронтовой бомбардировщик
Год выпуска: 1934 г.
Экипаж: 3 человека
Двигатель: 2х М-103 мощностью по 960 л.с.
Максимальная скорость: 419 км/ч
Практический потолок: 9600 м
Дальность полета: 1500 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 6175 кг
Размах крыльев: 12,27 м
Длина: 20,33 м
Высота: 4,74 м
Площадь крыла: 56,7 кв.м.
Вооружение: 4х 7,62-мм пулемета ШКАС, до 1600 кг бомбовой нагрузки, возможна подвеска под крыльями НУРС РС-132

Из 15 членов экипажей спаслось только 6 человек, которые использовали затяжной прыжок с парашютом. 
Японские аэродромы теперь находились далеко от линии фронта, и для увеличения дальности полета их истребители брали дополнительное топливо в подвесных баках, которые перед боем сбрасывались на землю. Наши лётчики-истребители отмечали, что перед атакой японцев наблюдали серебристый «дождь» из сброшенных баков. Японцы также сбрасывали агитационные листовки, в которых говорилось, что Советы якобы прислали в Китай плохие самолёты и неподготовленных лётчиков. После понесённых потерь от нашей авиации Япония решилась на провокацию с нарушением границы у озера Хасан. Результат для них оказался неожиданным. Японская авиация перестала совершать массовые дневные налёты, а летала только ночью и небольшими группами. 
В отражении ночных налётов отличился дважды Герой Советского Союза лётчик-истребитель Степан Павлович Супрун.

     

В одну из ночей он лично спас экипажи заходящих на посадку самолётов, когда был выведен из строя генератор и аэродром погрузился во тьму. Степан запрыгнул в машину, выехал на лётное поле и фарами подсветил взлётно-посадочную полосу, указывая лётчикам путь к спасению. Он станет Героем Советского Союза ещё в 1940 году, но погибнет в самом начале войны с Германией.
По воспоминаниям Героя Советского Союза, лётчика-испытателя Владимир Константинович Коккинаки: 

 

Над Чунцином японские бомбардировщики появлялись, как правило, в лунные ночи, когда хорошо просматривались на земле крупные ориентиры. Летали они строем и, войдя в зону действия наших истребителей, время от времени по команде флагмана всеми самолетами открывали заградительный огонь в направлении наиболее вероятных атак истребителей. Зрелище было эффектное. Словно гигантская огненная метла подметала звездное небо.

Советские летчики-добровольцы (слева направо): Павел Рычагов, Николай Смирнов, Алексей Благовещенский

                                            Карта-схема основных маршрутов и районов боевых действий в Китае

Диверсанты

Японцы явно считали, что на войне все методы хороши, и использовали свою агентуру для проведения диверсий. Несколько экипажей лётчиков отравились, на большой высоте вдыхая кислород из баллонов. Одни чувствовали недомогание, другие заснули и разбились, как экипаж П. Панченко. В результате расследования было установлено, что на частной станции заправки в баллоны с кислородом что-то было добавлено в состав. Станцию удалось взять под контроль, а «кислородчикам» китайцы отрубили головы. Но и на аэродромах случались диверсии. Загорелся в воздухе военно-транспортный «Дуглас», везший в Союз добровольцев, погибли 22 человека. В горах разбился ТБ-3 с 25 добровольцами, и лишь двоим из них удалось выжить. Пассажирский самолёт АНТ-9 с заглохшими моторами совершил вынужденную посадку в пустыне. 
Удачно подбитые в боях японские истребители И-96 общими силами удалось отремонтировать. Г.Н. Захаров и А.С. Благовещенский летали на них, оценивая лётные качества. Позже Благовещенскому было поручено перегнать захваченный И-96 в СССР, но во время перелёта двигатель начал «чихать», и самолёт едва не разбился. Алексею Сергеевичу чудом удалось посадить самолёт в болото, и он выжил при жесткой посадке, но сильно разбил лицо. Георгию Захарову так же не удалось перегнать свой И-96, и при вынужденной посадке в горах он сломал себе руку и ногу. Все склонялись к мысли, что действовали японские диверсанты, где-то в тылу работала шпионская радиостанция. Были случаи, когда ловили японских лазутчиков среди аэродромного персонала. Они ночью подавали сигналы японской авиации карманными фонарями. Их казнили, отрубив головы.

