Константинопольский мирный договор 1700 года

  

    Константинопольский мир. Победа России в Приазовье

Константинопольский мир. Победа России в Приазовье

                                            Корабль «Крепость» на гравюре Адриана Шхонебека
320 лет назад, 14 июля 1700 года, заключён Константинопольский мир. Победа в Русско-турецкой войне. Возвращение России Азова и Приазовья.

Крымские походы

Правительство царевны Софьи Алексеевны (управляла Россией в 1682—1689 гг.) продолжило курс на восстановление позиций Русского государства в Причерноморье.

Такая политика отвечала национальным интересам: военно-стратегическим, экономическим. С другой стороны, Софья и её фаворит князь Василий Васильевич Голицын проводили политику сближения с Западной Европой.

     

В 1684 году была создана Священная лига: союз Священной Римской империи (во главе с австрийским императором), Речи Посполитой и Венеции против Турции. Союзники планировали изгнать османов из Европы. Могущественная Османская империя уже была в кризисе, но ещё сохраняла позиции великой военно-морской державы. Поэтому к союзу решили привлечь дополнительные силы – Россию.
В 1684 году начались переговоры о присоединении России к Священному союзу. Однако дело тормозилось из-за позиции Польши. Москва выразила готовность выступить против Порты, но требовала официальной уступки Киева со стороны поляков. Понятно, что польская сторона уступать не желала. Два года шли переговоры, только в апреле 1686 года был заключён Вечный мир между Россией и Речью Посполитой.  

Польша признавала за русскими Левобережную Украину, Киев, Запорожье, Смоленск и Чернигов. Поляки получали выкуп за Киев. Правобережная часть Малороссии оставалась под властью польской короны. Польские власти обязались предоставить православным свободу вероисповедания. Москва разрывала мир с Турцией и Крымским ханством, вступала в антитурецкий союз.
Таким образом, Россия сблизилась со странами Западной Европы на почве антитурецкой политики. В дальнейшем этот союз стал основой для русско-польского союза против Швеции. В 1687 и 1689 гг. Василий Голицын дважды водил русскую армию на Крым, но без особого успеха. Сказывалось отсутствие тыловой опорной базы снабжения вблизи полуострова. Местность между владениями России и Крымским ханством была давно опустошена («Дикое поле»).

Крымские войска использовали тактику выжженной земли. Степь поджигали, колодцы отравляли. Большая русская армия из-за нехватки фуража, воды и начавшейся эпидемии вынуждена была поворачивать назад. 

Азов

В 1689 году царица Софья была свергнута сторонниками царевича Петра. Правительство Нарышкиных пришло к власти во многом на волне критики неудачных походов на Крым, поэтому первые годы война, по сути, была прекращена. Сам молодой царь был занят различными забавами, в том числе военно-морскими. Боевые действия продолжали только запорожцы. Однако Пётр Алексеевич довольно быстро понял, что Россия, страна древних морских традиций, имеет крайне ограниченный выход к морю. На северо-западе выход к Балтике закрыла Швеция. Всё Причерноморье с устьями Кубани, Дона, Днепра, Буга, Днестра и Дуная удерживали Турция и Крымское ханство. Только на побережье Белого моря, за сотни вёрст от основных жизненных и экономических центров Русского царства, у большой державы имелся единственный порт – Архангельск.
Ещё великий русский царь Иван Грозный понял необходимость прорыва к Балтике либо к Чёрному морю. Правда, реализовать эту труднейшую задачу не смог. Осознал необходимость прорыва к морю и молодой Пётр. Государь поставил первой задачей внешней политики Москвы выход к Азовскому и Чёрному морям. Пётр решил изменить направление главного удара: атаковать не Крым, а Азов в устье реки Дон и приднепровские крепости османов.

