Русские бронепоезда. Часть II
Русские бронепоезда. Часть 2
Бронепоезда на Кавказе
В конце 1914 года в Тифлисских мастерских началось строительство четырех бронепоездов для Кавказской армии. Каждый их них состоял из полубронированного паровоза, двух четырехосных броневагонов и бронированного вагона для боеприпасов. Между собой они имели ряд отличий по типу бронировки. По распоряжению командования, вооружение этих бронепоездов должно было иметь возможность использования в полевых условиях, поэтому пушки и пулеметы устанавливались на обычных станках безо всяких переделок.
В передней части каждого броневого вагона устанавливалось по одной 76,2-мм горной пушке образца 1904 года с углом обстрела по горизонту 110 градусов. Кроме того, имелось по два пулемета Максима (по одному на борт), а при необходимости их число могло быть увеличено до шести. Для повышения огневой мощи в бортах прорезали амбразуры для стрельбы из винтовок. На тендере паровоза установили наблюдательный пост начальника поезда.
Изготовление составов закончилось в начале 1915 года и их распределили по следующим станциям: № 1 - Каре, № 2 - Алексан-дрополь, № 3 - Нахичевань и № 4 - Тифлис. Они обслуживались 1-й Отдельной Кавказской железнодорожной бригадой. Основными их задачами, согласно разработанной «инструкции начальникам бронированных поездов», были следующие:
«а). Охрана железных дорог на участках, подверженным нападениям неприятеля или враждебно расположенного населения.
б) . Для конвоирования поездов на особенно опасных участках.
в) . Для производства вблизи неприятеля небольших ремонтных работ на железной дороге.
г) . Для прикрытия рабочих отрядов, производящих вблизи неприятеля значительные работы на железной дороге.
д) . Для участия в боевых действиях войск по указанию ближайшего начальника отряда.
Бронированные поезда обеспечены броней лишь от действия ружейных и шрапнельных пуль. Против ударного действия артиллерийских снарядов поезда эти не защищены».
Командование Кавказской армии пыталось сформировать постоянные команды для своих бронепоездов, но на это требовалось разрешение Ставки. Поэтому генерал-лейтенант СВ. Вольский (главный начальник Кавказского военного округа. - Прим. автора) 6 июля 1915 года направил в Ставку следующую телеграмму:
«Для Кавказской армии оборудовано 4 бронепоезда, каждый вооружен двумя горными пушками обр. 1904 года, снабженными вращающимися безоткатными установками, и четырьмя пулеметами. При необходимости число пулеметов может быть доведено до 12.
Один из этих поездов необходимо держать в постоянной боевой готовности, для чего он должен быть снабжен особой штатной командой, состоящей из 3 обер-офицеров и 82 нижних чинов для одного бронепоезда выработан и Главкомом одобрен. Прошу согласия Вашего представить штат на утверждение Верховному Главнокомандующему».
Команда бронепоезда № 3 с командой Собственного Его Величества железнодорожного полка у состава. Лето 1916 год. Хорошо видна башня с 76,2-мм горной пушкой образца 1904 года на тендере, а на будке паровоза белый знак полка -совмещенные вензеля императоров Александра III и Николая II с короной сверху (фото из архива С. Ромадина).
Ответ от дежурного генерала при Верховном главнокомандующем генерал-лейтенанта П.К. Кондзеровского был получен довольно оперативно:
«Прошу представить [штат] на утверждение. Принципиальных возражений нет, если все формирования как в отношении матчасти, так и личного состава могут быть осуществлены средствами округа».
Однако в дальнейшем начальник управления ВОСО Ставки Ронжин высказался против постоянной команды на бронепоездах Кавказской армии. 19 августа 1915 года он направил генералу Кондзеровскому записку, в которой писал:
«Возвращая настоящую переписку по принадлежности сообщаю, что на формирование особой команды для Кавказских бронепоездов я согласиться не могу, так как кратковременная служба бронепоездов может нестись прикомандированными для этого частями специальных войск».
Данных о боевом использовании бронепоездов, построенных на Кавказе, автору обнаружить не удалось. Впоследствии бронепоезда использовались национальными армиями Закавказья. В частности, состав № 4 в 1918 году использовался грузинской армией, а № 2 и № 3 - соответственно армянской и азербайджанской.
