Штурм Зееловских высот

 

                

                          Сражение за Зееловские высоты.

             Как Красная Армия прорывалась к Берлину

Сражение за Зееловские высоты. Как Красная Армия прорывалась к Берлину

                  Советская САУ ИСУ-122 в пригороде Берлина. Позади САУ надпись на стене: «Берлин останется немецким!»

Агония Третьего рейха. 75 лет назад, 18 апреля 1945 года, Красная Армия взяла Зееловские высоты. Завершив прорыв одерского рубежа обороны вермахта, 20 апреля войска 1-го Белорусского фронта вышли на подступы к Берлину.

«Берлин останется немецким»

15 апреля 1945 года Адольф Гитлер обратился к солдатам с воззванием, призывая их к беспощадной борьбе и заверяя в том, что «Берлин останется немецким». Он требовал расстреливать на месте всех, кто отдаст приказ на отступление либо оставит позиции. В прифронтовых районах действовали военно-полевые суды, действие которых было распространено на гражданское население. Генерал-фельдмаршал Кейтель и Борман приказали защищать каждый город до последнего человека, сдача каралась смертью. Пропаганда тоже призывала драться до последнего человека. Русских солдат изображали ужасными чудовищами, которые истребляют всех немцев без разбора. Это вынудило миллионы людей покинуть родные места, многие старики, женщины и дети умерли от голода и холода.
Германские войска создали мощную оборону на пути советских армий. Перед 1-м БФ под началом Жукова на участке от Шведта до Гросс-Гастрозе было около 26 немецких дивизий (расчётных). Плюс гарнизон Берлина. Всего в полосе наступления 1-го БФ было свыше 500 тыс. солдат и офицеров, более 6 тыс. орудий и минометов, 800 танков и самоходок. В полосе наступления 2-го БФ под командованием Рокоссовского от Берг-Дивенова до Шведта немцы имели 13,5 расчётных дивизий. Всего около 100 тыс. бойцов, 1800 орудий и минометов, около 130 танков. В полосе наступления 1-го УФ под командованием Конева от Гросс-Гастрозе до Крнова гитлеровцы имели свыше 24 дивизий. Всего 360 тыс. человек, 3600 орудий и минометов, 540 танков.
В тылу группа армий «Висла» и «Центр» из ранее разбитых дивизий формировали резервы. Севернее Берлина располагалась армейская группа Штейнера (2 дивизии), южнее Берлина, в районе Дрездена – корпусная группа Мозер (3 дивизии). Всего на берлинском направлении в 20–30 км от фронта было расположено 16 резервных дивизий. Помимо кадровых дивизий, германское командование мобилизовало всё что можно, специальные, учебные и запасные части, школы и училища и т. д. Формировались батальоны ополчения, истребителей танков, части «Гитлерюгенда».
Немцы имели мощную оборону по западному берегу реки Одер и Нейсе. Три оборонительные полосы были глубиной до 20—40 км. Между ними располагались запасные рубежи. Поселения на берлинском направлении были превращены в опорные пункты и узлы обороны, города – в «крепости». Наиболее насыщенная различными инженерными сооружениями был участок между Кюстрином и Берлином (здесь русские были ближе всего к германской столице). Крупными узлами сопротивления были Штеттин, Франкфурт, Губен, Гартц, Котбус и др. Общая глубина обороны, включая Берлинский укрепрайон, достигала 100 км. Саму германскую столицу защищали три кольца обороны: внешний, внутренний и городской. Город делился на восемь секторов обороны, их связывал 9-й – центральный (Рейхстаг, Имперская канцелярия и другие крупные здания). Мосты через Шпрее и каналы были подготовлены к уничтожению. Оборону Берлина возглавил генерал Рейман. Имперским комиссаром обороны столицы был Геббельс. Общее руководство обороной Берлина осуществляли сам Гитлер и его окружение: Геббельс, Борман, начальник Генштаба Кребс, генерал Бургдорф и статс-секретарь Науман.

   Тяжелый полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 буксирует 88-миллиметровое зенитное орудие FlaK по городским улицам Штеттина

Члены «Гитлерюгенда» из отряда истребителей танков едут на велосипедах с закрепленными фаустпатронами по улице Франкфурта-на-Одере

Группа немецких снайперов из 1-й парашютно-танковой дивизии «Герман Геринг» в Кюбшюце, пригороде отбитого у советских войск немецкого города Баутцен