Направление ударов было верным: при победе Россия получала устья Дона и Днепра, выход в Азовское и Чёрное моря. В 1695 году Пётр повёл одну армию на Азов, а вторую воевода Шереметев — в низовья Днепра. Азов взять не смогли. Сказывались ошибки командования и отсутствие флота. Османский гарнизон не был блокирован с моря и постоянно получал подкрепления и припасы. Русской армии пришлось отступить. Шереметев воевал успешно: отвоевал у противника несколько крепостей.
Пётр быстро учился и провёл работу над ошибками. Он развернул масштабную работу по созданию флотилии. Большую часть военных и транспортных судов строили в районе Воронежа и в селе Преображенском под Москвой. Мобилизовали плотников, кузнецов и работных людей по всей России. Мастеров вызвали из Архангельска, Вологды, Нижнего Новгорода и других городов и мест. Привлекли солдат, стрельцов, казаков, пушкарей и крестьян. Сюда же со всех концов страны везли материалы: лес, пеньку, смолу, железо и пр. Зимой строили части кораблей и судов, весной их собирали на Воронежской верфи.

Построили первые два парусных 36-пушечных корабля, свыше 20 галер и т. д. В итоге в центре Русского царства исключительно в короткие сроки и вдали от моря был сформирован «морской воинский караван» — первое боевое соединение возрождённого русского флота. Одновременно укрепили и увеличили вдвое сухопутные силы. Для перевозки подготовили до 1500 транспортов (стругов, барок, лодок и пр.).
23 апреля 1696 года первый транспортный эшелон начал движение вниз по течению Дона. За ними пошли и другие боевые и транспортные суда. В мае русские войска осадили Азов.

При этом был разбит турецкий морской конвой с подкреплениями и боеприпасами. Русские корабли отрезали турецкую крепость от помощи с моря. Турки направили к Азову довольно сильную эскадру, однако османы не решились вступить в бой. Крепость была лишена помощи с моря, что сыграло важную роль в её падении.

 

Через некоторое время положение турецкого гарнизона стало безнадежным, 18 июля 1696 года османы капитулировали. Всё течение Дона стало открытым для русских судов

Создание Азовского флота и победа

После потери Азова Порта не пожелала смириться с поражением, война продолжалась. Чтобы удержать важный стратегический пункт и развить наступление, России требовались сильная армия и флот. Осенью 1696 года Боярская дума постановила: «Морским судам быть…» Началось создание регулярного морского флота. Пётр ввёл специальную корабельную повинность, которая распространялась на землевладельцев и купцов. Страна была мобилизована на создание флота. Одновременно развивались смежные отрасли: производство леса, железа, пушечное дело и т. д. По программе царя планировалось построить 52 корабля с 25—40 орудиями каждый (затем их количество увеличили ещё на 25). Возводились новые верфи. Фактически Воронеж стал колыбелью русского флота. К 1699 году большинство кораблей построили.
Правда, их качество было далеко от совершенства. Землевладельцы, объединенные в группы — «кумпанства», заботились о формальном решении задачи, не имели опыта в подобных делах, что отрицательно влияло на качество кораблестроения. Поэтому от строительства кораблей кумпанствами стали отказываться. Землевладельцам разрешали делать денежный взнос, а корабли сооружали на казённых верфях. Так, в Воронеже создали Адмиралтейский двор. В 1700 году учредили Приказ адмиралтейских дел, позднее Адмиралтейств-коллегия. То есть произошла централизация в деле строительства флота. Надежда на иностранных специалистов оправдалась только частично. Многие из «мастеров» оказались авантюристами и обманщиками, приехали только за деньгами.
Пётр принял активное участие в Великом посольстве 1696—1697 гг., искал новых союзников в борьбе с турками. Но в Западной Европе в это время готовились к Войне за испанское наследство. Турция, истощенная войной и рядом тяжелых поражений, пошла на переговоры. В январе 1699 года был подписан Карловицкий мир. Австрия получила Венгрию и Трансильванию, Польша вернула часть Правобережной Украины, Венеция закрепила за собой Морею и Далмацию. Россия заключила с турками двухлетнее перемирие. Пётр в этой время увлёкся новой целью – прорывом на Балтику. В Европе формировалась новая коалиция – антишведская. Русский царь принял самое активное участие в создании Северного союза: России, Дании, Польши и Саксонии против Швеции.
В Константинополь для переговоров был направлен опытный дипломат, глава Посольского приказа Емельян Игнатьквич Украинцев.                  600

