Подводные лодки в ВОВ
Подводная война - советские подлодки во Второй Мировой
Подводные лодки серии I типа «Декабрист»
Серия советских больших торпедных дизель-электрических подводных лодок, построенных в 1927—1931 годах
«Декабристы» стали первыми подводными лодками Северного флота, успешно освоив этот регион с суровыми климатическими условиями. В ходе средних ремонтов лодки получили новые рубки, орудие Б-2 заменялось на более совершенное Б-24. К началу войны Д-1 погибла, а Д-6 находилась в капитальном ремонте, однако остальные 4 корабля приняли активное участие в Великой Отечественной войне.
Эти лодки были полностью разработаны в СССР и стали большим шагом вперёд по сравнению с проектами подводных лодок Российской Империи. Такие технические решения как: применение двухкорпусной архитектуры, установка поперечных водонепроницаемых переборок, размещение аккумуляторной батареи в герметичной яме, снабжение подводной лодки цистерной быстрого погружения и средствами регенерации воздуха до сих пор используются в отечественном подводном кораблестроении. «Декабристы», однако, имели существенное количество технических недостатков и конструкционных дефектов. Наиболее серьёзными проблемами были недостаточная скорость погружения и плохая остойчивость в подводном положении.
Тип корабля Большая торпедная подводная лодка
Обозначение проекта серия I, «Декабрист»
Разработчик проекта «Техбюро № 4 Балтийского завода»
Главный конструктор Б. М. Малинин
Скорость (надводная) 15,3 узла
Скорость (подводная) 8,9 узла
Рабочая глубина погружения 75 м
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 47 суток,
13 000 км при 9,5 узлах,
278 км подводная на 3 узлах
Экипаж 53 человека
Размеры
Водоизмещение надводное 933 т
Водоизмещение подводное 1354 т
Длина наибольшая
(по КВЛ) 76 м
Ширина корпуса наиб. 6,5 м
Средняя осадка
(по КВЛ) 3,8 м
Силовая установка
двухвинтовая дизель-электрическая
Дизели: 2 x 1100 л.с. 42-Б-6
Электромоторы: 2 x 525 л.с. ПГ20
Вооружение
Артиллерия 1 x 102-мм/45 Б-2, 120 снарядов, 1 45 мм орудие, 1 пулемёт
Торпедно-
минное вооружение Торпедные аппараты/калибр:
6/533мм (носовые)
2/533мм (кормовые)
Боекомплект (торпед): 14
Подводные лодки типа М — «Малютка»
Тип советских подводных лодок времён Второй мировой войны, самые малоразмерные подводные лодки в Советском Союзе в этот период. Подлодки типа «М» активно участвовали в Великой Отечественной войне. Предназначенные для ближней защиты берегов и морских баз, они оказались способны вести успешные боевые действия даже у побережья противника и во вражеских гаванях. Всего было построено 153 подводные лодок типа М, из них 78 до войны, 22 во время войны и 53 XV серии после войны.
На боевом счету ПЛ типа «Малютка» суммарно числится 61 потопленное судно. Общее водоизмещение потопленных кораблей — 135 512 брт. Кроме того, «Малютками» повреждено 8 судов общим водоизмещением 20 131 брт и уничтожено 10 боевых кораблей противника.
По другим данным подводные лодки типа «Малютка» имели достаточно низкую эффективность. Особенно это касается лодок первых двух серий.
За годы войны ни одна «Малютка» серий VI и VIбис не имела успеха. Из всех лодок лишь черноморской М-55 удалось дважды применить оружие и оба раза безрезультатно. То есть, 50 лодок этих серий не смогли внести никакого вклада в разгром врага.
В отличие от предшественниц подлодки XII серии оказались вполне успешными и конкурентоспособными в сравнении со старшими по классу кораблями. Северные «Малютки» потопили четыре транспорта и три боевых корабля противника, еще один транспорт повредили. Черноморские — семь транспортов потопили, еще три и один боевой корабль повредили. Плюс транспорт, потопленный 45-мм пушкой. На Балтике «Малюткам» не удалось потопить ни одного судна. Итого на счету «Малюток» XII серии пятнадцать потопленных и пять поврежденных транспортов и боевых кораблей, по достоверным данным, подтвержденным обеими сторонами.
