ВВС Турции
Военно-воздушные силы Турции: количество и качество
Подготовка к вылету с базы Инжирлик, 2019 г.
Очередной виток напряженности на Ближнем Востоке проходит при активнейшем участии военно-воздушных сил Турции. Этот род войск обеспечивает ведение разведки, нанесение ударов по наземным объектам и выполнение некоторых других задач. Рассмотрим структуру, силы и потенциал турецких ВВС.
Базы и части
По открытым данным, в настоящее время в ВВС Турции служит ок. 50 тыс. человек, включая гражданский персонал. Эксплуатируется 15 авиабаз, равномерно распределенных по всей территории страны. Все это позволяет привлекать любые части в работе во всем воздушном пространстве Турции и в ближайших регионах. В частности, обеспечена возможность активной работы в северных частях Сирии.
В составе ВВС имеется несколько командований, отвечающих за разные направления деятельности. В подчинении боевого командования имеется почти три десятка эскадрилий разного назначения, в т.ч. несколько временно бездействующих. Боевое командование отвечает за тактическую авиацию, БПЛА и ПВО. Учебно-тренировочное командование управляет работой 6 эскадрилий и нескольких школ, осуществляющих подготовку личного состава. В ведении транспортного командования – ок. 10 частей и организаций.
Истребитель F-16C на показательных мероприятиях
Модификация | F-16С Block 50 |
Размах крыла, м | 9.45 |
Длина самолета со штангой ПВД,м | 15.03 |
Высота самолета,м | 5.09 |
Площадь крыла, м2 | 27.87 |
Угол стреловидности, град | 40.0 |
Масса , кг | |
пустого самолета | 8273 |
взлетная нормальная | 12003 |
максимальная боевая | 19187 |
топлива | 3105 |
Тип двигателя: | 1 ТРДДФ Pratt Whitney F-100-PW-229 |
Максимальная тяга, кН | |
на форсаже | 1 х 129.40 |
максимальная | 1 х 79.20 |
Максимальная скорость | |
у земли | 1436 |
на высоте | 2145 |
Перегоночная дальность, км | 3943 |
Боевой радиус действия, км | 579 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 16500 |
Практический потолок, м | 17200 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 9 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | Одна шестиствольная пушка General Electric M61A1 Vulcan (6000 выстр /мин, 511 патронов PGU-28/B) Боевая нагрузка - на 9 узлах подвески: УР воздух-воздух AIM-9L/M/P Sidewinder, AIM-120 AMRAAM УР воздух-земля AGM-65 Maverick и AGM-88 HARM УАБ AGM-145A/B JSOW, "Paveway"II/III обычные бомбы Mk.82, Mk 83 и Mk 84. ПКР AGM-84 Harpoon контейнер GPU-5/A с 30-мм пушкой |
Активная истребительно-бомбардировочная авиация сейчас представлена 9 эскадрильями на технике разных типов. Имеются две тактические разведывательные эскадрильи; сформирована эскадрилья ДРЛО. Вспомогательные задачи решают одна эскадрилья самолетов-заправщиков и одна поисково-спасательной службы. ПВО ВВС включает до 8-10 дивизионов, без учета новейших ЗРК С-400.
Материальная часть
Основой тактической авиации ВВС Турции являются истребители-бомбардировщики F-16C/D нескольких модификаций. В общей сложности имеется более 240 таких самолетов, но за боевыми частями закреплено только 158. Остальные эксплуатируются учебными эскадрильями. Второй тип боевых самолетов – F-4E в количестве до 48 единиц. Иные истребители у Турции отсутствуют. В будущем планировалось закупить значительное число современных F-35, но эти поставки сорвались по политическим причинам.
Работу боевой авиации должны поддерживать 4 самолета ДРЛО Boeint 737 AEW&C, 7 заправщиков Boeing KC-135R и 1 Transall C-160 с аппаратурой радиоэлектронной борьбы. Задачи разведки над сушей и морем решают 2 патрульных CASA CN-235. Имеется заказ на 4 самолета Bombardier Global 6000 в конфигурации разведчика.