Трофей Перемышля
При взятии Перемышля весной 1915 года русские войска захватили как минимум два австрийских бронепоезда. Причем никаких данных об этих составах в западных источниках, посвященных истории бронепоездов австро-венгерской армии, автору обнаружить не удалось. По документам Юго-Западного фронта один из бронепоездов представлял собой следующее:
«Под оборудование бронированных вагонов были использованы две австрийские полуплатформы размерами каждая 5,25 х 3 метра. На этой небольшой площади были установлены по одному орудию и по три пулемета. При взятии Перемышля бронепоезд достался нам, и был немного исправлен 6-м железнодорожным батальоном».
Вооружение имело довольно ограниченные углы обстрела: пушка в первом вагоне могла вести огонь вперед и по ходу справа, а во втором вагоне — назад и по ходу слева. Таким образом, обстрел цели, находящейся сбоку от состава одновременно из двух орудий был невозможен. Кроме того, небольшие размеры вагонов и неудачная их бронировка сильно затрудняли работу расчетов. В качестве вооружения использовались 80-мм австрийские полевые пушки М5 на специальных тумбовых установках и 8-мм австрийские пулеметы «Шварцлозе». Кроме двух бронированных вагонов, в составе бронепоезда имелся австрийский бронированный паровоз.
Типовой бронепоезд поручика Крапивникова из состава 1-го Заамурского железнодорожного батальона, разбитый у станции Рудочка в сентябре 1916 года, вид спереди. Снимок сделан летом 1916 года (фото из архива С. Ромадина).
Тот же разбитый бронепоезд Крапивникова, вид слева. Лето 1916 года. Заднюю бронеплощадку эвакуировали в январе 1916 года. Хорошо видны многочисленные снарядные пробоины в бронеплощадке и бронепаровозе (фото из архива С. Ромадина).
Однако 6-му железнодорожному батальону не удалось применить бронепоезд в боях -часть была переброшена из Перемышля на другой участок фронта. Но уже 10 мая 1915 года генерал Тихменев направил генералу Ронжину следующую телеграмму:
«Мною уже приказано ввиду ухода 6-го железнодорожного батальона из Перемышля передать бронепоезд 2-му Сибирскому железнодорожному батальону для головных отрядов».
Несмотря на довольно примитивную конструкцию, этот состав действовал весьма успешно уже в первых боях.
Так, в бою у деревни Холупки под Красным, в ночь с 11 на 12 июня 1915 года, командующий бронированным поездом 2-го сибирского железнодорожного батальона штабс-капитан Николай Кандырин, «смело выдвинул его под губительным артиллерийским и ружейным огнем, в тыл противника». Открыв огонь из всех видов оружия, состав обеспечил подготовку атаки пехотного полка «и, производя своим огнем смятение в рядах противника, дал возможность полку почти без потерь занять неприятельские окопы и захватить в плен 6 офицеров и около 600 нижних чинов».
На следующий день командир дивизии генерал Булатов доносил:
«Наступление дивизии в связи с работой бронепоезда идет успешно, поезд действует блестяще».
Осенью 1915 года бронепоезд поставили на ремонт. При этом параллельно с исправлением броневагонов, был изготовлен специальный бронированный вагон-погреб для перевозки снарядов и патронов. Кроме того, бронепаровоз австрийского производства заменили на русский серии Ов, забронированный в Одессе по проекту бронепоездов 2-й Заамурской железнодорожной бригады. Паровоз поступил в состав бронепоезда весной 1916 года.
В 1916 году, в ходе летнего наступления Юго-Западного фронта, бронепоезд находился в составе 9-й армии. К этому времени, в связи с введением нумерации бронепоездов, он получил № 7. Но из-за сильного разрушения железных дорог отступающими австрийцами, действия его в кампанию 1916 года были не слишком активными.
Бронепоезд №3с командой Собственного Его Величества железнодорожного полка на фронте. Лето 1916 года. Хорошо видно, что башня с 76,2-мм горной пушкой на тендере имела сзади броневые двери значительных размеров. Обратите внимание на запасные рельсы, закрепленные в нижней части броневагона (АСКМ).
