Отряд "Вятич "

 

                С неба падала земля, захлебнулся автомат.

                     По армавирцам била наша авиация.

   

В 2000 году я был направлен в 15-й отряд специального назначения "Вятич" СКО ВВ МВД РФ (в/ч 6761). Это Армавирский отряд специального назначения внутренних войск. Раньше здесь располагался отдельный батальон СМВЧ ВВ МВД РФ. Специальная моторизированная войсковая часть и на ее базе был создан отряд специального назначения. Батальон выполнял задачи по охране общественного порядка и солдаты носили милицейскую форму, а когда был образован отряд, то задачи изменились. В спецназе служить престижно и большинство офицеров с солдатами остались служить в отряде. В отличие от отдельного батальона, в отряде все должности на звание выше. То есть командир взвода старший лейтенант, а командир группы ( в отряде взвод называется группой) капитан. И так далее по штату. Когда я зашел в казарму, то увидел, что через каждые две-три кровати, траурные ленты и береты.

Это спальные места тех, кто погиб в бою.

г. Армавир                                                                                      г. Армавир

В то время я служил в штабе Северо-Кавказского округа внутренних войск. А до этого мы с командиром отряда майором Юрием Яшиным были комбатами. Мой батальон входил в пятигорскую дивизию , а его батальон в краснодарскую. Мне предстояло разобраться с жалобами родителей солдат. В том числе тех, кто погиб или получил ранение. Моральная обстановка была тяжелейшая и что- либо объяснить родителям было нелегко. Майор Яшин находился в госпитале после полученного ранения.

   

В августе 1999 года ваххабиты из Чечни вторглись в Дагестан.

Для отражения наступления боевиков прибыли дополнительные подразделения федеральных сил. Среди них – 15-й отряд внутренних войск «Вятич», более известный как Армавирский спецназ. Именно ему предстояло занять стратегически важную высоту 715,3. Но первоначально удачно проходившая операция окончилась в итоге практически полной гибелью отряда.

                                                                Предыстория.

В первых числах сентября 1999 года пришел приказ на сбор отряда и готовность к выдвижению в Дагестан. Из Краснодара в отряд прибыл офицер разведки майор Виктор Гадушкин для координации действий. 6 сентября колонна спецназовцев выдвинулась в направлении Махачкалы. Конечный пункт назначения Новолакский район Дагестана. В 1999 году там шла специальная операция по уничтожению вооруженных ваххабитов. Это год, когда В.В.Путин стал исполняющим обязанности Президента РФ. Общее командование осуществлял генерал-полковник Виктор Германович Казанцев.

Заместителем по внутренним войскам был командир пятигорской дивизии генерал-майор Н. А. Черкашенко. Армавирские спецназовцы два дня были в пути. Ко дню прибытия в район проведения спецоперации у солдат, сержантов и офицеров уже накопилась естественная усталость. По прибытию Яшин сразу получил приказ о подготовке марш броска к высоте 715,3, известной как "Телевышка".

Об армавирском спецназе не писал только ленивый. Много гневных слов досталось нашим генералам, перепало и летчикам, и артиллеристам. Но интересное дело: победы, не менее кровавые и драматические, такой истерики почему-то не вызвали. Только в поражении, как в рентгенограмме отпечатались болезни нашей армии.

6 сентября ближе к вечеру 15-й отряд спецназначения был поднят по тревоге. О вторжении Басаева и Хаттаба в Новолакский район спецназовцы уже знали из новостей, и вопрос ставился следующим образом: когда именно пошлют.

С приказом не задержались.

Изображение                                               Амир ибн аль-Хаттаб                                                                Басаев Шамиль Салманович

Утром 7 сентября приехали в Моздок. Там личный состав погрузился в вертолеты и убыл в Баташюрт, а техника отправилась кружным путем. В Хасавюрте было неспокойно: ждали вооруженного мятежа акинцев. 15-й отряд получил приказ взять под охрану ряд объектов. В ту ночь соснуть удалось только пару часов. А утром новый приказ: выдвигаться к Дучи, где боевики крепко прижали наш мотострелковый батальон.

На сто человек выделили только два «Урала» и два БТР.

Ехали, набившись под полную завязку. Духота, жарища, пыль, глаза слипаются — сказывались две бессонных ночи. И вдруг выстрелы!

