Поражение КА в Северной Таврии

 

              Разгром 13-й советской армии в Северной Таврии

                                      Британский танк, захваченный красноармейцами под Каховкой. 1920

Смута. 1920 год.100 лет назад, 6 июня 1920 года, началась Северно-Таврийская операция. За первую неделю наступления армии Врангеля красные потеряли почти всю Северную Таврию. 

Планы и силы сторон

Реорганизовав армию в конце апреля – мае 1920 года, белое командование решило, что пора идти в наступление. Момент был благоприятным. Советское командование после ряда поражений от польской армии на Западном фронте отложило штурм Крыма. Наиболее боеспособные силы и резервы Красной Армии были отвлечены на Украину и в Белоруссию. Кроме того, забитый беженцами белый Крым был под угрозой голода, необходимо было захватить продовольственные ресурсы Северной Таврии. Русской армии Врангеля необходимы были ресурсы – люди, продовольствие и т. д., чтобы продолжать борьбу. Для этого необходимо было захватить новые области. План-максимум – Кубань и Дон, минимум – Таврию. В армии было очень мало кавалерии – всего 2 тыс. сабель (конский состав был брошен при эвакуации), орудий и пулеметов, но иного выхода, кроме как атаковать, не было.
На передовой у врангелевцев было около 25—30 тыс. бойцов, свыше 120 орудий и около 450 пулеметов. Русская армия была сведена в четыре корпуса: 1-й и 2-й армейские под командованием Александра ПавловичаК утепова и Яков Алексвндровича Слащёва, Сводный корпус Писарева и Донской корпус Абрамова. Преимуществом белогвардейцев было наличие белого Черноморского флота.

                                       А.П. Кутёпов                                                                               Я.А Слащёв.

Он поддерживал оборону полуострова и давал возможность высаживать десанты на флангах противника. В состав белого флота под командованием вице-адмирала Саблина входили 2 линкора – флагман «Генерал Алексеев» (бывший «Император Александр III») и «Ростислав», 3 крейсера, 11 эсминцев, 8 канонерок. 

Всего около 50 боевых кораблей и 150 различных вспомогательных судов. В мае 1920 года белый флот обстреливал Мариуполь, Темрюк, Геническ и Таганрог. Под Очаковом совершал рейды миноносец «Жаркий». Белогвардейцы угрожали коммуникациям между Одессой, Херсоном и Николаевом, высаживали на побережье диверсионные группы.
2 июня 1920 года Врангель поставил перед войсками боевые задачи. Корпус Слащева снимался с обороны, садился в Феодосии на корабли и высаживался в районе Кирилловки, на правом фланге. Слащёвцы должны были вызвать панику в тылу Перекопской группы противника, перехватить Мелитопольскую железную дорогу, создать угрозу Мелитополю. В дальнейшем наступать вместе со Сводным корпусом Писарева. Корпус Писарева наносил удар с чонгарских позиций на Геническ. 1-й корпус генерала Кутепова наносил удар на левом фланге, на перекопском направлении, должен был выйти к Днепру на участке от устья до Каховки. Донской корпус был в резерве в районе Джанкоя. При успехе операции донцы должны были идти от Чонгарской переправы на Мелитополь и далее к Ногайску и Бердянску. При решительном успехе Донской корпус вдоль Азовского моря пробивался на Дон. Таким образом, Врангель наносил главный удар в общем направлении на Дон, на правом фланге было сосредоточено три корпуса.
Перед фронтом армии Врангеля находились войска 13-й советской армии под командованием И. Х. Пауки (после успеха врангелевцев отстранён, армию возглавил Роберт Петрович Эйдеман).

      

13-я армия в мае 1920 года перед наступлением противника была усилена до 19 тыс. бойцов (включая 4 тыс. сабель), получила 2-ю кавалерийскую дивизию имени Блинова (из состава Конной армии Будённого). В районе Геническа оборонялась 46-я дивизия, на перекопском направлении – 52-я, 3-я стрелковые, Латышская дивизии, 85-я и 124-я стрелковые бригады. В резерве были кавдивизия Блинова и кавбригада. Также имелись отдельные небольшие части и подразделения.

