Сражения за Поморье
Жестокая битва за славянское Поморье
Колонна танков ИС-2 на марше в Восточной Померании. 1-й Белорусский фронт, март 1945 года
Агония Третьего рейха. 75 лет назад, 10 февраля 1945 года, началась Восточно-Померанская стратегическая операция. Советские армии Рокоссовского и Жукова разгромили немецкую группу армий «Висла», освободили древние славянские земли, взяли Данциг и заняли побережье Балтики. Была устранена угроза немецкого удара из Восточной Померании, Красная Армия начала перегруппировку на берлинское направление.
Угроза с севера
Начавшееся в январе – начале февраля 1945 года наступление Красной Армии привело к выходу наших войск на реку Одер, захвату плацдармов на её западном берегу. На этом рубеже, откуда уже можно было идти на Берлин, советские войска остановились.
Для продолжения наступления на берлинском направлении необходимо было решить несколько важных задач. 1-й Белорусский фронт под командованием Жукова, который ближе всех прорвался к Берлину, частью своих сил вёл борьбу с блокированными вражескими гарнизонами Познани, Кюстрина, Шнайдемюля и других опорных пунктов вермахта. Значительные силы 1-го БФ пришлось в начале февраля 1945 г. повернуть на северный фланг, на восточно-померанское направление. Там вермахт сконцентрировал крупные силы для удара во фланг и тыл берлинской группировки Красной Армии. Правый фланг 1-го БФ растянулся на сотни километров, между войсками 1-го и 2-го Белорусских фронтов образовался огромный и ничем не прикрытый разрыв, и гитлеровцы могли это использовать.
Немецкая армия до самого конца войны сохранила высокую боеспособность, наносила мощные удары и яростно, умело воевала. Одновременно германское командование на стыке 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов собиралось нанести сильный удар в северном направлении с рубежа Глогау – Губен в Силезии. То есть немцы планировали встречными ударами с севера и юга отрезать вырвавшиеся вперёд советские армии на берлинском направлении, и уничтожить их. Даже частичный успех операции вёл к затягиванию войны, отодвигал угрозу штурма Берлина.
Немецкое командование старалось укрепить положение 9-й армии под командованием Теодора Буссе, оборонявшейся на берлинском направлении.
Её усиливали резервами, пополнениями и офицерскими школами. Гитлеровцы смогли быстрыми темпами укрепить оборону на Одере. 24 января 1945 года для обороны берлинского направления была сформирована группа армий «Висла» под началом рейхсфюрера СС Генриха Луитпольда Гиммлера.
В её состав вошли 2-я и 9-я полевые армии. 2-я немецкая армия под началом В. Вайса (с 12 марта – Дитрих Фридрих Здуард Казимир фон Заукен) располагалась в Восточной Померании, и действовала против правого крыла 1-го БФ и левого крыла 2-го БФ. К 10 февраля была сформирована 11-я немецкая армия (11-я танковая армия СС), действовавшая западнее 2-й армии.
Также в районе Штеттина располагалась 3-я танковая армия Э. Рауса (с марта –Хассо-Зккард фон Мантойфель), которая могла действовать как на берлинском, так и восточно-померанском направлении.
Немецкие войска имели высокую мобильность: в Германии была разветвлённая сеть железных дорог и шоссе. Также для переброски войск использовались морские коммуникации и порты на Балтики. Из Курляндии в Восточную Померанию перебросили ряд частей для усиления группы армий «Висла». Кроме того, немецкая авиация имела развитую сеть аэродромов вблизи фронта (берлинские бетонные полосы), что позволяло концентрировать силы и создавать временное преимущество в воздухе. В отдельные дни немцы господствовали в воздухе.
Ополченцы фольксштурма во время церемонии присяги в Данциге. Двое ополченцев вооружены противотанковыми гранатометами Panzerschreck, крайний слева — пулеметом MG-42
Немецкие войска на марше в Померании. Левее на заднем плане САУ StuG III. Март 1945
Немецкие станковые 88-мм противотанковые гранатометы «Пупхен» (Raketenwerfer 43 «Puppchen»), захваченные Красной армией в одном из городов Померании. 1-й Белорусский фронт. 1945 г.
Немецкий танк PzKpfw VI Ausf.B «Тигр» II из состава 503-го тяжелого танкового батальона СС, предположительно провалившийся в воронку от авиабомбы, на улицах Гданьска. 2-й Белорусский фронт. На дальнем плане советские грузовик «Студебеккер» US-6 и танк ИС-2. Март 1945
Необходимость приостановки наступления на Берлин
В это время, когда Третий рейх мобилизовал все силы и средства для обороны столичного района, советские армии на главном направлении испытывали объективные трудности. Войска 1 БФ и 1-го УФ понесли серьёзные потери в предшествующих боях. Численность стрелковых дивизий к началу февраля сократилась до 5,5 тыс. человек. Была выбита техника, танки. Из-за высоких темпов Висло-Одерской операции отстали тылы, снабжение войск боеприпасами, топливом и другими средствами значительно ухудшилась. Аэродромы у Одера были подпорчены дождями (они были грунтовыми). Пришлось принимать срочные меры по усилению ПВО.