Вспоминает Альберт Кудряшов:

На опушке показались двое дагестанских ополченцев. Кроме того, что их преследуют, ничего вразумительного они сказать не смогли. Хватаю одного, специально поздоровее выбрал, ставлю рядом со своими бойцами из разведгруппы: показывай куда идти. Он, бедный, чуть дар речи не потерял. Прошли метров пятьсот, вижу, что он от страха еле ногами шлепает. Да и от основных сил отряда мы оторвались прилично. Залегли, заняли круговую оборону. Провожатый наш как это увидел, сразу зайцем по кустам в сторону тыла усвистел.

К вечеру армавирцы окопались около входа в Новолакское ущелье. В 8 часов к Новолакскому одна за другой потянулись три пары Ми-24.

Бойцы повылазили из окопов, щурясь на солнце, любовались, как работают вертолетчики. Работали красиво. Заходили со стороны солнца, выпускали НУРСы, поливали из пушек окопы, четко разворачивались, освобождая место новой паре. И тут случилась непредвиденное. Вертушка зависла прямо над головами спецназовцев, дала по Новолаксскому залп НУРСами. Ракеты дымными стрелами ушли к цели. Кроме одной. У этой видно отказал двигатель, и она по крутой параболе устремилась к земле — прямо на «спецов». Взрыв, крики, стоны… Когда улеглась пыль, стали считать потери. Погиб один, семеро раненых: у кого осколок в шее застрял, у кого в ноге… Обидно.

Мы с разведвзводом за это время местность прочешем. 

Хоть будем знать, где противник, наметим пути выдвижения, отхода… Да и бойцам перед операцией отоспаться не мешает.» Начальник связи что-то еще бубнил про севшие аккумуляторы к радиостанциям, но его уж точно не слушали. «Какие, на хрен, сутки? Завтра к утру! Там их человек сорок — пятьдесят. Несколько групп. Вам это как два пальца обоссать…» «А не эти ли сорок — пятьдесят клоунов наш оперативный батальон чуть не раздолбали?» Терентьев побагровел. «Я, что ли, сроки ставлю?! Верховный три дня нам дал с ситуацией разобраться, — почти прокричал он. — Что расселись? Выполнять! Идите организовывайте взаимодействие и у соседей чего-нибудь заодно выпросите. Да, вот вам карты,» — сказал Терентьев, протягивая несколько листов ксерокопий.

Верховный приказал… Верховный — это Верховный Главнокомандующий, президент Российской Федерации. 6 сентября Ельцин собрал у себя силовиков и при телекамерах наорал на них за то, что проспали Новолакский район. «Я с вами, военными, еще разберусь» — пригрозил он.

Пошла цепная реакция. Министр обороны позвонил Казанцеву и в жесткой форме потребовал переломить ситуацию. Казанцев, который в выражениях никогда не стеснялся, наорал на зама, генерал-майора Черкашенко. Черкашенко на коленке за полчаса разработал план наступления и поставил в известность подчиненных. Первыми «под раздачу» попали десантники из Наро-Фоминска: 9 сентября им сходу, без рекогносцировки и без артподготовки пришлось брать Экитебе. Потом настал черед армавирских спецназовцев

Новолакский район Дагестана.

                                                        Новолакский район Дагестана 

 

В ночь с 9 на 10 сентября под проливным дождем отряд начал выдвижение. Командир отряда майор Ю.Яшин, офицер штаба дивизии майор В.Гадушкин и сотня военнослужащих. Приказ на выдвижение отряда генерал Казанцев отдал генералу Черкашенко, а тот соответственно майору Яшину. Шесть километров до высоты они шли колонной. Тихо прошли мимо расположения десантников. При выдвижении боевиков не встретили, так как те на ночь уходили со своих позиций. К рассвету, обойдя высоту с тыла, спецназовцы начали восхождение. На высоте была позиция бандитов и они первоначально на наших бойцов не реагировали, думая что это свои. Но когда поняли, уже было поздно. В 6 часов утра Яшин доложил по радиостанции Черкашенко о взятии высоты и ликвидации боевиков. Как было условлено спецназовцы дали сигнальную акету в зенит.

15- й отряд СН ВВ МВД РФ.                                                                        15- й отряд СН ВВ МВД РФ.