Десант Слащёва и прорыв обороны 13-й армии

Время начала операции и места высадки 2-го армейского корпуса удалось сохранить в тайне. Десант узнал о месте высадки уже в море. До этого активно распространялись слухи о подготовке десантной операции в районе Новороссийска и Одессы. Кроме того, в день высадки была проведена демонстрация на левом фланге, в районе селения Хорлы. Там отряд кораблей обстрелял побережье, отвлекая внимание противника. 5 июня 1920 года десант погрузили на корабли (10 тыс. бойцов, 50 орудий и 2 броневика) в Феодосии. Через Керченский пролив флот прошёл в Азовское море и высадил слащёвцев в районе Кирилловки.  

Войска успешно высадились, несмотря на сильный шторм. Красное командование спешно выдвинуло сюда резервы, но явно недостаточные (около 2 тыс. человек). Корпус Слащёва довольно легко их опрокинул.
6 июня 1920 года армия Врангеля пошла в наступление по всему фронту. После короткой артиллерийской подготовки корпус Писарева при поддержке танков и бронепоездов пошёл вперёд. В это же время слащёвцы в тылу красных вышли к железной дороге. Атакованные с фронта и угрожаемые с тыла, красноармейцы оставили Генический укрепрайон и отступили на Рождественское. Красные потеряли несколько сот человек пленными. Врангелевцы взяли город Геническ, их бронепоезда выдвинулись к станции Рыково.
Тем временем части Кутепова штурмовали перекопские позиции. Танки и броневики уничтожали проволочные заграждения. Здесь красноармейцы оказывали ожесточенное сопротивление. Особенно стойко держались латышские стрелки. В районе селений Преображенка и Первоконстантиновка красные артиллеристы повредили несколько танков противника. Однако врангелевцы прорвали оборону противника. Красные отступали. В прорыв была направлена 2-я конная дивизия генерала Морозова (около 2 тыс. шашек).
Опомнившись после первого поражения, красные контратаковали силами двух стрелковых дивизий и кавбригады. Марковскую дивизию потеснили. Командование корпуса бросило в бой свой резерв – дроздовцев. Марковская и Дроздовская дивизии восстановили положение. В то время белая конница дошла до Чаплинки, отбивая контратаки неприятеля. Красные (новые силы) снова пошли вперёд. В районе Первоконстантиновки шёл упорный бой, белые несли тяжелые потери. 

Так, у дроздовцев погибли почти все командиры уровня батальон – рота. К ночи Первоконстантиновка осталась за красноармейцами.
7 июня упорные бои продолжались. Слащёвцы вышли на Мелитопольскую железную дорогу, захватили до 1 тыс. пленных. Корпус Писарева продолжал движение, занял ряд селений. Красные пытались контратаковать Сводный корпус с помощью дивизии Блинова (2500 сабель). Красные отбили Ново-Михайловку, но к вечеру их выбили. Дроздовцы после ожесточенного боя снова заняли Первоконстантиновку. Красноармейцы отошли к Владимировке. Дроздовская дивизия и 2-я конная дивизия преследовали противника и заняли Владимировку. Часть красной группы прижали к Сивашу в районе Владимировки. После небольшого сопротивления красные сложили оружие. В плен попало 1,5 тыс. человек. Белогвардейцы захватили 5 орудий и 3 броневика. Тем временем Марковская и Корниловская дивизии сдерживали атаки другой части Перекопской группы красных.
Таким образом, в ходе двухдневного сражения армия Врангеля прорвала оборону противника и вышла на оперативный простор. Только корпус Кутепова взял пленными 3,5 тыс. человек, захватил 25 орудий и 6 броневиков. Белогвардейцы понесли значительные потери. Однако битва продолжалась. Так, в ночь с 7 на 8 июня красная кавалерия, используя растянутое положение 3-й конной дивизии противника (пешей), прорвалась в Ново-Михайловку и захватила штаб дивизии во главе с её командиром А. Ревишиным.

                               Источник карты: Какурин Н. Е., Вацетис И. И. Гражданская война. 1918–1921

Взятие Мелитополя

9 июня 1920 года Врангель приказал Слащёву взять Мелитополь, затем направить конницу на северо-запад, угрожая тылу красной группе войск, отступающей от Сиваша. Корпус Писарева, усиленный 2-й Донской дивизией, должен был разгромить противника в районе селений Рождественское и Петровское. Войска Кутепова получили задачу выйти в район устье Днепра – Алёшки – Каховка. Донской корпус выдвигался к Ново-Алексеевке, оставаясь в резерве.
К вечеру части Слащёва вышли к Мелитополю. Корпус Писарева медленно шёл вперёд, войска Кутепова преследовали разбитого противника. 10 июня части Слащёва взяли столицу Северной Таврии – Мелитополь.

