Немцы в Поволжье

         Как в России появилась немецкая республика?

Мало кто знает, но вплоть до 1941 года в Советской России на Волге существовало автономное образование, большинство населения которого составляли этнические немцы. Но как представители этого европейского народа попали в нашу страну и сумели организовать республику?

                                                                       Немцы в России

Слово «немец» издавна на Руси означало «немой». Так называли иностранцев, не знавших русского языка. Однако поскольку исторически сложилось так, что подавляющее большинство выходцев из Европы оказалось уроженцами германских земель и постепенно ассимилировало проживавших рядом представителей других европейских народов, со временем «немцами» в России стали называть людей, исторической родиной которых являлась Германия. Первые представители германских народов приходили на Русь в качестве миссионеров Папы Римского, предлагая русским князьям принять католичество.

В период правления Ярослава Мудрого в Киеве — как торговом центре — возникла католическая община поляков, итальянцев и немцев, которым позволили исповедовать свою веру при условии не обращения в нее православных. Наряду с торговыми, теснейшим образом развивались и династические связи. Так, сын Ярослава Мудрого — Святослав женился на сестре епископа Бурхарта из Трира, двое других Ярославичей были женаты — один на дочери саксонского маркграфа Отгона, другой — графа Леопольда из Штадена. А дочь князя Всеволода — Евпраксия стала женой германского императора Генриха IV. 

После свержения татаро-монгольского ига возобновилось сотрудничество с германскими государствами. В конце XV в. немецкие рудокопы обнаружили на Печоре залежи серебряных руд. Активно вели торговлю с Россией немецкие купцы. При Иване IV Грозном (1433-1584) из немецких земель прибыли на службу в Россию более ста человек. Это были врачи и аптекари, теологи и правоведы, архитекторы и камнетесы, золотых дел мастера, специалисты по отливке колоколов и другие. Приехавших на службу русскому царю иностранцев расселяли по разным городам. В Москве Немецкая слобода впервые была создана в конце 1550-х гг. при Иване Грозном.

Но в 1578 г. в отместку за неудачи в Ливонской войне он отдал приказ о разорении слободы. Борисе Годунове основывается Новая Иноземная слобода, которая находилась на реке Яузе и ручье Кокуй. Жители Немецкой слободы занимались преимущественно ремеслами и мукомольным промыслом. C 1652 г. территория Немецкой слободы была объявлена «Белой», т.е. поденной от повинностей и налогов, что давало иностранцам правовые и материальные преимущества перед русскими посадскими людьми и купцами. Немцы — лютеране и кальвинисты — получили реальную возможность для обустройства своих храмов, содержания пасторов, создания церковно-приходских школ и деятельности церковно-приходских советов.

Что же касается немцев-католиков, то им, как и католикам других стран было разрешено придерживаться своей религии, но патеров было позволено иметь только с 1680-х гг. в правление Софьи Алексеевны. Реформы Петра I резко способствуют увеличению количества прибывших Россию иностранцев, прежде всего из германских государств. Они получают большие привилегии. Наиболее яркое проявление иноземной службы — служба военная.

Еще в середине XVII в. в период возвышения Русского государства и упадка и разорения германских государств многие немцы устремились в Россию. Оказавшись на государственной службе, они использовались, прежде, как носители военного опыта Западной Европы. Особенности менталитета пришельцев позволили привнести в русское служилое сословие новые черты: универсализм, верность не только государю, но и государству как таковому. В эпоху Петра I, во многом благодаря влиянию выходцев из Западной Европы в России начался процесс перехода к службе на благо отечества, а не только за жалование или поместье. Особые надежды русский царь возлагал на немцев в деле внутреннего переустройства державы. Петр I широко использовал немцев при проведении денежной реформы, в медицинском обслуживании, в организации торговли и ремесел. Однако социальный статус немецких переселенцев нигде не был особо оговорен. Приехав в Россию, они должны были интегрироваться в российское общество. В ближайшем окружении Петра I было несколько иностранных купцов, помогавших экономическим преобразованиям царя-реформатора. Немцы и другие выходцы из Западной Европы в годы правления Петра подняли на современный уровень такие отрасли российской экономики как горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, оружейное и пушечное дело, многие другие. Подавляющее число казенных предприятий, медицинских, учебных заведений в Москве, Санкт-Петербурге и других городах в годы царствования Петра I были открыты при участии немцев, голландцев, англичан и других западноевропейцев. Они продолжали действовать и при наследниках Петра Великого. После смерти Петра I его традиция приглашения в Россию иностранцев на государственную службу, в производственную сферу, торговлю, науку и культуру была продолжена. Все больше иностранцев, прежде всего немцев, приезжало в Россию, для многих из них она стала второй родиной и судьбой. Без этих людей немыслима наша гражданская и военная история, их кровь смешалась в многочисленных браках с русскими, с которыми они вместе создавали Российскую империю.