С рассветом боевики стали стягиваться к своим позициям и обнаружили на высоте подразделение внутренних войск. Когда Яшину ставилась задача, то ему сообщили о примерно пятидесяти вооруженных ваххабитов в этом районе. В действительности их оказалось несколько сот. Наши заняли круговую оборону. Начались беспрерывные атаки. Первоначально их успешно отражали, но бандиты залезли на соседнюю высоту и с расстояния двухсот метров стали вести прицельный огонь. У нас начались потери. Штурмовая группа под командованием старшего лейтенанта Богданченко атаковала неприятельскую высоту. Они выбили ваххабитов, но высоту не удержали. Сергей Богданченко получил ранение, но продолжал руководить боем. Здесь же отличился снайпер группы младший сержант Олег Проценко, когда бандиты стали их окружать. Получив ранение в ногу, он продолжал вести прицельный огонь, прикрывая отход товарищей к высоте 715.3. Когда закончились патроны бандиты сумели схватить раненого снайпера, а он себя и их подорвал гранатой.

Бой на высоте 715.3 просматривался с командного пункта и тогда было принято решение бросить силы пятигорской дивизии на помощь окруженным спецназовцам. . Колонну возглавил начальник разведки округа ВВ МВД РФ полковник Терентьев. В ходе выдвижения бандиты с флангов сожгли пять БТР и четыре БМП.

Погибло четырнадцать военнослужащих внутренних войск. В связи с незнанием обстановки и расположения сил противника колонна выдвинулась в походном порядке, а когда начала разворачиваться в боевой порядок, то уже было поздно. Боевики их запустили в "мешок" и ударили с флангов перекрестным огнем. Все это время на высоте 715.3 продолжался бой и спецназовцы находились в меньшинстве.

 15-й отряд СН ВВ МВД РФ.                                                                         15-й отряд СН ВВ МВД РФ.

Раненый полковник Терентьев запросил помощь резерва. Прибыв из тыла, в бой вступило два бронетранспортера и четырнадцать военнослужащих ВВ МВД РФ. Но это не помогло. Из четырнадцати военных пришедших на помощь, двенадцать погибло. Двое получили ранение, но продолжали отстреливаться. Позже их эвакуировали.

После разгрома колонны ваххабиты сосредоточились вокруг высоты 715.3. Майор Яшин доложил генералу Черкашенко, что он окружен и ему нужна помощь. Боеприпасы заканчивались, а питание батарей от портативных радиостанций на исходе. Командир пятигорской дивизии генерал Черкашенко приказал Яшину с высоты уходить и прорываться с боем. Дословно. Как оказалось, это было роковой ошибкой комдива.

Понимая что помощи ждать неоткуда, а высоту им не удержать Яшин и Гадушкин приняли решение уходить двумя группами по разным направлениям. Около двенадцати часов дня группа Гадушкина стала прикрывать отход солдат и офицеров группы Яшина. К этому времени аккумуляторы радиостанций сели и Яшин не смог доложить о времени отхода с высоты. В ходе спуска с высоты отряд подвергся обстрелу со стороны боевиков, которые перекрыли им пути отхода. Офицеры и солдаты залегли на склоне, ведя перестрелку с превосходящим противником. Позиции были невыгодные и плотный огонь не позволял спуститься вниз.

                                                                                       Штурмовик Су-25.

                                                                 Штурмовик Ми-24.

Через некоторое время по склону горы ударила штурмовая авиация. Из-за отсутствия связи и взаимодействия, летчики с воздуха наших бойцов приняли за боевиков и нанесли удар. Девять человек погибло и двадцать три получили ранения. В том числе майор Ю.Яшин. А еще позже появились вертолеты и опять ударили по своим. Не понимая что происходит на земле, это действовал авиаполк из г. Буденновск (в/ч 11580). Под авиаударами и непрерывными атаками боевиков отряд специального назначения был практически уничтожен. Бойцы стали прорываться с боем и уходить мелкими группами, неся еще большие потери. Во время отхода, солдат прикрывал старший лейтенант Александр Ковалев. Когда закончились патроны и боевики подошли к раненому офицеру, он также подорвал себя и их гранатой.

К ночи остатки отряда вышли к расположению 199-го полка ВДВ Псковской дивизии. Десантники помогали вытаскивать раненых и убитых. Второй отряд майора Виктора Гадушкина, спустившись с высоты, наткнулся на ваххабитов и принял еще один бой. С потерями Гадушкин вышел из окружения и позже сумел пробиться к расположению полка ВДВ из Наро-Фоминска.

Многие убитые остались на высоте и ее склонах. Позже, когда трупы солдат эвакуировали, они были обезображены.