Итогом боевой деятельности лодок XV серии было потопление одного боевого корабля.
Серия VI-бис
13 августа 1933 года было принято решение о постройке 20 «Малюток» по усовершенствованному проекту. Лодки получили систему быстрого погружения, электрическое управление носовыми горизонтальными рулями, улучшенный гребной винт, изменённые очертания кормы. Скорость лодок возросла до 13,2/7,16 узлов, автономность составила 10 суток. Все лодки серии VI-бис вошли в строй к ноябрю 1934 года. 12 лодок были в составе Балтийского флота, 6 — в составе Тихоокеанского флота, таким образом, количество бригад подводных лодок в ТОФ увеличилось до четырёх, 2 — в составе Черноморского флота.
Серия XII (проект 40)
Конструктором нового проекта, также названного «Малютка», стал П. И. Сердюк. Серия состояла из 46 лодок. 28 из них вошли в строй до войны. Балтийский флот получил 9 подводных лодок, Черноморский — 10, Северный — 6, Тихоокеанский — 3. Ещё 18 субмарин были переданы флоту уже в годы войны.
Серия XV (проект 96)
Головная лодка была заложена 31 марта 1940 года на Горьковском судостроительном заводе, 4 февраля 1941 года спущена на воду. Всего построено 57 лодок, однако за время войны в строй вступили только 4 субмарины серии. Автором проекта был Ф. Ф. Полушкин. По его проекту лодка имела полуторакорпусную конструкцию: в булях, выполненных по аналогии с типом «Щ», разместились вынесенные из корпуса лодки балластные цистерны, освободив дефицитное пространство, улучшив обитаемость и экипаж до 28 человек. Для транспортировки лодки железнодорожным транспортом були снимались. Лодка стала двухвальной, что существенно повысило живучесть. Автономность плавания увеличилась до 15 суток, дальность плавания в надводном положении — 3000 миль, в подводном положении — 85 миль. Увеличение длины до 49,5 метра привело к увеличению надводной скорости до 14-15,5 узла, однако подводная скорость даже снизилась (с 7-8 узлов у серии XII до 7-6 узлов).
В носовой части корпуса — четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата
Тип корабля малая подводная лодка
Обозначение проекта серии VI, VI-бис, XII, XV
Скорость (надводная) 13 узлов / 14 узлов
Скорость (подводная) 7 узлов / 7,8 узла
Рабочая глубина погружения 50 м
Предельная глубина погружения 60 м
Автономность плавания 7 суток / 10 суток
Экипаж 36 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 157 т / 208 т
Водоизмещение подводное 197 т / 258 т
Длина наибольшая
(по КВЛ) 36,9 м / 45 м
Ширина корпуса наиб. 3,13 м / 3,50 м
Средняя осадка
(по КВЛ) 2,58 м / 2,85 м
Силовая установка
Дизель-электрическая, одновальная. Дизель 685 л. с. / 800 л. с., электродвигатель 235 л. с. / 400 л. с.
Вооружение
Артиллерия 45-мм пушка 21-К, 195 снарядов
Торпедно-
минное вооружение 2 носовых торпедных аппарата без запасных торпед
Подводные лодки типа С, «Средняя», «Сталинец»
Общее наименование для советских подводных лодок серий IX, IX-бис и XVI, построенных в 1936—1948 годах на базе проекта, разработанного по заказу советской стороны немецко-голландским конструкторским бюро IvS. Всего в строй вступила 41 субмарина, в том числе к началу войны было введено в строй 17 лодок, в ходе войны — 17, а ещё 7 лодок, бывших на плаву к 22 июня 1941 года, вступили в строй уже после окончания войны. 30 участвовавших в Великой Отечественной войне подводных лодок типа «С» по подтверждённым обеими воюющими сторонами данным потопили 19 судов общим тоннажем 78 942 брт, 7 боевых кораблей, в том числе одну подводную лодку, повредили 6 транспортов (27 192 брт) и 6 боевых кораблей противника. Было потеряно 15 субмарин этого типа, в том числе все три лодки серии IX.
