Раскол среди христиан

Почему произошел раскол христианства на католицизм и православие

В христианской церкви есть три степени священства. В порядке возрастания ранга это: диакон, пресвитер и епископ. Изначально, когда эта религия только появилась, епископом назывался наставник любой отдельной общины верующих. Но постепенно количество христиан росло, возникла необходимость как-то упорядочить ранги священников, поэтому епископ стал высшим чином в церковной иерархии. Потом и среди епископов выделились «первые среди равных». Вполне логично, что первенство получили главы столичных церквей. В Восточной Римской империи (она же Византия) таковым стал епископ Константинополя, а в Западной — епископ Рима.

Кадр из фильма «Падение Римской Империи», 1964 г.

                                           Кадр из фильма «Падение Римской Империи», 1964 г.

В V веке н.э. Западная Римская империя рухнула под ударами варваров. Римский епископ сохранил свой пост, но его влияние сильно уменьшилось. Разумеется, христиане Византии решили, что теперь первенство во всех церковных вопросах должно перейти к константинопольскому епископу. Его к тому времени стали именовать патриархом. Изначально этот титул не был чем-то особенным, патриархами тогда назывались и епископы других крупных общин, например Александрийской. Первым патриархом Константинополя в марте 472 г. стал Акакий, о котором почти ничего не известно.

Собор св. Софии в Константинополе, реконструкция изначального облика.

                                    Собор св. Софии в Константинополе, реконструкция изначального облика.

Кроме Рима и Константинополя, в то время были и другие крупные города, с церквями, общинами верующих и своими епископами. На место епископа (или патриарха) в них иногда претендовали несколько кандидатов. Акакий вмешался в один из таких споров и поддержал своего ставленника в Александрии — Петра Монга. Но это сильно не понравилось епископу Рима, ведь соперника Монга, Иоанна I, продвигал именно он. Римский Папа созвал на собор 77 епископов и отлучил на нём Константинопольского Патриарха от церкви.

Золотой триенс с профилем Флавия Зенона. V в. н.э.

                                               Золотой триенс с профилем Флавия Зенона. V в. н.э.

Однако Акакий, которого поддерживал сам византийский император Флавий Зенон, уходить с поста не захотел. Так возникло первое в истории разделение между Западной и Восточной христианскими церквами. Несмотря на то, что Акакий умер в 489 г., противостояние продлилось до 518 года, пока очередной Патриарх Константинополя не помирился с Папой Римским. Следующий серьёзный конфликт возник через три с половиной столетия. В 858 году одновременно в Риме и Константинополе во главе церкви становятся яркие амбициозные личности: Николай I и Фотий.

Защитники икон от иконоборцев в Византии VIII века. Картина современного художника.

                           Защитники икон от иконоборцев в Византии VIII века. Картина современного художника.

К этому времени соотношение сил между Западной и Восточной ветвями христианской церкви изменилось кардинально. Византию сотрясают споры между сторонниками различных толкований религиозных догматов (монофизитство, арианство, иконоборчество), императоры стремятся полностью подчинить себе церковь, из-за этого власть Патриарха слабеет. А вот в Риме ситуация стабилизируется, с VIII века цари франков оказывают папскому престолу своё покровительство, и власть Римского Папы усиливается.

            Папа Римский Николай I на гравюре Нового времени.                                                                              Папа Римский Николай I на гравюре Нового времени.

Через 5 лет после своего избрания Николай I ставит вопрос о подчинении церквей на Балканах, которые раньше относились к зоне влияния Константинополя. Фотий отказывается передать эти епархии под власть Рима. Тогда Николай I поднимает вопрос о незаконности избрания Фотия на пост Патриарха и в 867 г. отлучает его от церкви. Фотий отвечает тем же.

      Современная икона св. Фотия, Патриарха Константинопольского.                                                   Современная икона св. Фотия, Патриарха Константинопольского.

Всё могло закончиться как в прошлый раз, после смерти основных участников событий. Но к этому моменту между западной и восточной ветвями христианства накопилось слишком много различий, некоторые из которых воспринимались верующими как весьма существенные. Например, подчинение светской власти. После принятия Римской империей христианства при императоре Константине I, глава церкви традиционно подчинялся власти императора в нецерковных вопросах. Но после падения Западной Римской империи, светской власти над епископами Рима не стало. Поэтому отношения светских и церковных властей на Западе были иными, чем византийские. В результате западные христиане считали восточных священников рабами светской власти, а с точки зрения восточных христиан, западные «князья церкви» были надменными и властолюбивыми.

       Кадр из сериала «Молодой Папа», 2016 г.                                                     Кадр из сериала «Молодой Папа», 2016 г.

К IX веку накопились и другие различия. На западе богослужение велось на латыни, на востоке — на греческом языке. Причастие мирян в восточной церкви производили вином и хлебом, в западной только хлебом. Кроме того, в западной церкви хлеб для причастия использовался пресный, а в восточной — дрожжевой. Поэтому ссора между Патриархом и Папой Римским стала поводом для ожесточённых споров между церковными деятелями. В 861 году был созван «двукратный собор». Его так называют потому, что на самом деле церковных соборов в этот год было два, на каждом из них доминировали представители одной из сторон конфликта, и решения этих соборов, конечно же, не совпали. Раскол между церквями стал реальностью.

     Парагвайская почтовая марка, посвящённая встрече Патриарха Афинагора и Папы Римского Павла VI. 1964 г.                        Парагвайская почтовая марка, посвящённая встрече Патриарха Афинагора и Папы Римского Павла VI. 1964 г.

Но в то время добрая воля в конечном итоге возобладала, стороны смогли договориться и следующие два века христианская церковь оставалась формально единой. Противоречия стали критическими в середине XI века. Опять Папа Римский и Патриарх взаимно отлучают друг друга. Казалось бы, ничего нового, но на этот раз стороны не торопятся мириться. А через полвека начинается Первый крестовый поход. Лишь в 1964 г.

Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск

                                            Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск

Патриарх и Папа решили изменить ситуацию, в следующем году взаимное отлучение католиков и православных было снято Папой Римским Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором. Но разделение церковных иерархий и разница в вопросах веры между ними сохраняется до сих пор.