                                                         Агония

Остатки «вятичей» скатились вниз по склону в лесополосу. Но их уже ждали. Боевики напали с двух сторон, силы были слишком неравны.

Агония отряда продолжалась несколько часов. Кто-то успел вырваться, унеся с собой раненых, но большинство остались лежать у подножия высоты 715,3.

Немногие выжившие по одиночке или мелкими группами смогли добраться до расположения федеральных войск.

Потери Армавирского спецназа были колоссальны: со злополучной высоты не вернулись 80 бойцов, в том числе 11 погибли от «дружественного» огня своей же авиации. Боевики недосчитались 70 человек.

Уже позже на 715,3 были обнаружены обезображенные тела спецназовцев. Боевики жестоко добивали раненых и глумились над уже погибшими. 

        Старший лейтенант Александр Ковалев.

                                                Старший лейтенант Александр Григорьевич Ковалев

                                                                              Младший сержант Олег Петрович Проценко

                                                                                                                           Младший сержант Олег Петрович Проценко с мамой.

За высоту 715,3 "Телевышка" в Новолакском районе республики Дагестан, за два дня боев погибло 80 военнослужащих. Из них 36 спецназовцев из Армавира. 78 военнослужащих отряда получили ранения. Командирам штурмовых групп старшему лейтенанту С.Богданченко, старшему лейтенанту А.Ковалеву и снайперу отряда младшему сержанту Олегу Проценко присвоено звание Героя России. Военная прокуратура проводила расследование, но в связи с амнистией объявленной ГД РФ к 55-ю летию Великой Победы ответственности никто не понес.

                                                    Суд

Обвиняемым по возбужденному уголовному делу проходил только генерал-майор Николай Черкашенко, разработавший план роковой операции. Он был признан виновным по статье 293 УК РФ «Халатность».

Однако в октябре 2000 года он попал под амнистию в честь 55-летия победы в Великой Отечественной войне. Реального наказания он так и не понес.

    

                                                                            Генерал В.Г.Казанцев.           

Многие родители рассказывали о вещих снах и предчувствиях тех событий. Для жителей Армавира это был шок, но при этом в военкомат потупило сотни заявлений о желании призваться в отряд специального назначения " Вятич" на контрактную службу.

Полномочный представитель Президента РФ в Южном Федеральном Округе Виктор Германович Казанцев, C.Б. Иванов,  В.В. Путин

Вспоминает заместитель командира Кореновского вертолетного полка, Ряфагать Хабибуллин:

       

Случались и совсем не стандартные ситуации. Курьезный случай произошел под населенным пунктом Новолакское. Я возглавил группу, которая вылетела из Хасавюрта. Задачу вертолетчикам должны были поставить на месте. Но случилось непредвиденное: опустился туман, видимости ноль. Как назло пропала связь. Принимаю решение совершить посадку там, где предположительно должен был находиться командный пункт. Группа ведомых прикрывала сверху. Приземлился, рискуя попасть под обстрел. И тут к вертолету подбежал генерал. Выхватил у меня карту, обвел карандашом сопку и написал: «Уничтожить»: Этот своеобразный боевой приказ генерала был выполнен.

Какие уж там корректировщики… В условиях, когда нет связи, когда фронт превратился в подвижный многослойный пирог и очень сложно отличить в бегающих внизу камуфлированных фигурках своих и чужих, ошибки и случайности были неизбежны.

Но в том-то и дело, что этот налет был лишь одной из таких «случайностей». «Случайно» на ксерокопии карты не оказалось стратегически важной горы. «Случайно» были разряжены аккумуляторы для рации. «Случайно» переговоры велись открытым текстом и боевики не только их прослушивали, но и пытались наводить на наши позиции нашу же артиллерию. Совершенно «случайно» колонна 676-го полка попала под обстрел. «Случайно» бойцам не дали нормально выспаться перед операцией. Все эти «случайности» ковались в одну «закономерную цепь», которая в итоге и задушила 15-й отряд спецназа.

Если задать извечный российский вопрос, кто виноват, то ответа не будет. Потому что Казанцев, Черкашенко, Булгаков, Овчинников и многие другие, пониже рангом — это симптом болезни. Виноват если не каждый, то каждый второй. И у каждого — своя степень вины.      

                                                      г. Армавир.  Памятник погибшим из отряда " Вятич "

                                                                                                                                                                Иван Прошкин