                           Немецкие 105-мм гаубицы leFH 18/40, захваченные в боях за Зееловские высоты

Советские силы

1-й БФ имел три группировки войск, которые должны были взломать вражескую оборону на подступах к германской столице, взять Берлин и на 12–15 день операции выйти к Эльбе. Главный удар на центральном участке наносили с кюстринского плацдарма 47-я армия генерала Перхоровича, 3-я ударная армия Кузнецова, 5-я ударная армия Берзарина, 8-я гвардейская армия Чуйкова, 2-я и 1-я гвардейские танковые армии Богданова и Катукова. На правом фланге, севернее Кюстрина, удар наносили 61-я армия Белова и 1-я армия Войска Польского генерала Поплавского. На левом фланге, южнее Кюстрина, наступали 69-я и 33-я армии Колпакчи и Цветаева.
Армии Конева должны были взломать вражескую оборону на котбуском направлении, уничтожить немецкие войска в районе южнее Берлина, на 10–12 день наступления выйти на рубеж Белиц – Виттенберг – Дрезден. Главная ударная группировка 1-го УФ нацеливалась на район южнее Берлина. В её состав входили: 3-я гвардейская армия Гордова, 13-я армия Пухова, 28-я армия Лучинского, 5-я гвардейская армия Жадова, 3-я и 4-я гвардейские танковые армии Рыбалко и Лелюшенко. Вспомогательный удар на дрезденском направлении наносили 2-я армия Войска Польского генерала Сверчевского и 52-я армия Коротеева.
2-й БФ под командованием Рокоссовского получил задачу форсировать Одер, взять Штеттин, освободить территорию Западной Померании. Советские армии должны были отсечь 3-ю танковую армию от остальных сил группы армий «Висла», уничтожить гитлеровцев в прибрежных районах Балтийского моря. Обеспечить захват Берлина с северного фланга. Главная ударная группировка фронта носила удар в направлении на Деммин, Росток, Фюрстенберг – Виттенберг. В её состав входили 65-я армия Батова, 70-я армия Попова, 49-я армия Гришина, 1-й, 3-й и 8-й гвардейские танковые корпуса Панова, Панфилова и Попова, 8-й мехкорпус Фирсовича и 3-й гвардейский кавалерийский корпус Осликовского. На северном фланге фронта наступала 2-я ударная Федюнинского. На приморском фланге действия фронта поддерживал Балтфлот.
Наступления сухопутных войск поддерживали крупные силы авиации: 4-я воздушная армия Вершинина, 16-я воздушная армия Руденко, 2-я воздушная армия Красовского, 18-я армия Голованова, авиация Балтфлота.

Прорыв немецкой обороны армиями Жукова

16 апреля 1945 года войска Жукова и Конева пошли на штурм вражеских позиций. Предварительно была проведена мощная артиллерийская и авиационная подготовка. Она была эффективной. Советская пехота и танки места вклинились в оборону врага на 1,5–2 км, не встречая сильного сопротивления гитлеровцев. От 30 до 70% передовых немецких сил были выведены из строя огнем советской артиллерии и ударов авиации.
Армии Жукова в первый же день операции прорвали главную полосу обороны немецкой армии. Однако на Зееловских высотах, где проходила вторая линия обороны противника, наши войска были задержаны. Здесь были хорошо укрепленные высоты, гитлеровцы имели сильную систему артиллерийского и пулемётного огня. Подступы к высотам были прикрыты минами, проволочными и другими заграждениями, противотанковым рвом. Отступившие с передовых позиций немецкие части были подкреплены из резерва свежими дивизиями, бронетехникой и артиллерией.
Чтобы не было задержки, маршал Жуков бросил в бой танковые армии Катукова и Богданова. Но гитлеровцы ожесточенно сопротивлялись. Командование 9-й немецкой армии бросило в контратаку две моторизованные дивизии – 25-я и панцергренадерская дивизия «Курмарк». Немцы яростно дрались, надеясь на рубеже Зееловских высот остановить русских. Это рубеж считался «замком к Берлину». Поэтому бои 17 апреля приняли самый упорный характер.
В результате темпы наступления 1-го БФ оказались ниже запланированных, но в целом советские армии выполняли поставленную задачу и пробивались вперёд. Солдаты и командиры знали, что впереди главная цель – Берлин. Победа была близка. Поэтому советские воины вгрызались во вражескую оборону. Зееловские высоты взяли к утру 18 апреля. Армии Жукова прорвали вторую оборонительную линию врага и две промежуточные позиции в тылу немецкой армии. Командование фронта приказало 3-я, 5-й ударной и 2-й гвардейской танковой армиям пробиваться к северо-восточной окраине Берлина, 47-й армии и 9-му танковому корпусу Кириченко охватить германскую столицу с севера и северо-запада. Войска 8-й гвардейской и 1-й гвардейской танковой армии продолжали прорываться к Берлину с востока.
18 апреля германское верховное командование потребовало перебросить все имеющиеся резервы в районе Берлина, включая гарнизон, для усиления 9-й армии Буссе. В этот день гитлеровцы ещё яростно пытались задержать русских на подступах к Берлину. 19 апреля упорные бои шли за Мюнхенберг, который прикрывал немецкую столицу с востока. Взяв город, наши войска начали штурм третьей полосы вражеской обороны. Разбитые немецкие части стали отходить на внешний обвод Берлинского оборонительного района. 20 апреля русские войска прорвали третий рубеж обороны гитлеровцев и устремились к Берлину. В этот день дальнобойная артиллерия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии Кузнецова открыла огонь по столице Германии. В этот же день по Берлину открыла огонь артиллерия 47-й армии Перхоровича.

