Системы ПВО СВ РФ

 

        Много ли у нас систем ПВО? Зенитная артиллерия и ПЗРК

В конце января 2020 года на «Военном обозрении» вышла публикация «Зачем нам столько систем ПВО?», в которой вкратце рассматривались зенитные артиллерийские, зенитные ракетно-пушечные и зенитные ракетные системы, имеющиеся в Сухопутных войсках Российской армии и в Воздушно-космических силах. В комментариях читатели выказали желание подробнее ознакомиться с состоянием нашей противовоздушной обороны и перспективами её развития. В данном цикле мы более детально рассмотрим зенитные системы в том порядке, в котором они шли в указанной выше публикации.

ЗУ-23

Некоторые читатели считают спаренную 23-мм зенитную артиллерийскую установку архаичной, но, несмотря на это, она до сих пор занимает прочное положение в наших вооруженных силах и при выполнении ряда задач является практически незаменимой. Хотя давно прошли те времена, когда буксируемые ЗУ-23 были одним из основных средств войсковой ПВО и в настоящее время задачи прикрытия войск от воздушного противника возложены на комплексы с радиолокационными и оптоэлектронными средствами обнаружения, но устаревшие, казалось бы, зенитные автоматы до сих пор востребованы.

Это связано с тем, что 23-мм скорострельные зенитки обладают очень большим запасом прочности и надёжности, а на складах до сих пор имеется много запасных частей и стволов. Кроме того, спаренная зенитная установка сочетает высокую огневую мощь с компактностью и относительно небольшим весом. В ЗУ-23 применены очень удачные и компактные ручные приводы вертикальной и горизонтальной наводки с уравновешивающим механизмом пружинного типа, что позволяет перебросить стволы на противоположную сторону за 3 секунды. Тренированный расчет может осуществить наводку на цель всего за 5-10 секунд. При массе около 950 кг установку можно монтировать на различных транспортных средствах. 

Установки ЗУ-23 просты в применении, не подвержены воздействию организованных радиоэлектронных помех и тепловых ловушек. Помимо борьбы с воздушными целями, их с успехом можно применять против живой силы и лёгкой бронетехники противника. В обоих случаях используются прицел ЗАП-23, данные в который вводятся вручную и, как правило, определяются на глаз. В связи с этим вероятность поражения цели, летящей со скоростью 300 м/с, не превышает 0,02. В прошлом для увеличения эффективности 23-мм зенитных установок предлагались различные варианты их модернизации: введение оптоэлектронных прицелов с ночным каналом и лазерным дальномером, а также дооснащение ракетами ПЗРК. Но при этом многократно увеличивалась стоимость как самих установок, так и их обслуживания. По этой причине модернизированные варианты не получили широкого распространения.

Читатель, склонный к анализу, справедливо может спросить: для чего же тогда нашей армии нужны относительно малоэффективные зенитные установки ЗУ-23, когда на вооружении состоят более современные «Тунгуски» и «Панцири»? 

Ответ на этот вопрос состоит в универсальности «зушек» и высокой гибкости их применения. Хотя в подразделениях ПВО Сухопутных войск России буксируемых ЗУ-23 сейчас практически нет, значительное число установок до сих пор имеется на хранении и они могут быть быстро поставлены в войска. В ряде российских гражданских высших учебных заведений на военных кафедрах до сих пор готовят специалистов, способных эксплуатировать зенитки, выпуск которых начался почти 60 лет назад.

Впрочем, не стоит считать, что ЗУ-23 в Российской армии находятся только на складах. Осенью прошлого года автор наблюдал военную колонну, в составе которой имелось несколько КамАЗов, аналогичных тому, что представлен на фотографии. Не буду подробно останавливаться на том, где это было и что это за колонна, уверен, знающие читатели меня поймут. Однако могу сказать, что в составе колонны, помимо ЗУ-23, имелись и современные ПЗРК. Расчёты зениток находились в боеготовности на рабочих местах и были облачены в современные шлемы и бронежилеты. Скорострельные 23-мм зенитки также, помимо отражения воздушных атак, способны за короткий срок превратить в окровавленные ошмётки диверсионную группу противника и вполне оправданно рассматриваются в качестве эффективного средства поражения наземных целей при доставке грузов, требующих особого отношения.