Однако затем несколько дней шли упорные бои за город. Советское командование подтянуло резервы из Александровки и всеми силами пыталось отбить город. Слащёвцам пришлось туго. Сводный корпус вёл бой со 2-й кавалерийской дивизией красных у села Рождественское. 11 июня красные снова контратаковали и отбросили кубанцев к Ново-Алексеевке. Затем в атаку пошли врангелевцы, отбросили противника на север и к вечеру заняли Рождественское. 12 июня корпус Писарева занял Петровское. В это же время кубанцы и донцы самочинно обзаводились лошадьми, реквизируя их у местных крестьян. Приказы командующего и командиров на них не действовали, грабежи не прекращались. В условиях сражения командование не могло прибегнуть к более строгим мерам. Зато Белая армия стихийным образом получила конницу, что принесло положительные результаты на передовой.
Отступая от Перекопа на Каховку, войска 13-й армии были пополнены войсками, которые шли на Польский фронт. Советское командование развернуло их для спасения 13-й армии. 10 июня в район селения Чёрная Долина выдвигались полки 15-й стрелковой дивизии (4,5 тыс. штыков и 800 сабель). Латышская и 52-я дивизии при поддержке свежей 15-й дивизии снова пошли в контратаку, отбросили белую конницу. Дроздовская и Корниловская дивизии выдержали атаки красных и стали охватывать противника, который вклинился в их позиции.

Белое командование подтянуло Марковскую дивизию и 1-ю конную дивизию. Утром 11 июня белогвардейцы ударили всеми силами. Красные не выдержали и откатились к Днепру. К вечеру белые вышли на подступы к Каховки и Алёшкам. 12 июня 1-й корпус вышел к Днепру и быстрым ударом взял Каховку. Было взято в плен 1,5 тыс. красноармейцев. Однако основные силы красных успели уйти за Днепр и уничтожили переправы. К 13 июня белые заняли позиции вдоль Днепра от устья до Каховки.
В это же время продолжались упорные бои в районе Мелитополя. Слащёв продержался, пока остальные корпуса не развили наступление, и красные, обложившие белых в Мелитополе с трёх сторон, вынуждены были отступить. Кутепов направил Дроздовскую дивизию и 2-ю конную дивизию на северо-восток, чтобы занять позиции западнее Мелитополя. Сводный и Донской корпуса развили наступление на восток. Разбитые войска советских 3-й и 46-й стрелковых, 2-й кавалерийской дивизии отступили в район Орехова. 19 июня 1920 года армия Врангеля вышла на линию Бердянск – Орехов — Днепр. Ставка Врангеля была перенесена в Мелитополь.
Таким образом, за неделю наступления Русской армии Врангеля красные потеряли почти всю Северную Таврию. 13-я советская армия потерпела тяжелое поражение (некоторые части утратили до 75% своего состава), потеряв только пленными 7—8 тыс. человек, около 30 орудий и 2 бронепоезда. Белогвардейцы захватили армейские запасы в районе Перекопа. Прорыв в богатую Северную Таврию обеспечивал Белую армию провиантом, конским составом и другими ресурсами.
Однако прорваться дальше врангелевцам не удалось. Белая армия вынуждена была остановиться. Необходимо было пополнить потери (корпус Кутепова потерял четверть состава), подтянуть тылы и закрепить занятые районы. Сказывалось отсутствие стратегических резервов и мощной конницы. Развить первый успех было нечем. Полностью уничтожить 13-ю армию не удалось. В это время советское командование спешно восстанавливало и усиливало 13-ю армию, численность которой довели до 41 тыс. бойцов (включая 11 тыс. конницы). Против Врангеля направили три новых дивизии, две бригады и конный корпус Жлобы. Готовилось контрнаступление с целью очистить от белых Таврию и Крым. Новым командармом 13-й армии был назначен И. П. Уборевич.