Грузовик американского производства «Студебеккер» с орудием на буксире из состава 1-й армии Войска Польского на марше в Германии

                             Переправа танка ИС-2 1-й Армии Войска Польского через канал Гогенцоллернов

                               Советская САУ ИСУ-122 движется по улице населенного пункта в Бранденбурге

Начало штурма германской столицы

21 апреля передовые части 1-го БФ фронта ворвались в северную и северо-восточную окраины Берлина. Командование фронта решило, что на штурм города пойдут не только общевойсковые армии, но и танковые армии. Одновременно 61-я армия и 1-я польская армия успешно продвигались к реке Эльбе.
22 апреля Гитлер провёл последнее военное совещание. Фюрер решил остаться в столице и лично возглавить борьбу. Он приказал Кейтелю и Йодлю лететь на юг и оттуда руководить войсками. Также Гитлер приказал снять с Западного фронта все оставшиеся войска и бросить их в бой за Берлин. 12-я армия Венка, которая держала оборону на Эльбе и Мульде, получила задачу повернуть на восток, идти на соединение с 9-й армией, к южным пригородам Берлина. 9-й армии приказали прорываться к Берлину с юго-востока. Также с севера от столицы намечалось атаковать правое крыло 1-го БФ группой из трёх дивизий (4-я моторизованная дивизия СС «Полицейская», 7-я танковая и 25-я моторизованная). 23 апреля Кейтель направился на Западный фронт в штаб 12-й армии и обсудил с Венком план выдвижения армии на Берлин в район Потсдама.
23 апреля части армий Перхоровича, Кузнецова и Берзарина пробили берлинской городской обвод и начали продвигаться в центральную часть Берлина с запада, севера и северо-востока. При преодолении Шпрее важную роль сыграли корабли Днепровской флотилии контр-адмирала Григорьева. 8-я гвардейская армия Чуйкова вышла в район Адлерсхоф, Бонсдорф, атаковала юго-восточную часть немецкой столицы. Ударная группировка левого фланга фронта (3-я, 69-я и 33-я армии) наступала на юго-запад и юг, блокируя франкфуртско-губенскую группировку противника (часть сил 9-й и 4-й танковой армий).

Автоколонна Красной Армии на понтонной переправе над Западным Одером. На одной из табличек у переправы надпись: «Мы будем в Берлине»

                               Красноармейцы на понтонной переправе рядом со взорванным мостом над Одером

   Советские САУ ИСУ-122 на дороге под Берлином. На переднем плане в джипе сидят военнослужащие Войска Польского

САУ «Ваффентрегер» роты истребителей танков «Эберсвальде», захваченная частями Красной Армии в районе Вандиш-Бухгольц (юго-восточнее Берлина)

Наступление войск Конева

Армии Конева успешно прорвали вражескую оборону на реке Нейсе и 17 апреля вышли к третьей полосе германской обороны на реке Шпрее. Чтобы ускорить падение Берлина, советская Ставка приказала Коневу повернуть свои танковые армии на север, чтобы прорваться к германской столице с юга. Советское верховное командование решило использовать тот факт, что против 1-го УФ немцы имели не такие мощные силы, как на кюстринском направлении. В результате главные силы Конева прорвав оборону врага с востока на запад, круто повернули на север. Перед советскими подвижными соединениями не было новых оборонительных рубежей врага, а те которые имелись, были расположены фронтом на восток, и наши войска спокойно проходили на север мимо них и между ними.
Армии Рыбалко и Лелюшенко 18 апреля форсировали Шпрее и начали движение к Берлину. 3-я гвардейская армия Гордова продвигалась на запад и северо-запад, отражая контратаки вражеской группы из района Котласа. 13-я армия Пухова, обеспечив ввод в брешь подвижных соединений, развивала наступление на северо-запад. Но над флангами армии нависали крупные силы противника в районах Котласа и Шпремберга. 19 апреля 5-я гвардейская армия Жадова и левый фланг 13-й армии блокировали шпрембергскую группировку врага. Таким образом, советские войска окружили и начали уничтожение сильных групп противника в районах Котласа и Шпремберга.