В результате соотношение сил на берлинском направлении, особенно на северном фланге, временно изменилось в пользу вермахта. В этих условиях штурмовать Берлин было нельзя. Плохо подготовленный штурм немецкой столицы мог привести к тяжелым последствиям: провалу операции, огромным потерям, потере времени. А политическая ситуация была сложной. Гитлеровцы могли открыть фронт на Западе и впустить в Берлин англо-американские войска.
Поэтому верховное советское командование решило с начала снять угрозу с флангов берлинской группировки Красной Армии. С этой целью были проведены наступательные операции в Восточной Померании и Силезии, завершено уничтожение восточно-прусской группировки вермахта. Одновременно шла подготовка наступления на Берлин, борьба за плацдармы на Одере.
Разгром восточно-померанской группировки
10 февраля 1945 года в наступление против восточно-померанской группировки вермахта перешёл 2-й Белорусский фронт под командованием Константига Константиноаича Рокоссовского.
Армии 2-го БФ были перенацелены с восточно-прусского направления на восточно-померанское. Но четыре армии фронта (50-я, 3-я, 48-я и 5-я гвардейская танковая) передавались 3-му Белорусскому фронту. Оставшиеся в составе 2-го БФ были ослаблены предшествующими сражениями, а переданные Рокоссовскому из резерва Ставки 19-я армия и 3-й танковый корпус были ещё на марше. Поэтому продвижение наших войск было медленным. Лесисто-болотистая местность способствовала обороняющимся гитлеровцам. К 19 февраля советские армии потеснили врага на 15–40 км и вынуждены были остановиться.
Стало очевидно, что силами одного 2-го БФ противника не разгромить. Советская Ставка решила привлечь к операции часть сил Жукова и Балтийский флот. Тем временем гитлеровцы попытались перехватить инициативу. 17 февраля 1945 года немцы нанесли сильный контрудар из района Штаргарда по войскам северного крыла 1-го БФ. Наши войска потеснили на 10 км. Разгорелось яростное сражение за древнеславянские земли. Армии Жукова отразили вражеские атаки и 1 марта нанесли удар юго-восточнее Штаргарда на Кольберг.
Ещё раньше, 24 февраля, сильный удар по гитлеровцам нанесли войска Рокоссовского из района Линде на Кёслин (Кёзлин). Советские армии рассекли вражескую группировку и 5 марта вышли к балтийскому побережью в районе Кёслина, Кольберга и Трептова. Кольберг попал в осаду. Немецкая восточно-померанская группировка была разрезана на части. 2-я немецкая армия была разбита и отброшена в северо-восточную часть области. 11-я немецкая армия была разгромлена и раздроблена, откатилась к Одеру. Угроза флангу 1-го БФ была ликвидирована.
После выхода к Балтике армии Рокоссовского повернули фронтом на восток, чтобы добить 2-ю немецкую армию, утратившую сухопутную связь с остальной немецкой группировкой, очистить от гитлеровцев северо-восточную часть Померании, со старинными польскими городами Гдыня и Гданьск (Данциг). Для быстрого решения этой задачи 2-й БФ были усилен 2-й гвардейской танковой армией Катукова из состава 1-го БФ. Гвардейцы-танкисты должны были выйти к Гдыни. Войска Жукова наступали на запад, выходя к нижней части Одера (от устья до Цедена), чтобы разгромить 11-ю немецкую армию и занять западную часть Поморья. После этого правое крыло 1-го БФ снова нацеливалось на берлинское направление. Танковые соединения выводились в тыл для пополнения и подготовки к решающей битве за Берлин.
Немецкое командование, несмотря на поражение и тяжелые потери, продолжало оказывать сильное сопротивление. 2-я армия располагала ещё крупными силами (19 дивизий, включая 2 танковые), мобилизовали всех кого могли, все тыловые, специальные части и подразделения, ополчения. Дисциплину в войсках восстанавливали и поддерживали жесточайшими методами. 11-я армия была в худшем состоянии, разгромлена и раздроблена. Поэтому на западе гитлеровцы сосредоточились на обороне отдельных населенных пунктов, которые превратили в сильные узлы обороны. Быстрота советского наступления не позволила немцам использовать для укрепления обороны в Померании части 3-й танковой армии. Поэтому части 11-й армии отводили за Одер, чтобы привести в порядок, организовать новый рубеж обороны. Главное внимание уделяли защите крупного промышленного центра Штеттина, поэтому решили удержать Альтдамм.