Помимо прикрытия транспортных колонн, перевозящих «специальные» изделия, ЗУ-23 устанавливались на гусеничные легкобронированные транспортёры МТ-ЛБ, что было связано с желанием повысить мобильность зенитных установок. Известно, что в ряде частей в связи с выработкой ресурса зенитных самоходок ЗСУ-23-4 «Шилка» их временно заменили 23-мм установками на базе МТ-ЛБ, усилив дополнительно количество ПЗРК в зенитной ракетно-артиллерийской батарее.

Много ли у нас систем ПВО? Зенитная артиллерия и ПЗРК

В ходе боевых действий в Афганистане и на территории бывшего СССР на десантные бронетранспортёры БТР-Д устанавливались 23-мм зенитные установки ЗУ-23. Существенным недостатком таких импровизированных ЗСУ была высокая уязвимость открыто расположенного расчёта спаренной зенитной установки. В связи с этим на зенитные установки иногда монтировали самодельные бронированные щиты. 

Успешный опыт боевого применения БТР-Д с установленной на него ЗУ-23 стал причиной создания заводского варианта зенитной самоходной установки, получившей обозначение БМД-ЗД «Скрежет». На модификации ЗСУ расчёт из двух человек теперь защищён лёгкой противоосколочной бронёй. Для повышения эффективности огня по средствам воздушного нападения в состав прицельного оборудования ввели оптоэлектронную аппаратуру с лазерным дальномером и телевизионным каналом, цифровой баллистический вычислитель, автомат сопровождения цели, новый коллиматорный прицел, электромеханические привода наведения. Это позволяет возвысить вероятность поражения и обеспечить всесуточность и всепогодность применения по низко летящим целям. Вариант модернизации прицельного оборудования, не прижившийся на буксируемых установках, оказался востребован в зенитных самоходках десанта, которые можно сбрасывать на парашютной платформе.

Таким образом, говорить об архаизме 23-мм зениток преждевременно. По некоторым данным, в активной эксплуатации в России может находиться до 300 единиц ЗУ-23, установленных на различных транспортных средствах. Несколько десятков буксируемых установок имеется в военных учебных заведениях и центрах подготовки личного состава. Ещё несколько сотен законсервировано на базах хранения техники и вооружения. 

ЗСУ-23-4 «Шилка»

Непонятно, почему в статье «Зачем нам столько систем ПВО?» упомянута только ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4», хотя в войсках ПВО сухопутных войск и зенитных подразделениях морской пехоты имеются не только модернизированные ЗСУ, но и капитально отремонтированные самоходные установки ранних модификаций. На части из них в ходе ремонта заменена аппаратура связи, внесены изменения в радиоприборный комплекс и систему государственного опознавания воздушных целей, направленные на повышение надёжности и снижение стоимости эксплуатации. Но при этом основные характеристики ЗСУ не изменились. Понятно, что не модернизированные самоходные зенитные установки, в электронных блоках которых до сих пор частично используются электровакуумные приборы, являются устаревшими и сильно уступают новым и кардинально модернизированным системам войсковой противовоздушной обороны.

Модернизированная ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4»

В ходе модернизации ЗСУ-23-4М4 получила новую радиолокационную систему управления огнем на твердотельной элементной базе с возможностью установки ЗРК «Стрелец». Обновление СУО сопровождается заменой существующей РЛС на вновь созданную станцию того же частотного диапазона с улучшенным набором характеристик. В составе ЗРК «Стрелец» используется ЗУР типа «Игла».