При Екатерине II начался массовый приезд в Россию сельского населения германских государств и создание немецких колоний. 

Этот процесс продолжался при других русских императорах с перерывами до 70-х годов ХIХ в. Таким образом, формирование различных групп немецкого населения происходило в течение нескольких столетий в разных частях обширной Российской империи. Контакты и взаимовлияние между этими группами были ограничены, причиной тому были социальные, конфессиональные, территориальные и другие различия. Немецкое население России делилось по социальному признаку на три основных группы. Во-первых — это колонисты, получившие с 1871 г. статус поселян-собственников. Они прибывали в Россию в рамках колонизационных мероприятий Российской империи с 1763 г. и до середины 70 г. XIX в.

Во-вторых, мещане — многочисленные выходцы из различных германских и других европейских государств, приехавшие в Россию в XVII в. и позже в качестве специалистов на заработки или просто м лучшей долей, а затем оставшиеся в Российской империи навсегда. И третья группа — дворяне. Часть немцев-дворян получили этот титул на службе русского государства, а часть принесла его с прежней родины. Они, находясь в большинстве своем на государственной службе, проживали не только в столичных городах Москве и Петербурге, но и по всей стране. Эта группа немецкого населения пополнилась после присоединения к России в начале XVIII в. Прибалтики (Остзейских провинций).

По конфессиональному признаку выделяется четыре группы. Самая крупная группа — это лютеране, затем католики. Определенная часть немцев приняла православие, стремясь таким образом сделать карьеру на государственной службе. Особую этно-конфессионалъную группу представляли собой меннониты , поселенные первоначально в Новороссии и Поволжье, а затем расселившиеся в Оренбургские степи, Сибирь и Среднюю Азию и другие районы страны.

По территориальному признаку можно выделить шесть основных, наиболее крупных групп немецкого населения России. Они имели свои ярко выраженные особенности и устойчиво существовали до 1941 года. Это немцы Прибалтики, которые вошли в состав России уже сформировавшейся группой, со своими национальными, культурными и территориальными особенностями. Вторая группа — это немцы Петербурга и Москвы. Для этой группы была характерна большая подвижность — постоянное пополнение за счет приезда в XVIII — начале XX вв. со всей Европы, и в том числе из германских государств, иностранцев, и отъезд определенной части немцев на родину. Эта группа наиболее полно воспринимала все новые достижения Запада в области науки, языка, образования. Еще одна группа — немцы Поволжья. Она сформировалась к началу XIX века из разношерстной массы колонистов, прибывших на Волгу в 60-е годы XVIII века. После победоносных войн с Турцией, с конца XVIII в. начала формироваться группа — немцы Новороссии.

Сравнительно однородную религиозную и этническую группу швабов из Баден-Вюртемберга составили немцы Закавказья, поселенные одновременно с немцами Новороссии. Последняя волна немецкой колонизации в России привела к созданию еще одной группы — немцев Волыни, прибывших сюда из привислинских губерний Царства Польского. Во второй половине XIX в. стали создаваться дочерние колонии на Северном Кавказе, в Сибири, Оренбуржье из групп немцев, описанных выше. До 1917 г. они не успели сформироваться в единые своеобразные общности, а заимствовали культуру и традиции в материнских колониях. Итак, как видим, немцы никогда не представляли в России единого народа. Изучение формирования отдельных групп немецкого населения позволяет правильно понять происходившие в них процессы, выявить причины их поселения в России. Попытки рассмотрения немецкого населения как единого этноса в России до 1941 г. неминуемо приводит к нарушению историзма, а настоящая история в таких случаях подгоняется под заранее определенные схемы. Трагедии объединяют людей. Депортация 1941 г. ускорила процесс сближения различных социальных, конфессиональных и территориальных групп немцев, что позволяет только сейчас говорить о существовании этноса российских немцев. Уже отмечалось, что предлагаемая Вашему вниманию книга посвящена одной из самых крупных немецких этно-региональных групп — немцам Поволжья.

Первые немецкие колонисты на Волге появились после выхода 22 июля 1762 года манифеста Екатерины II «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу», согласно которому иностранцам разрешался свободный въезд в Россию, а в случае отсутствия у них средств им было дозволено обращаться к российским дипломатам для предоставления денег.

