Прибалтика в составе СССР
Миф о советской оккупации Прибалтики
Советские войска вступают в Ригу
80 лет назад, в июне 1940 года, части Красной Армии вошли в Прибалтику и заняли исконно русские земли, утраченные в ходе развала Российской империи и вмешательства великих держав Запада. Прибалтийская окраина снова стала российской.
15 апреля 1795 года Екатерина II подписала Манифест о присоединении к России Литвы и Курляндии
Это событие имело военно-стратегическое значение: в преддверии большой войны СССР укрепил северо-западные рубежи.
Подготовка к войне
В условиях большой войны в Европе Прибалтика имела стратегическое значение. Это был плацдарм, с которого Третий рейх мог нанести быстрый и сокрушительный удар по Ленинграду. Безопасность Ленинграда-Петрограда ещё со времени Российской империи зависела от ситуации в Финляндии и Прибалтике. Русская армия пролила немало крови, чтобы эти земли были включены в состав русского государства. Финскую проблему Москва решила зимой 1939—1940 гг. Пришло время Прибалтики.
Стоит отметить несамостоятельный, пограничный и буферный характер прибалтийских государственных образований: Эстонии, Латвии и Литвы. После развала Российской империи захватившие в них власть националистические либерально-буржуазные режимы проводили враждебную в отношении России политику. Эти государства в своей внешней и военной политике ориентировались на западные державы: Германию, Англию, Францию и Финляндию. В условиях приближения жесткого противостояния с Западом Советский Союз больше не мог терпеть их враждебную политику. Возможный вражеский плацдарм необходимо было так или иначе ликвидировать.
С целью предотвратить угрозу захвата гитлеровцами прибалтийских государств и нападения на СССР через их территорию советское правительство осенью 1939 года повело переговоры с правительствами этих республик по вопросу взаимной безопасности. Переговоры завершились успешно.
Были подписаны договоры о взаимной помощи: 28 сентября – с Эстонией, 5 октября – с Латвией и 10 октября – с Литвой. Москва обязалась оказать помощь прибалтийским государствам, в том числе военную, в случае нападения либо угрозы нападения со стороны какого-либо европейского государства. В свою очередь, прибалтийские страны обещали помощь СССР, если он подвергнется нападению через их территории или с балтийского направления. Договоры содержали обязательства не заключать каких-либо союзов и не участвовать в коалициях, направленных против одной из сторон соглашения.
Сразу же после заключения договоров о взаимной безопасности в Прибалтику были введены контингенты советских войск. В Эстонии стал базироваться 65-й особый стрелковый корпус, в Латвии – 2-й особый стрелковый корпус, в Литве – 16-й стрелковый корпус. В Прибалтике появились базы советской авиации и места базирования Балтийского флота.
Советские танки БТ-7 на улице Каунаса. Июнь 1940
Части советской армии в Вильнюсе
Присоединение Прибалтики
Сталин действовал очень осторожно, предпочитая действовать наверняка. Однако ситуация в мире, Западной Европе и в Прибалтике была тяжёлая. Прибалтийские власти неоднократно нарушали только что подписанные соглашения с Москвой. Многие представители местных властей, часто стоявшие на националистических позициях, были настроены враждебно в отношении русских. Когда в Эстонии, Латвии и Литве стали обустраивать советские военные базы, совершались различные провокации. Между правительствами трёх прибалтийских республик, объединённых в союз в рамках Балтийской Антанты, происходили тайные консультации. Не прекращались попытки лечь под Третий рейх. В Москве об этом знали (в том числе и от немцев, которым пока был выгоден союз с русскими), но до поры до времени эти выходки терпели.
Подходящие момент, что решить прибалтийский вопрос наступил летом 1940 года. В условиях обострения военно-политический обстановки в Западной Европе правящие круги прибалтийских государств активно искали возможность примкнуть к сильному, то есть нацистской Германии. Франция и Англия не могли вмешаться. Германии нужна была поддержка России в условиях, когда почти все дивизии были на Французском фронте. Сразу же после падения Парижа прибалтийским режимам были предъявлены официальные перечни нарушения договоров с их стороны, к ним прилагались ультиматумы. Москва поставила вопрос об удалении из правительства лиц, враждебных СССР, о снятии запретов на деятельность коммунистических партий и их доступа в парламенты и правительства. Все три республики должны были разместить дополнительные контингенты Красной Армии. Одновременно советское правительство под видом учений привело в полную готовность войска Ленинградского, Калининского и Белорусского Особого военных округов. Советские войска начали выдвижение к границам Прибалтики.
Прибалтийские лимитрофы запаниковали, бросились молить о помощи гитлеровцев.
Однако Берлину было не до них. Риббентроп даже не принял послов прибалтийских стран и их обращения в адрес Германии. Литовский президент Антлнас Сметона хотел оказать сопротивление, но против него выступила большая часть правительства и парламент.
Он сбежал в Германию, затем в США. В Эстонии и Латвии ультиматум приняли безоговорочно. 15—17 июня 1940 года в Прибалтику вошли дополнительные советские войска.
Республики были быстро советизированы. За этот процесс отвечали уполномоченные советского правительства: Андрей Александрович Жданов (Эстония),Андрей Януарьевич Вышинский (Латвия) и Владимир Георгиевич Деканозов (Литва).
На новых парламентских выборах 14 июля 1940 года победили прокоммунистические Союзы трудового народа. Они получили подавляющее большинство голосов – свыше 90%. Новые парламенты 21—22 июля провозгласили создание Эстонской, Латвийской и Литовской ССР, приняли Декларации о вхождении в состав СССР. 3—6 августа 1940 года прибалтийские республики вошли в состав Советского Союза.
О предстоящем присоединении к Советскому Союзу Эстонии, Латвии и Литвы в Берлине отлично знали. Об этом вели переписку Риббентроп и германский посол в Москве Шуленбург. По договоренности с Рейхом осенью 1939 года началась репатриация прибалтийских немцев на историческую родину. А весной в Германии несколько поспешили и издали карты, где Прибалтика была показана частью России. Британский глава Адмиралтейства Черчилль в октябре 1939 года, после падения Польши и до ввода Красной Армии в Прибалтику, отмечал, что действия русских вызваны предотвращением Россией нацистской угрозы. Москва вынуждена остановить имеющиеся планы Рейха в отношении Прибалтики и Украины.
Таким образом, Москва в условиях приближения войны очень умело использовала временный союз с Германией. Пока Гитлер был связан на Западе, а Франция и Англия были разбиты, Сталин смог возвратить российские окраины, отторгнутые от России во время смуты. Эстония, Латвия и Литва не имели автономии до революции в России. Кстати, закрепили это отторжение французы, британцы и американцы на Версальской конференции. Москва решила важнейшую национальную задачу, восстанавливая единство державы. Россия вернула исторически ей принадлежащие земли, за которые русские заплатили за многие столетия сотнями тысяч жизней. Военный и экономический потенциал страны был усилен.
Стоит отметить, что в перспективе большая часть населения Прибалтики только выиграла от этого. Проиграли только небольшие группы националистов и буржуазии, которые получали выгоду от зависимого положения своих стран. Регион из отсталой аграрной периферии Европы стал индустриально развитой частью советского государства, «витриной» СССР. А после развала СССР Прибалтика вернулась в прошлое: стала отсталой ненужной окраиной Западной Европы. Без промышленности, будущего и со стремительно вымирающим населением.
Коммунистическая демонстрация на улице Риги
Праздник в Риге по случаю принятия Латвийской республики в состав СССР. 6 августа 1940
Автор: Самсонов Александр