За боевые заслуги двум подводным лодкам присвоены гвардейские звания и шесть награждены орденом Красного Знамени, в том числе С-56 была удостоена обеих наград.
Серия IX
Серия IX состояла из трёх субмарин, С-1, С-2 и С-3, которые были построены в 1934-38 годах. В течение Советско-финской войны 1939—1940 годов эти лодки совершили по два похода, во время которых было произведено суммарно две торпедные атаки. Артиллерией потоплен один транспорт и сбит один самолёт. «С-2» погибла в январе 1940 года на финской мине. 7 февраля 1940 года «С-1» награждена Орденом Красного Знамени.
Серия IX-бис
Серия IX-бис состояла из 41 субмарины. Лодки этой серии строились с 1936 по 1948 год. От лодки к лодке вносились всё новые улучшения, не имевшие глобального характера, но обусловившие некоторые различия в характеристиках кораблей.
Серия XVI
18 лодок строились цельносварными по проекту серии XVI (проект 97), но к началу войны все они находились на ранних стадиях строительства и ни одна из этих лодок не была достроена.
Лодки типа «С» относились к полуторакорпусному типу смешанной клёпано-сварной конструкции. Лёгкий корпус выполнялся сварным и простирался почти на всю длину лодки. Прочный корпус изготавливался на заклёпках.
Дизель-электрическая силовая установка подводных лодок типа «Средняя» состояла из двух дизельных двигателей надводного хода типа 1Д мощностью по 2 000 л. с., двух электродвигателей типа ПГ-72/35 мощностью по 550 л. с. при 275 оборотах в минуту и аккумуляторных батарей из 124 элементов, разделённых на две группы.
Стандартный состав экипажа субмарины типа «С» включал в себя 46 человек: 8 офицеров (командира, комиссара, старшего помощника командира, штурмана, минёра, главного механика, командира группы движения (БЧ-5) и военфельдшера), 16 старшин и 22 матросов. 1-й и 7-й торпедные отсеки были оборудованы для размещения рядового состава. Во 2-м отсеке находились каюта командира и офицерская кают-компания. В 5-м отсеке размещались камбуз и жилые помещения старшин. Система корабельной вентиляции была оборудована двумя вентиляторами, приспособленными одновременно для обслуживания аккумуляторных батарей. Численность экипажа на разных лодках была различной.
Субмарины типа «С» относились к торпедно-артиллерийским подводным лодкам. Торпедное вооружение состояло из шести торпедных аппаратов калибра 533 мм: четырёх носовых в два ряда по два аппарата, и двух кормовых аппаратов, расположенных горизонтально. Запасные торпеды хранились на специальных стеллажах: 4 шт. в первом отсеке, 2 шт. в кормовом. Приборов беспузырной торпедной стрельбы на «Сталинцах» не было.
Артиллерийское вооружение лодок состояло из орудия Б-24ПЛ калибра 100 мм, расположенного на палубе перед ограждением выдвижных устройств и орудия 21-К калибра 45 мм, которое находилось на надстройке рубки. На некоторых лодках 45-мм орудие было заменено или дополнено пулемётом ДШК калибра 12,7×108 мм. Также на лодках находились два ручных пулемёта.
Одной из причин потерь, наряду со слабой подготовкой подводников и ошибок командования, является неприспособленность «Эсок», создававшихся для действия в открытом море, к условиям сравнительно мелководной Балтики, нашпигованной, к тому же, тысячами контактных и неконтактных мин. Океанские подводные лодки немецкого типа IX, созданные на основе тех же разработок, что и тип «С», прекрасно показали себя на океанских просторах в борьбе на морских коммуникациях Великобритании и США, где в полной мере использовались скоростные и мореходные качества субмарин. Для закрытых театров Балтики и Чёрного моря «Эски» оказались слишком крупными.