Уже в 1763 году первые немецкие переселенцы прибыли в страну и оказались в Санкт-Петербурге и Ораниенбауме, где их привели к присяге и начали знакомить с местными законами и традициями.  

За три года в Россию прибыло свыше 30 тысяч немцев и других иностранцев, которые группами начали отправляться к новому месту жительства – в Поволжье, где им были предоставлены земли для постройки колоний. Путь, оказавшийся очень тяжелым, сопровождался высокой смертность, в результате чего более трех тысяч колонистов погибли, не достигнув берегов Волги.

                                                                  Немецкие колонисты 

К 1773 году в Поволжье насчитывалось 105 колоний, где немцы занимались выращиванием, кроме традиционных для России ржи и пшеницы, картофеля, овса, табака, льна и других культур. Также на данных территориях получило развитие маслобойное, кожевенное и мучное производство. Поволжье стало одним из самых богатых регионов страны.

                                                                       Колония Альт-Варенбург

После Октябрьской революции и продвижения большевиками политики самоопределения народов 19 октября 1918 года Совет народных комиссаров утвердил образование на территории РСФСР Трудовой коммуны области немцев Поволжья, первоначально в составе Саратовской губернии. В новое автономное образование вошли три уезда с преобладающим немецким населением, а его центром с 22 июня 1922 года стал город Покровск (ныне Энгельс).

19 декабря 1923 года Трудовая коммуна была выделена из состава Саратовской губернии в Автономную Социалистическую Советскую Республику Немцев Поволжья. Население нового образования составило свыше полумиллиона граждан, среди которых 66% составляли этнические немцы. В качестве государственных были утверждены немецкий и русский, а после принятия Конституции 1926 года еще и украинский язык.

 

                                             Карта Автономной Республики Немцев Поволжья

Высшим органом исполнительной власти в республике был Совет народных комиссаров АССР НП в составе восьми наркомов. Законодательную власть представлял Исполком Советов республики поволжских немцев. На территории республики действовал музей, выходили периодические печатные издания и литература на немецком языке. Уровень грамотности среди населения был очень высок, в республике действовали 5 высших учебных заведений и 171 школа, существовали десятки клубов и даже Немецкий национальный театр.

        

                                                                                 Флаг Автономной Республики Немцев Поволжья

Плачевными для поволжских немцев стали итоги коллективизации, поскольку многие хорошие хозяева оказались лишены имущества и были высланы в другие регионы страны, а прикрепленные к колхозам сельские жители оказались заложниками новой системы. Положение усугубил голод 1931-1933 годов, вызвавший гибель десятков тысяч крестьян.

На территории Поволжья проходили массовые выступления недовольных новой политикой государства, но все они были подавлены.

Сталинские репрессии не обошли стороной республику поволжских немцев, и многие партийные деятели, активно участвовавшие построении автономии, в том числе Адам Андреевич Вельш и Давид Розенберг, были расстреляны.

              

Большая часть репрессированных была обвинена в связях с нацистской Германией и подпольной деятельности. Из армии, особенно из приграничных частей, увольнялись немецкие командиры.

                                                                           Депортация немцев Поволжья                                                                выдача пайков переселенцам

После начала Великой Отечественной войны этнические немцы оказались под подозрением в возможной подрывной деятельности.       

Поэтому указ от 28 августа 1941 определил ликвидацию автономной республики, а сами немцы подверглись депортации. На сборы им отводилось 24 часа, после чего они были отправлены в Сибирь, Казахстан и на Урал. 

Территория республики была разделена между Саратовской и Сталинградской областями.

После смерти Сталина предпринималось несколько попыток воссоздания республики поволжских немцев, в том числе на территории Казахской Советской Социалистической Республики. Уже в годы Перестройки Всесоюзное общество советских немцев «Возрождение» предприняло очередную попытку возродить республику на территории Поволжья и добиться реабилитации незаконно репрессированных и переселенных немцев, но и она окончилась неудачей.

                                                                                         Логотип объединения "Возрождение"

До сих пор российские немцы, которых насчитывается порядка 400 тысяч человек, не имеют своей автономии и часто живут там, куда их выбросила сталинская власть. С начала девяностых они налаживают культурные связи с Германией, выпускают газеты на родном языке и участвуют в международных семинарах и конференциях.

                                                    Конгресс немцев Поволжья, 1993 год 

М.С. Горбачев и Гельмут Йозеф Михаэль Коль подписали в Бонне договор о добрососедстве между СССР и ФРГ

Но до сих пор немцы являются единственным из репрессированных народов, не реабилитированным ни после смерти Сталина, ни после развала СССР.

                                         Современные поволжские немцы в национальных костюмах