По своей конструкции бронепоезд 2-го Сибирского желбата был самым неудачным из поездов Юго-Западного фронта. Поэтому его командиры неоднократно поднимали вопросы о модернизации состава. Например, 8 июня 1917 года его начальник капитан Жабоклицкий направил в управление ВОСО Юго-Западного фронта рапорт «О боевом и техническом несовершенстве бронированных вагонов бронепоезда № 7», в котором сообщал следующее:
«Главнейшие дефекты бронированных вагонов следующие:
1). Вследствие небольших размеров, технического несовершенства вагонов и не рационального устройства бойниц, бронепоезд № 7 крайне слабо оборудован пулеметами, имея их всего 6, что является недостатком по сравнению с другими бронепоездами, имеющими по 18-24 пулемета.
Нахождение в небольшом помещении вагона орудия и пулеметов, причем не разграниченных, крайне стесняет работу во время боя, как артиллеристов, так и пулеметчиков.
2) . При сотрясении при каждом орудийном выстреле пулеметы заклиниваются, патроны выпадают из лент, что вызывает ежеминутные задержки в действии пулеметов.
3) . При положении орудия по оси вагона, пулемет № 3 совершенно не может работать вследствие близости к хоботу орудия. Если передвинуть пулемет № 3 к передней бойнице, то в вагоне № 1 пулемет № 1 не сможет стрелять совместно с пулеметов № 3 вследствие небольшого расстояния между ними, и в вагоне № 1 правая, а в вагоне № 2 левая стороны останутся совершенно без пулеметов.
4) . При положении орудия по поперечной оси вагона, действие пулемета № 2 крайне затруднено работой артиллеристов у орудия. Таким образом, благодаря техническому несовершенству вагонов и не рациональному устройству бойниц, совместное действие всех шести пулеметов одновременно является крайне затруднительным.
5) . При неимении особого помещения для артиллерийских снарядов, таковые сложены в задней части вагона № 1 и передней вагона № 2, что крайне затрудняет работу как артиллерии, так и пулеметов.
6) . Расположение орудий обеспечивает угол обстрела только 110 град., причем оба орудия не могут обстреливать одну и ту же цель.
7) . Устройство бойниц таково, что при положении орудий по оси вагона дальность боя достигается 5 верст, а при положении поперек - 2 версты.
8) . Высота вагонов только в средней части 2,25 м, у стен же 1, 25 м, что при крайне небольших размерах вагонов стесняет действие команды.
9) . При настоящем положении орудий вся сила отдачи и все пороховые газы, и сотрясение воздуха получаются внутри вагона, что вредно отражается на здоровье команды, у части людей повреждены барабанные перепонки.
Все указанные дефекты вагонов бронепоезда № 7 с 1915 года побуждали неоднократно начальников поезда ходатайствовать о замене вагонов на более совершенные, но вследствие частой смены начальников поезда и других причин, ходатайства эти до сих пор не удовлетворены».
Вопрос о модернизации бронепоезда 2-го Сибирского желбата поднимался и на прошедшем в июне 1917 года съезде железнодорожников Юго-Западного фронта и обсуждался в секции бронепоездников. В результате, в качестве временной меры было принято решение о передаче бронепоезду № 7 «бронированного вагона от разбитого поезда», который находился в Киеве. Это была площадка типового бронепоезда проекта 2-й Заамурской железнодорожной бригады, погибшего на фронте в октябре 1915 года. Но выполнить это решение не успели.
Типовой бронепоезд № 5 3-го Заамурского желбата на фронте. Зима 1916 года. Несмотря на невысокое качество фото, хорошо виден артиллерийский каземат и передняя пулеметная установка броневагона. Обратите внимание, как тщательно состав замаскирован ветками (фото предоставил С. Залога).
В июне 1917 года бронепоезд № 7 поддерживал свои части в ходе начавшегося наступления Юго-Западного фронта. 22 июня 1917 года командир бронепоезда капитан Жабоклицкий доносил в штаб 7-й железнодорожной бригады (в ее состав входил 2-й Сибирский желбат):
«Согласно полученного распоряжения от Наштакор 41 бронепоезд 2-го Сибирского железнодорожного батальона № 7 был призван к боевому участку 74-й дивизии, и 17 сего месяца вышел на боевую позицию.