Мощное артиллерийское вооружение лодок активно использовалось как для потопления кораблей, так и для обстрела береговых объектов. Так, в октябре 1941 года одна из «Щук» сообщила об активности на финских железнодорожных станциях, после чего в море была отправлена С-7, осуществившая серию артобстрелов, а на Чёрном море в конце октября 1941 года С-31 осуществляла артиллерийский обстрел немецких пехотных позиций у Перекопа. Совершённый в 1943 году межтеатровый переход (с Тихоокеанского на Северный ТВД) показал хорошую приспособленность лодок для океанских походов и действий в открытых морях. Во время стоянки «эсок» в Датч-Харборе американские моряки были удивлены высокими характеристиками лодок проекта «С» и отсутствием на борту иностранных инструкторов.
На Северном флоте «эски» внесли наибольший вклад, потопив торпедами 13 судов, тогда как лодки всех остальных типов потопили суммарно 18 судов.
В общей сложности лодки типа «Л» минами и торпедными атаками потопили 40 транспортных судов суммарным водоизмещением 93 900 брт. и 18 боевых и вспомогательных судов.
Тип корабля Средняя ДПЛ
Обозначение проекта Серии IX, IX-бис, XVI (IX-бис-2)
Разработчик проекта СКБ ЦКБС-2
Скорость (надводная) 19,5 узла
Скорость (подводная) 8,8 узла
Рабочая глубина погружения 80 м
Предельная глубина погружения 100 м
Автономность плавания 30 суток 8200 миль надводная 139 миль подводная
Экипаж 36-46 человек, в том числе 8 офицеров
Стоимость 12 млн рублей (1936-1940)
Размеры
Водоизмещение надводное 828,2 — 840 т
Водоизмещение подводное 1068,7 — 1070 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 77,75 м
Ширина корпуса наиб. 6,4 м
Средняя осадка (по КВЛ) 4 м
Силовая установка
Дизель-электрическая
Два дизеля 1Д по 2 000 л.с., два электродвигателя по 550 л.с, две группы аккумуляторных батарей по 62 элемента
Вооружение
Артиллерия 1 x 100/51 Б-24ПЛ, 200 снарядов
1 x 45/46 полуавтомат 21-К, 500 снарядов
Торпедно-
минное вооружение 6 x 533 мм ТА (4 в носу и 2 в корме), 12 торпед
Подводные лодки типа «Ленинец»
Тип советских дизель-электрических подводных лодок-минных заградителей времён Второй мировой войны. Всего было построено 25 лодок типа «Л» по четырём различным проектам (серии II, XI, XIII и XIII-бис), из них 19 — до 1941 года. Подводные лодки типа «Ленинец» входили в состав всех четырёх флотов Советского Союза и приняли активное участие в Великой Отечественной войне. Многие корабли имели собственные имена.
Серия XI (II-бис)
13 августа 1933 года было принято решение о строительстве подводных лодок для Тихоокеанского флота. 6 модернизированных лодок типа «Ленинец» были заложены с 10 апреля по 10 июня 1934 года, перевезены на Дальний Восток в 1935 году, введены в строй в 1936 году. Предполагалось изготовить лодки на заводах № 189 и № 198, по железной дороге доставить их в Комсомольск-на-Амуре и собрать на заводе № 199, однако из-за недостатка мощностей к сборке привлекли также завод № 202 (Владивосток), на котором в итоге были собраны четыре из шести лодок.
Серия XIII
Серия строилась для Тихоокеанского флота в 1935 году. Лодки XIII серии имели смешанную клёпанно-сварную конструкцию, отличавшуюся большей простотой и технологичностью. Вся лодка в целом была переработана, вплоть до минного устройства, которое было существенно модернизировано, однако при этом количество мин снизилось до 18. В корме были установлены два торпедных аппарата с запасными торпедами, артиллерийский боезапас возрос с 122 до 150 снарядов калибра 100 мм и с 250 до 500 снарядов калибра 45 мм. Лодка получила наклонный форштевень и выдвижные горизонтальные рули. Была улучшена обитаемость лодки. Увеличилась дальность плавания, а время срочного погружения сократилось до 60 секунд.