Командующий 1-м Украинским фронтом маршал И. С. Конев и командующий 4-й танковой армией Д. Д. Лелюшенко на наблюдательном пункте при прорыве обороны немцев на реке Нейсе

   Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев (в центре) с американскими и советскими офицерами в Лейпциге

20 апреля советские танки прорвались к Цоссенскому оборонительному району (здесь находилась ставка Генштаба немецких сухопутных войск) и на следующий день заняли его. 21 апреля гвардейцы Лелюшенко и Рыбалко пробились к южному участку Берлинского укрепленного района. Наши войска вели тяжелые бои с гитлеровцами в районе Лукенвальде и Ютербога. В этот день в сражение из второго эшелона ввели 28-ю армию Лучинского.
В ночь на 22 апреля части армии Рыбалко форсировали канал Нотте и на участке Миттенвальде и Цоссен прорвали внешний оборонительный обвод. Выйдя на Тельтов-канал, гвардейцы Рыбалко, поддержанные пехотой 28-й армии, артиллерий и авиацией фронта, прорвались к южной окраине германской столицы. Наступавшие левее части 4-й гвардейской танковой армии Лелюшенко захватили Ютербог, Луккенвальде и наступали на Потсдам и Бранденбург. В районе Луккенвальда наши танкисты заняли концлагерь, где освободили свыше 15 тыс. заключенных (свыше 3 тыс. были русскими). В этот же день части 3-й гвардейской армии Гордова завершили уничтожение котбусской группировки противника и взяла Котбус. Затем войска Гордова начали движение на северо-восток.
24 апреля основные силы 3-й гвардейской армии преодолели канал Тельтов и вели бои на линии Лихтерфельде, Целендорф. К исходу дня советские войска прорвали внутренний оборонительный обвод, который прикрывал столицу Германии с юга. 4-я гвардейская танковая армия взяла южную часть Потсдама. В этот же день части 1-го УФ соединились юго-восточнее Берлина в районе Бонсдорф, Букков и Бриц с войсками левого фланга ударной группировки 1-го БФ. В итоге франкфуртско-губенская группировка было полностью отделена от основных сил 9-й немецкой армии.
На левом фланге 1-го УФ немцы ещё наносили сильные контрудары. 19 апреля на дрезденском направлении гитлеровцы атаковали из района Гёрлиц — Баутцен. Несколько дней кипели жестокие бои. По наступавшим без поддержки авиации обескровленным и истощенным в прежних боях советским войскам ударили хорошо укомплектованные резервы элитных немецких дивизий. Здесь был образован последний «котёл» Великой Отечественной войны, в который попали советские войска. В упорных боях за города Вейсенберг и Баутцен и во время выхода из окружения была потеряна большая часть личного состава и техники 7-го гвардейского мехкорпуса и 294-й стрелковой дивизии. Немцы смогли прорвать оборону 52-й армии и вышли в тылы 2-й польской армии. Гитлеровцы продвинулись в направлении на Шпремберг более 30 км, но затем были остановлены.

                               Подбитая самоходная установка 1-го польского танкового корпуса в городе Баутцен

                     Гренадеры 1-й танково-парашютной дивизии «Герман Геринг» после боя в деревне южнее Баутцена

Солдаты 1-й танково-парашютной дивизии «Герман Геринг» осматривают танк ИС-2 советского производства 1-го польского танкового корпуса, захваченный в бою в пригороде Клайнвелька немецкого города Баутцен. Слева стоит поставлявшийся по ленд-лизу британский легкий бронетранспортер Universal Carrier

Наступление войск Рокоссовского

2-й БФ перешёл в наступление 18 апреля 1945 года. В сложных условиях советские войска преодолели восточный рукав Одера (Ост-Одер), прошли по дамбам залитую водой низину и форсировали западный рукав (Вест-Одер). Взломав немецкую оборону на западном берегу, наши войска стали пробиваться на запад. В упорных боях войска Рокоссовского связали немецкую 3-ю танковую армию.
Попытки гитлеровцев помочь столице с северного фланга и нанести удар по правому флангу 1-го БФ были сорваны активными действиями армий Рокоссовского. «Наше наступление не давало противнику перебрасывать резервы к Берлину и тем способствовало успехам соседа», — отмечал маршал К. К. Рокоссовский.

Танк ИС-2 1-го Белорусского фронта с десантом на борту движется по дороге на Берлин. На втором плане брошенная немецкая САУ StuG 40 Ausf. G поздних выпусков с орудийной маской Saukopfblende (свиное рыло)

Колонна бронетанковой техники 1-го Украинского фронта движется на подступах к Берлину. В колонне вдоль дороги движутся САУ ИСУ-152 и танки Т-34-85

                           Маршевая колонна тяжелых танков ИС-2 1-го Украинского фронта на подступах к Берлину

                                       Бойцы 3-го гвардейского кавалерийского корпуса отдыхают у реки Эльбы

                                                                                                                    Автор:  Самсонов Александр