Согласно информации, имеющейся в открытых источниках, в российских вооруженных силах имеется около 200 ЗСУ-23-4 «Шилка» всех модификаций. Сколько из них подверглись модернизации не известно. Впрочем, понятно, что ремонтировать и модернизировать установки, большая часть которых уже перешагнула сорокалетний рубеж, до бесконечности невозможно. Можно с уверенностью утверждать, что в ближайшие годы количество «Шилок» в войсках сильно сократится. 

ПЗРК

                                                                  Стрелок с ПЗРК «Стрела-2М»

А сейчас рассмотрим имеющиеся у нас ПЗРК. До середины 1980-х годов основным ПЗРК Советской армии был «Стрела-2М», принятый на вооружение в 1970 году. Производство этого комплекса в СССР велось, по меньшей мере, до 1980 года, и он получил очень широкое распространение. Например, по штатам 1980 года в мотострелковом полку имелось 27 переносных комплексов. Отделение стрелков-зенитчиков, вооружённых ПЗРК, было в штате мотострелковых рот. Пусковые трубы и запасные зенитные ракеты могли входить в боеукладку БМП-1. Комплекс в боевом положении весил 15 кг, в походном – 16,5 кг. Относительно небольшой вес делал возможным переноску одним бойцом. 
Переносной комплекс «Стрела-2М» существенно повысил противовоздушный потенциал подразделений батальонного и ротного звена сухопутных войск. В случае необходимости стрельбу можно было осуществлять из кузова автомобиля, с брони БМП или БТР, движущихся со скоростью до 20 км/ч. В то же время первый массовый переносной комплекс обладал рядом существенных недостатков. В силу невысокой чувствительности ГСН атака реактивных боевых самолётов противника в лоб была невозможна. Вероятность поражения цели в условиях наличия низкой кучевой облачности подсвеченной солнцем резко снижалась. При стрельбе по цели, летящей на высоте менее 50 м, не исключалось наведение ракеты на источники тепла на земле. Минимальный угол на солнце, при котором было возможно отслеживание воздушных целей головкой самонаведения, составлял 25-40°. Комплекс не был защищен от тепловых ловушек, отстреливаемых самолетами и вертолетами. 
В прошлом мне довелось изучать ПЗРК «Стрела-2М» и учить обращению с ним других. В художественных фильмах можно видеть, что пуски ПЗРК осуществляют без всякой подготовки, чуть ли не навскидку. На практике это не такое простое в применении оружие, как принято считать среди обывателей. Стрелок должен оценить скорость полёта, дальность, угол места цели, произвести предстартовую подготовку и включить одноразовый пусковой источник электропитания. Примерно через 5 сек после включения питания ракета была готова к пуску и требовалось осуществить захват цели, о чем стрелок оповещался звуковым сигналом. После того как головка самонаведения начинала устойчиво сопровождать цель, загоралась контрольная лампочка, и можно было нажимать спусковой крючок. Через 1-1,5 секунды после получения команды ракета стартовала. В течение всего этого времени стрелок должен был сопровождать цель и не делать резких движений. При этом время включения источника питания очень ограничено, и эту процедуру можно было выполнить не более двух раз. Если после повторного включения пуск не происходил, необходимо было заменить источник питания, а неиспользованную ракету отправить на техническое обслуживание. В случае промаха ракета самоликвидировалась через 15-17 с после старта.
По большому счёту, методика применения «Стрелы-2М» и более современных ПЗРК не сильно отличается, и я рассказываю об этом для того, чтобы читатели понимали, что для эффективного использования переносных зенитных комплексов требуется достаточно длительное обучение и использование специальных тренажеров.
На моей памяти к реальным учебно-тренировочным пускам допускались опытные стрелки, прошедшие обучение на тренажерах и безукоризненно сдавшие все зачёты. Перед стрельбой для повышения внимательности и ответственности до личного состава устно доводилась информация, что стоимость одной зенитной ракеты эквивалентна цене легкового автомобиля «Жигули». В качестве учебных мишеней использовались реактивные снаряды М-13, запускаемые с боевой машины реактивной артиллерии БМ-13НММ на шасси ЗИЛ-131, или парашютные мишени. Во втором случае стрелку было гораздо легче осуществлять наведение и захват цели. В идеальных условиях полигона вероятность поражения одной ракетой была выше 0,5.
Из опыта боевого применения в локальных конфликтах известно, что даже хорошо обученные стрелки при отражении авианалётов, запустив 10 ракет, в среднем сбивали 1-2 самолёта или вертолёта противника. Если противник использовал тепловые ловушки, то результативность стрельбы снижалась примерно в три раза.