Серия XIII-1938
В 1938 году была заложена последняя и самая совершенная серия лодок типа «Ленинец». Длина была уменьшена на 2 метра во избежание задевания торпедами волнорезных щитов при стрельбе. Шумность лодки снизилась благодаря применению резиновых амортизаторов. Небольшим удлинением минных труб количество мин было восстановлено до 20. Новые дизели, 1-Д, обладавшие мощностью 2000 л. с., позволили увеличить надводную скорость до 18 узлов.
Тип корабля подводный минный заградитель
Обозначение проекта серии II, XI, XIII, XIII-1938
Скорость (надводная) 14,5 узла
Скорость (подводная) 8,3 узла
Рабочая глубина погружения 75 м
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 28 суток
Экипаж 54 человека
Размеры
Водоизмещение надводное 1025 т
Водоизмещение подводное 1312 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 78,0 м
Ширина корпуса наиб. 7,2 м
Средняя осадка (по КВЛ) 3,96 м
Силовая установка
Два дизеля мощностью каждый по 1100 л. с., два гребных электродвигателя мощностью по 600 л. с.
Вооружение
Артиллерия 1 x 102-мм/45 Б-2, 120 снарядов
Торпедно-
минное вооружение 6 носовых 533-мм ТА, (12 торпед),
2 кормовые минные трубы, 20 мин типа ПЛТ.
ПВО 1 x 45-мм/46 21-К, 500 снарядов
Подводные лодки типа К, «Крейсерская», XIV серии
Тип советских подводных лодок времён Второй мировой войны. Лодки этого типа предназначались для долгих одиночных, автономных походов к коммуникациям противника и стали самыми крупными подводными лодками ВМФ СССР в тот период. На флоте лодки получили прозвище «Катюша». Всего в 1936—1938 годах было заложено 12 лодок этого типа, из которых до начала войны ввели 6, сосредоточенных в составе Северного флота. Ещё четыре лодки Балтийского флота были поставлены на вооружение уже в ходе войны, пятая вступила в строй уже к её концу и в боевых действиях не участвовала, а ещё одна достроена так и не была. Подводные лодки типа «К» активно использовались в ходе войны на коммуникациях противника в Балтийском море и у берегов Норвегии, всего за ними числится потопленными 16 судов общим тоннажем 27 236 брт и 9 боевых кораблей противника, а повреждёнными — 2 судна тоннажем 15 979 брт и 4 боевых корабля. К концу войны уцелели шесть лодок этого типа, которые оставались на вооружении советского флота до середины 1950-х годов.
Подводные лодки типа «К» относились к дизель-электрическим, их силовая установка состояла из двух главных дизельных двигателей надводного хода типа 9ДКР мощностью 4 200 л. с. каждый, вспомогательного дизель-генератора и двух электродвигателей типа ПГ11 мощностью в 1 200 л. с. каждый. Аккумуляторные батареи лодки относились к типу «С» и состояли из четырёх групп по 60 элементов, располагавшихся в трюмах 2-го и 4-го отсеков.
Стандартный экипаж подводной лодки типа «К» состоял из 67 человек: 10 офицеров, 20 старшин и 37 матросов. 2-й отсек лодки был отведён под кают-компанию и одноместные каюты офицерского состава, а 4-й отсек — под кубрик и кают-компанию старшин, а также электрический камбуз. Рядовой состав и старшины размещались на постоянных койках в 1-м, 6-м и 7-м отсеках.
Торпедное вооружение подводных лодок типа «К» состояло из десяти торпедных аппаратов калибром 533,4 мм, шести носовых и четырёх кормовых. Шесть носовых аппаратов располагались в два ряда по три и находились внутри прочного корпуса, из кормовых аппаратов внутри прочного корпуса находились только два нижних, два других же располагались вне его, в надстройке, хотя большая часть их механизмов управления находилась внутри. Торпедные аппараты — стальные трубчатые, пневматические, обеспечивавшие безаварийный пуск торпед с глубины до 15 метров. Приборы беспузырной стрельбы на лодках отсутствовали, лишь в марте 1942 года К-1, К-2, К-3, К-21 и К-22 получили приборы беспузырной стрельбы, причём последние две — только на четыре носовых аппарата, а на надстроечные аппараты приборы не могли быть установлены в принципе
Штатный боекомплект лодки составлял 24 торпеды; 10 запасных торпед хранились в стеллажах в 1-м отсеке, ещё 4 могли храниться в пеналах под нижними торпедными аппаратами, но на практике они никогда не загружались, таким образом реальный боекомплект составлял лишь 20 торпед.