Его посольство было направлено морем. Летом 1699 года из Азова в Таганрог, первую военно-морскую базу Азовского флота, пришли корабли «Скорпион», «Растворённые врата», «Сила», «Крепость», «Благое соединение» и несколько галер. На борт «Крепости» прибыл русский посол. 14 августа русская эскадра под началом адмирала Фёдора Алексеевича Головина снялась с якоря.

       

За четверо суток корабли миновали Азовское море и подошли к Керченскому проливу. После некоторой задержки турки дали разрешение на проход в Чёрное море. Русская эскадра вернулась на базу, а «Крепость» взяла курс на Стамбул. 7 сентября в столице Турции против дворца султана встал русский корабль. Появление у русских флота в Азовском море вызвало большое удивление в Константинополе.
Мирные переговоры длились около года. Порта наотрез отказалась дать России выход к Чёрному морю. При этом западные послы, к примеру, английский и голландский, поддерживали в этом вопросе Турцию.

3 июля 1700 года в Стамбуле (Константинополе) Емельян Украинцев и великий визирь османского султана Николай Маврокордато обменялись текстами трактата о перемирии между Русским государством и Османской империей.

     

Перемирие было заключено на 30-летний срок, что обеспечивало Москве свободу действия на Балтике. По этому соглашению России отошёл Азов с прилегающими территориями, крепости Таганрог, Павловск и Миус. Турецкие укрепления в Приднепровье уничтожались. Уже в конце лета 1700 года по указанию Петра в стране начали подготовку к войне со шведами. Целью первого удара была выбрана крепость Нарва. Подписанный в столице Порты мир обеспечил мир на южной границе и ознаменовал начало нового этапа в истории России.

Это была победа России. Азов с окрестностями (10 часов конной езды) отходил к России как новые крепости: Таганрог, Павловск (ныне Мариуполь), Миус. Россия возвращала Турции земли в Поднепровье, но территория подлежала демилитаризации. Россия получала дипломатическое представительство в Константинополе равное с другими европейскими державами. Москва освобождалась от старой традиции уплаты дани Крымскому ханству. Но проход русских кораблей в Чёрное море был закрыт. Соглашение обеспечивало нейтралитет Османской империи в готовящейся войне со Швецией.

Предыстория Константинопольского мира

Первой крупной внешнеполитической проблемой, с которой пришлось столкнуться Петру, была война с Османской империей (она шла с 1676 года). 

Крымские татары продолжали бесконечные рейды за «живым товаром» на русские пограничные земли и Левобережную Украину. Поляки (союзники России в войне с Турцией), также получали татарские удары, и боялись, что турки разгромив австрийцев под Белградом, нанесут удар по их территории. Король польский и великий князь литовский Ян III Собеский упрекал Москву в бездействии.

      

Он угрожал заключить с Портой сепаратный мир и разорвать союз с Россией. Такой расклад был для России очень опасен – поляки могли вспомнить о претензиях на Киев и Смоленск.
Пётр деятельно принялся готовиться к войне. Осенью 1694 г. были проведены манёвры – Кожуховский поход. Был составлен план операции, он основывался на опыте прошлых кампаний. Турки уже привыкли, что главный удар идёт с Днепра, а с Дона идут отвлекающие диверсии. Поэтому было решено армию направить, как и раньше к Новобогородицку. Но дальше армии следовало идти не к Перекопу, а на поднепровские турецкие крепости. В результате Россия оказывала содействие союзникам, отрезая Крымское ханство от Балканского полуострова и отвлекая внимание противника. Одновременно вторая армия должна была спуститься по Дону и взять Азов. Расчёт строился на внезапности нападения. Для быстроты движения не взяли даже тяжёлых пушек. Командующим 100 тыс. днепровской армией был назначен Борис Петрович  Шереметев.