18 было [июня] получено приказание начать обстрел указанных начальством 74-й дивизии целей. Обстрел начался в 9.15, кончился в 21.35. Выпущено было 620 снарядов, и во время обстрела был обстрелян неприятельской артиллерией. 19-го поезд выходил, но по создавшейся обстановке участия артиллерией не принимал. 20-го стоял на позиции, и 3 часа обстреливал цели по указанию Начдив 74».
Однако, как известно, наступление провалилось из-за катастрофического падения дисциплины в русских войсках, и 6 июля 1917 года немцы нанесли контрудар. Потерявшие боеспособность русские части стали откатываться назад. Их отход прикрывали отдельные сохранившие боеспособность подразделения, части «смерти», казаки, броневики, бронепоезда. Среди последних был и бронепоезд № 7. Вот что об этом сообщал командир 2-го Сибирского желбата в управление ВОСО Юго-Западного фронта в рапорте от 29 июля 1917 года:
«Доношу, что согласно распоряжение Начальника штаба 41-го корпуса бронепоезд № 7 в ночь на 9 июля с.г. выступил со ст. Слобода на ст. Денисово для выяснения обстановки ввиду наступления неприятеля...
По рекогносцировке выяснилось, что ст. Денисово уже занята неприятелем, и проехать ввиду порчи выходных стрелок не представлялось возможным. По бронепоезду был открыт огонь, и на протяжении 2-х верст поезд подвергался сильному обстрелу. С поезда отвечали пулеметным и орудийным огнем, и благодаря этому наступление противника было несколько задержано.
При продвижении к ст. Слобода на перегоне, вследствие движения поездов пачками, случилось крушение, и проехать на ст. Слобода было нельзя. Ввиду наступления неприятеля паровоз бронепоезда был испорчен, прицелы и замки с орудий, затыльники и некоторые другие части с пулеметов сняты.
Бронепоезд № 3 с командой Собственного Его Величества железнодорожного полка на фронте. Лето 1916 года. Хорошо видна измененная по сравнению с «Хунхузом» конструкция установки передних пулеметов (фото предоставил С. Залога).
Около 3 часов 9 июля бронепоезд был оставлен, и команда пешим порядком отступила в сторону Микулинец».
Бронепоезд достался немцам, о его дальнейшей судьбе автор сведениями не располагает.
Бронепоезд Усть-Двинской крепости
Строительство этого бронепоезда началось в июне 1915 года силами прибывшего на фронт под Ригу 5-го Сибирского железнодорожного батальона. Причем изначально этот состав предназначался для прикрытия ремонтных работ на железной дороге. Так, в отчете о работах 5-го Сибирского желбата есть такая запись:
«4-й ротой начата постройка блиндированного вагона для рабочего поезда. Рабочий поезд в составе: один блиндированный вагон, две платформы с рельсами, три со шпалами, вагон с мостовыми брусьями и четыре вагона с булыжником, предназначенным для заполнения ряжей».
Но уже вскоре был сооружен и полноценный бронепоезд, для изготовления которого использовали три двухосных металлических полувагона и полубронированный паровоз Ов. Состав был включен в гарнизон Усть-Двинской крепости под Ригой, где он и действовал до лета 1917 года.
Кроме входивших в состав бронепоезда, у 1 и 5-й рот батальона имелось по одному двухосному металлическому полувагону с бойницами. Эти вагоны использовались для прикрытия рабочих партий батальона, занимавшихся восстановлением железных дорог на передовой.
О составе и конструкции бронепоезда можно узнать из донесения, направленного начальнику управления военных сообщений Северного фронта:
«Комиссия под председательством командира 5-го Сибирского железнодорожного батальона 28 мая 1917 года осмотрела наст. Старый Кеммерн Риго-Орловской железной дороги бронепоезд в составе паровоза, двух вагонов и одной платформы с возвышающейся на ней площадкой. В каждом из бронированных вагонов находятся три пулемета, причем в одном из вагонов бойницы для пулеметов сделаны так низко, что стрельба из них возможна лежа. На площадке платформы помещается одна 3-дм. пушка.