С учётом того, что новые типы ПЗРК в основном направлялись в войска, размещенные в западных военных округах, в частях, дислоцированных в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке, «Стрела-2М» оставалась основным переносным зенитным комплексом до второй половины 1990-х годов. Хотя вероятность поражения воздушных целей у этой ракеты была относительно низкой, ПЗРК «Стрела-2М» брали массовостью, и они были хорошо освоены в войсках.
Вскоре после осуществления массовых поставок «Стрелы-2М» начались работы по созданию модификации с лучшей помехозащищённостью. В 1974 году на вооружение был принят ПЗРК «Стрела-3», но в значимых количествах войска получили этот комплекс где-то в 1980 году. 

                                                    Стрелок с ПЗРК «Стрела-3»

Масса ПЗРК «Стрела-3» по сравнению со «Стрелой-2М» в боевом положении увеличилась на 1 кг, но при этом существенно улучшились боевые характеристики. Дальность пуска увеличилась с 4200 до 4500 м. Досягаемость по высоте с 2200 до 2500 м. Переносной комплекс может поражать цели, летящие на высоте до 15 м. Появилась возможность атаковать реактивные самолёты на встречном курсе. Существенного улучшения боевых характеристик ПЗРК «Стрела-3» при максимальной унификации со «Стрела-2М» удалось добиться в основном благодаря применению принципиально новой ГСН с охлаждением до температуры -200°. Также внедрён пусковой механизм, который позволял автоматически провести пуск ракеты по цели, находящейся в зоне пуска, при стрельбе на встречных курсах.
В настоящее время ПЗРК «Стрела-2М и «Стрела-3» в России признаны устаревшими, но они официально не сняты с вооружения и находятся на хранении. С учётом того, что эти комплексы произведены несколько десятилетий назад, коэффициент их технической надёжности оставляет желать лучшего. Наиболее критическими элементами являются одноразовые электрические батареи, также возможна деградация топливных зарядов в двигателях. Модернизация морально и физически устаревших переносных комплексов не имеет смысла, и они подлежат утилизации. 
Ещё до принятия на вооружение ПЗРК «Стрела-3» началась разработка более дальнобойного переносного комплекса. С целью ускорения сроков создания в зенитной ракете нового комплекса использовалась головка самонаведения от «Стрелы-3», но при этом были разработаны новая ракета и пусковое устройство. Масса комплекса возросла, в боевом положении ПЗРК «Игла-1» весит 17,8 кг, в походном 19, 7 кг. 

Максимальная дальность стрельбы ПЗРК «Игла-1», принятого на вооружение в 1981 году, составляет 5000 м. Верхняя граница зоны поражения – 3000 м. Минимальная высота полёта целей – 10 м. Увеличились максимальные скорости обстреливаемых целей и вероятность поражения. Этого удалось добиться за счёт внедрения дополнительной схемы и миниатюрных реактивных двигателей, обеспечивающих разворот ЗУР в упрежденную точку встречи с целью на начальном участке полета. Также на пусковой установке появился электронный переключатель режимов "вдогон — навстречу". Боевую часть ракеты оснастили дополнительным неконтактным взрывателем, обеспечивающим поражение цели при небольшом промахе. В пусковой механизм встроен отключаемый радиолокационный запросчик, который осуществлял опознавание целей и автоблокировку пуска ЗУР по своему самолету. Командир отделения стрелков-зенитчиков получил в своё распоряжение переносной электронный планшет, на который он получал данные о воздушной обстановке в квадрате 25 х 25 км. На планшете отражалось до четырех целей с отметками об их государственной принадлежности и о курсе полета цели относительно позиции стрелков-зенитчиков.