      

Вторая (донская) армия была меньше – около 30 тыс. человек, но в неё царь отобрал лучшие полки. Азов для того времени был очень сильной крепостью. Его защищало около 100 орудий и 3 оборонительные линии: земляной вал с широким рвом и палисадом, каменная крепость с 11 башнями и внутренний замок. Кроме того, выше по Дону было два укрепления (башни), которые перекрывали реку цепями и пушками.
С самого начала похода начались трудности. Пётр вместо одного главнокомандующего назначил «консилию» из Лефорта, Головина и Гордона.  

Хотя у Головина военного опыта не было, а боевые навыки Лефорта были ограничены уровнем младшего офицера. Разведку провалили, подойти к крепости внезапно не смогли. Много времени ушло на споры. В результате турки узнали о походе и успели подготовить крепость к обороне. 27 июня 1685 г. к крепости подошёл авангард под командованием Гордона. Через неделю подтянулись основные силы. Головин встал на правом фланге, Гордон в центре, Лефорт на правом. Обстрел не причинил серьёзного вреда стенам. Турки делали вылазки, в степи сосредотачивалась татарская конница, не пропуская обозы с припасами. Осада велась бестолково. Царь действовал, как мальчишка, сам палили из пушек, рыл траншеи, всё это перемежалось шумными попойками. 15 июля турки сделали успешную вылазку, ударив стык войскам Лефорта и Гордона, погибло до 600 солдат. Только донские казаки действовали всерьёз. Они захватили башни перекрывающие Дон с 21 орудием.
Армия Шереметева действовала медленно, но верно. 26 июля его армия подступила к крепости Кезы-Кермен. Она имела каменные стены с 30 орудиями и сильный гарнизон во главе с Амир-беем. Снаружи крепость поддерживали татарские конные отряды. Шереметев соорудил укреплённый лагерь, отгородившись от степи. Крепость обложили земляными укреплениями, артиллерийскими батареями. Турки сделали вылазку, но их разгромили и загнали обратно. 27 июля началась бомбардировка крепости, одновременно рылись минные подкопы. 30 июля взрыв мины пробил огромную брешь в стене. Турки капитулировали. Так, почти без потерь была захвачена крепость, много пленных и различного имущества. В других турецких укреплениях началась паника. Из Аслан-Кермена турки бежали в Очаков. Запорожцы и отряд солдат захватили Таван, укрепление на острове. Гарнизон предпочёл сбежать.
5 августа русские войска атаковали Азов. Возражения Гордона о недопустимости штурма без проломов в стенах, без достаточного количества штурмовых лестниц были оставлены без внимания. Бутырский и тамбовские полки захватили угловой бастион, но дивизия Головина запоздала с атакой. Турки этим воспользовались и перебросили подкрепления соседних участков. Русские войска были выбиты. Штурм обошёлся в 1,5 тыс. погибших. Только после этого провала было решено начать правильную осаду, начать минные подкопы. Турки продолжали делать вылазки, минные подкопы обнаружили и взорвали. Начали рыть новые, их завершили 20 сентября. Штурм назначили на 25 сентября, из двух мин сработала только одна. Ворвавшийся в пролом Лефортовский полк турки смогли выбить. Ночью ударили заморозки. 27 сентября решили уходить, выступили 2 октября. Шли по степям, под осенними дождями, с ночёвками на морозе. 18 октября был «великий снег». В результате тысячи солдат остались в степи навсегда, тысячи стали инвалидами. Азовский поход завершился катастрофой.
Шереметев по-прежнему действовал успешно – взял крепости Мустрит-Кермен и Мубарек-Кермен. Стены была разрушены и войска ушли на зимние квартиры. Надо отметить, что на Западе поход на Днепр был расценен как значительный успех.

                                                                                                       Автор:  Самсонов Александр