Бронекатера ВОВ
Советские бронекатера второй мировой войны
Бронекатеров всех типов в СССР с 1934 по 1945 было построено 310 единиц. Они, как главная ударная сила флотилий, с первый дней Великой Отечественной войны сражались едва ли не на всех фронтах, участвовали в решающих сражениях.
Малый речной бронекатер проекта 1125 "БК-324" |
Большой речной бронированный катер проекта 1124 с НУРС Sovjet-gepantserde boot |
Советские бронекатера проектов 1124 и 1125 были вооружены в основном орудиями Ф-34 в башне Т-34 (с 1942 г); а ранее 76-мм пушками (КТ, Л-10 или Л-11 в башне Т-28, либо зениткой Лендера на открытой установке [на 30 БК], ) ; а также зенитными пулеметными башнями: сначала ПБ-3 (Максим), ПКБ-5 (ДТ), а затем ДШКМ-2 (спаренные ДШК). С 1942 иногда также устанавливались направляющие для пуска реактивных снарядов: на БК пр. 1124 пусковую установку М-13-М (боекомплект 16 ракет, т.е. без перезарядки) монтировали вместо кормовой танковой башни, на БК пр. 1125 установку М-8-М (с боекомплектом в 100 РС) ставили вместо кормовой пулеметной установки.
Вертикальное наведение пушки осуществлялось вручную, горизонтальное на БК с башней Т-28 - вручную, а с башней Т-34 - от электродвигателя. В БК пр. 1124 боекомплект составлял 112 76-мм унитарных выстрелов на башню, а в пр. 1125 - 100 выстрелов.
На катерах, сдаваемых промышленностью с весны 1942 года, на кормовой палубе были установлены рельсы и обухи для крепления мин. БКА пр. 1124 принимали 8 мин, а пр. 1125 - 4 мины.
Толщина брони зенитных башен -2Б - 10 мм.
Еще было небольшое количество легких бронекатеров типа Д (дореволюционной постройки) и разнотипных бронекатеров типа П (трофейных польских).
"Речные танки" ТТД | |||||||
Проект | Построено | Длина, м | Экипаж | Броня, мм | Водоизмещение стандартное / полное, т | Скорость макс / эконом | Вооружение типичное |
1124 (большой) | 99 в 1935-1945 | 25 | 13-20 | борт 8-14 мм, палуба 4 мм, башни Т28 20 мм, пулеметные башни 7—8 мм | 41-48 | 21 / 13 | 2 пушки 76,2 мм и 2 пулемета ДТ в 2 башнях Т-34 или Т-28 + зенитные пулеметы (с 1935 2х12,7-мм в башенке ДШКМ-2Б или ДШКМ-2БУ; на раниих катерах - 1х7,62-мм в башенке ПБ-3 либо 1x12,7-мм ДШКМ за щитом; дополнительно на башнях Т-28 - зенитные турели П-40 с выносными 7,62-мм ДТ) |
1125 (малый) | 204 в 1936-1945 | 23 | 10-13 | борт 7 мм; палуба и крыша 4 мм; рубка 8 мм | 27-36 | 19 / 13 | 1 пушка 76,2 мм и пулемет ДТ в башне Т-34 или Т-28 + зенитные пулеметы (три Максим в башенках ПБ-3 + иногда один ДШК сверхштатно; или с 1938 три пулемета ДТ в башенках ПБК-5; позднее два ДШК и иногда дополнительно один выносной ДТ либо ДТ) |
С-40 | 7 в 1942 | 24,6 | 12 | борт 7 мм; палуба и крыша 4 мм; рубка 8 мм | 30 / 33,8 | 35 / | 1 пушка 76,2 мм и пулемет ДТ в башне Т-34 + 4 зенитных пулемета в 2 башнях ДШКМ-2Б (ПБ-24) |
Малый бронированный катер проекта 1125 с десантом морпехов.
Советский бронекатер типа С-40 с пусковой установкой реактивных снярядов вместо кормовой зенитной башни. фото.
Бронекатера типов 1124 и С-40 Дунайской флотилии РККФ.
Девять речных канонерских лодок ГВИУ (Главное военно-инженерное управление) построило Акционерное Общество Металлургических, Механических и Судостроительных заводов Беккер и Ко в Ревеле. В ВМС СССР классифицировались как бронекатера.
ТТХ канонерок ГВИУ: Длина 20,4 м ; Ширина 3,2 м.
Водоизмещение: нормальное 21 т ; полное 30 т. Углубление при нормальном водоизмещении: носом 0,55 м, кормой 0,75 м. Число тонн на 1 см осадки = 0,2.
Вооружение: две 76-мм горные пушки обр. 1909 г. с башнеподобными щитами либо на тумбах с обычными щитами. Максимальный угол возвышения на всех станках составлял +30°. Угол горизонтального наведения носового орудия - 270°, кормового - 300°. Боекомплект по 250 осколочно-фугасных и шрапнельных выстрелов на ствол.
Два 7,62-мм пулемета «Максим» размещались в носовой и кормовой башенках. Еще два 7,62-мм «Максима» открыто устанавливались на палубе.
Бронирование: Пояс вдоль ватерлинии, надводный борт 4-5 мм против машинного отделения и обоих погребов, Рубка 6 мм, Палуба и надстройка у машинного отделения 4 мм, Пулеметная башенка 5 мм, Артиллерийские щиты башенного типа 6 мм, штатный щит 76-мм горной пушки обр. 1909 г. 4 мм
На канонерки ГВИУ ставились по два основных двигателя системы «Буффало» мощностью по 75-80 л.с при 750 об/мин. Каждый двигатель работал на свой винт.
Топливо - смесь керосина (70%) и бензина (30%).
Максимальная скорость по проекту должна была составлять 12,5 узла, но фактически к началу 1930-х годов она составляла 10,7 узла. Скорость экономическим ходом - 6,5 узла. Дальность экономическим ходом - примерно 600 миль.
Экипаж 20 человек.