F-16 в ходе совместных учений НАТО
ВВС Турции располагают достаточно развитой военно-транспортной авиацией. Ее основу составляют самолеты CN-235 в количестве 41 единицы. Также имеется 16 самолетов Lockheed C-130B/E. Продолжается поставка транспортников Airbus A400M. Из 10 заказанных машин заказчик уже получил 9. Вертолетный парк транспортной авиации представлен машинами Bell UH-1H (57 единиц) и Eurocopter AS332 (21 единица). В ближайшем будущем ожидается поставка 6 вертолетов Sikorsky T-70, изготовленных по американской лицензии.
В частях учебно-тренировочного командования имеется масса различной техники ряда типов. Наиболее массовые образцы – истребители F-16C/D в количестве 87 ед. Остаются в эксплуатации 68 самолетов Northrop T-38 Talon и 23 ед. Canadair NF-5A/B. Важную роль в обучении играют самолеты KAI KT-1 и SIAI-Marchetti SF.260 – 40 и 35 ед. соответственно. Запланировано обновление парка учебных машин. Для этого размещены заказы на самолеты TAI Hürkuş собственной разработки и на пакистанские PAC MFI-17 Mushshak. Компания TAI уже передала заказчику первую машину своей сборки.
ВВС Турции активно развивают направление беспилотных летательных аппаратов. На вооружении имеются БПЛА разведывательного назначения и машины с ударными возможностями. Основную массу этого парка составляют разведывательные аппараты. Это Bayraktar Mini (до 140 ед.), Vestel Karayel и Malazgirt (менее 10 ед. каждого) турецкого производства, а также израильские IAI Heron (до 10 единиц).
В строю остаются истребители F-4E
Модификация | F-4E |
Размах крыла, м | 11.71 |
Длина, м | 19.20 |
Высота, м | 5.03 |
Площадь крыла, м2 | 49.24 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 13397 |
максимальная взлетная | 17964 |
Тип двигателя | 2 ТРД General Electric J79-GE-17А |
Тяга нефорсированная, кН | 2 х 8120 |
Максимальная скорость , км/ч | 2410 |
Практическая дальность, км | 4180 |
Боевой радиус действия, км | 958 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 15200 |
Практический потолок, м | 21600 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | одна 20-мм пушка М61А1 4-6 х УРВВ AIM-7E/F/M Sparrow 4 х AIM-9 Sidewinder на крыльевых узлах подвески Боевая нагрузка : до 1370 кг вооружения на центральном пилоне и до 5888 кг оружия, расположенного под крылом на 6 узлах подвески 6 х УРВЗ AGM-65 Maveric 1 20 кт ядерная бомба В57 или 100/500 кт В61 11 454-кг бомб с ЛН GBU-16 Paveway II 24 227-кг бомбы Mk.82 или 13 360-кг бомб М117 или 13 360-кг зажигательных бомб BLU-10/B 4 контейнера GBU-5/A c 30-мм пушкой GAU-13A и 300 патронов или 4 контейнера SUU-16A или -23A c 20-пушкой M61A1 или GAU-4 и 1200 патронов До 5 1401 литровых ПТБ |
В парк ударных БПЛА входит около сотни изделий Bayraktar TB2 и не более 15-16 аппаратов TAI ANKA. Поставки такой техники продолжаются. Подобные беспилотники активно используются военно-воздушными силами в небе над горячими точками, что приводит к потерям. Последнее такое происшествие имело место буквально на днях.