Артиллерийское вооружение лодки состояло из двух 100-мм орудий Б-24ПЛ образца 1938 года, размещавшихся на палубе спереди и сзади рубки на площадках с фальшбортами и двух 45-мм орудий 21-К образца 1933 года, находившихся на надстройке рубки. 100-мм орудия Б-24ПЛ устанавливались на одиночных поворотных станках с углом возвышения до 45°, а его максимальная дальность стрельбы составляла 21,8 км. Номинальная скорострельность орудия — 10—12 выстрелов в минуту, масса снаряда — 15,8 кг. 45-мм зенитные орудия 21-К также размещались на одиночных поворотных станках, с углом возвышения до 85°. Максимальная дальность стрельбы орудия составляла 9,145 км, а досягаемость по высоте — 4,5 км. Номинальная скорострельность орудия составляла 25—30 выстрелов в минуту, при массе снаряда в 1,41 кг. Боекомплект орудий состоял из 400 100-мм и 1100 45-мм выстрелов.
В дополнение к ним, на лодке имелось два выносных 7,62-мм пулемёта «Максим», могущих устанавливаться на вертлюжных креплениях на ограждении рубки. В 1943 году прорабатывались проекты вооружения лодок спаренными установками 12,7-мм пулемётов ДШК, одна из которых устанавливалась бы вместо носового 45-мм орудия, а другая — позади рубки, но реализованы они так и не были
Минное вооружение лодки состояло из 20 мин типа ЭП (эскадренная подлодочная). Мины размещались в минно-балластной цистерне, раcположенной в центральной части лодки, на рельсах, по которым они перемещались при помощи приводившихся электролебёдкой тросов и сбрасывались через днищевые люки. Из-за низкой надёжности минного устройства, продемонстрированной на головных лодках серии, на балтийских К-51, К-52, К-53, К-55 и К-56, достраивавшихся уже в ходе войны, минные устройства не устанавливались
Список подтверждённых побед подводных лодок типа «К» включает 25 потопленных и 6 повреждённых кораблей и судов. Лодками этого типа было потоплено 13 транспортов (26 072 брт), 3 траулера (1 164 брт), 2 сторожевых корабля, 3 больших охотника, 4 мотобота и повреждено 2 транспорта (15 979 брт), 1 тральщик, 3 мотобота
«Катюши» фактически стали первым советским проектом крейсерских океанских субмарин. Их водоизмещение (1500/2100 т) было гораздо больше, чем у немецких океанских субмарин того времени (тип IX, 1938 год, 1000/1200 т) и сравнимо с крейсерскими подлодками США (типы «Гато» и «Балао», 1940 год, 1500/2400 т). Действовавшие в суровых условиях северных морей лодки типа «К» успешно показали себя, используя для потопления судов противника и торпеды, и артиллерию, и мины.
Тип корабля Крейсерская ДПЛ
Обозначение проекта серия XIV
Разработчик проекта НИИ военного кораблестроения
Главный конструктор М. А. Рудницкий
Скорость (надводная) 22,5 узла
Скорость (подводная) 10,2 узла
Рабочая глубина погружения 80 м
Предельная глубина погружения 100 м
Автономность плавания 50 суток, 7500 км при 10,3 узлах,
подводная: 326 км на 3 узлах, 20 км на 10,3 узлах
Экипаж 67 человек, в том числе 10 офицеров
Стоимость 23 млн рублей головной корабль, 18 млн рублей последующие
Размеры
Водоизмещение надводное 1490 т
Водоизмещение подводное 2104 т
Длина наибольшая
(по КВЛ) 97,7 м
Ширина корпуса наиб. 7,4 м
Средняя осадка
(по КВЛ) 4,04 м
Подводные лодки проекта «Американский Голланд»
Проектное название Holland 602, за рубежом известные как Субмарины класса H — один из самых многочисленных классов подводных лодок в период Первой мировой войны. Проект был разработан американской компанией Electric Boat Co. Однако большинство субмарин были построены в Канаде на субсидии британской компании Vickers Limited. Субмарины использовались флотами США, Чили, Великобритании, Российской империи, СССР, Италии, Канады, Дании и Германии.