Утром 6 марта войска Рокоссовского возобновили наступление. В первые же дни оборона немцев была взломана. 8 марта наши войска взяли крупный промышленный центр Штольп – второй по величине город Померании после Штеттина. Также внезапной атакой взяли Штольпмюнде. Немцы, прикрываясь арьергардами, и отбивая на промежуточных рубежах (особенно сильные укрепления были на правом фланге 2-го БФ), отводили войска на сильные позиции Гдыньско-Гданьского укрепленного района. По мере отхода гитлеровцев их боевые порядки уплотнялись и сопротивление серьёзно возросло. Темпы движения советских войск снизились. 13 марта наши войска вышли в район Гдыни и Гданьска, где гитлеровцы ожесточенно отбивались до конца марта. 26 марта советские воины взяли Гдыню, 30 марта – Гданьск. После ликвидации сил 2-й немецкой армии войска Рокоссовского начали перегруппировку из района Гданьска к нижнему течению Одера в направлении на Штеттин и Росток.
Войска Жукова добили окруженную группу противника районе южнее Шифельбайн. Полностью уничтожить полуокруженную группировку гитлеровцев в районе Трептова не удалось. Немцы смогли вырваться к своим, хотя и понесли больше потери. Также не удалось с ходу ликвидировать вражеский гарнизон Кольберга. Здесь наступали поляки, которые не имели опыта городских боев. Только 18 марта Кольберг взяли. Тяжелые бои шли на штеттинском направлении. Здесь немцы имели сильную оборону, которая были усилена естественными препятствиями (водные преграды), отчаянно дрались. Здесь Жукову пришлось приостановить наступление, перегруппировать войска, подтянуть дополнительные силы артиллерии и авиации. В ходе ожесточенной битвы наши войска сломили ожесточенное сопротивление противника и 20 марта взяли Альтдамм. Остатки гитлеровцев отступили на правый берег Одера. В результате наши войска полностью очистили от врага западную часть Восточной Померании. Весь восточный берег Одера был в руках Красной Армии. Войска Жукова теперь могли сосредоточиться на подготовке Берлинской операции.
Советские штурмовики Ил-2 наносят удар по противнику в Померании. Февраль 1945
Советский тяжелый танк ИС-2 на улице города Штаргард (Stargard) в Восточной Померании. Машина из состава 11-й отдельной гвардейской тяжелой танковой бригады 61-й армии 1-го Белорусского фронта. На этой машине отсутствует зенитно-пулеметная установка ДШК и для борьбы с «фаустниками» использовался штатный пулемет ДТ на сошках
Артиллерийский расчет 76,2-мм дивизионного орудия ЗИС-3 образца 1942 года под командованием старшины Нурмухамедова ведет бой на территории Померании. Боец на переднем плане (по всей видимости помощник заряжающего) держит в руках унитарный патрон УБР-354П со снарядом 53-БР-350П (Подкалиберный бронебойный снаряд трассирующий «катушечного» типа)
Колонна советских САУ СУ-76M входит в населенный пункт в Северной Померании. Март 1945
Освобождение древних славянских земель
Эта битва имела важное историческое и военно-стратегическое значение. Русские войска освободили славянское Поморье, оккупированное в разное время германцами. Эти земли Россия подарила Польше.
Войска Рокоссовского и Жукова разгромили 21 дивизию и 8 бригад противника, ликвидировали угрозу удара вермахта из Восточной Померании по флангу и тылу группировки Красной Армии, нацеленной на Берлин. С падением Гдыни и Данцига, других портов на Балтике, немцы утрачивали связь с осаждённым Кёнигсбергом и группировкой в Курляндии. Рейх потерял важный приморский регион, верфи, порты, промышленные центры. Была расширена система базирования Балтийского флота. С разгромом восточно-померанской группировки советская армия получила возможность сосредоточиться на Берлинской операции.
Более подробно об освобождении Восточной Померании рассказывается в статьях на «ВО»: Восточно-Померанская операция; Наступление войск 2-го Белорусского фронта: штурм Эльбинга и Грауденца. Разгром шнайдемюльской группировки; Поражение группы армий «Висла»; Победное завершение Восточно-Померанской операции. Штурм Гдыни, Данцига и Кольберга.
Советские солдаты на танке ИС-2 во время боев за Данциг. Март 1945
Красноармейцы с трофейными немецкими одноразовыми гранатометами «Панцерфауст» (Panzerfaust) на улице Данцига. Март 1945
Советские танки американского производства M4A2(76)W «Шерман» с десантом во время боев за Данциг
Батарея советских 152-мм гаубиц-пушек обр. 1937 МЛ-20 ведет огонь по противнику во время боев за Данциг. 29 марта 1945
Советская САУ ИСУ-122 на улице Ам Хольцраум в Данциге
Автоматчики Красной Армии идут мимо разрушенного здания на улице взятого Данцига. 30 марта 1945 года
Автор: Самсонов Александр