         

Просматривая списки погибших в Китае советских лётчиков, я обнаружил, что почти половина из них погибла не в боевых операциях, а в авиакатастрофах. Сами лётчики считают, что достаточно было в топливо добавить немного сахара, чтобы двигатель на высоте закоптил и заглох. По-видимому, так японцы мстили нам за своё поражение. В связи с этими трагедиями поступил запрет использовать самолёты, и добровольцев отправляли на родину где по железной дороге, пережидая в тоннеле налёты японской авиации, а где на грузовых автомобилях через горные перевалы. До нашей базы в Ланьчжоу была почти тысяча километров пути, а потом из Ланьчжоу им ещё предстоял долгий перелёт до Алма-Аты.

      

                           Идёт погрузка бомбардировщика ТБ-3, переоборудованного для перевозки пассажиров 

Модификация   ТБ-3
Размах крыла, м   41.80
Длина, м   25.10
Высота, м   8.5
Площадь крыла, м2   234.50
  пустого самолета  
  нормальная взлетная   18877
Тип двигателя   4 ПД МФ-34ФРН
Мощность, л.с.   4 х 900
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   245
  на высоте   300
Крейсерская скорость , км/ч   182
Практическая дальность, км   2000
Максимальная скороподъемность, м/мин   75
Практический потолок, м   8000
Экипаж, чел   4
Вооружение:   четыре 7.62-мм пулемета ДА, 3000 кг бомб

Защищать китайскую землю приехали 3665 советских добровольцев, в том числе около 2500 летчиков и техников. В Китае погибло более 240 советских лётчиков, что в два раза больше наших потерь в небе Испании. Неизвестными остались ещё судьбы без вести пропавших советских лётчиков. По всему Китаю находятся братские могилы и памятники нашим воинам. Некоторые из них местному населению приходилось позже защищать от разрушения во времена их «Культурной революции». Старшее поколение китайцев с большой теплотой относится к нашим героям, принёсшим свободу и независимость их народу. 

                             Памятники советским лётчикам-добровольцам, погибшим в Ухане, Нанкине, Чанчуне…

Герой Китая Кули-Шен        
Лётчик-доброволец Гоигорий Акимович Кулишенко, командовавший группой бомбардировщиков ДБ-3, погиб во время своего дерзкого налета на тылы противника. Ему пришлось посадить свою поврежденную машину на воду реки Янцзы, но раненый он не успел спастись. Китайцы называли его группу «воздушные тигры». Его имя стало очень популярно в Китае, о его подвигах в центральной газете «Жэньминь жибао» напечатали статью. О нём слагали стихи и песни, о его подвиге написали в школьных учебниках. На могиле Григория Кулишенко китайские добровольцы давали клятву беспощадно громить американских агрессоров, отправляясь в Корею.

                        Памятник командиру группы бомбардировщиков ДБ-3 летчику Кулишенко Григорию Акимовичу

На памятнике советским лётчикам в Ухане высечены трогательные слова на русском языке: 

Кровь павших советских лётчиков-добровольцев и китайского народа слилась за дело освобождения Китая от империалистического гнёта. Память о советских летчиках-добровольцах вечно живёт на китайском народе.

В Пекинском парке «Чаоян» в 2015 году была открыта скульптура «Советский сокол», изображающая молодого летчика-героя, надевающего перчатки

Подвиг советских лётчиков навсегда остался в памяти народа Китая. В последствии «сталинские соколы», которым суждено было прилететь на Родину, обучали боевому мастерству молодых лётчиков, ковали победу в горниле страшной войны с фашизмом. Четырнадцать советских летчиков, защищавших небо Китая, были удостоены звания Героя Советского Союза: Ф.П. Полынин, В.В. Зверев, А.С. Благовещенский, О.Н. Боровиков, А.А. Губенко, С.С. Гайдаренко, Т.Т. Хрюкин, Г.П. Кравченко, С.В. Слюсарев, С.П. Супрун, М.Н. Марченков, Е.М. Николаенко, И.П. Селиванов, И.С. Сухов.  

Они уже в Китае отрабатывали собственную тактику будущих воздушных боёв с противником. Многие из них возглавят авиационные соединения в годы Великой Отечественной войны, станут известными военачальниками и будут удостоены высоких правительственных наград. Позже они расскажут в мемуарах о своём боевом пути, который начинался с «Чижей», «Ласточек» и «Катюш» в небе Испании и Китая.