Польский бронепоезд "General Dowbor», состоящий из типовых бронеплощадок 2-й Заамурской бригады и бронепаровоза бывшего русского бронепоезда № 4 (конструкции инженера Балля). Лето 1919 года. Судя по конструкции передних пулеметных установок, бронеплощадки ранее входили в состав бронепоезда № 2 2-го Заамурского желбата (ЯМ).
Бронировка вагонов и платформ состоит из наружного железного листа — 4 мм, деревянной прокладки толщиною в 4 дюйма и внутреннего железного листа толщиной 5 мм, причем последний обшит досками толщиною в дюйм. Отверстия бойниц для стрельбы из винтовок закрываются железными листами толщиной 5 мм. Буксы защищены железными листами, которые прикрывают несколько более половины диаметра колес. Броня паровоза устроена так же как и у вагонов.
Площадка платформы, на которой имеется пушка, находится примерно на уровне высоты - нормального крытого вагона, имеет 4 борта и совершенна открыта.
По поезду с расстояния в 35 шагов было сделано 10 выстрелов из винтовки в обшивку боковых стенок вагона...
Комиссия пришла к выводу, что боковую обшивку вагона можно считать надежно защищающей от пробивания пуль и осколков снарядов, что же касается до крыш вагонов (дошатые, обитые толем), то таковые необходимо также забронировать или сделать соответствующие козырьки для закрытия от шрапнелей и пуль. Кроме того, листы, прикрывающие буксы, увеличить к низу для предохранения вагонных скатов при случайном попадании в них осколков снарядов.
Имея ввиду, что площадка с орудием совершенна открыта, желательно устрой-
ство над ней сплошного железного покрытия, чтобы предохранить прислугу орудия от шрапнельных пуль и осколков, и снабдить орудие щитом. Установка орудия на лафете полевого типа нецелесообразна, желательна установка орудия на тумбовом лафете с обстрелом 360 градусов.
Для пулеметов, имеющих только боковой обстрел, необходимо прорезать угловые бойницы с углом 90 градусов, что дает полную свободу обстрела как при наступлении, так и при отходе.
Все указанные работы, кроме переустройства орудия, батальон может выполнить своими средствами».
По состоянию на 31 марта 1917 года команда бронепоезда (№ 1с, с — Северный фронт) включала в себя 50 человек, из них стрелков 51-го Сибирского стрелкового полка - 37, артиллеристов Усть-Двинской крепости — 6, паровозная бригада 5-го Сибирского железнодорожного батальона — 7. На его вооружении имелось 6 пулеметов Максима, 76,2-мм противоштурмовое орудие образца 1914 года и винтовки команды.
Неоднократно делались попытки улучшить конструкцию этого состава, которые, впрочем, остались безрезультатными. Например, 4 мая 1917 года специальная комиссия осмотрела бронированный поезд 5-го Сибирского железнодорожного батальона, и составила перечень мероприятий, необходимых для приведения состава в боеспособное состояние. Прежде всего, предполагалось дополнительно защитить броней буксы колес паровоза и тендера, а также котел паровоза с передней части. Затем заменить 1,5-мм броню на вагонах 10-мм, а также установить над артиллерийским вагоном 4-скатную крышу для защиты расчета от осадков.
Польский бронепоезд «General Dowbor» -слева бронепаровоз бывшего русского бронепоезда № 4 (конструкции инженера Балля), справа типовая бронеплощадка 2-й Заамурской бригады. Лето 1919 года (ЯМ).
К лету удалось согласовать все вопросы, связанные с модернизацией состава. 4 июля 1917 года начальник ВОСО на ТВД направил в штаб Северного фронта телеграмму, в которой сообщил следующее:
«Переделка бронепоезда № 1с может быть произведена в Риге в участковых мастерских силами 5-го Сибирского железнодорожного батальона. Время ремонта - 2 недели, ввиду чего поезд может быть снят с линии и отправлен для переделки».
Неизвестно, был ли бронепоезд отправлен на ремонт, но в августе 1917 года во время взятия Риги и Усть-Двинска состав попал в руки к немцам. Возможно, он не имел паровоза, находившегося на ремонте, но может быть был просто оставлен из-за невозможности отхода. В российских архивах автору не удалось найти подробностей о потере это бронепоезда. Также автору неизвестно, использовали ли этот состав немцы или латыши.
Автор: Максим Коломиец, Главы книги "Русские бронепоезда Первой Мировой