Модификация | Bayraktar TB2 |
Размах крыла, м | 12.00 |
Длина, м | 6.50 |
Высота, м | |
Масса, кг | |
пустого | |
максимальная взлетная | 650 |
Тип двигателя | 1 ПД Rotax 912 |
Мощность, л.с. | 1 х 100 |
Максимальаня скорость, км/ч | 250 |
Крейсерская скорость, км/ч | 130 |
Продолжительность полета, ч | 24 |
Радиус действия, км | 150 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | |
Практический потолок, м | 7300 |
В распоряжении ВВС имеются различные средства ПВО. Наиболее массовым ЗРК в ВВС Турции является британский Rapier 2000 – 515 пусковых установок в составе 86 батарей. Остаются на службе достаточно старые MIM-23 Hawk XXI – 16 батарей. Осуществлена поставка российских комплексов С-400 в виде 4 батарей. На вооружении сохраняются сотни зенитных артиллерийских систем, в т.ч. модернизированных с применением современных компонентов.
С 2012 г. ВВС эксплуатируют космический аппарат Göktürk-2. Это изделие предназначается для ведения оптической разведки в нескольких диапазонах. В 2016 г. спутниковая «группировка» пополнилась второй единицей – аппаратом Göktürk-1. Он решает те же задачи, что и предшественник, но отличается более высокими характеристиками.
Перспективы развития
Турецкое командование планирует развивать ВВС, но этот процесс может сталкиваться с серьезными проблемами. Так, одна из программ развития боевой авиации фактически остановилась, а продолжение других остается под вопросом.
Большие надежды возлагались на закупку американских истребителей F-35. Имелся заказ на 30 машин; общие планы предусматривали закупку 120. На новую технику предполагалось перевести несколько эскадрилий, в настоящее время неактивных из-за отсутствия пригодных для эксплуатации самолетов. Однако США отказались поставлять свою авиационную технику из-за споров вокруг другого международного контракта.
Предпринимается попытка создания собственного истребителя 5 поколения. За проект TF-X отвечает компания TAI, пока не имеющая необходимого опыта. Сейчас проект находится на ранних стадиях, но первый полет опытного образца обещают провести в 2023-25 гг. К началу тридцатых готов серийная техника должна поступить в войска.
Уже несколько лет ведется разработка перспективного спутника радиолокационной разведки Göktürk-3. Запуск этого аппарата неоднократно откладывался и до сих пор не осуществлен. Его ввод в строй должен заметно повысить потенциал имеющейся немногочисленной космической группировки.
Общие выводы
На данный момент военно-воздушные силы Турции имеют специфический вид, вследствие чего присутствуют как преимущества, так и недостатки. В нынешнем состоянии они способны решать поставленные задачи и осуществлять боевую работу того или иного рода, однако в этом контексте присутствуют существенные ограничения.
На фоне других стран региона турецкая боевая авиация выглядит многочисленной и развитой. Имеются хорошая в количественном отношении (ок. 300 ед.) тактическая авиация и различные вспомогательные части. В то же время, ВВС вооружены преимущественно старой техникой, которая, несмотря на все модернизации, заметно уступает полноценным современным образцам. Предпринимаются попытки получения новой техники, но они затруднены. В частности, закупка перспективных самолетов F-35 невозможна из-за разногласий с США.
Макет разведывательного спутника Göktürk-2
Иная ситуация наблюдается в сфере вспомогательной авиации. Имеется и выполняется несколько контрактов на поставку новой техники разного рода. Впрочем, и по результатам этого доля старых образцов остается весьма высокой. На изменение соотношения старой и новой техники потребуется определенное время и немалое финансирование.
Положение дел в сфере БПЛА располагает к сдержанному оптимизму. Выпускаются и эксплуатируются аппараты нескольких моделей основных классов, что позволяет в некоторой мере компенсировать отставание в пилотируемой авиации. Однако активная эксплуатация БПЛА в зоне боевых действий приводит к потерям.
Как показывают события последних лет, турецкие ВВС вполне способны выполнять боевые задачи разного рода в различных условиях. Тем не менее, преимущества перед окружающими странами не являются решающими. Боевая работа регулярно сопровождается потерями и не всегда завершается успешным выполнением задания. Впрочем, военное и политическое руководство Турции считает подобные издержки допустимыми и оправданными при достижении поставленных целей. Насколько верным является такой подход – должно показать время.
Автор: Рябов Кирилл