Флот Российской империи в 1916 году заказал у Канады 17 субмарин. Они были построены по модификации проекта Holland 602GF/602L на временных верфях в Барнете, в заливе Буррард, недалеко от Ванкувера. Затем лодки были разобраны, переправлены на корабле во Владивосток, затем по Транссибирской магистрали в Санкт-Петербург и Николаев, на российские верфи для окончательной сборки. В России лодки были известны как Американский Голланд . До Октябрьской революции в Россию было поставлено 11 из 17 заказанных кораблей.
К началу Великой Отечественной войны А-5, как и остальные лодки данного типа, входила в состав 6-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок Черноморского флота и базировалась в Севастополе, находясь на тот момент в текущем ремонте. 27 июля 1941 года вступила после ремонта в строй, после чего 2 августа весь 6-й дивизион перебросили в Поти (кроме А-1, не закончившей ремонт в Севастополе, и поставленной на консервацию из-за отсутствия электромоторов, а также А-4, оперативно приданной Батумской ВМБ и уже там находившейся). В ноябре 1941 года все «Американские Голланды», находившиеся на тот момент в строю, передислоцировались на кавказское побережье в Очемчири (кроме А-4, приданной Батумской ВМБ), откуда продолжали выходить в боевые походы.
К лету 1942 года подводная лодка начала действовать на коммуникациях противника, преимущественно в районах его баз и портов. Во второй половине июля подорвалась на противотральной трубке немецкой мины, получила серьёзные повреждения, но благодаря мастерству экипажа и упорной борьбе за живучесть смогла вернуться на базу.
За годы войны А-5 выполнила почти полтора десятка боевых выходов и произвела около десяти торпедных атак конвоев и одиночных кораблей противника. По уточнённым современным данным уничтожила 1 румынский транспорт (5695 брт) с грузом авиамоторов и другого имущества люфтваффе, который получил тяжёлые повреждения и выбросился на отмель (впоследствии поднят и введён в строй), и предположительно повредила 1 немецкую БДБ. Некоторые источники также относят к победам А-5 потопление ещё двух германских судов: транспорта (1309 брт) и шхуны, ранее повреждённых советской авиацией.
В целом подводные лодки типа «АГ» хорошо зарекомендовали себя благодаря надежности действия механизмов, хорошей мореходности, большей живучести и наличию спасательных средств для выхода подводников в аварийных ситуациях. Отдельные лодки находились в строю около 30 лет, вели активные боевые действия в период Великой Отечественной войны. Они по праву относились к наиболее совершенным в своем классе в период первой мировой войны.
Тип корабля Многоцелевая ДПЛ
Обозначение проекта Holland 602
Скорость (надводная) 14,5 узлов
Скорость (подводная) 10,5 узлов
Экипаж 32 человека
Стоимость $ 419 000 … $ 575 000
Размеры
Водоизмещение надводное 390 т
Водоизмещение подводное 520 т
Длина наибольшая
(по КВЛ) 46,9 м
Ширина корпуса наиб. 4,9 м
Средняя осадка
(по КВЛ) 3,8 м
Силовая установка
Дизельная, 2 шестицилиндровых дизеля M.A.N. по 300 л.с., 2 электродвигателя типа 19С по 130 л.с.
Вооружение
Артиллерия 45-мм полуавтоматическое орудие (200 снарядов) или 47-мм орудие, 1 пулемёт
Торпедно-
минное вооружение 4 носовых ТА, 8 торпед