В 1983 году на вооружение поступил ПЗРК «Игла», который в наших вооруженных силах до сих пор является основным средством ПВО ротного и батальонного звена. Так же, как и в случае с более ранними моделями ПЗРК, в боевых машинах пехоты и в бронетранспортёрах предусмотрены места для перевозки пусковых устройств и запасных ракет. При этом на учениях регулярно отрабатываются пуски ЗУР с боевых машин. 

                                                          Стрелок с ПЗРК «Игла»

Основным достоинством ПЗРК «Игла» в сравнении с предыдущими переносными комплексами стала улучшенная чувствительность ГСН и возможность работы в условиях искусственных тепловых помех. 
В 2002 году на вооружение Российской армии официально поступил усовершенствованный ПЗРК «Игла-С» с увеличенной до 6000 м вероятностью поражения. Досягаемость по высоте – более 3500 м. Однако большая часть новых ПЗРК семейства «Игла» после развала СССР и начала «экономических реформ» поставлялась на экспорт. С учётом того, что гарантийный срок хранения ЗУР «Игла» в оборудованных помещениях составляет 10 лет, значительная часть имеющихся ракет требует продления ресурса в заводских условиях, что впрочем, значительно дешевле, чем производство новых зенитных ракет. 

                                                        Стрелок с ПЗРК «Верба»

В 2015 году на вооружение российской армии поступил ПЗРК «Верба», являющейся дальнейшим развитием отечественной линейки переносных комплексов. По информации с официального сайта компании-разработчика комплекса, новый ПЗРК «Верба» по своей эффективности превосходит комплексы предыдущего поколения в 1,5-2 раза, особенно на дальности более 3 км. В 2,5 раза была увеличена зона обстрела целей с невысоким тепловым излучением, этого удалось добиться за счет повышения чувствительности ГСН зенитной ракеты. Существенно возросла защищенность комплекса от мощных пиротехнических помех. Также конструкторам удалось снизить массу боевых средств комплекса относительно ПЗРК «Игла-С» с 18,25 кг до 17,25 кг. Для использования ПЗРК «Верба» в тёмное время суток в состав комплекса может быть введён съемный прицел ночного видения. Дальность стрельбы увеличена до 6500 м, досягаемость по высоте – 4000 м. Боевая работа стрелков-зенитчиков автоматизирована, в составе взвода имеется возможность управления действиями отдельного стрелка-зенитчика, с выдачей индивидуального целеуказания. Переносной модуль управления огнем обеспечивает одновременное решение огневых задач по 15 разным воздушным целям.

Оценивая ситуацию с оснащённостью нашей армии современными переносными зенитными ракетными комплексами, можно считать, что их в нашей армии сейчас достаточно. По числу ПЗРК наши вооруженные силы занимают ведущее место в мире. Так, в американской армии имеется около 1000 пусковых труб для ПЗРК FIM-92 Stinger, в распоряжении российской армии имеется примерно в 3 раза больше переносных комплексов: «Игла-1», «Игла», «Игла-С» и «Верба». Во многом это обусловлено огромными запасами вооружений, оставшимися со времён СССР. После сокращения вооруженных сил на складах до сих пор хранится значительное количество пусковых установок и зенитных ракет, которыми с избытком можно оснастить действующие армейские подразделения. Однако следует понимать, что сроки хранения зенитных ракет не бесконечны, они требуют своевременного технического обслуживания и замены ряда элементов в заводских условиях. Одновременно с поддержанием боеготовности произведённых ранее ПЗРК необходима разработка и производство новых компактных комплексов, предназначенных для обеспечения ПВО небольших подразделений.
В следующей части обзора мы поговорим о мобильных войсковых комплексах малой и средней дальности на колёсном и гусеничном шасси, имеющихся в Российской армии. Рассмотрим их численность, техническое состояние и перспективы